Античная мифология в хрониках нарнии лев колдунья. Образы античной мифологии в книге К.С

  • 03.03.2020

Кто был королем в Нарнии, всегда останется королем Нарнии.

Словарик будет под морем, еще не доработанный.

ВАКХ , Бромий, Бассарей, Овен - имена Диониса, в греческой мифологии бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства,
виноделия, сына Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. Однажды, во
время плавания по Эгейскому морю Диониса похитили морские разбойники
и заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами
упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту и
паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты,
бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. Везде на
своем пути Дионис обучает людей виноградарству и виноделию. В
шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с
жезлами, увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на
своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое"
они славили Диониса-Бромия ("бурного", "шумного" и били в тимпаны.
Диониса отождествляли также с египетским богом солнца Амоном,
священное животное Амона - баран (овен).


ВУРДАЛАК , оборотень - в славянской мифологии человек-оборотень,
обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка.

ГНОМЫ - в мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные
существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с
ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой, носят
длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. В недрах земли
гномы хранят сокровища - драгоценные камни и металлы; они искусные
ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т.п. Обычно
гномы дают людям добрые советы, но бывают и враждебны им (особенно
черные гномы).

ДЖИННЫ - .в мусульманской мифологии духи, часто злые. Согласно
мусульманской традиции джинны созданы Аллахом из бездымного огня и
представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом.
Они могут приобретать любую форму и выполнять любые приказания.

ДОМОВОЙ - в восточнославянской мифологии дух дома. Представлялся
в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как
небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. От доброжелатель-
ного или враждебного отношения домового зависело здоровье скота.
Домовой нередко сближался с нечистой силой и, по по верьям, мог
превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу или
лягушку.

ДРИАДЫ - в греческой мифологии нимфы, покровительницы деревьев,
некоторые из них рождались и гибли вместе с деревом. Считалось, что
сажающие деревья и ухаживающие за ними пользуются особым
покровительством дриад.

ЕДИНОРОГ - мифическое животное (в ранних традициях с телом быка,
в более поздних с телом лошади, иногда козла), именуемое по наиболее
характерному признаку - наличию одного прямого длинного -рога на
лбу. В средневековой христианской традиции единорог рассматривается
как символ чистоты и девственности. В русских "азбуковниках" 16-17
вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный
коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога
приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям
единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем).

КЕНТАВРЫ - в греческой мифологии дикие существа, полулюди-
полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и
невоздержанностью, но некоторые кентавры, например Хирон, воплощают
мудрость и благожелательность, воспитывают героев греческих мифов.

КИКИМОРА - в восточнославянской мифологии злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу, враждебна мужчинам.
Может вредить домашним животным, в частности, курам.

http://dragons-nest.ru/glossary/img/hecate.jpg КОЛДУНЬИ , ведьмы - в мифологии и народных поверьях женщины,вступившие в союз с дьяволом (или другой нечистой силой) ради обретения сверхъестественных способностей.

ЛЕШИЙ - в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение
леса, как враждебной человеку части пространства. Леший - хозяин
леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со
звериными атрибутами - рогами, копытами.

МИНОТАВР - в греческой мифологии чудовище-человекобык, жившее на
Крите. Находился в подземном лабиринте, куда ему ежегодно приносили
в жертву семь юношей и девушек. Афинский царевич Тесей добровольно
отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавру,
убил чудовище, и с помощью нити влюбленной в него царской дочери
Ариадны выбрался из лабиринта.

НАЯДЫ - в греческой мифологии нимфы источников, ручьев и родников, хранительницы вод. Купание в их воде исцеляет от болезней.

НИМФЫ - в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил: рек, морей, источников, озер, болот, гор, рощ, деревьев. Иные из них смертны, как например нимфы деревьев -они неотделимы от дерева, в котором обитают. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее.

ОБОРОТНИ

САТИРЫ - в греческой мифологии демоны плодородия, входившие в
свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с
лошадиными или козлиными копытами, с лошадиными хвостами, лошадиными
или козлиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Они
забияки, любят вино.

СИЛЕНЫ - в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение
стихийных сил природы. Входят в свиту Диониса, уродливы, курносы,
толстогубы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они
славятся задиристым нравом и страстью к вину. Изображаются сидящими
на осле и потягивающими вино из меха.

СИРЕНЫ - в греческой мифологии демонические существа, полу-
женщины-полуптицы, унаследовавшие от матери-музы божественный голос.

ТРИТОН - в греческой мифологии морское божество, сын Посейдолна. Он обитает в глубинах моря в золотом доме. Морские существа тритоны любят резвиться и дуть в раковины.

УПЫРЬ - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных.

ФАВН - в римской мифологии бог лесов, полей, пастбищ, животных. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Министерство образования и науки Российской Федерации БОУ г. Омска «Гимназия № 85» Античная мифология в Хрониках Нарнии «Лев,колдунья и платяной шкаф»
Выполнили: Исабекова Алина, Сафарова
Милена
ученица 5 -1 класса
БОУ «Гимназия № 85»
5-1 класса
Руководитель:
Ногина Л. В., учитель русского языка и
литературы

Введение

Актуальность темы: исследования состоит в том, что проблема мифологизма в «Хрониках
Нарнии» Льюиса ещё не остановилась предметом комплексного системного изучения в
отечественной науке, несмотря на значительную популярность творческого наследия этого
британского писателя.
Новизна работы состоит в междисциплинарном подходе, который заключается в изучении
поставленной проблемы в литературоведческом, лингвистическом и философском аспектах, а
также в исследовании роли мифа на сюжетном, персонажном и идейном уровнях
художественного мира «Хроник Нарнии».

Цель проектной работы состоит в том, чтобы сравнить мифических и художественных персонажей.

Задачи:
- определить каким способом мифологические
сюжеты у К.С. Льюиса преобразуются в
художественные;

Миф это…

В Древние времена:
- подобен религии;
- толковался как подлинное событие;
- служил предметом для подражание.
В наше время:
-интерпретируется как «сказка», выдумка, вымысел;
- вымысел выполняющий ту или иную функцию;
- благодаря мифу, человек обнаруживает
рациональность и взаимосвязь всего происходящего в
жизни

Творчество К. С. Льюиса. История создания книги «Лев, колдунья и платяной

«Хроники Нарнии» начались задолго до их написания.
Образ фавна, гуляющего в по зимнему лесу с зонтиком и
свёртками под мышкой, преследовал Льюиса с 16 лет.
Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь
преподавателя древних языков в Школе святого Павла.

Страну Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе
Древнего мира, когда учил латынь, готовясь
к поступлению в Оксфорд. Нарния - латинское название
города Нарни в Умбрии.
Географический прототип, вдохновивший Льюиса,
вероятнее всего, находится в Ирландии, в деревеньке
Ростревор на юге графства Даун.

Образы античной мифологии в книге К. С. Льюиса «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и платяной шкаф»

Фавн Тумнус-британский джентельмен
Имеет «странное,но приятное
личико», вьющиеся волосы, карие
глаза, короткую бородку, рожки на
лбу, оттопыренные уши,
красноватую кожу, покрытые
чёрной шерстью козьи ноги,
раздвоенные копыта, длинный
хвост, и рост лишь немногим
выше, чем Люси Певенси.
Несмотря на зиму и снег, ходит с
голым торсом, хотя и в шарфе и с
зонтом.
В античной мифологии Фавн (Пан)- дух или
божество лесов и рощ, бог пастухов и
рыбаков в греческой мифологии
Это веселый бог и спутник Диониса, всегда
окружен лесными нимфами, пляшет с ними и
играет им на свирели. Считается что Пан
обладал пророческим даром и наделил этим
даром Аполлона.

Кентавр

Кентавры были в армии Аслана, когда
народы Нарнии сражались против Белой
колдуньи в битве у брода Беруны.
Кентавры очень мудрые и знающие
существа. Очень часто они становятся
прорицателями, звездочётами и
целителями.
Кентавры всегда были на стороне
Аслана, а короли уважали их и часто
обращались к ним за советом и помощью.
Обитатели гор и лесных чащ, сопровождают
Диониса и отличаются буйным нравом и
невоздержанностью. Предположительно,
кентавры первоначально были воплощением
горных рек и бурных потоков В героических
мифах одни кентавры являются
воспитателями героев, другие - враждебны
им.

Дриады и Наяды

У Льюиса это духи стихий, которые хранят
мир и гармонию в Нарнии. Выходят из леса
по первому зову Аслана в день создании
Нарнии. В Нарнии дриады, наяды и менады
пробуждаются тогда, когда сама земля решает
проснуться, - чтобы принять активное
участие в происходящем.
В античной мифологии дриады – это в
античной мифологии лесные нимфы,
покровительницы деревьев. Считалось, что
дриады неотделимы от дерева, с которым
связаны и умирают, когда умрет дерево.
Наяды - божества в греческой мифологии,
были нимфами водных источников - рек,
ручьёв и озёр.

10. Великаны(гиганты)

У Льюиса, Великан Рамблбаффин, очень
воспитанный и тактичный, знающий
светский этикет, из семьи с традициями
Гигантами в античной мифологии чудовищные великаны, рожденные богиней
земли Геей от капель крови бога неба Урана.
Титаны восстали против олимпийских богов,
были побеждены ими с помощью Геракла и
низвергнуты в глубь земли.

11. Минотавры

В армии Белой Колдуньи
присутствовали минотавры. Они
служили Белой колдунье и пришли к
Каменному столу, откликнувшись на её
призыв. Они стали свидетелями смерти
Аслана, а затем участвовали в битве у
брода Беруны.
В древнегреческой мифологии Минотавр чудовище с телом человека и головой быка,
жившее в лабиринте на острове Крит.
Минотавр, настоящее имя которого было
Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса.
Его отцом был бык, вышедший из моря.

12. Другие мифологические существа упоминающиеся в книге

Сирены-морские существа, олицетворявшие
собой обворожительную, но коварную
морскую поверхность, под которой
скрываются острые утёсы и мели,
полуженщины-полурыбы или полуптицы.
Тритон – древнегреческий бог, вестник
глубин, сын Посейдона и Амфитриты, отец
всех тритонов
Единорог-существо, символизирует
целомудрие, в широком смысле духовную
чистоту и искания. Представляют его в виде
коня c одним рогом, выходящим изо лба.

13. Миф и реальность в книге Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф»

Переходы из реального мира в фантастический и обратно совершаются:
- без каких-либо усилий со стороны героев
-очень быстро, буквально в доли секунды, и потому незаметно для самих детей
Выполнение высшего предназначения, совершение подвига
Духовное перевоплощение

14. Заключение

Книга учит читателя не только как
нравственно вырасти, над собой или
жизненными обстоятельствами, а еще тому,
что в реальной жизни всегда есть место чуду и
волшебству. И это касается не только детей,
ведь, как писал автор «Но когда-нибудь ты
дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь
читать сказки».

«Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, занимающие верхние строчки большинства списков лучших книг всех времен и народов, - загадочное явление, ключ к которому до сих пор не найден. Попробуем разобраться, как их читать.

По своей основной специальности был историком литературы. Бóльшую часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде, а под конец возглавил созданную специально для него кафедру в Кембридже. Помимо пяти научных книг и огромного количества статей, Лью­ис опубликовал восемь книг в жанре христианской апологетики (передачи о ре­лигии на Би-би-си в годы Второй мировой сделали его известным по всей Британии, а «Письма баламута» - в Европе и США), духовную автобиографию, три пове­сти-притчи, три научно-фантастических романа и два сборника сти­хов. Как и в случае с Льюисом Кэрроллом, Джоном Р. Р. Толкином и многи­ми другими «детскими» писателями, для детей, которые принесли Льюи­су мировую из­вестность, были для него далеко не самым важным из напи­санного.

Главная трудность «Нарний» - в невероятной разнородности материала, из ко­торого они собраны. Особенно это заметно на фоне художественных книг Джо­на Толкина, ближайшего друга Льюиса и товарища по литературному сооб­ще­ству «Инклинги», перфекциониста, крайне внимательного к чистоте и строй­ности тем и мотивов. Толкин работал над своими книгами годами и десятиле­тиями (большинство так и не были закончены), тщательно шлифовал стиль и внимательно следил за тем, чтобы в его до деталей продуманный мир не про­никли посторонние влияния. Льюис писал быстро («Нарния» создавалась с конца 1940-х по 1956 год), мало заботился о стиле и валил в одну кучу разные традиции и мифологии. Толкин не любил «Хроники Нарнии», видя в них ал­легорию Евангелия, а аллегоризм как метод был ему глубоко чужд (он не ус­тавал отбиваться от попыток представить «Властелина колец» как аллегорию, в которой Война за кольцо - это Вторая мировая, а Саурон - это Гитлер).

Аллегоризм действительно не чужд Льюису, и все же видеть в «Нарниях» про­стой пересказ библейских историй - значит предельно их упрощать.

В первой части цикла присутствуют Дед Мороз (Father Christmas), Снежная ко­ролева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из древнегреческой мифоло­гии, бесконечная зима - из скандинавской, английские дети - прямиком из ро­манов Эдит Несбит, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дубли­рует евангельскую историю предательства, казни и воскресения Иисуса Христа. Чтобы разобраться в том, что же такое «Хроники Нарнии», попробуем разло­жить их сложный и разноплановый материал на разные слои.

Путаница начинается уже с последовательности, в которой следует читать «Хроники Нарнии». Дело в том, что публикуются они вовсе не в том порядке, в котором были написаны. Книга «Племянник чародея», где рассказыва­ется о сотворении Нарнии, появлении там Белой колдуньи и происхождении платяного шкафа, была написана предпоследней, а первой появилась «Лев, колдунья и платяной шкаф», которая сохраняет значительную часть очарова­ния первоначальной истории. В такой последовательности она опубликована в самом дельном русском издании - пятом и шестом томах восьмитомного собрания сочинений Льюиса, - и с нее начинаются и большинство экраниза­ций книги.

После «Льва, колдуньи и платяного шкафа» следует «Конь и его мальчик», затем «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», затем приквел «Племянник чародея» и, наконец, «Последняя битва».

Всплески интереса к «Хроникам Нарнии» в последние годы связаны с голли­вудскими экранизациями серии. Любая экранизация неизбежно смущает по­клонников литературного первоисточника, но здесь неприятие фанатами но­вых фильмов оказалось куда острее, чем в случае «Властелина колец». И дело, как ни странно, даже не в качестве. Экранизацию книг о Нарнии затрудняет тот самый аллегоризм, или, точнее, притчевость, страны Аслана. В отличие от «Властелина колец», где гномы и эльфы - это прежде всего гномы и эльфы, за героями «Нарний» часто отчетливо проступает второй план (когда лев - это не просто лев), а потому реалистичная экранизация превращает полную наме­ков притчу в плоский экшен. Гораздо лучше фильмы Би-би-си, снятые в 1988–1990 годах, - с плюшевым Асланом и сказочными говорящими зверями: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», «Покоритель зари» и «Серебря­ное кресло».


Откуда что взялось

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их написа­ния.

Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые - и не без некоторого страха - вплотную столкнулся с детьми, общаться с кото­рыми не умел. В 1939 году в его доме под Оксфордом жили несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказ­ки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рождающуюся историю необходимо записать. Иногда общение оксфордских профессоров с детьми оканчивается подобным образом.

Люси

Прототипом Люси Певенси считается Джун Флюэтт, дочь преподавателя древних языков в Школе святого Павла (ее закончил Честертон), в 1939-м эвакуированная из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса. Джун было шестнадцать, и Льюис был ее любимым христианским автором. Однако, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что известный апологет К. С. Льюис и хозяин дома Джек (так его называли дру­зья) - одно и то же лицо. Джун поступила в театральное училище (причем обучение ей оплатил Льюис), стала известной театральной актрисой и ре­жиссером (ее сценический псевдоним - Джилл Реймонд) и вышла замуж за внука знаменитого психоаналитика сэра Клемента Фрейда, писателя, радиоведущего и члена парламента.

Посвящены же «Нарнии» крестнице Льюиса - Люси Барфилд, приемной дочери Оуэна Барфилда, автора книг по философии языка и одного из бли­жайших друзей Льюиса.

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» списан с внешне мрачного, но доброго внутри садовника Льюиса, а его имя - аллюзия на строку Сенеки, переведенную Джоном Стадли (по-английски его зовут Puddleglum - «угрю­мая жижа», у Стадли было «стигийская угрюмая жижа» про воды Стикса): Льюис разбирает этот перевод в своей толстен­ной книге, посвященной XVI веку.

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего мира, когда учил латынь, готовясь к поступлению в Оксфорд. Нарния - латинское название города Нарни в Умбрии. Небесной покровительницей города считается бла­женная Лючия Брокаделли, или Лючия Нарнийская.

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью. Он говорил, что «небеса - это Оксфорд, перенесенный в сере­дину графства Даун». По некоторым данным, Льюис даже называл брату точное место, ставшее для него образом Нарнии, - это деревенька Ростревор на юге графства Даун, точнее склоны Моурнских гор, откуда открывается вид на ледниковый фьорд Карлингфорд-Лох.

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из «Льва и колдуньи» стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, готовивший его к поступлению в Оксфорд. А вот хроника «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биогра­фией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в девять лет, и это было для него сильнейшим ударом, приведшим к потере веры в Бога, вернуть кото­рую он смог только к тридцати годам.


Как «Хроники Нарнии» связаны с Библией

Аслан и Иисус

Библейский пласт в «Нарниях» был наиболее важным для Льюиса. Творец и правитель Нарнии, «сын Императора-за-морем», изображен в виде льва не только потому, что это естественный образ для царя страны говорящих зверей. Львом от колена Иудина в Откровении Иоанна Богослова назван Иисус Христос. Аслан творит Нарнию песней - и это отсылка не только к библейско­му рассказу о сотворении Словом, но и к творению как воплощению музыки айнуров  из «Сильмариллиона» Толкина.

Аслан появляется в Нарнии в Рождество, отдает свою жизнь, чтобы спасти «сына Адама» из плена Белой колдуньи. Силы зла убивают его, но он воскре­сает, потому что стародавняя магия, существовавшая до сотворения Нарнии, гласит: «Когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама смерть отступит перед ним».

В финале книги Аслан является героям в образе агнца, символизирующего Христа в Библии и раннехристианском искусстве, и приглашает их отведать жареной рыбы - это аллюзия на явление Христа ученикам на Тивериадском озере.

Шаста и Моисей

Сюжет книги «Конь и его мальчик», рассказывающей о бегстве мальчика Шасты и говорящего коня из страны Тархистан, которой правит тиран и где почитаются ложные и жестокие боги, в свободную Нарнию, - аллюзия на историю Моисея и исхода евреев из Египта.

Дракон–Юстас и крещение

В книге «Покоритель зари, или Плавание на край света» описывается вну­треннее перерождение одного из героев, Юстаса Вреда, который, поддавшись алч­ности, превращается в дракона. Его обратное превращение в человека - одна из ярчайших в мировой литературе аллегорий крещения.

Последняя битва и Апокалипсис

«Последняя битва», заключительная книга серии, рассказывающая о конце старой и начале новой Нарнии, представляет собой аллюзию на Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В коварном Обезьяне, совращающем жителей Нарнии, заставляя их поклониться лже-Аслану, угадывается пара­доксально изложенный сюжет об Антихристе и Звере.


Источники «Хроник Нарнии»

Античная мифология

Хроники Нарнии не просто наполнены персонажами античной мифологии - фавнами, кентаврами, дриадами и сильванами. Льюис, хорошо знавший и лю­бивший античность, не боится разбрасывать отсылки к ней на самых разных уровнях. Одна из запоминающихся сцен цикла - шествие освободившихся из‑под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена, предводительствуемое Асланом в «Принце Каспиане» (соединение довольно рискованное с точки зрения церковной традиции, считающей языческих богов бесами). А в самый возвышенный момент в финале «Послед­ней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, относящаяся к прежней как прообраз к образу, профессор Керк бормо­чет про себя, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Плато­на… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»

Средневековая литература

Льюис знал и любил Средневековье - и даже считал себя современником скорее древних авторов, чем новых, - а всё, что знал и любил, старался использовать в своих книгах. Неудивительно, что в «Нарниях» множество отсылок к средневековой литературе. Вот только два примера.

В «Бракосочетании Филологии и Меркурия», сочинении латинского писателя и философа V века Марциана Капеллы, рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе с львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов; готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана. А пробу­ждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» - латинского аллегорического сочинения Алана Лилльского, поэта и богослова XII века.

Английская литература

Основной специальностью Льюиса была история английской литературы, и он не мог отказать себе в удовольствии поиграть с любимым предметом. Главные источники «Нарний» - два лучше всего изученных им произведения: «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Потерянный рай» Джона Мильтона.

Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера. Она пытается соблазнить Эдмунда восточными сладостями, а Дигори - яблоком жизни точно так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом (совпадают даже детали - бубенцы на экипаже Белой колдуньи достались ей от Дуэссы, а Зеленая колдунья из «Серебряного кресла», как и Ложь, оказывается обезглавлена своим пленником).

Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, - отсылка к колдуну Архимагу из книги Спенсера, создающему ложную Флоримеллу; тархистанцы - к спен­серовским «сарацинам», нападающим на главного героя, Рыцаря Алого креста, и его даму Уну; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса - к падению и ис­куплению Рыцаря Алого креста;
Люси сопровождают Аслан и фавн Тумнус, как Уну у Спенсера - лев, единорог, фавны и сатиры.

Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей». Там на серебряном троне в подземном царстве восседает Прозерпина. Особенно интересно сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея» - тем бо­лее что этот сюжет не имеет библейских параллелей, но близок соответствую­щему сюжету из «Сильмариллиона» Толкина.


«Код Нарнии», или Как объединены семь книг

Несмотря на то что Льюис не раз признавался, что, начиная работать над пер­выми книгами, не планировал серию, исследователи давно пытаются разгадать «код Нарнии», замысел, объединяющий все семь книг. В них видят соответ­ствие семи католическим таинствам, семи степеням посвящения в англикан­стве, семи добродетелям или семи смертным грехам. Дальше всех пошел по этому пути английский ученый и священник Майкл Уорд, предположив­ший, что семь «Нарний» соответствуют семи планетам средневековой космо­логии. Вот как:

«Лев, колдунья и платяной шкаф» - Юпитер

Его атрибуты - царственность, поворот от зимы к лету, от смерти к жизни.

«Принц Каспиан» - Марс

Эта книга об освободительной войне, которую ведут коренные жители Нарнии против поработивших их тельмаринцев. Важный мотив книги - борьба с узур­патором местных божеств и пробуждение природы. Одно из имен Марса - Mars Silvanus, «лесной»; «это не только бог войны, но также покровитель лесов и полей, а потому идущий войной на врага лес (мотив кельтской мифологии, использованный Шекспиром в «Макбете») - вдвойне по части Марса.

«Покоритель Зари» - Солнце

Помимо того что край света, где восходит солнце, - это цель странствия ге­роев книги, она наполнена солнечной и связанной с солнцем символикой; лев Аслан также является в сиянии как солярное существо. Главные антаго­нисты книги - змеи и драконы (их в книге целых пять), а ведь бог солнца Аполлон - победи­тель дракона Тифона.

«Серебряное кресло» - Луна

Серебро - это лунный металл, а влияние Луны на приливы и отливы связывало ее с водной стихией. Бледность, отраженный свет и вода, болота, подземные моря - основная стихия книги. Обитель Зеленой колдуньи - это призрачное царство, населенное потерявшими ориентацию в пространстве большого мира «лунатиками».

«Конь и его мальчик» - Меркурий

В основе сюжета - воссоединение близнецов, которых в книге несколько пар, а созвездием Близнецов управляет Меркурий. Меркурий - покровитель рито­рики, а речь и ее обретение - также одна из важнейших тем книги. Мерку­рий - покровитель воров и обманщиков, а главные герои книги - конь, ко­торого похитил мальчик, или мальчик, которого похитил конь.

«Племянник чародея» - Венера

Белая колдунья очень напоминает Иштар, вавилонский аналог Венеры. Она соблазняет дядюшку Эндрю и пытается соблазнить Дигори. Сотворение Нарнии и благословение зверей населять ее - торжество производительного начала, светлой Венеры.

«Последняя битва» - Сатурн

Это планета и божество несчастливых происшествий, и крах Нарнии происходит под знаком Сатурна. В финале великан Время, который в черновиках прямо именуется Сатурном, восстав ото сна, трубит в рог, открывая путь в новую Нарнию, как круг времен в IV эклоге Вергилия, завершаясь, приближает эсхатологическое Сатурново царство  .


Что все это значит

В такого рода реконструкциях много натяжек (особенно с учетом того, что Льюис отрицал наличие единого плана), но популярность книги Уорда - а по ней даже сняли документальный фильм - свидетельствует о том, что искать в «Нарниях» отсылки ко всему, чем Льюис с огромным увлечением занимался как ученый, - занятие крайне благодарное и увлекательное. Более того, внимательное изучение связей ученых штудий Льюиса с его художествен­ными сочинениями (а кроме сказок о Нарнии он написал аллегорию в духе Джона Беньяна, подобие романа в письмах в духе Эразма Роттердамского, три фантастических романа в духе Джона Мильтона и Томаса Мэлори и роман-притчу в духе «Золотого осла» Апулея) и апологетикой показывает, что так заметная в Нарниях мешанина - не недоработка, а органичная часть его метода.

Льюис не просто использовал образы европейской культуры и литературы в качестве деталей для украшения своих интеллектуальных конструкций, не просто пичкал сказки аллюзиями, чтобы удивить читателей или под­миг­нуть коллегам. Если Толкин в своих книгах о Средиземье конструирует на основе германских языков «мифологию для Англии», Льюис в «Нарниях» переизобретает заново европейский миф. Европейская культура и литература были для него живым источником восторга и вдохновения и естественным строительным материалом, из которого он создавал всё им написанное - от лекций и научных книг до проповедей и фантастики.

Эффектом такого свободного и увлеченного владения материалом оказывается возможность говорить языком сказки об огромном количестве довольно серь­езных вещей - и не просто о жизни и смерти, но о том, что находится за чер­той смерти и о чем в столь любимые Льюисом Средние века решались говорить мистики и богословы.

ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ МИФОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ В СКАЗКЕ «ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ» BORROWING FROM MYTHOLOGY AND CHRISTIAN SYMBOLS IN THE STORY "THE LION, THE WITCH AND THE

Даглдиян А. С.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

National Economy and Public Administration

Аннотация: Статья посвящена сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф». Показано, что эта книга несет в себе глубокий философский смысл и отвечает на многочисленные вечные вопросы. Так же, сказка содержит много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.

Ключевые слова: Сказка, миф, добро, зло, выбор.

Annotation: Article is devoted to the fairy tale "The Lion, the Witch and the Wardrobe." It is shown that this book has a deep philosophical meaning and answers numerous eternal questions. Just tale contains many allusions to Christian ideas accessible to young readers form.

Key words: Fairy tale, myth, good, evil, choice.

«Лев, колдунья и платяной шкаф» - первая книга серии «Хроники Нарнии», выпущенная в 1950 году. Автор - английский писатель, Клайв Стейплз Льюис. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. «Хроники Нарнии» содержат много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.

Для создания своего мира Льюис обращается к древневосточной, античной, германо-скандинавской, славянской, средневековой европейской, христианской традициям.

«Лев, Колдунья и Платяной шкаф» повествует о четырёх детях Пэвэнси - Питере, Сьюзен, Эдмунде и Люси. Их отправляют к другу семьи профессору Дигори Керку из-за бомбёжек Лондона. Во время игры в прятки Люси прячется в Платяном шкафу, через который попадает в Нарнию, где знакомится с фавном Тумнусом. Фавн взят из римской мифологии. Верховный фавн - бог лесов, полей, пастбищ, животных. Он ей рассказывает, что Нарния находится под властью злой Белой Колдуньи. Вернувшись к братьям и сестре, Люси рассказывает, где была, однако они ей не верят. Позже она во второй раз попадает в Нарнию. За ней идет следом Эдмунд. Однако он встречает Белую Колдунью и её слугу -Могрима. Слуга Белой колдуньи волк Могрим восходит к скандинавскому Фенриру - громадному волку, сыну бога Локи и великанши Ангрбоды. Легенда повествует, что пока Фенрир был маленьким, боги держали его у себя. Боги решили посадить Фенрира на цепь, но тот вырос таким сильным, что рвал любые цепи, которые надевали на него под предлогом испытания его силы. Тогда карлики-цверги по просьбе богов сделали волшебную цепь из звука кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Цепь получилась тонкой и легкой. Волчонок не сумел порвать цепь и остался сидеть на ней.

По пророчеству, перед концом мира он сорвется с цепи. Колдунья угощает Эдмунда заколдованным Рахат-Лукумом и подчиняет мальчика себе. Она приказывает ему привести всех четырех детей ей в замок. Позже все четверо детей попадают в Нарнию, обнаруживают, что Тумнуса забрала полиция (это Эдмунд повторил колдунье рассказ Люси и тем самым выдал фавна). Детей встречает мистер Бобр и рассказывает о том, что Аслан уже в пути, а значит, начинает сбываться древнее пророчество о том, что придет Аслан, кончится Долгая зима и четыре человека станут правителями Нарнии. Долгая зима позаимствована из скандинавской мифологии, в которой существует «Фимбулвинтер», которая предшествует концу мира. Во время рассказа Эдмунд сбегает и направляется к замку Белой Колдуньи. А Питер, Сьюзен, Люси и Бобры отправляются к Аслану. По дороге их встречает Санта-Клаус и вручает им подарки, которые должны им помочь: Питеру - меч и щит, Сьюзен лук, стрелы и рог, Люси - кинжал и волшебное снадобье, капля которого излечивает от любой болезни и любых ран. Дети встречаются с Асланом у Каменного Стола, средоточия магии в Нарнии и с его помощью вызволяют Эдмунда из плена Белой Колдуньи. Аслан посвящает Питера и Эдмунда в рыцари и нарнийцы начинают готовиться к битве. Но Джадис желает забрать душу предателя Эдмунда себе по Законам Древней Магии. Аслан и колдунья вступают в переговоры, и предатель оказывается спасён. Никто, кроме Люси и Сьюзен так и не узнал, что Великий Лев был убит за предателя Эдмунда на Каменном Столе воскрес по Законам «Ещё более Древней Магии». Аслан и девочки появляются только в конце битвы, но именно они приносят победу и укрепляют боевой дух воинов. Люси излечивает волшебным эликсиром тяжело раненных воинов и своего брата, который окончательно исцеляется не только от ран, но и от своих дурных наклонностей, которые как мы узнаём, он перенял у «мальчишек из плохой компании». Дети остаются в Нарнии и становятся её королями и

королевами - Питером Великолепным, Эдмундом Справедливым, Сьюзен Великодушной и Люси Отважной. Они забывают о мире, из которого пришли, но однажды уже взрослые братья и сёстры устраивают охоту за белым оленем, исполняющим желания, и случайно натыкаются на нарнийский фонарь и дверцу платяного шкафа. Влекомые оленем, Пэвенси пробираются сквозь еловую чащу и попадают в ту самую комнату и в тот самый момент, с которого начиналось их путешествие.

Основным источником создания произведения для Льюиса стало, конечно, Евангелие. Недаром его книгу иногда называют детским христианским катехизисом.

Льюис пишет о "царственном и миролюбивом и в то же время печальном" взгляде Аслана, что он был "добрый и грозный" одновременно. Золотистое сияние гривы Аслана, о котором постоянно упоминает автор, ассоциируется с золотом нимба. В Нарнии именем Аслана клянутся, герои произносят: "Во имя Аслана", "Асланом тебя прошу", а отшельник даже восклицает "Аслане милостивый!" Из следа Аслана берет начало ручеек, что напоминает многочисленные средневековые легенды об истечении источников. Великий Лев своей песней создает Нарнию и дает ее жителям основную заповедь: "И все любите друг друга". Он определяет, что Нарнией могут управлять только сыновья Адама и дочери Евы. Все это является перифразом соответствующих строк Книги Бытия (Быт. 1, 2627). Заповеди, которые дает Аслан нарнийцам, идут от заповедей Моисея и Нагорной проповеди. Аслан требует от жителей своей страны любви, смирения и покаяния. Он осуждает любую попытку переложить свою вину на кого-то другого.

Поведение Аслана имеет чёткие параллели с евангельским образом Христа. Великий Лев никому не навязывается, не старается понравиться, его поступки зачастую выходят за рамки справедливости в обычном понимании этого слова. Аслан испытывает героев сверх необходимости,

сознательно провоцируя их. Особенно строг он с Люси, которая на первый взгляд кажется нам его любимицей. Он сурово восклицает: «Сколько же ещё раненых должно погибнуть из-за тебя?!», когда Люси с тревогой смотрит в лицо едва живому брату, после того как она исцелила его чудесным эликсиром. Аслан прощает Эдмунду предательство, ни разу не упрекнув его, но с удовольствием слушает покаяния Питера и Сьюзен, виновных в куда меньших проступках. Читатель, знакомый с христианством, непременно вспомнит евангельское «...и от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Аслан не торопится спасать Нарнию, оставив её на сто лет во власти Белой Колдуньи, он никогда никого не хвалит и не делает комплиментов, никогда не выражает свою любовь к своему народу каким-то широким, понятным абсолютно каждому жестом. Одно из немногих свидетельств его любви к своему творению, подвиг самопожертвования, становится известным Сьюзен и Люси как бы случайно. Но величие Аслана становятся мощным отстраняющим фактором - дети ни одной секунды не видят в нём обычного льва, которого можно было бы в чём-то укорить. Даже его беззащитная голова, лишённая густой гривы, кажется девочкам красивой после нескольких мгновений жалости и ужаса. Герои Льюиса мучаются сомнениями в выборе правильного пути - внешность зачастую оказывается обманчива, и далеко не все поступки можно однозначно оценить, но Аслан редко помогает героям разрешить эти вопросы. Он вообще появляется на страницах книги нечасто, не всегда показывается в своем истинном облике и предпочитает говорить загадками, как и Сын Божий. Ибо только избранные могут услышать Слово Божье: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат" (Мф. 13, 16).

Герои Льюиса в конце концов совершают правильный выбор. Но если человек сам не желает видеть истины, если он запер себя в темнице

своего воображения, то никто, даже Бог, не в силах ему помочь. "Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули" (Мф. 13, 15). Увидеть чудо по Льюису невозможно, сначала не поверив в него. Более того, даже попасть в Нарнию вооружившись земной логикой и запланировав заранее, невозможно.

Льюис оказывается не только ортодоксальным христианином, но и в остальном остаётся консерватором: он осуждает новые школы, в которых не изучают классическую философию, Закон Божий и хорошие манеры. Свои возмущения по данному поводу автор вкладываетв уста профессора Дигори Керка: «И чему только учат в нынешних школах....».

Список литературы:

1. К. С. Льюис, «Хроники Нарнии», М.: Стрекоза-Пресс, 2006.

2. Большакова О. Хроники Льюиса. Газета «Новый Завет», 2004, №

3. Дашевский Г. Клайв Стейплз Льюис. Журнал «Weekend» , 2008. № 18 (64).

4. Карпентер Х. Джон Р. Р. Толкин - биография. Пер. с англ. А. Хромовой под ред. С. Лихачевой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

5. Курий С. Льюис, Нарния и распятый Лев. Журнал «Время Z», 2006, № 02.

6. Кошелев С. Клайв Стейплз Льюис и его «Страна чудес». Предисловие к книге «Хроники Нарнии» Льюис К. С.; Пер. с англ. - М.: СП " Космополис", 1991.

7. Кротов Я. Вступительная статья к романам К. С. Льюиса «За пределами безмолвной планеты» и «Пепеландра». Клайв Стейплз Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. За пределы безмолвной планеты. Пепеландра. Фонд имени Александра Меня, Библия для всех, 2003.

В этот раз компании Fox 2000 Pictures и Walden Media объединили свои усилия, чтобы сделать продолжение киноэпопеи не менее блестящим, чем ее начало - объединив в нем все то, что дорого сердцу многочисленных поклонников книг и фильмов. Поддавшись волне предпраздничного настроения, мы решили освежить в памяти историю происхождения великой кино саги, столь полюбившейся российскому кинозрителю.

После выхода в широкий кинопрокат первой части кино цикла «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» в 2005 году, картина сразу же получила высокую оценку мировых кинокритиков и была удостоена множества кинонаград: кинолента получила «Оскар» за лучший грим, была признана лучшим семейным фильмом, а также самым вдохновляющим фильмом 2005 года (награда «Movieguide Faith & Values Awards»). Лента была снята по мотивам первой книги Клайва Льюиса из цикла «Хроники Нарнии». Вышедшие в свет с 1950 по 1956 гг. и считавшиеся долгое время одними из самых любимых читателями и ярких литературных произведений, книги Льюиса разошлись тиражом более 100.000.000 экземпляров на более чем 50 различных языках. По сюжету мама отправляет четверых детей (Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси) из подвергающегося бомбежкам Лондона в деревню, к старому профессору — другу семьи. В его доме дети обнаруживают таинственный платяной шкаф, посредством которого они попадают в сказочную страну Нарнию, где обитают говорящие животные и фантастические существа. Кастинг занял долгое время - изначальный отбор начался в 2002 году, когда режиссер картины Эндрю Адамсон просмотрел две тысячи пятьсот видеозаписей, прослушал тысячу восемьсот детей, провел тренировочные сессии с четырьмястами, и лишь после долгих отборочных этапов, наконец-то встретился с четырьмя финалистами на главные роли детей Пэвенси. Съемки проходили в Новой Зеландии, Польше и Чехии и заняли чуть более 8 месяцев.

В 2008 г. вышел второй фильм: « », ставший одним из самых популярных фильмов того года. По сюжету Нарнию завоевали жестокие тельмаринцы, загнавшие коренных жителей в дремучие леса и неприступные горы. Принц Каспиан, на глазах которого его дядя, узурпатор Мираз, творит бесчинства, решается протрубить в Волшебный Рог, благодаря чему Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси — герои далёкого прошлого — ещё раз оказываются в своём бывшем королевстве. Перед ними стоит сложная задача — спасти Нарнию. Режиссер картины Эндрю Адамсон решил взяться за адаптацию книг Льюиса в порядке их издания. «Учитывая, что актеры взрослеют, у нас потом не будет шанса снять эту часть», - объяснял свой выбор режиссер картины. «Принц Каспиан» - это вторая опубликованная книга из цикла «Хроники Нарнии» и четвертая в хронологическом порядке создания автором. Книга «Конь и его мальчик», законченная весной 1950 года и опубликованная в 1954,— первая книга, которая не является прямым продолжением предыдущей. Время действия романа — период правления Пэвенси в Нарнии, период, который начинается и оканчивается в книге «Лев, Колдунья и Платяной шкаф».

Опубликованный в 1952 г., «Покоритель зари или Плавание на край света» - грандиозный, эпический приключенческий роман, стал третьим в состоящем из семи книг цикле «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса. Действие сюжета разворачивается спустя примерно три нарнийских года после событий, описанных в предыдущем романе «Принц Каспиан». Во время отсутствия двух старших из детей Пэвенси, двое младших, Люси и Эдмунд вместе со своим кузеном обнаруживают в доме своих английских родственников картину, на которой изображен «Покоритель зари», величественное судно, похожее на большого дракона. Через эту картину дети снова попадают в Нарнию, где их ждут великие приключения.

Из второго фильма Бен Барнс вновь исполнит роль Каспиана. Британский комедийный актер Саймон Пегг озвучит Рипичипа, храброго и отчаянного мышонка, а голосом Лайама Нисона вновь заговорит всемогущий правитель Нарнии, Лев Аслан. И снова помимо людей на экране появится ряд оригинальных существ, в том числе загадочные существа, называемые Охлотопами, созданные благодаря сочетанию живого движения и компьютерной анимации, работой над которой руководит режиссер визуальных эффектов Ангус Бикертон («The Da Vinci Code”, “Angels and Demons”).

Основные съемки фильма «Хроники Нарнии. Покоритель Зари» начались в штате Квинсленд, Австралия, 27 июля 2009 г., где осуществлялся полностью весь процесс производства, занявший 90 дней. Павильонные съемки проводились в нескольких киносъемочных павильонах студии Warner Roadshow в Голд Коуст. На морском мысе Кливленд Пойнт был создан заглавный персонаж фильма, величественный Покоритель Зари. После съемок под открытым небом, конструкцию высотой 140 футов и весом 125 тон разобрали более чем на пятьдесят элементов и отвезли обратно на студию, чтобы снимать дальше в павильоне. Процесс съемок завершился в ноябре 2009 г. В то время как первая книга Льюиса о Нарнии, «Лев, колдунья и платяной шкаф», возможно, является самой известной и популярной в этом цикле, многие поклонники его творчества отмечают, что «Покоритель зари или Плавание на край света» - это лучший из всех семи романов.

Оказаться вместе с главными героями на «Покорителе зари», отправиться в плавание на край света и разделить с ними восторг и трепет перед необыкновенным волшебством вы сможете во всех кинотеатрах страны с 10 декабря 2010.

«В мире Нарнии есть почти все мифологические существа, когда-либо придуманные» — рассказывает Ричард Тейлор. — «И реализовать все это — невероятный вызов». При создании существ использовалась как компьютерная графика (например, ноги Тумнуса компьютерные, во время съемок МакАвой ходил в ядовито зеленых штанах с зелеными точками), так и куклы и грим. Куклы были механизированные с радиоуправлением. Одним из примеров механизированной куклы является минотавр, во время съемок три человека управляли мимикой (первый - челюстью и губами, второй - глазами и веками, третий - ушами и ноздрями), также внутри самой куклы находился актёр.

Но, не все животные и существа — ненастоящие. В фильме присутствуют и настоящие животные, но с ними возникали проблемы. Создатели картины хотели доставить 12 оленей в Новую Зеландию, которые бы тянули за собой сани Белой Колдуньи. Однако Министерство Земледелия выступило против данной затеи, мотивируя свое решение Ку-лихорадкой, от которой страдают многие особи североамериканских оленей. Данная болезнь легко может передаваться от животных к людям. В результате пришлось сделать компьютерных оленей.

На дизайн нарнийских вещей оказала влияние мифология, которую Льюис позаимствовал с древнегреческих времен, и внес, тем самым, разноообразие в свой сказочный мир. Так, например, на многих предметах есть изображения яблони (которая была посажена в начале Нарнии для защиты от Белой Колдуньи.), а на щите Питера изобразили льва.