Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства

  • 01.05.2019

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Дисциплина: Разное
Тип работы: Курсовая
Тема: Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

Введение……………………………………………………………………...........3

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа………………....6

1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства…………...…………..6

1.2. Философия декоративно-прикладного искусства………………………….9

2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время……………..13

2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства…………………...13

2.2. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…..16

2.3. Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин \"декоративно-прикладное искусство\" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду - дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях - театрах, галереях, музеях. Все - от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания - несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт. Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными. А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства

Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств.1

Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л.Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племне ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а коренящийся в самой природе цели характер. В отношении назидания эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно стало первым учителем народов». К этому следует добавить, что тождество народа и его культуры означает его самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его мышления. Художественный образ, сопутствующий произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому применительно к народам с первозданно сохранившимся ДПИ можно утверждать, что ребенка с самого рождения начинают воспитывать немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет такой области обихода, тем более у народов, чей уклад пока не очень восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное наблюдение за устоявшимися формами воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности.

У славян, продолжающих жить в контексте природы (деревни, хутора и т.д.) и сохраняющих свой привычный уклад, это воспитание происходит при помощи окружающего мира, оформленного не только в «понятиях», как у техногенного общества, но и в знаково-символическом пространстве – своеобразном преломлении через декор, орнамент и мозаику, заложенные в предметах обихода, в одежде, в укладе жизни, в вечно живущих и бережно хранимых заповедях, которые передаются из века в век не в виде наставлений и советов «как жить», а через традиции совместного изучения, использования, изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и технически уже давно являлись своего рода продолжением его субъективного радиуса действия, делал их составной частью своего «я» в широком смысле». В самом деле, ДПИ у славян – это язык общности, начальные признаки освоения которого можно обнаружить и у детей. Этот язык не формировался специально, но в условиях национального интерната – своеобразной границы двух культур: внешней и внутренней, своей, – он становится одной из наиболее развитых систем средств, которыми готов распорядиться ребенок в новой для себя ситуации.2

1.2. Философия декоративно-прикладного искусства

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.) раскрывают для нас особое пространство существования мысли «натуральных» славян (до сих пор поддерживающих особое отношение с природой). Это пространство исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ – существенная и неотъемлемая часть, момент этого духа; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению этнической общности. Именно в этой форме (наряду с оформленной или оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и обряда, декора и цвета народы сохраняют связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи скрыт от посторонних глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается личностным образом.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.3

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны. Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация «симбиоза» воспитателя (у ханты он в явном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и ребенка. Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем. Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни. Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил. В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев.4

Феномен ДПИ пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.

2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства

Поэтому не будем выдумывать никаких новых определений ДПИ и обратимся к Российскому энциклопедическому словарю (РЭС) – книге, призванной сухо констатировать стереотипные взгляды на любые научные феномены. ДПИ в нем представлено весьма обстоятельной статьей:

«Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, стекло, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произв. Д.-п.и. составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя худ. комплекс. Возникнув в глубокой древности, Д.п.и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 в. также с дизайном и конструированием».5

Итак, в «декоративном искусстве» выделены три вида: монументально-декоративное искусство, оформительское искусство и ДПИ.

Сразу зададимся вопросом: почему из этих трех видов только ДПИ получило краткое наименование, известное практически каждому? Почему есть общеупотребительное наименование художников, работающих в области ДПИ – «ДПИшники», и нет «МДИшников» и «ОИшников»? Почему, когда говорят о «прикладниках», то имеют в виду именно художников ДПИ?

Посмотрим: любой художник-монументалист может назваться живописцем (или скульптором), и возражений это ни у кого не вызовет. Художники-оформители (как и плакатисты, как и сценографы) вправе называться либо графиками, либо живописцами (а иногда и скульпторами), и это тоже в порядке вещей. А вот «ДПИшники» (официально – «прикладники») – это и ювелиры, и керамисты, и шкатулочники, и мастера народных промыслов, и кто угодно, только не живописцы, не...

Забрать файл

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных.

Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду - дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях - театрах, галереях, музеях. Все - от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания - несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт.

Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными.

А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Роль декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее во многом определяется уровнем воспитанности духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Детский сад наряду с семьей играет важную роль в воспитании ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; культуре и традициям других народов.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформления жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формирую художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дошкольных образовательных учреждений, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказывается на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

В процессе изучения основных видов народного искусства дети овладевают художественным строем орнамента, знакомятся с творчеством художников. Воспитываются патриотические чувства, гордость за свою Родину, свой народ, уважительное отношение к культуре, традициям других народов. Через народные традиции идет воспитание эмоциональной чуткости, доброты, чувства товарищества и собственного достоинства, развивается художественное творчество личности, эстетическое чувство, кругозор. Воспитанники получают знания о развитии основных видов декоративно-прикладного искусства, о творчестве наиболее значимых художников и мастеров, характерные особенности национальных костюмов и орнаментации, о коллекции произведений искусства и народно-художественных промыслов местных музеев; знакомятся с элементарными понятиями, такими как- колорит, ритм, форма, пропорция, линия, объём, пространство.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так, как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева и глины.

Орнаменты используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, некоторые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются в образовательной деятельности. Для детей младшего дошкольного хорошо иметь точеные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Если в первой младшей группе дети играют игрушками, то уже во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой. Для средней группы хорошо иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, богородские точеные деревянные игрушки.

Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.

Народная игрушка своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к народным сказкам, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения. Но прежде всего он должен понимать и любить народно-прикладное искусство, знать какому народному промыслу относится та или иная игрушка. Уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

Таким образом, народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека.


РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Декоративно-прикладное искусство-искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей человека. Возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. (Философский словарь)

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры. Оно охватывает многие виды народного промысла и живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, которые создавались на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от оформления предметов повседневного пользования до облагораживания архитектурно-парковых комплексов. Ряд видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека (одежда, ювелирные изделия, макияж и т.д.).

Вопрос развития декоративно-прикладного искусства актуален еще и потому, что именно оно объединяет в себе культурный и экономический аспект. С одной стороны, возрождение традиций является чем культурно-историческим фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие государства, и является визитной карточкой для мировой общественности, а с другой-это продуктивная ниша для развития малого бизнеса.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Произведения декоративно-прикладного искусства, проникая в быт людей, формируют художественный вкус, воспитывают чуткое отношение к прекрасному, способствуют формированию гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия на подрастающее поколение.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в школе мы удовлетворяем их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. Образовательной области «Технология» принадлежит первенство в этом вопросе. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны. Чтобы стать личностью ребенок должен в деятельности на практике проявить, раскрыть свои способности заложенные природой и сформированные в нем воспитанием и жизнью. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми дети знакомятся на уроках, помогают приобщить подрастающее поколение к народной культуре и традиционным ремеслам, развивают личность, обогащают духовный мир, формируют представление о красоте и гармонии. Декоративно-прикладное искусство дает возможность развития у учащихся творческого потенциала, формирования специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в процессе обучения детям прививаются такие немаловажные качества, как усидчивость, внимательность, целеустремленность, взаимовыручка, взаимопонимание. Полученные знания очень важно научить применять на практике-развивается мышление, кругозор, умение видеть прекрасное и воплотить его в жизнь своими руками. Успешно выполненная работа дает ребенку нравственное удовлетворение. Готовое произведение-это покорение собственной вершины. Идет процесс самоутверждения, поднимается самооценка, растет уверенность в себе. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться видеть и понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой

Уроки технологии в школе-это уроки созидания, развития, творчества, исполнения мечты. Открытий, поиска, наработки идей, которые приведут к осмысленной трудовой деятельности. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На уроках технологии занятие декоративно-прикладным творчеством требует особого внимания-от того как ребенок относится к рукоделию зависит успех в создании любой поделки. Очень важно в процессе обучения не только давать новые знания, но и учить применять их в жизни, развивать свое особое видение, творческое мышление. Все это приводит к развитию творческих способностей и проявлению одаренности.

Ручной труд является эффективным для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств и эстетического вкуса. Ребенок очень гордится тем, что изделия, сделанные его руками, могут быть полезным предметом интерьера ил замечательным подарком близкому человеку. В этом случае учащийся не только зритель, он еще и творец. Творческое выражение необходимо способным, одаренным детям, но еще более необходимо детям с какими-либо нарушениями физического или психического развития. Давно известно, что творчество способно исцелять. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Для детей все события и переживания являются очень важными. Для правильного развития ребенка необходимо научиться выражать свои впечатления и переживания в каком-либо творчестве. Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении, ему трудно найти свое призвание в жизни. Даже если его будущая профессия не будет связана с творчеством, оно необходимо, т.к. создает условия для гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное искусство используется как способ самовыражения. К тому же большинство видов декоративно-прикладного искусства способствуют развитию мелкой моторики, которая стимулирует участки мозга связанные с памятью, вниманием, усидчивостью. Поэтому дети, которые имеют возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности. » Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, развить способности легче всего в интересном занятии. Для поддержания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить идею или дело, непривычное для них, способное захватить новизной. В изучении любого материала самое сложное-начать. И тут не обойтись без помощи учителя.

Учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто сам увлечен творчеством. Творческий педагог необходим сейчас как никогда. Творческая активность учителя- ценнейшее качество. Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое воздействие на учащихся, тщательно подбирать задания, учитывая возможные затруднения и ошибки, применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих учащихся. А самое главное-учитель трудового обучения должен владеть в совершенстве теми видами декоративно-прикладного искусства, каким он хочет научить детей.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты и т.д. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, но уроки технологии и хороши тем, что на них дети больше работают руками. Художественный ручной труд-это творческая работа ребенка в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.