Государственная Дума. Исторический экскурс

  • 17.01.2022

Главной задачей Первой российской революции 1905-1907 гг. являлось превращение неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Для этого в стране необходимо было принять Конституцию и избрать парламент. Россия резким скачком должна была преодолеть дистанцию к парламентской демократии. Другие страны тратили на это годы. Россия попыталась этот путь преодолеть за месяцы. Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов с августа 1905 по апрель 1906 г.

Еще в начале XIX века при Александре I трудами М.М. Сперанского и его соратников был разработан проект, в котором впервые появились названия «Государственный Совет» и «Государственная Дума». Вспомните, какова судьба этих проектов?

Манифестом царя от 6 августа 1905 г. Государственная Дума предполагалась законовещательной, избираемой на основе ценза от трех курий (категорий избираемой на основе ценза от трех курий ()апредполагалась законовещательной рвые появились названия " годы.), избирательное право не было всеобщим. Подумайте, чем отличается законовещательный орган от законодательного? Обострение политической ситуации потребовало пересмотра первоначального проекта. Для понимания темы необходимо знать основные события революции 1905-1907 гг. (нарастание революции, наивысший подъем революции, спад революционной активности, взгляды и требования основных социальных групп).

Власть оказывалась все более неспособной к противодействию революционному хаосу и анархии в стране. Осенью 1905 г. в ходе Октябрьской политической стачки, в которой приняли участие более 2 млн. человек, страна была парализована. Не работали промышленные предприятия, средства связи, учебные заведения.

17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Текст Манифеста 17 октября был составлен главой правительства С.Ю.Витте и членом Госсовета князем А.Д.Оболенским. Документ содержал обещания: 1) даровать народу незыблемые основы гражданских свобод; 2) привлечь к выборам в Государственную Думу все слои населения; 3) признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу.

Николай II писал: «…по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же». Что имел в виду царь? Почему Манифест 17 октября называют большей уступкой, чем Манифест 6 августа?

Манифест 17 октября 1905 г. – переломный момент в политической истории России, крупнейший шаг по пути конституционной эволюции и ограничению самодержавия.

Этот документ с восторгом приняли буржуазные и мелкобуржуазные партии. Началась их усиленная политическая консолидация, возникла ситуация многопартийности. Попытайтесь понять, почему тогда в стране усилились антигосударственные выступления, а в Москве в декабре 1905 г. дело дошло даже до вооруженного восстания? Какие же силы придали новый импульс революции? Вспомните, кто являлся главной движущей силой революции? Каков был ее характер?

11 декабря 1905 г. после разгрома вооруженного восстания в Москве было опубликовано новое Положение о выборах в Государственную Думу, которое значительно расширяло круг избирателей. Незыблемой оставалась цензовая система и сословный принцип формирования выборщиков по куриям. Таким образом, право выборов не было прямым и равным. Посмотрите в словаре, что означают термины «ценз», «курия»? Избиратели делились на четыре курии, но нормы представительства различались:

1) землевладельческая (помещичья) курия избиралась примерно 32% выборщиков;

2) крестьянская (крестьяне - домохозяева) – 42%;

3) городская (лица, владеющие недвижимостью в городе или торгово-промышленным предприятием) – 22%;

4) рабочая – 3%.

Сделайте вывод по этим данным. Заметим, что рабочая курия появилась впервые.

В общей схеме выборов существовали многочисленные исключения и отступления (например, в 7 городах выборы были не косвенными, а прямыми) и т.д.

20 февраля 1906 г. царь утвердил законы «Учреждение Государственной Думы» и «О переустройстве Государственного Совета». Эти законы определяли срок и компетенцию Госдумы как нижней палаты формирующегося российского парламента. Реформированный Госсовет, существовавший с 1810 г., превращался в верхнюю палату парламента. Госдума наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые ею, подлежали утверждению императорам и Госсоветом.

    выступать с законодательной инициативой по любому вопросу, за исключением основных государственных законов;

    делать запрос к министрам, кроме тех, что не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка»;

    утверждать госбюджет (но не статьи по военным расходам и займам, содержанию императорского двора и некоторым другим).

События 1906 г. стали началом истории парламентаризма в нашей

стране. Каждая из четырех дореволюционных Госдум внесла свою лепту в

формирование и развитие основ парламентской демократии. Нельзя забывать, что появление парламента в царской России для правящих кругов было мерой вынужденной и протекало в острейшей политической борьбе.

Известный юрист А.Кони так передавал свое впечатление о первом заседании Думы: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний… Чалмы и халаты инородцев, фиолетовая скуфья католического епископа, шапочка раввина, фраки и белые галстуки, придворные и дворянские мундиры сливаются в живописном беспорядке». Впервые за века граждане России – представители всех сословий и регионов, религий и многих национальностей - смогли собраться вместе, высказать свое мнение о положении в стране. Общее число избранных сроком на 5 лет депутатов Госдумы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Депутаты не были ответственны перед своими избирателями.

I Госдума действовала всего 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Самое большее количество мест получили кадеты – 179, трудовики (члены Трудовой крестьянской партии) – 97, черносотенцы и октябристы – 44, социал-демократы – 17, представители национальных окраин – 63. Большевики бойкотировали выборы. Председателем I Госдумы стал университетский профессор, юрист по образованию, член партии кадетов С.А.Муромцев. Кстати, он на время председательства приостановил свое членство в партии для обеспечения в Думе свободы мнений и обсуждений.

Центром обсуждения в I Госдуме стали аграрные проекты кадетов и трудовиков. Создавалась агарная комиссия (57% в ней кадетов), которая признала принцип принудительного отчуждения земель. Превратившись в политическую трибуну, Дума ставила вопросы о недоверии правительству и его замене, об амнистии политзаключенным и др. Под предлогом «разжигания смуты» Дума была распущена царем и вошла в историю как «Дума народного гнева». В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов, от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации.

II Госдума работала 103 дня – с 20 февраля по 2 июня 1907 г. В составе этой Думы численно возросли левые фракции: трудовики – 104 места, социал-демократы – 66, эсеры – 37. Кадеты получили 98 мест, черносотенцы и октябристы – 54 места. Весомо были представлены национальные группы (польские – 46 мест, мусульманские – 30, казачьи - 17). Подумайте, почему численность левых фракций возросла? Председателем II Госдумы стал кадет Ф.А.Головин. Кадеты, предпринимая тактику «бережения» Думы от разгона, пытались идти на компромисс с промонархистски настроенными правыми. Главным по-прежнему оставался аграрный вопрос. Вспомните аграрные программы политических партий в 1906-1917 гг. Как менялась она, например, у кадетов?

II Госдума отвергла предлагаемую председателем правительства П.А.Столыпиным аграрную реформу. Левые фракции провозгласили конфискацию помещичьих земель и отмену столыпинских аграрных законов, принятых в обход Думы. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора. Председатель правительства и одновременно министр внутренних дел П.А.Столыпин обвинил социал-демократическую фракцию в попытке ниспровержения государственного строя и потребовал Думу лишить их неприкосновенности. После отказа выполнить этот ультиматум II Госдума 3 июня 1907 г. была распущена. Можно ли назвать II Госдуму радикальной и компетентной? Почему эти события часто называют «третьеиюньской» монархией и даже «государственным переворотом». Какие законы были нарушены? События 3 июня 1907 считаются окончанием Первой российской революции.

Таким образом, первые две Госдумы превратились в трибуну оппозиции, вызывая раздражение царя и правительства.

Новый избирательный закон, обнародованный 3 июня 1907 г., оказался реакционным. Он лишал широкие массы населения избирательных прав. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Сократилось представительство от Польши и Кавказа в 25 раз, по Сибири – в 1,5 раза, население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Госдуму. Можно сказать, что к избранию депутатов III Госдумы власть подготовилась тщательно, отладив механизм фильтрации кандидатов. Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах. Норма представительства землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Почему буржуазия была так ущемлена? Вспомните ее роль в революции. Была ли у буржуазии экономическая сила и власть? Была ли политическая сила и власть?

III Госдума (ноябрь 1907 – февраль 1912 г.) просуществовала полный срок и была наиболее эффективной. Она состояла в основном из представителей правых партий. 147 мест заняли правые монархисты и националисты, 150 – октябристы. Кадеты и другие либералы получили около 100 мест. Депутаты приняли более 2200 законодательных актов. Это были аграрные законы, законы о социальном страховании рабочих, о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях, о преобразовании суда в сельской местности и другие.

IV Госдума проработала до февраля 1917 г. Председателем был избран М.В.Родзянко. Она также состояла в основном из представителей правых партий.

Трудности военного времени и поражения русской армии вызвали в IV Госдуме создание Прогрессивного блока (вошли ¾ депутатов). Блок резко критиковал царское правительство и требовал создания «Правительства общественного доверия». В стране в этот период происходила частая смена министров и премьер-министров, которая получила название «министерская чехарда».

25 февраля 1917 г. указом царя заседания Госдумы были прерваны. Февральская революция 1917 г. подвела черту под историей конфронтации царской власти и парламента, начавшейся еще в 1906 г. Это противоборство закончилось гибелью обеих конфликтующих сторон.

Из истории российских Госдум (1906-1917 гг.) необходимо выделить следующее:

Появление законодательной власти в стране оказалось скоротечным и вынужденным шагом царизма в разгар революционных событий, можно сказать, что царя подгоняли бунты;

Царь и правительство недооценивали, а нередко и недопонимали новых реалий, которые возникли с появлением в стране политических партий и парламента;

Во внутренней политике необходимы компромиссы между различными политическими силами, надо использовать малейшую возможность договориться и трудиться на благо Отечества.

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ высшим законодательным органом России становится Федеральное собрание (парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации (верхняя) и Госдумы (нижняя). Обе палаты имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции РФ 1993 г. Найдите в Конституции РФ статьи, определяющие вопросы исключительного ведения Госдумы (ст.103), основания для роспуска Госдумы (ст.109), вопросы о недоверии правительству (ст.117) и др.

Государственная Дума РФ изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все депутаты работают на постоянной основе. В Госдуму РФ избираются сроком на 4 года 450 депутатов. До 2005 г. 225 депутатов избирались по избирательному округу («по партийным спискам») как представители той или иной партии. В партийный список заносили, как правило, первые три наиболее известные уважаемые в стране фамилии. Причем эти люди не всегда впоследствии становились депутатами (например, они уже имели должности президентов республик, губернаторов, мэров или были людьми искусства). Остальные 225 избирались по одномандатным избирательным округам. Такие депутаты могли не принадлежать ни к какой партии и уже в Госдуме голосовали за решение любой фракции.

В Госдуму РФ I созыва 1993 г. получили места 8 избирательных объединений и блоков из 13 зарегистрировавшихся. Наибольшее число мест получила партия «Выбор России» - 76, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 63, аграрии – 55, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 45. Такой состав в основном отражал реальное соотношение сил в российском обществе. Госдума I созыва сумела принять новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о выборах президента, депутатов Госдумы, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении и ряд других. Вступило в силу 310 законов.

По итогам выборов в Госдуму II созыва в 1995 г. по партийным спискам 5%-ный барьер преодолели только 4 партии и движения из 43 зарегистрировавшихся. (КПРФ – 22%, «Наш дом - Россия» - 10%, ЛДПР – 11%, «Яблоко» - 7%). Госдума II созыва все четыре года находилась в состоянии конфликта с Президентом РФ Б.Н.Ельциным, пыталась проводить импичмент, отказывалась принимать Налоговый кодекс, Земельный кодекс. Однако смогла принять 1036 законов, из которых 716 вступили в силу. Какие еще события в стране совпали по времени с деятельностью Госдумы II созыва?

В выборах в Госдуму III созыва в 1999 г. преодолели 5%-ный барьер 5 партий и блоков из 28 зарегистрировавшихся (КПРФ – 24,3%, блок «Отечество – вся Россия» – 13,1%, блок «Союз правых сил» - 8,6%, ЛДПР – 6%, «Яблоко» - 6%). Согласны ли вы с тем, что большое число зарегистрировавшихся партий и блоков говорит о несовершенстве демократии в стране, о большом количестве популистских движений «однодневок», созданных на период выборов.

В Госдуме IV созыва, избранной в 2003 г., на долю «Единой России» приходилось 68% мест, КПРФ – 11,6%, «Родины» - 8,0%, ЛДПР – 8,0%, на долю независимых депутатов – 5,1%.

Деятельность Госдумы РФ проходила в 1990-е гг. в условиях ухудшения социально-экономического положения страны. В начале 2000 г. экономическая ситуация в стране стала улучшаться.

В соответствии с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» с 2005 г. избирательная система России полностью переведена на пропорциональную систему. Выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам перестали проводиться. Это означает, что население теперь выбирает не самих парламентариев, а политические партии, учитывая их программы, деятельность и, конечно, лидеров партии. Подумайте, чем руководствовалась власть, принимая данное решение?

В соответствии с новой избирательной системой выборы в Госдуму в 2007 г. проходили по пропорциональной системе.

В Госдуму V созыва в 2007 г. партия «Единая Россия» получила 64,3% голосов, КПРФ – 11,6%, «Справедливая Россия – 7,7%», ЛДПР – 8,1%.

Качество принятых законов сегодня трудно оценить однозначно. Многие из них отражали отраслевые или корпоративные интересы, противоречили Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, не содержали механизмов реализации и мер ответственности за их невыполнение, носили иногда популистский характер.

В 1990-е гг. законы часто отклонялись Президентом РФ (например, из 277 законов, принятых в 1997 г., 86 было отклонено). Но, тем не менее, набирая опыт парламентской работы, представительный орган современной России сегодня вносит значительный вклад в создание законодательной базы. Обсуждаемый в трех чтениях закон принимается Госдумой, затем следует для обсуждения и принятия в Совет Федерации и подписывается Президентом РФ. Отметим, что Конституция РФ 1993 г. заметно ограничивает функции российского парламента. Почему так случилось? С какими событиями Вы можете связать явный дисбаланс в пользу Президента?

Размышляя об истории нашей страны, мы видим в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию. Сегодня это народовластие осуществляется через институт парламентаризма, который необходимо развивать, ценить и беречь. Парламент есть мощный фактор политической стабилизации общества, арена для диалога различных политических сил, выразитель интересов регионов, групп и организаций, образующих гражданское общество.

История Государственной Думы в России была короткой, но тем не менее позволяет сделать определенные выводы, понять ошибки, гордиться достижениями, извлечь уроки, приобретая опыт, следуя по пути дальнейшей демократизации российского общества.

Контрольные вопросы:

      Каковы причины создания Госдумы в 1906 г.? Какими правами она обладала?

      Можно ли сказать, что с появлением Госдумы Россия стала конституционной монархией? Почему?

      В какой из Госдум царю и депутатам удалось ослабить политическое противостояние?

      Почему царю, правительству и Госдуме не удалось предотвратить Февральскую революцию 1917 г.? Какие явные ошибки были сделаны ими?

      Каковы особенности деятельности Госдумы РФ в 1993-2008 гг.?

      Какие вопросы обсуждаются в Госдуме РФ сегодня?

      Как Вы лично относитесь к деятельности депутатов?

Государственная дума - в 1906-1917 гг. высшее наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений".

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) - председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

— высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек .

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.