Кто такие германцы история 6. Германцы

  • 15.10.2019

В широко известном феномене Великого переселения народов немалую, если не решающую роль сыграли германцы. Германцы - это племена индоевропейской языковой группы, занимавшие к I в. н.э. земли между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем, Вислой и в Южной Скандинавии. Проблема происхождения германских племён чрезвычайно сложна. Как известно, у германцев не было ни своего Гомера, ни Тита Ливия, ни Прокопия. Всё, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда адекватен явлениям германской действительности.

Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других - к союзу и этническому взаимовлиянию.
Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы - это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы - племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих районов остаётся спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном регионе. Самая значительная группа - это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна - это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н. рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии, усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Общая численность германских племён в I в. н.э. составляла около 3-4 млн. чел. Но эта скромная цифра к началу Переселения снизилась, ибо германский племенной мир нёс человеческие потери в результате войн и межплеменных конфликтов. На него обрушились эпидемии и потрясения из-за периодических колебаний климатических условий, естественных изменений ресурсов фауны и флоры, преобразования ландшафтов в результате использования огня, новых орудий или приёмов труда.

Уже в раннее время германцы занимались земледелием. Оно являлось вспомогательным типом хозяйства. В некоторых районах под пшеницей были заняты значительные площади. Однако среди посевных культур преобладал ячмень, из которого кроме хлеба изготовляли пиво. Сеяли также рожь, овёс, просо, бобы, горох. Германцы выращивали капусту, салат, корнеплоды. Потребность в сахаре компенсировалась за счёт мёда. У некоторых племён важную роль играли охота и рыболовство. Следует отметить, что пользуясь сохой и колёсным плугом, германские племена могли обрабатывать только лёгкие почвы. Поэтому испытывалась постоянная нехватка пахотных земель. Хозяйственный уклад германцев отличался примитивностью, «от земли они ждут только урожая хлебов». Примитивная система земледелия требовала больших площадей для прокормления сравнительно немногочисленного населения. Поиски таких земель приводили в движение целые племена. Шёл захват владений соплеменников, а позже и удобных земель на территории Римского государства.

До начала Переселения главенствующая роль в хозяйственной жизни германских племён принадлежала скотоводству. Скот - «единственное и самое любимое их достояние». Скотоводство было особенно развито в районах, изобилующих лугами (Северная Германия, Ютландия, Скандинавия). В этой отрасли хозяйства были заняты главным образом мужчины. Они выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Домашним скотом дорожили, видя в нём не только рабочую силу, но и средство платежа. В пище германцев большую роль играли молочные продукты, мясо домашних и диких животных.

Уже в это время у германских племён развивалось ремесло, продукция которого была не слишком разнообразна: оружие, одежда, утварь, орудия труда. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Германцы умели добывать железо и изготовлять оружие. Велась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Развивалось ювелирное дело. Германские женщины преуспели в ткачестве и гончарном деле, хотя керамика не отличалась высоким качеством. Были развиты выделка кож и обработка дерева.
Весьма активно германские племена занимались торговлей. Внутри германского племенного мира преобладал натуральный обмен. В качестве средств платежа часто использовался скот. Лишь в пограничных с Римским государством областях в ходе торговых операций употреблялись римские монеты. Они, кстати, ценились и как украшение. Центрами внутренней торговли были укреплённые поселения набирающих силу германских правителей. Центрами германо-римской торговли являлись Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург и др. Торговые пути проходили по Дунаю, Рейну, Эльбе, Одеру. В зону торговых контактов входило Северное Причерноморье. Купцы плавали по Северному и Балтийскому морям. Торговля с Римом играла значительную роль. В большом количестве Рим поставлял германским племенам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие племена имели специальную привилегию свободы посреднической торговли. Так, гермундуры вели торговые операции по обе стороны верхнего течения Дуная и даже проникали в глубь римских провинций. Батавы переправляли в прирейнские области скот. Торговля являлась одним из мощных стимулов готовности германских племён к передвижениям. Контакты с римскими купцами давали им не только информацию о новых землях и путях в эти земли, но и способствовали формированию «притягательных целей» их будущих переселений.

Германские племена жили родовым строем, который в первые века н.э. находился в стадии разложения. Основной производственной ячейкой германского общества была семья (большая или малая). Активно шли процессы перехода от родовой общины к земледельческой. Но род продолжал играть значительную роль в жизни германских племён. Членов рода объединяла общая территория, на которой они проживали, собственное имя, религиозные обычаи, общая система управления (народное собрание, совет старейшин), неписанное право. Род являлся опорой любого члена этого рода, ибо сам факт принадлежности к нему давал определённую защищённость. Постоянные же контакты разделившихся родственников обусловливали сохранение клановых связей и сакрального единства. Однако в повседневной хозяйственной практике род уступал свои позиции большой семье. Она состояла, как правило, из трёх-четырёх поколений, которые жили в большом (до 200 м 2) продолговатом каменном или деревянном доме, окружённом полями и выгонами. Несколько домов образовывали хутор. Подобные поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Вероятно хуторская психология германских племён отразилась на их нежелании строить города. Между жителями поселений преобладали соседские связи. Интересы членов общины учитывались не только в хозяйственной деятельности. У германских племён не было частной собственности на землю. Общее владение землёй объединяло членов общины при нападении врагов. Они совместно строили деревянные или земляные укрепления, которые помогали выдерживать натиск противника. Жители поселений участвовали в отправлении культа, в обеспечении установленных правил жизнедеятельности общины.

К началу Переселения германская община уже не была однородной, хотя социальное расслоение было выражено пока ещё довольно слабо. Большинство германских погребений не имеет инвентаря. Материальная культура германских племён этого времени не отличалась разнообразием, совершенством технического исполнения и была тесно связана со своим функциональным назначением. Лишь отдельные находки выделялись богатством и мастерством исполнения, но в подобных случаях мы имеем дело не с местным производством, а с кельтским импортом, который вполне удовлетворял потребностям пока ещё немногочисленной германской знати. К началу Переселения становится заметной тенденция возвышения германской знати. Она формируется из представителей старой родовой знати и вновь нарождающейся верхушки племени, т.н. «новой знати», которая приобретает в племени вес по мере захвата дружинниками и их вождями во время военных походов различной добычи и обширных земель.

Центральной фигурой у древних германцев был свободный член общины. Он соединял занятия хозяйственной деятельностью, исполнение обязанностей воина и участие в делах общественного свойства (народное собрание, культовые церемонии). Социальная весомость такого свободного члена общины определялась в первую очередь принадлежностью к семье, имеющей определённый статус. Накануне Переселения статус семьи каждого германца зависел не столько от богатства, сколько от численности, происхождения, авторитета его предков, общего мнения о семье и роде в целом. Знатность рода, хотя и не проистекала от богатства, но давала определённые преимущества материального свойства, например, при дележе земель.
Хотя центральной фигурой в экономической жизни германских племён, как уже было отмечено ранее, являлся свободный член германской общины, источники позволяют считать, что существовала прослойка людей экономически зависимых от свободных общинников. Это были или соплеменники, или пленные. Тацит называет их рабами, основываясь на том, что такие люди были обязаны отдавать хозяину часть производимой продукции, работать на него. Кроме того, они имели более низкий социальный статус. Так, раб по происхождению считался чужестранцем. У германцев были домашние рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами. Они отличались от них только личным бесправием, ибо им не разрешалось носить оружие и участвовать в народном собрании. Другая категория рабов - посаженные на землю. Однако, здесь можно лишь условно говорить о примитивном патриархальном рабстве. Такой раб мог иметь семью, хозяйство, и вся зависимость выражалась лишь в отчуждении у него части его труда, или продуктов труда. У германских племён в быту не было особой разницы между рабом и господином. Статус раба не был пожизненным. Пленённый в бою через некоторое время мог быть отпущен на свободу или даже усыновлён. Объём рабского труда составлял незначительную долю в жизни германцев. Не всякое богатое семейство имело рабов. Примитивное германское рабство вполне соответствовало потребностям примитивного хозяйства германцев.
Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Как и в хозяйственной жизни, центральной фигурой был свободный член германской общины. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени. Одним из органов власти древнегерманского общества являлся совет старейшин. Однако накануне Переселения его функции и традиция формирования изменились. Наряду с мудрыми патриархами племени в совете принимали участие представители новой родоплеменной знати, в лице вождей и наиболее влиятельных лиц племени. Власть старейшин постепенно становилась наследственной. Совет старейшин обсуждал все дела племени и лишь затем вносил важнейшие из них на одобрение народного собрания, на котором представители старой и новой знати играли наиболее активную роль.

Выразителем высшей исполнительной и распорядительной власти являлся избираемый народным собранием, а также и смещаемый им предводитель племени. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, что, по мнению исследователей, в смысловом значении приближается к общегерманскому термину konung. Сфера деятельности конунга была весьма ограничена и его положение выглядело очень скромно. «Конунги не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом». Конунг ведал текущими делами племени, в том числе судебными. От имени племени он вёл международные переговоры. При дележе военной добычи имел право на большую долю. Власть конунга у германских племён носила и сакральный характер. Он являлся хранителем племенных традиций и обычаев предков. Его власть основывалась и поддерживалась личным авторитетом, примером и способностью к убеждению. Конунги «больше воздействуют убеждением, чем располагая властью приказывать».

Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины. В отличие от племенного ополчения, они формировались не по признаку родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю. Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам (или к наживе), или способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю («выйти живым из боя в котором пал вождь - бесчестье и позор на всю жизнь»). Дружинниками, как правило, становились представители двух полярных социальных категорий древнегерманского общества. Это могли быть молодые люди из знатных семей, гордящиеся своим происхождением, древностью рода, стремящиеся приумножить его славу. Не менее активно в дружину шли те, кто не имел крепких семейных связей, не особенно дорожил родовыми традициями, пренебрегал и даже противостоял им. Дружина доставляла племени немалое беспокойство, ибо порой своими набегами она нарушала заключённые мирные договоры. В то же время, как опытная в военном деле и хорошо организованная сила, дружина в критических ситуациях составляла ядро племенного войска, обеспечивая ему военные успехи. В дальнейшем, в ходе Переселения, дружина превращалась в основу военной власти конунга. Однако, поскольку она служила не конунгу, а своему предводителю, то последний зачастую становился соперником главы племени. Вожди отдельных дружин нередко становились вождями целых племён, а некоторые из них превращались в конунгов. Однако авторитет таких конунгов был непрочным и определялся прежде всего знатностью происхождения. Власть конунга, выраставшая из власти военного вождя, была крайне неустойчивой и пока у германцев доминировали нормы, основанные на принципах родства, «новая знать» не могла претендовать на монопольное распоряжение «общественным полем».

Таким образом, к началу Переселения германские племена уже представляли собой достаточно серьёзную и мобильную силу, способную как к эпизодическим проникновениям на римскую территорию путём участия дружин в военных набегах, так и к продвижению на новые территории всем племенем или значительной частью племени с целью завоевания новых земель.
Первое крупное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов. Тевтоны представляли собой группу германских племён, живших вдоль западного побережья Ютландии и в районах нижнего течения Эльбы. В 120 г. до н.э. они вместе с кимврами, амбронами и другими племенами двинулись на юг. В 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. Их продвижение в Испанию остановили кельтиберы. В 102-101 гг. до н.э. тевтоны терпят сокрушительное поражение от войск римского полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (ныне Экс в Провансе). Та же участь постигла в 101 г. до н.э. кимвров в битве при Верцеллах.
Второй миграционный толчок из германского племенного мира, предваряющий Великое переселение народов, приходится на 60-е гг. I в. до н.э. и связан с племенами свевов. Одни исследователи считают свевов союзом племён, другие полагают, что это какое-то крупное племя, от которого постепенно отделялись дочерние племена. К середине I в. до н.э. свевы стали настолько сильными, что появилась возможность объединить под их властью несколько германских племён и сообща выступить на завоевание Галлии. Военно-переселенческое движение этого союза в Галлию имело свои паузы во время которых добывались средства к существованию. И хотя эти паузы были непродолжительными, процесс завоевания Галлии затягивался. Под предводительством конунга Ареовисты свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем. Именно после этого рейда Ариовисты римляне стали называть свевами всю совокупность племён за Рейном и Дунаем. Кроме маркоманнов и квадов, о которых речь пойдёт ниже, к свевам принадлежали вангионы, гаруды, трибоки, неметы, седусии, лугии, сабины.

Борьба Цезаря с Ариовистом закончилась победой Цезаря и изгнанием Ариовиста из Галлии. В результате поражения в войне с Римом союз племён под главенством Ариовиста распался.
Часть свевских племён ушла в Моравию и в дальнейшем известна в истории как племя квадов. Другие свевские племена сыграли значительную роль в союзе племён под водительством маркоманна Маробода (8 г. до н.э. - 17 г. н.э.).

Таким образом, миграционный импульс, связанный со свевами, выявил стремление германских племён к консолидации и был собственно первым опытом такой консолидации. Именно после разгрома свевов Цезарем среди германских племён начинается массовый процесс образования различных союзов. Объединительное движение было вызвано стремлением отдельных племён защититься от Римского государства и сохранить свою независимость. После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число племён попадает в зону военных конфликтов с Римом. При этом повседневная жизнь германцев, даже без потери ими независимости, лишается внутренней стабильности, но далеко не все германские племена после силовых контактов с Римом теряют желание сохранить автономию и самостоятельность. Гарантировать же независимость племени и обеспечить рядовому германцу и членам его семьи мирную и спокойную жизнь могла только сильная поддержка соседей-сородичей. Племя имело больше шансов сохранить стабильность и надёжную защиту от внешней угрозы, находясь в составе крупного племенного объединения. В этот период также проявился и тип племени, стремящегося к лидерству и способного лидировать. Ненадолго удалось возглавить германских племенной мир маркоманнам. Эти племена первоначально обитали на Средней Эльбе, но затем продвинулись в область Майна и на протяжении I в. до н.э. принимали участие в различных межплеменных столкновениях. Так, в 58 г. до н.э. они сражались в войсках союза племён, возглавляемого Ариовистом, но уже в 9 г. до н.э. римские войска под командованием Друза одержали над маркоманнами победу, после чего они переселились на территорию нын. Богемии, которую перед этим покинули племена бойев. Здесь маркоманны стали ядром союза родственных (квады, семноны, лангобарды, гермундуры) племён, возглавляемых Марободом. Однако война с херусками Арминия в 17 г., а затем свержение Маробода в 19 г. привели к прекращению гегемонии маркоманнов и превращению их в клиентов римского государства. Трудно судить, какие причины, кроме стремления Маробода к единоличной власти, помешали маркоманнам в это время удержать прочный контроль над свевской группой племён - недостаток сил, внешнеполитические затруднения или что-то ещё, но факт остаётся фактом: маркоманны временно уступили пальму первенства херускам, одному из значительных племён, обитавших между Везером и Эльбой севернее Гарца. В конце I в. до н.э. они были покорены Друзом и Тиберием. Однако уже в 9 г. н.э. возглавляемый Арминием союз племён нанёс римлянам в Тевтобургском лесу сокрушительный удар: погибли три легиона с легатами и всеми вспомогательными войсками.

Крупное поражение римской армии в Тевтобургском лесу в начале I в. н.э. явилось логическим завершением полосы внешней активности германцев, ставшей как бы увертюрой к Великому переселению. Они проявили мобильность, обрели опыт успешных военных действий, нашли такую форму консолидации, как военный союз, которая увеличивала их силу и далее в ходе Переселения была многократно ими использована. Первые военные союзы (кимвров, тевтонов, свевов Ариовиста, херусков Арминия, свево-маркоманнов Маробода) были непрочными и недолговечными. Они формировались на исконно германских территориях, в интересах военной организации, с целью противостояния Риму и не представляли абсолютного этнополитического единства. Объединительные процессы проходили не бесконфликтно. Потребность в консолидации подпитывалась, вероятно, не только наличием сильного соседа - Римской империи, или других соперничавших окрестных «народов», но и внутренней эволюцией общественных традиций германских племён. Образование первых военных союзов можно рассматривать как проявление начавшихся процессов противостояния и одновременного сближения римского и варварского миров.
В свою очередь эволюционировало отношение Империи к германцам. Хотя в течение всего I в. н.э., походы римлян в земли свободных германцев продолжались, удалось даже одержать ряд побед, тем не менее с мечтой о покорении Германии пришлось расстаться навеки. Римская империя в это время более всего нуждалась в защитных мерах, которые могли бы хоть сколько-нибудь замедлить натиск германских племён. В конце I в. окончательно определилась граница, отделявшая население Римской империи от этнически разноликой Barbaricum solum. Граница проходила по Рейну, Дунаю и лимесу, который соединял эти две реки. Limes Romanus представлял собой укреплённую полосу с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска. Это была граница, которая и далее на протяжении многих сотен лет разделяла два сильно различающихся и противостоящих друг другу мира: мира римской цивилизации, уже вступившего в свою акматическую фазу, и мира только ещё пробуждающихся к активной исторической жизни германских племён. Однако политику сдерживания германцев Империя осуществляла не только путём военного усиления границ.

Другим средством сдерживания должна была выступить торговля. Расширяется сеть торговых дорог, растёт число пунктов разрешённой торговли с германскими племенами. Многие племена получают привилегию свободы посреднической торговли. Развивая традиционные торгово-экономические связи и создавая новые, Империя надеялась удержать в необходимых для её спокойствия рамках чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам германских вождей.

Однако такая политика Империи давала противоположные результаты. Чем больше Рим втягивал германские племена в сферу своего влияния, тем более опасного соперника он сам себе создавал. Общение прирейнских германцев с римскими солдатами и купцами стимулировало изменения в их родовом строе. Возрастало влияние родовой знати, представители которой служили в римской армии, получали римское гражданство, осваивали римский образ жизни. Вместе с тем знать была недовольна господством римлян, что и обусловило, например, восстание Арминия. Сдерживая германцев от миграций, Рим косвенным образом стимулировал их внутреннее развитие. Совершенствовалось земледелие и ремесло, становилась более устойчивой организация и структура власти в племени, росла плотность населения. В то же время в ряде случаев Империи удавалось удачно сочетать силовые и несиловые методы в сдерживании чрезмерной активности германских племён. Это можно сказать о батавах, которые ещё в 12 г. до н.э. были завоёваны римлянами. Но побеждённый противник широко привлекается к службе в войсках. В результате притеснений батавы во главе с Юлием Цивилисом в 69-70 гг. поднимают восстание. Оно охватило район от Самбры, Шельды, Мааса и Рейна до Эмса. Наряду с полиэтничностью батавского союза, а в него входили: германские племена - каннинефаты, фризы, бруктеры, тенктеры, кугерны, кельтизированные германцы - нервии и тунгры, кельтские племена - треверы и лингоны, ярко выделялась позиция его участников по отношению к Риму: от активных противников до племён верных и преданных. Восстание батавов Цивилиса было подавлено, однако римское правительство все больше нуждалось в помощи со стороны германцев и было вынуждено договариваться с их вождями. И даже после подавления восстания батавов продолжают привлекать на военную службу. Сильного телосложения белокурые воины-батавы были известны как искусные всадники и матросы. Преимущественно из них состояли императорские телохранители.

Унизительное поражение в Тевтобургском лесу и нарастающая консолидация германского племенного мира усилили концентрацию римских войск на Рейне, но прекратили зарейнскую агрессию Империи. После подавления восстания батавов вспомогательные части перестали размещаться в тех провинциях, из которых они были набраны, было укорочено и улучшено сообщение между рейнской и дунайской границей, включены в Империю Декуматские поля на правом берегу Рейна и сооружены новые кастеллы. Германцы остались свободными, но независимость их была условной.

Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и судеб отдельных германских племён, в кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения. Ранее уже говорилось об объективных предпосылках и побудительных причинах, толкнувших к историческому движению германские племена: необходимость освоения новых земель для занятия земледелием и скотоводством, изменение климата и потребность переселения в более благоприятные в этом отношении регионы и т.д. Но для реализации этих предпосылок сами племена должны были обрести определённое новое историческое качество. Племя должно было стать достаточно устойчивым и мобильным в социально-экономическом и военно-организационном отношении. Это обеспечивалось развитием системы власти и подчинения, самостоятельностью военных структур (дружин) и уровнем вооружённости всех свободных германцев, позволяющим отражать натиск врага, когда дружина находилась в походе, и поставлять резерв для вооружённых формирований.

Важно было также преобладание скотоводства над земледелием, и в то же время достаточно высокий уровень земледелия, позволяющий менять местопребывание племени без разрушительных для племенного хозяйства последствий. Необходимо было и ослабление племенной изолированности, формирование навыка достаточно устойчивого и длительного объединения, ибо, как показывает судьба отдельных племён, само существование племени в ходе Переселения порой зависело от его способности к объединению с другими племенами в процессе контактов и конфликтов с Римом.

Не менее важным было «накопление знаний» о Риме. Именно они помогали наметить цели передвижения, определяли характер военных и иных приготовлений к продвижению в римские пределы, формировали в племенном сознании, фиксирующем как поражения, так и победы, представления о возможности успеха в противостоянии или взаимодействии с римским государством.

Итак, необходимость покинуть родные месте могла возникнуть тогда, когда племя, обретая достаточно высокий уровень развития, осознавало себя единой и могучей общностью, и являлось весьма многочисленным. Такой «готовности» многие германские племена достигли к началу Маркоманнских войн, которые открывают Великое переселение народов.



Около 4-5 тысяч лет назад индоевропейские племена пришли на территорию Прибалтики и побережье Северного моря. На тот момент там обитали представители какой-то иной этнической группы, чьё происхождение науке пока неизвестно. В результате смешения пришельцев с коренными обитателями этих территорий и возник народ германцев. Со временем племена начали покидать свою прародину и расселились практически по всей Европе. Само слово «германцы», которое впервые появилось в сочинениях римских авторов в IV в. до н. э., имеет кельтские корни. Германцы вытеснили кельтов из Западной Европы и сами заселили их земли.

Древние германские племена: области расселения

Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:

  • Северогерманские. Обитали на севере Скандинавского полуострова. Являются предками современных норвегов, датчан и шведов.
  • Западногерманские. Эта группа племён, куда входили лангобарды, англы, саксы, тевтоны и многие другие, заселила бассейн Рейна.
  • Восточногерманские. Включали племена готов, вандалов и бургундов. Данная группа занимала просторы от Балтийского до Чёрного морей.

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Этимология этнонима германцы

«Слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов , ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами.»

Впервые термин германцы использовал, по известным данным, Посидоний в 1-й половине I в. до н. э. для названия народа, имевшего обычай запивать жареное мясо смесью молока с неразбавленным вином . Современные историки предполагают, что употребление этого слова в более ранние времена явилось результатом поздних вставок . Греческие авторы, которых мало интересовали этнические и языковые различия «варваров», не разделяли германцев и кельтов. Так, Диодор Сицилийский , писавший свой труд в середине I в. до н. э. , относит к кельтам племена, которые уже в его время римляне (Юлий Цезарь , Саллюстий) именовали германскими .

По-настоящему этноним «германцы » вошёл в оборот во 2-й половине I в. до н. э. после галльских войн Юлия Цезаря для обозначения народов, живших к востоку от Рейна до Одера, то есть был для римлян не только этническим, но и географическим понятием.

Происхождение германцев

Индоевропейцы. 4-2 тыс. до н. э.

Согласно современным представлениям, 5-6 тыс. лет назад в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до северного Причерноморья существовало единое этноязыковое образование - племена индоевропейцев, говоривших на едином или по крайней мере близких диалектах языка, получившего название индоевропейского языка-основы, из которого развились затем все современные языки индоевропейской семьи. По другой гипотезе, индоевропейский праязык зародился на Ближнем Востоке и был разнесён по Европе миграциями родственных племён .

Археологи выделяют несколько ранних культур на рубеже каменного и бронзового веков, связанных с распространением индоевропейцев и с которыми ассоциируются разные антропологические типы европеоидов:

К началу 2-го тысячелетия до н. э. из этноязыковой общности индоевропейцев выделились и развивались самостоятельно племена анатолийцев (народы Малой Азии), арии Индии, иранцы, армяне, греки, фракийцы и наиболее восточная ветвь - тохарцы . К северу от Альп в центральной Европе продолжала существовать этноязыковая общность древнеевропейцев, которой соответствует археологическая культура курганных погребений (XV-XIII вв. до н. э.), перешедшая в культуру полей погребальных урн (XIII-VII вв. до н. э.) .

Обособление этнических групп из древнеевропейской общности хронологически прослеживается по развитию отдельных археологических культур .

Юг Скандинавии представляет регион, где в отличие от других частей Европы наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому языку . Однако именно здесь обнаруживается разрыв в археологическом развитии между относительно процветающей культурой бронзового века и сменившей её более примитивной культурой железного века , что не позволяет сделать однозначного вывода о зарождении именно в этом регионе германского этноса.

Ясторфская культура. 1-е тыс. до н. э.

Направление миграции германских племен (750 г. до н.э - I в. н. э.)

Во 2-й половине I тыс. до н. э. во всей прибрежной зоне между устьями Рейна и Эльбы и в особенности во Фрисландии и Нижней Саксонии (традиционно относятся к исконно германским землям) была распространена единая культура, которая отличалась как от единовременных латенской (кельты), так и от ястфорской (германцы). Этническую принадлежность её индоевропейского населения, в нашей эре ставшего германским, классифицировать не удаётся:

«Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена».

Лингвисты делали предположение о выделении прагерманского языка из праиндоевропейского в самом начале железного века, то есть в начале 1-го тысячелетия до н. э., появляются также версии о его формировании значительно позже , вплоть до начала нашей эры:

«Именно в последние десятилетия в свете осмысления новых данных, поступающих в распоряжение исследователя, - материала древнегерманской топонимики и ономастики, а также рунологии, древнегерманской диалектологии, этнологии и истории - в ряде работ было со всей определённостью подчеркнуто, что вычленение германской языковой общности из западного ареала индоевропейских языков имело место в относительно позднее время и что образование отдельных ареалов германской языковой общности относится лишь к последним векам до и первым векам после нашей эры.»

Таким образом по версиям лингвистов и археологов формирование германского этноса на базе индоевропейских племён относится примерно к периоду VI-I вв. до н. э. и произошло в областях, прилегающих к нижней Эльбе , Ютландии и югу Скандинавии. Формирование специфически германского антропологического типа началось гораздо раньше, в раннем бронзовом веке , и продолжилось в первые века нашей эры как результат миграций Великого переселения народов и ассимиляции негерманских племён, родственных германцам в рамках древнеевропейской общности бронзового века.

В торфяных болотах Дании находят хорошо сохранившиеся мумии людей, внешний облик которых не всегда совпадает с классическим описанием античными авторами рослой расы германцев. См. статьи о человеке из Толлунда и женщине из Эллинга , живших на Ютландии в IV-III вв. до н. э.

Генотип германцев

Современные этносы характеризуются не столько преобладанием той или иной гаплогруппы (то есть определённой структуры мутационных кластеров в мужской Y-хромосоме), сколько определённой пропорцией набора гаплогрупп среди популяции. В силу этого наличие у человека какой-либо гаплогруппы не определяет его генетическую принадлежность к конкретному этносу , но указывает на степень вероятности такой принадлежности, причём вероятность может быть одинаковой для совершенно различных этносов.

Хотя на германских землях удаётся классифицировать оружие, фибулы и другие вещи по стилю как германские, по мнению археологов они восходят к кельтским образцам латенского периода.

Тем не менее отличия между ареалами расселения германских и кельтских племён прослеживаются археологически, прежде всего по более высокому уровню материальной культуры кельтов, распространению оппидумов (укреплённых кельтских поселений), способам захоронения. То, что кельты и германцы представляли собой схожие, но не родственные, народы, подтверждается их отличным антропологическим строением и генотипом. В плане антропологии кельты характеризовались разнообразным сложением, из которого сложно выбрать типично кельтский, в то время как древние германцы представляли собой по строению черепа преимущественно долихоцефалов . Генотип кельтов чётко ограничивается гаплогруппой R1b, а генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представлен в основном гаплогруппами I1a и R1a.

Классификация германских племён

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы , каннинефаты, фризы , фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Древние германцы до IV века.

Античный мир долгое время ничего не знал о германцах, отделённый от них кельтскими и скифо-сарматскими племенами. Впервые о германских племенах упомянул греческий мореплаватель Пифей из Массалии (совр. Марсель), совершивший во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.) путешествие к берегам Северного моря, и даже предположительно Балтики .

Римляне столкнулись с германцами в ходе грозного нашествия кимвров и тевтонов (113-101 гг. до н. э.), которые в ходе переселения из Ютландии опустошили приальпийскую Италию и Галлию. Современники восприняли эти германские племена как орды северных варваров из неизвестных далёких земель. В описании их нравов, сделанных поздними авторами, трудно отделить художественный вымысел от реальности.

Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь , покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в. до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды , в которых подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство и нравы.

Войны Римской империи с германскими племенами начались с самого раннего их соприкосновения и продолжались с разной интенсивностью на протяжении всех первых веков н. э. Наиболее известным сражением стала битва в Тевтобургском лесу в 9 году , когда восставшие племена истребили 3 римских легиона в центральной Германии. Риму не удалось закрепиться за Рейном, во 2-й половине I века империя перешла к обороне по линии рек Рейн и Дунай, отражая набеги германцев и совершая карательные походы в их земли. Набеги совершались по всей границе, но наиболее угрожающим направлением стал Дунай , где на его левом берегу по всему протяжению расселились германцы в ходе своей экспансии на юг и восток.

В 250-270-е годы римско-германские войны поставили под вопрос само существование империи. В 251 году погиб император Деций в сражении с готами , осевшими в северном Причерноморье, после чего последовали их опустошительные сухопутные и морские набеги в Грецию, Фракию, Малую Азию. В 270-е годы империя была вынуждена отказаться от Дакии (единственной римской провинции на левом берегу Дуная) из-за усилившегося напора германских и сарматских племён. Империя устояла, последовательно отразив нападения варваров, но во 370-е годы началось Великое переселение народов , в ходе которого германские племена проникли и закрепились на землях Римской империи.

Великое переселение народов. IV-VI вв.

Германские королевства в Галлии продемонстрировали силу в войне с гуннами. Благодаря им в на Каталаунских полях в Галлии был остановлен Аттила , и вскоре гуннская империя, куда входил ряд восточных германских племён, распалась. Императоров в самом Риме в 460-470 гг. назначали военачальники из германцев, сначала свев Рицимер , потом бургунд Гундобад . Фактически они правили от имени своих ставленников, свергая тех, если императоры пытались действовать независимо. В 476 году германские наёмники, составлявшие войско Западной империи во главе с Одоакром , низложили последнего римского императора Ромула Августа . Это событие формально считается концом Римской империи.

Общественное устройство древних германцев

Социальный строй

По словам античных историков древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы . Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития .

«Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, - тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит : «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом. »

Хозяйственные отношения

Язык и письменность

Как считается, эти магические знаки стали буквами рунического письма . Название знаков-рун является производным от слова тайна (готское runa : тайна), а английский глагол read (читать) произошёл от слова угадывать . Алфавит футарк , так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака, которые представляли собой сочетание из вертикальных и наклонных линий, удобных для резки. Каждая руна не только передавала отдельный звук, но также являлась символическим знаком, несущим смысловое значение.

Не существует единой точки зрения на происхождение германских рун. Наиболее популярна версия рунолога Марстрандера (1928 г.), предположившего, что руны развились на основе неустановленного североиталийского алфавита, ставшего известным германцам через кельтов.

Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Одна из самых ранних надписей (raunijaz : «испытывающий») на наконечнике копья из Норвегии датируется ок. 200 годом . , ещё более ранней рунической надписью считается надпись на костяном гребне , сохранившемся в болоте на датском острове Фюн . Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века .

Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности расшифровать около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского , самого раннего германского языка из зафиксированных в письменных памятниках.

Благодаря своему преимущественно культовому назначению руническое письмо в континентальной Европе вышло из употребления к IX веку , вытесненное сначала латынью , а потом письменностью на основе латинского алфавита. Однако в Дании и Скандинавии руны использовались до XVI века .

Религия и верования

См. также

  • Славянские народы

Примечания

  1. Страбон , 7.1.2
  2. Тацит , «О происхождении германцев и местоположении Германии»
  3. Oxford Dictionary of English Etymology, 1966
  4. Посидоний (135-51 до н. э.): его фрагмент (fr. 22) о германцах из кн. 13 известен в цитате Афинея (Deipnosophists, 4.153).
  5. Schlette F. Frühe Völker in Mitteleuropa. Archäologische Kulturen und ethnische Gemeinschaften des I. Jahrtausends v.u.Z. // Frühe Völker m Mitteleuropa. - Berlin. - 1988.
  6. Диодор в кн. 5.2 упоминает племя кимвров , племена за Рейном, племена, собирающие янтарь. Всех их он относит к кельтам и к галлам .
  7. В. Н. Топоров. Индоевропейские языки. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 186-189
  8. Т. И. Алексеева, Славяне и германцы в свете антропологических данных. ВИ, 1974, № 3; В. П. Алексеев, Ю. В. Бромлей, К вопросу о роли автохтонного населения в этногенезе южных славян. VII Международный съезд славистов. M., 1973
  9. Теория древнеевропейской языковой общности была сформулирована в середине XX века германским лингвистом Г. Краэ на основе анализа древнеевропейских гидронимов (названий рек).
  10. Чистая топономика характеризует как автохтонность населения на данной территории, так и захват силой этой территории, связанный с уничтожением или изгнанием коренного населения.
  11. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Гл. Германцы. Изд. «Наука», 1974
  12. Периодизация раннего железного века Германии по материалам раскопок в Нижней Саксонии: бельдорф, вессенштедт (800-700 гг. до н. э.), тремсбюттель (700-600 гг. до н. э.), ясторф(600-300 гг. до н. э.), рипдорф (300-150 гг. до н. э.), зеедорф(150-0 гг. до н. э.).
  13. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, стр. 331
  14. G. Schwantes. Die Jastorf-Zivilisation. - Reinecke-Festschnft. Mainz, 1950: возникновение языковой общности германцев датируется временем не ранее середины I тыс. до н. э.
  15. А. Л. Монгайт. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. Изд. «Наука», 1974, с. 325
  16. " Family Tree DNA R1a Project

Они были могучей и страшной силой на краю цивилизованного мира, кровожадные воины, бросившие вызов римским легионам и терроризировавшие население Европы. Они были ВАРВАРАМИ! И сегодня это слово является синонимом жестокости, ужаса и хаоса... Суровая природа, изнурительная борьба за выживание создали из человека варвара. Первые сообщения о варварских народах на далеком севере Европы стали доходить до Средиземноморья в конце VI и V вв. до н. э. В это же время начинают встречаться отдельные упоминания о народах, которые позже были признаны германскими.

Как народ германцев стали выделять в I в. до н. э. из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии. Они занимали территорию от Рейна до Вислы, Балтийского и Северного морей до Дуная, нынешние: Германия, северная Австрия, Польша, Швейцария, Голландия, Бельгия, Дания и юг Швеции. Родина древних германцев, от которых ведут свое происхождение некоторые народы Европы, была мрачной и неприветливой. За Рейном и Дунаем простирались малозаселенные земли, поросшие дремучими, непроходимыми лесами с непролазными болотами. Огромные густые боры тянулись на сотни верст: Герцинский лес начинался от Рейна и расстилался на восток. Пасти скот и сеять ячмень, просо или овес можно было лишь на прибрежных лугах.

Древние германцы были в то время дикарями. Живя с незапамятных времен среди лесов и болот, они охотились, пасли прирученных животных собирали плоды диких растений, и только во второй половине I века до н. э. начали заниматься земледелием. Его развитию мешали леса и болота, обступавшие со всех сторон поля, и недостаток железа, без которого нельзя было вырубать лес и изготовлять орудия для лучшей обработки почвы. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как железо использовалось только для изготовления оружия. Деревянный плуг едва поднимал верхний слой земли. Для начала выжигали лес и получали удобрение от пепла. Сеяли в основном только яровые хлеба, овес и ячмень; позднее появилась рожь. Когда почва истощалась, всем приходилось покидать свои жилища, передвигаться на новое место. Целые племена постоянно снимались с места: поднявшиеся теснили соседей, истребляли их, захватывали их запасы, обращали более слабых в своих крепостных. Тацит писал: Они считают постыдным приобретать потом то, что можно завоевать кровью! . Повозки, прикрытые кожами животных, служили им для жилья и для перевозки женщин, детей и скудной домашней утвари; скот они также вели с собой. Мужчины, вооруженные и в боевом порядке, были готовы преодолевать всякое сопротивление и защищаться от нападений; военный поход днем, ночью военный лагерь в укреплении, сооруженном из повозок. Германцы были кочевыми земледельцами и бродячим войском.

Селились германцы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племенами. Примыкавшие к деревне поля, леса и луга принадлежали всей общине. Разбросанные в причудливом беспорядке хижины германцев представляли собой их поселения, в каждом из которых было только два-три хозяйства, состоящих из длинных домов. В одном конце такого дома – очаг и жилье, в другом – скот и запасы. Германия «скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет внушительного вида и не может похвастаться рогами». Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В каждом доме жили семьи родичей.

Дома представляли собой мазанки с использованием бревен, крышу покрывали соломой, пол был глиняным или земляным. Жили они еще в землянках, которые накрывали сверху для тепла навозом, это простое жилище, поставленное над выкопанной в земле неглубокой ямой. Надстройка могла состоять из наклонных балок, привязанных к коньковому брусу, которые образовывали остроконечную крышу. Крышу поддерживали ряд кольев или веток, наклоненных к краю ямы. На этой основе ставились стены из досок или строилась мазанка.

Такие хижины зачастую использовались как кузницы, гончарные или ткацкие мастерские, пекарни и тому подобное, но в то же время они могли служить и жилищами на зиму и для хранения съестных припас. Иногда строили жалкие избушки, которые были гак легки, что их можно было возить за собой. В Швеции и Ютландии из-за недостатка леса в строительстве чаще употребляли камень и торф, крыша состояла из слоя тонких прутьев, покрытых соломой, которая, в свою очередь, покрыта слоем вереска и торфа.

Домашнюю посуду и принадлежности для готовки и хранения еды делали из керамики, бронзы, железа и из дерева. Огромное разнообразие блюд, чашек, подносов. ложек говорит о том, каким важным материалом в германском доме было дерево.

В питании основную роль играло зерно, особенно ячмень и пшеница, а также разные другие злаки. Помимо культурных зерновых, собирали и ели дикорастущие злаки, видимо с тех же полей. Обед состоял в основном из сваренной на воде каши из ячменя, льняного семени и горца, наряду с семенами других сорняков, которые обычно растут на полях. Мясо также было частью питания древних германцев, присутствие железных вертелов в некоторых поселениях заставляет предполагать, что мясо запекали или жарили, нередко ели в сыром виде, потому, что в лесу трудно было развести огонь. Питались дичью, яйцами диких птиц, молоком своих стад. О присутствии сыра говорят обнаруженные в поселениях прессы для сыра. В Дальсхее охотились на тюленей – видимо, как ради мяса и жира, так и ради тюленьей кожи. Как на островах Скандинавии, так и на большой земле было распространено рыболовство. Среди диких плодов Германии отмечаются яблоки, сливы, груши и, возможно, вишня. Ягоды и орехи встречались в изобилии.

Как и другие народы древней Европы, германцы высоко ценили соль, особенно за то, что она помогала сохранять мясо. Из-за соляных источников у них обыкновенно шла ожесточенная борьба. Соль добывали самым грубым способом: над огнем косо ставили древесные стволы и на них сливали соляную воду: оседавшую на дереве соль соскабливали с углем и золой и примешивали в еду. Люди, которые жили у морского побережья или вблизи его, часто получали соль, выпаривая морскую воду в керамических сосудах.

Любимым напитком германцев было пиво. Пиво варили из ячменя и, возможно, приправляли ароматными травами. Были найдены бронзовые сосуды со следами напитка, сброженного на диких ягодах нескольких видов. Видимо, это было что-то вроде крепкого плодово-ягодного вина.

Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Безопасность отдельного человека зависела от его рода. Земледелие, охота и защита скота от дикого зверя были не по силам отдельной семье, да и целому роду. Роды объединялись в племя. Все люди в племени были равны Тем, кто попал в беду, помогал весь род, кто хорошо поохотился, обязан был делиться добычей с родственниками. Имущественное равенство, отсутствие бедных и богатых создают необычайную сплоченность всех членов германского племени.

Во главе рода стояли старейшины. Каждую весну старейшины делили вновь занятые племенем поля между большими родами, а каждый из родов сообща трудился на отведенной ему земле и поровну делил урожай между сородичами. Старейшины вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы.

Самые важные вопросы решались на народных собраниях. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племен. Германцы собирали его в полнолуние и в новолуние, т.к. верили, что это счастливые дни. Собрание происходило обычно в полночь. На опушке леса, озаренной лунным светом, широким кругом рассаживались члены племени. Блики лунного света отражались на остриях копий, с которыми германцы не расставались. В середине круга, образованного собравшимися, группировались «первые люди». Мнение совета знати и народного собрания имело больший вес, чем авторитет вождя.

Охота и военные упражнения были главным занятием мужчин, все германцы отличались исключительной силой и отвагой. Но основным занятием оставалось военное дело. Особое место в древнегерманском обществе занимали военные дружины. У древних германцев не было ни классов, ни государства. Лишь во время опасности, когда небольшим, разобщенным племенам грозило завоевание, либо тогда, когда они сами готовились к набегу на чужие земли, избирался общий вождь, возглавлявший боевые силы объединившихся племен. Но, едва заканчивалась война, выборный вождь добровольно оставлял свой пост. Немедленно распадалась и временная связь между племенами. Другие племена имели обычай выбирать вождей на всю жизнь: это были конунги, короли. Обыкновенно конунгом выбирали на народном собрании самого храброго и умного из определенной семьи, которая стала знаменита своими подвигами.

Благодаря тому, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и “кормя себя и их», через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома, не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело.

В отличие от племенного ополчения, в котором дружины формировались по признаку родовой принадлежности, создать дружину мог любой свободный германец, обладающий способностями военного лидера, склонностью к риску и наживе с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Самые крепкие и молодые искали пропитания войной и разбоем. Вождь окружал себя дружиной лучших вооруженных воинов, кормил своих дружинников за своим столом, давал им оружие и боевых коней, выделял долю в военной добыче. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что «выйти живым из боя, в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь». И когда вождь вел свой отряд на войну, дружинники сражались как отдельное подразделение – отдельно от своих родов и других дружин того же племени. Они подчинялись только своему вождю, а не избранному вождю всего племени. Таким образом, в военное время рост дружин подрывал общественный порядок, поскольку воины из одного и того же клана могли служить в нескольких разных дружинах: клан терял своих самых энергичных сыновей. Соратники вождя, из которых состояла дружина, начали превращаться в особый класс – воинскую аристократию, положение которой гарантировала военная доблесть.

Постепенно дружина становилась отдельным, элитным элементом общества, привилегированной прослойкой, знатью древнегерманского племени, объединяя самых отважных людей из множества племен. Дружина становиться регулярной. “Военная доблесть” и “знатность” выступают как неотъемлемые качества дружинников.

Древний германец и его оружие составляют одно целое. Оружие германца является частью его

личности. Мечи и пики небольшого размера, т. к. железо у них не в избытке. При себе они имели копья, или, как сами называют их — фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, настолько острыми и удобными в бою, что в зависимости от обстоятельств, они сражаются ими как в рукопашной схватке, так и мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко.

Сила германцев больше в пехоте, их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью, поэтому и сражаются вперемешку: пешие, которых они для этого отбирают из всего войска и ставят впереди боевого порядка, так стремительны и подвижны, что не уступают в быстроте всадникам и действуют сообща с ними в конном сражении. Установлена и численность этих пеших: от каждого округа по сто человек, этим словом они между собою и называют их сотня . Германцы могли с большой легкостью, не соблюдая внешнего порядка, беспорядочными толпами или совершенно врассыпную быстро наступать или отступать по лесам и скалам. Единство тактической части сохранялось у них благодаря внутренней сплоченности, взаимному доверию и одновременным остановкам, которые производились либо инстинктивно, либо по призыву вождей.Боевой порядок они строят клиньями. Податься назад, чтобы затем снова броситься на врага, - считается у них воинскою сметливостью, а не следствием страха. Тела погибших они уносят с поля боя с собою. Величайший позор - оставить щит; обесчестившему себя таким поступком не дозволяется ни присутствовать при жертвоприношении, ни посещать собраний, и много таких, которые, пережив войну, петлей полагали конец своему бесславию .

Сражаются совсем нагие или прикрытые только шкурами или легким плащом. Лишь немногие воины имели панцирь и шлем, главным предохранительным вооружением был большой щит, сделанный из дерева или плетенки и обитый кожей, голова же была защищена кожей или мехом. Всадник довольствуется щитом, расписанным яркой краской и фрамеей. Во время сражения они обыкновенно издавали воинственный клич, наводивший ужас на противника.

“Особенным стимулом для их храбрости служит то, что у них не случайное скопление людей составляет эскадрон или клин, а их семейства и родственники”. К тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели - самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой. К матерям, к женам несут они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.

Женщины не только воодушевляли воинов перед сражениями, но и неоднократно бывало, что их уже дрогнувшему и пришедшему в смятение войску они не давали рассеяться, неотступно следуя за ними и умоляя не обрекать их на плен. И во время сражений они могли повлиять на их исход, идя навстречу обратившимся в бегство мужчинам и этим останавливая их и побуждая сражаться до победы. Германцы считают, что в женщинах есть нечто священное и что им присущ пророческий дар, и они не оставляют без внимания их советы и не пренебрегают их прорицаниями. Почтительность, с которой деспотичные германцы относились к женщине, достаточно редкое явление у других народов, как варварских, так и цивилизованных. Хотя из более поздних германских источников очевидно, что в некоторых районах Германии в более ранний период к женам относились не лучшим образом. Их покупали, как рабынь, и даже не позволяли садиться за один стол со своими «господами». Брак путем покупки зафиксирован у бургундов, лангобардов и саксов, и во франкских законах встречаются пережитки подобного обычая.

Они почти единственные из варваров довольствуются одною женой. Многоженство было у людей высшего сословия, у некоторых германских вождей в ранний период, а позднее – у скандинавов и обитателей берегов Балтики. Многоженство всегда было дорогостоящим делом. Германцы «предательский, но целомудренный народ», отличающийся не только «свирепой жестокостью, но и удивительной непорочностью». Брачные узы, как отмечают все античные писатели, были для германцев священны. Супружеская неверность считалась позором. Мужчин за это никак не наказывали, однако неверным женам пощады не было. Муж сбривал такой женщине волосы, раздевал ее и выгонял из дома и из деревни. Муж мог оставить жену в трех случаях: за измену, колдовство и поругание могилы, иначе брак не расторгался. Но жена, бросившая своего мужа и тем задевшая его честь, наказывалась очень жестоко; ее живую топили в грязи. По основам германского права всякая жена могла вступать только в один брак, так как она имеет “одно тело и одну душу”. Также строги были законы против насилия и разврата.

Жених или муж обольщенной могли безнаказанно убить соблазнителя; родственники оскорбленной имели право обратить его в рабство. Племена, населяющие Германию, никогда не подвергались смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, поэтому сохранили изначальную чистоту. Внешне германцы выглядели очень внушительно: они большого роста, плотного телосложения, у большинства из них были русые волосы и светлые глаза.

К началу новой эры у германцев появились плуг и борона. Использование этих простых орудий и упряжного скота позволило взяться за обработку земли отдельным семьям, которые стали вести свое самостоятельное хозяйство. Пахотная земля, так же как леса и луга, оставалась собственностью всей общины. Однако равенство односельчан-общинников продолжалось недолго. Наличие свободной от леса земли позволяло всякому общиннику занять лишний добавочный надел. Обработка дополнительной земли требовала лишних рабочих рук и лишнего скота. В германской деревне появляются рабы, полоненные во время разбойничьего набега.

Весной, когда размечались новые поля и распределялись наделы, победители, завладевшие во время набега на соседнее племя рабами и лишним скотом, могли получить, кроме обычного, также и дополнительный надел. Рабами являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Рабы имели собственные дома, стоящие отдельно от домов их хозяев. Они были обязаны время от времени отдавать своему хозяину определенное количество зерна, тканей или скота. Рабы занимались крестьянским трудом.

Силач-воин лежал целый день лениво на медвежьей шкуре, на поле трудились женщины, старики, рабы. Быт обитателей германских поселений был простой и грубый. Они не продавали хлеба и других продуктов. Все, что давала земля, предназначалось только для собственного пропитания, поэтому не было надобности требовать от раба ни лишнего труда, ни лишних продуктов. Возможно, рабов было так мало именно потому, что внутри германского экономического порядка для них не было места. Не существовало крупномасштабной индустрии, где удалось бы с пользой применять рабский труд. Хотя рабы и могли вносить свой вклад в экономику сельской общины, они все равно оставались лишними ртами. Раба можно было продать и безнаказанно убить.
Многие германцы складывали в битвах свои головы, а их семьи, потеряв кормильцев, были не в состоянии собственными силами обрабатывать свои земельные наделы. Нуждаясь в семенах, скоте, пище, беднота попадала в долговую кабалу и, лишаясь части прежних наделов, переходивших в руки более богатых и знатных соплеменников, превращались в зависимых крестьян, в крепостных.

Межплеменные войны, разбойничий захват добычи и присвоение ее военными предводителями способствовали обогащению и выдвижению отдельных лиц, стали выделяться «первые люди» племени- представители зарождавшейся древнегерманской знати, располагавшие большим количеством рабов, земли, скота. Германская знать сплачивалась вокруг своих предводителей, возглавлявших могущественные племенные союзы, представляющие собой зачатки государств.

Эти союзы сыграли большую роль в ниспровержении Западной Римской империи и в создании на ее развалинах новых «варварских королевств». Но и в этих «варварских королевствах» продолжала расти роль знати, захватывавшей лучшие земли. Эта знать подчиняла себе простых людей племени, превращая их в зависимых и крепостных крестьян.
Старинное равенство соплеменников разрушалось, появились имущественные различия, создавалась материальное различие между возникавшей знатью, с одной стороны, и рабами и обедневшими членами общины - с другой.

Германцы как народ сформировались на севере Европы из индоевропейских племен, осевших в Ютландии, нижней Эльбе и юге Скандинавии в 1 веке до н.э. Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда они начали продвигаться на юг. При этом они входили в соприкосновение с коренными жителями - кельтами, которых постепенно вытесняли. От южных народов германцы отличались высоким ростом, голубыми глазами, рыжеватым цветом волос, воинственным и предприимчивым характером.

Название «германцы» кельтского происхождения. Римские авторы заимствовали этот термин у кельтов. Сами германцы не имели собственного общего для всех племён названия. Подробное описание их строя и образа жизни дает древнеримский историк Корнелий Тацит в конце I века н.э.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Часть древних германских племен - северные германцы продвигались вдоль океанского побережья на север Скандинавии. Это предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев.

Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна из них - это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, херуски и другие племена.

Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья . Это кимвры, тевтоны, фризы, саксы, англы и др. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов , куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Эти группы древнегерманских племен конфликтовали между собой и это приводило к частым распадам и новообразованиям племён и союзов. В III и IV веках н. э. многочисленные отдельные племена объединились в крупные племенные союзы алеманнов, франков, саксов, тюрингов и баварцев.

Главная роль в хозяйственной жизни германских племён этого периода принадлежала скотоводству , которое было особенно развито в районах, изобилующих лугами - Северной Германии, Ютландии, Скандинавии.

У германцев не было сплошных, тесно застроенных деревень. Каждое семейство жило в отдельном хуторе, окруженном лугами и рощами. Родственные семьи составляли отдельную общину (марку) и сообща владели землей. Члены одной или нескольких общин сходились вместе и проводили народные собрания. Тут же они совершали жертвоприношение своим богам, решали вопросы о войне или мире с соседями, разбирали тяжбы, судили уголовные преступления и выбирали предводителей и судей. Юноши, достигшие совершеннолетия, получали в народном собрании оружие, с которым потом уже не расставались.

Как и все необразованные народы, древние германцы вели суровый образ жизни , одевались в звериные кожи, вооружались деревянными щитами, секирами, копьями и палицами, любили войну и охоту, а в мирное время предавались праздности, игре в кости, пирам и попойкам. Еще с древности любимым напитком у них было пиво, которое они варили из ячменя и пшеницы. Игру в кости они любили так сильно, что часто проигрывали не только все имущество, но и собственную свободу.

Забота о домашнем хозяйстве, о полях и стадах оставалась на долю женщин, стариков и рабов. Сравнительно с другими варварскими народами положение женщины у германцев было лучшим и многоженство было у них мало распространено.

Во время битвы женщины находились позади войска, они ухаживали за ранеными, приносили пищу сражающимся и своими похвалами подкрепляли их мужество. Нередко германцев, обращенных в бегство, останавливали крики и упреки их женщин, тогда они вступали в битву с еще большим ожесточением. Больше всего они страшились, чтобы их жены не попали в плен и не стали рабынями у неприятелей.

У древних германцев уже было деление на сословия: благородных (эдшзинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лассы). Из сословия благородных выбирались военачальники, судьи, герцоги, графы. Предводители во время войн обогащались добычей, окружали себя дружиной из храбрейших людей и с помощью этой дружины приобретали верховную власть в отечестве или завоевывали чужие земли.

У древних германцев развивалось ремесло , в основном - оружие, орудия труда, одежда, утварь. Германцы умели добывать железо, золото, серебро, медь, свинец. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Были развиты выделка кож и обработка дерева, керамика и ткачество.

Торговля с Древним Римом играла значительную роль в жизни древнегерманских племен . Древний Рим поставлял германцам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие германские племена имели специальную привилегию посреднической торговли.

Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени.

Во главе племени стоял предводитель, которого избирало народное собрание. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, что соответствует общегерманскому термину könig - король.

Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины, которые формировались не по родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю.

Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам или наживе, обладающий способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю. Считалось, что выйти живым из боя в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь.

Первое крупное военное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов, когда в 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. В 102-101 гг. до н.э. войска римского полководца Гая Мария разгромили тевтонов при Аквах Секстиевых, затем кимвров в битве при Верцеллах.

В средине I в. до н.э. несколько германских племён объединились и сообща выступили на завоевание Галлии. Под предводительством конунга (племенного вождя) Ареовисты германские свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем, который и изгнанал Ариовиста из Галлии, а союз племён распался.

После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число германских племён попадает в зону военных конфликтов с Древним Римом. Эти события описаны Гаем Юлием Цезарем в

При императоре Августе была предпринята попытка расширить границы Римской империи на восток от Рейна. Друз и Тиберий покорили племена на севере современной Германии и построили лагеря на Эльбе. В 9-м году н.э. Арминий - вождь германского племени херусков разгромил римские легионы в Тевтонском лесу и на какое-то время восстановил прежнюю границу по Рейну.

Римский полководец Германик отомстил за это поражение, но вскоре римляне прекратили дальнейшее завоевание территории Германии и установили пограничные гарнизоны по линии Кёльн-Бонн-Аусбург до Вены (названия современные).

В конце I в. определилась граница - "Римские рубежи" (лат.Roman Lames) отделявшая население Римской империи от разноликой "варварской" Европы. Граница проходила по Рейну, Дунаю и Лимесу, который соединял эти две реки. Это была укреплённая полоса с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска.

Часть этой линии от Рейна до Дуная протяженностью 550 км существует до сих пор и как выдающийся памятник древних фортификационных сооружений внесен ЮНЕСКО в список "Всемирного наследия" в 1987 году.

Но вернемся в далекое прошлое к древним германским племенам, которые объединялись, когда у них начались войны с римлянами. Так постепенно образовалось несколько сильных народов - франки на нижнем течении Рейна, алеманны к югу от франков, саксы в Северной Германии, далее лангобарды, вандалы, бургунды и прочие.

Самым восточным германским народом были готы, которые подразделялись на остготов и вестготов - восточных и западных. Они покорили соседние народы славян и финнов, и в царствование своего короля Германариха господствовали от Нижнего Дуная до самых берегов Дона. Но готы были вытеснены оттуда диким народом, пришедшим из-за Дона и Волги - гуннами. Нашествие последних и было началом Великого переселения народов.

Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения народов →