Легенда о потопе в мифах разных народов мира - MELFISBLOODY. Что гласят легенды разных народов о потопе? Потоп в Южной Америке

  • 29.08.2019


Одним из самых ярких эпизодов Библии, бесспорно, является легенда о Потопе. Легенда эта, поражающая воображение, как никакая другая, служила извечной темой художникам всех времен. Интересно, что упоминания о Потопе встречаются в устном творчестве и эпосах многих народов нашей планеты. Ученые установили, что похожие мифы существуют в Австралии, Индии, на Тибете и в Литве; существовали они: и в доколумбовской Америке. Содержание этих легенд очень похоже. Испанцы, осваивавшие в свое время Новый Свет, поражались удивительному совпадению в деталях всех историй о всемирном потопе у разных племен индейцев.

Описание библейского Всемирного потопа, случившегося около 5 тысяч лет назад, является не самым первым упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания семидневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того, чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Ут-Напиштим - голубя и ласточку. Похожими являются и способы строительства ковчегов. Что это - вольное изложение одного и того же события, рассказ о разных региональных потопах или факты из истории о действительно имевшем место всемирном потопе, при котором сразу несколько представителей разных народов независимо друг от друга были предупреждены (или догадались, почувствовали сами) о надвигающейся опасности?


По подсчетам этнолога Андре, в 1891 году было известно около восьмидесяти подобных легенд. Их, вероятно, насчитывается уже больше ни, причем шестьдесят восемь из них никоим образом не связаны с библейским первоисточником.

Тринадцать мифов, притом разных, дошли до нас из Азии; четыре - из Европы; пять - из Африки; девять - из Австралии и Океании; тридцать семь - из Нового Света: шестнадцать - из Северной Америки; семь - из Центральной и четырнадцать - из Южной. Немецкий историк Рихард Хенниг заметил, что у различных народов "продолжительность наводнения варьируется от пяти дней до пятидесяти двух лет (у ацтеков). В семнадцати случаях его причиной стали ливни; в других - снегопады, таяние ледников, циклоны, бури, землетрясения, цунами. Китайцы, к примеру, верят, что вообще все наводнения вызывает злой дух Кунь-Кунь: "В порыве гнева он бьется головой об один из столбов, поддерживающих небосвод, и небеса низвергают на землю гигантские водяные смерчи".


Мифология потопа имеет всемирный масштаб. Но был ли он действительно всемирным? Некоторые исследователи пытались это доказать. Одни говорили о Монгольском море, некогда покрывавшем Среднюю Азию и якобы вдруг исчезнувшем в результате землетрясения, которое, вызвало потоп от востока до запада. Другие полагали, будто сместилась ось Земли, вследствие чего воды морей и океанов устремились из Северного полушария в Южное. Третьи утверждали, что Землю миллионы лет окружала влажная, газообразная атмосфера, наподобие венерианской; в определенный момент облачные массы сгустились и низверглись на землю в виде обильных, продолжительных дождей.

Ни одна из подобных гипотез так и не подтвердилась. Но традиции изложения событий потопа свидетельствуют о том, что на всех континентах действительно произошла катастрофа, связанная с кратковременным всеобщим затоплением суши.


Наиболее отчетливо этот факт подтверждается на Ближнем Востоке. У народов Палестины и Месопотамии до сих пор сохранилось ужасное воспоминание о страшном наводнении. Несомненно, все эти описания - ассирийские, вавилонские, шумерские, палестинские - были связаны общим воспоминанием об одном и том же событии. Наиболее раннее описание - шумерская версия - относится примерно к 2000 году до Рождества Христова. Но после катаклизма, описанного в Библии и в "Сказании о Гильгамеше", на земле должны были остаться следы. Было бы даже странно, если бы они не сохранились. И они... были обнаружены!


В 1928-1929 годах доктор Симон Вулли приводил большие раскопки в тех местах, где некогда стоял халдейский город Ур. Чем глубже проникал он в землю, тем удивительнее были его наблюдения. Вскоре он вышел на глинистый пласт трех-четырехметровой толщины. Однако будет лучше, если мы предоставим слово самому доктору Вулли:


"Мы копали все глубже и глубже, и вдруг характер почвы изменился. Вместо пустопородных пластов со следами древней культуры мы наткнулись на совершенно гладкий слой глины, однородный на всем своем про тяжении; судя по составу глины, она была нанесена водой. Рабочие вые, казали предположение, что мы дошли до илистого дна реки... Я велел им копать дальше. Прокопав больше полутора метров, они то и дело натыкались на чистую глину. И вдруг, так же неожиданно, как и прежде, на пути снова возникли пласты пустой породы... Следовательно, огромные глинистые отложения представляли собой некий рубеж в беспрерывном ходе истории. Сверху шло медленное развитие чистой шумерской цивилизации, а снизу наблюдались следы смешанной культуры... Ни один естественный паводок реки не смог бы нанести столько глины. Полутораметровый слой глины мог быть нанесен сюда только гигантским водным потоком - наводнением, какого эти места никогда прежде не знали. Наличие такого пласта глины свидетельствует о том, что когда-то, очень давно, развитие местной культуры резко прервалось. Здесь некогда существовала целая цивилизация, которая потом бесследно исчезла - видимо, ее поглотило наводнение... Сомнений на сей счет быть не может: это наводнение и есть тот самый исторический Потоп, который был описан в шумерской легенде и который лег в основу повествования о злоключениях Ноя..."


Доводы доктора Вулли звучат довольно категорически и потому производят достаточно сильное впечатление. Примерно в это же время Стивен Лэнгдон обнаружил точно такие же наносные отложения - то есть "материальные следы потопа" - в Кише, области Древнего Вавилона. В дальнейшем аналогичные пласты осадочных пород были найдены в Уруке, Фаре, Телло и Ниневии...


Известный французский востоковед Дорм писал: "Теперь совершенно очевидно, что катаклизм, как и предполагает Лэнгдон, произошел в 3300 году до Рождества Христова, о чем свидетельствуют следы, обнаруженные в Уре и Кише".


Конечно, не может быть простым совпадением тот факт, что во многих местах раскопок в Месопотамии были обнаружены идентичные пласты осадочных пород. Это доказывает, что гигантский паводок действительно имел место. Итак, находки археологов, литературные и эпиграфические произведения доказывают, что потоп, описанный в древних текстах, - событие вполне реальное.


Что же вызвало катастрофу? И откуда на Земле взялось столько "лишней" воды? Ведь даже если растопятся все льды, все равно при этом уровень океана не поднимется на километры.

Во всех мировых преданиях о потопе есть одна общая деталь. Легенды утверждают, что в те времена на небе не было... Луны. Живших в допотопные времена так и называли - "долунниками" (древние греки называли их "праселениты", от греческого Селена - Луна). Так может, в этом и есть разгадка тайны Всемирного потопа? Наш единственный спутник благодаря своей значительной массе дважды в сутки устраивает на Земле небольшие наводнения-приливы. Луна сильнее притягивает ту точку земной поверхности, которая ближе всего находится к ней, и в подлунной точке "вырастает горб". Почва приподнимается на полметра, уровень океана на метр, а в некоторых местах до 18м. (залив Фанди в Атлантике). И хотя мы, люди, давно привыкли к этому обыденному, казалось бы, явлению, в нашей Солнечной системе оно уникально. Астрономы не знают другого такого примера существования у сравнительно легкой планеты типа нашей такого тяжелого спутника. Правильней, считают ученые, было бы назвать Землю и Луну не планетой и ее спутником, а двойной планетой. Образование такой системы одновременно с точки зрения космологии невозможно, из чего следует, что Луна не "сестра" Земли, а, как бы это выразиться, супруга, пришедшая когда-то из черных глубин космоса. Называют даже "девичью фамилию", прежде Селена была якобы ядром погибшего Фаэтона.


Как известно, Луна удаляется от Земли. И вот представьте себе, чтобыло время, когда она висела над нами ниже. Чем ближе, тем больше должны быть волны приливов и тем медленней скорость кажущегося движения светила по нашему небосводу. Если высоту орбиты Луны уменьшить ровно в 10 раз, то она как геостационарный спутник повиснет над одной точкой Земли. Высота прилива в открытом океане превысит при этом сотню метров. Мало.
"Опустим" Луну еще чуть-чуть ниже, и она снова двинется очень медленно на небосводе, только теперь не с востока на запад, а наоборот. В этом случае приливная волна с запада словно в огромную воронку хлынет на восточное побережье Америки, Африки, в Балтику, Средиземноморье. Своего пика волна должна достичь, уперевшись в преграду на восточном берегу Средиземного и особенного Черного морей. Здесь многокилометровая, почти стоящая на одном месте приливная волна легко накроет Кавказ, через несколько дней достигнет Каспия и Арала (не эта ли причина образования этих высыхающих внутренних морей?). Надо ли говорить, что первой на Кавказе из-под воды должна показаться вершина Арарата...


В зависимости от высоты Луны продолжительность такого наводнения может изменяться от месяца до года. Всего за несколько лет волна гигантского прилива сделает полный оборот вокруг Земли, побывав во всех странах. В общем, слово в слово. Все как в легендах! Одна остается загадка - каким образом Луна сумела быстро подойти к Земле, а потом столь же быстро удалиться? Но может быть, если мы поймем, почему Луна до сих пор медленно "убегает" от нас, то тогда разберемся с ее резким рывком в прошлом?

Библия не единственный источник, повествующий о потопе, погубившем человечество. Практически у всех народов есть письменные свидетельства или устные сказания о произошедшей катастрофе. Причем большинство из них имеет сходные черты. В мифах о потопе высшие силы предупреждают праведника о предстоящем наводнении и велят строить корабль; всегда спасаются мужчина и женщина, способные продолжить род; на корабль обязательно берутся животные, которые впоследствии заселяют землю; о прекращении потопа люди узнают от выпущенных птиц. Кроме того, в большинстве легенд есть упоминание о радуге, появившейся на небосклоне при отступлении воды.

Легенд, посвященных всемирному наводнению, наберется не на один том. Но в нашей книге мы вспомним только самые известные, возникшие как в до-, так и послебиблейские времена.

1. Шумер. На глинобитных табличках времен Ашшурбанипала найдено повествование, до мелочей совпадающее с библейским. Праведник, пощаженный богами, носит имя Зиусудра. Это был мудрый правитель города Шуруппака.

2. Вавилония и Ассирия. Ассиро-вавилонские мифы тесно связаны с шумерскими, и миф о вселенском потопе тоже. Согласно легенде, изложенной вавилонским жрецом Беросом на греческом языке, на людей рассердился бог Кронос. Явившись к царю Ксисутрасу, он повелел ему сначала написать историю своего царства, закопать ее в городе Сиппаре, сохранив знания для будущих поколений, а затем построить лодку, которая спасет всю царскую семью от наводнения. Причем бог указал размеры судна (5 стадий в длину и 2 в ширину), перечислил животных, которых надо с собой взять, и велел плыть к обиталищу богов, находящемуся в Араратских горах (необычайное совпадение с библейским сказанием!). Начавшийся потоп уничтожил весь человеческий род.

Ксисутрас, так же как и Ной, несколько раз выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли суша, и принес после избавления богатые дары богу.

3. Древний Иран. В священной книге персов «Авесте» есть сказание, посвященное потопу: главный бог Ахурамазда сообщил патриарху Йиме о предстоящем наказании человечества. Тот спасся, построив корабль, который после наводнения причалил к горе Демавенд, входящей в состав Эльбруса.

4. Древняя Индия. На Индостанском полуострове есть несколько мифов, свидетельствующих о всемирном потопе. В наиболее распространенной версии к герою Ману явился бог Вишну, принявший облик рыбы, и предсказал, что надвигается великое наводнение, но Ману спасется, если вместе с женой и некоторыми животными сядет на корабль, присланный божеством. Как только сушу начала поглощать вода, герой сел на судно, которое тащила за собой огромная рыбина, и, проведя некоторое время в морских скитаниях, причалил к горе Набандана, находящейся в Гималаях.

5. Фригия. В Малой Азии существовал город, носивший название Апамея Киботос. В переводе с греческого «киботос» означает «ящик, ковчег». Мало того, при его раскопках обнаружили монеты, на которых отчеканен корабль со стоящими на борту двумя людьми, птицами с оливковыми ветвями в клюве и надписью «Ноэ». Ноэ - как похоже на Ной!

6. Древняя Греция. И в греческих мифах, и в трудах многих древних историков Эллады встречаются описания страшного потопа, уничтожившего города и людей. Конечно, легенды из разных источников несколько различаются, но сущность остается неизменной: царь Девкалион, сын Прометея, спасся от вод, насланных на землю разгневанным Зевсом, благодаря помощи отца. Девкалион построил ящик, или ковчег, и в нем вместе с женой Пиррой плыл девять дней и ночей к Парнасу, который остался возвышаться над морем. Правда, следует сказать, что, например. Аполлодор упоминает, что были еще спасшиеся люди, успевшие добежать до высоких гор. Но, с другой стороны, Пиндар пишет, что люди были уничтожены полностью, и Девкалиону пришлось создавать себе подданных из камней.

Долгие века в храме Зевса в Афинах около глубокой расселины, куда, по преданию, ушла вода потопа, приносили жертвы душам погибших.

7. Древний Египет. Египтяне, имевшие наряду с греками высокоразвитую цивилизацию, были убеждены, что потоп приходил на землю не однажды и каждый раз свидетельствовал о гневе богов.

8. Древняя Ирландия. В северных регионах также существуют легенды, посвященные великому наводнению. Может, они не так подробно описывают происходящие события, как Библия или «Авеста», но во многих из них история страны ведется от времен потопа, во время которого спаслись Финтан и его жена Кессар. Да и друиды многие века приносили жертвы богам, благодаря их за спасение четы, давшей начало новому роду на Земле.

9. Древний Китай. Здесь вместо бога инициатором катастрофы выступает злое божество воды с телом змеи, разрушившее опоры, поддерживающие небесный свод. Верховный владыка, которому подчинена вся вселенная, послал бороться с потопом героя Гуня. Девять лет Гунь пытался усмирить потоки воды, возводя дамбы. Но его усилия не увенчались успехом, и он был казнен. Из тела Гуня родился герой Юй, которому Верховный владыка велел продолжить дело отца и дал «саморастущую, вздувающуюся землю». Усмиряя потоп, Юй прошел весь Китай и другие земли, воевал со злыми духами, исправлял русла рек и буравил проходы сквозь горы. Он разделил Китай на 9 областей, проложил 9 основных дорог, оградил насыпями 9 озер и измерил 9 горных вершин. Выдал народу рис и приказал сеять его в низинах. От него взяла начало легендарная династия Ся. Как видим, у китайцев миф о потопе имеет свои важные особенности. Во-первых, потоп не был наслан в качестве наказания за человеческие грехи. Люди были не виноваты. Во-вторых, избавление от потопа связано с обустройством земли.

10. Древние племена Северной Америки. Хоть Америка и находится в противоположном полушарии, мифы о потопе не обошли стороной и этот континент. Причем их существует не один-два, они есть у большинства племен, даже у тех, которые живут в условиях вечной засухи и редко видят воду. Легенды о «большой воде» сохранили папаго, пима, акагчемем, луисеньо, натчи, манданы, масканьи и многие другие. Во всех них говорится, что боги в силу тех или иных причин решили избавиться от людей и наслали на землю потоп, уничтоживший все живое. Спастись на лодке удалось одному или двум самым мужественным и сильным представителям человечества и нескольким животным. Весть о конце катастрофы приносили самые разные птицы. Вам это ничего не напоминает? Очень похоже на Библию, только местного колорита побольше да имена тяжелее воспринимаются на слух: Ну-мокх-мук-а-нах, Вис-кай-чах и пр.

В небольшой главе невозможно даже кратко пересказать все мифы о всемирном потопе. Ведь они есть и у эскимосов, и у жителей Полинезии, и у индейцев Перу... Почему же все народы уверены, что потоп был и проходил так, а не иначе?

Мифы о Вселенском Потопе позволяют проанализировать архаичные структуры мышления и реконструировать реальные события прошлого.
Миф о Потопе в наиболее полном виде дошел до нас от народов Америки и островов Тихого океана.
В мексиканском «Кодексе Чималпотока», например, отмечено, что однажды небо приблизилось к земле и все погибло в один день. Под водой оказались даже горы, и все кипело вокруг. Другой памятник культуры -кодекс «Пополь-Вух» индейцев кечуа излагает: «Потоп был создан Сердцем небес, был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий [людей]... Густая смола пролилась с неба... Лик земли потемнел и начал падать черный дождь: ливень днем и ливень ночью... Пришедшие в отчаянье деревянные люди побежали так быстро, как только могли; они хотели вскарабкаться на крыши домов, но дома падали и бросали их на землю; они хотели вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья стряхивали их от себя; они хотели скрыться в пещерах, но пещеры закрыли свои лица... Так совершилась вторая гибель людей сотворенных, людей созданных, существ, которым назначено быть разрушенными и уничтоженными...» [Пополь-Вух, 36-37]. Все же, однако, кое-кто уцелел, если в «Пополь-Вух» упоминается это событие...
Целостная концепция творения и дальнейшей судьбы мира сохранилась и в мифологии индейцев тольтеков. Как свидетельствует реконструированная схема бытия, мир создал верховный бог Кецалькоатль, и все было хорошо до тех пор, пока один из сыновей бога не захотел возвыситься над братьями и превратился в Солнце. Кецалькоатль вмешался, разрушил солнце и землю, и все было смыто водой, а люди превратились в рыб.
- У индейцев ацтеков спасается одна пара: «На протяжении эры четвертого солнца, Солнца Воды, люди стали злыми и перестали поклоняться богам. Боги разгневались, и Тлалок, бог дождей, объявил, что намерен уничтожить мир наводнением. Но Тлалоку нравилась одна благочестивая пара, Тата и Нена, и бог предупредил их о потопе. Он велел им выдолбить изнутри большое бревно, взять с собой два колоса пшеницы - по одному на каждого, - и больше ничего не есть, кроме этой пшеницы» [Бирлайн, 135]. Эти люди выжили, и началась эра Пятого Солнца, в котором мы живем и по сей день.
У индейцев книстену миф менее похож на библейский: « Много веков назад великий потоп покрыл землю и уничтожил все народы. В то время племена Прерий Кото взобрались на Кото - горный кряж, поднявшийся посреди прерий, чтобы спастись от прибывающих вод. Но когда племена собрались там, вода поднялась и покрыла их всех, превратив их тела в красный камень. С тех пор Кото стал ничейной землей, принадлежащей как бы всем племенам, и они могут безопасно встречаться там, чтобы выкурить трубку мира. Когда все люди тонули, юная девственница по имени К-уап-тах-у ухватилась за ноги огромной птицы, пролетавшей над Кото. Птица отнесла ее на высокую скалу, и девушка спаслась от вод потопа. Потом она родила от орла двух близнецов. От этих близнецов произошли новые люди, заново заселившие мир» [Бирлайн, 137].
Очень своеобразен миф североамериканских индейцев чоктавов: «У нашего народа всегда существовало предание о Великом Потопе, который произошел так. Долгое время над всей землей стояла полная тьма; знахари и колдуны чоктавов долго искали свет, но в конце концов отчаялись, и весь народ погрузился в горе. Наконец на севере отыскался свет, и все очень радовались, пока не поняли, что этот свет - огромные волны воды, катящиеся прямо на них. Вода уничтожила их всех, кроме нескольких семейств, которые заранее подготовились к потопу и построили большой плот, на котором они и спаслись» [Бирлайн, 136].
Чрезвычайно правдоподобен также инкский (Южная Америка) миф о Потопе: «Некогда был период, называвшийся Пачачама, когда человечество стаю жестоким, диким и кровожадным. Люди творили все, что им вздумается, и ничего не боялись (точно, как в наше время Т.Ш.). Они были так заняты войнами и воровством, что совершенно забыли о богах. Единственной частью земли, не затронутой упадком, оставались высокие Анды. На нагорьях Перу жили два праведных брата-пастуха. Однажды они заметили, что их ламы как-то странно себя ведут. Ламы перестали есть и ночи напролет печально глядели на звезды. Когда братья спросили у лам, что происходит, те ответили, что звезды сказали им о приближении великого наводнения, которое уничтожит все живое на земле. Братья со своими семьями решили укрыться в пещерах самых высоких гор. Они взяли с собой стада, вошли в пещеру, и начался дождь. Он продолжался много месяцев. Глядя вниз с горы, братья понимали, что ламы оказались правы: весь мир погибал. Братья слышали крики несчастных, умиравших внизу. Горы же волшебным образом становились все выше и выше по мере того, как поднималась вода. И все же через некоторое время воды стали плескаться у самого входа в пещеру. Но тогда горы сделались еще выше. Однажды братья увидели, что дождь прекратился и воды отхлынули. Ишпи солнечный бог, появился на небесах и улыбнулся, и вся вода испарилась. Пища, которой запаслись братья, как раз подходила к концу; братья взглянули вниз и увидели, что земля высохла. Горы снова уменьшились до первоначальной высоты, и пастухи со своими семьями спустились вниз и возродили человечество. С тех пор люди по-прежнему живут повсеместно; ламы же никак не могут забыть о потопе и предпочитают селиться в нагорьях» [Бирлайн, 141]. Правдивость мифа заключается в том, что выжить в грандиозной катастрофе, когда, как предполагают ученые, громадная волны прокатились по всем материкам, могли только пастухи, пасущие стада высоко в горах. Об этом, кстати, говорили и мудрые египетские жрецы, как мы увидим дальше.
В самом Египте «солнечный бог Ра получил предупреждение от своего отца, Водной Бездны, о том, что человечество стало слишком жестоким и готово вот-вот восстать на богов. Тогда Ра призвал свое Око, богиню Хатхор, и послал ее наказать ослушников. Хатхор спустилась на землю и принялась убивать тысячи людей, потом тысячи тысяч. Богиня была так ужасна (видимо, какое-то космическое явление -Т.Ш.), что по улицам Четунетена текли реки крови. Кровь стекла в Нил, река вышла из берегов, и вода, смешанная с кровью, хлынула на землю, разрушая все на своем пути. Потом поток достиг моря, которое тоже вышло из берегов. Кровожадная Хатхор с наслаждением пила эту страшную жидкость» [История религий, I, 148]. Однако Ра намеревался наказать человечество, но не уничтожать его совсем. Поэтому по его распоряжению другие боги наготовили пива и разлили его перед Хатхор. Она напилась и заснула, забыв об оставшихся в живых людях. От них и возродился человеческий род.
Сказание о Потопе существует даже у такого небольшого народа, как сибирские кеты. Основа представлений о мире у кетов покоится на признании периодичности его уничтожения потопом и последующим возрождении. У этого народа существуют даже такие измерения времени, как «до последнего потопа» и «после последнего потопа».
Один из самых известных мировых эпосов - скандинавские «Эдды» -также не обошел вниманием данную тему. В «Прорицании вёльвы» картина потопа выглядит так:

Солнце померкло,
Земля тонет в море,
Срываются с небес
Светлые звезды.
Пламя бушует,
Питателя жизни
Жар нестерпим,
До неба доходит [Старшая Эдда, 36].

Однако после катастрофы

Вздымается снова
Из моря земля,
Зеленея, как прежде;
Падают воды,
Орел пролетает,
Рыбу из волн
Он хочет выловить [Там же, 37].

Если вы думаете, что предание о Всемирном Потопе и о праведнике Ное, которому удалось спастись вместе с семьёй и живностью, существует только в Библии, то вы ошибаетесь. Эта история о глобальной катастрофе, которую послали Божественные Силы, дабы очистить Землю от грехов и порочных людей, имеет аналоги и в культурных источниках других народов, гораздо более древних, чем Библия. Например, самая старая запись с рассказом о всемирном наводнении, каре богов, была найдена на шумерских клинописных табличках, где была изложена в форме поэмы. Именно она впоследствии и повлияла на формирование мифа о Всемирном Потопе в разных культурах и религиях, при этом многие до сих пор считают Библию первоисточником.
Шумерский вариант легенды изложен в «Поэме о Гильгамеше», эпосе на основе шумерских сказаний, в нём описывается, как Божественный Совет решил погубить человечество, наслав страшный потоп и дождь. Но один из богов, Эа (Нинингику), поведал об этом своему любимцу, мудрому и праведному царю Утнапиштиму (Зиусудре), посоветовав начать строить корабль для себя, семьи, достойных горожан, произведений искусств, имущества и скота. Стихийное бедствие продолжалось шесть или семь дней, даже сами боги пришли в ужас от его разрушительной силы. Они благословили выживших Утнапиштима и его жену, подарив им бессмертие и сказав начать новую жизнь на новом месте.
Ассиро-вавилонские записи тоже содержат в себе похожий миф, восходящий к шумерскому первоисточнику. Он повествует о том, как Верховный Бог разгневался на людей за непослушание и решил наслать на них потоп, предварительно предупредив об этом царя, повелев ему записать историю своего царства и все имеющиеся знания для будущих поколений, построить корабль, составить список вещей и животных, которых надо взять с собой, и плыть к Араратским Горам, Обителю Богов. В Библии к ним держал свой путь и Ной на своём ковчеге.
В мифологии Древней Индии тоже есть своя версия этой легенды: бог Вишну, приняв облик рыбы, сказал герою Ману, что надвигается великое наводнение, кара богов, но он поможет им с женой спастись, прислав корабль и указав дорогу к горе Набандана (Гималаи).
Во Фригии (Малая Азия) существовал город Апамея Киботос, название которого можно перевести как «ковчег, ящик». Здесь были найдены монеты, на которых изображался корабль с людьми, к которым летят птицы с ветвями. Символична надпись на монетах - «Ноэ», то есть, «Ной».
В греческих мифах тоже встречается описание великого потопа, который наслал на людей разгневанный их непослушанием бог Зевс. Сын Прометея, царь Девкалион, построил ковчег и вместе с женой поплыл к горе Парнас.
История о потопе есть и у древних египтян, в "Книге мёртвых" бог мудрости Тот произносит следующее: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть всё, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".
У древних племён Северной Америки существовали свои предания о «Большой Воде». В них рассказывается о том, как боги наслали на Землю потоп, решив избавиться от людей, выжить в нём удалось только самым достойным и смелым, они долго плыли в лодке, а весть о конце катастрофы им принесли птицы.
Как мы видим, рассказы о страшном Всемирном Потопе есть в культурных источниках разных народов, приведённые примеры - лишь малая их часть. Подобные мифы можно также встретить в «Авесте», священной книге персов, в Коране, у древних китайцев и ирландцев, даже у эскимосов и в башкирской мифологии... Это говорит о том, что у всех мировых религий один корень, берущий свой начало в Едином Источнике.

Коркунова Алёна, март 2017.