Натюрморт имена художников и их картины. Известные натюрморты

  • 17.04.2019

Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Блез Паскаль

И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну... разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом - особая магия натюрморта.

В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.

На самом деле натюрморт - это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.

Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.

Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.

В центре композиции - сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.

Однако натюрморт - это не только фрукты, овощи и цветы, но и... человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Выдающийся пример - аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды , где рядом с черепом изображена трубка - символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд - отражение хрупкости жизни, ключи - символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.

Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.

Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца - таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.

Натюрморты известных художников

Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.

Пабло Пикассо - самый дорогой художник мира

Уникальный и неподражаемый - именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора - тандем оригинального замысла и гениальности.

Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.

Натюрморт с луковицами, 1908 г.

Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом . Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.

И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.

Гитара и ноты, 1918 г.

Эксцентричный Винсент Ван Гог

Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.

«Небеса - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского... Я не могу написать что-то столь прекрасное...» - обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.

Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.

Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».

Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г .

Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.

Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна

«Я хочу вернуть природе вечность», - любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.

Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты - сбоку, ящик в столе - снизу, а кувшин - с разных сторон одновременно.

Персики и груши, 1895 г.

Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.

Натюрморты современных художников

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Британец Сесил Кеннеди

От картин этого художника невозможно оторвать взгляд - настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?

Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.

Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника - в коллекциях самых богатых людей мира.

Грегори Ван Раальте

Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.

Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.

Иранский художник Али Акбар Садехи

Ali Akbar Sadeghi - один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.

Натюрморты современных украинских художников

Что ни говори, а в украинских мастеров кисти - свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.

Сергей Шаповалов

Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.

Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.

Игорь Деркачев

Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.

Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.

Виктор Довбенко

По словам автора, его натюрморты - зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах - неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.

З нойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников .

«Лесные фиалки и незабудки»

Лесные фиалки и незабудки

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако - от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия... Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

«Яблоки и листья»

Яблоки и листья

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея . Художник-передвижник составил композицию для своего ученика - Валентина Серова . Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада - помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.

«Букет цветов. Флоксы»

Букет цветов. Флоксы

Картина Ивана Крамского . «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», - писал Крамской Васнецову . И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.

«Натюрморт»

Натюрморт

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами - плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику - яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.

«Селедка и лимон»

Селедка и лимон

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»... В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.

«Натюрморт с самоваром»

Натюрморт с самоваром

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» - Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы... Мясо, дичь - в духе старых мастеров, и хлебы московские - зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции - куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп - напоминание о бренности жизни.

«Этюд с медалями»

Этюд с медалями

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте - Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых - годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

Ну, что, еще картиночки посмотрим?
Неожиданные натюрморты - это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: "А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!". Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.

НАЧНЕМ С НАШИХ:

Марк Шагал "Белые цветы на красном фоне". 1970. У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался - хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.

Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников - нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.

Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века, в наибольшей степени - у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).


Виктор Васнецов "Букет" . Сказочный или былинный сюжет - пожалуйста, Киевский Владимирский собор расписать легко, а вот с натюрмортами у художника не густо. Однако они есть!

Конечно, и среди импрессионистов есть исключения - очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. "Оторвались" на натюрмортах постимпрессионисты - Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать - мы охотимся за редкими работами "нелюбителей" натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали - буржуазно и патриархально, без любимого пленэра - скукота! Даже Берта Моризо - единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного "девчоночий" жанр.


Илья Репин "Яблоки и листья" , 1879 . Натюрморт - не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку - все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.

Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:


Валентин Серов "Сирень в вазе", 1887.
На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта - персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.


Исаак Левитан. "Лесные фиалки и незабудки", 1889. Гений русского пейзажа иногда писал и чудесные натюрморты. Но очень редко! Есть еще кувшин с одуванчиками - прелестный!


Василий Суриков "Букет".
Автор "Утра стрелецкой казни" любил размах и драматизм. Но сохранилось и это - немного наивные и очаровательные розочки.


Борис Кустодиев. "Натюрморт с фазанами ", 1915 . Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты - он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств. Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.


Виктор Борисов-Мусатов "Сирень", 1902.
Мне очень нравятся его самобытные плотна, ни на чьи больше не похожие. Его всегда можно узнать, и в этом натюрморте - тоже .


Михаил Врубель "Цветы в синей вазе", 1886
Какой талант! Как до обидного мало успел! Цветы тоже шикарны, как и демоны.


Василий Тропинин "Дупель и снегирь", 1820-е.
Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите - даже не полноценное полотно, а этюд.


Казимир Малевич. "Натюрморт" . А вы думали, и яблоки у него квадратные?


Иван Крамской "Букет цветов. Флоксы", 1884
Прямо на дачу захотелось - у меня там тоже летом были флоксы.


Василий Кандинский "Рыба на голубой тарелке". Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!


Натан Альтман "Мимоза", 1927
Мне нравится. Что-то в этом есть.



Иван Шишкин, 1855 .
А где же мишки и лес?!

Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.

ЗАГРАНИЧНЫЕ:


Эгон Шиле "Натюрморт", 1918
А вы думали, он только голых несовершеннолетних рисовать умел?


Альфред Сислей. "Натюрморт с цаплей" . Мертвые птички - драма в быту.


Еще Сислей . Ну, люблю я его!


Гюстав Курбе. Яблоки и гранаты на блюде. 1871


Эдгар Дега "Женщина, сидящая у вазы с цветами", 1865
Не смотря на название, женщина занимает процентов 30 площади полотна, поэтому сочла это за натюрморт. А вообще, Дега намного больше цветов любил рисовать людей. Особенно балерин.


Эжен Делакруа. "Букет".
Ну, слава тебе Господи, никто никого не ест и ни в кого не стреляет!


Теодор Жерико "Натюрморт с тремя черепами"
Вообще, Жерико как-то подозрительно любил синие трупы и всяческую "расчлененку". И натюрморт у него соответствующий.


Камиль Писсарро "Натюрморт с яблоками и кувшином", 1872


Клод Моне "Натюрморт с грушами и виноградом", 1867.
Были у него натюрморты, были, но относительно немного.


Огюст Ренуар "Натюрморт с большой цветочной вазой", 1866
У него, по сравнением с остальными, здесь представленными, довольно много натюрмортов. И каких! Кто-то из его современников сказал, что у него отсутствуют грустные работы, и я его обожаю, поэтому сюда впихнула. А еще потому, что его натюрморты все-таки мало известны, намного меньше, чем все эти купальщицы и т.п.


А это знаете кто?! Пабло Пикассо! 1919 год.

Пабло был удивительно продуктивен! Огромное число картин! И среди них натюрморты занимают намного меньший процент, чем все остальное, да и то они были в основном "кубистические". Именно поэтому он попал в подборку. Чтобы вы поняли, насколько это был чокнутый (но, безусловно, талантливый!) и непостоянный человек, посмотрите на картину ниже. Это тоже он, и в тот же год!


Пабло Пикассо "Натюрморт на комоде", 1919


Поль Гоген "Окорок", 1889.
Таитянки позже пошли, он уехал на Таити через 2 года (сейчас допишу и пойду пороюсь в холодильнике).


Эдуард Мане "Гвоздики и клематис в хрустальной вазе", 1882
Есть еще чудесные работы, например "Розы в бокале шампанского", но натюрморты Мане в его наследии всегда на заднем плане. А зря, правда?


Франсуа Милле, 1860-е.
Просто обед всех его крестьян и жнецов.


Берта Моризо "Голубая ваза", 1888
Все-таки не удержалась!


Фредерик Базиль. "Натюрморт с рыбой", 1866
Просто и даже грубовато, но я, кажется, даже запах рыбы чувствую! Пойти, что ли, выбросить мусор?...


Анри "Таможенник" Руссо, "Букет цветов", 1910

Неожиданно по жанру, но неизменно по стилю. Простодушный таможенник всегда был верен себе.

Все, спасибо за внимание!
Как вам?

ПС. И все-таки Кузьма Петров-Водкин, ибо он прекрасен!:


Кузьма Петров-Водкин "Скрипка в футляре", 1916, Одесский музей Искусств
У него довольно много натюрмортов. Прекрасных, просто замечательных! Таких светлых, летних - обязательно посмотрите в Сети, отодвинте в сторону красного коня и прочую революционную атрибутику! Но, раз уж у нас пост про необычные натюрморты, я выбрала самый нетипичный для этого автора.

Еще раз спасибо за внимание!

Опубликовано: Январь 16, 2018

Натюрморт - это жанр, который приобрёл известность в западном искусстве к концу XVI века и с тех пор остается важным жанром. Натюрморт классифицируются по изображению обычных предметов, которые могут быть натуральными, как например, цветы, фрукты и т. д. или искусственными, как например, очки, музыкальные инструменты и т. д. Ниже представлен список 10 самых знаменитых натюрмортов известных художников включая Шардена, Поля Сезанна, Ван Гога и Джорджио Моранди.

№10 Серия натюрмортов, Художник Том Вессельман

Движение поп-арт возникло в 50-х годах XX века, и использует узнаваемые образы из популярной культуры. Среди самых популярных произведений поп-арта находится серия натюрмортов Тома Вессельмана. Его натюрморты изображают элементы современного мира, а не фрукты и овощи предыдущего поколения художников этого жанра. Эта работа (Натюрморт #30) представляет собой сочетание живописи, скульптуры и коллажа торговых знаков, которые Том увидел на улице.

№9 Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Художник: Питер Клас



От: ,  

Питер Клас- один из передовых художников-живописцев натюрморта своего времени. Его ванитас со скрипкой и стеклянным шаром, на котором изображено много предметов, в том числе и череп, но особенно привлекает внимание стеклянный шар, в котором отражается сам художник перед мольбертом. В этом чувствуется мистика. "Корзина фруктов" Караваджо очень натуральна, на фруктах даже видны червоточины. И непонятно, то ли мастер изобразил то что видел, или в испорченных плодах кроется более глубокий смысл. Безусловно

хорош натюрморт с подсолнухами ван Гога.



Представленный рейтинг натюрмортов прекрасно показывает, насколько разнообразны могут быть картины этого жанра. Очень "советская" (или пролетарская) работа Вессельмана, хотя не изображает атрибутов СССР, кроме красной звезды. Портрет Линкольна настолько не вписывется в натюрморт, странно смотрится между виски, фруктами, комнатным цветком, котом и снова фруктами, что непроизвольно ассоциируется с изображениями генеральных секретарей, которые в свое время были непременным атрибутом любой обстановки.

Две бутылки виски кажутся пивом, производят впечатление повседневного, дежурного напитка, который не требует особой закуски. Белый дом на картине почти полностью скрыт фруктами, что намекает на то, что это просто незначительная деталь интерьера. Яркие краски придают композиции явный характер 60-х гг и облегчают восприятие красной звезды рядом с Линкольном. Ярко контрастирует Ванитас со скрипкой, который резко отличается элегантностью, изысканностью, более сдержанными цветами и набором предметов из противоположного мира, относительно картины Вессельмана. Корзина же фруктов Караваджо является примером классического натюрморта, очень стильного, лаконичного, который всегда приятно видеть. Интересна палитра, которая не отличается многообразием цветов, но укладывается в определенную гамму естественных оттенков. А работа Моранди настолько проста, эссенциальна и чиста, что невозможно устать смотреть на нее. Минимум цвета, несколько предметов, составляющих композицию, никаких узоров, разнообразия объектов, простые, за исключением вазы, формы. Тем не менее натюрморт хочется рассматривать, находить различные нюансы в кажущейся простоте. Полотна Сезанна - праздник жизни, изобилия, незатейливых радостей - свежие фрукты, домашнее вино, самодельный десерт, предназначенных для съедания, а не для создания канонической композиции. Натюрморт с лимонами очень стильный, с выгодным цветовым сочетанием черного и желтого, а тарелка, корзина и кофейная пара создают некий "видеоряд", придают динамичности. Скат на картине Шардена сразу привлекает внимание, эффектно выделяет полотно на фоне любых других, хотя по сути это достаточно классический, традиционный натюрморт. Кубическая, геометрическая работа Брака демонстрирует, что жанр натюрморта возможен и в этом стиле. Ну а подсолнухи Ван Гога - солнечная, радостная, лучезарная, теплая работа, но не уверена, что поместила бы ее на первое место.




- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.

«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).

Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта - создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон - внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.

«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).

Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн . Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть - сбоку, маленький столик - снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) - отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.

«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954) .