Отказ от общения с коллекторами. Звонки коллекторов — как избавиться от общения, куда жаловаться? Что необходимо знать о действиях коллекторов

  • 27.11.2023

Напомним, что с 1 января вступает в силу закон, вводящий строгие правила для коллекторов. А контролировать работу тех, кто занимается взысканием долгов, будет Федеральная служба судебных приставов. Накануне президент России подписал указ , наделивший ведомство подобной функцией. Для этого штат службы судебных приставов увеличен на 375 человек.

Уже сегодня Федеральная служба судебных приставов начала публиковать на портале пакет проектов, регламентирующих деятельность коллекторов. В частности, один из приказов устанавливает формы заявлений об ограничении или прекращении взаимодействия с должником. Всего предполагается ввести два вида заявлений. В первом должник предложит вести все переговоры через своего официального представителя. То есть коллекторы будут звонить не лично человеку, а его адвокату. Во втором заявлении должник просто сообщает об отказе от взаимодействия с ним посредством личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи. Проще говоря: коллекторам нельзя ни звонить, ни приходить.

Согласно закону, заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору или коллектору не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным. Так что если коллекторы или банкиры начали звонить раньше, должник должен терпеть и отвечать. В конце концов, долги надо отдавать. Новые нормы не освобождают от обязательств, они лишь защищают человека от тех коллекторов, которые переходят все границы.

Когда должник уйдет в глухое молчание, у коллекторов, пожалуй, останется только один вариант продолжения работы: подать в суд. Когда суд взыщет деньги, действие заявления приостановится на два месяца. В течение этого срока коллекторы вновь получат право звонить и писать должнику, но - вежливо и в оговоренном законом порядке. То есть не по ночам и неназойливо.

Если же должник раньше не писал такого заявление, то он будет вправе отключиться от коллекторов лишь через месяц после вступления в силу судебного решения. До того у коллекторов будет возможность решить вопрос путем переговоров. Не получится - придется уйти в сторону. А взысканием займутся судебные приставы.

В другом проекте Федеральная служба прописывает , занимающихся коллекторской деятельностью. Как сказано в проекте, сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальном сайте ФССП России в интернете.

Кроме того, подготовлен и , которые будут составлять протоколы на коллекторов за нарушения.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Взаимодействие с коллекторами происходит в соответствии с законом. Читайте статью с разбором нового законодательства о коллекторах . Сегодня расскажу, как по новому закону можно отказаться от общения с коллекторами.

Но перед этим вам стоит ознакомиться со статьей о том, какие права имеют коллекторы и о том, кто такие коллекторы по российскому законодательству.

Итак, статье 8 закона о коллекторах называется «Ограничение или прекращение взаимодействия с должником». Данная норма предусматривает два варианта ограничения общения с коллектором.

Общение через представителя

Таким представителем может быть только адвокат . Должник может отправить кредитору или коллектору соответствующее заявление. Такое заявление необходимо подавать либо через нотариуса, либо по почте с уведомлением о вручении, либо под расписку адресату. В заявлении необходимо указать ФИО, адрес, телефон и адрес электронной почты представителя.

После того как будет подано заявление о представителе, коллекторы смогут общаться с должником только через представителя.

Полный отказ от общения с коллектором.

По истечению четырех месяцев с момента возникновения просрочки исполнения обязательства, должник может направить заявление об отказе от взаимодействия с коллекторами . После получения заявления кредитор или коллектор не вправе проводить личные встречи, звонить должнику, направлять сообщения и другим законным способом взаимодействовать с должником.

Кредитор может взыскать просроченную задолженность в судебном порядке. После вступления в силу решения суда ограничения на взаимодействие с коллекторами по поводу просроченной задолженности будут приостановлены на два месяца. Это значит, что коллекторы снова смогут беспокоить должника, но всего два месяца.

Если же до вынесения решения суда должник не подавал заявление об отказе от общения с коллекторами, то он вправе подать такое заявление по истечению месяца после того как решение суда вступит в законную силу.

Если коллекторы нарушают ваши права, вы можете жаловаться на действия коллекторов .

1. Должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием на:

1) осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя;

2) отказ от взаимодействия.

2. Форма указанного в части 1 настоящей статьи заявления утверждается уполномоченным органом. Такое заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

3. Заявление должника о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного им представителя, должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты.

4. В качестве представителя должника, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, может выступать только адвокат.

5. В случае получения указанного в части 1 настоящей статьи заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным в частях 3 и настоящей статьи представителем.

6. Заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.

7. В случае получения заявления должника об отказе от взаимодействия по истечении срока, указанного в части 6 настоящей статьи, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности заявление должника об отказе от взаимодействия не направлялось, он вправе направить такое заявление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, по истечении одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности.

9. Должник в любое время вправе отменить свое заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, путем уведомления об этом соответствующего лица, которому было направлено указанное заявление, способом, предусмотренным договором (при его наличии), или путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.

10. В отношении должника, находящегося под попечительством и ограниченного в дееспособности, заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть подано его попечителем.

11. В случае получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, с нарушением требований настоящей статьи кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны разъяснить должнику порядок оформления такого заявления должника путем направления соответствующих сведений способом, предусмотренным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого заявления должника.

12. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление предусматривает ограничение или прекращение взаимодействия с должником соответствующего лица, которому направлено заявление, применительно к каждому указанному в таком заявлении самостоятельному обязательству, срок исполнения которого наступил.

13. В случае направления должником заявления кредитору последний не вправе привлекать другое лицо для осуществления с должником взаимодействия по указанному в таком заявлении обязательству без учета предусмотренных в заявлении ограничения или отказа должника от взаимодействия.


В 2016 году после вступления в силу Федерального закона №230-ФЗ от 03.07.2016 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» у должников, их коллег и родственников появился новый способ избавления от надоедливых звонков коллекторов. Теперь от взаимодействия с коллекторами можно отказаться. Специально для читателей сайта рассказываем, как написать в коллекторское агентство заявление об отказе от взаимодействия и официально запретить коллекторам звонить по поводу кредитного долга.

Я должник, не хочу, чтобы мне звонили

Сразу же оговоримся: звонки коллекторов не запрещены законом. В статье 5 230-ФЗ написано, что общаться с должником по поводу возврата просроченного долга может и сам банк (кредитор), и новый кредитор, которому кредитный долг продали по договору уступки прав требования, и представители кредитора — лица, действующие от его имени или в его интересах. Но есть оговорка: для общения с должником представители кредитора должны быть либо кредитной организацией (банком), либо профессиональными коллекторами, включенными в специальный реестр . Привлекать к работе с должниками непрофессионалов, а тем более судимых персонажей, запрещено.

Банк и коллекторы могут взаимодействовать с должником 3 основными «стандартными» способами:

  • непосредственно — встречаться лично, звонить по телефону;
  • слать письма по почте;
  • присылать телеграммы, СМС, текстовые, голосовые и прочие сообщения по мобильной связи, через интернет.

Если банк хочет взаимодействовать с вами каким-то другим, нестандартным способом, он должен прописать это в письменном соглашении с вами. Отказаться от исполнения этого соглашения вы можете в любой момент, без каких-либо ограничений. Достаточно написать в банк специальное заявление. Это заявление можно вручить лично под расписку, отправить по почте заказным письмом с уведомлением либо передать через нотариуса. С телефонными звонками и другими стандартными способами взаимодействия всё сложнее.

Кстати при желании вы также можете обратиться в суд с иском к банку и коллекторам-нарушителям и потребовать компенсацию морального вреда и возмещения всех убытков.

Есть и второй вариант. На официальном сайте Банка России мы нашли возможность подачи жалобы на исключение телефона физлица из базы автодозвона. Вы можете попробовать отправить жалобу в ЦБ через интернет-приемную (тема Банковские продукты / услуги, продукт Потребительское кредитование, тема Исключение номера телефона физического лица из базы автодозвона). Если таким образом вам удастся остановить звонки, пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.