Праздный reviews htm. Институциональная экономика

  • 19.03.2024

«Праздность, или удаление от трудов, - пишет святитель Тихон, - есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш (Быт. 3, 19). Следственно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся дотоле грешить не перестанут, доколе в благословенные труды не отдадут себя» (3, 172; 27, 759).

Праздность греховна не только сама по себе, но и «многих зол причиной бывает», ибо «к праздному сердцу, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает враг диавол. Отсюда пьянство, блудные дела, злые беседы, осуждения, насмеяния, злословия, хуления, картежные игры, обманы, ссоры, драки, излишняя роскошь, как и Соломон глаголет: в похотех есть всяк праздный (Притч. 13, 4)» (27, 759). Праздность причиняет вред не только душе, но и телу. «В праздности живущие всяким недугам и немощам подлежат, как бо вода растлевается, которая течения не имеет. Не трудящийся не может в сладость пищи принимать, и сон без трудов беспокоен бывает». Не желающие же трудиться из низших слоев «подлежат посмеянию и порицанию людей» и «понуждаются в бедности и нищете жить (Притч. 6, 11)» (3, 173). «От сего порока выключаются немощные, престарелые и содержащиеся в узах, которых одолжаются христиане сообща питать» (4, 226).

Чтобы избежать праздности и ее последствий, должно помнить, что время дороже всякого сокровища, особенно для христианина, как дающее возможность (иногда последнюю) покаяния, которое по окончании земной жизни принести будет невозможно. «Тогда время будет суда, а не покаяния, строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое время, туне потерянное. Ибо настоящее время есть торг (Мф. 26, 14-30)» (3, 173).

«Как не всякий труд полезен, так не всякая праздность порочна», - говорит святитель. Не спасительны и прямо греховны труды делающих неправду: похищающих и отнимающих чужое, коварных и завистливых льстецов, немилосердных ростовщиков. Напротив, «коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголят ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно» (3, 174; 27, 758). Но такой покой в действительности есть труд, к которому и призывает святитель. «Всегда будь в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или будь в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности» (27, 759).

Праздности неизбежно последует уныние. «Люта есть страсть сия, - пишет святитель. - Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут в уединении» (2, 237). Как «наносимое» врагом нашего спасения с целью обратить христианина опять к «миру», уныние препятствует молитве, закрывает сердце, не давая ему принять слово Божие, и тогда Бог особенно ожидает от человека подвига (27, 1057). В борьбе с этой страстью «советую убо тебе чинить следующее, - пишет святитель одному иноку. - 1. Убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. 2. Усердие подаст переменность: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитывай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении, и о прочем. 3. Память о смерти, нечаянно приходящей, память Суда Христова, вечной муки и вечного блаженства отгоняет уныние. 4. Молись и воздыхай ко Господу. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим» (2, 237). «Когда унынию и скуке поддаваться будешь, - пишет святитель в другом месте, - то большее уныние еще на тебя восстанет и со стыдом выженет тебя из монастыря. А когда будешь против него стоять и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно то печаль, то радость» (27, 1057-1058).

Унынию родственна печаль, и в творениях святителя они употребляются как синонимы. Христиане не должны печалиться «о том, что не имеют в мире сем благополучия, не имеют богатства, славы, почитания, что мир ненавидит, гонит и озлобляет их. Сей печали они противиться и не давать ей места в сердце своем должны. Паче же радоваться о том, яко познаются не мира сего быть чада, но Божии». «Печаль мирская» и бесполезна, ибо не может возвратить или дать ничего из того, о чем скорбит .

Как с праздностью, так и с унынием святитель отождествляет леность . К первой она примыкает как неделание того, что должно делать (трудиться как внешне, так и в душе); ко второму - как расслабление, усиливающее уныние. Чтобы показать пагубность лености, святитель использует следующий пример. «Земледельцы ленивые и в праздности живущие, - пишет он, - увидевши братию свою трудов своих плоды собирающих и радующихся, скорбят, тужат, печалуют и окаевают себя, что в лето не трудились, и так плодов не имеют: так христиане небрежливые, увидевше прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых от Господа, восплачутся и возрыдают неутешно, и будут себя окаевать, что не хотели трудиться во временном житии». Происходя от нераскаянных грехов и диавола, расслабление души врачуется противостоянием искушениям, попускаемым Богом впадающим в леность (27, 792, 447).

Неуврачеванные своевременно, печаль и уныние могут привести к отчаянию, о котором святитель говорит как о неизбежном следствии греховной жизни и о тяжелом грехе против милосердия Божия (27, 639). Но именно надеждой на милосердие Божие святитель увещает в первую очередь противостоять помыслам отчаяния, этому «тяжкому и последнему удару диавольскому». Христианское упование подобно якорю, удерживающему корабль в бурю и сохраняющему его от потопления. «Когда о грехах твоих помышляешь, - говорит святитель, - помышляй и о милосердии Божием, которое, когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, на покаяние тебя вело; ныне ли восхощет погубить тебя, когда ты престал от грехов? Во множестве мест Святого Писания ободряется тщащийся на покаяние грешник: прииде бо Сын человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19, 10); не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17)». Сам «Бог научает нас, как нам и каяться подобает, - продолжает святитель, вспоминая покаянные места Псалтири. - Како убо не услышит кающихся, Который образ подал, как каяться, просить и молиться?» Наоборот, Иуда, «познав величество греха, но не познав величество милосердия Божия, удавился» (27, 640).

Зная опытно, сколь опасно искушение отчаянием, святитель еще и еще раз призывает противостоять ему. «Отчаяния страх, - говорит он, - хотя и от диавола бывает, однакож Божиим советом и соизволением» попускается для пользы самого человека, да «познает силу греха, гнев Божий против греха и видит, коль сильное есть мучительство диавольское». Далее, подобное «частое диавольское искушение опаснейшим и искуснейшим (более осторожным и опытным - и. Н.) творит христианина», ему противостоящего. Не следует отчаиваться и потому, что «таковые помыслы не по воле, но против воли нашей бывают; того ради в грех нам они не вменяются» и вредить душе не могут. Они «смиряют и сокрушают сердце, отвращают от мира, суеты и прелести его, подвигают к сердечной и усердной молитве», побуждают «от Бога помощи и избавления просить». Почему «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет» (2, 196-197; 4, 284-285; 6, 325).

Не только не унывать, но радоваться и благодарить Бога должен тот, кто чувствует помыслы отчаяния в спасении и борется против них. «Знамение есть, - пишет святитель, - что таковой в вере и благодати находится. Ибо враг не борет того, кто ему повинуется и работает». «Подлинно все жалуются на сии помыслы, которые ищут спасения. Горе грешникам некающимся. А кающимся и ищущим спасения своего молитвой и верой надобно ожидать милости Божией» (4, 276-284; 6, 319-320; 27, 638-644).

"Основы научного атеизма - неординарная книга, требующая от читателя внутренней честности и смелости. Автор не призывает верить ему на слово, он лишь предлагает нам решить увлекательную задачу определить настоящую роль религии, её влияние на эпохи, страны и человечество. Вы сможете сделать это без труда, так как книга написана легко и остроумно, несмотря на сокрушительные факты и выводы. С каждой главой ваше мышление будет становиться всё более сильным и ясным, и вы не только сможете чётко осознать своё отношение к богу, но и по-другому посмотреть на многие вещи в вашей жизни" - Евгения Захарова, читатель книги, г. Орехово-Зуево

"Спасибо за такую полезную книгу! Ура! Книгу надо покупать и всеми возможными способами пропагандировать среди населения. И настаивать на том, чтобы этот замечательный учебник вошёл в программу средней школы." - читатель книги Светлая К. (http://www.ateism.ru/comments/article.php?no=2166)

"Чащихин Устин Вы молодец, ваша статья достойна как порядочного гражданина и патриота России." - читатель под ником "печник" (http://www.ateism.ru/comments/article.php?no=2166)

"Устин Валерьвич, спасибо за книгу, уже прочитала букву в букву, и к своему удивлению нашла много интересного для себя. Даже кое-что внесла в свою новую работу, которую скоро выложу в инете.
Ваша книга станет настольной книгой моим внукам. Пусть просвещаются полезными знаниями.
Простой язык, которым Вы описываете сложные вопросы научного подхода к действительности, - думаю, большая Ваша заслуга не только как писателя, но и как мыслителя.

Книга очень полезна для современного состояния ума нашего общества, т.к. будет способствать прозрению ослеплённых религиозным невежеством, мракобесием. Народ необходимо просвещать, начиная с малых лет. А это по силам только науке, но не религии. Но для этого наука должна стать приоритетной в первую очередь для государства. На первом месте должно быть естественно-научное образование молодёжи, так, как это было при советской власти.
В вашей книге мне очень понравился ваш упор на значение разума в жизни каждого человека, того, что нам дано самой природой и того, что так упорно и безаппеляционно пытается отнять у нас религия. Также Ваша книга заставила обратить большее внимание на негативную роль христианства в истории многих народов и их культур: надобно поизучать глубже.
Спасибо. С уважением, Хмелевская Татьяна. Всего Вам доброго."

Дорогие друзья! В течение первых дней после Съезда на почту Движения пришло более двух десятков отзывов, и они продолжают поступать. Благодарим от всего сердца всех участников, чьи сердца откликнулись такой любовью и теплотой! Теперь, ощущая это единение, мы можем не только сплотить, но и расширить наши ряды, чтобы и другие люди могли ощутить хотя бы частицу той любви и единства, которые испытали мы с вами, и постараться, чтобы они тоже выбрали Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Отзывы гостей съезда:

«Такого сильного и глубокого впечатления от собравшегося вместе такого количества людей на съезде я не ощущала никогда. Свет, идущий от лиц, глаз, голосов, ровный, спокойный, заполнял все вокруг. Все дышало радостью, приветливостью, дружелюбием. Организаторы съезда, чем бы кто ни был занят, вдохновенно и преданно выполняли свои роли. И я ясно понимала, что это не сиюминутное состояние души, а результат осознанной внутренней работы и готовности служить. И то, что зал в едином порыве приветствовал и участвовал во всем происходящем, вызывало слезы радости, благодарности и чувство глубокого единения. Обнимаю с любовью».

Алла, Новосибирск

«Это был такой прекрасный день, замечательнейший день! Один из тех редких дней, когда ВСЕ хорошо. Мне встречались только хорошие, добрые, отзывчивые люди. А как же может быть иначе – ведь я прибыла в Москву на съезд МОД "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!". И как это было замечательно – я, наверное, не смогу передать эти чувства словами. Но замечательные люди попадались мне не только на съезде, но и вообще везде на протяжении всего пути, как будто кто-то нарочно все подстроил (а может, так оно и было, просто это были невидимые помощники).

Должна сказать, что у меня было не самое лучшее мнение о Москве. Сама я здесь была впервые, а от других ничего хорошего о Москве особо не слышала. Только то, что здесь все злые и воруют. Но это не так – здесь все хорошие, все замечательные! Я люблю Москву! Так вот, съезд. Хочу обязательно написать об этом непонятном феномене русской души.


Был такой момент на съезде, когда участникам из других стран (не из России) вручали флаги Движения. И когда очередь получать флаг подошла Украине, весь зал не сговариваясь, не подготавливаясь, заранее просто ВСТАЛ и хлопал стоя громче и дольше, чем всем другим! У меня слезы проступили. Я вообще очень переживаю за Украину в связи с последними событиями там, и у меня по этому поводу часто проступают слёзы. Они почему-то сами как-то появляются, они идут из глубины моего существа, и мне их очень трудно сдержать, эти слезы мне практически неподвластны. Но сегодня в зале это были и те, и не те слёзы. Они тоже из глубины, но в них была радость, а не боль!

А потом мы все пели песню "Иди, мой друг, дорогою добра". Это было замечательно, это было единение душ в порыве за что-то светлое, доброе! ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!

Огромная благодарность и низкий поклон всем организаторам этого замечательного праздника! Это было больше чем хорошо – это было великолепно!».

Кристина, Бремен, ФРГ

«Съезд прошёл в тёплой атмосфере единомышленников. Я считаю, что он был организован на высоком международном уровне!

Единственное пожелание – чтобы вопросы к Татьяне Николаевне или к другим выступающим готовились и сдавались организаторам в перерывах, тогда на большее количество вопросов можно было бы ответить, и можно было бы выбрать более актуальные. С благодарностью за организацию Съезда».

Лилия, Москва

«Это было незабываемо! Столько людей, которые думают как ты, – это праздник. Собран весь мир – мир, желающий тебе и каждому добра. Мир дающий, а не ненавидящий тебя за то, что ты можешь узнать о его корысти… Когда мне будет грустно, я стану вспоминать, как мы стоя приветствовали Татьяну Николаевну, и все аплодировали, объясняясь ей в любви и обожании... и то, что люди с Украины смогли приехать и зал стоя их приветствовал. Вроде обычно все выглядят, а родные все люди. Очень понравилась детская песня – созвучна стремлению к счастью и добру. Большое спасибо организаторам!».

Мария, Москва


«От всего сердца благодарю людей, днями и ночами работавших над подготовкой к съезду.

Организация и проведение съезда – на очень высоком уровне. Все такие радостные и приветливые! Как будто побывала в кругу дорогих друзей.

Очень хорошо, что мы увидели друг друга. Поняли, как нас много. В скольких странах и городах есть люди, которые будут и дальше работать над задачами Движения! И мы сами взяли на себя обязательства следовать Кодексу Движения.

Назад пути нет – только вперед, к лучшим изменениям в наших жизнях, наших странах!

От всей души благодарю всех организаторов и спонсоров, благодаря которым съезд стал возможен. До новых встреч – уже с подведением итогов».

Ирина, Москва

«Лично мне понравилось всё. Даже место проведения было выбрано со смыслом. В конференц-зале гостиницы с говорящим названием "Космос". Я была здесь первый раз и немного волновалась, как я смогу сориентироваться в таком внушительном сооружении. Но уже на станции метро "ВДНХ" я увидела указатель. Потом, уже подходя к гостинице, я увидела мужчину с плакатом съезда. Это меня приятно порадовало. И я почувствовала состояние трогательной заботы… Я порадовалась, что первый съезд проходил в одном из красивейших и чистых мест Москвы, где гуляет ветер перемен, где не чувствуется суета и шум мегаполиса. Внутри здания всё оказалось таким же красивым и гармоничным. Я увидела много людей, которые приехали со всех уголков страны и мира. И я преклоняюсь перед их устремленностью на Пути к Богу.

Потом был съезд. В целом мне понравилась его программа. Но мне показалось, что его основной тон мог бы быть более душевным и сердечным. Все-таки хочется, чтобы обращение было не по бумажке...».

С уважением, Мария, Нижний Новгород

«Друзья мои, огромная благодарность за всё, что вы сделали, и Съезд состоялся.

Единственное, о чем пожалела, это то, что не прочли общей молитвы за Мир. На съезде было много участников из Украины, и общая молитва была бы прекрасным завершением Съезда.

Огромная всем благодарность за Съезд, за встречу с Татьяной Николаевной, за книги, которые я купила, за встречу с незнакомыми и такими родными людьми.

Людмила Михайловна


«Весь съезд прошёл с улыбкой на лице и радостью в сердце. Всё было хорошо: ведущие, выступающие с докладами, Президент, Альбина и Жанна, участники, со многими из которых, мы подружились уже в момент регистрации. В зале было светло от светлых одежд и светлых людей.

После окончания Съезда люди подходили, мы разговаривали, с некоторыми обменивались электронными адресами и телефонами. Высказывались самые тёплые отзывы, люди говорили, что не хочется уходить.

Татьяна Николаевна нас объединила. Спасибо ей за всё и за счастье быть среди единомышленников.

Были люди, с которыми не говорили, а только встречались глазами и улыбались друг другу. Так было хорошо. Какие прекрасные были лица, хотелось всех обнять, испытывала самые нежные чувства.

О тружениках. Всё было продумано до мелочей. Свет, музыка, картинка на экране... – всё безупречно. Ведь за всем этим стояли, трудились люди. Спасибо вам. Оформление зала, организация работы сотрудников Съезда – какой это труд! И результат превосходный.

Уверенность в том, что наше Движение будет развиваться и шириться, ещё более укрепилось, люди говорили о необходимости распространять Движение, о его насущной необходимости и предлагали свою помощь. Спасибо всем».

С любовью, Людмила, Москва

«Поздравляю всех организаторов и участников с успешно проведенным первым съездом нашего Движения! Прекрасно то, что это знаковое событие прошло в центре столицы нашей Родины. Хочу поблагодарить всех участников, приехавших из-за рубежа. Благодаря Вам наше Движение по праву является международным! Глядя на флаги государств, принявших участие в съезде, я вспомнил о давней мечте, что живет в моем сердце... Мечте о Мире, в котором не будет войн, терроризма, лицемерия..., где отношения между государствами не будут строиться по принципу "кто сильнее, тот и прав", где все страны и народы будут иметь возможность говорить о своих чаяниях и рассчитывать быть услышанными. Хочется верить, что 24 мая мы сделали маленький шаг в направлении Нового Мира. Замечательно, что съезд получил освещение в авторитетных информационных агентствах. Главная задача всякой общественной организации – быть услышанной обществом. Я верю, и я надеюсь, что нас услышат. Верю потому, что должен верить, и потому, что хотя Голос Бога в человеке и можно заглушить, но даже в этом случае мы остаемся Его детьми и тоскуем об Отчем Доме... Жду продолжения, жду новых мероприятий. Только активная работа поможет нам сплотить ряды и противостоять негативу извне. Всегда до Победы! В добрый путь, друзья!».

Дмитрий, Воронеж

«Мои впечатления от съезда МОД ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ – самые светлые и приятные! Но самыми запоминающими моментами были следующие:

1. Было удивительно всем залом петь песню о добре! В жизни я редко пою, да и, признаться честно, стесняюсь петь на людях. Но в зале от моего чувства стеснения не осталось и следа! Вот так голоса участников на короткое время объединились в хор. И было приятно осознавать, что объединялись не только наши голоса, но и наши сердца! В такие моменты осознаешь, что ты не одинок, что вокруг находятся твои единомышленники – люди, которым небезразлично будущее человечества, небезразлична жизнь вокруг.


2. Весь зал аплодировал стоя, когда на сцену поднималась делегация с Украины!!! Подумать только, что несмотря ни на что, ни на какие печальные события и преграды, делегация Украины была с нами на съезде. Каждый присутствующий в зале это понимал, и поэтому хотелось поддержать людей всем сердцем. Пример наших братьев украинцев лишний раз показал, что если человек устремлен всем своим сердцем и это устремление направлено на благое дело, то никакие преграды не смогут быть помехой. Цель будет достигнута!

3. Организаторам съезда удалось сделать самое главное – создать атмосферу ЕДИНЕНИЯ! За это низкий им поклон. Ведь сколько десятилетий подряд нам навязывают извне атмосферу разъединения во всех сферах жизни. Сердца людей истосковались не только по добру, любви, чести, нравственности, но и по единству. Когда в сознании стираются границы условностей и всего того, что разъединяет, то приходит осознание величия и персональной ответственности за все, что происходит на нашей планете Земля! И как символично было вручение небольшого подарка Татьяной Николаевной людям на сцене – бусинок из ожерелья. Каждый человек и есть та бусинка, жемчужина. От разрозненных жемчужин проку мало и, лишь объединившись под флагом нравственности и духовности, можно создать самое прекрасное ожерелье, которое украсит нашу планету Земля».

Марина, Москва

«Впечатление просто потрясающее!

Сначала я не заметила ничего особенного, но потом появилось чувство праздника, торжества, радости, причем в обществе близких людей!

Слезы стояли на глазах, когда на сцену поднималась украинская делегация. Люди сочли для себя нужным приехать, несмотря на существующую ситуацию. Удивляла легкость и естественность общения в перерывах с совершенно незнакомыми людьми, общность взглядов, это было очень странно и радостно...

Запомнилась последняя фраза выступления Татьяны Николаевны – "отсидеться не удастся"... ».

С уважением, Галина, Фрязино Московской обл.


«Ощущение радости сопровождало меня с утра и весь этот замечательный день. Это был воистину праздник. Праздник души.

В течение всего дня был такой подъем, что сутки без сна, преодоление более 4000 км за один день никак не ощущалось. С моей трудной переносимостью больших расстояний, после четырех видов транспорта, меня это очень удивило!

В самом начале, при входе в здание концертного зала уже почувствовала себя «в своей тарелке», в кругу созвучных сознанием людей. Многих я уже видела на семинаре Татьяны Николаевны в прошлом году. Некоторых людей на фотографиях и видеороликах в выпусках «Сириуса». Кого-то видела впервые. Но радость была от встречи со всеми, будто знала этих людей давно.

Бесконечная благодарность всем организаторам съезда. Вы – те самые мужественные и ответственные рыцари Духа, на которых нам надо ровняться, с кого необходимо брать пример.

То, как вы были усердны и старательны при подготовке, как ответственность превышала ваши человеческие пределы, и, видя итог вашей работы, я низко кланяюсь вам.

Татьяна Николаевна! Приклоняюсь перед Вашим бесценным великим Трудом, Вашим Подвигом и Служением Миру. Вы навсегда в моем сердце! Мира Вам, Света и Любви!».

Наталья, Челябинск

«Я очень рада, что стала участником Первого Международного Съезда Движения За Нравственность. Это было поистине радостное событие для меня. Съезд прошёл в дружеской и тёплой обстановке, всё было организовано с Любовью на высшем уровне. Возрождение Нравственности в выступлениях участников съезда затронуло струны моей души. Нужно объединяться и начинать действовать на общее благо и добро! Да поможет нам Бог!».

Елена, Сатка

«Очень трудно описать то, что происходило со мной во время съезда. Самыми волнующими были моменты, когда называли города и страны, когда представители городов и стран вставали со своих мест, когда они, озирались по сторонам, в надежде, что будет кто-то еще, и вдруг находили друг друга взглядом, тогда Любовь проявлялась во всей своей красоте и полноте. Людей с такими взглядами невозможно победить! В эти моменты они были искренне сами собой. Думаю, что именно так мы должны смотреть друг на друга! Спасибо за Съезд! Спасибо за переживание! Спасибо за Веру! Спасибо за Любовь! Спасибо за Надежду!!!».

Дмитрий, Челябинск


«Уже прошло 3 дня, как закончился 1 съезд МОД "За Нравственность". Вспоминается до сих пор атмосфера съезда, то содружество и единение с каждым, кто присутствовал, ощущение, что встретились родные и давно знакомые люди, которые все понимаю так же, как и я, ничего не нужно объяснять – все понятно без слов! Ощущалась почти физически та энергия Любви, которая изливалась из сердца к сердцу каждого присутствующего, очень чувствовалась мощная поддержка Высших сил, которая каждым воспринималась по разному: ознобом, слезами радости, приподнятым состоянием, а кто-то буквально "вырубался", выпадая из реальности на какое-то время... Вспоминается многое; как приветствовал зал буквально каждого, кто приехал на этот знаменательный съезд, вручение флагов всем регионам, представителям всех стран, даже пение всем залом вроде бы детской песни, но с таким глубоким смыслом, вспоминается с Любовью.

Но самое для меня незабываемое и радостное, это встреча с Татьяной Николаевной. Такое чувство Любви, Благодарности, нежности и желания защитить нашего Учителя пронизывало меня во все время её присутствия, а после ее выступления всем долго еще не хотелось покидать зал и расходиться. Низкий поклон ей за ее великий труд. А то, что я причастна к этому начинанию, наполняет меня Радостью, Ответственностью и пониманием того, как много ещё предстоит сделать. Господи, дай нам мудрости выполнить наше предназначение!».

Наталья, Златоуст

«Мне сложно выразить словами свои впечатления о съезде МОД "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" в Москве 24 мая 2014 года. Поистине это был праздник Духа, праздник Единения всех нас! Всех присутствующих я ощущала близкими мне и родными, я словно вобрала весь зал в свое сердце и испытывала ко всем Любовь! Всё: и торжественная музыка, и радостные участники, с любовью созданная атмосфера съезда – оставили в моем сердце твердое убеждение, что когда мы Едины, мы сможем преодолеть ВСЁ! С собой я увезла домой Бесконечную Любовь и Радость в сердце, и огромную Благодарность Татьяне Николаевне за её труд на Общее Благо».

Татьяна, Челябинск

«Впечатления от съезда очень сильные! Огромное спасибо людям из оргкомитета за то, что они в такие короткие сроки сумели организовать такое потрясающее мероприятие!

Сначала хочу отметить, что за всю свою жизнь, я никогда не участвовала ни в каких партиях, общественных движениях и т.д., не получали они в моей душе никакого отклика. А вот Международное Общественное Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», целью которого является отстаивание высших нравственных принципов во всех областях жизни, получило его сразу. Возможно, потому что в последнее время я четко начала понимать, что нравственность не только зарубежного, но и российского общества падает, и падает весьма ощутимо. И при этом, как это ни обидно признать, многие люди этого просто не видят. Обидно ещё и потому, что мой родной город, город, в котором мне посчастливилось родиться и жить, – Санкт-Петербург, по праву многие десятилетия носит титул «Культурная столица России». Но уже и здесь мы можем увидеть многое из того, что недостойно не только этого великого города, но и самих жителей в особенности.

Возможно, кому-то это покажется пафосным, но нравственность, действительно, является первоосновой жизни. И я полностью согласна со словами Т.Н. Микушиной о том, что единственное, что может спасти всё человечество на современном этапе, это Духовность. А как отметил в своём выступлении Президент Движения А.В. Бычков, пока не изменится каждый из нас, не изменится и наше общество. Государство может писать сколько угодно правильных законов, но если мы сами, внутри себя, не будем делать правильные выборы, то никакие хорошие законы извне не сделают нашу жизнь лучше. Поэтому, я считаю, что первый съезд МОД «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» – это первый шаг, сделанный человечеством к спасению наших стран в частности, и планеты Земля в целом. И, вероятно, нам всем нужно было, чтобы мы приехали в Москву из разных городов, разных стран, чтобы понять важность момента и то, что пришла пора действовать.


В заключении хочу отметить следующее: при выходе украинской делегации на сцену весь зал (а там были представители из 16 стран мира), ни на секунду не задумываясь, встал и раздался шквал аплодисментов. А какое было единение, какая любовь была в этот момент! Это показало всем нам, что, несмотря ни на какие политические конфликты, все люди, живущие на планете Земля, – это братья и сестры. Каждый это прочувствовал, что люди друг друга любят, и все вопросы, какие-то недопонимания отпали сами собой. Спасибо украинской делегации, что она приехала! Это важно как для них, так и для нас. Пережить такой момент всеобщего единения – это многого стоит!».

Ирина, Санкт-Петербург

«- Живя в Москве, зная ее изнутри, я очень благодарен за всестороннюю подготовку и проведение съезда.

Формат выступлений, его стиль и подача лично у меня ассоциировались с патриотическими выступлениями на Селигере. Для меня это не очень хорошо.

Сам язык выступления, ведения съезда, предельно грамотен и выдержан в стиле официальных мероприятий, что делает его безжизненным, насколько же живуч и понятен язык Микушиной с той же сцены.

Самое главное, все отклики наподобие моих (дистанционные, из привычной и удобной домашней обстановки), важны лишь на сотую часть по сравнению с той работой, которую проделали ВЫ. СПАСИБО ВАМ».

Игорь, Москва

Много разных коллективов в мире, которые разными путями идут и стремятся нести Свет истины, Свет реальности. Движение "За нравственность!" – то место, где мы все можем объединиться. Ведь каким бы путем ни шли, какие религии ни исповедовали, в результате должен быть сонастрой нашей жизни с теми принципами, что мы исповедуем. А эти принципы у всех едины. Это принципы нравственности в повседневной жизни.

Огромная благодарность нашим ангелам-организаторам! Спасибо всем вам! Спасибо Татьяне Николаевне за пример действий.

Очень было радостно впервые так близко увидеть и почувствовать Татьяну Николаевну. Огромный пример проявлений от сердца.

С благодарностью ко всем участникам съезда! Я перед всеми вами преклоняю колени, обнимаю и люблю!».

Анатолий, Кострома

«Дорогие организаторы съезда!

И чувство единства всё возрастало, и кульминацией стала простая детская песня, которую мы исполнили хором. Она очень растрогала.

Мудрецы говорят: "Будьте как дети". Маленькие дети нравственно чисты, а значит, и мы, взрослые, должны стремиться к нравственности.

И еще: на душе было легко и хорошо, оттого что не нужно было скрывать свои мысли и чувства...

Спасибо оргкомитету за прекрасную организацию съезда».

С уважением, С. Ю., Череповец, Вологодская обл.

«Весь день 24 мая был какой-то особенный. Еще утром, когда я садился в самолет, я чувствовал воодушевление и легкость. Я ожидал чего-то очень важного, что должно было произойти со мной и со всем человечеством. Во время съезда все было словно пропитано любовью, радостью и чувством единства. Одно дело, когда ты у себя на Родине встречаешь непонимание и нежелание слушать, и другое, когда видишь столько людей с открытым сердцем, готовых помочь, выслушать, поддержать и подарить частичку своей любви. Это здорово!

Спасибо большое организаторам и участникам съезда за этот праздник души!».

Александр, Екатеринбург

Отзывы, опубликованные 5 июня 2014 года

Для меня съезд – это был праздник души. Все мое существо ликовало от радости и счастья, ощущая любовь всех присутствующих. Это был праздник Света, Мира и Добра. Мы все радовались присутствию друг друга. Взгляд каждого был наполнен теплотой и любовью. Этот съезд был просто подарок Небес для всех нас, чтобы мы все смогли ощутить свое единство и проявить свою Божественную природу. Как приятно было купаться в этом океане любви!
Кульминационным моментом съезда была встреча с Татьяной Николаевной. Я склоняюсь перед этим человеком. Благодаря великой милости небес и личным достижениям Татьяны Николаевны мы все имеем уникальную возможность прикоснуться к Божественной Истине. Для меня Татьяна Николаевна – это пример живой этики и самых высоких нравственных норм.
И конечно, мне хочется от всей души поблагодарить всех организаторов съезда. Все эти люди проявили Божественную заботу. Так заботиться могут только Божественные сердца. Ваш труд – это был образец труда на общее благо.

С Любовью ко всем вам, Ольга, Таганрог


Единение сердец, единение всех нас… В едином порыве многие люди собрались на этом съезде, и каждый светился радостью, был воодушевлён и вдохновлен. Конечно, очень четко организовано было это мероприятие, очень много интересной и полезной информации подарили нам наши докладчики – возможно, той информации, о которой многие из нас до этого не знали. А пора бы задуматься и объединиться, если нам не всё равно, что будет с нашей страной и с нашим миром. И такое объединение произошло!
Очень важно видеть лица людей, очень важно общаться напрямую. Это общение сильнее стократ, чем общение по интернету или телефону. Когда мы видим лица друг друга, можем обменяться чем-то порой невербальным, это даёт ощущение плеча друга рядом – друга, единомышленника, и, в конце концов, мы понимаем, что не одиноки в наших устремлениях и можем воплотить что-то вместе, плечом к плечу. Так ощущается сплоченность людей из разных городов и даже стран, когда все понимают необходимость позитивных изменений во многих сферах жизни. Тех изменений, которые бы совершались, основываясь на нравственных началах, на взаимопомощи и поддержке, на чувстве безусловной Любви. Именно Любовь пробудилась и изливалась из каждого сердца светлым искрящимся потоком.
Очень многое нужно сделать, многое изменить. Съезд дал понять, насколько глубоки и серьёзны задачи, решить которые не под силу одному, но по силам всем вместе. Было обозначено несколько тем, на которые, прежде всего, стоит обратить внимание: тема воспитания подрастающего поколения, тема чистоты продуктов питания, тема влияния разных видов музыки на человека, а также общие принципы нравственности в наших жизнях.
Нам кажется, этот съезд положил начало многим подобным мероприятиям, которые, надеюсь, состоятся, где будет обсуждаться более конкретно и глубоко каждый из встающих перед нами вопросов. Главное – не ослабевать и держаться вместе, поддерживать друг друга, быть внимательными друг к другу – вот так же, как и на съезде, относиться к каждому с уважением и любовью. Это очень важно держаться вместе, потому что от этого зависит будущее. Каждый из нас знает и умеет что-то особое, может чем-то помочь всем людям. Давайте же делиться своими знаниями, умениями, творчеством, энтузиазмом – тем, что может возродить наш разрозненный мир.

Любви и Света, Анна и Алексей, Москва


Я очень ждала этого замечательного события и волновалась, как все пройдет, как воспримут люди то, что мы хотим донести. Это был поистине Светлый и Радостный День! День единения всех народов Земли. Это отправная точка в Будущее и России, и Планеты! Да, мы начинаем с себя. Я принадлежу к старшему поколению, и именно на нас ложится огромная ответственность перед детьми и внуками. Какой мы будем являть им пример нашей Нравственности, Духовности и Чести, таким и будет формироваться их сознание. Мы обязаны учить младшее поколение любви к нашей Земле и уважительному отношению к дедам и отцам. На данном этапе именно этого недостает нашему обществу, и это очень важно.
Я очень благодарна всем, кто смог приехать на наш съезд "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" Люди несли свою Любовь и тепло. Зал буквально светился от улыбок и той чистой энергии, которая изливалась из сердец собравшихся. Желаю всем участникам Международного Общественного Движения "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" удачи во всех начинаниях, выдержки и стойкости, Любви и Света!

Жанна Николаевна, Москва

Подошло время съезда, и он состоялся, и прошел успешно. Когда осознаешь, какое это важное событие произошло, в котором тебе посчастливилось участвовать, наворачиваются слезы на глаза. Удивительная атмосфера присутствовала в холле еще до начала регистрации, во время и после. Собралось очень много радостных людей в этом месте. Чувствовался какой-то особенный подъем, какая-то наполненность и какое-то освобождение. Атмосфера радостной благожелательности и взаимного интереса сохранялась от начала и до конца мероприятия. Было удивительно и волнительно впервые встретиться с теми людьми, с которыми долго переписывался или видел на фото и видео. Многие на этом съезде мне стали ближе и дороже. Совершенно правильно говорила мне Ольга из Москвы, что между нами, между нашими сердцами должна возникнуть и укрепиться связь, которая поможет нам ощутить наше единство и поможет в наших дальнейших совместных действиях. И это чувствовалось, и это происходило.

И не случайно был такой порыв приветствия в зале, когда проводилась перекличка, когда многочисленная делегация из Украины вышла на сцену. В этом приветствии, в этих овациях выразилась наша поддержка, наше одобрение, помощь наших сердец и наша любовь к этим людям! И это не случайно, потому что им, немногим, предстоит удерживать баланс в своей стране, в своих городах и, главное, в своем народе, где все так неспокойно. Потому так нужна была им наша поддержка и наша сплоченность, и наше единство.
И здесь на съезде я понял, что единение в духе – оно существует, оно растет, и это наш Путь.
Четкие (и чуткие) и слаженные действия с полной самоотдачей организаторов съезда меня нисколько не удивили. Потому что если я правильно понял суть того Пути, по которому нам предстоит двигаться дальше, то так оно и должно было быть.
Все доклады на этом съезде понравились, мастерство докладчиков радовало и помогало усвоить информацию. Информация оказалась для меня интересной и нужной, и очень своевременной. Понравилась также речь Президента Движения и то, как составлено Обращение в ООН – просто, решительно, смело, и прямо.
Еще раз хочу выразить свою благодарность Богу – съезд состоялся и прошел отлично!

Михаил, Иркутск. С братской любовью к Вам

Решение о поездке на съезд в Москву пришло изнутри, и я начала активно действовать. Старалась прочувствовать и проанализировать, готова ли я, выполняю ли я сама нравственные принципы в своей жизни? Могу ли я быть примером для своей семьи, для своих друзей и знакомых? Конечно, всегда есть куда стремиться, но если не начать действовать уже сейчас, то тогда можно еще долго размышлять о своем несовершенстве. Пришло осознание, что только в процессе можно осознавать то, что делаешь правильно, что получается и над чем еще нужно работать.
Москва встретила нас очень приветливо и тепло. Я впервые оказалась в сердце нашей Родины, и в связи с этим было какое-то трепетное и благодарное чувство, предчувствие чего-то значительного и важного.
И этим значимым событием для всех нас стал 1-й съезд Международного Общественного Движения «За Нравственность!», который состоялся 24 мая 2014 года в Москве. Ощущения от съезда остались самые вдохновенные: восторг, радость от того, что нас, людей, думающих о будущем, о духовности и нравственности, уже много; что мы живем единой целью, мы думаем и развиваемся в одном направлении. И этот съезд стал олицетворением того, что наконец-то мы созрели внутренне и стали объединяться всем миром для принятия важных решений. Даже просто присутствовать среди людей, стремящихся к изменению всего общества путем изменения себя, дорогого стоит.
Многие вопросы о нашем будущем очень взволновали меня, это и форсайт-проект «Детство-2030», и доклад о влиянии ГМО на здоровье человека, о которых я не слышала и не задумывалась ранее. Но как я могу остаться равнодушной к будущему моих близких?
Мне стало очевидно, что участники Движения «За Нравственность», приехавшие из 16 стран мира, люди искренние, верящие, что можно изменить общество, готовые трудиться и работать над собой, делать все, что в их силах и возможностях ради будущего детей, ради мира в стране, ради счастья в семье…
Я бесконечно благодарна всем, кто верит, всем, кто несет надежду на то, что, объединившись, мы можем совершить то, что казалось невозможным: изменить сознание людей, пробудить общество, дать знания, вернуть веру и надежду в нашу жизнь».

We have been receiving some suspicious activity from you or someone sharing your internet network. Please help us keep Glassdoor safe by verifying that you"re a real person. We are sorry for the inconvenience. If you continue to see this message, please email to let us know you"re having trouble.

Nous aider à garder Glassdoor sécurisée

Nous avons reçu des activités suspectes venant de quelqu’un utilisant votre réseau internet. Aidez-nous à préserver la sécurité de Glassdoor en vérifiant que vous êtes une vraie personne. Pardonnez-nous pour l’inconvénient. Si vous continuez à voir ce message, veuillez envoyer un email à pour nous informer du désagrément.

Unterstützen Sie uns beim Schutz von Glassdoor

Wir haben einige verdächtige Aktivitäten von Ihnen oder jemandem, der in Ihrem Internet-Netzwerk angemeldet ist, festgestellt. Bitte helfen Sie uns Glassdoor zu schützen, indem Sie bestätigen, dass Sie ein Mensch und kein Bot sind. Wir entschuldigen uns für die Unannehmlichkeiten. Wenn diese Meldung weiterhin erscheint, senden Sie bitte eine E-Mail an , um uns darüber zu informieren.

Help ons Glassdoor veilig te houden

We hebben verdachte activiteiten waargenomen op Glassdoor van iemand of iemand die uw internet netwerk deelt. Help ons de veiligheid van Glassdoor te verzekeren, door te bevestigen dat u daadwerkelijk een persoon bent. Onze excuses voor het ongemak. Als u deze melding blijft zien, e-mail ons: om ons te laten weten dat uw probleem zich nog steeds voordoet.

Оливера Джуркович Маджич, Хелена Маджич Журнал «Практический маркетинг », №2 за 2012 год

Теория Веблена нисколько не потеряла своей значимости даже век спустя после ее первого опубликования. Причина этого содержится в самой теории. Веблен заметил образцы праздного поведения даже в примитивном обществе и сделал заявление, что они развиваются одновременно с развитием цивилизации. Благодаря таким изменениям в современном мире, как глобализация, интеграция, более высокая мобильность и взаимосвязанность, развитие новых СМИ, информационных и коммуникационных технологий, факторы праздного поведения, объясняемые психологией человека еще более усиливаются. Более того, современные исследования потребительского поведения, маркетинг и управление продажами полагаются на эту теорию, как на неоспоримое основание. Однако многие эксперты по маркетингу и управлению продажами тяготеют к иным трактовкам эффекта Веблена, главным образом, в соответствии с исследованиями рынка и результатами анализа. Под их влиянием современные толкователи Веблена в области социологии, психологии и потребительского поведения постоянно переопределяют свои интерпретации. Однако вследствие того, что постоянные угрозы перемен являются составной частью современной экономики, некоторые из этих интерпретаций теряют под собой прочные обоснования, становясь пережитками прошлых лет.

Взаимосвязь между демонстративным потреблением и копированием моделей поведения в совсеменных интерпретациях теории Веблена

Стратегия вертикальной диверсификации

Веблен сделал вывод, что копирование моделей поведения представителями среднего и низшего классов укрепляло их статус потребления среди представителей праздного класса. В теории этот факт неопровержим на основе системы действий и реакций, поэтому обе эти модели поведения являются по сути одним и тем же явлением с той лишь разницей, что их источниками служат разные стимулы. Что касается данного анализа, то производителям товаров класса люкс использование теории, примененной к практике, кажется выигрышной ситуацией, когда проигрыш представляется невозможным.

Производители товаров класса люкс сначала сокращают сегмент рынка, который им привлекателен только до класса праздного потребления. Более того, сегментация рынка усложняется, если принять во внимание средний и низший классы, копирующие поведение класса праздного потребления. Некоторые производители товаров класса люкс не стараются проникнуть в этот потребительский сегмент. Некоторые, уверенные в том, что риск незначительный, проникают на него путем вертикальной диверсификации рынка. Если даже есть определенный риск, то обычное положение на рынке не подвергается опасности, так как основной рыночный сегмент состоит из класса праздного потребления. Существует множество споров касательно этого предположения. Еще в 1949 году Джеймс Дьюсенберри сделал вывод, что потребительское поведение взаимосвязано с межличностным взаимодействием, особенно в среде представителей среднего класса . Более того, Leibenstein связал это явление с эффектом «повального увлечения», заставляющим производителей товаров класса люкс верить, что не существует реальной возможности серьезного снижения спроса . Современные авторы верят, что стремление среднего класса к потреблению с целью подтверждения статуса постоянно растет, и что производители товаров класса люкс могут только выиграть от этой тенденции.

Так как накопление капитала средним классом недостаточно для продолжительного поддержания демонстративного потребления, то субрынок подделок, нацеленный на тех, кто предпочел бы копировать праздный класс, но не имеет для этого достаточно средств, переживает расцвет. Признавая угрозу со стороны субрынка в сегменте среднего класса, предъявляющего спрос на товары класса люкс, современные эксперты, такие как Takeyama или Barnett, выступают в защиту стратегии вертикальной диверсификации .

Соответственно, производители товаров класса люкс должны действовать следующим образом: 1) сохранить предметы роскоши и дорогие товары для потребления праздным классом; 2) одновременно вводить продуктовые линии, напоминающие роскошные и высокоэксклюзивные товары, но с более низкими издержками и более доступными для представителей среднего класса ценами . В качестве инструмента максимизации прибыли при оптимальных издержках стратегия получила широкое одобрение среди производителей товаров класса люкс. Более того, эта стратегия получает дополнительные преимущества от социальных изменений, вызванных глобализационными процессами на отсталых рынках, таких как азиатский или латиноамериканский, где сегмент потребителей среднего класса постоянно расширяется .

В действительности эта теория сильно не обновлялась с тех пор, как она идет по следам теорий Дьюзенберри об эффекте сноба и об эффекте повального увлечения. Однако Дьюзенберри справедливо отметил проблему циклов бренда – когда товар потребляется большим количеством присоединяющихся к большинству, то потребление товара сокращается среди снобов. По этой причине цикл угрожает рыночной позиции производителей товаров класса люкс в их традиционном рыночном сегменте – праздном классе.

Так как демонстративное потребление происходит от праздного потребления теми потребителями, которые стремятся показать свой более высокий социальный статус, то бренды, включенные в стратегию вертикальной диверсификации, как те, которые предназначены для потребителей с более низкой покупательной способностью, не могут больше удовлетворять эту их потребность. Причина тому заключается в функции статуса ограничения проникновения представителей других классов путем установления дорогостоящих мероприятий . Если такое дорогостоящее мероприятие или товар класса люкс предлагается в сравнительно более низких ценах другим потребителям, то это ухудшает показатель его эксклюзивности в среде праздного класса – сущность бренда становится размытой. Таким образом, авторы, возражающие против данной концепции, делают вывод, что торговцы вынуждены поддерживать эксклюзивность продукта, так как некоторые потребители могут посчитать продукт менее ценным, если он становится широко доступным .

Вопрос ослабления бренда стал очевидным Барнетту, который считал краткосрочную стратегию дифференциации по меньшей мере подходящей для поддержания сегмента среднего класса в краткосрочный период. Однако другая, более интересная идея Барнетта, с которой не соглашается данная статья, заключается в том, что производители ничего не должны предпринимать для защиты от субрынков и подделок. Пример вертикальной диверсификации приведен на рисунке 1 .

Избирательное правоприменение стратегии прав интеллектуальной собственности

Наиболее общие юридические инструменты, целью которых является защита брендов класса люкс или иных характеристик или дизайна продукта от несанкционированного копирования – это торговая марка, промышленная эстетика и авторское право (в США также оформление товара). Производители товаров класса люкс имеют больше альтернатив и свободы, формируя ценовую политику на свои продукты. Так как сущностью прав интеллектуальной собственности является монополизация специфических характеристик продукта, то производители получают от этого дополнительные преимущества, назначая более высокие цены, за счет чего получают дополнительную прибыль . Дополнительная прибыль не единственный стимул юридической защиты продукта.

Стимул для нового инвестиционного цикла, ведущего к созданию новых оригинальных продуктов выше, чем среди конкурентов .

Однако в случае с дорогими брендами контрафакция характеризуется высокой степенью устойчивости. Несмотря на то что производители всегда стремились добиться законодательной поддержки, задача эффективной защиты интеллектуальной собственности кажется почти невозможной. Осуществляя попытки подавления субрынков, производители вынуждены бороться с их непредсказуемостью, проблемой идентифицирования их источника и маловероятных возможностей компенсирования урона, нанесенного их деятельностью. Как же возможно конкурировать с ними и препятствовать их распространению при отсутствии эффективных легальных инструментов? Когда некоторые авторы предложили стратегию вертикальной диверсификации, эта мысль встретила активную поддержку в сферах производства товаров класса люкс и критику одновременно, утверждающую угрозу ослабления имиджа бренда. Как альтернативу этим спорам Барнетт посоветовал не предпринимать никаких действий против подделок. Каковы аргументы в пользу этого, с первого взгляда странного, предложения?

Субрынок создает несовершенные копии роскошных оригиналов. Любое несовершенство должно быть очевидно потребителю, поистине заинтересованному в статусе покупаемого продукта, чтобы он не мог удовлетворить свои ожидания и потребности в роскошной вещи, покупая продукт низшего качества. Статусные устремления также не могут быть удовлетворены при покупке поддельных вещей ввиду отсутствия в момент покупки соответствующего дорогому бренду обслуживания или специальных ритуалов. Кроме того, субрынку серьезно недостает элементов эксклюзивности в распределительной сети, а также элементов эксклюзивности в области управления отношениями с клиентами. Например, продавец в киоске не поставляет каталог продукции следующего сезона постоянным клиентам по всему миру. Когда эксклюзивность исчезает, а подделки – повсеместно потребляемые товары, особенно среди представителей средних и низких классов, статусные устремления не могут быть удовлетворены. Поэтому известные бренды решили не конкурировать с субрынком, просто заключая, что потребители, ориентированные на статусность продукта, не покупают на субрынке. Фактически они начали верить в то, что потребление на субрынке повышает спрос на их оригинальные товары. Чем больше подделок будет предложено на рынке, тем больше становится стимул для потребителей, нацеленных на подтверждение своего статуса, покупающих более дорогие и эксклюзивные оригиналы. Барнетт ссылается на 3 условия, которые ведут к желаемому результату: 1) оригинал повышает социальный статус; 2) нелегальные подделки несовершенны; 3) производитель известного бренда не может провести вертикальную диверсификацию без снижения затрат на поддержание торговой марки .

С этой точки зрения можно сделать вывод, что производители роскошных брендов должны применить стратегию специального рыночного ценового позиционирования. Сначала зарегистрированные права на интеллектуальную собственность, а теперь и субрынок позволили им получить дополнительную прибыль, основанную на высоких ценах. Некоторые эмпирические модели доказали, что «когда эффект сноба достаточно велик, продукт может быть более популярным среди сегмента населения, так как его цена растет» . Эти модели даже сокращают условия, предложенные Барнеттом, до двух, так как они не нашли тесную связь между качеством продукта и снобистским потреблением, однако обозначили сильную корреляцию между эффектом сноба и высокими ценами. Эта стратегия, появившаяся из приведенных выше эффектов, на самом деле является противоположностью стратегии диверсификации. Другие плюсы порождены отсутствием дополнительных издержек на внедрение линии продуктов «уступающих по качеству» и, соответственно, рисков на традиционном сегменте рынка досуга и отдыха. Эта стратегия к тому же не ставит задачу определить целевую группу .

Субрынок также можно определить, как продвижение товаров класса люкс без каких-либо издержек. Кроме того субрынок сократил жизненный цикл потребляемых оригинальных товаров и контрафакции. В результате, покупательский спрос на новые инновационные продукты возрастает. Некоторые индустрии сокращают предложение товаров специально с целью увеличения спроса на новое поколение продуктов или бросающиеся в глаза стили . Следовательно, непротивление нелегальному субрынку стало доминирующей тенденцией в индустрии товаров класса люкс .

Производители товаров класса люкс используют стратегии как вертикальной, так и горизонтальной диверсификации, а также избирательный подход к защите интеллектуальной собственности. Однако изучение предложенного далее примера показало: что-то в стратегиях, интерпретирующих Веблена, может вести к ошибке.

Пример: GUCCI AMERICA, INC. против GUESS, INC. – провал брендовых стратегий, построенных на основе интерпретаций Веблена

Факты

В мае 2009 года представители Gucci направили жалобу в адрес компании Guess в Южный Окружной Федеральный Суд Штата Нью-Йорк из-за посягательства на торговую марку, упаковку и промышленный дизайн, а также отдельный иск в Милан, Италию. Бренд Gucci искал средство правовой защиты в виде судебного запрещения и компенсации в соответствии с законом Лэнхема, Нью-Йоркским Генеральным Законом о бизнесе, и общим законодательством. Обвинения в адрес обвиняемых относились к несанкционированному копированию и имитации зарегистрированных Gucci особенностей дизайна, таких как мотив взаимосвязанных букв G, стилизованная буква G, шрифт, которым написано Gucci в зарегистрированной торговой марке, и Алмазный мотив на упаковке, наиболее часто используемый в линиях аксессуаров Gucci. Кроме того, Gucci обвиняет Guess в маркировке одной и той же линии продуктов по примеру промышленного дизайна Gucci, а также в ее распространении не только в розничных магазинах и интернет#магазинах Guess, но и через оптовый канал распределения (рис. 2, 3) .

Рис. 2. Зарегистрированная торговая марка Gucci.

Рис. 3. GUESS Наиболее общепринятый логотип для кошельков и сумок ()

Продукты Gucci являются одними из самых копируемых и имитируемых предметов роскоши на субрынке. Тем не менее бренд Gucci никогда не совершал серьезных или планируемых действий против этого. Кроме выборочного усиления стратегий по защите интеллектуальной собственности, Gucci был лидером в стратегии вертикальной диверсификации, как уже было сказано. Казалось, что Gucci добровольно игнорирует подражания и подделки, однако каким#то образом компания пришла к выводу, что нельзя больше молчать. Наилучший способ объяснить внезапную реакцию – процитировать аргументы Gucci против обвиняемых:

Но Gucci был атакован субрынком в очень похожем стиле и несколько десятилетий назад. То, что беспокоило Gucci, стало результатом стратегии Guess. По данным годового отчета о прибылях и убытках Guess за 2010 год, компания получила чистый доход свыше 2,1 млрд долларов США, показывая стабильный рост начиная с 2005 года . Согласно официальной финансовой отчетности Gucci за 2009 год, бренд Gucci заработал 2,2 млрд евро дохода, незначительно больше, чем Guess, если принять во внимание традиции Gucci и вечный бренд.

Что скрыто за успехом Guess?

Несмотря на исход слушаний и постановление суда, произошло ли нарушение авторских прав или нет, вопрос об имитации Guess отличительных черт бренда Gucci, с точки зрения потребителей, остается спорным. Давайте сделаем заключение, что Guess развил свой бренд, исходя из важной характеристики субрынка – копирования и имитации. Но что происходит, если конкурент из субрынка не ведет себя в той форме, которую традиционно от него ожидают?

Во-первых, Guess идентифицировал себя как корпорацию. Это вовсе не продавец в киоске на непонятном рынке, где-то на городских окраинах. Это не контрабандист, боящийся таможенного контроля при пересечении государственной границы. Это компания, зарегистрированная на Нью-Йоркской фондовой бирже, создающая сильный корпоративный имидж и строящая каналы связи к рынку капитала, инвесторов, поставщиков, потребителей, а также официальную сеть дистрибуции своей продукции.

Во-вторых, продукты Guess могут быть копиями или имитациями, но они не являются несовершенными продуктами, как некоторые авторы предполагают. Guess инвестировал в достижение определенного уровня качества своей продукции. Даже если это качество не может быть приравнено к качеству Gucci, все же оно удовлетворяет запросы и потребности потребителя из верхнего среднего класса. Кроме того, сделанная попытка имитации точно не означает, что покупатель воспримет этот продукт как неудачную попытку продать подделку вместо продукта под маркой Gucci. Имитация продумана в такой степени, чтобы напоминать потребителю об эксклюзивности и статусной ориентации, связанной с роскошью. Если быть полностью честным, данная степень имитации – распространенное явление среди известных брендов.

В сочетании с уровнем качества, третий сюрприз – ценовая политика. Guess не формирует цены на продукты по предельным издержкам. Пропорционально хорошему качеству в период первоначального размещения цена выше, чем на субрынке, даже выше той, что подлежит потреблению среднего класса. Очень возможно, что продукты Guess в период первоначального размещения и вертикально диверсифицированные товары класса люкс продаются примерно по одной и той же цене. Но Guess готов уменьшать цену очень быстро после первоначального размещения, чтобы можно было сократить свой цикл оборота более эффективно, чем люксовые бренды (рис. 4, 5).

Рис. 4. Мужская обувь. Gucci. $370

Рис. 5. Guess Мужская обувь, $98. ()

В-четвертых, Guess планирует свою дистрибьюторскую сеть до мельчайших деталей, имеет интернет-магазин, как и многие люксовые бренды, и открывает розничные магазины. Тем не менее Guess не боится посягнуть на такую часть распределительной системы, занятую некоторыми известными брендами, как оптовая торговля. Хотя они в этом открыто не признаются, люксовые бренды входят в эти каналы распределения путем вертикальной диверсификации. Но по сравнению с таким конкурентом, как Guess, их попытки весьма скромны.

В-пятых, бренд Guess имеет стратегию по формированию бренда, которая сочетает в себе элементы субрынка со своим собственным отличительным брендом. Для них имитация не является долгосрочной стратегией. Это только инструмент повышения первоначального спроса в такой мере, чтобы запутать потребителя: что является оригиналом, а что – более дешевой имитацией. После этого Guess представил уже свой разработанный оригинальный дизайн на приобретенном сегменте рынка. Например, в новой коллекции 2011 года нет почти ничего, что копировало бы дизайн Gucci.

Объединив все вышеперечисленные элементы, Guess преуспел в позиционировании так, как ни один субрынок когдалибо. Он рассматривал средний класс своей целевой аудиторией и завоевал верхний средний класс, наиболее интересный сегмент рынка для производителей люксовых брендов.

Заключительные замечания о последствиях текущих стратегий по формированию бренда

Исследование доказало, что стратегия вертикальной диверсификации потерпела неудачу в нескольких элементах, обращаясь к показному потреблению среднего класса. Известные бренды выигрывают конкуренцию на рынке за приверженность среднего класса, только если:

  1. подделки очевидны, имеют низкое качество и дешево;
  2. субрынок не может институционализироваться;
  3. субрынку не хватает официальной дистрибьюторской сети;
  4. ценовая политика субрынка следует принципу маржинальной стоимости.
  5. субрынок неохотно вкладывает средства в качестве имитации;
  6. субрынок не имеет возможности уточнить организацию и стратегии.

Поэтому им не грозят какиелибо традиционные формы субрынка. Что было рассматриваемо как традиционный субрынок, теперь развивается в новые, агрессивные и более развитые запланированные формы атаки на люксовые бренды, замаскрованные под легальных производителей. Наращивание потенциала для борьбы за средний класс также наносит угрозу допущению выборочного усиления интеллектуальной собственности, состоящему в том, что нет настоящей конкуренции между оригинальными производителями товаров класса люкс и нечестными имитациями. Если рынок сигнализировал о наличии конкуренции между теми, кто никогда не будет восприниматься как реальные конкуренты, даже эффект сноба может стать менее интенсивным.

Средний класс потребителей получает выгоду из этой ситуации. Они удовлетворяют потребность в статусном потреблении, так как они покупают без какого-либо смущения качество, сравнимое с диверсифицированной роскошью товара класса люкс, только по более приемлемым ценам в хорошо обставленном интерьере официального дистрибьютора. Этот ритуал приводит «снобов» в замешательство – они не уверены больше, средний класс только демонстрирует нынешнее состояние или на самом деле как-то догоняет их, пусть и с более низкими издержками. Через данную парадоксальную ситуацию, бренд Gucci понял, что следование «парадигме бездействия» стало опасным для своей доли рынка и прибыли. Мы бы сказали, к сожалению, слишком поздно. То, что было субрынком, оказалось способным воспользоваться их инерционностью и превратилось в конкурента, достойного опаски, внимания и реакции. Вызов станет еще более серьезным, если принять во внимание две растущие тенденции в потреблении среднего класса – непредсказуемость и эластичность спроса, вызванного периодическим снижением доходов и экономическими циклами.

Заключение

Целью данной работы была не критика теории Веблена, так как практика показала, что у этой теории до сих пор не было никаких точных альтернатив или аргументов, отвергающих ее. Намерение состояло в том, чтобы указать на слабость интерпретации теории в современной стратегии по формированию бренда. Кроме того, мы хотели бы предупредить, что традиционные субрынки пришли к новой форме и стали развиваться быстрее, чем стратегия бренда может реадаптироваться. Мы предполагаем, что стратегия избирательного усиления прав интеллектуальной собственности может быть пересмотрена в применении на практике. Стратегии вертикальной диверсификации необходимо найти новые решения в борьбе с недобросовестной конкуренцией за потребителей среднего класса.

(Перевод с английского выполнен на факультете маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова)