Сравнение наполеона. Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир

  • 03.03.2020

Победа армии зависит от опыта и мастерства военачальника. Лев Толстой преклоняется перед военным мастерством Кутузова. Ценой сожжения Москвы великому полководцу удалось спасти армию, а значит, сберечь государственность страны. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир» дает возможность проанализировать причины поражения русской армии в первой половине Отечественной войны 1812 года и ее победы в ходе второй половины военной кампании.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон , наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Наполеона великим человеком. Но постепенно эти лучшие герои Толстого разочаровываются в своем кумире. С первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Внешне мы видим откормленного и барски изнеженного человека с " круглым животом ", " жирными ляжками коротких ног ", " белой пухлой шеей ", " потолстевшей короткой фигурой ". В Наполеоне нет ничего естественного, все его поведение - сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса. После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы. Можно сказать, что Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу, как искреннее и искусственное, доброе и эгоистичное, жестокое.


В романе народный полководец Кутузов предстает перед читателями простым человеком, который тесно связан с русским народом, религиозно с ним един, способен поднять боевой дух солдат, когда им не приходится надеяться на победу. Кутузов всегда оставался самим собой в любой ситуации. Он действуем как подлинный русский патриот. И противопоставляется образу Наполеона, который был лживым и вел себя притворно, а Кутузов наоборот был добрым и простым. Он считал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не качество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска ". И как показали дальнейшие события: действительно, невозможно предугадать, как будут разворачиваться события, как будут действовать соперники - важно стремиться к победе и не унывать. Потому что существует " надежный ход событий ".


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Выразительная фигура, походка, жесты, мимика; то ласковый, то насмешливый взгляд; старческая кроткая улыбка, звездами морщившаяся в углах губ и глаз. Потолстевшая, короткая фигура; жирная грудь, круглый живот; жирные ляжки коротких ног; суетливая походка; неприятно - притворная улыбка.




КУТУЗОВНАПОЛЕОН Проявляет истинную заботу о солдатах (смотр в Брауну), ласков в обращении с ними (Тимохин). Старается сохранить жизни солдат. Не заботится о солдатах, равнодушен к ним (переправа через Неман). Солдаты – средство ля достижения славы и власти.








КУТУЗОВНАПОЛЕОН Не играл никакой роли. Не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. Роль « благодетеля мира ». Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполнены.




КУТУЗОВНАПОЛЕОН Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями « игрой в шахматы ». Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет « дух войска ». Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: « Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города.


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу. Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера: « Нет величия там, где нет простоты и правды ».


КУТУЗОВНАПОЛЕОН Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человек и живым изображен он в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах. Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, он все время позирует, играет роль гения. « Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит ».

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» проводится несколько параллелей среди главных героев, одной из таких является линия постоянного сравнения двух великих полководцев: Наполеона и Кутузова. Все характеристики прописаны у обоих героев так, что читатель невольно начинает сравнивать персонажей. Для чего же Толстой проводит эту параллель?

Для ответа на вопрос я попробую наглядно сравнить героев. Знакомство начинается с описания внешнего вида. У Наполеона автор делает акцент на жирное тело, гладко причёсанные волосы, ухоженные руки и постоянно равнодушное выражение лица. На войне Наполеон резко выделяется из основной массы людей. В описании Кутузова внимание обращено на единственный глаз, из которого так и льёт добрый душевный свет (у Наполеона же вообще нет описания глаз, а ведь они отражают душу человека). Также известно, что русский полководец носит самую обычную одежду, в условиях войны находится наравне с солдатами. Конечно, главным является сравнение внутренних качеств героев. Наполеон в романе представлен как самовлюбленный и эгоистичный человек, который следит за своими солдатами только от скуки, в то время как Кутузов относится к воинам как к собственным детям. Он постоянно поддерживает армию, его глаза светятся надеждой, он сам готов лечь под пули ради своей страны.

В целом можно сделать вывод, что описания главных полководцев воюющих стран помогают раскрыть образы армий. Возможно, такой кардинальной разницей в отношениях простых солдат с главнокомандующим отчасти можно объяснить и победу России над более сильной армией Франции.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» читают:

Литература, 10 класс. Урок №45.

Тема - Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика персонажей

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение понятия «антитеза».

2. Сопоставление полярных образов Кутузова и Наполеона через анализ эпизодов.

3. Выявление причины намеренно сниженного изображения Наполеона в романе.

Глоссарий

Антитеза - противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов; бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная; иногда по принципу антитезы может быть построено всё произведение.

Сравнительная характеристика героев литературного произведения так же, как и характеристика индивидуальная, включает описание портрета, черт характера героев, но в данном случае эти черты могут сравниваться по различным основаниям: по степени сходства, отличию.

Эпизод - небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Список литературы

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. - 367 с.
  2. Толстой Л. Н. «Война и мир». Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда, 1984.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отличительной особенностью романа «Война и мир» является сочетание художественного изображения жизни с философскими рассуждениями автора. Толстого волнуют вопросы: «Какая сила движет народами? Насколько велика роль личности в истории? Что такое случай? Что такое гений? Что такое власть?» По мнению писателя, «в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию». Отдельные личности, по убеждению Толстого, не могут влиять на совершающиеся события: «Наполеон во всё время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Писатель не только не признаёт его гениальности, но и показывает его в своём романе ничтожным, тщеславным позёром.

В больших исторических событиях направляющей и движущей силой, по убеждению писателя, является народ, и истинно великими оказываются люди, воля и стремления которых совпадают с волей и «бесконечно-малыми» стремлениями народных масс. Таким человеком в романе «Война и мир» является Кутузов. Величие этого полководца Толстой видит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».

Образы двух полководцев в романе изначально противопоставлены. Этот приём в литературоведении получил название антитезы. В «Войне и мире» это ведущий композиционный приём: по принципу антитезы построен весь роман, где война противопоставлена миру на всех сюжетных уровнях (начиная с заглавия), статичные герои – развивающимся, Москва – Петербургу, Кутузов – Наполеону.

С противоречивых оценок личности Наполеона начинается роман: в салоне Шерер говорят о его вероломстве, захватнической политике; Пьер видит в Бонапарте великого человека, а Болконский утверждает: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Первое появление Кутузова в романе – сцена смотра под Браунау. Толстой показывает полководца глазами солдат и батальонных командиров. Он стар, тяжело ступает. Но при этом добр, внимателен, видит, как одеты солдаты, замечает разбитую обувь. В каждом подчинённом он видит человека. В строю узнаёт капитана Тимохина: «Ещё измаильский товарищ… Храбрый офицер!» (Т.I, ч.II, гл.2). При изображении кампании 1805-1807 г.г. мы услышим голос Кутузова, когда он прикажет Багратиону с четырьмя тысячами солдат задержать 40-тысячную французскую армию, чтобы дать возможность русской армии выйти на соединение со своими частями: «Ну, князь, прощай… Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг». При этих словах Кутузов плачет и, обнимая Багратиона, крестит его.

«Живого» Наполеона мы видим на Праценской горе, когда он по привычке объезжает поле после сражения. Образ Бонапарта, звук его голоса дан в восприятии Андрея Болконского: «Вот прекрасная смерть!» – говорит Наполеон кощунственные слова. Болконскому, понимающему, что перед ним – его кумир, «так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» (т. I, ч. III, гл. 19.).

Отношение Бонапарта к своим солдатам рельефно прорисовано в эпизоде «Переправа через Неман»: «Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди… Они … гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали…» (т.III, ч.I, гл. 2). Люди для Наполеона – «пушечное мясо», пешки в шахматной игре.

Наполеон Толстого, в противоположность простому, скромному Кутузову,– человек самовлюблённый, постоянно помнящий о том, что всё, что он говорит и делает, «есть история». Театрально-фальшиво его поведение перед Бородинским сражением, когда придворные подносят ему портрет сына: он «сделал вид задумчивой нежности», дотронулся, «сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета» (т. III, ч. II, гл.26). Кровопролитное Бородинское сражение он воспринимает как игру: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

Русский главнокомандующий перед боем просит благословения у Бога и сил у родной земли. Сцена крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери, символизирующего единение всего русского народа перед лицом грозного врага, сменяется изображением молебна. Кутузов подходит к иконе, опускается на колени, прикладывается к иконе и снова кланяется, дотронувшись рукой до земли…

Главное отличие междуКутузовым и Наполеоном проявляется при изображении Бородинской битвы. Кутузов следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. Он понимает, что «есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображая Наполеона во время боя, Толстой пишет, что он отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» – менялась обстановка и приказ становился неверным.

Писатель окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе перед вступлением в Москву. Через внутренний монолог героя Толстой обнажает в нём мелочное тщеславие и позёрство: «Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица … Я должен быть великодушен и истинно велик». Поняв, что Москва пуста, он лишь произнес: «Какое невероятное событие!» (т. III, ч.III гл.19,20).

Насколько тяжело далось Кутузову решение об оставлении Москвы, читатель может судить по сцене «Совет в Филях». Это событие даётся глазами крестьянской девочки. Ребёнок свободен в восприятии, никакие красивые слова о «священном долге» не затмят для Малаши фальшивой интонации. Ей непонятно, о чём говорят военные, но всей душой она сочувствует Кутузову: «...в душе своей она держала сторону дедушки». А для него главное – сохранить армию: «Пока цела армия, цела и Россия».

Правоту мудрого полководца подтвердила жизнь. Спустя всего несколько месяцев некогда великая и непобедимая армия, оставленная Наполеоном, позорно отступала. Толстой утверждает, что «только невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность Наполеона сделали из него гения и кумира». Писатель раскрывает антинародный характер его деятельности как захватчика, душителя свободы народов.

В отличие от Наполеона, для которого война – путь к славе, Кутузов воспринимает войну как самое страшное в мире зло. В тяжёлый для Родины час он демонстрирует свои лучшие качества: патриотизм, близость к народу, мудрость, терпение, проницательность. Этот народный полководец, думающий о судьбе Отечества, подлинно велик.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1.

Единичный / множественный выбор

Среди афоризмов найдите тот, который принадлежит автору романа-эпопеи «Война и мир»:

«Гений и злодейство - две вещи несовместные».

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

«Мы все глядим в Наполеоны…»

Правильный ответ:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Подсказка:

Противопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой считает безобразным самодовольно-эгоистическое самолюбование всеобщего кумира; величие Кутузова, по убеждению писателя, - в его простоте, скромности, истинном гуманизме.

Пример № 2.

Установление соответствия

Одним из средств характеристики образа является высказывание о нём другого персонажа или характеристика, данная автором. Найдите соответствие между высказыванием о Кутузове и тем, кому это высказывание принадлежит.

Высказывания:

1. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение…»

2. «...Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа…»

3. «Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки, всё оглядел…»

Кому принадлежит высказывание:

Андрей Болконский

Правильный ответ:

1. Андрей Болконский

Разбор задания:

М. И. Кутузов представлен в романе Л. Н. Толстого, как радеющий о народе отец, в то время как Наполеон – гордый властитель, мечтающий о господстве. Эта антитеза подчёркнута отношением персонажей к этим двум историческим личностям. Кутузов понимает солдата, он – олицетворение священной для русского человека войны, в которой он защищает Отечество, то Наполеон – это величина, словно, возведенная на постамент самим собою, откуда вскорости ему предстоит пасть.

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

Кутузов Наполеон
Портрет
Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п.
Манера поведения
Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения). Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына).
Отношение к солдатам
Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау). Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман).
Цели деятельности
Защита Отечества Слава власть.
Тактика ведения боя.
Поддерживает дух войска. Властными приказами пытается руководить сражением.
Отношение автора
«Народный полководец», «спаситель отечества». Человек, у которого «помрачены ум и совесть»
Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Ответить на вопросы:

Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.

  1. Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
  2. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
  3. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
  4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
  5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.

Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

- Почему народ является ведущей силой истории?

В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.

- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.

Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.

- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.

ВЫВОД : Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.

Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.

1. Народ – воплощение нравственных идеалов.

2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.

3. Движущая сила истории – народ.

4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.

5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»

Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.

- Согласны ли вы, что настоящая жизнь должна идти вне политики?

Какой видится Толстому человеческая натура? Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы двух этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.

- Приведите примеры многогранности человеческой натуры.

Расчетливый Долохов – нежный и любящий сын. Пьер умен, но неопытен в житейских делах, вспыльчив до бешенства, но добр и т.д.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.

- Чем привлекает вас Андрей Болконский?

Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка».

- Какими деталями Толстой подчеркивает, что князю Андрею не по себе в салоне

А.Шерер?

- Когда Пьер Безухов спросил Болконского, зачем тот идет на войну, которую нельзя

назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?

Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо…- Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы думаете, слава – это есть то самое главное, что необходимо человеку?

Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.

- Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными.

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.

- Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?


Похожая информация.