Великий князь михаил павлович. Романов, михаил павлович

  • 24.09.2019

Великий князь Михаил Павлович Романов (1798-1849) хоть и воспитывался как солдат, сам был острословом, и поэтому вокруг его личности рождались забавные анекдоты.

Ералаш

Лаж – этим термином называется превышение стоимости одного вида денежных знаков при обмене их на другие. Во время проведения в России денежной реформы, начавшейся в 1839 году, лаж был отменён, а все виды расчётов и платежей должны были исчисляться в серебряных рублях. Сущности этой запутанной реформы вначале почти никто не понимал, так что Михаил Павлович однажды сказал:
"Прежде был лаж, а теперь ералаш!".

Граф Киселёв поднимается

В конце 30-х годов XIX века началась стремительная карьера генерала Павла Дмитриевича Киселёва (1788-1872): в 1837 году он стал министром государственных имуществ, а в 1839 году был возведён в графское достоинство.
Михаил Павлович как-то в своём дворце начал спускаться по лестнице, а в это же время П.Д. Киселёв начал подниматься по ней к Великому Князю. Увидев поднимающегося Киселёва, Михаил Павлович сказал своему спутнику (адъютанту?):
"C"est le comte qui s"eleve (звучит как Kisselev)". ["Этот граф поднимается".]

Новая шляпа

Михаил Павлович несколько раз встречал на Невском проспекте старого офицера, который всегда был навеселе, ходил в отставном военном мундире, но постоянно носил очень изношенную шляпу.
Великий князь однажды поинтересовался:
"Отчего на тебе такая ветхая шляпа?"
Офицер ответил, что у него нет денег на новую, и Михаил Павлович дал ему ассигнацию в 25 рублей на шляпу. Офицер потратил на толкучке целый рубль для приобретения новой шляпы, а остальные деньги он, разумеется, пропил.
Через несколько дней Михаил Павлович опять увидел этого офицера навеселе, но в новой шляпе. Великий князь с неодобрением смотрел на этого офицера, который с испугом поднёс руку к голове: Михаил Павлович на это сказал:
"Да, я вижу, что водку пил!" -
и пошёл дальше.

Певица Варле

Французская певица Варле так громко пела, что однажды в театре кто-то сказал Великому Князю:
"Как громко она поёт!"
Михаил Павлович согласился:
"Да, в Орле слышно!" [Произносился: "Варле слышно".]

Славная лошадь

Михаил Павлович очень строго следил за тем, чтобы офицеры всегда были одеты по полной форме, и всегда наказывал виновных в различных нарушениях, часто ограничиваясь, впрочем, только устным выговором. Офицеры хорошо знали об этом и старались скрыться от великого князя, но это редко кому удавалось.
Однажды Михаилу Павловичу пришлось проскакать несколько улиц в погоне за одним таким офицером, но тому удалось скрыться от преследования.
Встретив через пару дней этого офицера, Михаил Павлович только и сказал ему:
"Славная у тебя лошадь!"

Проделка кадета

Один кадет, одетый не по форме, шёл по Невскому проспекту, увидел Великого князя и решил укрыться в первом попавшемся заведении, которым оказался магазин дамской модной одежды. Михаил Павлович бросился за кадетом, но не нашёл его. Тогда Великий Князь стал обходить все помещения магазина, даже те, где работают модистки, но кадета нигде не было. Очень удивлённый Михаил Павлович вынужден был прекратить свои поиски.
Прошло два года, новоиспечённые офицеры представлялись Михаилу Павловичу, и один из них признался в своей старой проделке.
Великий князь удивился:
"Где же ты был? Отчего я тебя нигде не отыскал, тогда как вошёл в магазин по следам твоим?"
Офицер рассказал, что он укрылся между первыми и вторыми дверями магазина и вышел только после ухода Великого Князя.
Михаил Павлович рассмеялся, а потом прислал этому офицеру 1000 рублей на дорогу к месту службы.

“Калоши? На гауптвахту!”

Михаил Павлович ценил чувство юмора в других людях и часто прощал таких шалунов. Особенно этим свойством отличался офицер гвардии Булгаков, сын московского почт-директора.
Однажды Булгаков, одетый в калоши, повстречал Михаила Павловича.
Великий князь был краток:
"Калоши? На гауптвахту!"
Булгаков отправился на гауптвахту, оставил там свои калоши и вернулся туда, где был Великий Князь.
Михаил Павлович разгневался и закричал:
"Булгаков! Ты не исполнил моего приказания?"
Булгаков невозмутимо ответил: Великий Князь изумился: Булгаков разъяснил:
"Ваше высочество изволили сказать:
"Калоши, на гауптвахту!"
Я и отнес их на гауптвахту!"

Сразу на гауптвахту

В другой раз Булгаков шёл по улице не в каске, положенной по форме, а в фуражке, и навстречу ему ехал в коляске Михаил Павлович, который сразу же начал подзывать к себе Булгакова взмахами руки.
Булгаков, однако, сделал фронт и пошёл дальше. Михаил Павлович велел развернуть свою лошадь, нагнал Булгакова и закричал:
"Булгаков, я тебя зову! Куда ты идешь?"
Булгаков спокойно ответил:
"Ваше Высочество! Я иду на гауптвахту".

Последний (10-ый) порфирородный ребенок в семье императора Павла I и Марии Федоровны. Отец дал ему имя в честь архангела Михаила и дал ему звание генерал-фельдцейхмейстера. В три года потерял отца, которого почти не помнил. К матери имел благоговейно-почтительное отношение и даже побаивался ее. Старший брат, император Александр I, по возрасту годившийся ему в отцы, был образцом для подражания и предметом особого обожания и любви. Воспитанием и образованием младших сыновей Николая и Михаила, которые проводились совместно, руководила Мария Федоровна. С раннего возраста Михаил много времени проводил в играх на воздухе в любую погоду, любил копаться летом в саду.

Михаилу Павловичу было шесть лет, когда начались систематические занятия по чистописанию, математике, географии, геометрии, языкам и рисованию. Еще раньше начались уроки танцев, музыки, французского языка и Закона Божия. К мальчикам были приставлены кавалеры - Ушаков и Ахвердов, а главным наставником стал генерал М.И. Ламздорф, считавший, что лишь лишение самостоятельности у детей может способствовать развитию нравственных и духовных добродетелей. Михаил учился хорошо, с «доброй волей», и мать, регулярно проверявшая тетради, была, как правило, довольна младшим сыном. С 1809 года началась серьезная учеба с университетскими преподавателями. Появились новые предметы - философия, всеобщая и русская история, право, политэкономия, древние языки, а также специальные дисциплины: механика, инженерное дело, гидродинамика, артиллерийское дело. Несмотря на нежелание матери, военным наукам уделялось серьезное внимание.

В 1811-1813 гг. Михаил Павлович назначен командиром в лейб-гвардии Дворянской роты. Вместе с братом великим князем Николаем Павловичем, под опекой генерала графа П.П. Коновницына, 16-ти летний Михаил принял участие в заграничном походе русской армии во главе с Александром I. В 1817-1819 годах Михаил Павлович с целью завершения образования совершил путешествие по России и Европе в сопровождении генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича. В Италии его сопровождал бывший воспитатель Александра I Лагарп.

В 1819 г. Михаил Павлович вступил в управление всей артиллерией согласно своему предназначению с колыбели, был назначен командиром лейб-гвардии 1-ой Артиллериской бригадой. В 1820 году по инициативе великого князя была учреждена Учебная артиллерийская бригада и при ней - Артиллерийское училище для подготовки офицеров, позднее ставшее Михайловской артиллерийской академией. Заботясь о развитии российской артиллерии, Михаил Павлович создал систему военного образования: при Санкт-Петербургском арсенале была открыта Техническая школа для подготовки квалифицированных мастеров для арсеналов, при Охтинском пороховом заводе - школа «мастеров порохового, селитренного и серного дела». Кроме того, был учрежден ряд школ для подготовки грамотных нижних чинов артиллерии.

При брате императоре Николае I Михаил Павлович - профессиональный кадровый военный, честный и отважный, образец служения царю и Отечеству, занимал ответственные военные назначения: командир Гвардейского корпуса, начальник Управления Пажеским корпусом, сухопутными кадетскими корпусами и Дворянским полком, генерал-инспектор по инженерной части, Почетный президент Военной академии. Михаил Павлович уделял большое внимание перевооружению артиллерии, артиллерийской науке, совершенствованию производства оружия, а также строительству укреплений.

Михаил Павлович командовал войсками при подавлении восстания декабристов. В 1828-29 годах участвовал в русско-турецкой войне, в боях при взятии крепостей: Браилов, Шумла и Варна. В качестве трофеев привез турецкие мраморные доски, снятые со стен крепости в Варне, они украшают стены в Передней Павловского дворца. В 1831 г. во главе Гвардейского корпуса участвовал в подавлении восстания в Польше. Имел множество государственных наград, знаков отличия и благодарностей за воинскую доблесть, за храбрость, за беспорочную службу.

В обществе он был известен как страстный любитель военного дела, блюститель строгой военной дисциплины, в то же время проявлявший заботливость по отношению к бедным офицерам и солдатам. Современники отмечали его простоту и обходительность, великодушие и сердечность, а также его комический дар рассказчика.

В 1824 году вступил в брак с великой княгиней Еленой Павловной, урожденной Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской, приходившейся ему племянницей. Имел в браке 5-х дочерей: Марию (умерла 21 года от роду), Елизавету (умерла в родах 19 лет), Екатерину (будущую герцогиню Мекленбург-Стрелицкую), Александру и Анну (обе умерли в младенчестве). Имел собственную резиденцию в Петербурге, подаренную старшим братом Александром I - Михайловский дворец, построенный по проекту К.И. Росси (ныне здание Русского музея).

В 1828 году получил в наследство Павловск после смерти матери, императрицы Марии Федоровны. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1837 году была проведена первая в России железная дорога, и для увеселения публики построен Павловский вокзал по подобию Лондонского Vox-Haull (Зал для музыки), где стали давать ставшие вскоре знаменитыми музыкальные концерты. При Михаиле Павловиче город Павловск стал застраиваться красивыми домами. Проекты домов создавались самыми известными архитекторами: А.П. Брюлловым, А.И. Штакеншнейдером и другими. Великий князь накладывал на них свою резолюцию: «Утверждаю. Михаил». После его смерти, так как у него не было наследников мужского пола, Павловск перешел во владение его племяннику, второму сыну Николая I великому князю Константину Николаевичу. В коллекции музея имеются живописные и миниатюрные портреты Михаила Павловича работы Ж.-Д Мюнре, О. Кипренского, Д. Доу, Ф. Крюгера. Имеются также скульптурные изображения в бронзе и мраморе. Интерес представляют жанровые картины из военной жизни работы А. Ладюрнера.

Литература: Михаил Павлович, Великий князь (По материалам выставки «Великий князь Михаил Павлович и его семья в Павловске» в ГМЗ «Павловск») СПб., 2006; Корф М.А. Записки. М., 2003; Туманов В.Е. Августейший генерал-фельдцейхмейстер.//Бомбардир. 2000. №11. Федорченко В.И. Российский императорский дом и европейские монархии. Москва-Красноярск, 2006; Алексеева И.В. На золотом крыльце…Спб., 2007.

Елена Павловна великая княгиня, супруга великого князя Михаила Павловича (1806-1873)

Елена Павловна, урожденная Фредерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская, дочь Пауля-Карла-Фридриха-Августа Вюртембергского, племянника императрицы Марии Федоровны. Воспитывалась в Париже, в пансионе известной писательницы Ж.-Л. Кампан.

В 1823 году приехала в Россию и перешла в православие. В 1824 году вступила в брак со своим двоюродным дядей великим князем Михаилом Павловичем. Имела в браке пятерых дочерей: Марию, Елизавету, Екатерину, Александру и Анну (две последние умерли в младенчестве, две старшие умерли в юношеском возрасте).

Николай I называл её «ум нашей семьи». Энциклопедически образованная, одаренная тонким чувством изящного, Елена Павловна покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Благодаря её поддержке было создано Русское музыкальное общество, президентом которого она стала в 1859 году, а также Консерватория. После смерти императрицы Марии Федоровны заведовала Повивальным институтом, Мариинским и Павловским женскими институтами. По инициативе Елены Павловны была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, явившаяся предшественницей Красного Креста и прекрасно проявившая себя на полях сражений Крымской войны, ею же впервые был создан Институт усовершенствования врачей. С 1873 года произошло объединение всех благотворительных заведений, покровительницей которых она являлась, в Управление заведений великой княгини Елены Павловны.

Елена Павловна была сторонницей крестьянской реформы. Её проект освобождения крестьян в собственном имении Карловка на Полтаве стал моделью крестьянской реформы 1861 года.

Владела Павловском вместе со своим супругом с 1828 по 1849 год. В память о ней в Павловском парке вдоль Славянки идет Еленинская дорожка, а в городе Павловске ее именем был назван Еленинский квартал. В коллекции Павловского дворца-музея имеется несколько портретов Елены Павловны разных лет. Небольшой живописный портрет юной принцессы Вюртембергской, возможно написанный в пору, когда она была еще невестой Михаила Павловича, создан художником Ф.Стерном (1820-е гг.). Очарователен портрет девятнадцатилетней великой княгини на миниатюре, созданной в 1825 году художником К. Кронноветером. Одним из лучших портретов в технике миниатюрной живописи можно считать кабинетный портрет Елены Павловны, написанный В. Гау, который всегда находился на письменном столе в кабинете Михаила Павловича. В коллекции Павловского дворца имеется поясной портрет Елены Павловны, на котором она изображена в пол-оборота с горностаевой накидкой на плечах на фоне заснеженных гор. Возможно, портрет был написан во время одного из заграничных путешествий великой княгини. Портрет отличается превосходными живописными достоинствами, однако не подписан. Большой интерес вызывает портрет вдовствующей великой княгини, написанный в 1860-е годы модным французским салонным художником Франсуа Винтерхальтером.

Литература: Федорченко В.И. Российский императорский дом и европейские монархии. Москва-Красноярск, 2006; Алексеева И.В. На золотом крыльце…Спб., 2007; Великая княгиня Елена Павловна, СПб., Лики России, 2011; Das Haus Wurtemberg. Stuttgart, Kohlhammer, 1997.

Великий князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна оказались не самой несчастливой парой династии Романовых. Но их жизнь — убедительный пример того, что в одну телегу нельзя впрячь бряцающего оружием коня и трепетную лань искусств и науки.


Наследнику российского престола ищут жену

Великий князь Михаил Павлович не стал подражать своим старшим братьям Александру и Константину Павловичам и оставался холостяком до 27 лет. Последний сын Павла I и Марии Федоровны появился на свет 28 января 1798 года, когда Екатерина II уже почила в бозе и уже не могла принимать участие в судьбе своего внука. Супругу для порфирородного Михаила выбирала императрица-мать. В отличие от братьев, будущие жены которых приезжали на смотрины в Петербург, великий князь для знакомства со своей невестой самолично отправился в Штутгарт.

Но точно так же, как его любимый брат Константин, которому Михаил во всем стремился подражать, он также не любил навязанной ему супруги. На обратном пути из Штутгарта Михаил Павлович надолго задержался в Варшаве у Константина Павловича , пока Мария Федоровна не велела сыну вернуться в столицу. Пришла пора готовиться к встрече жены. Но очаровательная принцесса Фридерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская (Friederike Charlotte Marie von Württemberg) не сумела растопить холодное сердце Михаила. Любуясь на военные парады в Варшаве, он завидовал брату Константину, выбиравшему себе женщину по вкусу, а не по политическим понятиям.

Кстати, Константину Павловичу , который увидел Шарлотту Вюртембергскую на свадьбе, она будто бы понравилась, и он даже старался убедить Михаила "отдать должное милым качествам его супруги". Цесаревич якобы выражал уверенность, что Шарлотта сумеет покорить младшего брата. Однако другие современники свидетельствовали, что Константин Павлович, столь неудачно женившийся на Саксен-Кобургской принцессе, возненавидел всех немецких принцесс и поддерживал нежелание Михаила Павловича вступать в брак.

Принцесса Шарлотта появилась на свет 28 декабря 1806 года (9 января 1807 года по новому стилю) в столице королевства Вюртемберг в Штутгарте. У ее отца Павла-Карла-Фридриха-Августа (Paul Karl Friedrich August, Herzog von Württemberg) были своеобразные методы воспитания. Чтобы отучить своего первенца от боязни мышей, он велел изловить этих грызунов, а потом без предупреждения высыпать их перед маленькой принцессой. Когда такое проделали, то малышку едва привели в чувство. Не известно, к чему привели бы подобные педагогические экзерсисы папаши, когда бы он, в очередной раз повздорив со своим братцем, не переехал в Париж.

В пансионе мадам Кампан Шарлотта подружилась с молоденькими графинями Вальтер — родственницами известного естествоиспытателя Жоржа Кювье (Georges Cuvier). Воспитанницы пансиона по выходным и на каникулах частенько навещали ученого мужа, который отметил пытливый ум Шарлотты. Их продолжительные прогулки по Ботаническому саду, на территории которого жил Кювье, немало способствовали умственному развитию юной принцессы Вюртембергской.

"Я чувствую, что въезжаю в отечество", — сказала Шарлотта провожатым, когда ее экипаж пересекал границу России. Встречавший ее казачий конвой грянул "Ура!", принцесса сказала им по-русски: "Спасибо, ребята". Затем обратилась к казачьему полковнику: "Пожалуйста, прикажите им прокричать еще раз, мне это любо…" Она стремилась говорить по-русски с теми придворными, которые не знали иностранных языков. Правда несмотря на то, что ее учителем был поэт Василий Жуковский, Шарлотта так до конца жизни и не выучила русский язык.

"Умница редкая! Это нечто чудесное!" — таков был единогласный вердикт придворных. В короткий срок Шарлотта очаровала почти всех, кто с ней соприкасался. При первом свидании, когда к ней подходили представляться человек около двухсот, она "всякому все сказала кстати". Одного присутствующего удивило: дорогой барышня разузнала, что министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын помимо этого отвечает за почту, и поблагодарила его "за ту быстроту", с которой ей "меняли подставы на каждой станции". Автору "Истории государства Российского" Карамзину принцесса сказала: "Ваше сочинение мне известно , и не думайте, что я читала его только в переводе, я читала его также по-русски".

"У нее настолько сложившиеся суждения, столько рассудительности, что забываешь, что ей всего 17 лет, — писала о Шарлотте Вюртембергской супруга императора Александра I Елизавета Алексеевна. — Для своего мужа и для света у ней над собой необыкновенное самообладание: любезна, предупредительна, мила, даже покорна…" Невзирая на столько достоинств невесты, у близких родственников были дурные предчувствия насчет предстоящей свадьбы. Виною тому был — жених.

5 декабря 1823 года в большой церкви Зимнего дворца Шарлотта была миропомазана и наречена великой княжной Еленой Павловной. А уже на другой день состоялось ее обручение с Михаилом Павловичем. Венчание откладывалось два месяца из-за тяжелой болезни Александра I. Вначале состояние больного вызывало серьезные опасения врачей, потом, когда император пошел на поправку, из-за рожистого воспаления левой ноги он вынужден был передвигаться по кабинету в кресле на колесиках. Поэтому обряд бракосочетания решено было провести в семейной обстановке: в смежной с кабинетом царя секретарской комнате установили походную церковь.

В сущности добрый малый, по крайней мере добрее Николая, великий князь Михаил Павлович походил на брата Константина, с его любовью к военным занятиям и муштре. Зачастую Елена Павловна целые вечера коротала в одиночестве. Последним светлым лучиком блеснула их свадьба, а далее последовала череда беременностей на фоне трагических событий. Когда она вынашивала своего первого ребенка, на столицу обрушилось наводнение. В феврале 1825 года она родила дочь Марию, в ноябре в Таганроге умер император Александр, в декабре — бунт на Сенатской площади, Елена Павловна снова в положении. Вторая дочь появилась на свет спустя десять дней после кончины Елизаветы Алексеевны и была названа в ее честь. В августе 1828 года на свет появилась Екатерина, потом родились еще две дочки. Однако рождение дочерей мало сказалось на взаимоотношении столь разных характерами и пристрастиями супругов.

Михаил Павлович не был глуп, как не был он и дремучим неучем. Многие современники отмечали склонность великого князя к каламбурам, остроумным шуткам. Князь П.А. Вяземский (как его назвал Пушкин, "остряк замысловатый") отмечал у Михаила Павловича дар рассказчика и актерское умение изображать в лицах тех, о ком он рассказывал. Любовь к военному делу заставила его ввести в учебную программу своих девочек один из военных предметов лишь на том основании, что каждая из его дочерей (впрочем, как и их мать, жены братьев и императрица) была шефом какого-нибудь из полков. Истинной страстью его оставалась "наука побеждать" на полях сражений, а не в дамских будуарах и на поприще науки.

Император Николай I сказал о своей невестке: "Елена — это ученый нашей семьи, я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завел со мной разговор об истории Православной церкви, я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему больше, чем он сам знает". Великая княгиня неплохо разбиралась в церковных вопросах и даже способствовала переводу русских богослужебных книг на немецкий язык.

Бывшая собеседница великого Кювье интересовалась научными открытиями, прослушала лекции по агрономии, лесоводству, по энтомологии у лучших специалистов в этих областях, при посещении глазной больницы с интересом слушала описание разных видов глазных заболеваний. Академику В.Я. Струве она помогала создавать знаменитую ныне Пулковскую обсерваторию. И это не полный список ее интересов.

Великий князь Михаил Павлович - четвёртый сын Павла I и Марии Фёдоровны (самый младший ребёнок, единственный родившийся у них в период правления Павла I)

28 января 1798 года в Санкт-Петербургском Зимнем дворце у императора Павла Петровича родился четвертый сын, нареченный Михаилом. На следующий день возвещено было народу «сие столь радостное для России происшествие с крепости и адмиралтейства 201-м пушечным выстрелом и выставлением штандарта». В высочайшем указе, данном 28 января, государь писал: «Бог даровал нам сына, великого князя Михаила Павловича, коему быть Генерал-фельдцейхмейстером и шефом гвардии артиллерийского батальона». Указом Павла в звание одиннадцатого генерал-фельдцейхмейстера впервые возведен один из членов императорской фамилии, которому суждено было более полувека носить это звание.

Воспитателем его и брата Николая Павловича был генерал М. И. Ламздорф, человек грубый и плохой педагог, главное же руководство в деле воспитания и образования молодых Великих Князей принадлежало их матери. Несмотря на сильное желание Императрицы Марии Федоровны отвлечь сыновей от слишком сильного увлечения военным делом и внушить расположение к наукам, последние оставались на втором плане, и Михаил Павлович с юных лет обнаруживал склонность,к экзерцирмейстерству и капральству".

Сальватор Карделли Портрет Великого князя Михаила Павловича 1814 г. (с оригинала Изабе)

С юных лет Великий Князь Михаил Павлович отличался остроумием и находчивостью. Он и в других любил ocтpoyмиe и часто прощал офицерам и кадетам шалости, если они были замысловаты и доказывали ум. Но ocтрословие Великого Князя не было злым: ему чужда была мысль обидеть кого-либо. В этом отношении интересны мелкие заметки, характеризующие Михаила Павловича, встречающиеся в переписке Булгаковых, пользовавшихся его благоволением и бывших большими почитателями «сурового добряка».

Орест Кипренский Портрет Великого князя Михаила Павловича 1819 г.

Во время Наполеоновских войн Великие Князья стремились на театр военных действий, но попали туда в 1814 г., когда все уже было окончено. С 1817 по 1819 г. Михаил Павлович совершил большое путешествие по России и Западной Европе, по возвращении из которого был назначен командиром гвардейской пехотной бригады (полки Преображенский и Семеновский) и вступил в управление артиллерией.

Портрет Великого князя Михаила Павловича

Велики заслуги Михаила Павловича по управлению всею артиллерией, инженерным ведомством и военно-учебными заведениями. Прежде всего молодой генерал-фельдцейхмейстер обратил внимание на коренное условие успешного развития артиллерии, которая «на науке будучи основана, должна быть снабжена весьма наученными офицерами» и уже в мае 1820 года представил доклад об учреждении специального училища «для образования искусных артиллерийских офицеров». Доклад был утвержден 9 мая 1820 года. Это было началом основанного им Артиллерийского училища (позже Михайловского).

Джордж Доу Портрет Великого князя Михаила Павловича, генерала артиллерии 1829 г.

В 1824 г. в Петербурге Михаил Павлович женился на своей двоюродной сестре Фридерике Шарлотте Марии, старшей дочери принца Вюртембергского Павла Генриха Карла Фридриха Августа (в православии Елена Павловна)
Пост о жене Михаила Павловича:

Его брак с великой княгиней Еленой Павловной, красавицей и умницей, был исключительно неудачен. Супруги беспрестанно ссорились. Рассказывают, что когда адъютант осведомился, намеревается ли его императорское высочество праздновать 25-летний юбилей своей свадьбы, то Михаил Павлович ответил: "Нет, любезный, я подожду еще пять лет и тогда отпраздную годовщину моей тридцатилетней войны!" Чего-чего, а уж остроумия великому князю было не занимать. Он был неистощим на каламбуры и остроты.

Дети:
Мария Михайловна (1825-1846).
Елизавета Михайловна (1826-1845), в 1844 г. вступила в брак с герцогом Нассауским Адольфом-Вильгельмом.
Екатерина Михайловна (1827-1894), вступила в брак с герцогом Мекленбург-Стрелиц Мекленбург-Стрелицким Георгом.
Александра Михайловна (1831-1832)
Анна Михайловна (1834-1836)

В 1825 г. назначен начальником 1-й гвардейской пехотной дивизии.
Михаил Павлович принимал участие в суде над декабристами.

Воспоминания вел. князя Михаила Павловича о событиях 14 декабря 1825 г.
http://www.hrono.ru/dokum/1800dok/1825mih_pal.html

Николай I назначил брата членом Государственного Совета и поручил ему управление Инженерным ведомством и командование гвардейским корпусом, командиром которого числился Цесаревич Константин Павлович.

Портрет Великого князя Михаила Павловича (копия с портрета Франца Крюгера)

Великий князь прожил безрадостную жизнь. В его руках была сосредоточена огромная военная власть. В начале 30-х годов он носил звания: генерал-адъютанта, генерал-фельдцейхмейстера, генерал-инспектора по инженерной части, командира Отдельного Гвардейского корпуса, главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка. Он добровольно принял на себя роль пугала Петербурга - гвардейской столицы империи: Михаил Павлович был убежден, что, подтягивая гвардию, он помогает своему старшему брату управлять страной.
"Государь должен миловать, а я карать" - таков был девиз великого князя.
Михаил Павлович был беззаветно предан своему брату Николаю I. ,Я хочу, чтобы не меня, а брата любили", говорил он, желая оправдать свои строгости и принимая все на себя.

В 1828 г. Михаил Павлович принял участие в Турецкой войне (за взятие Браилова получил Георгия 2-й ст.) и в 1851 г. в усмирении Польского мятежа (награжден золотым оружием за Остроленку и званием генерал-адъютанта за штурм Варшавы).
В 1831 г. он был назначен командиром гвардейского корпуса и главным начальником Военно-учебных заведений, а в 1844 г. главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами.

Иван Крамской Портрет Великого князя Михаила Павловича

Великий князь Михаил Павлович был в высшей степени строгим и взыскательным до мелочей начальником и не пропускал без внимания ни малейшего отступления от устава. Взгляд его в этом отношении был очень зорок: ни незастегнутая пуговица, ни калоши не проходили незамеченными. Михаил Павлович видел в усиленных требованиях службы лучшее средство отвлечь молодое поколение от увлечения либеральными идеями. Под личиной строгости Великий Князь, однако, таил доброе сердце.
"В нем есть что-то мрачное и суровое" -, говорит один иностранец, живший при русском дворе, - "но о нем рассказывают случаи, где он проявил прекрасные черты великодушия". Действительно, он проявлял внимание к нуждам подчиненных.
Для Михаила Павловича в Санкт-Петербурге архитектором Карлом Росси был построен дворец, названный в честь князя Михайловским. В настоящее время дворец принадлежит Государственному Русскому музею.

Х.Ковшенков Бюст Великого князя Михаила Павловича

Великий Князь обладал прекрасным здоровьем, но умерь не старым.
11 августа 1849 г., во время смотра войск в Варшаве, его постиг нервный удар.
28 августа он скончался и 16 сентября был погребен в Петропавловском соборе.

История одного рисунка.

Павел Челищев Портрет Великого князя Михаила Павловича 1831 или 1836 г.г.

Этот рисунок считался портретом неизвестного офицера. Однако рисунок Челищева легко поддается идентификации. На нем карикатурист мастерски изобразил великого князя Михаила Павловича - младшего брата императора Николая и грозу всего Гвардейского корпуса. Гвардия была обречена испытать на себе его неумолимую строгость в соблюдении воинских форм и за глаза прозвала великого князя рыжим Мишкой:
"Рыжий Мишка куролесит,
И по-прежнему - развод".
Можно предположить, когда Челищев создал свой рисунок. На шее Михаила Павловича висит большой белый крест - орден Св. Георгия 2-й степени, а Георгиевская звезда ромбовидной формы хорошо различима на левой стороне его груди. Этой исключительно высокой и редкой военной награды великий князь был удостоен в 1828 году за взятие турецкой крепости Браилов. Великокняжеский мундир украшен генерал-адъютантским аксельбантом. Звание генерал-адъютанта его императорского величества Михаил Павлович получил в 1831 году за участие в усмирении польского мятежа и штурм Варшавы. Эти детали и помогают уточнить датировку рисунка. Портрет великого князя был создан Челищевым в интервале между 1831-м и 1836 годами.
Челищев хорошо знал великого князя. В тот момент, когда Платон Челищев определился юнкером в Преображенский полк, Михаил Павлович уже командовал 1-й гвардейской пехотной бригадой, в состав которой входили Преображенский и Семеновский полки. В 1825 году Челищев был произведен в прапорщики - вырос по службе и великий князь, получивший под свое начальство гвардейскую дивизию.
Михаил Павлович самозабвенно любил заниматься фрунтом и был непревзойденным знатоком "фрунтовой акробатики". Числясь высочайшим шефом лейб-гвардии Московского полка, великий князь отдал 17 декабря 1824 года приказ:
"В роте моего имени успеху весьма много, одеты чисто и ловко, выправка некоторых людей не оставляет желать ничего лучшего и вообще хороша: в маршировке вынос ноги развязен, шаг плавен и ровен, в особенности на тихом шагу, ставят ногу прекрасно и подают на оную весь корпус".
Карикатурист мастерски передал характерную позу августейшего командира Гвардейского корпуса. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить рисунок Челищева со свидетельством современника. Вот как изобразил великого князя граф В.А.Соллогуб: "Грозный, нахмуренный, с треуголкой, надвинутой на самые брови, заложив руки за спину, сердито расхаживал он между толпами гуляющих".

Использованы материалы с сайта.