Аргументы для сочинения по русскому языку (ЕГЭ). Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Культура речи

  • 02.07.2019

Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.

Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что «…панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». Удивительно, прошли века, и никто не вспомнит, что когда-то от этих слов открещивались, считая их легкомысленными и неучтивыми. В начале 19 века считались сравнительно новыми видами одежды, терминология которых ещё не утвердилась до конца. Подбор русских названий проходил медленно. Но с лёгкой руки Пушкина эти слова мы считаем своими и не задумываемся над их происхождением. Можно спорить, обогатился ли русский язык, но точно не стал беднее, ведь сегодня вместо куртка без рукавов мы говорим «жилет», а вместо коротких штанов – «панталоны». Хотя, смело можно сказать, что и это слово постепенно устаревает.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В восьмой главе появление Татьяны окружено ореолом восторженности и светского апофеоза. Пушкин, что Татьяна была «верный снимок Du comme il faut…» И далее автор просит прощения у славянофилов: «Шишков, прости. Не знаю,как перевести». Выражение в переводе с французского означает – порядочный, приличный, как должно. Обычно это выражение используют в ироничном смысле, но здесь Пушкин употребляет это слово – комильфо – в положительном смысле, всё, что не vulgar (т.е. не вульгарно, то есть не примитивно, пошло). Об этом автор говорит позже.

Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу...
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме...

Вульгарный – примитивный – стало абсолютно нашим словом, используемым в разговорной речи.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Александр Андреевич Чацкий выступает в качестве защитника русского национального языка. Ему кажется неуместным употребление французского языка в своём отечестве, хотя бы. Чтобы быть ближе к народу. В своём монологе он говорит:

На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Предполагая, что три прошедших года могли что-то изменить. Грибоедов устами Чацкого выражает своё негативное отношение к использованию французского языка в повседневной жизни.

4. Л.Н.Толстой «Война и мир»

В романе автор передаёт ситуацию, когда после Бородинского сражения представители петербургского света решают отказаться от употребления в речи французских слов. Однако подобное решение трудно осуществить, так как в высшем свете не принято говорить по-русски и многие просто не знают значения французских слов в своём кровном языке. Л.Н.Толстой явно не симпатизирует представителям высшего света, считая, что в трудную минуту все граждане должны объединиться, и язык одно из главных средств, способствующих этому.

5. К.Паустовский

считал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш выдающийся писатель считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Отечественная литература является гордостью нации, имена Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова являются мировым достоянием, они читаемы и любимы на всех континентах. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.

Внимание! Перед тем, как ознакомиться с аргументами к сочинению ЕГЭ из банка аргументов, сначала прочитайте
произведения в полном содержании. Помните, что только полное содержание дает полное
понимание прочитанного. Это важно, чтобы избежать фактических ошибок. Кроме того, аргументы
содержат спойлеры. Соответственно, читать полное содержание после прочтения аргументов
будет не так интересно. Аргументы к сочинению ЕГЭ помогут вам иметь собственное понимание того какие аргументы лучше использовать.

О банке аргументов к сочинению ЕГЭ

Банк содержит 17 произведений, которые охватывают большинство проблем, встречающихся
в текстах ЕГЭ. На каждую проблему в банке вы можете найти как минимум 2 аргумента!
Приблизительное время прочтения всех произведений: 50 часов. Читая по часу в день,
вы прочитаете весь список менее чем за 2 месяца.
Банк аргументов не содержит очень больших произведений вроде «Войны и мира»
и «Тихого Дона». Их стоит прочитать, но необязательно делать это специально к ЕГЭ по русскому.
Освоив метод скорочтения, подробная информация о котором есть в конце книги, вы
сможете прочитать весь список всего за 20-25 часов.

Секрет 7 по аргументам для сочинения ЕГЭ. Большое произведение ≠ большое количество аргументов. Вы убедитесь в этом, ознакомившись со списком литературы ниже, который включает в себя много маленьких, но емких по содержанию произведений

Аргументы к сочинению ЕГЭ (17 вариантов)

1)Джек Лондон «Мартин Иден»

Жанр: роман
Время прочтения: 8 часов.

Проблематика произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Проблема таланта
Роль книги (чтения)
Роль музыки в жизни человека



Проблема одиночества
Проблема честности
Нравственные проблемы
Роль мечты (цели) в жизни человека
Проблема зависти
Отношение к родителям

Аргументация произведения Джека Лондоан «Мартин Иден»

Главным героем произведения является Мартин Иден, молодой моряк, который влюбляется в Руфь, девушку из богатой буржуазной семьи. Чтобы добиться ее любви, мужчина ставит перед собой цель: стать знаменитым писателем. Мартин начинает читать книги великих философов, пишет собственные произведения. Однако близкие героя не верят в его писательский талант. Родители Руфи тоже не считают, что необразованный моряк сможет измениться и занять достойное положение в обществе. Но книги меняют мышление Мартина. Он понимает, что жизнь гораздо более широка, чем он думал раньше. Благодаря упорному труду Мартин Иден достигает поставленной цели. Теперь творчеством героя восхищаются даже те, кто когда-то смеялся над ним. Став известным, Мартин не забывает своих близких. Он покупает Марии обещанное молочное ранчо, помогает мужу сестры. Однако успех не приносит ему счастья. Главный герой чувствует себя одиноким как никогда, он разочаровывается в своей любви.

Джек Лондон продемонстрировал, что

1) книги способны коренным образом изменить жизнь человека

2) ради любви человек может добиться небывалых высот

3) успех не всегда приносит счастье

4) даже знаменитый человек может быть одиноким

5) как важно иметь цель в жизни и идти к ней, невзирая на мнение окружающих

6) общественное мнение переменчиво, поэтому не стоит полагаться на него

2)Теодор Драйзер «Финансист»

Жанр: роман
Время прочтения: 10 часов.

Проблематика произведения Теодора Драйзера «Финансист»

Проблема таланта

Значение труда в жизни человека

Проблема одиночества

Роль детских воспоминаний

Проблема зависти
Проблема жадности
Проблема ненависти

Проблема духовной деградации

Аргументация по произведению Теодора Драйзера «Финансист»

Главным героем произведения является Фрэнк Каупервуд, успешный делец из Филадельфии. Благодаря своим выдающимся способностям персонаж быстро достигает карьерных высот. Ему пророчат великое будущее. Между тем Фрэнк влюбляется в молодую красавицу Эйлин, дочь известного в Филадельфии финансиста Эдварда Батлера. Ради нее герой даже разводится с первой женой. Симпатия взаимна, и вскоре о ней узнает отец девушки. Он приходит в такую ярость, что решает во что бы то ни стало отомстить главному герою. Фрэнк участвует в финансовых махинациях, помогая городскому казначею. Батлер узнает об этом и, используя связи, привлекает Каупервуда к суду. Главного героя приговаривают к тюремному заключению. Мы видим, как деньги могут разрушить судьбу человека, а любовь, наоборот, спасти его. Фрэнк переносит все тяготы пребывания в тюрьме, так как знает: Эйлин ждет его. Каупервуда нельзя однозначно назвать плохим или хорошим человеком. Он – гений, которому завидуют. В своих поступках герой видит одну цель: стремление к прекрасному.

Теодор Драйзер продемонстрировал:

2) талантливого, но одинокого человека, который благодаря своей целеустремленности добивается успеха

3) общественные проблемы: коррупция, неравенство, ложь.

4) способности Фрэнка были заложены еще в детстве. Он активно развивал их и поэтому достиг таких высот.

Секрет 7. Произведения иностранных авторов имеют существенный плюс:
далеко не все эксперты прочитали их. Следовательно, и риск фактической ошибки
значительно снижается, подобрать аргументы к сочинению ЕГЭ задача упрощается.

3) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика повести Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема любви в жизни человека

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема чести и бесчестия

Нравственные проблемы

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Аргументация сочинения по повести Пушкина «Капитанская дочка»

Главным героем произведения является Петр Гринев. С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич. На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию. В пути Гринев и Савельич попадают в буран. Случайный человек помогает им выбраться. Петр – благодарный человек, он отдает «вожатому» заячий тулуп. Гринев попадает в Белогорскую крепость, где знакомится со Швабриным, человеком, близким ему по образованию, возрасту и роду занятий. Там же мужчина встречает и Машу Миронову, дочь коменданта, в которую вскоре влюбляется. Из-за нее происходит ссора Гринева со Швабриным, которая заканчивается поединком и ранением главного героя. На Белогорскую крепость нападают отряды Емельяна Пугачева и, несмотря на героическое сопротивление защитников, захватывают ее. Пугачев узнает Гринева, который когда-то не пожалел для него тулупа, и сохраняет ему жизнь. Несмотря на это, главный герой искренне говорит крестьянскому атаману, что не обещает не служить против него. Пораженный Пугачев отпускает Гринева. Герой едет в Оренбург, где просит помощи. Ему отказывают, поэтому Петр и Савельич решают самостоятельно вернуться в крепость, чтобы освободить Машу. И снова судьба сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить свое намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает помочь сироте и наказать обидчика.

Вскоре главного героя арестовывают по подозрению в содействии восставшим, но Маша спасает его.

Пушкин продемонстрировал:

1) силу любви, которая помогает правиться с любыми жизненными трудностями

2) силу, дух и честь настоящих русских воинов

3) какую большую роль играет семья и воспитание в формировании личности

4) чем опасно предательство

Секрет 9. «Капитанская дочка» по количеству аргументов и проблематике почти равна «Войне и миру», что значить аргументы для сочинения ЕГЭ найти не проблематично.

4) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»

Роль книги (чтения)

Проблема честности

Роль образования в жизни человека

Проблема взаимоотношений между поколений

Аргументация сочинения по произведению Грибоедова «Горе от ума»

Одним из центральных героев произведения является Александр Чацкий. Он искренне любит Софью, дочь барина Павла Афанасьевича Фамусова. Приехав к ней, герой сталкивается с не понимаем как со стороны девушки, так и со стороны «фамусовского общества», консервативных людей, которым кажется, что Чацкий сошел с ума. А все потому, что Александр Андреевич обличает их пороки: чинопочитание, узость мышления. Герой пытается объяснить Софье, что Молчалин на самом деле не любит ее, а лишь стремится к личной выгоде и продвижению по службе, однако та не верит Чацкому и только в конце произведения понимает ошибку.

Грибоедов продемонстрировал:

1) как ошибочно порой общественное мнение

2) любовь бывает слепа, поэтому необходимо очень внимательно и вдумчиво подходить к выбору партнера

3) такие пороки, как чинопочитание, скудоумие, ханжество

4) роль образования и воспитания в жизни человека

5) Василь Быков «Сотников»

Жанр: повесть

Время прочтения: 3 часа

Проблематика повести Быкова «Сотников»

Проблема героизма

Проблема чести и бесчестия

Проблема предательства

Военные проблемы

Проблема мужества (героизма)

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация сочинения к ЕГЭ по повести Быкова «Сотников»

Центральными героями произведения являются Сотников и Рыбак, советские разведчики, которые попадают в плен к немцам. Сотников отказывается рассказывать фашистам какую-либо информацию о расположении советских войск. Рыбак же боится потерять жизнь, поэтому соглашается сотрудничать с противником. В конце повести его принимают в ряды фашистов, и он, советский солдат, убивает своего товарища.

Быков демонстрирует нам:

1) героизм советского солдата в образе Сотникова

2) трусость и предательство в образе Рыбака

6) М. А. Шолохов «Судьба человека»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика рассказа Шолохова «Судьба человека»

Проблема героизма

Проблема нравственного выбора

Проблема предательства

Проблема мужества (героизма)

Военные проблемы

Проблема трусости

Проблема жестокости

Аргументация

Главным героем произведения является Андрей Соколов, советский солдат. Однажды он добровольно согласился осуществить очень сложную операцию: провести через линию фронта снаряды для артиллерийской части. Машину Соколова подорвало, в результате чего герой потерял сознание, а потом попал в плен к немцам. Перед лицом смерти он не падает духом. Когда ему предложили выпить за победу немецкого оружия, он отказался. Вместо этого он пьет за свою смерть. Пораженные мужеством солдата фашисты сохраняют ему жизнь. Соколова переводят и назначают водителем немецкого инженера. Под Полоцком Андрей бежит, взяв с собой фашиста. После встречи с командованием герой пишет письмо жене Ирине, но ответ получает от соседа, который сообщает, что его жена и дочери погибли в результате бомбежки. Соколов надеется встретиться с сыном Анатолием, который, как и отец, служит на фронте. Однако в последний день войны юношу убивает немецкий снайпер. Андрей возвращается в Россию. Там он встречает Ваню, мать которого погибла, а отец пропал на фронте. Соколов говорит, что он – отец мальчика, и усыновляет его.

Михаил Шолохов продемонстрировал

1) героизм русского солдата

2) как важно не утратить способность сопереживать ближнему даже в сложных жизненных обстоятельствах

Секрет 10. У вас обязательно должно быть в запасе 2 произведения о войне. Помимо «Сотникова» и «Судьбы человека» можно приводить аргументы из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского, повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и других произведений о войне

7. Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Проблема исторической памяти

Общественные проблемы (коррупция, преступность, общественное мнение)

Проблема зависти

Проблема жадности

Проблема ненависти

Проблема разрушительного влияния денег

Проблема духовной деградации

Значение науки для человечества

Аргументация

Главным героем произведения является Гай Монтэг, пожарный. Роман описывает американское общество будущего, в котором книги находятся под запретом, их сжигают.

Автор изображает людей, утративших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя интерактивнымтелевидением и заполняют свое свободное время просмотром передач и бесконечных сериалов. Монтэг знакомится с Клариссой Маклеллан, которая любит природу, умеет жить по-настоящему. Мужчина начинает тайно забирать книги, которые должен был сжечь. Гай понимает, что все это время вел неправильную жизнь и страстно хочет измениться.

Рэй Бредбери продемонстрировал

1) роль книги в жизни человека

2) пагубное влияние технологий

3) ошибочность общественного мнения

Секрет 11. Вместо романа «451 градус по Фаренгейта» вы можете использовать по этой проблематике любые другие романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984», Е. И. Замятин «Мы», О. Хаксли «О дивный, новый мир»

В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Жанр: повесть

Время прочтения: 2,5 часа

Проблематика

Проблема таланта

Роль искусства в жизни человека

Роль музыки в жизни человека

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Аргументация

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик Петр. Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Мальчик любит слушать игру конюха Иохима на дудочке и тоже хочет научиться этому мастерству. Мать учит его игре на фортепиано. В соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Вскоре Эвелина и Петрусь становятся друзьями.

Тем временем у мальчика обнаруживается удивительный музыкальный талант. Ему предсказывают известность.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

На самом деле он вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях. Вскоре он женится на Эвелине.

Проходят годы. Петр становится известным музыкантом. Дядя Максим понимает, что его племянник сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Владимир Галактионович Короленко продемонстрировал

1) влияние музыки/искусства на жизнь человека

2) необыкновенную силу духа слепого музыканта

3) силу любви, которая помогает преодолеть любые трудности

4) что такое настоящий талант

9) В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Жанр: повесть

Время прочтения главы «Царь-рыба»: 40 минут (всего произведения: 8 часов)

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Проблема экологии

Аргументация

Одним из центральных героев произведения является Игнатьич, успешный рыбак. Он стал настоящим мастером в своем ремесле и нередко помогает людям, но в его поступках нет искренности. Свои навыки Игнатьич использует во вред природе, занимаясь браконьерством. И вот однажды он поймал огромную рыбу, с который не смог совладать. Поначалу рыбак не хотел звать на помощь брата, чтобы не делиться с ним добычей. В схватке с рыбой герой осознает, что погибает, и тогда он раскаивается, понимает, что вел недостойную жизнь.

Астафьев показывает:

1) бессилие человека перед природой

2) природа способна изменить характер человека

3) губительное влияние человека на природу

10) Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Жанр: роман

Время прочтения: 3 часа

Проблематика

Влияние человека на природу

Влияние природы на человека

Значение труда в жизни человека

Проблема честности

Проблема экологии

Отношение человека к животным

Аргументы к сочинению ЕГЭ по роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Главным героем произведения является Егор Полушкин. Мужчина переехал в поселок, вокруг которого когда-то шумели бескрайние леса. За несколько десятилетий их вырубили. Спохватились, когда осталась единственная роща у Черного озера. Лесником в поселке был назначен Федор Бурьянов. В родном колхозе Егор Полушкин был на хорошем счету, а вот на новом месте работать ему было трудно. Все беды Полушкина – от того, что не умел он работать без души. Однажды Егору поручили копать траншею под канализационную трубу. Траншея получалась прямой, как стрела, пока на ее пути не встретился муравейник. Пожалел Полушкин трудолюбивых насекомых, пустил траншею в обход.

Бурьянов же к природе относится потребительски, для него главное: заработать больше денег.

Борис Васильев продемонстрировал:

1) пагубное влияние человека на природу

2) доброе отношение к природе

3) влияние природы на человека

11) В. Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Жанр: повесть

Время прочтения: 4 часа.

Проблематика

Проблема сохранения культурных памятников

Проблема исторической памяти

Аргументация

Действие происходит в деревне Матера, расположенной на одноименном острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять Матеру, в которой провели всю жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевез ее в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие жители, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матеру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землей молодежь: внук Дарьи Андрей, ее соседка Клава. Молодое поколение верит, что в городе найдет лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Валентин Распутин продемонстрировал:

1) важность сохранения исторической памяти

2) губительную роль технологий

12) Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Время прочтения: 2 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема поиска счастья (смысла жизни)

Аргументы к сочинению ЕГЭ по книге Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Произведение представляет собой сборник из 46 писем, в каждом из которых затронута определенная проблема (или даже несколько). Это настоящая кладезь аргументов. При аргументации на ЕГЭ вы обязательно должны указать номер и название письма. Например: в произведении «Письма о добром и прекрасном» в письме двадцать втором «Любите читать!» Дмитрий Сергеевич Лихачев рассуждает о важности чтения.

В таблице выше приведены аргументы для наиболее редких проблем ЕГЭ, которые сложно взять из других произведений.

Секрет для читателей. Вы можете приводить примеры из своих любимых произведений, которые не входят в школьную программу, если там содержатся необходимые аргументы. «Гарри Поттер» или «Приключения Шерлока Холмса» оцениваются на ЕГЭ точно так же, как и классика.

13) И. А. Гончаров «Обломов»

Жанр: роман

Время прочтения: 8 часов

Проблематика

Роль детства в жизни человека

Роль детских воспоминаний

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ романа Гончарова «Обломов»

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов, помещик. В главе «Сон Обломова» автор изображает прекрасный уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле. Кажется, что природа оберегает жителей от невзгод и проблем внешнего мира. Читатель видит, что это находит отражение и в характере главного героя. В нем есть доброта, любовь к ближнему, за что его и уважает его друг Штольц.

Кроме того, стоит отметить, что Обломов воспитывался в дворянской семье. Родители ни в чем ему не отказывали. Он всегда мог поесть и поспать, сколько хотел. Штольц же воспитывался в небогатой семье. Когда мальчик подрос, отец стал брать его с собой в поле, на базар, учил работать. Мы видим, что Штольц вырос целеустремленным, деятельным человеком.

Иван Гончаров продемонстрировал:

1) роль воспитания в развитии личности

2) влияние природы на человека

3) роль детства в дальнейшей жизни человека

14) Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Жанр: комедия

Время прочтения: 1 час

Проблематика

Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема воспитания

Аргументы к сочинению ЕГЭ комедии Фонвизин «Недоросль»

Центральными героями произведения являются госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Мать пытается воспитывать его, но делает только хуже. Учителя потакают ленивому Митрофанушке, поэтому никакого прогресса не наблюдается. Госпожа Простакова хочет поженить его на Софье, которой, как оказывается, положено большое наследство. Однако Стародум, дядя девушки, прекрасно видит необразованность Митрофана и, конечно, отказывает.

Фонвизин продемонстрировал:

1) роль семьи в формировании личности ребенка (Митрофан очень похож на свою мать)

2) невозможно заставить человека развиваться, если он сам этого не хочет

15) Аргументы к сочинению ЕГЭ по рассказу К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 15 минут

Проблематика

Отношение к родителям

Проблема взаимоотношений между поколениями

Аргументация

Центральными героями произведения являются Катерина Петровна и ее дочь Настя, которая работает в Ленинграде. Однажды пожилой женщине становится плохо, и она пишет дочери письмо с просьбой приехать. Катерина Петровна очень любила Настю и хотела увидеть ее перед смертью. Но дочь, погруженная в работу, опаздывает. Когда Настя приезжает в Заборье, то находит лишь свежий могильный холм. Она раскаивается, но, к сожалению, изменить что-либо уже нельзя.

Паустовский продемонстрировал:

1) как важно оказывать внимание своим родственникам

2) отношения между матерью и дочерью

16) В. Г. Распутин «Уроки французского»

Жанр: рассказ

Время прочтения: 40 минут

Проблематика

Роль учителя в жизни человека

Аргументы к сочинению ЕГЭ к рассказу Распутина «Уроки французского»

Главный герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование. В школе он учился хорошо, на одни пятерки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Однажды герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он пробует, чтобы покупать молоко для лечения. Когда Лидия Михайловна, учительница французского, узнает об этом, она решает заниматься с ним отдельно. Учительница очень хотела помочь бедному мальчику: даже отправляла ему посылку с едой, но он вернул ее. Тогда Лидия Михайловна начинает играть с ним на деньги, поддаваясь мальчику. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником чуть ли преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забывает мальчика и присылает ему посылку с макаронами и яблоками. Лидия Михайловна – добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Распутин продемонстрировал:

1) роль учителя в становлении личности ребенка

2) бескорыстное отношение к ближнему

17) Михаил Кронгауз «Русский язык на грани нервного
срыва»

Жанр: публицистика (в сочинении пишите просто произведение или книга)

Время прочтения: 4 часа

Проблематика

Проблема чистоты языка

Проблема сохранения русского языка

Аргументы к сочинению ЕГЭ по произведению Михаила Кронгауза «Русский язык на грани нервного
срыва»

Автор рассматривает такие явления, как изменение орфографических и орфоэпических норм, появление большого количества заимствованных слов, смешение стилей. В будущее Кронгауз смотрит оптимистически, трактуя эти изменения как признаки неутраченного творческого потенциала языка. Писатель также рассматривает такие процессы, как «отмирание» слов, когда те или иные слова перестают быть общеупотребительными.

На заметку. Лучше отлично знать одно произведение, чем прочитать краткое содержание десяти. Из одного вы сможете почерпнуть гораздо больше аргументов, чем из беглого прочтения нескольких.

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Язык.
Проблема языка, заимствований, канцеляризмов, засорения языка, отношения к языку,качества речи, душевного такта, красноречия, красоты художественного слова.

Отношение человека к языку

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. В этом я вижу гордость своей родиной. Это не плохо, и человека это не унижает. Если же человек делает это специально, чтобы показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно, и цинично. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Можно ли судить о человеке по тому, как он говорит?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Почему важно говорить правильно?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Каким должен быть научный язык?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
А в целом следует помнить: неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).
Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, красивости в нем недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправданно прибегая к образам.Цветистые выражения имеют склонность вновь и вновь всплывать в разных статьях и работах отдельных авторов.
Главное – надо стремиться к тому, чтобы фраза была сразу понята правильно. Для этого большое значение имеет расстановка слов и краткость самой фразы.
Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев.
Ритмичность и легкочитаемость фразы! Люди, читая, мысленно произносят текст. Надо, чтобы он произносился легко. И в этом случае основное – в расстановке слов, в построении фразы. Не следует злоупотреблять придаточными предложениями. Имя существительное (пусть и повторенное) лучше, чем местоимение. Избегайте выражений «в последнем случае», «как выше сказано» и прочее.

Что такое канцелярит и чем он опасен?

«Что же он такое, канцелярит? У него есть очень точные приметы, общие и для переводной и для отечественной литературы. Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность. И из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву. Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь. Это – обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими. Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими. Это – тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. Несчетные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи. Это – серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь: и автор и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком. Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово – короткому, официальное или книжное – разговорному, сложное – простому, штамп – живому образу. Короче говоря, канцелярит – это мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. Вскормленные языковой лебедой и мякиной, учителя в свой черед питают той же сухомяткой черствых и мертвых словес все новые поколения ни в чем не повинных ребятишек».

Проблема заимствования в языке
Нора Галь. «Берегись канцелярита».
Далеко не всякое иностранное слово, которое пытались вводить даже такие исполины, как Пушкин, Герцен, Толстой, прижилось и укоренилось в русском языке. Многое, что вначале привлекало новизной или казалось острым, ироничным, с годами стерлось, обесцветилось, а то и совсем отмерло. Тем более не прижились все эти солиситоры, бидлы и гиги – они не обогащают язык, ничего не прибавляют к каретам, коляскам, двуколкам или, скажем, к стряпчим, поверенным и судейским крючкам, при помощи которых переводчики творческие, не буквалисты и не формалисты, прекрасно передают все, что (и как) хотел сказать Диккенс. Мораль, как говорится, ясна: иноплеменные слова и речения не грех вводить даже в самую высокую поэзию. Но – с тактом и с умом, ко времени и к месту, соблюдая меру. Ведь и сегодня многое, очень многое прекрасно можно выразить по-русски.
Общеизвестно: когда-то иностранные слова, особенно с латинскими корнями, приходили в нашу страну вместе с новыми философскими, научными, техническими понятиями и явлениями, для которых в русском языке еще не было своих слов. Многие прижились и давно уже не воспринимаются как чужие. Но еще ПетрI, который так рьяно заставлял домостроевскую Русь догонять Европу во всех областях, от кораблей до ассамблей, вынужден был запрещать чрезмерное увлечение иностранными словами. Одному из своих послов царь писал: «В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно; того ради впредь тебе реляции свои к нам писать все российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов». Век спустя на защиту родного языка встает В.Г.Белинский: «Употреблять иностранное, когда есть равносильное русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Пройдет еще век, и на ту же тему В.Маяковский напишет «О фиасках, апогеях и других неведомых вещах»: Чтоб мне не писать впустую оря, мораль вывожу тоже: то, что годится для иностранного словаря, газете – не гоже. Бездумное, механическое внесение иностранного слова в русский текст нередко оборачивается и прямой бессмыслицей. Искажается не только чувство, образ, становится невнятной и мысль. Со столь мощным потоком уже не так легко справиться. За нынешнее десятилетие промышленность может загрязнить реку сильнее, чем за минувшую тысячу лет. То же и с языком. Теперь самые чистые воды можно замутить, загубить очень быстро. И правы те, кто бьет тревогу, зовет встать на защиту природы и на защиту языка. Ну, разумеется, смешно спорить: язык не застывает, не стоит на месте, а живет и развивается, отмирают одни слова, возникают другие. Но человек на то и человек, чтобы учиться управлять всякой стихией, в том числе и языковой.

Что отличает настоящего литератора?
Нора Галь. «Берегись канцелярита».
Привычные с колыбели образные речения, искони отлитые народом в золотые слитки сочетания слов, пословицы, поговорки – драгоценнейшее достояние литератора. Настоящий литератор – только тот, кто владеет образной речью, неисчерпаемым богатством русских речений, присловий, идиом – всем, что оживляет, красит всякий рассказ и всякую печатную страницу. Ибо искусство, как известно, есть мышление в образах.

Проблема душевного такта в языке.
Нора Галь. «Берегись канцелярита».
Великое это дело – душевный такт, верная интонация. Вскоре после войны один из крупных наших писателей, признанный художник слова, бичуя в газетной статье звериную суть гитлеризма, обронил такие слова: фашисты, мол, рады были «упиться детской кровцой». При всем уважении к автору не могу не вспомнить: сказанное в таком контексте, по такому поводу словечко кровца было невыносимо. Осиротевшим матерям – да и не только им – оно резало слух и душу.
Так же невозможно, оскорбительно звучит в романе отечественного автора: «Красная площадь зазывно влекла к себе, – но мы направились в противоположную сторону». Ох, как осторожно надо обращаться со словом! Оно может исцелить, но может и ранить. Неточное слово – это плохо. Но куда опасней – слово бестактное. Мы видели: оно может опошлить самые высокие понятия, самые искренние чувства. Человек перестает ощущать окраску слова, не помнит его происхождения и говорит «охранники природы» вместо хранители. Герой одного рассказа вернулся в город своей юности, смотрит, вздыхает: «Ничтожный город, но столько ему отдано сердечных сил, что сколько ни уезжай от него, сколько ни живи в других городах, а от этого уже не оторвешься». Городок маленький, городишко крохотный, но презрительное «ничтожный» тут невозможно! И опять же, рассказывая с уважением, с нежностью о девушке-санитарке, хороший писатель вдруг обмолвился: «Эту «фронтовую сестричку» мы увидим, почувствуем, полюбим как необыкновенно прекрасную добрую женскую особь». А слово это куда уместней хотя бы в примере из словаря Ушакова: «Белуга очень крупная рыба: отдельные особи достигают 1200 кг». В одном рассказе отец объяснял мальчику, считал на пальцах, сколько платят лесорубам страховки за увечье. А речь шла о том, что каждый день кому-нибудь пилой или топором отхватывает по нескольку пальцев. Такое соседство коробило, и редактор подсказал переводчику простейший выход: отец долго, обстоятельно толковал и подсчитывал, сколько за что платят. Ну, а если пишет не профессиональный литератор? Видный военный вспоминает о взятии Берлина. В отрывке, который опубликовала молодежная газета, среди прочего сказано так: «Маленькие берлинцы подходили к... походным кухням, протягивали худенькими ручонками свои чашки и плошки и смешно просили: «Кушат». «Кушать» – было первым русским словом, которое они научились произносить». Разумеется, автору воспоминаний вовсе не казалась смешной сама просьба жалких голодных детишек. Очевидно, они смешно, забавно ее выговаривали. Забавным казалось то, как неправильно произносили они русское слово. И, разумеется, прославленный военачальник не обязан быть стилистом. Но одно неловко поставленное слово искажает всю интонацию, в ложном свете рисует чувство рассказчика, поневоле на этой не очень тактичной интонации спотыкаешься. Так неужели не споткнулся, ничего не почувствовал редактор? Отчего он-то не подсказал (тактично!) более уместного слова?
Еще Флобер – едва ли не строжайший стилист во всей мировой литературе – говорил, что нет хороших и плохих слов. Все зависит от того, верно ли выбрано слово именно для этого случая. И самое хорошее слово становится плохим, если сказано не к месту. Тут-то и нужен такт, верное чутье.

Как нужно относиться к русскому языку?
Нора Галь. «Берегись канцелярита».
Приходится повторить: мы не всегда бережем богатство наше, нашу гордость – родной язык, как не всегда умеем беречь родную природу, озера, леса и реки. А ведь и за то и за другое мы в ответе перед будущим, перед детьми и внуками. Им передаем мы заветное наследие дедов и прадедов. Им – жить на этой земле, среди этих лесов и рек, им – говорить на языке Пушкина и Толстого, им – читать, любить, твердить наизусть, постигать умом и сердцем все лучшее, что создано за многие века в родной стране и во всем мире. Так неужели мы осмелимся их обделить и обездолить? Люди добрые! Давайте будем аккуратны, бережны и осмотрительны! Поостережемся «вводить в язык» такое, что его портит и за что потом приходится краснеть! Мы получили бесценное наследство, то, что создал народ за века, что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев и еще многие лучшие таланты нашей земли. За этот бесценный дар все мы в ответе. И не стыдно ли, когда есть у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на канцелярите?!

Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Научиться воспринимать красоту художественного слова можно только через чувственное и глубокое прочтение литературных произведений, в том числе поэтических. Так, один из героев романа Л.Улицкой учитель литературы Виктор Юльевич Шенгели, чтобы заинтересовать школьников литературой, каждое свое занятие начинал с чтения наизусть любимых стихов. Он никогда не указывал автора стихотворения, и многие школьники эту особенность воспринимали снисходительно. «Стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика». Однако учитель не переставал повторять, что литература – лучшее, что есть у человечества, а поэзия – это «сердце литературы». Виктор Юльевич не ограничивался школьной программой, читал он и Пастернака, и Сапфо, и Анненского. Постепенно в классе появлялось все больше заинтересованных в литературе школьников, они вместе с учителем посещали исторические места, узнавали биографии русских поэтов и писателей. Виктор Юльевич помог ребятам проникнуться чтением, они даже образовали литературный кружок любителей русской словесности и стали называть себя «люрсы». Любовь к литературе определила дальнейшую жизнь главных героев романа. Ребята читали книги ночами, передавали редкие экземпляры из рук в руки, фотографировали особо ценные книги. Миха, уже с первых уроков ловивший каждое слово любимого преподавателя, поступил на филологический факультет и стал преподавателем, а Илья много лет занимался изданием и распространением запрещенной литературы. Таким образом, жажда книг и способность воспринимать красоту художественного слова определила не только круг их чтения, но и жизненный путь.