Что развивает сольфеджио. Что такое сольфеджио? Названия белых клавиш фортепиано

  • 20.06.2020

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Родители, приводя своих детей в музыкальную школу, не задумываются над вопросом: а готов ли их ребёнок к освоению программы?

Например, программы сольфеджио.

Речь сейчас не идёт о родителях-музыкантах, которые всегда и всем могут помочь своему ребёнку. Что знают о способностях своего ребёнка родители, которые никогда не учились в музыкальной школе или сами когда-то бросили её на полпути?

Поскольку профессия музыканта сейчас "не пользуется спросом", родители отдают своих детей "в музыкалку" просто для их общего развития. Конкурса и отбора сейчас в обычную музыкальную школу нет, поэтому идут все - независимо от их "пригодности" или "непригодности". Директора школ и преподаватели ждут с распростёртыми объятиями каждого ребёнка, ведь от количества учащихся детей зависит материальный баланс школы. Все школы сейчас почти на самоокупаемости, денег от города или области поступает крайне мало.

Что же получается? Программа осталась для одаренных, отобранных детей, а учатся по ней дети, которые не готовы осваивать даже самые начальные навыки.

Особенно это касается сольфеджио, которое включает в себя пение, освоение ритма, определение на слух, музыкальный диктант, сочинение музыки и теоретические сведения. Как-то так получается, что именно на этом предмете особенно сильно "спотыкаются" и дети, голосовой аппарат которых не готов петь, и преподаватели сольфеджио, которые не могут помочь детям именно в пении.

Кто такие преподаватели сольфеджио? Это в большинстве своём люди, хорошо владеющие различными теоретическими сведениями, имеющие очень хороший музыкальный слух, даже умеющие сочинять музыку, но совершенно не владеющие искусством пения. Как это так: в программе сольфеджио на первом плане стоит "пение", а преподаватель не умеет петь? К сожалению, в подготовке преподавателя - сольфеджиста нигде (ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в Вузе) нет предмета "Постановка голоса". Только совсем недавно (год назад) в качестве эксперимента в некоторых муз. колледжах ввели "постановку голоса" будущим преподавателям сольфеджио.

А что делать сейчас? Ребёнок петь не готов, преподаватель помочь не в состоянии. Из года в год половина детей (или больше) не усваивает, "давится" "номерами" по сольфеджио (нотными строчками для пения). От класса к классу сложность таких "номеров" неуклонно возрастает. Уже в 3 классе нужно петь "номера" в быстром темпе, со сложными интонациями и мелкими длительностями. А половина детей в 3 классе не может спеть даже номера с трудностью 1-го класса. Как правило, преподаватель даже "не бьёт тревогу", потому что сам не знает, что делать, а понукать детей и заставлять больше дома петь - смысла тоже никакого, всё равно будут петь неправильно.

Обычно преподаватель думает: "Ну, правила по сольфеджио знают, легко строят любую гамму, интервал, аккорд, правильно "стучат" ритм, даже музыкальные диктанты как-то умудряются писать. Чего ещё надо? Да, с пением большие проблемы. Но я-то что могу сделать? Я сам(а) не умею петь".

Вот и получается, что всё катится так, как катится. Неготовые к пению дети пытаются дома петь заданные "номера". Хорошо, если дома есть такие клавишные инструменты, как фортепиано (синтезатор) или аккордеон. Можно сыграть номер и хоть как-то постараться его спеть. А если нет? Если дома, допустим, барабаны, флейта, гитара, балалайка, домра, даже скрипка? Нельзя в музыкальной школе при помощи этих инструментов выучить "номер".

Есть проблема и с фортепиано и аккордеоном. У них равномерно темперированный строй - искусственный (октава поделена на равное количество полутонов - 12). Петь в нём крайне неудобно. Он очень отличается от строя, существующего в природе. Когда-то давно, до И.С. Баха, музыканты пользовались в игре на инструментах природным натуральным строем. Но он ограничивал количество употребляемых тональностей. Использовались лишь тональности до 2-х знаков при ключе (включительно). Тональности с бОльшим количеством знаков звучали фальшиво. Давно музыкальные теоретики (ещё с 16 века) искали возможности для введения нового, сначала "хорошо темперированного", а потом "равномерно темперированного" строя, который бы позволил пользоваться большинством тональностей (24), свободно переходить из одной тональности в другую в одном и том же произведении, не перенастраивая инструмент (модулировать). Наконец - свершилось. Сейчас и фортепиано, и аккордеон, и баян - именно в таком строе, совершенно непригодном для пения.

Каков же выход? Петь в строе, близком к натуральному.

А как в нём петь? Каков показатель природного строя? ПЕТЬ В НЁМ УДОБНО!!! Это же природный строй!!!

Преподаватели-хоровики, сами умея петь в натуральном строе (потому что это удобно от природы) и владея вокальными навыками, и детей пытаются научить петь. Однако, покинув хоровой класс, дети попадают снова в капкан темперированного строя, играя на инструменте, или когда пытаются петь на сольфеджио. Одноразовое в неделю занятие Хора, естественно не помогает.

Я сама - преподаватель-теоретик (преподаватель сольфеджио). Ни в музыкальной школе, ни в училище, ни в консерватории меня никто не учил петь. Пела всегда "чисто", т.е. в темперированном строе. Всегда имела "5" по сольфеджио. Но... я всегда знала, что петь не умею, очень хотела научиться, но не знала, с чего начать. Поскольку я работала и концертмейстером на хорах, на уроках по постановке голоса у вокалистов, постепенно, крупица за крупицей, собралась информация, которая позволила мне научиться петь. Я прочитала много книг по постановке голоса. Я испытывала на себе всевозможные вокальные упражнения, которые давались учащимся, и о которых я узнала из книг. Теперь я знаю, что достаточно было в детстве каждый день слушать и учиться петь на правильно спетых простых примерах - просто подражать хорошему пению.

Вот что происходит, когда ребёнок пытается петь номер, наигранный на фортепиано - он не попадает в ноты, не поёт, а разговаривает.

Попробуйте позаниматься с помощью этих напетых номеров . Пробуйте петь сами (после прослушивания) и давайте попробовать ребёнку. Пение точно улучшится после первых же "тренировок" процентов на 50%.

Возможные реакции преподавателей сольфеджио:

1) Если ребёнок совсем не пел и вдруг "запел" после занятий по этим упражнениям, то реакция преподавателя точно будет: "Ой, какой же ты молодец".

2) Если ребёнок пел "не очень", но запел гораздо лучше, то реакция преподавателя сольфеджио может быть: "Это фальшивое пение". Я бы сама так сказала ещё лет 10 назад. А теперь вспомните оперных певцов. Они поют в строе, очень близком к натуральному. Однако же как-то "уживаются" с темперированно настроенным оркестром. Так что выход есть: пусть преподаватель сольфеджио кое-где подыгрывает аккорды аккомпанемента к пению вашего ребёнка. В первом классе такое подыгрывание вполне допускается. А ко второму классу ребёнок сам научится держать баланс между строем, близким к натуральному, и темперированным строем (в некоторых местах нотного текста).

Напетые номера помогут:

создать в голове нужную слуховую базу;
развить музыкальный слух;
хорошо разбираться в нотном тексте;
петь правильным звуком;
не отстать по программе сольфеджио;
всегда быть готовым на уроке сольфеджио;
получать только хорошие оценки за выученные номера;
быть лучшим в группе;
полюбить пение;
получать удовольствие от занятий сольфеджио.

Сольфеджио: друг или враг музыканта

Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.

Что такое сольфеджио

Сольфеджио – это музыкальная дисциплина. В переводе с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.

Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

  1. Теоретические знания
  2. Развитие слуховых навыков
  3. Творческие задания
  4. Метроритмическая работа

Форма работы

Виды

Вырабатываемые навыки

Теоретические знания

Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции. Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов.

Умение применять теоретические знания на практике.

Сольфеджирование (пение по нотам)

Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором.

Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков.

Развитие слуховых навыков

Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов.

Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии.

Написание музыкальных диктантов

Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах.

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.

Творческие задания

Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.

Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.

Метроритмическая работа

Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера.

Формирование ритмической основы.

Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.


Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио :

  • Классическое
  • Джазовое

Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.

Джазовое сольфеджио рассматривает основные термины, характерные для джазовой музыки . Примечательно, что данный вид сольфеджио изучается в музыкальных училищах и консерваториях, преимущественно на отделениях Эстрадно-джазового вокала. Если речь идет о начальном или среднем музыкальном образовании, то подобная дисциплина применима для джазовых вокальных студий.

Почему многие не любят сольфеджио?

Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:

  • Отсутствие от природы абсолютного слуха . Учащемуся сложнее, запоминать звуки, на обработку высоты требуется больше времени, в итоге на фоне других более успешных учеников может выработаться комплекс, а следовательно, и не любовь к предмету.
  • Музыкальная одаренность. Как бы парадоксально, это не звучало, но дети и взрослые, которые от природы наделены музыкальными способностями часто разочаровываются. Они, итак, слышат точную высоту звука и могут безошибочно определить тональность, а если еще и чувство ритма не хромает, то сольфеджио вообще теряет для них весь смысл. Как показывает практика, такие люди начинают пропускать занятия, вместе с этим теряется теоретическая база, начинаются проблемы в предмете.
  • Неуспеваемость по предмету. Сложность сольфеджио заключается в том, что необходимо время, чтобы выработать определенный практический навык. Кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, при этом этапы контроля знаний никто не отменял. В итоге, человек, старающийся получить знания, может получить плохую оценку, что соответственно не является стимулом.
  • Некомпетентный педагог. Сколько историй, о том, как предмет был не любим из-за педагога, который отбивал все желание заниматься.
  • Жёсткий контроль родителей. Многие родители стремятся сделать из собственных детей Моцартов, они часами мучают ребенка занятиями, убивая его самостоятельность. Конечно, контроль в занятиях со стороны родителей необходим, но музыка не может превращаться в пытку. Отец Паганини запирал собственного ребенка в чулане и лишал еды, если Никколо не выучивал задания. Конечно, ребенок стал знаменит, но какова цена? Заниматься музыкой – это великое удовольствие, ребенок должен, понять это сам.

Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.

Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета

Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:

  • Полная свобода во владении инструментом.
  • Прочная теоретическая база, совершенное знание музыкального языка.
  • Умение анализировать произведение по нотам и на слух.
  • Композиторское мастерство.
  • Умение импровизировать в различных жанрах, стилях и т.д.
  • Навык подбора музыкального произведения в короткое время.
  • Сокращение времени на запоминание музыкального материала.
  • Формирование музыкального слуха: абсолютного или относительного.
  • Четкая ритмическая основа.
  • Чистая интонация.
  • Формирование мелодического и гармонического слуха.
  • Возможность различать тембральную краску инструментов.

Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу. Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе. Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.

Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.

Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:

  • Фортепиано или синтезатор или MIDI-клавиатура.
  • Нотная тетрадь.
  • Карандаш и ластик.
  • Учебное пособие.
  • Тетрадь для записи терминов.
  • Желание постигать данную науку.
  • Время и силы.

Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.

Так друг или враг?

Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс!

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.

Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.

Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.

С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.

Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.

При этом параллельно начинается собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно – читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.

Мы разобрались в том, что такое сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).

Если вы искали ответ на вопрос, что такое сольфеджио, то вполне закономерно, что у вас может возникнуть вопрос: а какие ещё предметы изучаются при обучении музыке? По этому поводу читайте статью «Что дети изучают в музыкальных школах».

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

Сольфеджио

Литература

  • Шульгин Д.И. Пособие по слуховому гармоническому анализу.- М., 1991
  • Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха. М., 1999 (2-е изд. - М., 2002, 3-е изд. - 2009) .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сольфеджио" в других словарях:

    - (ит.). См. solfeggio. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬФЕДЖИО (муз.) воспроизведение голосом нот без текста, причем поющий произносит название каждой ноты, для постепенного упражнения в пении.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (сольфеджо) (итал. solfeggio от названия нот соль и фа), вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций… … Большой Энциклопедический словарь

    - (правильнее: сольфеджо), нескл., ср. (итал. solfeggio от названия нот sol и fa) (муз.). Вокальное упражнение для развития слуха и приобретения навыка петь по нотам без помощи инструмента (исполняется без слов, вместо которых произносятся названия … Толковый словарь Ушакова

    Сольфеджо, упражнение Словарь русских синонимов. сольфеджио сущ., кол во синонимов: 2 сольфеджо (1) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    СОЛЬФЕДЖИО, нескл. и СОЛЬФЕДЖО, нескл., ср. (спец.). Упражнение в пении без слов, вместо к рых произносятся названия нот. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста.При пении мелодии С. каждая ее нота называется. С., как упражнения,располагаются в сборнике с постепенным переходом от более легких к болеетрудным. С. пишутся во всех тональностях мажорных и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    сольфеджио - и допустимо сольфеджо … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Сольфеджио - (сольфеджо) (итальянское solfeggio), 1) пение мелодий с произнесением названий звуков (сольмизация); один из приемов музыкального обучения. Развивает слух и навыки чтения нот. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сольфеджо (итал. solfeggio, от назв. муз. звуков соль и фа). 1) То же, что сольмизация. 2) Уч. предмет, входящий в цикл муз. теоретич. дисциплин. Целью С. является воспитание слуха, осознание элементов муз. речи и их роли… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Сольфеджио , Данхейзер А.-Л.. Адольф-Леопольд Данхёйзер (1835-1896) - французский композитор, педагог, профессор Парижской консерватории, автор учебников по теории музыки и сольфеджио... Учебное пособие «Сольфеджио»…