Ленточный орнамент, история возникновения, стили, особенности, виды. Изображения, фото

  • 13.08.2019

Искусство орнамента

1. Орнамент

2. Виды и средства орнаментов

3. Типы орнамента

4. Ритм в орнаменте

5. Солярные знаки в орнаменте

6. Список литературы

1. Орнамент

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась - украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет, или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными. Изделия декоративно-прикладного искусства должны соответствовать требованиям органического единства утилитарности вещи и ее декора, национальным колоритам. Орнамент – основной способ украшения изделий декоративно-прикладного искусства. Элементы орнаментов создаются стилизаций реальных природных форм.

2. Виды и средства орнамента

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический , состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

растительный , стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

зооморфный , или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм - т. н. тератология, геометрических и растительных - арабески).

3.Типы орнамента

В зависимости от того, из каких элементов состоит орнамент, его относят к тому или иному типу. Рассмотрим только те из них, которые представляют интерес в выпиловочном деле.

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в пропильной резьбе, в том числе и в выпиливании по дереву. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять или из отдельных букв, или из целых предложений типа высказываний, пословиц, лозунгов и т.л. Этот орнамент наиболее характерен для древнего искусства Персии. Японии, арабских стран. Причина здесь кроется в том, что, например, вязь из арабских букв отличается удивительной пластичностью. Буквы русского алфавита тоже пластичны, а если сочетать их с растительным орнаментом, можно достичь значительного декоративного эффекта.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, в частности, в народной пропильной.

Животный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным. Хорошим примером этого является орнамент шемогодских резчиков по бересте.

Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы, атрибуты войны – оружие, доспехи, факелы, знамена и др.; атрибуты музыкального и театрального искусства – лиры, трубы, рожки, маски, складки занавеса и т.п. Выполнение этого орнамента – чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Ведь любой из перечисленных предметов во всех деталях воспроизвести невозможно, поэтому изображения подвергаются значительной переработке и упрощению. При этом существует опасность, что упрощенный рисунок не будет похож на оригинал. Применение геральдического орнамента уместно при оформлении тематических стендов, а также при тематической орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

4.Ритм в орнаменте

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по фор ме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.


Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.


В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Кайма одеяла может быть выполнена в виде ленточного орнамента.
Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.


В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.


Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся элементы орнамента.


Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить организующую роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.

Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.
Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие. К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс. >>>в начало

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.

Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.

Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

В круге бесчисленное множество плоскостей симметрии.
Ось симметрии - прямая линия, относительно которой повторяются равные части симметричной фигуры. Число самосовмещений фигуры при повороте на 360° называется порядком оси фигуры с порядком осей 1,

Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе называется трансляцией

Ось, вдоль которой происходит перенос фигуры, называется осью переносов. Наименьший перенос есть период трансляции или раппорт. Если ось переносов одна, то это линейно-раппортный орнамент, если две - сетчатый.

Плоскость скользящего отражения есть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".


Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

5.Солярные знаки в орнаменте

Один из вариантов солярного знака, символа, который изображал солнце и часто связывался с верховными богами разных времен - Дажьбогом и Перуном.

Знак небесной воды, "хлябей небесных", которые по поверьям славянских язычников, располагались над небом, на котором помещались Солнце,Луна и Звезды

Косой крест символизирует земной огонь, могучую очищающую стихию, дейстие которой всегда приводило к отмиранию старого и возрождени его в новой ипостаси.

Ромб, разделенный на четыре части - это древний знак засеянной пашни, Матери Земли вообще.

Дерево жизни - связующее звено между тремя мирами,которые изображались в виде трех ветвей.

Цветок- подобные цветы покрывали фигуры мифических зверей, благожелательных к человеку

Трегольник - древний символ женщины. Две женские фигуры(Рожаницы) составляют ромб - знак Земли, рождающей и питающий.Два стоящих рядом трегольника обозначали также и небесную божественную силу.

Y-образная фигура - изображение мужчины, воздевшего руки к небу с мольбой о дожде. Обозначает мужское начало человека.

Восемь сторон света. Славяне делили Землю на восемь частей - четыре основных направления и четыре вспомогательных

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.

Орнамент от латинского украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организационном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спералей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ орнамент изображает стилизованные листьев, цветов, плодов, веток и т.п. (лотоса, пальмы, папируса). Наиболее часто встречается, распространенный у всех древних народов орнамент «Дерево жизни», который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенным, тоже является растительным орнаментом.

ЗООМОРФНЫЙ орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур, реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птий и рыб также относятся к этому виду орнамента.

АНТРОПОМОРФНЫЙ орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части тела и лица человека.

Иногда орнамент сочетает в себе несколько видов сразу, например: геометрический + растительный и т.д.

Не всякий узор можно счетать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиций можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадрате или прямоугольнике, сетчатый.

Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает (одежда, мебель, оружие, книга, плакат и т.д.). Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.д.). Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готика, барокко, модерн, и др.)



В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (знаки Солнца, Земли, Воды, Огня и др.). С течением времени древние мотивы утратили свое магическое значение, а осталась лишь декоративно выразительная роль узора.

Билет 7

Свет в картине. Отражение света от картины.

Светотень. Моделирование объема на картине.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхности, но и с помощью света . Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов, их объемов и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

На картине может присутствовать разное освещение: естественное освещение (природное) солнце и луна; искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампады. Прожектора и т.д.

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Его картины всегда озарены внутренним светом. Свет высвечивает из темноты лица портретируемых.

Характер освещенности зависит т от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше.

Освещение имеет разные виды:

· ФРОНТАЛЬНОЕ освещение это когда источник света освещает объект прямо перед ним. Такое освещение слабо выделяет детали.

· БОКОВОЕ освещение (слева или справа) хорошо выделяет форму, объем. Фактуру объектов.

· КОНТРАЖУРНОЕ освещение – если источник света находится за объектом. Предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.

В картине может быть один или несколько источников света. В этом случае художник прибегает для изображения предметов к световой перспективе.

Освещенность предметов зависит от угла падения, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно оно называется – свет . Там где лучи лишь скользят образуется полутень . В тех местах, куда свет не проникает – тень . На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик .

Свет, тень и полутень играют существенную роль на форме предмета, чтобы наилучшим образом передать особенности формы и фактуры объекта.

Билет 8

Жанр натюрморта в живописи. Система аллегорий в живописи.

Nature morte – «мертвая природа» (итальянский). Если вспомнить, что послужило возникновению натюрморта, то можно смело заявить, что толчком для его появления послужил еще обыкновенный обычай средневековых рыцарей избирать себе для турнира короткие девизы, наносившиеся на оружие, одежду и предметы быта. Кроме девизов информация зашифровывалась и в рисунках, в них выражалось личные принципы рыцаря. Появляются простые рисунки, которые сопровождаю девиз. Таким образом появлятся эмблема. Разгадывание эмблем становится традиционным времяпровождением светского общества «галантного века». Сборники эмблем служили так же словарями, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.

Натюрморт изначально появляется как часть картины, ее фон, деталь, украшение интерьера. Окончательную самостоятельность он получил в 17 веке в живописи голландцев, фламандцев и нидерландцев. Особое место натюрморты занимали в живописи Нидерландов. Там в 17 веке создаются целые центры натюрмортов. Например:

картины «завтраки» были популярны в буржуазном городе Харлеме;

· аристократический Утрехт, славился цветоводством, поэтому там были распространены «Цветочные букеты»;

· для портового города были характерны «рыбные композиции;

· «ученые натюрморты» распространены в университетском городке Лейден.

Смысл натюрморта всегда был зашифрован с помощью предметов, извлеченных из привычного человеческого быта. Из них составлялись новый, глубоко символичный мир натюрморта. Натюрморт стал своеобразной « игрой со зрителем», которому предлагается разгадать символический смысл композиции. Натюрморт появился именно в 17 веке, потому что само время располагало к этому. Времена «галантного века» были раскованы, игривы, загадочны и таинственны. Загадка была во всем, даже в повседневности. Обычное общение кавалеров и дам предполагало разгадки всевозможных тайн, аллегорий и символов. Все вокруг люди стремились зашифровать в символы. Поэтому натюрморт – это дитя «галантного века».

Наиболее части в натюрморте появляются символы:

· розы, полевых цветов. Насекомых – говорящих о краткости человеческого существования;

· бабочки и стрекозы – спасение души4

· песочные часы, дымящаяся трубка, мыльные пузыри, карточные домики – быстротечность жизни;

· старые книги – ушедшее время;

· музыкальные инструменты – «звук их так прекрасен и мимолетен»;

· цветы. Колосья, фрукты, лимоны – символы времен года;

Композиции цветочных натюрморты были более сложные, они делились на следующие типы:

· радиальная композиция – где главный цветок тот, который был на скрещении стеблей;

· ковровая композиция – где иерархия цветов выстраивается сверху вниз;

· треугольная композиция – центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него;

Отсюда, исходя из заданных композиций, и формируется и смысловые зоны цветочного натюрморта:

· низ – знаки бремени (сломанные или увядшие листья цветы лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);

· середина – символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);

· верх – венец добродетели (крупный одиночный цветок);

В середине 17 века распространяются натюрморты с пресмыкающимися, земноводными и другими животными. Традиционно были символичны следующие:

· змеи, мыши, лягушки, ежи – дьявольские животные;

· гусеница, куколка, бабочка – человек живет на земле, умирает, дальнейшая жизнь;

· белка – труд;

· попугай – красноречие;

· обезьяна – человеческие пороки;

· кошка и мышь – темные силы, дьявол и человеческая душа;

· собака – охрана разума от темных сил.

Таким образом делая вывод из всего вышесказанного, можно увидеть, что натюрморт = это композиция, постоянно напоминающая обывателю о быстротечности жизни, бренности существования и смысле бытия.

Билет 9

Фреска. Её особенности.

Фреска – это вид монументальной живописи, основой которой, главным образом является стена. Фреска любит большие плоскости, широкие линии и предельно лаконичный язык. Фреске нужна темперная краска – это водяная краска, но ее связующим веществом является известь. Живописец пишет прямо на стене по еще не высохшей штукатурке. Отсюда и название: итальянское «fresco» - «свежий». Основной трудностью является необходимость быстро работать. Художник должен докончить начатое, пока штукатурка не высохла, то есть в этот же день. И если происходит ошибка, то живописец вынужден сбивать весь слой штукатурки на соответствующем участке, накладывать и расписывать ее заново. Ясно, что такая техника требует четкого видения всей композиции и уверенной руки.

Во фреске и грунт, и связующее вещество одно – известь. Такое единство препятствует осыпанию краски. Но зато известь подвержена сильной химической реакции, портящая некоторые краски. К тому же, живописец должен предусмотреть значительное высветление красок при высыхании извести.

Фреска известна уже в античности. Правда, античные мастера полировали до блеска горячим воском поверхность готовой фрески, что придавало ей сходство с энкаустикой. В средние века античная техника забывается, но вырабатывается новая. До 14 века очень популярной был фресковый прием «al secco» (ит. «по сухому», то есть по сухой штукатурке). Постепенно именно этот прием приводит к расцвету фрески в 15 веке, когда в школе Джотто создается смешанная техника, получившая название «buon fresco» (ит. «хорошая фреска»). Современники так описывали эту работу Джотто. Сначала наносился первый слой штукатурки, состоящий из двух частей песка и одной части извести, перемешанной с водой. На этом первом, довольно толстом слое по высыхании рисовали квадратную сетку, по которой наносили углем рисунок. Сверху всё это покрывали вторым слоем штукатурки – тонким и гладким, сквозь который просвечивал угольный рисунок. По нему и выполнялся окончательный вариант фрески. А вскоре, в 1400 году, был окончательно введен способ перенесения рисунка с большого картона выполненного в натуральную величину, путем протыкания контура и присыпки его толченым углем. Теперь фреску можно было заранее тщательно подготовить.

С 15 века фреску вытесняет станковая живопись, мене дорогостоящая, простая в исполнении. Фреска остаётся лишь предметом украшения интерьеров церквей и соборов. Особенно в России.

Билет 10

Керамика. Этапы изготовления керамического изделия.

Керамика - это изделие из глины, закрепленное обжигом. Керамика - очень древний вид искусства. Изображения людей и животных из глины появилось ещё в эпоху палеолита. Позднее их научились обжигать, а также изготавливать сосуды, рельефы и архитектурные детали.

Основные виды керамики обусловлены технологией её изготовления, составом массы: фарфор, фаянс, майолика, терракота и т.д.

В более узком смысле керамикой называют почти все изделия из простых грубых глин, в отличие от фарфора и фаянса, получаемых из тонких глин. Эта керамика обычно разделяется на два вида: майолику , которая имеет на лицевой поверхности цветную поливку из стекловидной, прозрачной глазури или непрозрачных эмалей, и терракоту, так называют «жжёную землю» красивого красно-коричневого цвета, не имеющую поливы. К терракоте относится и керамика, расписанная красящими составами, основу которых составляют цветные глины.

Изделия из глины - пластичны, а обжиг придаёт им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость. Это позволяет делать разнообразную посуду, скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и др.

Керамика встречается и в архитектуре, где важную роль играют изделия из керамики: кирпич, черепица, изразцы (плитка). Из кусочков керамической плитки можно набрать мозаичные картины для наружной облицовки здания, украшения фонтанов, бассейнов, садово-парковой скульптуры, украшения интерьера и т.п.

Особенно популярна керамика в народном искусстве (Гжель, Скопин и др.)

В наши дни продолжает развиваться архитектурная и бытовая керамика, и многие художники создают уникальные авторские работы, продолжаются эксперименты с материалом в поисках новых средств выразительности.

Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. В музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, стр. 460).

Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Итак, орнамент - это кругом наша повсеместная жизнь, и в тоже время - это мощная индустрия по созданию предметов быта, использующая незатейливый или, наоборот, затейливый рисунок.

История возникновения орнамента

Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Виды орнаментов

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с формой декорируемого предмета.

Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.

1. Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок.

2. Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия.

3. Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма - это изначально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная. Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического искусства.

4. Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, Растительный орнамент по сравнению с другими его видами представляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

5. Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.

6. Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египта, Ассирии, Китая и Индии).

7. Астральный орнамент (от слова ”астра” - звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд.

8. Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - самые разнообразные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.

9. Животный орнамент. Этот орнамент построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

10. Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.