Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Знаки и символы искусства — Гипермаркет знаний

  • 19.04.2019

>> Знаки и символы искусства

Знаки и символы искусства

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов , сохранения и передачи информации . Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа , его культуру , гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Символизм - жанр в живописи, насыщенный необыкновенной загадочностью, с целью акцентирования внимания к творениям искусства. Сам стиль символизм в картинах художников в качестве полноценного художественного направления был создан, вероятно, на основе того, что в период жестокой инквизиции нельзя было передавать все откровенно, и не приветствовалось откровенное обсуждение разных тем, как в области живописи, так и в поэтических, артистических и художественных кругах. Живописцы само выражались в форме оригинальных посылов, понятных только осведомленным людям. Информация с полотен могла быть понята только избранными. А название «символизм», в качестве полноценного направления в искусстве было подарено миру в 1886 году усилиями французского стихотворца Жана Мореасу.

Символические образы в живописи 19-20 века призывают зрителей задуматься, прочувствовать, подключить подсознательное восприятие и интуицию для лучшего понимания (или непринятия) замысла художника. Самый яркий образец символизма - это иконопись, ведь изображения на иконах невероятно самобытны. Символизму присущи и свои «правила чтения»: имеют место объемные эмблематические каталоги, предназначенные для лучшего понимания изображенного. Однако, как в литературных трудах есть позиция, что «является отправной точкой для мыслей», таким же образом можно попрекнуть и «символическую» справочную литературу с правилами для расшифровки изображенного. Зачем же отталкиваться от чужих толкований? Все понимают символические картины по-разному, в зависимости от своего личного восприятия, уровня духовного воспитания и образованности. Язык всех жанров искусства, в том числе русский, является универсальным, каждый человек, оценивающий картины живописцев-символистов, может увидеть в ней нечто своё, а может ничего и не заметить. Неподдельный интерес к полотнам в России в жанре символизма, а также их довольно высокая цена зависят от принадлежности к немногочисленному кругу знающих секрет. Картина символ притягивает и особо ценится. Расшифровать символы на картинах является очень интересным делом. Не озираясь на привычную, уже сложившуюся оценку, попытаемся самостоятельно прочитать послание автора, спрятанное и переданное с помощью языка символов. В качестве примера можно рассмотреть творение современной художницы родом из Мексики Леоноры Каррингтон (годы жизни 1917-2011). Она была в числе немногочисленных женщин-художниц, освоивших символизм в живописи, в котором преимущественно творили художники-мужчины. Огромный интерес для изучения представляет картина, написанная в 1936-1939 годах под названием: “The Inn of the Dawn Horse” (Постоялый двор лошади Утренняя Заря). Данное полотно является автопортретом самой художницы Леоноры Каррингтон. Это была дебютная и главная ее картина, выполненная в жанре символизма.

Итак, на полотне изображена девушка. Она находится в пустом помещении, безучастно сидит на стуле, который декорирован в типично викторианской манере. При более детальном анализе видно, что этот стул необычен, его ножки и подлокотники имеют форму рук и ног человека. В этот период в Англии на престоле восседала королева Виктория, которая поддерживала строгие моральные принципы - сама она отдала себя служению своей стране и семье, чего всегда требовала от своих подданных. Одежда у девушки мужская, предназначенная для верховой езды. В таком виде героиню картины можно принять за мужчину. На ней надеты белоснежные брюки, что символизирует чистоту и невинность. Её волосы хаотично растрепаны, её поза выказывает некую бездеятельность, а глаза выражают безрассудность. Свою правую руку она протягивает для воображаемого поцелуя. На фоне стены можно видеть детскую лошадку-качалку огромного размера, символизирующую мечты и чаяния ребенка, а так же девичью самоуверенность. В помещении около самой девушки расположена полосатая агрессивная гиена, которая отображает её подлинную, не сложившуюся сторону жизни. Это животное изображено в неприглядном, потрепанном виде с безумием в глазах, чем то похожих на глаза самой девушки. На фоне пессимистичного настроя и чувства безнадёжности, которые так присущи большинству творцов-символистов, подбадривает изображение белоснежной кобылицы, парящей за окнами помещения. Глядя на нее представляется, что где-то там, вдалеке, в перспективе все легко и безоблачно, исполняются желания, достигается чувство блаженства, женщина обретает долгожданную свободу и независимость. Нужно только ей решиться быть счастливой! Но тут у зрителя закрадывается тень сомнения и рушит правильность толкования, когда он замечает, что на брюхе у гиены расположены три небольшие шарики. Может быть, они выступают тут намеком на триединство с религиозным подтекстом? Жители Древней Греции полагали, что гиены способны менять свою половую принадлежность. Поэтому живот и ноги этого животного олицетворяют нечто неосознанное. Можно предположить, что три шарика обозначают троих мужчин, которых полюбила девушка. Эти мужчины, вероятно, оказывали ей знаки внимания, а она предпочла беречь свою невинность, и вот что за этим последовало - она лишилась душевного равновесия. Тут становится очевидно, что категоричное целомудрие для женщины идет в разрез с законами природы и разрушает их. Сюжет картины как бы взывает: полюбуйся, во что ты превратила свое существование! - и благодаря демонстрации такого примера, побуждает девушек и женщин-зрительниц к действию: «Будь инициативной! Бери все в свои руки!»

Работы в данном жанре, в том числе модульные картины, вы сможете купить в нашей онлайн галерее живописи. Цены вас приятно порадуют, а количество представленных картин не оставят равнодушным ценителей искусства.

Символизм – направление в живописи, которое обильно использует образность, шифры, отсылки и кодировки.

В соответствии с теорией искусств, символизм в живописи возник во второй половине XIX века и продолжил становление в начале XX века.

При этом еще в эпоху Средневековья было создано немало произведений искусства в жанре символизма - художники и иконописцы шифровали свои послания потомкам и загадывали загадки современникам.

Сам же термин “символизм” появился в 1886 году благодаря французскому поэту Жану Мореасу.

Присутствие символов в живописи заставляет зрителя активно думать, задействовать подсознание, интуицию с целью лучше понять и принять (или не принять) задумку автора полотна. Самым ярким примером символизма можно считать иконопись - язык написания икон очень своеобразен.

Символизму также приписывают и “правила чтения”: существуют целые эмблематические сборники для расшифровки изображений. Но точно так же, как в литературе бытует мнение, что “цитата - это протез для мысли”, подобным образом можно упрекнуть и “символические” справочники с правилами для чтения изображений.

Зачем же обращаться к чужим толкованиям? Каждый воспринимает изображение по-своему, в меру своего чувственного опыта, уровня развития и интеллекта. Язык всех видов искусства - универсален, каждый зритель, созерцая картину художника-символиста, обязательно увидит в ней что-то своё.

Интерпретировать картину художника-символиста - это очень увлекательное занятие. Не оглядываясь на чужое уже сформировавшееся мнение, прочитаем скрытое и переданное на языке символов послание автора самостоятельно: на примере картины мексиканской художницы Леоноры Каррингтон (1917-2011). Леонора Каррингтон - одна из немногих женщин художниц-сюрреалистов, которая писала картины в жанре, где в основном правят бал художники-мужчины.

Большой интерес для толкования представляет работа “The Inn of the Dawn Horse”, написанная в 1936-1939 г.г. [“Постоялый двор лошади Утренняя Заря” - англ.] - это автопортрет Леоноры Каррингтон. Полотно считается первой и главной работой художницы в жанре сюрреализма.

Итак, на первый взгляд на картине изображена девушка, безучастно сидящая одна в пустой комнате на стуле, оформленном в стиле Викторианской эпохи. При внимательном рассмотрении мы можем увидеть ножки стула и подлокотники в виде человеческих конечностей - рук и ног. Эпоха, когда в Англии правила королева Виктория характеризуется строгостью моральных устоев - сама королева подчинила свою жизнь долгу и семье и требовала этого от своих подданных.

Девушка одета в мужскую одежду - наездника, что придаёт ей мужские черты, и она выглядит как некое двуполое существо. На девушке абсолютной белизны брюки - белый цвет символизирует чистоту, непорочность. И именно потому, что это белые именно брюки как часть одежды - приходит мысль о том, что эта девушка всегда отказывала себе в сексуальных удовольствиях.

Её волосы беспорядочно растрепаны, а взгляд - безумен, и вся её поза выражает некую пассивность. Её правая рука застыла в жесте - руки, протянутой для поцелуя. На стене висит огромная лошадка-качалка - символ памяти о детских мечтах и надеждах, когда каждая девушка знает, что у неё в жизни получится всё. Судя по тому, что рядом с девушкой в комнате находится полосатая гиена - это её реальная неудавшаяся жизнь, которую художница и изобразила в виде неприятной, неопрятной гиены с такими же безумными глазами как у девушки.

Рядом с пессимистичностью настроя, чувством безысходности, так свойственным всем творящим в жанре символизма художникам, вселяет надежду изображение парящей с легкостью белой лошади - за окном комнаты, в которой находится девушка. Там, где-то там, вдали, впереди - есть, есть легкость, есть исполнение желаний, возможно достижение счастья, а также обретение женщиной свободы и независимости… Необходимо просто решиться на это!

Единственное, что вызывает заминку в толковании - это три маленьких шарика на животе у гиены - что это? Символ триединства с намёком на религию? Древние греки считали, что гиена способна менять свой пол. И именно нижняя часть тела животных - живот и ноги - это бессознательное. Возможно, три шарика означают три любви девушки - трое мужчин, которые ухаживали за ней, а она захотела сохранить свою чистоту, и вот к чему это привело - к тому, что она безумна… Справедливо напрашивается вывод, что абсолютная чистота и целомудрие для женщины - это противоестественно и нарушает все мыслимые законы природы…

Картина как бы говорит: посмотри, посмотри, что ты сделала со своей жизнью! - и таким образом, побуждает любую женщину-зрителя к действию: “Действуй! Всё только в твоих руках!”

О символах в искусстве

Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств); синий (цвет неба) — символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну, — символ божественного совершенства.

Другая группа символов — предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь — символ мира, цветок нарцисса — символ смерти, младенец — символ человеческой души. Свет — символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) — символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание мира, вселенной, определение судеб всего сущего; рыбная ловля — обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть "ловцами человеков"). Художественный образ кентавра — символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях — символ ереси.

Возникновение символов не случайно, оно связано с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова — ночная птица, поэтому одно из её символических значений — сон, смерть.

Многие символы имеют многозначный смысл: например, собака — символ верности (если изображена у ног супругов), символ низости и бесстыдства в античных сценах. Как хранитель стада собака олицетворяет доброго пастыря, епископа или проповедника. Чёрная собака в средневековом искусстве обозначала неверие, язычество. Как видно из этого примера, смысл символа часто зависит от эпохи, религии, культуры.

Символ активно использовался в искусстве до второй половины XIX века и только потом стал большой редкостью.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации. Поэтому символы так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. Очень много символов в картинах Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.

От каждого художника требовались знания таких символов, и для их объяснения существовали даже специальные учебники. Не слишком запутанные символы приводили всех в восторг, образованным людям нравилось расшифровывать скрытый смысл изображений на картинах.

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" из Дрезденской галереи. При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным "действующим лицом". Но, едва приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов, расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти". Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О ней же, о смерти, о её неизбежности, говорят все многочисленные детали данной картины. Присмотримся повнимательней, и увидим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви — это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки — скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Итак, почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, как верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов, — лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Большую роль играют символические детали и в портрете. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.

На этом портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Е. С. Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе, печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, — символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Словом, при внимательном и вдумчивом рассматривании портрета Е. С. Авдулиной приходишь к мысли, что во время работы над ним художником владели грустные думы.

Символы используются и в архитектуре. Очень выразительна, например, символика православных храмов. Здание храма всегда выражает определённую христианскую идею и может иметь форму креста, так как на кресте был распят Иисус Христос; форму круга (символ идеального и вечного); форму корабля (это означает, что церковь подобно кораблю помогает людям безопасно плыть по бурному морю житейскому к тихой счастливой гавани духовного саморазвития и добродетельной жизни). Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов. Крест, венчающий храм, — это символ христианской веры и божественного присутствия. А крест, совмещённый с якорем и покоящийся на шаре, символизирует главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь.

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза - зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Начиная с Рублевского времени вначале XV в. глаза уже не писали так преувеличенно крупно, тем не менее, им всегда уделяется большое внимание. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами - таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Фигуры изображаемых библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались, что создавало визуальный эффект их легкости, преодолевало телесность и объемность их тел. Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности, и преображенного состояния. Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Всё остальное - палаты, горы, деревья играют второстепенную роль, их знаковая природа доведена до максимальной условности. Однако и они несут определенную смысловую нагрузку: гора - символизирует путь человека к Богу, дуб - символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза - символы искупительной жертвы Христа, голубь - символ Духа Святого и т.д.

Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение:
- Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы - все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей;
- Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;
- Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд;
- Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения;
- Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;
- Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;
- Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.
- Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.

Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:
- Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;
- Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;
- Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;
- Две руки, поднятые вверх - моление о мире;
- Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;
- Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.

Рассмотрим картину «Моление о чаше». Сюжет этой картины достаточно традиционен, но решён он совершенно необычно, особенно в сравнении с художниками Средневековья. Христос помещён на заднем плане, да ещё спиной к зрителям. На первом же плане - спящие ученики Пётр, Иоанн и Иаков. У них ещё много человеческих слабостей и они изображены без нимбов - символов святости. Таким образом, Мантенья показывал, что для него самое главное - это духовное совершенствование учеников.

В картине много символов. Так, скала, на которой молится Христос, означает твёрдость в вере, сон - символ духовной смерти. На заднем плане - ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу - говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти.

Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. На первом плане из бесплодной скалы пробиваются ростки травы, за учениками - молодое деревце - это символы новой жизни. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой.

По своему тону, эта зелень контрастирует с нежно-зеленым светлым небом, что вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

В самом конце XVI века в изобразительном искусстве сложился своеобразный жанр, в котором проявился необычайный интерес художников к точному воспроизведению музыкальных сочинений и инструментов на картинах и гравюрах. Этот жанр вовлекает зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли (кстати, вслед за музыкальными теоретиками) музыкальные инструменты, и это придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени.

Приведу несколько примеров:

Лютня - атрибут Музыки (как одного из семи свободных искусств), Слуха (одного из пяти чувств), Полигимнии (одной из девяти муз); лютня - с лопнувшей струной, изображенная в натюрморте символизирует разлад;

Виола - атрибут нескольких муз (в первую очередь Терпсихоры), а также Музыки; в качестве общепринятой замены лиры (виолу иначе называли лирой) атрибут Аполлона, Орфея и Ариона;

Флейта - пастушеский (пасторальный) инструмент, атрибут сатира Марсия, пастуха Аргуса, евангельских пастухов (в Поклонении пастухов); широко распространенный фаллический символ у древних, это значение сохраняется за флейтой, когда на ней играет мужчина на картинах, изображающих любовников; атрибут Порока;

Труба - в христианском искусстве возвещает Страшный Суд; прямая труба является символом Славы (длинная труба - доброй славы, короткая - дурной); атрибут муз - Каллиопы, Евтерпы и начиная с XVII века - Клио.

Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим связь многих из них с определенными персонажами мифологии или Священного Писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа в сознании европейцев Средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. Давида часто изображали играющим на этом инструменте, в сценах из его юношеской жизни, когда он был пастухом. Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом.

В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего - Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все - суета ). Ярче всего она получила выражение в натюрморте. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) - наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал - и вот его уже нет, он умер. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями). Этот последний символ часто выбирался клавесинными мастерами XVII века в качестве декора их инструментов. Некоторые картины так и называются - Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы» (фрагмент).

По-видимому, именно в ключе Vanitas должны «читаться» и чисто музыкальные натюрморты таких художников как Беттера и Баскенис. Последний особенно прославился великолепным изображением лютен, многие из которых, полагают, были сделаны мастерами знаменитой династии Амати.

Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин, поскольку знали, что изображение часов ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна - со славой, античной скульптуры - с искусством.

Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство.

Белая лилия говорила о непорочности. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная роза - о плотской. Тюльпаны были символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий.

Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла.

Очень часто на полотнах встречается виноградная кисть, которая одновременно напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени; порхающая бабочка символизировала бессмертие души.

Заморские экзотические раковины, предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег.

Пейзажный жанр в изобразительном искусстве так же был пронизан философскими идеями, своеобразными метафорами и символами. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой.

На своей картине «Крест в горах» художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.

Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее солнце и освещенное с Иисусом распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с Богом-Отцом.

Крест на скале - символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели - надежда на Христа. Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины.

Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы.

Вальтер, современный немецкий исследователь творчества К. Д. Фридриха, в арочном изображении видит идею победы над смертью, умиротворение и справедливость.

Сам Фридрих в комментарии к своей работе расшифровывал свою композиционную идею следующим образом: «С учением об Иисусе умер старый свет - время, когда Бог-Отец жил на земле. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен».

Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы.

Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений. Освободившись от всех жанровых ограничений, он попытался обозначить через ландшафт то трудноопределимое в понятии Бог, что было связано с идеей света, универсума и бесконечного.

А за этими идеями выстраивается новое представление о божественном начале, мире и человеке, что пришло с романтизмом и стало называться христианским пантеизмом.

Художник часто изображал горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну».

Каспар Давид Фридрих
Двое, созерцающие Луну 1819 г.

Два человека стоят на каменистой дорожке - жизненном пути и всматриваются вдаль. Подле них - большой валун - камень веры и ель - символ вечной жизни.

Луна - символ воскресения и Христа помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины с валуном и зеленой елью от «мертвой» с засохшим деревом.

Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают нам о вечной жизни.

Но на пути к ней нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, - бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.

http://www.render.ru/books/show_book.php?book_id=739

Знаки и символы в искусстве

Символ-- это предмет, действие и т.п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ -- это синтез знака и образа.

Знаки-- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы -- SOSили сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. П.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон -- высоты, длительности, тембра, громкости -- представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить -- потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа "вечного движения". Его символом стали инструментальные пьесы "РегреШит mobile" ("Вечное движение") самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы -- зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб -- символы таинства причащения; цветы лилии или ириса -- символ Богоматери. символика искусство ванитас художественный

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный -- цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый -- цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом -- религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas-- суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины "Суета сует" говорит о бренности земной суеты -- погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта --штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) -- тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует "безгласных вещей", для него все -- "выразительное и говорящее бытие" (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853--1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. "Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека", -- говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881 -- 1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Натюрморт (франц. naturemorte-- мертвая природа) -- жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.