Правило трех единств в комедии недоросль. Фонвизин Д.И

  • 02.05.2019

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была - фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.

Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год - дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион . Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений - это переработка французской комедии.

После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир . По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания - подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, - воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии - это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.

Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении - комедии Недоросль , написанной в 1781 году . Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии - воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность - синоним счастья.

Главный герой комедии - молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова - жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна - рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин - дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма , но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства - единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски : Софья - госпожа, Стародум - отец (хотя он не глуп!), он же - герой-резонер, Милон - герой-любовник, Митрофан и Скотинин - отрицательные женихи, Правдин - бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий : экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий : Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многообразие поэтических тем в творчестве Державина
Следующая тема:   Карамзин: судьба историка, писателя, общественного деятеля
20.04.2016 1752 357 Жунусова Гульнара Касенаевна

И. Фонвизин «Недоросль». Изучение комедии. Система уроков.
Урок 1. «Недоросль» как классицистическая комедия.
1. Фонвизин и его комедия
Реализация домашнего задания
Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)
Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)
Слайд 2. Родословная. Детство
Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).
Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)
Где родился Фонвизин? (в Москве)
В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)
Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)
Слайд 3. Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)
В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)
Слайд 4. Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)
Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)
Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)
Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.
Слайд 15.
Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.
В литературе и искусстве существуют такие направления:
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
5. Модернизм
Слайд 16.
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим. Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.
Слайд 17. (* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)
Слайд 18. Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Слайд 19. Принципы классицизма
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
5. Наследование античности как образцу
(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
6. Подражание “украшенной” природе
7. Главная категория – красота
Слайд 24. Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа
Слайд 26.
А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Слайд 27.
3. Работа над кластером: Черты классицизма в комедии Фонвизина
 Учащиеся работают над отрывками, отвечают на вопросы слайда
 Защита кластеров
 Делается вывод, учитель дополняет фактами отклонения произведения от классицизма
Слайд 28.
Обратимся теперь к вопросу создания комического
Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?
Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.
Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.
“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.
 Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
 Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?
Синквейн. Ребята составляют синквейн на слово классицизм для обобщения понимания данного понятия
Рефлекия: Заполняем листы, отвечая на вопросы, показанные на слайде.
Оценивание. Подведение итогов.
Домашнее задание:
1. Найти определения понятий
2. Индивидуальные задания по героям

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В творчестве Фонвизина явственно виден переход от классицизма, преобладающего в его ранних произведениях, к реализму, ярко выступающему в комедии «Недоросль».

Классицизм и реализм в произведении

Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.

Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.

Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.

Язык комедии "Недоросль"

Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных ярко выявляются в языке действующих лиц комедии. Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, — говорит этот герой скотного двора, — то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой». Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи...» «Ах, она бестия», — восклицает она о Палашке, которая лежит больная. Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме... мешковат немного», — определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, — робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. — Я к ним и появиться не смею». Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком — языком самого автора.

Типизация героев

Главное достоинство комедии заключается в широком типическом обобщении представителей господствующего класса. Типичность Скотининых отмечалась и самим Фонвизиным. Для него эти образы — собирательные. «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы», —говорит Стародум. О «всех» Скотининых говорит и Правдин.
Эту типичность понимал и Пушкин. «Скотининых чета седая» выступает у него в «Евгении Онегине». Да и все сатирически изображенное Пушкиным провинциальное дворянство во многом напоминает образы Скотининых и Простаковых.
Большое влияние оказала комедия «Недоросль» на писателей последующих поколений, особенно на драматические произведения Грибоедова («Горе от ума») и Гоголя («Ревизор», «Женитьба»).

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия "Недоросль" соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки "низкого" жанра.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность) , которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание) . Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма) . Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник", "скот", "воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еермеевна) , заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой ("век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нём говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит подразделяет персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма) .

Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места) . Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещённые (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма заканчивается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин) .

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепос

1. Конфликт комедии "Недоросль".

2. Традиции классицизма и новаторство Д. И. Фонвизина.

3. "Недоросль" — реалистическая комедия.

Литература XVIII века во время всеобщего национального подъема сформировала в обществе гражданское сознание. Классицисты пропагандировали идеи равенства людей, гуманизм, принцип общей пользы, ответственности властей перед народом. Они считали своим долгом принести пользу отечеству. Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об актуальных проблемах общества, им присущи гражданский пафос, патриотизм. Но драматургия того времени обогащалась и произведениями, выходящими за рамки классицизма. Такова комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль". Комедия была завершена в 1781 году. Пафос ее определила политическая острота и привер-женность Фонвизина идеалам свободы человека.

Главная тема комедии, ее конфликт обозначен автором уже в самом начале, это — произвол помещиков и бесправие крепостного. Борьба прогрессивного дворянства с крепост-никами—драматический конфликт "Недоросля". На сторо-не передового дворянства выступают Правдин и Стародум, крепостники — Простаковы и Скотинины. Фонвизин убеж-дает нас, что крепостничество губительно, с ним надо бо-роться. Оно развращает самих крепостников, которые те-ряют свои человеческие качества в обращении с крепост-ными, чувствуют себя всесильными. Автор хотел показать в своем произведении поступки и мораль крепостников, по-рожденные крепостным правом. Именно крепостнический произвол, а не борьба за руку Софьи — главная тема "Недо-росля". Изображение претендентов на ее руку — еще один случай внимательно рассмотреть представителей "благо-родного сословия", изображенных в комическом свете. Лю-бовный сюжет, по мнению Фонвизина, не может быть осно - вой драматического произведения. Его основой стал кон-фликт эпохи.

Литературовед Г. П. Макогоненко считает, что "Недо-росль" — политическая комедия, так как новаторские чер-ты в ней определили именно политические убеждения ав-тора. Здесь есть сюжет, передающий реальный историчес-кий конфликт; положительные герои с чертами дворян-ских просветителей.

Пьеса продолжает традиции классицизма. По мнению Г. А. Гуковского, художественное мышление Фонвизина все-гда "сохраняло явственный отпечаток этой школы". "Недо-росль" — явление позднего русского классицизма, который испытал влияние просветительской идеологии. Это произ& shy;ведение сочетает в себе трогательное и комическое, разрушает привычные жанровые формы. Характеры героев сложны, противоречивы, отсутствует их деление только на положительных и отрицательных, как того требовали принципы классицизма. Но положительные герои, следуя канонам классицизма, в "Недоросле" имеют одну характерную черту. Власть традиций классицизма сохранилась в говорящих фамилиях героев, в сохранении симметрии в распределении отрицательных и положительных персонажей. Речь героев в пьесе передает характеры действующих лиц, но герой-резонер, в классицистических произведениях — носитель мнения автора, тоже присутствует, это благородный Стародум. Главная идея классицизма — идея просвещения. В "Недоросле" же она получает иную трактовку: просвещение важно, но добродетель важнее ума. Триединство времени, места и действия нарушено: вместо одной проблемы автор затрагивает целый ряд одинаково важных.

Фонвизинский реализм — правдивость, историческая конкретность образов, особенно ярко проявил себя в создании характеров Еремеевны и Простаковой, показав сложность их натуры. Образы Стародума и Правдина — тоже живые характеры, читатели даже "узнавали" их прототипов, дворянских просветителей. Реализм помог Фонвизину отойти от литературных штампов, автор первым сделал шаг к созданию героя-передового деятеля. Стародум, Правдин и Милон выписаны в общих чертах, без подробностей биографии, внутреннего мира. Но образ Стародума в этом плане более значителен.

Фонвизин создал новый тип реалистической комедии: положил не готовый сюжет в ее основу, а реальный исторический конфликт, который затрагивает всех героев. Конфликты в доме, по мысли автора, — это отражение конфликтов в стране. Поведение Простаковой, например, исходит из указа о вольности дворянской. Осуждение ее значит то, что в ее лице осуждается крепостничество. Но высокое содержание не означает для автора отказ от комического. Но это комедия обличительная, а порой и с горькой иронией. С "Недоросля" начинается русская общественная комедия. Фонвизин придал комедии социальную глубину и резкую сатирическую направленность. Автор обличает порок — крепостническую практику, дворянское "злонравие" и стремится показать его причины: неправильное воспитание, невежество людей.

По словам Г. А. Гуковского, "Недоросль" — "полукомедия, полудрама". Жанровое своеобразие произведения в том, что основа пьесы — классицистическая комедия, обновленная серьезными и трогательными сценами: беседой Правдина со Стародумом, разговорами Стародума с Софьей и Милоном. Финал сочетает морализаторство и трогательность. Простакову постигло наказание, но ее жалко.

Традиции Фонвизина продолжили его последователи — А. С. Грибоедов со своим "Горем от ума" и Н. В. Гоголь с "Ревизором". Гоголь называл комедии Фонвизина и Грибоедова самыми яркими произведениями: "В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".