Сценарий урока день защиты творения божьего. Воскресная школа - уроки для детей до трех лет - творение

  • 21.11.2022

Объяснить детям, что у мира есть Создатель

Задачи:

  • Обратить внимание детей на то, что ничто не может появиться само собой
  • Рассказать детям о Боге, сотворившем мир
  • Формировать у детей эстетические чувства
  • Пояснить детям, что не всё в мире человек может познать

Использованная литература:

  1. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Творец».
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Дополнительная литература:

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009. Глава «Бог – Творец красивого мира».
  2. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – 3-е изд. – Изд-во Владимирской епархии, 2000.

Ключевые понятия:

  • Творец
  • Любовь

Словарь урока:

  • Мир Божий
  • Создатель
  • Забота
  • Творение
  • Познание

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:



Проверочные вопросы:

  1. Что ты уже знаешь о Боге?

Ход урока. Вариант 1:

Устраивается выставка рисунков ребят, выполненных на предыдущем уроке.

Рассматривая с детьми рисунки (домов или природы), учитель объясняет новую тему.

Дети лепят из пластилина разных животных и «заселяют» ими приготовленный учителем заранее картонный или пластилиновый макет ландшафта (с речкой, бережком, полянкой). Учитель «забывает» слепить зверька из приготовленного для себя кусочка пластилина. Он обращается к детям с вопросом, может ли этот кусочек со временем сам превратиться в какое-нибудь животное.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

1) Стихи о чудесном доме вокруг нас

– Сколько всего замечательного на Земле. Сама Земля – наш общий большой дом. Ко всему на земле человек должен относиться бережно, с любовью. Об этом и стихи есть:

Вот Земля – наш светлый дом.

Много есть соседей в нем:

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно,

Никого не обижать,

Всех соседей уважать.

– А кто же красиво и премудро устроил все вокруг нас, на земле?

Вот какой чудесный дом!

Много есть соседей в нем.

Только Кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

Так старательно, умело

Кто людей, зверюшек сделал?

Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

В реки Кто воды налил,

Кто в них рыбок поселил?

За весной послал к нам лето?

Кто же, Кто придумал это?

Кто все так устроить мог?

Ну, конечно, только Бог!

Бога видеть невозможно,

Лишь дела увидеть можно,

Те, что делает для нас

Каждый день Он, каждый час.

Вот за что и почему

Благодарны мы Ему.

А чтоб Он не огорчался,

Надо каждый чтоб старался

Зла не делать никому

И послушным быть Ему.

2) Бог – Творец мира

На прошлом уроке мы задумались, откуда взялся такой сложный большой мир?

Мир возник не сам по себе. Он сотворен Богом. Бог – невидимая всемогущая разумная сила. Бог – Создатель и Творец мира и жизни. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

А как Бог всё сотворил? Словом Своим! «Бог рече и быша, повеле и создашася», – так торжественно говорится в Священном Писании на церковнославянском языке. Вот что это значит по-русски: «Бог сказал и стало, повелел и создалось». Из чего Бог сотворил первого человека? Из земли. И вдохнул в него душу живую. А другие люди откуда взялись? У каждого есть свои мама и папа. А что мы знаем о своих родителях? Они добрые, любят нас, заботятся, во всём помогают. А какие они на работе, когда мы их не видим? Что они там делают? Разве мы всё об этом знаем? Так и о Боге мы что-то знаем, но не слишком много. Хотя, думается, знаем самое главное Он нас любит, как и родители, и даже больше. А есть много такого о Боге, о чём мы только догадываемся, а до конца понять не можем. По любви Своей Он нам только самое необходимое открывает, а остальное до времени не показывает. Людей, которые любят Бога и друг друга, Господь принимает в Царство Божие. Только там откроются непостижимые тайны.

3) Рассказ «Пурпурный цветок». Сухомлинский В.А.

Среди ночи раскрылся бутон розы. Расправились нежные пур­пурные лепестки. Родился новый цветок. Он был еще не очень красивый, лепестки еще не совсем выпрямились, а один оставался немного измятым.

Цветок посмотрел на звезды, мерцающие в небе, тихо вздро­гнул и прошептал:

Уже рассветает. Надо предстать перед солнцем во всей красо­те. На нас, на пурпурные наши лепестки, будет смотреть весь мир.

Лепестки встрепенулись. Измятый лепесток выпрямился. На пур­пурную ткань упала капля росы, задрожала и тоже стала пурпур­ной.

Цветок выпрямился, лепестки затрепетали, капля вздрогнула и заиграла переливами пурпурного цвета.

Смотрите, – сказал Цветок лепесткам, – даже небо на во­стоке становится пурпурным. Это от нашей красоты. Весь мир будет пурпурным.

Сказав это, Цветок застыл в ожидании.

Но пурпурное небо бледнело, становилось алым, потом розово-голубым.

Цветок розы с удивлением посмотрел вокруг себя. Вдруг он увидел зеленое дерево и на нем – белую свечу.

Кто ты? – спросил Цветок.

Я каштан. Каштановый Цветок.

Но почему же ты не пурпурный? Почему ты белый, небо – голубое, а дерево – зеленое?

Если бы всё в мире было одинаковое, не было бы и красоты, – ответил Каштановый Цветок.

Проверочные вопросы:

  1. Что лично ты уже узнал о мире сам?
  2. Можем ли мы узнать о Боге всё?
  3. Что ты уже знаешь о Боге?
  4. Много ли ты уже знаешь о Боге?
  5. Хочешь ли ты больше узнать о Боге?
  6. По прочитанному рассказу. Почему всё, что окружает человека, окрашено в разные цвета?

Творение

Творение

ЦЕЛЬ: Продолжать учить узнавать Иисуса на картинках. Учить понимать, что Иисус любит всех и заботится о Своем творении, что этот прекрасный мир Он создал для нас. Учить детей заботиться о Божьем творении. Вызвать радостное настроение. Воспитывать любовь к Богу и чувство благодарности.

Памятный стих: Быт. 1, 1. «Сотворил Бог небо и землю»

ВСТУПЛЕНИЕ.

1.Здравствуйте, дети! Я рада всех вас видеть, и Машеньку, и Сашеньку (назвать каждого ребенка, погладить по головке). Давайте позвоним колокольчиком. Это значит, что нам пора начинать наш субботний урок (учитель звонит и рассказывает стих).

Учитель приглашает детей спеть песню «Субботний колокольчик» (раздать детям маленькие колокольчики) или другую песню по теме.

2.Кто-то в двери к нам стучит,

Кто-то в гости к нам спешит.

(Учитель вносит куклу).

К нам Танечка пришла в гости. Детки, поздороваемся с Танечкой (дети здороваются). Танечка хочет познакомиться с нашими детками. Кто пришел к нам на урок? Под песню Танечка здоровается за ручку с детками.

3.Посмотрите, маленькие дети с мамой и папой идут в Церковь в субботу. Они очень радостны (показать картинку). Мы тоже сегодня шли в Церковь. Давайте возьмемся за ручки и споем песенку (дети берутся за руки, водят хоровод и поют).

Сегодня прекрасный субботний день! (1-й куплет)

Сегодня прекрасный святой день!(2-й куплет) Поющ. серд. №42

4.Иисус любит, когда детки молятся Ему. Наши детки уже умеют молиться. Посмотрите, как делает Танечка (кукла, у которой можно сложить руки, закрыть глаза): закрыла глазки, сложила ручки. Будем делать то же (песня «Если я молюсь Иисусу». Молитва).

5. Танечка приехала к нам на этом паровозике из далекой страны (назвать страну, куда идут пожертвования) собрать дары для Иисуса, чтобы купить деткам Библии, и у них тоже будет субботняя школа. Они будут петь песенки Иисусу, молиться и слушать интересные истории.

Песня.« Любит мой Иисус меня

Это твердо знаю я»

Молитва: (взявшись за руки вкруг) «Дорогой Иисус! Помоги, чтобы все детки на земле услышали о Тебе и пеликрасивые песенки о Твоей любви. Аминь».

Поздравить именинников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I .Библейская тема. Сотворение мира.

1.Сегодня мы с вами узнаем, как Бог сотворил мир. Давайте откроем наши Библии и споем наш памятный стих (у учителя большая, сложенная вдвое картонка, на которой написано «Библия», а детям раздать поменьше. Петь якобы по раскрытым «Библиям». Текст Быт.1:1 поется на любую мелодию 2р).

«Сотворил Бог небо и землю»Быт 1:1.

2.Библия рассказывает нам, что Христос сотворил мир за 7 дней.(Учитель держит в руках раскрытую детскую Библию). Сначала было темно-темно. Закройте глазки. Как темно! Но Иисус сказал: «Да будет свет!» Откройте глазки. И стал свет! (фланелеграф).В темноте мы не можем видеть, а на свету мы видим разные цвета и краски. Например, в мыльных пузырях (учитель пускает мыльные пузыри). Посмотрите, какие они красивые, как летят! Как хорошо, что добрый Иисус создал свет и мы можем видеть столько красивого.

3.Сейчас светло, потому что это -день, когда мы можем все видеть, играть и гулять. Но потом наступит ночь, когда мы закрываем глазки и спим. Иисус знал, что мы очень устанем, если не будем отдыхать. Видите, какой Иисус добрый. Давайте поиграем в игру «День и ночь» (раздать детям куклы). Сейчас день и куколки гуляют (Дети играют с куколкой), наступает ночь, куклам спать пора, они устали. Давайте укачаем их и споем песенку:

Баю-бай, баю-бай,

Потихоньку засыпай,

Ты увидишь светлый Рай,

В нем цветы насобирай.

Будем вместе мы в Раю,

Баю-баюшки-баю.

Наши куколки заснули, мы тихонько положим их и будем дальше слушать.

4.На второй день Иисус создал воздух, чтобы мы могли дышать. Давайте вдохнем носиком, вот так (учитель показывает), а теперь выдохнем. Мы не можем видеть воздух, но мы можем чувствовать и видеть, что он делает. В жаркий день так приятно, когда дует ветерок (раздать детям бумажные веера и пустьони машут, создавая ветер. Учитель показывает, как это делать). Ветер приводит в движение вещи (показать вертушку, как она крутится). А еще Иисус создал облака. Прикрепите их к доске (облака из ваты можно раздать детям, пусть прикрепляют).

5.На следующий день Иисус посмотрел - кругом вода (фланелеграф - океан). Мы не можем жить, когда кругом вода, мы не рыбки. И Иисус создал для нас землю. И мы можем слышать, как вода плещется(запись звука шумящей воды или плескать воду в емкости). Иисус хотел, чтобы земля была красивая и Он создал много деревьев, кустиков и травку (фланелеграф - дерево). Давайте покажем, как качаются деревья, когда дует ветерок и споем песенку (песня с движениями).

Бог создал большой наш мир. Он любит нас!

Бог создал чудесный свет. Он любит нас!

Небо Бог создал вокруг. Он любит нас!

Он создал и облака. Он любит нас!

6.Иисус создал также много красивых цветов. Посмотрите, какие красивые: красные, желтые, белые - разные. Вот такие красивые цветочки создал Иисус, чтобы порадовать нас. Какой добрый Иисус! Споем песенку и помашем цветочками, а потом соберем их в корзинку (вазу). (раздать искусственные цветы). Песня.

Бог наш моресотворил. Он любит нас!

И цветы Бог насадил. Он любит нас!

7.А в 4 день Иисус сотворил солнышко, чтобы светить днем (вешаем на фланелеграфе) и луну, чтобы светить ночью (фланелеграф). А еще Он сотворил звездочки, много-много звездочек (раздать звездочки на палочках. Дети поют песню). Песня.

Солнца свет Бог сотворил. Он любит нас!

Звезды и луну создал. Он любит нас!

8.Потом Иисус решил создать кого-то, кто бы жил в таком красивом мире. Он создал много всяких рыбок и морских животных (раздать рыб из фланелеграфа). Давайте прикрепим их на доску в «водичку». Рыбки живут в воде, они там плавают, кушают и спят. Как плавают рыбки? (учитель показывает, дети повторяют). Так они плавают. Мы споем песенку про рыбок (под песню дети имитируют руками движения рыб).

Рыб чудесных Бог создал. Он любит нас!

А еще Он создал птичек, чтобы они радовали нас своим пением (показать картинку птицы и включить запись голосов птиц. Вместо записи можно потереть мокрой пробкой о стенки стеклянной бутылки, создается эффект пения птиц, но так, чтобы не видели дети). Некоторые птички живут на земле или деревьях, другие на воде- - это уточки, гуси (раздать птиц из фланелеграфа). Наклеим птичек на доску. Посмотрите, как много разных птичек и какие красивые. Как любит Иисус нас радовать. А как птички крылышками машут? (дети повторяют за учителем). А как зернышки клюют? (стучат пальчиком по полу или столу). Сейчас мы споем песенку про птичек.

Бог создал прекрасных птиц. Он любит нас!

9.А на следующий день Иисус сотворил всяких зверей. Какой добрый Иисус, что создал кошечек, овечек, слоников (показывать детям игрушку и раздавать им). Давайте споем песенку про животных (дети поют песню с игрушками).

Бог создал животных всех. Он любит нас!(Сборник песенСШ)

Теперь давайте поставим животных возле Иисуса (на фланелеграфе фигура Иисуса, дети приносят игрушки к Иисусу).

10.Потом Иисус сотворил Адама и Еву. Это были первые папа и мама.Они будут заботиться об этом мире (фигурки Адама и Евы, которые разговаривают с Иисусом). Иисус посмотрел вокруг - все было очень красиво. Он сказал: «Все так хорошо!» И тогда Иисус решилсотворить еще один день- субботу, как день отдыха. Это день рождения мира (раздать колокольчики, палочки и спеть «Субботний колокольчик или другую песню о субботе»).

11.Повторим наш памятный стих (снова раздать картонные «Библии» и дети вслед за учителем повторяют памятный стих). После этого можно раздать детям памятные стишки, написанные на Библиях, вырезанных из бумаги.

РАЗМИНКА.

А сейчас поиграем (зарядка).

«Чтобы отдохнуть немножко

Мы похлопаем в ладошки,(хлопают)

Повернемся мы кругом,(поворачиваются)

Пробежимся мы бегом.(бегут)

Ручки к небу поднимаем -(поднимают руки)

Нашу землю создал Он -

До земли Ему поклон(наклоняются)

Всех детишек любит Бог -

Сделаем глубокий вдох(вдох)

Сядем, встанем и опять(присели, встали)

II . Рассказ на ковре «Цветы»

1.(Учитель показывает букет натуральных цветов). Посмотрите, эти цветочки создал Бог. Какие красивые. Это листики (показывает). А это цветочек. Понюхайте, как он пахнет (дать детям понюхать). Эти цветочки Иисус создал для нас, чтобы они могли нас радовать своей красотой и своими запахами. Они растут в лесу и на лугу, на клумбах возле домика или у нас дома в горшочках (показать цветущее комнатное растение). Иисус хочет, чтобы мы заботились о цветочках. Их нужно поливать водичкой, вот так (учитель поливает), цветочки любят свет и солнышко, их нужно ставить на окошко. Они такие нежные, к ним надо прикасаться аккуратно, не надо ломать цветочки, пусть растут и радуют всех своей красотой.

Игра на закрепление

Игра-зарядка «Что создал Бог»

(Дети повторяют движения за учителем, количество движений по желанию учителя).

1.Бог создал свет (закрыли глазки ручками),

2. Бог создал ветерок (помахали вверху руками),

3. Бог создал деревья, вот такие (потянулись),

4. Бог создал травку, вот такую (присели),

5. Бог создал солнце большое-большое (разводят руки в стороны),

6. Бог создал и звездочки маленькие (сводят руки),

7. Бог создал рыбок (двигают руками, как рыбки),

8. Бог создал птичек (машут руками),

9. Бог создал зайчика (попрыгали),

10. Бог создал и меня (скрестить руки на груди).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Давайте вспомним наш памятный стих (повторяют). Бог сотворил небо и землю, потому что любит нас: и взрослых, и деток. Споем песенку Иисусу.

Песня: «Иисус любит маленьких, как я, я, я.»

2.Скажем спасибо Иисусу за красивый мир, который Он сотворил для нас. «Дорогой Иисус! Спасибо Тебе за солнышко и цветочки, за рыбок, птичек и всех животных, Спасибо Тебе, что Ты любишь нас. Аминь».

Игры на ковре:

1.Игра с мыльными пузырями (учитель пускает пузыри, а дети ловят их).

2.Игра с крупой. Или мукой. Нарисовать цветочек.

Задание родителям:

1.Сделать дома вертушку.

2.Привлекать детей к уходу за комнатными растениями (поливать их вместе с детьми).

3.Игры с водой (пускать кораблики).

Во время этих занятий вспоминать историю творения и памятный стих.

Усложнениедля занятий3-4.

1.Вместо вертушки взять кораблик, таз с водой и пустить кораблик плавать. Создайте поток воздуха, чтобы кораблик плыл. Можно использовать фен или подуть самим. Дети могут помогать дуть.

2.Можно принести банку с живыми рыбками,живую птицу в клетке илиживую черепаху

3.Вместо игрушек животных можносделатькуклы из носка.

4. Раздайте больших нарисованных бабочек, пусть дети разукрашивают их карандашами.

5.Игра «Что создал Бог» - II вариант для старших детей. Детям раздают игрушки или картинки на палочках: животных, птиц, рыб, цветы, облачко и т.д. Учитель говорит: «Бог создал рыбку. Рыбка, покажись». Разнообразно проходит игра, если изменить задание: «Зайка, покажись», «Птичка, покажись» и т. д. (Ребенок с этим пособием поднимается. Учитель помогает детям сориентироваться).



Цель урока: Раскрыть Бога как Творца, наш Господь - Бог устройства и порядка.

Золотой стих: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1) (придумать жест на каждое слово и показать в движении)

Игра: Написать на карточках творения Божьи (всего около 15 штук). Суть игры - собрать все творения по порядку (земля, вода, растения, животные, Адам, Ева)

Песня: Этот день сотворил Господь

Урок "Сотворение мира"

1. Вступление:
Как прекрасно устроен наш мир! Посмотрите на чудеса природы:

  • как устроено наше ухо - улитка, в развернутом виде представляет собой клавиши, которые повторяют звук, единственный орган тела, который не растет;
  • дыхание - автоматически. Даже, если человек захочет сам себя задушить, сначала он потеряет сознание, это как предохранитель;
  • насекомые: бабочки откладывают личинки на капустных листах, хотя сами не питаются ими;
  • метаморфоза – удивительный процесс - преобразование гусеницы в бабочку;
  • сложность устройства улья, новорожденная пчела сама собирает нектар;

Главная мысль: наша Вселенная устроена очень сложно и очень точно. Во всем есть закон и порядок. Огромное количество нераскрытых загадок.

Чудеса законов природы заставляют нас задумываться о том, что кто-то сделал все это. Это мог сделать только Бог. Этот Бог должен быть совершенным. Библия говорит нам именно о таком Боге. Ничто и никто другой не представляют Бога таким, каким Его описывает Библия.

2. Сотворение мира

Вопрос: Что такое "создать"? Это значит сделать что-то из ничего.

Объяснить понятия: Бытие – значит «происхождение»
- разобрать Бытие, 1 главу
- расписать творения по дням на доске - пусть дети пишут сами

Вопрос: о чем говорится в 1-й главе книги Бытие (о Боге - 33 раза до 2:3)

Вопрос: что мы узнали о Боге из этой главы:
- Бог - Творец (устройство и порядок)
- Всемогущ (сказал, и совершилось)
- триединство (…«сотворим» человека)
- величие Бога
- Бог был в начале всего
- человек - подобие Бога (… «по образу и подобию»)

Вывод: Бог дал закон и порядок всему, Бог создал все с определенной целью.

3. Сотворение человека
(разобрать Быт. 2:3-25)

Вопрос: для чего Бог создал человека?

Для общения с Ним (Себе подобного Быт.1:26)
- для управления землей (да владычествуют над миром, Быт.1:26)
- .................................................

Вопрос: чем человек отличается от других творений?

Бог сотворил человека особенным:
по своему подобию (разум, воля, любовь, способности)

Весь мир был сотворен специально для человека.
Человек - это венец Божьего творения.
Вторая глава Бытие вся посвящена истории сотворения человека.

Каким Бог сотворил человека?
святым и совершенным
со свободной волей
........................................................

Какое повеление дал Бог людям?
размножаться на Земле
управлять ею и всем, что на ней

4. Седьмой день творения - покой

Вопрос: Неужели Бог устал? - нет, Бог не устает и не изнемогает (Ис. 40:28)

Тогда для чего суббота?

Это пример для нас
- чтобы отойти от работы и суеты
- чтобы задуматься о жизни и Боге
- чтобы подвести итог

5. Вывод

Бог создал все прекрасно
Бог создал все с определенной целью
Человек - венец творения
Бог создал все для человека
Бог дал закон и порядок всему

Применение
Подражать Богу в устройстве и порядке

Петропавловский приход Московского Патриархата в Реджайне

Протоиерей Евгений ПРОЦЕНКО

ЗАКОН БОЖИЙ в детской приходской школе.

Вводный урок. Организация занятий. Тема: мир – творение Божие.

Закон Божий. Фигура священника в облачении (Детская работа. Группа педагога Ксении Ломака).

Молитва.

«Добрый всем вечер! Здравствуйте, ребята! Помолимся перед начала наших уроков: сегодня у нас целый молебен, потому что мы начинаем наши занятия…»

Молитва перед началом обучения

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший Закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих ( имена: Игоря, Никиты, Иоанна, Виктора, Георгия, Полины и Александры … ), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, - да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, - ибо Ты, Бог, крепок милостию и благ крепостию и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Царю Небесный» (поем) и Молитва перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Премилосердный Господь! пошли нам благодать Духа Твоего Святого, дающего понятливость и укрепляющего душевные наши силы, чтобы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, мы выросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

  1. Организационный момент: (5-7 мин)

Знакомство личное: «Мы все с вами уже виделись (на службе, до и после службы в церкви…), с кем-то мы знакомы больше, лучше, с кем-то пока что не так хорошо. Давайте познакомимся…» Предлагаю детям встать представиться, назвать свое имя, фамилию, возраст, где живут? (откуда приехали?)… а все остальные должны запомнить имена своих одноклассников и друзей…»

Знакомство с основными правилами поведения в школе : «Чаще всего, особенно сначала, я буду рассказывать вам что-то новое, интересное, полезное для души, важное для нашей жизни… вас же попрошу внимательно слушать, не отвлекаться и не отвлекать других… но иногда я буду спрашивать вас. И если кто-то знает ответ на мой вопрос – не нужно сразу пытаться выкрикивать его вслух, иначе можно все испортить… А необходимо дать мне знак, что вы знаете ответ. Как вы думаете какой? («Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы это…») – Что должен сделать тот, кто сумеет ответить? Ну-ка покажите мне этот знак, покажите, что вы знаете ответ на этот, первый мой вопрос. – Поднять руку. Спаси Господи!

Знакомство с предметом занятий (и естественный переход к изложению материала) : Можно провести в форме диалога, постепенно подводя учеников к сути нашего предмета… А также: «Наш предмет называется «Закон Божий» и сегодня мы с вами постараемся понять, почему такое, кому-то странное, кому-то интересное, не совсем понятное название у наших уроков… почему именно закон » Вот сегодня мы и узнаем, почему именно так называются наши уроки в церковной школе.

Знакомство с предметом урока:
Сегодня мы будем говорить об окружающем нас мире, о мире, в котором мы живем…

2) Основная часть:

А) П росмотр фильмов о красоте Божьего мира:

«Удивительная красота природы.Часть 3» — 5 мин.
«Красота Божьего Мира» — 2 мин.

А перед началом нашего разговора, нашей беседы, ну, чтобы получше понять, о чем мы будем говорить, я предлагаю вам посмотреть несколько коротеньких фильмов… Пусть мы не увидим в этих фильмах весь мир, но они помогут нам увидеть очень многое из этого мира… Располагайтесь поудобнее…

Б) Краткая беседа о красивом и мудром устройстве окружающего нас мира.

Разнообразие : Ну что ж, что мы видим в этом мире? «… что мы видим : небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, - и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас самих…» «Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею…» С. Слободской:

///Самое большое животное на земле – это голубой кит.
Он достигает до 33 метров в длину (средняя длина 23-29 метров) и более 200 тонн веса. Вес язык кита равен весу азиатского слона. Сердце кита размером с легковой автомобиль.

///Кит самый большой но не по росту – так как Динозавр его длинней. В истории планеты земля самый большой найденное существо - это динозавр амфецелия от 40 до 65 метров в длину масса до 160 тонн в два раза больше по длине синего кита. Если бы тогда рядом с анфицелией пассься бы африканский слон, то ему нужно было бы быть очень осторожным, чтобы не быть случайно раздавленным динозавром.

Мегалодон – не больше: 60 тонн веса и 20 метров в длину.
Кит больше: 200 тонн веса и 29 метров в длину.

Вывод первый : «Какое разнообразие в этом мире ! Как много интересного в этом мире!»

Устройство каждой части этого мира :

С. Слободской: «Вот, мы на лугу* . Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки. Вся земля здесь похожа на большой, красивый ковер…»

///Пояснить, что такое луг, сначала исходя из того, что мы находимся в лесу (луг – поляна) или даже лучше – подходим к лесу; а также образно: как площадь в городе, вокруг дома, высокие и не очень высокие, а на площади – зданий (домов) нет… (лучше начинать с леса, мы идем по лугу в лес…)

«Пройдемся по лесу . Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мир…»

«А вот и река . Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей и лугов. Как в ней приятно выкупаться! кругом жара, а в воде прохладно и легко. И сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности. Там тоже своя жизнь - свой мир.

   И как величественно море , имеющее свой огромный и богатый подводный мир живых существ.

   А как красивы горы , уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака…»

Вывод второй: Ух ты! Как много красивых миров в одном мире! Какое богатство миров в одном мире !

«А теперь посмотрим, в глубокую темную ночь, с земли на небо. Сколько там мы увидим звезд, усеянных по нему. Их несметное число! Все это отдельные миры. Многие из звезд такие же, как наше солнце или луна, а есть и такие, которые во много раз больше их, но находятся так далеко от земли, что кажутся нам маленькими светящимися точками. Все они стройно и согласно движутся по определенным путям и законам друг около друга. И наша земля в этом небесном пространстве кажется маленькой светлой точкой…»

Вывод третий : Как  велик и необъятен мир!

Б) Вывод общий : С. Слободской : «Богат и разнообразен [и необъятен] мир! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок (ну прямо как закон !)…. Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель свое время, место и назначение, свой закон и своя свобода.. .

Все в мире разнообразно и прекрасно,
премудро и разумно, и, в то же время,
так велико́ и непостижимо нашими глазами и умом…
потому что устроено, создано премудрым и разумным,
великим и благим Богом! У всего этого чудесного мира –
еще более чудесный Отец и Создатель – Господь Бог!
Этот мир, и вместе с ним и мы, и есть закон Божий !

?В) Мы сказали, что Бог – отец… А (ну-ка) теперь давайте подумаем, не забыли ли мы чего-либо, когда говорили о Божьем мире, или кого-либо, кого-то еще…

   Кто живет повсюду на земле и над всем царствует? Кто может осмотреть все свои владения, все в этом мире называет по именам… и, похоже, что только он знает весь, ну или почти весь, мир (Подсказка: Ведь это мы с вами только что и сделали, посмотрев прекрасные фильмы о Божьем творении…) Ну, конечно же, это… (человек)

(из С. Слободского) Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть, становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.

   По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу. Для человека, Бог, даже, больше Отец, чем Творец!

Рассказ притча о творении, о вере и неверии.

Однажды по пустыне проезжал путешественник, который не верил в Бога, проводником же его был христианин. Так случилось, что всегда, когда они останавливались на ночлег и утром поднимались, чтобы отправиться в путь, проводник становился на колени и молился Богу. Путешественнику это не нравилось, и он всячески старался дразнить проводника. И вот однажды он спросил последнего: «Скажи, ты Бога видел?» - «Нет!» - ответил проводник. «Тогда может ты Его слышал?» - «Нет!» - «Может ты обонял Бога или осязал?» - «Тоже нет!» - «Глупый же ты, если не видел, не слышал, не обонял, не осязал Бога и веришь в Него!»… Проводник промолчал. Прошло немного времени, и вот, поднявшись утром, путешественник сказал: «Нам нужно быть осторожными, здесь прошел караван верблюдов». - «А ты, что видел их?» - спросил проводник. - «Нет!» - отвечал путешественник-исследователь. - «А что, слышал их голос?» - «Нет!» - «Тогда быть может ты их обонял или осязал?» - «Да нет, но вот смотри: здесь следы верблюдов. Они говорят о том, что здесь прошел караван», - настойчиво объяснял ученый. - «Какой же ты ученый, - сказал проводник, - ты поверил в верблюдов лишь по их следам, между тем, их самих ты не видел, не слышал и не чувствовал, а надо мной посмеялся, что я верю в Бога, Которого не видел. Погляди хотя бы на восходящее солнце, посмотри по сторонам на холмы, на кустарники, или хотя бы вот на эти песчинки! Чьи все это следы? О ком они говорят?

3) Молитва «Благослови Господи!»

Бог сотворил все своим словом, Он сказал – и все появилось. Поэтому в каждом нашем деле, даже в самом маленьком, а особенно в важных делах (в таких, например, как учеба в школе) мы нуждаемся в этом слове, в благом слове Божием. Чтобы и наше маленькое дело было бы таким благим, красивым, полезным, великим, как весь мир Божий. Благослови – значит «помоги», дай сил сделать это, сделай так, чтобы это было нам на пользу… Как вы думаете, когда вы можете вслух или про себя, или тихонько шепотом сказать эту молитву?

4) Кратко о том, что Бог не творил.

Вот что сотворил Бог! Весь этот мир и нас самих.

Но есть в этом мире то, чего Господь не творил…

Бог не творил зла! Злости, зависти, лени, брани, войны, убийства, воровства, обмана, предательства, лицемерия (обман в речи и поведении), болезней, старости, бедствий… Это все произошло от греха, а вот как грех вошел в мир (как грех появился в мире) – мы узнаем позже. Скажу лишь одно, как Творец, Бог – наш Отец и поэтому мы любим его (также как наших родителей), а из-за того, что в мире, к сожалению, есть грех, Бог – наш Спаситель и поэтому его нужно почитать и слушаться, как врача и родителей, когда они, например, учат нас как безопасно (правильно) переходить через дорогу или что можно есть, а чего нельзя; и даже бояться ослушаться его, поэтому иногда говорят «бояться Бога»… но все-таки больше – любить Его , чем бояться. И это тоже очень важная часть Закона Божьего , которую мы тоже будем изучать.

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна» (Прем.1:13-15)

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. (Матф.18:7)

3) Завершение. Предлагаю детям изобразить красоту Божьего мира, нарисовать, то, что им в этом мире больше всего нравится, а чтобы лучше получилось – произнести молитву «Благослови Господи!)

Молитва.

Молитва после учения

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарим Тебя, Создатель, что Ты удостоил нас благодати Твоей, чтобы понимать ученье. Благослови наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и подай нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарю вас ребята за внимание и терпение. В следующий раз мы поговорим о мире невидимом…

Доброе, сотворённое Богом утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, общепринятые теории по сотворению мироздания давно трещат по швам, не выдерживая никакой критики. Люди понимают, что никакие взрывы во Вселенной не смогли бы сотворить такого сложнейшего механизма, по законам которого всё устрояется, движется, существует. Но бывает очень непросто объяснить сотворение мира маленьким детям. Поэтому ниже размещаю пример занятия с дошкольниками в Воскресной школе.

Игра «Гусеница на поляне»:

Разложите на полу вырезанные из бумаги, достаточно крупные цветы разного цвета, постройте детей «гусеницей» так, чтобы каждый из них держался руками за пояс ребёнка впереди. Станьте «во главе» гусеницы и «поползайте» всей гусеницей по цветочной поляне, не наступая на цветы. Делайте это с восторгом и воодушевлением.

Варианты игры :

1) лёгкие, смешные задания тому, кто наступит на цветок;

2) сделать 2 гусеницы и ползать по поляне так, чтобы не коснуться друг друга;

3) останавливаться около каких-нибудь цветов и выполнять задание всей группой (всем присесть, или всем наклониться, или всем поднять руки вверх, или всем рассказать стих, который учили накануне, или всем спеть куплет какой-нибудь песенки, показать, что гусеница уснула, или что-то другое);

4) собрать букет;

5) предложить гусенице поползать в саду (где разложены на полу яблоки, груши и другие фрукты) или в лесу (где разложены грибы, листья, шишки)

6) любой другой вариант, который Вы сможете придумать.

Основной урок «Сотворение мира»:

Введение :

Я принесла тебе немного плодов от разных растений. Эти плоды можно кушать. Что лежит на этом подносе? (дольки яблок, груш, кусочки бананов, виноградины и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это фрукты. Фрукты растут на деревьях. А что на этом подносе? (кусочки огурцов, помидор, морковки и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это овощи. Овощи растут на земле (можно принести какой-нибудь сок и объяснить, из каких плодов он сделан). И фрукты, и овощи называют растениями.

Предложение-связка : Все растения сделал Бог.

Показать рисунок 1 : Бог сделал все растения:

Растения – это также и все цветы, которые есть на земле, все кусты, деревья, трава. Водоросли в воде – это тоже растения. Все, что растёт на деревьях, – это тоже растения. Многие растения ты уже знаешь. Я нарисовала здесь некоторые растения. Попробуй вспомнить, как они называются (тыква, ромашка, ёлка и т.п.).

Игра : Давай поиграем в игру, только играть в неё надо быстро. Я буду показывать тебе картинки всего того, что сделал Бог (Он ведь не только растения сделал). А тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, если ты увидишь на картинке какое-нибудь растение (собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, тучка, бабочка).

Предложение-связка : Как хорошо ты разбираешься в растениях! Можешь мне сказать своими словами, что такое растения? Да. А откуда они взялись на земле, кто их сделал? Да. Бог сделал все растения.

Показать рисунок 2 : Бог сделал растения очень давно:

Бог сделал растения очень давно. Знаешь, откуда я это знаю? Об этом сказано в Библии. Бог сделал растения много лет назад, когда ты ещё не родился, когда даже твои папа и мама ещё не родились, когда даже твоих бабушек ещё не было. В то время, когда Бог делал растения, людей вообще не было. Ни одного человека! Не было облаков на небе. И самого неба тоже не было. Не было солнца, не было дождя, деревьев, птиц – ничего тогда не было. Был только Бог. Он всегда был! Однажды Он решил сделать всё прекрасное, что ты видишь сегодня.

Видишь, здесь я нарисовала всё то, что Бог сделал перед растениями. До того, как на земле появились растения, Бог уже сделал небо, землю, по которой ты бегаешь, свет, солнце, звёзды на небе, луну. Она и звёзды светят ночью. Когда погода хорошая, их видно на небе даже вечером. А что это? Это горы. Их тоже сделал Бог перед растениями. А ещё – реки и моря, где ты купался летом, Бог тоже сделал перед растениями.

Предложение-связка : Ну, а после этого наступила очередь для растений.

Показать рисунок 3 : Бог сделал растения разными:

Все растения, которые сделал Бог, – очень разные. Некоторые растения очень мягкие, пушистые, приятные, если их потрогать. Например, вот эта трава. Дотронься до неё. Она называется ковыль-трава (можно дать потрогать камыш или одуванчик). Некоторые растения очень колючие, о них можно поцарапаться. К ним не хочется прикасаться. Например, кактус. Посмотри, сколько у него иголочек. А вот ветка с дерева, которое называется акация. Видишь, какие большие колючки на ней. А на каких растениях ты ещё видел колючки? (после ответов детей можно показать веточки розы, ёлки, сосны, репейник, колосья ржи).

Одним растениям колючки нужны для того, чтобы их не трогали, не срывали. Растения защищаются своими колючками. А другим растениям колючки нужны для того, чтобы прицепиться к какому-нибудь животному или к одежде человека, покататься немного и переселиться жить в другое место. Посмотри, как может переезжать с места на место репейник (прицепить его к одежде нескольких детей, дать походить с ним по группе).

Бог сделал растения очень разными! Одни растения очень маленькие. Посмотри, какие крошечные листочки на этой травинке (показать веточку спорыша). А другие растения – просто великаны! Очень высокие! Выше нашей церкви! У них очень большие листья (показать листья каштана или платана).

Есть растения, которые растут на земле. Но некоторые растения растут только в воде. Это водоросли. Они не могут жить без воды. Бог сделал растения разными и по цвету тоже: у каких-то растений листья зелёные, а у других – красные, жёлтые, голубые.

Одни растения можно кушать. Например, лук, бананы. А другие – нельзя. Они горькие, ядовитые, ими можно отравиться. Например, гриб-мухомор (показать картинку).

Предложение-связка : Бог сделал растения очень разными.

Показать рисунок 4 : Бог сделал растения красивыми:

Каждое растение, которое сделал Бог, – очень красивое. Бог, делая его, продумал всё: где оно будет расти (в горшке на подоконнике или в аквариуме), как оно будет выглядеть и пахнуть (дать понюхать несколько растений).

Многие растения настолько красивы, что с них пишут картины. Растениями украшают комнаты (показать, сколько растений есть в церкви). Цветы дарят в подарок, потому что Бог сделал их очень красивыми.

Предложение-связка : Бог сделал растения не просто так. Он сделал их для тебя.

Показать рисунок 5 : Бог сделал растения для тебя:

Как ты думаешь, зачем Бог сделал растения? Чтобы ты смотрел на них и радовался, чтобы тебе приятно было ходить по улицам. Некоторые растения Бог сделал для того, чтобы ты их ел. Из других растений люди научились делать духи, нитки, вату, ткани. Из деревьев строят корабли и дома, делают мебель. Иногда Бог использует растения, чтобы вылечить человека от какой-нибудь болезни.

Библейская иллюстрация : Однажды так вылечили одного царя (рассказать, чем и как вылечили царя Иезекию 4 Ц. 20:1-7)

Показать рисунок 6 : Бог хочет, чтобы ты заботился о растениях:

Бог хочет, чтобы ты ухаживал за растениями. Если у тебя дома есть какие-нибудь растения, вовремя поливай их. Ты также можешь помогать своей бабушке ухаживать за растениями в саду, на даче.

Другие части занятия:

Включите в занятие несложную молитву-благодарение, созвучную теме “Сотворение мира”. Например:

Бог сделал растения для тебя. Ты можешь благодарить Бога за все растения, которые Он сделал. Давай ты сейчас скажешь Богу спасибо за самые любимые свои фрукты, которые ты любишь кушать. Бог сделал растения для тебя.

Можно также разучить с малышами один куплет известной песни про сотворение мира – «Бог держит весь мир». Придумайте вместе с детьми ещё один куплет о растениях. Например: Бог держит разные деревья в Своей руке.

Советую также закрепить услышанное простыми “трудовыми” заданиями (например, полить цветы в группе) и/или несложной творческой деятельностью (подойдут аппликация из высушенных листьев, раскрашивание цветов, лепка овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов).

Игра на повторение:

Вы можете выбрать любую весёлую игру, подходящую теме “Сотворение мира”, или использовать предложенную ниже.

Игра «Да/нет» :

Я очень хочу, чтобы ты вспомнил, о чём мы говорили на этом занятии. Чтобы тебе было легче вспоминать, я предлагаю тебе поиграть. Я буду говорить тебе разные предложения. Если я правильно сказала, значит, тебе нужно будет высоко помахать двумя руками (показать, как). Если я неправильно сказала, тебе нужно будет потопать ногами и покричать у-у-у.

Предложения для игры :

1) Бог сделал небо и землю первыми, ещё до растений.

2) После этого Бог сделал растения. У-у-у

3) Траву, деревья, кусты и цветы называют растения.

4) Водоросли – это тоже растения.

5) Фрукты растут на огороде. У-у-у

6) Бананы, яблоки, груши – это фрукты.

7) Помидоры, картошка, огурцы – это тоже фрукты. У-у-у

8) Овощи растут на деревьях. У-у-у

9) Фрукты и овощи – это растения.

10) Некоторые растения можно кушать.

11) Некоторыми растениями можно лечить людей.

12) Из некоторых растений делают мебель.

Пояснения для учителя

Маленькие дети могут концентрировать своё внимание ненадолго, всего на 3-5 минут. Поэтому:

1) виды деятельности на занятии с ними должны часто сменять друг друга и быть разнообразными,

2) а продолжительность занятия должна быть небольшой, от 30 минут до 1 часа (при условии, что детям на занятии очень интересно!).

Все указанные виды деятельности можно провести и одним занятием (для более старших детей), что займёт примерно час времени, но если малыши, которым Вы служите, совсем маленькие, тогда подумайте, как сократить занятие. Например:

  • песенку, трудовое обучение, игру на повторение, поделку можно провести вторым занятием после перерыва (на туалет, чаепитие, перекус)
  • игру на повторение можно провести в начале следующей встречи с детьми

Необходимые материалы:

  • Вырезанные из бумаги цветы для игры
  • 6 рисунков для урока
  • Картинки размером А5: собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, бабочка, тучка для игры
  • Пушистые растения: ковыль-трава (или камыш или одуванчик)
  • Колючие растения: кактус (или веточка акации, ёлки, сосны, розы) и репейник
  • Веточка спорыша и крупные листья с любого дерева
  • Картинка размером А5: гриб-мухомор
  • Пластилин, дощечки под пластилин; или белая и/или цветная бумага, клей, высушенные листья, травинки, цветы, семена растений; или раскраски
  • Два подноса
  • Фрукты: яблоки, груши, виноград, бананы
  • Овощи: помидоры, морковка, вареный картофель и др.
  • Одноразовые стаканчики
  • Лейки или ведёрки
  • Слова и ноты песни «Бог держит весь мир» смотрите ниже в разделе «Приложения»)

6 рисунков для урока:

Сделайте рисунки по теме “Сотворение мира” форматом А4 каждый, вверху напишите главную истину, а внизу (шрифтом поменьше) – предложение, объясняющее главную истину. Конечно же, большинство дошкольников ещё не умеет читать, но всё равно пишите эти предложения. Если дошкольники будут часто видеть буквы написанными, они скорее начнут отличать их одна от другой. Из опыта знаю, что дошкольники, даже не умея читать, способны узнавать среди других слова, которые они часто видели написанными (например, Бог, Иисус). А ещё написанные предложения будут хорошей подсказкой преподавателю. С обратной стороны каждого рисунка напишите текст, относящийся к нему. Показывая детям рисунок, можно будет, в случае чего, подглянуть в этот текст. Рисунки не обязательно должны быть изысканными с художественной точки зрения (часто бывает, что дети лучше понимают рисунки, нарисованные простым фломастером, так сказать, на скорую руку). Если Вы совсем не умеете рисовать, – не беда! Вы можете попросить кого-то сделать рисунки для Вашего занятия, или же найти нужные изображения в старых журналах и наклеить их как аппликацию. Предлагаю примерный вариант этих рисунков. Их можно распечатать, а потом разукрасить.

Заключение

Друзья, сотворение мира – прекрасная тема! Не нужно бояться брать её для занятий с дошкольниками. Если такие занятия полезны Вам, пишите об этом в комментариях. С любовью к Вам и Вашим дошкольникам

© Ирина Иваськив

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!