Сообщение на тему образ василия теркина. Образ Василия Теркина (Школьные сочинения)

  • 24.07.2019

Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии.

Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме:

С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной":

Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.

Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки:

И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2

Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.

Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ.

Образ Василия Теркина знает каждый русский человек. Во времена Великой Отечественной войны произведение Александра Трифоновича Твардовского призывало русского солдата до конца бороться за свою Родину. Главный герой поэмы стал олицетворением простого русского народа.

Описание

Герой произведения А. Т. Твардовского не боится отдать собственную жизнь ради благополучия своей Родины. Именно ей посвящены все действия героя. Теркин смело и доблестно защищает честь своей Отчизны. Во всех ситуациях он ведет себя как настоящий боец, именно поэтому свое произведение автор назвал «книгой про бойца».

Несмотря на все подвиги Теркина, он не является гордым человеком, наоборот, он очень скромен: ему не нужна ни слава, ни ордена.

Теркин никогда не унывает, несмотря на то что видел действительно страшные и трагичные картины. Героя можно назвать оптимистом. Василий поддерживает людей в сложные для всех времена, не потому что хочет известности, а потому что хочет быстрее победить врага. Только всеобщими усилиями удастся это сделать. А важным для победы является эмоциональный дух солдат. Поэтому Теркин ему уделяет большое внимание.

Василий Теркин не только отличный боец, но и хороший заводила. Герой умеет играть на гармони, он поет и танцует, то есть веселит народ и пытается сделать так, чтобы они забыли все беды и трудности. Только так возможно выжить на войне.

Значение имени героя

А. Т. Твардовский наделяет своего героя-«брата» говорящей фамилией. Герой поэмы повторяет солдатам: «Перетерпим. Перетрем…». Русский человек силен тем, что многое может пережить и перетерпеть. Именно терпение, по мнению автора, поможет защитить и спасти Родину.

Упоминается автором в произведении также то, что Теркин - «жизнью тертый человек». Он действительно многое видел на своем пути: и боль, и страдания, и беды. Однако это не сломило его характер. Он остался жизнерадостным и жизнелюбивым человеком.

Само имя Василия Теркина подчеркивает его близость к простому народу. Оно говорит об обобщенности и собирательности.

Собирательный образ

Автор «Василия Теркина» писал о создании своего героя так: «Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Целью А. Т. Твардовского с самого начала было показать образ обобщенный, образ, который вместит в себе все самые лучшие качества простого русского народа, готового постоять за свою Родину. Писателю хотелось, чтобы во времена Великой Отечественной войны каждый русский солдат смог увидеть в образе Василия Теркина себя или своего знакомого. Произведение А. Т. Твардовского было очень популярно в те времена, потому что оно мотивировало людей на борьбу с врагом, читатели видели схожесть с главным героем, поэтому старались быть похожим на него во всем, особенно в храбрости и мужестве. Теркин вдохновлял русский народ на различные подвиги.

О собирательности образа писатель говорит и в повествовании. Василий Теркин «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Эта цитата подчеркивает то, что Теркин - совершенно «обыкновенный» парень, каких было тысячи.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Образ Василия Теркина», рассмотрит главного героя через его характер, говорящее имя и собирательность образа.

Тест по произведению

Твардовский Александр Трифонович (1910 - 1971) - русский поэт, главный редактор журнала "Новый мир" (1950 - 54, 1958 - 70). Поэма "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. В поэме "За далью - даль" (1953 - 60, Ленинская премия, 1961) и лирике (кн. "Из лирики этих лет. 1959 - 67)", 1967) - раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В поэме "Теркин на том свете" (1963) - сатирический образ бюрократического омертвления бытия. В итоговой поэме-исповеди "По праву памяти" (опубл. 1987) - пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы "Страна Муравия" (1936), "Дом у дороги" (1946); проза, критические статьи.Лирический эпос Твардовского обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Государственные премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ - вот главная его тема. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму “Василий Теркин” о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.

В “Стране Муравии” , “Василии Теркине” созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: не последний. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: “Уберите эту бабу, Я солдат еще живой” В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной. Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори. Теркин любит работу и не боится ее. Простота героя - обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское “перетерпим-перетрем” оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера. В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме “Василий Теркин” находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть. В главе “От автора” изображается процесс “мифологизации” главного персонажа поэмы. Теркин назван автором “святым и грешным русским чудо-человеком” . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Поэма “Василий Теркин” отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с “любого места” .

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал “Василия Теркина” не поэмой, а “книгой про бойца” . Слово “книга” в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет “серьезный, достоверный, безусловный” , - говорит Твардовский. Как и всем героям мирового эпоса, Тёркину даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г. Теркин на том свете он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно - живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел - туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946г.), и высокую оценку современников.

В пехотной роте - новый парень, Василий Тёркин. Он воюет уже второй раз на своём веку (первая война - финская). Василий за словом в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда».

Тёркин вспоминает, как он в отряде из десяти человек при отступлении пробирался с западной, «немецкой» стороны к востоку, к фронту. По пути была родная деревня командира, и отряд зашёл к нему домой. Жена накормила бойцов, уложила спать. Наутро солдаты ушли, оставляя деревню в немецком плену. Тёркин хотел бы на обратном пути зайти в эту избу, чтобы поклониться «доброй женщине простой».

Идёт переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не знают, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ледяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнём.

Тёркин налаживает связь. Рядом разрывается снаряд. Увидев немецкую «погребушку», Тёркин занимает её. Там, в засаде, поджидает врага. Убивает немецкого офицера, но тот успевает его ранить. По «погребушке» начинают бить наши. А Тёркина обнаруживают танкисты и везут в медсанбат…

Тёркин в шутку рассуждает о том, что хорошо бы получить медаль и прийти с нею после войны на гулянку в сельсовет.

Выйдя из госпиталя, Тёркин догоняет свою роту. Его подвозят на грузовике. Впереди - остановившаяся колонна транспорта. Мороз. А гармонь только одна - у танкистов. Она принадлежала их погибшему командиру. Танкисты дают гармонь Тёркину. Он играет сначала грустную мелодию, потом весёлую, и начинается пляска. Танкисты вспоминают, что это они доставили раненого Тёркина в медсанбат, и дарят ему гармонь.

В избе - дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит старикам пилу, часы. Догадывается, что у бабки есть спрятанное сало… Бабка угощает Тёркина. А дед спрашивает: «Побьём ли немца?» Тёркин отвечает, уже уходя, с порога: «Побьём, отец».

Боец-бородач потерял кисет. Тёркин вспоминает, что когда он был ранен, то потерял шапку, а девчонка-медсестра дала ему свою. Эту шапку он бережёт до сих пор. Тёркин дарит бородачу свой кисет, объясняет: на войне можно потерять что угодно (даже жизнь и семью), но не Россию.

Тёркин врукопашную сражается с немцем. Побеждает. Возвращается из разведки, ведёт с собой «языка».

На фронте - весна. Жужжание майского жука сменяется гулом бомбардировщика. Солдаты лежат ничком. Только Тёркин встаёт, палит в самолёт из винтовки и сбивает его. Тёркину дают орден.

Тёркин вспоминает, как в госпитале встретил мальчишку, который уже успел стать героем. Тот с гордостью подчеркнул, что он из-под Тамбова. И родная Смоленщина показалась Тёркину «сиротинушкой». Поэтому он и хотел стать героем.

Генерал отпускает Тёркина на неделю домой. Но деревня его ещё у немцев… И генерал советует с отпуском обождать: «Нам с тобою по пути».

Бой в болоте за маленькую деревню Борки, от которой ничего и не осталось. Тёркин подбадривает товарищей.

Тёркина на неделю отправляют отдохнуть. Это «рай» - хата, где можно есть четыре раза в день и спать сколько угодно, на кровати, в постели. На исходе первых суток Тёркин задумывается… ловит попутный грузовик и едет в свою родную роту.

Под огнём взвод Идёт брать село. ведёт всех «щеголеватый» лейтенант. Его убивают. Тогда Тёркин понимает, что «вести его черёд». Село взято. А сам Тёркин тяжело ранен. Тёркин лежит на снегу. Смерть уговаривает его покориться ей. Но Василий не соглашается. Его находят люди из похоронной команды, несут в санбат.

После госпиталя Тёркин возвращается в свою роту, а там уже все по-другому, народ иной. Там… появился новый Тёркин. Только не Василий, а Иван. Спорят кто же настоящий Тёркин? Уже готовы уступить друг другу эту честь. Но старшина объявляет, что каждой роте «будет придан Тёркин свой».

Село, где Тёркин чинил пилу и часы, - под немцами. Часы немец отнял у деда с бабкой. Через село пролегла линия фронта. Пришлось старикам переселиться в погреб. К ним заходят наши разведчики, среди них - Тёркин. Он уже офицер. Тёркин обещает привезти новые часы из Берлина.

С наступлением Тёркин проходит мимо родного смоленского села. Его берут другие. Идёт переправа через Днепр. Тёркин прощается с родной стороной, которая остаётся уже не в плену, а в тылу.

Василий рассказывает о солдате-сироте, который пришёл в отпуск в родное село, а там уж ничего не осталось, вся семья погибла. Солдату нужно продолжать воевать. А нам нужно помнить о нем, о его горе. Не забыть об этом, когда придёт победа.

Дорога на Берлин. Бабка возвращается из плена домой. Солдаты дают ей коня, повозку, вещи… «Скажи, мол, что снабдил Василий Тёркин».

Баня в глубине Германии, в каком-то немецком доме. Парятся солдаты. Среди них один - много на нем шрамов от ран, париться умеет здорово, за словом в карман не лезет, одевается - на гимнастёрке ордена, медали. Солдаты говорят о нем: «Все равно что Тёркин».


В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».

Сам писатель вспоминал, что начало работы над «Василием Теркиным» сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и особенно сложно выбрать главного героя, который был бы понятен не только читателю военного времени, но и оставался бы современным на долгие годы. Александр Трифонович Твардовский нашел своего героя – Василия Теркина, образ которого помогал и бойцам на фронте, и их женам и детям в тылу, и интересен также современному читателю. Что же сделало литературный образ Теркина таким популярным на протяжении стольких лет?

Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага:

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить.

Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе – сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких – брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.

А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией: Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, многое может пережить, но от этого он не становится злее, нетерпимее, а наоборот, стремится помочь людям, пытается заставить их поверить в собственные силы:

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

– Побьем, отец…

Смекалист и находчив Теркин не только на войне, во время боя, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой как бы живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе.

По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он – «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.

Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек…

Важен и тот факт, что писатель не отделяет Теркина от себя. В главе «О себе» он пишет:

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Приближая героя к себе, делая Василия Теркина своим земляком, А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни, к возвращению в родной дом.

Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека.

Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом и пройдя всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам?

Во-первых, Василий Теркин – настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В Теркине нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсе не мешала герою в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке, оказываться настоящим героем.

Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе. Он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее – он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия, солдат прогоняет ее:

Прогоните эту бабу,
Я солдат еще живой.

На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к фольклорному образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора.

И хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине:

Я загнул такого крюку,
Я прошел такую даль,
И видал такую муку.
И такую знал печаль!…
Мать-земля моя родная,
Ради радостного дня
Ты прости, за что – не знаю,
Только ты прости меня!

А в самые ответственные минуты жизни Теркина Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов:

Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.

Теркин – образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Василий Теркин не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца.

Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, – это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат – простой человек, которому может быть страшно и больно.

Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат – это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал – тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он – тот, кто войну выигрывает.

Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне, когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского.

Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера:

В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек…