Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа. Сборник идеальных эссе по обществознанию Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочным

  • 03.10.2021

(Д. Лихачев)

Сочинение

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Вконтакте

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

У человек -: должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-нибудь другим.

«Не заинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить.

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!

1. «Люби людей – и ближних, и дальних»

Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.

2. «Твори добро, не видя в том заслуги»

Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!

3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»

Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Ты сам не сотвори вдруг из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!

4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»

Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!

5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»

Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!

6. «Твори по силам – дело не в масштабе»

Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!

7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»

Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…

8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»

Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!

9. «Не помни зла и злого пожалей»

Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…

10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»

Будь скромен – чванство низко и смешно,
Им путь к тщеславью устилают люди,
Забыв, что пресыщение - грешно,
А скромность - благодетельное чудо!

11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»

Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!

12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»

Лживым словом не делись,
Лицемерье - непригоже,
Правда упрощает жизнь,
Ложь обходится дороже!

13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»

Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!

Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья чЕрпаешь из них!

15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»

Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!

16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»

Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!

17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»

Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!

18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»

Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!

19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»

Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!

20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»

Всему есть мера – тонкая черта,
Что из законов жизненных взятА
Из тех, что буквою Закона утверждён,
И «жизнь по совести» - неписанный Закон!

21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»

Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!

22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»

Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!

23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»

Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!

24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим».

Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!

25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»

Нам Земля – колыбель от рожденья - навек,
Человеческий род нескончаем,
«Как прекрасна Земля, и на ней человек!» -
Я есенинский слог повторяю!

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.

«Велика ведь бывает польза от учения книжного:
книги наставляют и научают пути покаяния,
ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных.
Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости,
в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания…»
«Повесть временных лет»

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей».
(Лихачев Д.С. Письма о добром)
Литература развивает чувство понимания жизни…

Я сижу у окна, передо мной произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые прочитываю вновь и вновь – «Письма о добром и прекрасном» и «Воспоминания». В перерывах между чтением мне интересно мысленно пообщаться с природой, которая является моим лучшим собеседником. Надо только научиться вовремя разговаривать с ней. Мнение Дмитрия Сергеевича о природе значимо для понимания ее сути. Он так пишет: «У природы есть своя культура… Природа по своему социальна. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы и культуры природы, смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек…». Зима в этом году холодная, и моя кормушка для птиц очень кстати висит у окна на яблоне, и к ней каждый день прилетают столоваться воробьи. Прилетают целой стаей, но к кормушке подлетают по три, четыре воробья. И такое умиротворенное блаженство наступает, когда наблюдаешь за их трапезой! Счастливы воробьи, счастлив и я. У нас с ними полное взаимопонимание. Я подсыпаю в кормушку очередную порцию корма, они даже не улетают, один из них наловчился есть с руки, не оглядываясь. Оказывается в обычной жизни для ощущения себя счастливым много и не надо. Я задумался вот над каким вопросом: во все ли времена и эпохи людей радовали такие моменты общения с природой, всегда ли люди были счастливы от таких мелочей, или это обособленное чувство данное немногим? Где научиться понимать жизнь? Может на ошибках, свершая их, чтобы потом их не повторять, может в молодежной, близкой мне среде с определенным сленгом, который прикрывает нашу «неначитанность», наши незнания, устоявшимися позициями свободного общения, малодумания о
последствиях того, что совершаем, а может через информационные источники, которым отдает предпочтение большинство моих сверстников?
Мы мало говорим, мало рассуждаем, мало спорим, как это делали наши сверстники несколько лет назад. Истина постигается в споре – это неопровержимый факт. В книгах написано много разного: как научиться различать, где правильно, а где не то?
«Не делай зла, будь честен, добр, справедлив…»- как просто и как понятно отвечаете Вы, Дмитрий Сергеевич, на мой вопрос.
«Жизнь прожить, не поле перейти», - так часто любила повторять моя прабабушка, которая была Учителем с большой буквы и отдала этому делу более сорока лет. Ее дочери пошли по ее стопам. Вообще семья у меня учительская в нескольких поколениях. Как я согласен с Дмитрием Сергеевичем, что «Учительство надо писать с большой буквы. Подлинное Учительство свято». Моя прабабушка построила в деревне школу, мой дедушка продолжил ее дело. Я никогда не слышал в своей семье, что мои родственники – учителя выбрали не тот жизненный путь. Сейчас в моей школе работает третье поколение из нашей учительской династии. Нравственные заповеди, завещанные Дмитрием Сергеевичем всему человечеству, а не отдельным людям, берутся за основу жизни каждого члена нашей семьи, особое предпочтение отдается следующим правилам:
«Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Учись читать с интересом, с удовольствием, не торопясь.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».
Понимать жизнь важнее через общение с людьми, имеющими за плечами большой жизненный опыт, и, конечно, через чтение, которое «не должно быть случайным». В книге «Русская культура», которая стала духовно – нравственным завещанием России, Дмитрий Сергеевич писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…». Я очень люблю читать книги об истории нашей Родины: от художественной литературы о Петре Первом, А.Невском Г.К. Жукове до очерков, статей по этой тематике. Интерес к книгам такого жанра привил мне мой прадед Виноградов Алексей Семенович, участник Великой Отечественной войны, настоящий патриот своей Родины. На войну ушел мальчишкой, имеет награды, был ранен. Люблю я рисовать сюжеты битв и сражений. По моему мнению, у каждого человека должны быть любимые книги. Я знаю, что настольными книгами у моего прадеда были книги «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого и «Воспоминания» Г.К. Жукова., у прабабушки – «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
С моей бабушкой мы читаем «друг за дружкой», то есть, сначала читает один, потом читает другой, потом перечитываем, если заинтересовало произведение. Так в седьмом классе книгу «Два капитана « я перечитывал дважды. Вот уже третий год мне интересно все то, что написал Дмитрий Сергеевич о памятниках русской культуры, о Новгороде, Ленинграде, о его истории. Я считаю, что к нравственным поступкам нужно готовиться с детства. Взрослых людей часто спрашивают, хотели бы они прожить свою жизнь «заново», чтобы изменить что-то в своей жизни? Большинство дают положительный ответ. Проживать жизнь «заново» нужно научиться «в мыслях» после всех сделанных дел и свершенных поступков в детстве, когда мы начинаем себя осознавать. У меня, например, за мою короткую сознательную жизнь есть поступки, о которых вспоминать стыдно, которые хочется прожить заново, но по-другому. Но мне бесконечно бывает приятно, когда мы всем классом идем помогать людям, нуждающимся в нас и нашей помощи. В деревне и ее окрестностях много старых одиноких людей, особенно женщин. Мы помогаем им справляться с копкой огорода, посадкой картофеля, уборкой в доме, чистим дорожки, убирая снег. А потом они нас приглашают на чашку чая, и мы разговариваем о жизни. Понимание жизни наступает и в эти минуты общения с людьми, рожденными в другое время, прожившими жизнь по- своему. Мне кажется, что жили они трудно, но очень светло и добропорядочно. Какое почитание родителей заметил я в рассказах из прошлой жизни наших прабабушек. Изучая фронтовые письма моих односельчан, я не нашел ни одного, где бы великая дань уважения к старшим была нарушена. «Уважаемый тятенька, Борис Анисимович и почитаемая моя матушка Анна Сергеевна, а также детушки ….!» Вот с какой проникновенной любовью начинались фронтовые письма.… Куда уходит эта дань уважения к родителям из нашей жизни? Почему? Нужна война, чтобы возвратить все утраченное? Я тоже буду старым, но мне приятно будет доживать свой век со своими детьми, как это было заведено у наших предков, где весь род жил в родовом поместье, а не в одиночестве доживать жизнь пусть даже в благоустроенных домах милосердия. Главное в заботливости об окружающих нас людях.
«…Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создает условий для культурного воспитания народа на великих примерах героев и подвижников науки, искусства, религии». Государство обязано помочь понимать жизнь подрастающему поколению не разовыми действиями, а целой идеологией, в основу которой будет взят свод правил жизни, нравственные заповеди, которые разработаны Дмитрием Сергеевичем и понятны нам подросткам. Тогда стержневая основа жизни будет одинакова для всех, и к ней мы будем стремиться.

Литература раскрывает перед нами сердца людей…

Сердце Данко, вырванное им из груди ради счастья людей, сердце Сусанина, идущего на верную гибель, сердце матери, получившей письмо с фронта: «Я погибаю, мама, но не сдаюсь, потому что горячо люблю тебя и свою Родину!» У всех этих людей Сердца горят одним пламенем – пламенем любви к другим людям! В одном из своих выступлений патриарх Московский и всея Руси, Кирилл, выразил озабоченность, что современное поколение разучилось сострадать. Не умеем, а зачастую не хотим жить «болью других», понимать беды других, поддерживать друг друга в трудные минуты. Исчезают такие поступки из нашей жизни. Науку сострадания постигать в наше время непросто. Чтобы понять, как больно человеку, когда он обрезал палец, нужно самому пройти через эту боль. Чтобы понять, как болит сердце, надо научиться сострадать и чувствовать боль других, «не обрезая пальца». Наука ненависти в практической жизни легко постигается, о науке сострадания говорим мало.
«Блокадный Ленинград – город ужасов, многострадальный город», - так пишет о нем Дмитрий Сергеевич. Я несколько раз перечитывал материалы дневниковых записей Дмитрия Сергеевича и его жены Зинаиды Александровны о том, как они всей семьей пережили ужасы блокадного Ленинграда. «Зима казалось невероятно длинной. Мы загадывали на каждую будущую неделю: проживем или нет». То описание зимы 1941-42 года в Ленинграде для моих современников кажется страшным неправдоподобием. Я не устаю задавать себе вопрос: «Разве такое может быть?» Но цифры и факты упрямая вещь, воспоминания живых свидетелей того времени, говорят сами за себя. Один миллион двести тысяч погибших людей…900 блокадных дней и ночей… Дорога жизни, которую Дмитрий Сергеевич назвал и дорогой смерти…
О том, что представляли собой ленинградцы блокадного города, Дмитрий Сергеевич пишет: «Были ли ленинградцы героями? Не только ими: они были мучениками…» По моему мнению, нужно, чтобы о блокаде, которую описал Дмитрий Сергеевич, знали все от мала до велика.
Я прочитал много книг о Великой Отечественной войне. Это мои любимые произведения. Я придерживаюсь Вашего совета, Дмитрий Сергеевич,… «постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее...» Я понял, что есть книги, без которых нельзя жить. Телепередача дает созерцание, которое не всегда можно повторить, а книга всегда под рукой. Мне хочется узнавать все больше и больше об истории нашей Родины.
Эхо войны… Память войны.… Если эхо, то долгое, протяжное, жуткое, кричащее до боли в душе взрослых людей и неразборчивое, таинственное,
неизвестное для моего поколения.
Если Память о Великой Отечественной войне, то для нас, современников 21 века, она связана, прежде всего, с праздником – Днем Победы. За свою короткую жизнь я не помню, чтобы 9 Мая был пасмурным днем. В этот день всегда солнце, цветущая сирень, улыбающиеся люди, георгиевские ленточки, музыка. Все идут к обелискам, Памятникам, на площади, но среди нас с каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей – героев того грозного и судьбоносного для нашей страны и всего мира времени. И от первого Дня Победы до 65 года Победы были долгие версты войны длиною в миллионы человеческих жизней и невосполнимых потерь для нашей Родины. Сколько я себя помню, я всегда в этот святой для всех нас день хожу к Памятнику в центре деревни. Последние три года прихожу я сюда без моего наставника и просто очень дорогого для меня человека – это прадеда Виноградова Алексея Семеновича, солдата - освободителя той далекой Великой Отечественной войны. Прадед для меня был и остается живым свидетелем истории, он учил меня постигать науку Памяти. Все его рассказы о войне навсегда останутся у меня в Памяти. Когда я не умел еще читать, то он мне читал русские былины, повести, сказания о подвигах и величии русского народа. Запомнились мне слова князя Святослава из «Повести временных лет»: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…» Я вот и понял, что это и есть тот стержень Русского духа, который передавался нашими предками из поколения в поколение, «впитывался» с молоком матери, как заклинание, как молитва. Недруги и завистники нашей страны, а у России их немало, и по сей день «сломали» всю голову над тем, откуда у нас такая непобедимость! Справились мы с монголо-татарским игом, не страшны нам были ни турки, ни шведы, ни немцы, ни французы. И за каждой Победой стояли великие люди земли Русской: Невский, Кутузов, Петр1,Суворов, Багратион, Минин, Пожарский, Жуков, Рокоссовский.…
Свой позор оплакивали фашисты после битвы под Москвой, Сталинградом, Курском и глаз им долго бы не надо поднимать перед человечеством за все то, что они сделали во время Второй мировой войны. Сколько настоящих сыновей и дочерей потеряла моя земля! Пострадал ведь и немецкий народ! Но Россия всегда была, есть и будет великой Державой! Другого исхода в Великой Отечественной войне русский народ не мог и представить!
«Но из пожарищ и разрушений снова и снова вставала Москва, каждый раз шире, богаче и прекрасней прежней, ибо любовь к родному городу глубокая вера в свои силы рождали в русском народе уверенность в большом и жизненно крепком будущем»,- так написал о Москве Дмитрий Сергеевич, а наша вязниковская поэтесса Гаврилова Нина Ивановна суть нашего сегодняшнего бытия выразила очень точно в своих стихах:
«Куда ни глянь на тысячи верст РОССИЯ,
Земля отцов и корни наши здесь,
Несет она достойно свое имя,
В котором воля, мужество и честь.
От предков их получив в наследство,
Тот дар бесценный, нам его хранить,
И дорожить наследством этим с детства,
Приумножать и с ним достойно жить.
И передать наследство то по праву
Своим потомкам – внукам и сынам,
Чтобы они великою державой
Гордились бы на зависть всем врагам».
Наступит столетие Великой Победы, придет двухсотая весна, а мы всегда будем помнить этот день – 9 Мая, как святой и всенародный праздник и будем благодарны тем, кто отдал за нас жизнь, не задумываясь ни на одну минуту. Московская Битва была самой главной в этой войне. Ведь мы говорим Москва, подразумеваем - Россия. Низкий Вам поклон, воины – освободители!
Литература дает возможность соприкосновения с великими людьми …

О себе великие люди пишут скромно, без помпезности. Но о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве хочется сказать его же словами:
«А люди служившие другим, служившие по- умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества…».
С такими людьми хочется дружить долго, долго, к ним тянет, с ними хочется советоваться, их книги хочется читать и перечитывать. Труды Дмитрия Сергеевича служат путеводителем для знакомства с другими произведениями. Мой совет для сверстников очень прост: научитесь читать настоящее и найдете ответы на многие вопросы. а мелкие из них вообще исчезнут…И пусть вам повезет, как повезло мне: с детства пусть вас окружают мудрые взрослые люди и настоящие книги.

Цели: проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных умений и навыков; совершенствовать умение писать ; обучать учащихся составлению небольших письменных высказываний на основе личного опыта. оборудование: текст изложения, текст стихотворения Д. Пав-лычко, учебные тексты. тип урока: применения знаний и формирования умений.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Что вас привлекает в чтении книг?

Назовите ваши любимые книги. мотивируйте свой ответ.

2. работа с текстом

А) Послушайте стихотворение Дмитрия Павлычко на украинском языке. Определите его тему и основную мысль.

У книги люди, наче бджоли в соти, Знесли духовний, чародійний мед. Сліпцеві очі їм потри, і вмент Побачить сонце й голубі висоти, Відчує мислі найстрімкіший лет, Збагне людські страждання і турботи, Поможе іншим темряву збороти, Рвучи з очей пов’язки чорних лент! Благословенна та ясна година, Коли буквар до рук бере дитина, Коли читає «Кобзаря» юнак, Коли Франка «огромнії сонети» Підносять дух, коли говорять Гете, Шекспір, міцкевич, Бальзак.

С чем сравнивает поэт собранное людьми в книгах?

Передайте содержание стихотворения на русском языке. При пересказе попытайтесь сохранить яркие авторские образы.

III. Постановка целей и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни и всех её сложностей. Она служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вас мудрым.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или кем-либо другим.

Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

(По Д. Лихачеву)

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. вступительное слово учителя

Текст, который предлагается вам для выборочного изложения с творческим заданием, представляет собой публицистическое рассуждение на тему «любимая книга». По сути, в нем содержится четыре отзыва о книгах, по разным причинам близких сердцу автора, человека неравнодушного, влюбленного в литературу и хорошо представляющего себе значение книги для формирования духовного мира человека. В единое высказывание их (отзывы) объединяет общая коммуникативная установка автора - обосновать свой выбор, объяснить, почему из великого множества любимых книг он выбирает именно эти.

2. Чтение текста учителем

Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подумайте, заголовок отражает тему или основную мысль текста.

КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ

Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собою сотню книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы мне, если бы десятку сократили до трех-четырех. а все-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных?

Первая книга - это, конечно же, стихи александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в прекрасном того значении, которое имел и имеет . Он пришел ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной - и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моем военном багаже.

Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. а посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение - то, что мне всех милей и дороже:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Я не знаю ничего лучше в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного и благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.

Вторая книга - это «Война и мир» льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого.

Третья книга - это «мертвые души» Николая Гоголя. Гоголь - явление чрезвычайное. мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «мертвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.

Четвертая книга - это стихи Владимира маяковского. Я не люблю маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиниться. Но я почел за благо примириться. Я глубоко благодарен маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарем, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец - всегда и во всем. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность.

(По И. Бражнину)

Y Определите стиль текста и тип речи.

Y Сколько частей можно выделить в тексте?

Y Как строятся четыре рассуждения-доказательства?

Пояснение учителя

В тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля - функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателя. Выбранный автором тип речи также полностью соответствует коммуникативной задаче высказывания - рассуждение позволяет привести доказательства в защиту своей точки зрения, убедить примером.

Текст имеет простую и ясную композицию: он состоит из вводной части, где говорится о трудностях выбора, а точнее, о нежелании ограничить круг чтения, и основной части, распадающейся на четыре микротекста. Каждый из них по типу речи представляет собой рассуждение с обоснованием тезиса, содержащего оценку. В данном случае текста и схема его строения совпадают.

Примерный план текста

1) О трудностях выбора.

2) Стихи Пушкина.

3) «Война и мир» Толстого.

4) «мёртвые души» Гоголя.

5) Стихи маяковского.

Схема строения текста

Рассуждение-объяснение

1-е рассуждение-доказательство

2-е рассуждение-доказательство

3-е рассуждение-доказательство

4-е рассуждение-доказательство

4. повторное чтение текста учителем

5. написание изложения (черновые варианты) с творческим заданием

Напишите выборочное изложение.

Сделайте самостоятельный отбор произведений, руководствуясь своим вкусом, своими склонностями и интересами и расскажите о них и о своём отношении к ним в композиционной форме, аналогичной данному тексту, его строению.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором! Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь на каждую модную книгу! Не будьте суетны! Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает,- своё время.

(По Д. Лихачёву)

VI. Домашнее задание