Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

  • 26.06.2020

Цели:

  • Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
  • Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».

А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете).

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

Был в плену у батьки Махно.

Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»

Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.

4. Об истории создания произведения.

Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра », рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Варианты ответов учеников.

В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Давайте прочтем начало произведения.

Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».

В чём смысл такого построения рассказа?

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности .

В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».

Портрет героя.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

Какой жизнью жил герой до войны?

В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

(Показ кинофрагмента) .

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.»

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбе?

Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа .

В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?

Как вы понимаете слово СУДЬБА?

Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” - это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.
Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.
Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы... Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...”
После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. “И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата.

Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа.

И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема — человек на войне — широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения — рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни — от рождения до возмужания, — которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого?

В этом и заключается мастерство Шолохова — писателя. Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения — это рассказ в рассказе.

Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Шолохов — мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной».

П Ортретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает ее деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток».

Соколов — воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей — простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно.

До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали…». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм.

Вот как их вели в плен: «… наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол.

Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер — комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый».

«По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный».

Действия Мюллера — воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа».

Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость.

Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие — его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба.

После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни — заботиться о сиротке, воспитывать мальчика. Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки — мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко».

Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. В расказе мы видим еще один очень яркий образ — образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!» В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе.

В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза». На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Другие сочинения по теме:

  1. «Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут...
  2. В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов...
  3. , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три...
  4. Вторая мировая война — это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел...
  5. ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,...
  6. Русский писатель Михаил Шолохов родился 11 мая на хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, со...
  7. В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора...
  8. В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ Судьба человека. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который...
  9. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при...
  10. Сочинение по роману «Они сражались за Родину» и рассказу «Судьба человека» М. А. Шолохова. М. А. Шолохов — беллетрист, в...
  11. Мать Шолохова — из крестьянской семьи, отец — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком,...
  12. Андрей Соколов Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно...
  13. Анализ психологии человека Наприкінці 56р. М. А. Шолохов опублікував своє оповідання Доля людини. Це оповідання про просту людину на великій війні, що ціною...
  14. Ы Каждую ночь после первых петухов в донской станице Филипповке просыпается дед Гаврила, долго сидит возле дома, курит, кашляет и...

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.
А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.
Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.
Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.
Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.
Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.
Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.
Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.
Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.
В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.
Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом. Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.
Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.
Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. Но вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он, на войне Андрей столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Бытие Андрея Соколова как бы опрокинулось, еще недавно такая счастливая жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

В рассказе Шолохова подвиг человека предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Андрей Соколов пережил все тяготы вой-» ны вдали от Родины. Его доля - бесчеловечные испытания фашистского плена. Не раз смерть смотрела ему в глаза. И вся суть рассказа в том, что каждый раз Андрей Соколов находил в себе мужество оставаться человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких людей и родного крова, его одиночество.

Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам на войне потерял все, что имел в жизни «для с«бя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

После всего того, что он пережил, Андрей Соколов, казалось бы, мог счесть жизнь проклятием. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сироту и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

М. А. Шолохов всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться. Он добр, доверчив к людям, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Андрей Соколов М. Шолохова - это подлинно русский человек, лучший представитель великого народа.

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Судьба… Загадочное слово, над смыслом которого я часто задумываюсь. Что есть судьба? Жизнь, прожитая тобой, или то, что еще предстоит пережить, твои дела или твои мечты? Строишь ли ты сам свою судьбу, а может, ее кто-то предопределяет? И если она определена,...

  3. Новое!

    При чтении рассказа наиболее важными для раскрытия судьбы и характера Андрея Соколова представляются следую­щие эпизоды и факты его жизни: когда стал он водителем, то десять лет пролетели для него совершенно незаметно, а про­шлое подёрнулось дымкой,...

  4. Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры...

  5. Новое!