Cочинение «Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»).

  • 09.04.2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Екатериноградской»

______________________________________________________

Трагическая судьба человека

в тоталитарном государстве.

Конспект открытого урока

литературы

в 11 А классе

Учитель русского языка и литературы

Кузьменко Елена Викторовна

ст. Екатериноградская 2007г.

Я взяла эту тему для обобщающего урока, чтобы в рамках одного урока показать ребятам жизненность данной тематики, актуальность её в трудное для нашей страны время тоталитарного режима, сплочённость писателей и поэтов того времени вокруг существовавшей проблемы.

целом, чувство патриотизма;

оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты А.Солженицына, В.Шаламова, А.Ахматовой.

слайды из презентаций.

План урока.

1. Орг.момент. Я проверяю готовность учащихся к уроку, интересуюсь,

как они справились с заданиями, какие были трудности.

2. Вступительное слово учителя:

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

(ученики рассказывают о тоталитарном режиме, его проявлениях и последствиях. Это материал из курса истории. Здесь осуществляется интеграция).

Интересовала ли тема тоталитаризма писателей? Каких именно? как они отражали её в своём творчестве?

(ребята составляют ответ –связный текст- на все поставленные мною вопросы и отвечают, что многие поэты и писатели 30-50-х годов не могли оставаться в стороне от судьбы родины, её горьких страниц)

3. Работа по теме урока.

А) Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.

(с опорой на слайды)

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон. Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и путешествий по Европе.

К ней очень рано пришла слава и любовь.

"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку. Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость…" (из воспоминаний К.Чуковского)

Из писем Ахматовой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется

мне, что люблю…". Но недолгим было счастье поэтессы. Судьба родины, попавшей в беду, взволновала её . Но ещё больше – судьба сына. И появилась поэма «Реквием»

Б)

После выразительного чтения наизусть и небольшой интерпретации поэмы Ахматовой я продолжаю:

- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не

легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге,

писал в своё время А.Солженицын.

(Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне. Материал взят учащимися из сети Интернет, а также из дополнительного источника, энциклопедии).

В) Анализ рассказа «Матрёнин двор».

Осн.вопрос:

Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе «Матрёнин двор»?

Какова судьба человека в тоталитарном государстве?

(Солженицын на примере судьбы главной героини Матрёны показывает безразличное отношение государства к своему народу. Ребята пытаются найти виноватых среди героев рассказа, хотя в конце диспута приходят к единому мнению, что виновато в судьбе Матрёны государство, выжавшее из человека всё, что можно, и бросившее на произвол судьбы.)

обращаюсь к материалу на доске:

История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим

Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет

со своей совестью)

своей судьбе Матрёна?)

(поступки)

обсуждают и осуждают?)

Вывод: Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

(ученика обобщают сказанное и записывают выводы в тетрадь.)

О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой

лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.

А) Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».

Я спрашиваю: О чьей судьбе говорится в стихотворении?

Дети: Стихотворение о судьбе людей, безвинно попавших в концлагеря. К числу таких людей относится и Варлам Шаламов.

Б) Рассказ о судьбе самого писателя. (сообщение подготовлено самостоятельно по материалам газет и журнальных статей).

Вывод: Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

В) Чтение наизусть и анализ эпизодов

«Колымские рассказы»:

состоянии героев?

Спрашиваю:

(желание

Г) Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы .

(отрывки подобраны ребятами по их усмотрению)

4. ВЫВОД : Подводя итог всему вышесказанному, я заканчиваю разговор вопросом:

Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.

(Ребята единогласно говорят о том, что забывать историю, тем более такую, нив коем случае нельзя. Это, действительно, как сказал когда-то Шаламов, преступления. Мы должны помнить горькие уроки истории, чтобы не допустить повторения трагедии, связанной с культом личности).

5. Дом.зад.:

6. Итоги урока: Ребята, читавшие наизусть отрывки из произведений и анализировавшие их, а также принимавшие активное участие в уроке, получают «5». Правильно отвечавшие, но не подобравшие своему ответу достаточно аргументов, - «4». Тройки и двойки не ставлю, так как работу этих учеников можно оценить по домашнему заданию на следующий урок.

Тема : Трагическая судьба человека

в тоталитарном государстве.

Цель: Помочь учащимся проследить влияние политического

режима на судьбу отдельно взятого человека;

развивать внимание, умение самостоятельно знакомиться

с дополнительной литературой, делать выводы;

развивать устную монологическую речь, умение составлять

связный текст на заданную тему;

воспитывать неравнодушное отношение к жизни страны в

целом, чувство патриотизма;

оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты Солженицына, Шаламова, Ахматовой.

План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Вступительное слово учителя:

1930-50-е годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. Восстановления государства после страшных событий Великой Отечественной войны. И в то же время именно 30-50е годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории.

Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть человеку счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими, среди людей, которым до тебя нет никакого дела. Политика тоталитарного государства убила в человеке всё человеческое, заставила жить интересами государства и при этом не заботиться о судьбе отдельно взятого человека, живущего рядом.

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

  1. Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.
  2. Чтение учениками отрывков из поэмы «Реквием», в которой выражено беспредельное народное горе.
  3. учитель:

- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге, писал в своё время А.Солженицын.

  1. Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне.
  1. 7. Анализ рассказа «Матрёнин двор».

Осн.вопрос: Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе

«Матрёнин двор»?

Какова судьба человека?

А) История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим

Б) Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет

обыкновенного человека, живущего в ладах

со своей совестью)

(самохарактеристика – что рассказывает о

своей судьбе Матрёна?)

(поступки)

(отношение людей к Матрёне – почему

обсуждают и осуждают?)

ВЫВОД : Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

  1. Учитель : - О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.
  2. Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».
  3. Рассказ о судьбе самого писателя.

Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

  1. Чтение наизусть и анализ эпизодов из разных рассказов из сборника

«Колымские рассказы»:

В каждом абзаце – судьба человека, спрессованное вмиг прошлое,

настоящее и будущее. Какие слова, фразы говорят об униженном

состоянии героев?

Что заставляет героев рассказов бороться за жизнь? (желание

донести до потомков ужасы лагерной жизни)

Что хотел поведать Шаламов человечеству и для чего?

12.Учитель:

Озверелость колымских лагерей, трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в «Колымских рассказах». Лагеря уродуют людей и физически, и морально.

Лагеря – это детище тоталитарного государства. Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь, аресты, расстрелы и, как правило, полное равнодушие человека к судьбе рядом живущих.

Покончено с этим, но разве из памяти народной можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, массовые аресты, голод, жестокость, вызванную страхом? Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти. И об этом напоминает нам А.Твардовский в своей поэме «По праву памяти»

  1. Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы .

ВЫВОД : Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.

  1. 14. Дом.зад.: «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления» - писал Шаламов. Согласны? Выскажите свою точку зрения в форме эссе.

Индивидуальное задание: собрать материал о концлагерях в СССР

(можно в форме реферата или проекта)

  1. Итоги урока.

На уроке литературы в 11 А классе

«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»

На уроке литературы в 11 Б классе «Не стоит село без праведника»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

План:
1. Концлагерь - это тоталитарное государство в миниатюре.
2. «Люди и здесь живут»- основной принцип жизни Ивана Денисовича.
3. Только трудом достигается свобода духа, свобода личности.
4. Сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время- все это главное для человека.
5. Человеческая душа- это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить,- это смысл рассказа.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был задуман в лагере в 1950-51 годы, а написан в 1959году. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в условиях лагеря, все свои впечатления автор изложил в своем рассказе. Главный герой произведения- простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагере было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Среди них: Гончик, носивший молоко в лес, баптисты, страдающие за свою веру, эстонцы, пленные. Все они живут, работают в лагере, пытаются поддерживать собственное существование. На территории лагеря есть все: а баня, и санчасть, и столовая. Все это напоминает небольшой городок. Но не обходится дело и без надзирателей, которых здесь огромное множество, он везде, они следят, чтобы все правила исполнялись, а иначе непокорного ждет карцер.
И вот восемь лет уже Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит, страдает, мучается, но при этом сохраняет внутреннее достоинство. Шухов не изменяет мужицким привычкам и «себя не роняет», не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает миски не доносит на товарищей для улучшения собственной участи.
Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинять кому-то неудобства заставляет его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдывать жадного Цезаря и «на чужое добро брюхо не распяливать». Еще он никогда не симулирует болезнь, а заболев в серьез, ведет себя в санчасти виновато: «Во что… Николай Семеныч…я вроде это… болен…» Солженицын пишет, что говорит он при этом «совестливо, как будто зарясь на что чужое». И пока сидел он в это чистой санчасти и целых пять минут ничего не делала, очень удивлялся этому: «было дивно Шухову сидеть в такой чистой комнате, в тишине такой…»
Работа, по Шухову, и есть спасение от болезни, от одиночества, от страданий. Именно за работой русский человек забывается, работа дает удовлетворение и положительные эмоции, которых так мало у зэков.
Поэтому так ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и плотник, и печник, и резчик тополя. «Кто два дела знает, тот еще и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в подневолье его охватывает азарт работы, переданный автором так, что ощущения Ивана Денисовича оказываются неотделимыми от собственно авторских. Мы понимаем, что А.И. Солженицын неплохой каменщик. Все свои умения он передает своему персонажу. И человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливается в труде, именно в процессе работы зэки шутят, даже смеются. Все можно отнять у человека, но удовлетворения от сделанной хорошо работы отнять нельзя.
Во фразе, где Шухов говорит, что «уж сам не знает, хотел он воли или нет», есть весьма существенный для писателя смысл. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдания способствуют нравственному очищению. Всем своим поведением в лагере герои А.И. Солженицына подтверждают основную идею этого произведения. А именно, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение Ивана Денисовича ничем не изменит его мировоззрения, его систему ценностей, его взгляд на многие вещи, его сущность.
Концлагерь, тоталитарная система не смогли поработить сильных духом людей, которых очень было много в нашей многострадальной стране, которые выстояли сами и не дали сгинуть стране.

“Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?” – на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как “Архипелаг ГУЛАГ”, “В круге первом”, “Один день Ивана Денисовича”. Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного романа.

ГУЛаг – аббревиатура, которой называли все места заключения. Иными словами, это концлагеря, только не немецкие, а советские, однако в СССР с соотечественниками иногда обращались хуже, чем фашисты… Известно, что писательница, помогавшая Солженицыну в работе над романом “Архипелаг ГУЛаг”, повесилась после жестокого допроса выследивших ее людей. Вот что творилось с простыми тружениками, просветителями!

Расположение десятков лагерей, если взглянуть на карту, очень напоминает архипелаг, именно поэтому Солженицын выбрал

такое название для своего главного романа. Чтобы попасть в ГУЛаг, достаточно быть раскулаченным крестьянином, инопартийцем или человеком, побывавшем в плену. Иногда туда попадали совершенно невиновные люди, но главная цель начальника лагерей – морально уничтожить человека, а не доказать вину. Самое страшное, что постоянным жильцом “архипелага” мог стать даже ребенок – ему давали 10 лет заключения. Если изначально без суда и следствия власть расстреливала без следствия “предателей”, то вскоре Сталин решил воспользоваться бесплатной рабочей силой и отправлял в ГУЛаги на 25 лет.

В романе Солженицын рассказывает о том, что самым первым местом для образования лагеря стал монастырь. Но попасть туда означало, что человеку относительно повезло, ведь самым страшным местом заключения был СЛОН – лагерь особого назначения на севере.

Через 20 лет после установления тоталитарного режима “архипелаг” приобрел чрезвычайные размеры. Люди, которые оказывались там, были не людьми – а “аборигенами”, а из-за нечеловеческих условий не проходило ни дня без смертности. ГУЛаги продолжали разрастаться по всей стране, заключенных становилось все больше, но на волю не выпускались даже те, кто выстоял все 25 лет мучений.

Такую трагическую судьбу испытали сотни тысяч человек, которые правдой и верой служили своему государству, но были оклеветаны. Но советский человек выстоял все, и даже несмотря на то, что после смерти Сталина ГУЛаги продолжали существовать, настало время, когда насилие исчезло, и люди стали жить спокойно, не боясь сказать лишнее слово или сделать шаг влево. Мы и есть счастливые жильцы этого времени, и мы должны быть бесконечно обязаны тем, кто выстоял все невзгоды в тоталитарном государстве.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так,...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Человек в тоталитарном государстве (сочинение) Ни за что на свете нельзя отобрать у человека ни свободу, ни вольнодумие, ни жажду справедливости. За...
  3. Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. - в годы, когда государство...

Александр Исаевич Солженицын (1918г. – 2008г.)

Человек, писатель, философ…

Тема урока: «Жизнеописание А.И.Солженицына»

Цель урока :

  1. познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;
  2. умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;
  3. воспитание личности.

Оборудование:

  1. фильм Александра Сокурова «Узел» (видеоаппаратура);
  2. портрет писателя;
  3. записи на доске:

А) темы урока;

Б) эпиграфы;

В) словарь: Диссидент; Цюрих; штат Вермонт, Америка.

Диссидент – (уст) – тот, кто отступает от господствующего в стране вероисповедания; вероотступник.

(лат) – несогласный, противоречащий.

Г) запись основных произведений:

  1. Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.

А.Солженицын

  1. … Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит?

С.Залыгин

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. 1. Слово учителя.

В начале 1980-х годов президент Рейган пригласил на завтрак наиболее видных советских диссидентов, проживающих на Западе. Из всего сонма званых отказался один А.И.Солженицын, заметив, что он не «диссидент», а русский писатель, которому не с руки беседовать с главой государства, чьи генералы по совету ученых всерьёз разрабатывают идею избирательного уничтожения русского народа посредством направленных ядерных ударов . Выразив вежливый отказ, Солженицын, однако, ответно пригласил Рейгана, когда истечёт срок его полномочий, посетить свой дом в Вермонте и там в спокойной обстановке побеседовать о насущных вопросах отношений двух наших стран, ненавязчиво подчеркнув, что президентская должность занимается одним лицом максимально на восемь лет, призвание же российского писателя пожизненно .

2. Кто же этот человек?

Узнать этого человека нам поможет фильм Александра Сокурова «Узел» (23 минуты I части ), продемонстрированный в декабре 1998г., когда писателю исполнилось 80 лет.

  1. Появился на свет в декабре 1918г. в Кисловодске.

Отец происходил из крестьян, стал студентом, затем добровольцем ушел на первую мировую войну и был награжден Георгиевским крестом. Он погиб от несчастного случая на охоте за шесть месяцев до рождения своего единственного ребенка.

После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета (1941г . ), одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы.

Уходит на войну, с 1942 по 1945г. командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями.

В феврале 1945г. в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на 8 лет:

1 год – на следствии и пересылках

3г. – в тюремном НИИ

4г. – общие работы в политическом Особлаге.

1953г. – Рак – излечился. Чудо.

Лагерный срок окончился в день смерти Сталина 5 марта 1953г., и тут же обнаружился рак, когда по приговору врачей остается жить не больше трёх недель… однако я не умер (при моей безнадёжно запущенной злокачественной опухоли это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор – не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель).

Затем был сослан в Казахстан «навечно»; однако рукотворная вечность продолжалась «лишь» три года, после чего определением Верховного Суда СССР от 6 февраля 1957г. последовала реабилитация.

После реабилитации работал школьным учителем в Рязани.

Вслед за публикацией в 11 м номере «Нового мира» за 1962г. произведения «Один день Ивана Денисовича» принят в Союз писателей, но кроме ещё нескольких рассказов и одной статьи, все написанное вынужден был отдавать с «Самиздат» или печатать в Зарубежье.

В 1969г. – из СП исключен.

В 1970г. – удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974г. – в связи с выходом 1-го тома «Архипелага ГУЛАГ» насильственно изгнан на Запад.

До 1976г. жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штата Вермонт , природой напоминающий среднюю полосу России.

Женат вторым браком на Наталье Светловой, у них трое детей – Ермолай, Игнат и Степан. В настоящее время – взрослые люди.

Ермолай – фенолог (изучение явлений живой природы)

Игнат – музыкант

Степан – градостроитель.

Вместо творческого труда в самом конце пережитой войны его постигают арест, тюрьма и лагерь, но:

- Страшно подумать, чтоб я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили .

1955-1968гг. - роман «В круге первом»

1955-1967гг. - повесть «Раковый корпус»

1958-1968гг. - «Архипелаг ГУЛАГ» (обозначение лагерной страны )

1963-1964гг. - 227 свидетелей

1956 - рассказ «Захар-Калита»

1959-1963гг. – рассказ «Матрёнин двор»

К 1994г. – 10 томов «Красное колесо» (повествование о революции)

! Обратимся к его представлениям о предназначении искусства в жизни людей.

Искусству, справедливо считает Солженицын, свойственен тайный внутренний свет, и весь его не дано ухватить человеку.

Солженицын полагает, что есть два типа художников:

  1. один «мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира»
  2. другой знает над собой силу высшую, не им этот мир создан
    «…
    Художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям »

? - К какому типу художников вы отнесете Солженицына?

Определяя свое понимание искусства, Солженицын размышляет над «загадочной» фразой Достоевского «Мир спасёт красота».

Домашнее задание:

  1. История создания произведения

ж №5, 89г, стр.21

  1. Лагерь, его устройство, его режим, его предназначение
  2. Социальная иерархия лагерной жизни. Её законы. Лагерники.
  3. Главный герой рассказа:

а) Автобиография – от лица Шухова.

б) Что за фигура перед нами. Какое вызывает впечатление.

5) Речевая материя, из которой создан солженицынский герой.

6) Колхозная жизнь, освещенная в произведении.

Тема урока: «Тема трагической судьбы в
тоталитарном государстве»

(повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока :

  1. на основе анализа повести проникнуть в мир человека из народа, узнать, как соотносит он себя с насильно навязанной реальностью и её идеями;
  2. выражение умений анализировать, доказывать свои мысли по поводу прочитанного произведения;
  3. воспитание творческого читателя.

Оборудование:

  1. портрет автора;
  2. эпиграфы к теме;
  3. словарь: тоталитаризм, праведник

Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, физической ликвидацией конституционных свобод и прав.

Праведник – 1. человек, живущий согласно заповедям, предписанными какой-либо религией;

2. тот, кто руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

Какую ниву палачи топтали,

Давили беспощадным колесом.

О, если б все замученные встали

И рассказали правду обо всём.

В.Боков

Мне очень повезло, что я был в лагере и, главное, что я выжил там.

«Я» выжило, чтобы найти себя в искусстве и оживить в нём лики тех, кого упрятали за алфавитно-цифровыми знаками.

А.Солженицын

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа над речевым дыханием «Старт»

III. Экспресс-опрос (по прочитанному дома произведению)

  1. Назовите полное имя главного героя повести (Иван Денисович Шухов )
  2. Лагерный номер Ивана Денисовича (Щ-854 )
  3. В какие годы происходят события, освещенные в произведении?

(50-е годы )

  1. Сколько лет главному герою произведения?
  2. Перечислите героев произведения, их род занятий на свободе (0,5б за каждого )

IV. 1. Слово учителя, переходящее в анализ произведения.

Беседа сопровождается комментированным чтением текста.

Самое сильное впечатление производят на нас мысли Шухова, переданная монологической речью тайна его внутренней жизни.

Начнём, пожалуй, с мысли, до которой додумался Иван Денисович.

Окончился рабочий день, все возвращались в лагерь.

И вот эта мысль:

«К вахте сходятся пять дорог…» (стр. 77 ) текст.

По завтрашним улицам ходят на работу градостроители – рабы: утром – на объекты, вечером – обратно.

Зэки ходят по лагерному правилу, руки держа сзади, а голову опустив.

Колонны идут, как на похороны «и видно тебе», - досадует Иван Денисович, - только ноги у передних двух-трёх да клочок земли утопленной, куда своими ногами переступить.

Ни на секунду не прекращается мыслительная активность Ивана Денисовича Шухова.

Он хронометрирует лагерное время по часам и минутам.

2. … Лагерь. Его устройство, его режим, его предназначение.

За колючей проволокой течёт жизнь.

Что же спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

Как всегда причастность к сообществу людей. Здесь это бригада, анналы семьи в вольной жизни. Отец-бригадир…

Бригадир в лагере – это все… (стр. 30, стр.34 )

3. Социальная иерархия лагерной жизни. Её законы.

Лагерники (Буйновский Цезарь)

Закон-тайга

  1. Главный герой произведения

а) Автобиография (индив)

б) Как попал в лагерь?

в) Что за фигура перед нами. Какое впечатление производит

г) Речевая материя, из которой создан солженицынский герой

  1. Колхозная жизнь

Выводы, обобщения.

Лагерная жизнь, как она ни регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто сырые зэки.

? Что же выбрал Шухов?

Тихо и незаметно для всех стал праведником.

Каждый день и час приходилось выбирать между добром и злом, силой и слабостью, достоинством и унижением.

Самое трудное в выборе – найти опору.

! И снова читателем охватывает чувство абсурдности происходящего по воле лагеря: молодой поэт почему-то в лагерной больничке дописывает стихи недописанные на воле.

Крестьянин Глухов с войны привезён на лесоповал.

Да и сами охранники, конвойные, русские люди, которым в мороз стоять на вышках и охранять кого? И зачем?

? Что за разбойничья орда захватила страну и направила одну часть народа на другую?

! Тема ответственности народа и её руководителей за настоящее и будущее страны.

Итоги урока

Домашнее задание :

1. Найдите начало действия, завязку сюжета

2. Кто они, главные герои рассказа

Групповые задания :

I. Повествователь

II. Матрёна

Тема урока: «Не стоит село без праведника»

Цель урока :

1) проследить, каким показан образ «величавой славянки» в произведении А.И.Солженицына;

2) развитие монологической речи, умение поддержать диалог;

3) воспитание личности.

Оборудование:

1. портрет писателя;

2. записи на доске.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

Исследование русского характера продолжалось и в других произведениях А.И.Солженицына конца 50 х – н.60 х годов.

В первоначальном варианте произведение называлось «Не стоит село без праведника», а действие в нём происходило в 1956 г. (в опубликованной редакции события развивались в дохрущёвское время в 1953 году). Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный смысл.

III. Беседа по содержанию произведении.

На каком событии концентрируется сюжет произведения?

На 184 ом км от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани

Что мы узнали о повествователе?

Прошёл путь к «Матрёниному двору» «из» пыльной горячей пустыни, где «задержался годиков на десять». Осуществить свою мечту вернуться в «нутряную» Россию ему удается, когда в стране начало «что-то страгиваться…» (иносказания об освобождении из лагеря, памятная «лагерная телогрейка». Долгие годы не поселили в душе рассказчика злобы…)

Что вы узнали о жизни Матрёны?

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой. Темнота, необразованность. Воспоминания о молодости Матрёны о том, что в молодости она «по пять пудов тяжестью не считала», а однажды «за узду схватила, остановила сани»

Некрасовкая героиня:

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет – спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

Героиня оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти.

Кульминацией во внешнем и внутреннем сюжетных планах является момент гибели Матрёны на переезде.

Матрёна всё равно пытается восстановить «лад» общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное «ломателями – не строителями», для которой «добро» - понятие материальное.

Матрёна – Фаддей

Среди своих односельчан Матрёна остаётся «непонятой», «чужой».

В финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «… она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Обзор «Архипелага ГУЛАГ».

Домашнее задание :

Список литературы:

1. №5, 1990г. Литература в школе

Один час, один день, одна жизнь человека в произведениях А.И.Солженицына

2. Акимов «На ветрах времени»

3. №5, 1989г. Литература в школе

Александр Солженицын: путеводитель

4. №4, 1997г. Один день…

Конфликт временного и вечного в повести «Один день…»

5. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №17-18 1993г.


Закурим, друг. Под этот вой Не спится что-то, не поется. Сейчас февраль. А нам с тобой И март ничем не улыбнется. Лев Платонович Карсавин
Александр Исаевич Солженицын стал известен в 60-е годы, в период “хрущевской оттепели”. “Один день Ивана Денисовича” потряс читателей знанием о запретном – лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Повесть посвящена сопротивлению живого – неживому, человека – лагерю. Солженицынский каторжный лагерь – это бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает. Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке главного – мыслей, совести, памяти.
Взять хотя бы Ивана Шухова “здешняя жизнь трепала от подъема до отбоя”. И вспоминать избу родную “меньше и меньше было ему поводов”. Так кто же кого: лагерь – человека? Или человек – лагерь? Многих лагерь победил, перемолол в пыль. Иван Денисович идет через подлые искушения лагеря. В этот бесконечный день разыгрывается драма сопротивления. Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавгоранг, каторжник X-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам бригадир Тюрин. Другие обречены на погибель – кинорежиссер Цезарь Маркович, “шакал” Фетюхов, десятник Дэр и другие
Лагерный порядок беспощадно преследует все человеческое и насаждает нечеловеческое. Иван Денисович думает про себя: “Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху. А иначе б давно все подохли, дело известное”. Крепко запомнил Иван Шухов слова своего первого бригадира Ку-земина – старого лагерного волка, который сидел с 1943 года уже 12 лет. “Здесь, ребята, закон – тайга, но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит”. Такова суть лагерной философии. Погибает тот, кто падает духом, становится рабом больной или голодной плоти, не в силах укрепить себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или доносить на соседа.
Как же человеку жить и выжить? Лагерь – образ одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность, и символ, воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени, грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.
Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя, быть собою. “Не подставляться” лагерю нигде – в этом тактика сопротивления. “Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только”, – такова тактика выживания. Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг друга по именам, отчествам, фамилиям Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела бы превратить система людей.
Отстаивать свободу в каторжном лагере – значит как можно меньше внутренне зависеть от его режима, от его разрушительного порядка, принадлежать себе. Не считая сна, лагерник живет для себя только утром – 10 минут за завтраком, да за обедом – 5 минут, да за ужином – 5 минут. Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест “медленно, вдумчиво”. В этом тоже освобождение
Главное в повести – спор о духовных ценностях. Алешка-баптист говорит, что молиться нужно “не о том, чтобы посылку прислали или чтоб лишняя порция баланды. Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…” Финал повести парадоксален для восприятия: “Засыпал Иван Денисович, вполне удовлетворенный… Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый”. Если это один из “хороших” дней, то каковы же остальные?!
Александр Солженицын пробил брешь в “железном занавесе” и вскоре сам стал изгоем. Книги его были запрещены и изъяты из библиотек. Ко времени насильственного изгнания писателя уже были написаны “В круге первом”, “Раковый корпус”, “Архипелаг ГУЛАГ”. Это преследовалось всей мощью государственной карательной машины.
Время забвения прошло. Заслуга Солженицына в том, что он впервые рассказал о страшном бедствии, которое испытал наш многострадальный народ и сам автор. Солженицын приподнял завесу над темной ночью нашей истории периода сталинизма.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. С ее терпеньем безнадежным, . С ее избою без сеней, И с трудоднем пустопорожним, И с трудоночью – не полней… Со всей бедой – Войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой. А. Т. Твардовский Практически все творчество А. И. Солженицина – Read More ......
  2. Эта тема возникает в романе “Мы”, в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к “нумеру”, где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, Read More ......
  3. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” смело можно назвать культовым романом, отражающим проблемы и вопросы, волнующие миллионы людей во всем мире. Одним из главных вопросов “Мастера и Маргариты” является проблема судьбы Художника в этом мире. В романе Булгакова он получает актуальную Read More ......
  4. Цезарь Маркович Характеристика литературного героя Цезарь Маркович – заключенный. Молодой, с густыми черными усами. В нем намешано много национальностей: и цыгане, и греки, и евреи. Ц. М. курит трубку, чтобы не просили докурить, в рот не смотрели. Ему жалко не Read More ......
  5. Иван Денисович Шухов – заключенный, отбывающий срок в сибирском каторжном лагере. Иван Денисович – крестьянин 40-ка лет. Сидит за “измену родине” – вместе с товарищами выбрался из немецкого плена, пробрался к своим, а те сдали их куда надо. На допросе Read More ......
  6. Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, Read More ......
  7. Сейчас, в то время, когда “Ревизор” написан и когда происходит действие, городничему лет 50. Он родился, стало быть,- в конце XVIII столетия, при Екатерине II. Он был юношей, когда наступил XIX век: смерть Павла I, “дней александровых прекрасное начало” (Пушкин). Read More ......
  8. Алексей Максимович Горький в романе “Фома Гордеев” рисует широкую картину жизни “хозяев” этого мира. Перед читателями проходит галерея портретов купцов-капиталистов: Игната Гордеева, Анания Щурова, Маякина. Правдиво и талантливо Горький показал безжалостное и страшное лицо капитала. Говоря о первоначальном накоплении денег, Read More ......
Человек в тоталитарном государстве