Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться? В чём разница между акустикой и классикой.

  • 23.04.2019

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Научившись играть на классике, хочется бороздить другие просторы.

Но какой инструмент выбрать и какая разница между разновидностями? Читайте описания видов, а также чем отличается акустическая гитара от классической.

В первую очередь классика – это универсал. Исполнять на ней можно произведения любых жанров: от менуэта до босса нова.

С таким инструментом можно выйти во двор и петь песни у костра. Но на акустике не сыграешь произведения Баха.

Однако у вестерн гитар (так еще называют их) есть одно преимущество – разновидности.

Классификация ведется по жанровой направленности, для которой создавались инструменты. Американскую эстрадницу можно назвать бардовской гитарой.

С подробной сравнительной характеристикой можете ознакомиться в таблице:

Сравнительный критерий Классика Акустика
Виды Универсальный вариант, могут подразделяться по виду материала, из которого изготовлен корпус и гриф, есть вид фламенковых моделей Разделяется по форме корпуса, названия модели даны в честь стилей, для которых подходит акустика: джамбо, дредноут и вестерн
Размер деки Небольшой корпус Крупный размер деки
Струны Нейлоновые, мягкие Металлические
Гриф Широкий Узкий
Способ игры Используется щипковая техника, звукоизвлечение только пальцами Можно играть не только пальцами, но и медиатором
Качество звука Мягкий бархатный тембр, благородное звучание Звонкий звук с металлическим призвуком
Достоинства Легче освоить новичку, мягкие струны уменьшают травматичность подушечек пальцев, можно исполнять любые произведения и стоимость за гитару ниже Подходит для эстрадного выступления, можно играть разными приемами игры и приспособлениями, подключить некоторые виды инструментов легче
Недостатки Не подходит для создания определенного сценического образа певца Стоит дороже, нельзя исполнять классические произведения

Какие бывают разновидности гитар по количеству струн, размеру и стилю музыки

Любимую гитару можно сделать не только шестиструнной, но и из 7, 8, даже 12 проволок.

Инструменты такие предназначены для исполнения различных стилей музыки как фолк, бардовские произведения и т.д.

Важно! У каждого вида гитар свой строй и размер. Отличаются они по весу, стилю, количеству струн.

Для детей, которые занимаются в музыкальной школе и изучают классический репертуар произведений, приобретают обычные модели. Акустика в основном покупается взрослой аудиторией.

Видов и моделей инструментов огромное количество, рассмотрим основные из них:

  1. Классика. Предназначена для щипкового звукоизвлечения, на ней 6 струн, которые сделаны из синтетического материала.

    Диапазон и строй совпадает с акустическим инструментом. Такая гитара появилась в 18 веке, стиль произведений – от барокко до попсовых жанров.

  2. Акустика. Имеет несколько разновидностей: фолк, джамбо и дредноут. Каждому названию соответствует свой стиль музыки.

    Отличаются модели пропорциями. Гриф в акустике тоньше, деку можно подключить к звукоусилителю. Также к подвидам относят укулеле, 7 струнную и 12 струнную гитару.

  3. Электрогитара. Этот инструмент давно покорил сердца рок-музыкантов, ведь в большинстве случаев мы видим ее на сцене у Юрия Шевчука или Джона Майера.

    Классифицируются модели в зависимости от исполняемой партии: соло, бас, ритм-гитара и т.д.

Отдельной группой можно поставить электроакустическую гитару, которая является своеобразным гибридом между акустикой и электрогитарой. Модели фламенко можно отнести к группе классических моделей.

Разница между электроакустической и электрогитарой

Разница между этими инструментами есть – и существенная.

Электроакустическая гитара представляет собой эстрадную модель, к которой подключается джек и вставляется пьезосниматель. Звучать эстрада может и без подзвучки.

А электроинструмент подразумевает наличие комбика, на модели исполняются произведения не только за счет звучания, но и эффектов.

Отключить от акустики кабель, и она превращается в свою стандартную прародительницу.

Отличия между укулеле и классической гитарой

Маленькая гавайская гитара в руках у милой девушки звучит волшебно. Но не стоит надеяться, что взяв в руки укулеле, начинающий гитарист сможет исполнить свои любимые пьесы.

Есть несколько отличий, которые не позволят этого сделать:

  • Размер. Очевидное отличие. Маленькая гитара может быть в 2 раза меньше классики.
  • Количество струн. На укулеле их всего 4.
  • Строй. Но здесь могут быть варианты, в зависимости от модели: сопрано, баритон и т.д.
  • Количество ладов. На укулеле их меньше.
  • Стоимость. Купить маленькую модель можно почти в 2 раза дешевле.

Также стоит отметить, что самый высокий звук – это четвертая струна, а низкий – первая. У классики совершенно обратная ситуация, поэтому у гитариста возникнут проблемы при изучении маленького грифа.

Важно! Укулеле – модель, предназначенная для исполнения песен. Классика имеет широкий репертуар.

Разница между басом и электрогитарой

Еще одни родственники, которые часто в джаз-бэнде стоят недалеко друг от друга – это электрогитара и бас.

Отличаются они в основном возможностями исполнения и предназначением.

Основная разница:

  • Количество струн и строй. На басу их всего четыре.
  • Приемы исполнения. Электрогитара – несомненный лидер по использованию технических средств.
  • Предназначения. Электрогитара обычно играет партию соло, а бас – аккомпанирующая педаль.
  • Внешний вид. Отличаются размерами грифа и корпуса.
  • Прародители. Отцом электроинструмента считается гитара, а бас произошел от контрабаса.
  • Толщина струн. Для баса нужен калибр больше.

Какая гитара импонирует вам больше? Выберите свою модель, чтобы осваивать большие музыкальные горизонты.

Полезное видео

Сравнение классической и акустической гитары.

В современном мире изготавливают большое количество струнных инструментов, и все они предназначены для разных целей, даже если с виду похожи друг на друга. Иногда отличий между двумя, внешне похожими инструментам, гораздо больше чем, к примеру, между лисицей и волком. Сегодня мы будем сравнивать два совершенно разных вида гитар. Итак, в чём же разница между акустической и классической гитарой? (На самом деле, и та и другая гитара являются акустическими по звуковым свойствам. Просто со временем за эстрадной гитарой закрепилось название “акустика”).

Внешний вид и строение

Иногда внешние сходства этих гитар заставляют новичков их путать, но первое впечатление обманчиво. Если осмотреть оба инструмента внимательно, можно найти следующие отличия:

1. У гитары вестерн (акустической) корпус немного больше и массивней, чем у классической (испанской).
2. Гриф классической гитары шире, для удобного передвижения пальцев левой руки. А у вестерн - уже, что способствует более лёгкой игре аккордами.
3. На «испанке» отсутствует пластмассовая накладка на корпусе (впрочем, акустика её тоже может не иметь, поэтому это не главное их внешнее отличие).
4. В грифе гитар классического типа нет металлического стержня (анкера), и это ещё одна из причин, по которой он гораздо шире и толще.
5. У акустики часто встречается вырез в корпусе, для удобной игры на последних ладах (высоких нотах).
6. Главное различие - материал, из которого изготовлены струны. На классических гитарах установлены нейлоновые струны, а на вестерн - металлические.

Способы извлечения звука. Звучание

«Испанка» предназначена для пальцевой игры, медиатор применяют крайне редко, так как мягкость нейлоновых струн не позволит сыграть, к примеру, переменным штрихом. В истории музыки встречаются гитаристы, использующие всё подряд, начиная от ногтей, заканчивая смычком, но всё это единичные случаи, на которые не стоит ровняться. Нейлоновые струны в сочетании с пальцевой игрой дают мягкий и приятный тембр.

Акустическая гитара, в плане методов извлечения звука, не ограничена. Играть на таком инструменте разрешено всем: пальцами, медиатором, фингерпиками, ногтями, монеткой, и всем, что удобно держать в руке. Металлические струны и объёмный корпус позволяют добыть яркий акустический звук.

Предназначение и применение

Акустики используют для игры разного жанра музыки, такой тип гитар популярен у рок-музыкантов, исполнителей шансона, блюза и других. Громкие металлические струны отлично подойдут для игры аккомпанемента аккордами, так и соло партий. Гитарист чаще всего предпочитает выступать стоя, поэтому под этот инструмент производят специальные ремни, которые поддерживают инструмент навесу.

Испанская гитара отлично подойдёт для исполнения классической музыки. Игре на таком инструменте обучают в высших музыкальных учреждениях и музыкальных школах. Применяется гитара в оркестрах и для эстрадного исполнения. В большинстве случаев игра на классической гитаре происходит в позе сидя. В этот момент гитарист держит инструмент на левом колене, а под этой ногой находится подставка для удобной посадки.

Техника

Для левой руки практически одинаковые техники исполнения, но у вестерн всё же больше применяемых приёмов. В случае правой руки всё гораздо иначе. Классические гитары чаще всего используют следующие техники: фламенко, пиццикато, барток, тамбор, кампанелла и другие. Все эти приёмы выполняются рукой (пальцами), без применений медиатора.

Акустика предпочитает: аккордовую технику, игру медиатором, пальцевую / фингерстайл, слэп, тэппинг, фортепианную технику, расгеадо и т. д.

Запись нот для гитары и табулатуры

Мои подписчики меня часто спрашивают подойдут ли мои табы и ноты песен для гитары на классику, если я исполняю их на акустической гитаре. В плане записи нот для гитары, обозначений, табов никакой разницы между акустической и классической гитарами нет. Всё так же. Отличия в первую очередь связаны со звуком. К примеру, в таких моих переложениях как Behind Blue Eyes или В последнюю осень и некоторых других, есть игра боем. Нейлоновые струны не предназначены для игры боем, соответственно звук будет менее ярким чем на металлических струнах.

Ещё один нюанс заключается в ширине грифа. На акустике гриф уже, и некоторые аккорды будет легче зажать чем на классической, т.к. струны расположены ближе друг ко другу. Но здесь есть и обратная сторона медали. На акустической гитаре из-за близости струн друг к другу, бывает такое, что пальцы заглушают звук соседней струны, задевая её. На классической гитаре этой проблемы нет. Вывод такой. Любые табы и ноты для гитары, которые есть на моём сайте, подойдут для любой гитары, кстати, даже для электро.

Давайте подытожим. Оба инструмента, представленных в сравнении, имеют свою историю возникновения, свои, особые методы исполнения, а также разницу в способе извлечения звука. Но в тоже время, эти две разновидности гитар имеют и много общего. И в некоторых случаях могут иметь взаимозаменяемость.
На этой вы сможете скачать как ноты песен для акустической гитары, так и классические переложения известных композиторов.

Решение приобрести гитару рано или поздно поставит вас перед выбором: акустическая или классическая. Есть, конечно, третий вариант, электрогитара, но это решение подходит далеко не всем. Давайте рассмотрим основные отличия акустики от классики и оценим их достоинства и недостатки.

Классическая гитара недаром носит такое название. Этот инструмент рассчитан для исполнения классической музыки, пьес и романсов. Его конструкция почти не отличается от старинных испанских гитар. Недаром такую гитару иногда называют испанкой. Именно ее следует покупать для ученика музыкальной школы.

Конструктивные особенности классической гитары

Нейлоновые струны . Это один из основных признаков классической гитары. Нейлоновые струны звучат мягче, глубже и тише металлических. Попытки горе-музыкантов усилить звук путем замены струн обычно заканчиваются поломкой инструмента, так как классика рассчитана на щадящее давление нейлона. Щадит он и пальцы начинающих музыкантов, мягкие струны не требуют чрезмерных усилий при зажатии аккордов.


Отличается и крепление струн, они привязываются специальным узлом. Иногда можно увидеть необычные гибриды: классические гитары с металлическими струнами. В большинстве случаев, это продукция советских фабрик, используемая для посиделок у костра или дворовых концертов. Серьезные фирмы редко выпускают такие инструменты. Кроме нейлоновых, существуют карбоновые струны и жильные, из кишок животных.

Размер корпуса . Классическая гитара меньше и нередко изящнее акустических собратьев.

Ширина грифа. Гриф классической гитаре довольно широкий, обычно на нем 19 ладов , двенадцать из которых расположены между корпусом и головкой грифа. Часто выполняется из цельного куска дерева. Большое расстояние между струнами позволяет удобно играть перебором, зажимать отдельные ноты. Иными словами, этот гриф идеален для пальцевого звукоизвлечения. Прогибы не допустимы.

Акустическую гитару также называют эстрадной . Ее история тесно связана с Америкой, такими стилями как джаз и кантри. Этот инструмент стал популярным совсем недавно, в двадцатом веке. Акустические гитары отличаются большим разнообразием. Они бывают различных размеров, с электронной начинкой и без нее, варьируется даже количество струн. Кроме вышеупомянутых стилей, отлично подходит для исполнения современной музыки, включая поп и рок. Более удобна для игры медиатором, чем пальцевой техники.

Конструктивные особенности акустической гитары

Металлические струны . Их звук значительно богаче, насыщенные и ярче, чем у капроновых. Кроме того, он на порядок громче. Дополнительные качества звучанию придает оплетка струн. Производители постоянно соревнуются, выпуская струны с оплеткой из различных металлов. Чтобы извлечь эффектный звук исполнителю приходится прикладывать большие усилия. Разучивание аккордов, особенно закрытых, может стать серьезным испытанием для начинающего музыканта. Немного облегчить задачу можно установкой более тонких струн, но добиться мягкости капроновых нельзя.

Число струн . Если классические гитары исключительно шестиструнные, то у акустических может быть четыре, шесть, семь и даже двенадцать струн. Тем не менее, большинство музыкантов пользуется шестиструнными инструментами.

Большие размеры . Корпус акустики больше и прочнее. В сочетании с металлическими струнами крупный резонатор позволяет получить действительно мощный звук. Нередко производитель делает специальный вырез, позволяющий сравнительно легко играть на последних ладах. Характерный элемент акустической гитары – пикгард. Это накладка на корпусе, защищающая деку от ударов медиатора.

Узкий гриф . Конструкция грифа акустической гитары имеет ряд отличий. Он заметно уже, чем у классической, струны расположены ближе друг к другу. Это позволяет удобнее брать аккорды, при игре боем звук получается более цельным. Внутри грифа часто устанавливают анкер. Это металлический стержень, при помощи которого регулируется изгиб грифа, который у акустических гитар вполне допускается. Еще одно отличие – большее число ладов.

На первый взгляд, акустическая гитара – это то же самое, что и классическая гитара. Однако с вами будет готов поспорить любой знаток музыкальных инструментов. Чтобы не попасть впросак и не путать эти два понятия, прочтите различия между акустической гитарой и классической гитарой.

Определение

И акустическая, и классическая гитары – это струнно-щипковые музыкальные инструменты, которые используются как аккомпанемент для исполнения песен, танцев самых разных жанров (авторских, фольклорных), благодаря тому, что конструкция порождает резонанс звука. При этом понятие «акустическая гитара» шире, чем понятие «классическая гитара», помимо классической гитары к гитарам акустическим относятся джамбо (круглая гитара), укулеле (гавайская гитара с четырьмя струнами), русская гитара с семью струнами и другие. Как следует из названия, классическая гитара – это консервативный, формализованный инструмент. Это основная разновидность акустических гитар, самая популярная. Именно на ней исполняются классические произведения, а в музыкальных учебных заведениях учат играть на данном типе гитары. Для игры на такой гитаре не нужен медиатор, так как из-за особенностей корпуса звук не получается глухим, как в случае с дредноутом, который является акустической гитарой (но при этом не классической) – для игры на нём используют медиатор.

Строение классической и акустической гитары

Выводы сайт

  1. Акустическая гитара – более общий, собирательный термин, чем классическая гитара
  2. Акустическая гитара может иметь разное количество струн (4,6.7,12). У классической гитары их 6.
  3. Классическая гитара – классическая, формализованная и одновременно самая популярная версия акустической гитары
  4. На классической гитаре обычно играют без помощи медиатора, чего не скажешь о некоторых других разновидностях акустических гитар.