Именные иконы. Преподобный благоверный великий князь даниил московский

  • 11.10.2019

С вятой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского (+1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы.

Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря - самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспитан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте святой Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в княжение: по жребию между сыновьями святого Александра Невского ему досталось Московское княжество, в то время маленькое и незначительное.

Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в 1238 г.) деревянную крепостную стену, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив формирование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшельник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня - Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

За Москвой-рекой, на ее пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь и в нем - деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Летописи сообщают, что Данилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

В 1300 году по повелению благоверного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности).

Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княжеством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвышение стольного града Москвы.

Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора расширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737-1812): «сей-то первоначальный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало нынешнему величию [Москвы], проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества».

В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была признавать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывавшие в междоусобной вражде, прибегали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благочестием, стремлением к миру, кротостью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

Если и приходилось князю Даниилу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Константин Романович призвал в помощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в поход на Рязань.

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника - переяславского князя Иоанна.

Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться.

Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын - князь Иоанн Калита (1325-1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.)

Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну - се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках.

При Василии Иоанновиче (сыне Иоанна III) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле.

При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550- 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной.

30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

Тогда же благоверный Даниил был причислен к лику святых, чтимых Русской Церковью.

Считается одним из древнейших у христиан. День ангела должен отмечать каждый его носитель. Памятная дата бывает несколько раз в году. Не обязательно праздновать все подряд. Достаточно подобрать для именин одну, самую ближнюю к дню своего рождения. Церковный календарь такую возможность предоставляет.

  • 02.01. – св. Сербский
  • 01.03. – м. Даниил
  • 31.03. – преп. Даниил
  • 20.04. – преп. Даниил Переяславский
  • 05.06. – преп. Даниил
  • 23.07. – муч. Даниил Никопольский
  • 12.09.. – свят. Даниил Сербский
  • 25.09. – преп. Даниил
  • 04.10. – преп. Даниил Шужгорский
  • 11.12. – преп.муч. Даниил
  • 12.12. преп. Даниил
  • 24.12. – преп. Даниил Столпник
  • 30.12. – пророк Даниил

Даниил имеет древнееврейское происхождение. Точный перевод значения слова: «Бог мой судья». Иногда объясняется как “суд Божий”. На Руси, особенно среди купечества и простолюдинов, была в ходу форма – Данила (Данилка).

Церковное написание встречается еще в преданиях. Так звали мудреца, пророка, жизнь, страдания, которого показаны в древней «Книге пророка Даниила».

Характеристика человека с именем Данила

Основные черты

Будучи ребенком спокоен, не доставляет хлопот. Свое умение держаться невозмутимым, уравновешенным проносит через долгие годы. Сорваться может только столкнувшись с откровенной ложью. Быстро подавляет гнев, но прощения обманщик уже не дождется. Детские увлечения могут перерастать в профессию. Работник из него получается добросовестный, чувствующий ответственность. В коллективе всегда считаются с его мнением.

Семья, отношения

В браке счастлив не всегда. Случаются скоропалительные браки. Сильно любит своих малышей, но не слишком усердствует в воспитании, отдавая лидерство супруге. Часто женится многократно. При повторных браках не стремится к новым детям. Поддерживает и помогает своим. Решает все сам, пребывая какое-то время в одиночестве.

Судьба

Даниил – человек, которого не сломит ни одна буря. Обладает решительностью, хотя долго все обдумывает. Умеет проложить путь в новое для других. Хранит память о предках. Всегда имеет уютный дом.

Истории святых с именем Даниил

Даниил Московский

Дни памяти:

  • 17.03. – день смерти.
  • 12.09. – обретение мощей

Будущий святой родился в семье кн. Невского. Из числа сыновей был младшим. Назван в честь св. Даниила Столпника. Всю жизнь почитал его, говорил, чувствует святое покровительство. Имел собственную печать с ликом мученика. Возвел во имя его монастырь. С уходом отца в мир иной, сыновья стали править каждый в своем княжестве.

Даниле отошли Московские земли, самые захудалые на тот период. Новый правитель старался, и владения стали приумножаться. Мудрый князь умел договариваться мирно, избегал кровопролития, войн. Несмотря на это, пришлось и ему успешно повоевать с монголо-татарами.

Московский Даниил будучи у власти укрепил Москву, возводил монастыри, считается основателем Рюриковичей. Незадолго до кончины постригся в монахи.

  • Скончался — 17.03. (новый стиль) 1303 г.
  • Канонизирован – в 1791 г. как св. благоверный кн. Даниил Московский.

Похоронен в Даниловском монастыре, где настоятель Патриарх московский и Всея Руси. Действует.

Даниил Сербский

День памяти:

Будучи знатного рода, богатым по рождению, входил в окружение короля Сербии Стефана. Ушел из дворца, оставил в миру все, постригся в монастыре г. Кончула.

С годами стал игуменом Хилендарского монастыря. Вместе с монахами претерпевал голод в военное время, осаду, нападения врагов. С наступлением мирного времени отказался от игуменства, жил в келье св. Саввы. Помог погасить междоусобицу, в результате стал епископом. Пребывал настоятелем монастыря св. Стефана, а затем получил чин архиепископа.

Даниил Никопольский

День памяти:

В г. Никополе при императоре Ликинии христиане повсеместно преследовались. Их пытали, уничтожали, требовали отречения. По государскому повелению всех, кто не желает вновь стать язычником, терзали до смерти. Многие скрывались, но 45 граждан во главе с Даниилом, Маврикием, Александром, Леонтием заявили правителю о своей вере открыто, явившись к нему лично.

За нежелание исповедников отступиться от христианства их убили, предав живыми огню. Обугленные кости утопили в реке. Святые останки были обнаружены, а в честь 45 никопольских мучеников воздвигнут храм.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня".
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Как будете готовы - тяните карту:

Имя Даниил считается одним из древнейших у христиан. День ангела должен отмечать каждый его носитель. Памятная дата бывает несколько раз в году. Не обязательно праздновать все подряд. Достаточно подобрать для именин одну, самую ближнюю к дню своего рождения. Церковный календарь такую возможность предоставляет.

  • 02.01. – св. Даниил Сербский
  • 01.03. – м. Даниил
  • 31.03. – преп. Даниил
  • 20.04. – преп. Даниил Переяславский
  • 05.06. – преп. Даниил
  • 23.07. – муч. Даниил Никопольский
  • 12.09.. – свят. Даниил Сербский
  • 25.09. – преп. Даниил
  • 04.10. – преп. Даниил Шужгорский
  • 11.12. – преп.муч. Даниил
  • 12.12. преп. Даниил
  • 24.12. – преп. Даниил Столпник
  • 30.12. – пророк Даниил

Церковная форма имени

Даниил имеет древнееврейское происхождение. Точный перевод значения слова: Бог мой судья. Иногда объясняется как суд Божий. На Руси, особенно среди купечества и простолюдинов, была в ходу форма – Данила (Данилка).

Церковное написание встречается еще в преданиях. Так звали мудреца, пророка, жизнь, страдания, которого показаны в древней Книге пророка Даниила.

Характеристика человека с именем Данила

Основные черты

Будучи ребенком спокоен, не доставляет хлопот. Свое умение держаться невозмутимым, уравновешенным проносит через долгие годы. Сорваться может только столкнувшись с откровенной ложью. Быстро подавляет гнев, но прощения обманщик уже не дождется. Детские увлечения могут перерастать в профессию. Работник из него получается добросовестный, чувствующий ответственность. В коллективе всегда считаются с его мнением.

Семья, отношения

В браке счастлив не всегда. Случаются скоропалительные браки. Сильно любит своих малышей, но не слишком усердствует в воспитании, отдавая лидерство супруге. Часто женится многократно. При повторных браках не стремится к новым детям. Поддерживает и помогает своим. Решает все сам, пребывая какое-то время в одиночестве.

Даниил – человек, которого не сломит ни одна буря. Обладает решительностью, хотя долго все обдумывает. Умеет проложить путь в новое для других. Хранит память о предках. Всегда имеет уютный дом.

Истории святых с именем Даниил

Даниил Московский

  • 17.03. – день смерти.
  • 12.09. – обретение мощей

Будущий святой родился в семье кн. Александра Невского. Из числа сыновей был младшим. Назван в честь св. Даниила Столпника. Всю жизнь почитал его, говорил, чувствует святое покровительство. Имел собственную печать с ликом мученика. Возвел во имя его монастырь. С уходом отца в мир иной, сыновья стали править каждый в своем княжестве.

Даниле отошли Московские земли, самые захудалые на тот период. Новый правитель старался, и владения стали приумножаться. Мудрый князь умел договариваться мирно, избегал кровопролития, войн. Несмотря на это, пришлось и ему успешно повоевать с монголо-татарами.

Московский Даниил будучи у власти укрепил Москву, возводил монастыри, считается основателем Рюриковичей. Незадолго до кончины постригся в монахи.

  • Скончался - 17.03. (новый стиль) 1303 г.
  • Канонизирован – в 1791 г. как св. благоверный кн. Даниил Московский.

Похоронен в Даниловском монастыре, где настоятель Патриарх московский и Всея Руси. Действует.

Даниил Сербский

Будучи знатного рода, богатым по рождению, входил в окружение короля Сербии Стефана. Ушел из дворца, оставил в миру все, постригся в монастыре г. Кончула.

С годами стал игуменом Хилендарского монастыря. Вместе с монахами претерпевал голод в военное время, осаду, нападения врагов. С наступлением мирного времени отказался от игуменства, жил в келье св. Саввы. Помог погасить междоусобицу, в результате стал епископом. Пребывал настоятелем монастыря св. Стефана, а затем получил чин архиепископа.

Даниил Никопольский

В г. Никополе при императоре Ликинии христиане повсеместно преследовались. Их пытали, уничтожали, требовали отречения. По государскому повелению всех, кто не желает вновь стать язычником, терзали до смерти. Многие скрывались, но 45 граждан во главе с Даниилом, Маврикием, Александром, Леонтием заявили правителю о своей вере открыто, явившись к нему лично.

За нежелание исповедников отступиться от христианства их убили, предав живыми огню. Обугленные кости утопили в реке. Святые останки были обнаружены, а в честь 45 никопольских мучеников воздвигнут храм.


Святой благоверный князь

Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюрикови-чей : московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда , сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года) . Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной) . Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому , Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок - князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.


Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем (" Дюденева рать "), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду - и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину - Переяславскую область - одно из сильнейших тогда княжеств - в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году - в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находи-лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми-хай-лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно пе-ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен-ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно - восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича) , над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь . По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.

Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".