Освещение в фотографии - основы работы со светом. Мягкий свет и жесткий свет в фотографии

  • 10.10.2019

В разговорах фотографов об освещении часто можно услышать такие понятия как жесткий и мягкий свет . Давайте разберемся, что это такое и когда используется.

Жесткий свет

Источник жесткого цвета – чаще всего точечный, имеет определенную направленность. Это например, солнце или прожектор. Примером источника жесткого света может служить и студийная вспышка с маленьким рефлектором, если поместить ее на большом расстоянии от фотографируемого объекта.

Жесткий свет позволяет создавать яркие драматичные портреты. При такой съемке образуются тени – глубокие и резкие. Резкость образуется за счет маленькой площади перехода из света в тень. Жесткий свет, падающий на объект съемки под углом, позволяет передать текстуру и характер поверхности, но имеет и недостаток. На фото будут хорошо видны все дефекты кожи.

Работа с жестким светом требует от фотографа определенных умений. В частности нужно уметь «видеть свет», и точно его устанавливать с дальнейшей настройкой. Разрушить красоту рисунка можно очень легко – достаточно чуть повернуть голову в какую-либо сторону. Это изменение нарушит композицию.

Мягкий свет

Принято думать, что мягкий свет является рассеянным, однако это не совсем так. Правильнее будет сказать, что степень мягкости света будет зависеть от относительного размера источника света, если сравнивать его с объектом съемки. Также во внимание принимается и то, насколько далеко они расположены друг от друга.

Что это значит для фотографа? То, что от мягкого источника света при определенных условиях можно получить жесткое освещение. Это станет возможным, если расстояние между объектом съемки и источником света будет во много раз превышать размер этого источника. В таком случае говорят о том, что получился практически точечный источник. Таковым вляется вспышка. Но как же добиться мягкого света?

Выход есть. От фотографа потребуется увеличить площадь излучения. Таким образом, световой поток будет «растекаться» по большей поверхности, и при этом сохранится направленность света, что немаловажно.

Как технически можно увеличить площадь излучения. Нужно чтобы свет отражался от большой поверхности или же был пропущен через рассеивающий материал. В первом случае можно задействовать зонт на отражение или камеру со вспышкой, направленной в потолок. Во втором – скрим-панель, софтбокс, фрост-раму.

Какие примеры мягкого света можно привести в пример? Ими могут служить окно, куда не попадают прямые солнечные лучи или небо при пасмурной погоде.

У изображения, которое получается за счет источника такого света, имеются свои особенности. В этом случае переход от света к тени становится более протяженным. А значит, дефекты кожи при фотосъемке станут менее заметными.

Если вы думаете, что сделать портрет при мягком освещении – это процесс, требующий наличия студийного оборудования, то вы не правы. Достаточно просто создать нужные условия для съемки, и самое простое решение здесь – воспользоваться светом от окна.

Продолжаю изображать из себя Льва Николаевича стараться быть активным блогером. Сегодня хотелось бы рассказать о том, чего так не хватает, нашей темно-серо-свинцовой-депрессивной, не самой солнечной белорусской зимой. Поговорим об естественном солнечном свете, способах его использования, и главное, посмотрим на примерах, что получается в тех, или иных условиях съемки.


Нашел в Национальном музее неизвестный труд белорусского художника - "Маяк в солнечном Полесье". На нём автор попытался изобразить схему движения солнца в летний день.

Сразу попытаюсь выделить какие варианты света можно получить:

Жесткий, чаще всего фронтальный или боковой - когда солнце светит с соответствующего направления на модель. (чаще всего цифра 2)
-Контровой - солнце светит за моделью. От таких фото все кончают, если вы не знали:) (В любое время суток, но оптимально утром или вечером цифры 1 и 3)
-Мягкий рассеянный свет - солнце за облаками. (облака слева и справа от цифры 2)
-Мягкий рассеянный свет - объект съемки в тени от здания или дерева.

Наверное что-то еще, но писать буду про пункты изложенные выше:)

Самое лучшее время для съемки в летний день - вторая половина дня, примерно после 16-00. Это оптимально, но совсем не значит, что в другое время дня не могут получится шедевры хорошие кадры.

Мой самый любимый, ненаглядный, сладкий и божественный контровой свет :

А еще можно специально или не специально ловить зайчиков.

На фото контровой свет легко узнать по характерному ореолу вдоль контура, особенно хорошо он просматривается на волосах.

Контровой удобен тем, что позволяет получать равномерный свет на объекте, и, что самое главное - не слепить человека в процессе съемки(по-крайней мере не так сильно). Для такой съемки желательно наличие бленды.

Жесткий свет для меня как единорог в Атлантиде - использую крайне редко, не лежит душа, хоть ты тресни:)

Ему характерны: глубокие тени + контрастная, насыщенная картинка.

Зато можно получать интересные теневые рисунки:

Главный его недостаток - сильно слепит модель, поэтому, чаще всего, глаза открываем на три-четыре.

Мягкий рассеянный свет - солнце за облаками. Тут всё просто - в любое время дня солнце может уйти за облака. На всех летних свадебных съемках, прогулка, чаще всего, выпадает на самое неподходящее время - с 12 до 16 - солнце в зените, свет максимально жесткий и некомфортный. Все фотографы совершают обряд вызова облаков рады облакам в такое время:)

И, почти тоже самое, когда модель располагаем в тени:

Леру уже посмотрели 2 раза:)

Тень очень легко найти, стоит посмотреть на землю: в точке X - света больше, он более контрастный и насыщенный, в точке Y - уже тень - свет там гораздо мягче.

Во второй части постараюсь рассказать про использование отражателей и рассеивателей. Продолжение следует...

Хороший свет и умение его использовать - залог классных кадров и вот такого настроения:

Освещение – один из ключевых моментов в фотографии. Можно экспериментировать с ним, добиваясь хороших результатов, но лучше все же сначала понять, что такое мягкий и жесткий свет, а потом уже приступать к процессу съемки.

Каждый, наверное, знает, что свет может быть как рассеянным, так и направленным. В естественной природе можно увидеть оба этих варианта. Например, летний день, чистое голубое небо, яркое солнце – это прямой свет, его можно назвать направленным. Объекты на фотографиях в таких условиях получаются с четкой, будто прорисованной тенью. А вот если солнце заволакивает облаками, то свет становится рассеянным, и их почти не видно, хотя на улице также светло.

У каждого в квартире висит люстра или светильники. Они пускают прямые лучи, которые, впоследствии отражаясь от стен и пола, рассеиваются. Это происходит потому, что поверхности имеют шероховатости и неровности, порой невидимые ля человеческого глаза. Поэтому, попадая на них, прямые лучи отражаются с разными градусами отклонения. В результате этого освещение становится боле мягкое, тени не пропадают, как в облачную погоду, но становятся не такими яркими, как в солнечную. Переходы между освещенными и неосвещенными предметами становятся более плавными.

Фотографируя в студиях, большинство используют мощный софит или моноблок. В результате этого получаются жесткие световые границы. Чтобы уйти от них и сделать освещение не таким резким, нужно вспомнить одно правило: чем больше источник света по отношению к снимаемой площади, тем светлее и мягче тени. Для того, чтобы «увеличить» источник света, можно использовать отражатель, это создаст нужный эффект. А если перед источником света натянуть тонкую прозрачную ткань, то тени вовсе исчезнут. Но с этим методом следует быть аккуратным, т.к. этот метод пожароопасный.

Другой способ – просто поставить нужный предмет ближе к окну. От него исходит рассеянный свет, который не даст резких переходов. Это можно использовать в бытовых ситуациях: у вас неидеальная кожа? Встаньте на фотографиях к окну, и на снимке она будет выглядеть гораздо лучше.

Теперь наверняка понятно, что такое направленный, или жесткий свет, а какой называют рассеянным, или мягким. В съемке используется и тот, и тот, нужно лишь понимать, какого эффекта следует достичь. Например, снимая мужчин, в большинстве случаев лучше применять жесткий свет, а фотографируя женщин – мягкий. Теперь осталось приступить к практике и тренироваться делать снимки в нужных условиях.

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Очень часто фотографы, которые пытаются освоить студийную съемку или даже просто разобраться с тем, самостоятельно изучая , сталкиваются с трудностью определения таких понятий как «жесткий» или «мягкий» свет. Вроде и из контекста понятно, чем одно отличается от второго, а наглядности нет, потому что у человека небольшой опыт работы с освещением.

А ведь жесткий и мягкий свет - условное обозначение. Конечно, есть и четкое понимание - вот этот свет жесткий, а вот этот мягкий. Но есть и так называемые промежуточные стадии мягкости света, которые кто-то может отнести к мягкому освещению, а кто-то посчитать жестким светом. Именно поэтому «мягкость» и «жесткость» - лишь плавность границы перехода света и тени.

Существует простой способ проверить какое у вас освещение. Этот метод хорошо работает как в студии, так и при естественном свете на открытом воздухе. Для определения не требуется даже какого-то специального оборудования. Достаточно рук и непосредственно источника света.

Держите левую руку перед собой ладонью вверх. Палец правой руки расположите в нескольких сантиметрах от ладони и таким образом, чтобы источник света находился примерно в таком положении, как вы собираетесь снимать. Теперь смотрите на тени, которые отбрасывает палец на ладонь. Наглядно и очевидно - чем жестче свет, тем тень от пальца будет более резкой и наоборот. Вы также можете обратить внимание на то, как изменяются (расплываются или наоборот концентрируются) тени, когда вы становитесь ближе к источнику света или отходите дальше от него.

После того, как несколько раз проверить подобным способом, какой вокруг свет, уже можно будет ориентироваться без особых усилий и даже со временем научиться хорошо видеть сколько источников света было использовано фотографом в той или иной ситуации.