Танец кружащихся дервишей. Танец дервишей Танец кружащихся дервишей

  • 04.09.2019

Наверняка вы слышали о мистических танцах дервишей. А может быть, и присутствовали на этом уникальном представлении, которое завораживает и раскрывает в глубинах души доселе незнакомые переживания. В наше время, танцы дервишей настолько популярны, что это действо стало одним из главных символов турецкой культуры. А все дело в том, что это не просто загадочный танец, здесь речь идет о древнем искусстве, таинственном ритуале, суфийской философии.

У слова «дервиш» есть несколько значений, в частности его можно перевести как «бедный», «неимущий», или «тот, кто стоит за дверью». В давние времена дервиши были странствующими монахами, жили на подаяние, оттого часто стучали в дверь незнакомых домов.

Автором мистического танца является суфийский философ и знаменитый персоязычный стихотворец Мевлана Джелаледдин Руми, живший в период с 1207 до 1273 года, в сокращенном варианте его называют Руми, или Мевляна. Как-то Руми, бродя по местному базару, обратил внимание на кузнецов, которые ковали гравированные украшения. Уж очень благозвучно перестукивались молоточки мастеров, и умиленный суфий стал им в такт напевать шахаду «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду расулю-Ллах». Руми, которого еще при жизни называли «учитель, у которого сияющее сердце», «проводником каравана любви», долго произносил заветные слова - символы веры, затем стал кружиться с поднятыми вверх руками и постепенно вошел в транс. Лицо суфия просто излучало доброту, а от всей фигуры исходило мягкое свечение.

Позже, сыном Мевляны - Султаном Велед Челеби был создан суфийский орден мевлеви (на территории современного турецкого города Конья), в котором исповедовали философию Руми, изучали его творческие сочинения и конечно практиковали ритуальный танец дервишей (называется - «сема»).

В братство мевлеви мог вступить практически любой желающий, у которого отсутствуют движимое и недвижимое имущество, а также, если ему чужды все мирские соблазны, злоречие, чревоугодничество. Это были главные условия. У дервиша не могло быть собственных вещей, во всяком случае, он не мог называть их своими - «мой дом, моя одежда», и т.д.

Дервиши могли объединяться в общины, где жили под руководством шейха или пира, либо странствовать и вести затворническую жизнь вне обители. Вечные странники, аскеты, долгое время скитающиеся по чужим городам и тягостным дорогам, имея в качестве собственного богатства - только открытую душу, дервиши, среди местного населения стали считаться приближенными ко Всевышнему и мудрыми философами. Встретить на своем пути дервиша стало хорошей приметой, люди верили, что странники приносят счастье и благополучие.

В годы правления Кемаля Ататюрка был введен запрет на деятельность всех суфийских братств, в том числе и ритуальные выступления дервишей. Лишь с 1953 года, вращающиеся танцы дервишей были разрешены городскими властями Коньи, но уже только в качестве эстрадного представления, которое остается популярным и в наши дни.

И все же танец дервишей - это целый обряд и принять в нем участие может только дервиш, хорошо показавший себя в учении и труде. Сема состоит из музыки, танца и молитвы. Участники - семазены одеты в просторные белоснежные юбки, на головах у них - высокие шапки конусной формы красного цвета.

Перед кружением дервишей обязательно читают гимн, написанный Мевляной, прославляющий Всевышнего.

Начинается головокружительное представление!

Дервиши появляются в зале под музыкальное сопровождение. Их руки сложены на груди, они медленно вращаются, их взоры пространные и умиротворенные. Обязательный поклон шейху - как выражение своей благодарности всему суфийскому ордену всех времен. Также, этим они демонстрируют свою готовность сблизиться со Всевышним, ибо ритуал вращения вокруг своей оси - это знак единения с Божественным началом, со Вселенской любовью. Дервиши искусно склоняют голову так, чтобы слегка прижималась сонная артерия, так они могут легко войти в состояние транса.

Дервиши кружатся медленно, синхронно передвигаются в круговом хороводе. Ритм усиливается, семазены двигаются в ускоренном темпе и распахивают руки. Правая рука вздымается вверх - таким образом, в нее поступает божественная энергия. Левая рука направлена вниз - это значит, что божественную любовь дарят всем присутствующим в зале. В процессе танца, дервиши делают несколько пауз, каждая из который имеет свой смысл. Первая пауза - символ познания творца. Второй интервал символизирует восхищение миром. С третьим перерывом ассоциируется любовь, рожденная этим ликованием, которое переходит в чувство благоговения и душевной гармонии.

Наступает кульминация танца, когда семазены в замедленном темпе преклоняют колени перед зрителями, таким образом, передавая им Божественную любовь.

В наше время танцы дервишей исполняются в различных местах, в том числе ресторанах, туристических комплексах, на всевозможных мероприятиях.

Но, конечно же, большинство почитателей танца дервишей желают прикоснуться к мистическому ритуалу именно в месте его создания, т.е. в городе Конья. Для этого, устраиваются ежегодные фестивали дервишей, которые проходят с 10 по 17 декабря. Кроме того, представителями братства устраиваются выступления семы по субботам, не зависимо от времени года.

Танец Дервишей представляет собой особую молитву древнего религиозного течения — Суфизма (одной из разновидностей мусульманской религии), которая выражается в форме кружения, своеобразного танца.

Танец Дервишей необычайно зрелищен, являясь культурным наследием он известен во всем мире.

Средняя продолжительность танца составляет 10-15 минут.

Создаваемый кружением Дервишей вихрь, в сочетании с ритмичной музыкой завораживает и захватывает любого, кто становится свидетелем данного танца.

Танец Дервишей лишь условно можно назвать танцем. Прежде всего – это своего рода динамическая медитация, форма молитвы, углубленное созерцание, разговор с Богом.

Будучи танцем-молитвой персидских суфиев, в настоящее время танец Дервишей стал визитной карточной многих арабских стран, в том числе Египта и Турции, где танец исполняется, как на профессиональной сцене, так и на культурных и массовых мероприятиях.

Изначально танец-кружение был связан суфийским орденом Мелвеви , а сам танец представлял собой храмовый ритуал, являющимся особым действом для посвященных.

В древности к участию в ритуальном танце Дервиш мог быть допущен только после того, как не менее 3-х лет пробыл в жесткой аскезе суфийским монастыре (Текие), где:

  • 1-й год он должен был служить ближним;
  • 2-й год – служить Богу;
  • 3-й год — совершенствовать свою душу служа Богу и ближним.

Философия Дервишей называет человеческий ум — «убийцей реальности», т.к. именно «низкие мысли» отвращают человека от духовного пути, найти который можно лишь в своем сердце.

Кружение, свойственное танцу Дервишей помогает человеку обрести гармонию с внутренним миром, со своим «истинным Я».

Особое внимание уделяется одеянию Дервишей. Цвет одежды Дервиши выбирается, как правило, черный или темно-зеленый; у шейхов — белый и зеленый. Голову покрывают тюрбаном различной формы. Во время кружения часть одеяния Дервиша — юбка должна парить в воздухе образуя круг.
Во время танца, в голове Дервиша не должно быть ни одной мысли. Считается, что как только в голове танцора появляется хоть одна мысль - юбка падает.

Существует несколько вариантов исполнения танца.

  • Одиночный вариант – Дервиш вращается вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.
  • Коллективный вариант – исполняется несколькими Дервишами вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем темп ускоряется, а Дервиши движутся образуя круг.

Танцоры, исполняющие танец Дервишей рассказывают о необычайных эмоциях, которые им доводилось переживать во время исполнения танца.

Танцоры говорят о потери чувства стабильности, которое вместе с тем вызывает эйфорию.

Страхи и беспокойство уходят, появляется чувство безграничной свободы, бесшабашной радости и душевного подъема.

В процессе кружения зрительные и тактильные анализаторы начинают выдавать взаимоисключающую информацию.

С одной стороны - реальность и стабильность окружающего мира, а с другой стороны - отсутствие опоры, кружение, зыбкость и туман.

Кружение вводит человек в транс, расширяющий сознание, когда снимаются зажимы и блоки, рушатся стереотипы мышления, и человек способен осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.

Однако данная практика может быть очень опасна для неподготовленного человека.

Следует помнить, что основой танца Дервишей является особое философское понимание мироздания, и, что к исполнению данного танца-молитвы допускались только те Дервиши , которые прошли предварительную подготовку и достигли определенного уровня развития, позволяющего извлекать пользу из данной практики без негативных последствий для своего здоровья и психики.

Исполнение же танца Дервиша психологически неподготовленным человеком, пусть даже профессиональным танцором, может повлечь весьма серьезные травмы для психического здоровья.

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Суфийские танцы с юбкой исполняют дервиши, подобные танца называются «тануры». Через исполнение танца дервиши приближаются к Богу. Это сценическое исполнение египетского танца. Он очень популярен во многих странах Востока.

Для танца, одевают длинные юбки, одетые одна на другую, конический головной убор, аккомпанируют в танце барабаны и флейты. Одеяние достаточно тяжелое и весит более 12 килограмм. Юбки работают по принципу мандалы. Раскручивая их, они усиливают свое воздействие на танцующего и окружающих.

Дервиши во время выступления проходят мимо высокопоставленных лиц, получают от них тайные указания, затем начинают их выполнять под музыку. Танец можно практиковать самостоятельно, при этом кружиться надо с открытыми глазами.

Танец дервишей – это храмовый ритуал, для исполнения танца, монах проводит три года в монастыре, ведет очень строгий образ жизни. «Танур» — это богослужение, вращающийся парад планет, наполнение Космоса Радостью.

Во время проведения суфийских праздников, такое действие играет огромную роль. Танец дервишей, активно исполняют в Турции на сцене, так как он получил большую художественную оценку. В основе танца лежит мистическая суфийская философия.

Начинать танец надо с хлопка и топанья, для того чтобы отпугнуть шайтана. Перед исполнением танца, дервиши кланяются друг другу, прикладывая руки к груди, сбрасывают накидки и начинают кружение.

Танцующие, собираются вокруг главного дервиша, который символизирует Солнце. Одна рука дервишей обращена вверх, а другая вниз, происходит соединение Космоса и Земли.

Дервиши танцуют, кружась и запрокинув голову очень долго, входя при этом в транс. Войдя в такое состояние, танцующий соединяется с Богом. Это семейное искусство танца, переходит от отца к сыну в арабских странах. Исполнитель должен обладать хорошим равновесием, хорошим физическим здоровьем и выносливостью.

Во время танца, дервиш проявляет свое отношение к жизни, свои эмоции, показывая это в жестах. Если танцующий человек разгневан, то в танце будет присутствовать гнев. Если, человек испытывает любовь, то в танце проявится любовь.

Танец «сема» — это ритуал поклонения Небу, его танцуют в священные исламские праздники. Вращение начинается внезапно, голова слегка повернута к одному плечу. Танцоры двигают руками и кистями рук, произносят определенные слова. Постепенно дервиша окутывает энергетическая оболочка.

Возможно вам также понравится:


Суфизм — гимнастика и упражнения
Суфийские практики для женщин и женской силы Суфийские практики для похудения — упражнения
Суфийские энергетические практики восстановления
Суфийские дыхательные практики и упражнения

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов. Сейчас танец дервишей можно увидеть в Турции на многих представлениях. Но что же это такое «танец дервишей»? Кто такие дервиши? И как зародилось это искусство?

Начнем с того, что расскажем, что мы знаем о дервишах. Дервиш с персидского - «бедняк», «нищий». Дервиши - приверженцы суфизма (мистическое направление в Исламе). У них не было понятия «мое». То есть, дервиш никогда не скажет: «моя шапка». Нет ничего в этом мире, что бы принадлежало дервишу, все принадлежит Богу. Одежда дервишей отличалась в каждом ордене расцветкой, материалами. Но, в основном, все они носили так называемые хирки - верхняя одежда, на голове они носили тюрбаны различной формы, сделанные из сукна или свалянные из шерсти. Под хиркой носили нижнее платье. Каждая деталь костюма имела мистическое значение.

Чтобы стать дервишем, нужно было пройти ряд испытаний. Эти испытания длились 1001 день, и ежедневно будущему дервишу нужно было рассказывать шейху (главе ордена) об искушениях, которые он смог преодолеть. Ордена дервишей существовали во многих исламских странах. В Турции вплоть до 1925 года, когда были запрещены Ататюрком. Но в 50-е годы эта культура вновь стала возрождаться. Дервиши были как странствующими, так и жившими в обителях. Они могли свободно жениться, иметь семью, жить со своей семьей. Но раз или два в неделю были обязаны собираться в обителях для совместных ритуалов.

Существовало несколько суфийских орденов. Самые известные из них Мевлеви (крутящиеся дервиши) и Бекташи. В середине 13-го века в городе Конья в центральной Турции выдающийся суфийский поэт и философ Мавлана Джалаладдин Руми основал суфийский орден «Мевлеви» – орден «Кружащихся Дервишей». Суфизм - древняя традиция духовного совершенствования, ныне распространенная повсюду. Он возник в лоне ислама. Однако некоторые суфийские учителя-шейхи говорят о том, что суфизм нельзя ограничить ни определенной религией, ни определенным историческим периодом, ни определенным обществом, ни определенным языком.

Основной практикой Мевлеви является ритуал вращения или кружения, позволяющий практикующему соединиться с Богом, который, по мнению суфиев, находится в сердце каждого человека.

Ежегодно в городе Конья проводится фестиваль, посвященный памяти основателя этому ордену. Суфии со всего мира и люди, практикующие суфийские кружения, съезжаются сюда, чтобы приобщиться к древней практике единения с Богом через священный ритуальный танец «Сема». Фестиваль Кружащихся (Вращающихся) Дервишей посвящен Джалаладдину Руми.


Музыка и танцы играют огромную роль. Дервиши считали, что только благодаря музыкальным обрядам человек может воссоединяться с Господом и найти просветление. Все движения танцев имеют определенный смысл.

Долгое время танец "Сема" находился вне закона и исполнялся в тайне. В наши дни, наряду с красочными выступлениями на грандиозных шоу, для многих последователей ислама этот танец остается возможностью максимально сконцентрироваться на любви к Богу.

Танец «Сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы.

В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться. Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов».


На голове танцоров, называемых семазенами, возвышается высокая чалма, символизирующая надгробье. Одеты семазены в белые балахоны, символизирующие саваны. Начиная танец, семазен снимает саван, что говорит о том, что он, то есть семазен, готов к процессу духовного очищения. Руки семазен складывает крест - накрест, что символизирует единство Бога. Затем семазен раскрывает объятия и начинает кружиться. Это означает, что он готов обнять весь мир.

Танец начинается под музыку, сочиненную Мустафой Итри. Ударный инструмент символизирует приказ Бога о создании Вселенной. В песне поется о достоинствах Мевланы. При вращениях дервиш направляет правую руку вверх, как бы принимая божественную энергию, а левую вниз, отдавая эту энергию людям. Голову наклоняет к правому плечу. Дервиши вращаются вокруг себя и одновременно по кругу. Первая часть круга символизирует бренный мир, а вторая - мир вечный. Вслед за этим семазены совершают три вращения, что означает готовность к духовному путешествию. По окончании танца все дервиши и зрители начинают ощущать свое единение с Богом». В конце ритуала они падают на колени, показывая этим, что их сознание прояснилось и они более чистыми и просветленными вернулись к людям.