В какой главе обломову снится сон. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

  • 05.02.2024

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

План.
I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.
II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.
1. Идиллический пейзаж Обломовки.
2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:
3. Время и пространство Обломовки:
а) ограниченность пространства;
б) неизменность жизни обломовцев.
4. Обычаи и обряды обломовцев:
а) мифическое сознание людей;
б) особое отношение к приметам.
5. Мифический характер сна.
III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко
раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью
сна.
Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,
незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить
обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.
Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,
а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира
Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
уголок и жить никому неведомым счастьем».
«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом
«благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча
не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,
ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим
видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.
Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.
Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти
верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером
живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые
чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая
держит на себе землю”.
Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там - чужое, враждебное, их вполне устраивает
счастливое “житьё-бытьё”, и их мир - самостоятельный, целостный и завершённый.
Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее
жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».
Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть -
вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной
жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо
верили... душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,
увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.
Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали...
открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,
свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных
праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и
улыбок”.
Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об
особом сознании людей - мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь
возведено в ранг мистического бытия - обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к
времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет
жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала
“не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.
Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в
зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” - скажет непременно кто-нибудь”, и дальше
начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто
не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для
аналитического ума. Вопрос “почему?” - это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,
- они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то
Марфа или Степанида - ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал
не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.
Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым
обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.
4. Мифический характер сна.
Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте
сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется... ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее
стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью... чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих
невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом - Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,
который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.
Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это
не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть
опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.
Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?
Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие - всё это
утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.
В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,
мягкость, утончённость. Все эти черты - результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.
Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера
героя. “Сон Обломова - этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был
первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, - писал критик Александр Васильевич Дружинин.

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя - Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз!.. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» - спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов - старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», - с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя - знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной - яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова - этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его

Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.



Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.

В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.

От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.

Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.



Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.

Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.

Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.

Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.

Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.

Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.

Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.

Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.

Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова- характер трагичный, противоречивый. Его личность — результат его воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.

Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено детство героя, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками и вовсе не является врожденным качеством.

Деревня Обломова

Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью, все ее жители похожи один на другого. Все, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была добыча пищи и обустройство условий для отдыха.

В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но гиперопека матери и няни мешают ему в его начинаниях. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпала даже няня. В эти недолгие мгновения ребенок был предоставлен сам себе.

Детство

Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри него. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учительство его не привлекает, во-первых потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание, изъявленное подростком, тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и толст.

Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.

Сказка

Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного деревенского уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.