Законы хаммурапи внутренняя и внешняя критика источника. Законы хаммурапи

  • 16.09.2023

Введение………………………………………………………………………..…3

Законы Хаммурапи как источник Древневавилонского права………………..5

Обязательное право………………………………………………………………6

Брачно-семейное право…………………………………………………………..8

Судебное устройство……………………………………………………………..9

Наследственное право…………………………………………………………...10

Право собственности…………………………………………………………….11

Уголовное право…………………………………………………………………12

Армия……………………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов. Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе. Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения, в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Законы Хаммурапи как источник древневавилонского права.

Свод законов Вавилонского государства, изданный в годы царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н.э.) представляет собой крупнейший и важнейший памятник Месопотамии. Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы.

Судебник сохранился почти полностью. Из 282 статей Законника (разбивка на статьи была произведена современными ученными) полностью сохранилось 247; остальные удалось восстановить по многочисленным фрагментам более поздних копий Законника, найденных при раскопках других городов Месопотамии. Все статьи были записаны на большом базальтовом камне двух метров высоты. На столбе высотой около 2-х метров имеется рельефное изображение Хаммурапи, которому бог Шамаш вручает свиток с текстом законов. А дальше идет надпись, покрывающая весь столб с обеих сторон. Царь Хаммурапи говорит в своей надписи, что боги призвали его управлять Вавилоном «для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я подобно Шамашу восходил над черноголовыми и освещал страну для блага народа».

Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.

Главным источником Кодекса являлись нормы обычного права, материалы судебной практики, законотворчество самого Хаммурапи.

Основные цели Законника Хаммурапи заключались в законодательном закреплении сословно-классового деления общества, в упрочении рабовладельческих порядков, в обеспечении интересов господствующих верхов от посягательств на принадлежащую им собственность. Законник проявляет определенную заботу о средних и мелких собственниках, пытается приостановить процесс их обеднения и обезземеливания, поскольку от их разорения могут пострадать податные и военные интересы государства, следовательно, окажется под угрозой стабильность положения все тех же правящих кругов.

Кодексу Хаммурапи характерны примитивная правовая техника и

казуистичность правовых норм. Законник представляет собой собрание конкретных судебных случаев, наглядных и понятных для восприятия.

Четкое деление по отраслям права в Законнике отсутствует. Преобладают нормы гражданского, уголовного права, хотя и в них обнаруживаются довольно многочисленные пробелы.

Обязательное право

Источником обязательств являлись договоры. Самым распространенным видом договоров был договор купли-продажи, которому исторически предшествовал договор мены. Для действительности договора было необходимо соблюдение трех условий: 1) продавец должен быть действительным собственником вещи. 2) отчуждаемое имущество не должно быть изъято из оборота. 3) сделка должно совершенно при свидетелях (чтобы последние в случае необходимости могли подтвердить ее законность).

Купля-продажа наиболее важных вещей (земля, постройки, рабы, скот) оформлялась письменно, по определенной форме, с перечнем свидетелей (двух-трех и более) и приложением печатей. Тексты договоров писались на глиняных посудах, которые затем обжигались. Существовала и купля-продажа в кредит или с рассрочкой платежа.

Договор личного найма заключался на год или меньший срок. Он распространялся на врачей, архитекторов, сельскохозяйственных работников, кораблестроителей и ветеринаров. Заработная плата сельскохозяйственных работников выдавалась хлебом или деньгами и имела значительные сезонные колебания. За невыполнение условий договора наемный рабочий нес строгую ответственность: оставление работы раньше оговоренного срока приводило к потере оплаты. Наемному работнику доверялись материальные ценности, он нес ответственность за их сохранность. Гибель или изнурение скота, кража семян компенсировались хозяину высокими штрафами в десятикратном размере. Если у наемного рабочего не было денег на уплату штрафа, его подвергали мучительной смертной казни.

Достаточно редким был договор товарищества. В нем речь идет о распределении убытков или прибыли между членами товарищества. Главным условием договора была солидарная ответственность товарищей перед третьими лицами.

В имущественный найм могли входить дома, скот, транспортные средства (повозки и лодки). Также в договор входила и аренда земли, оформляемая на 1 год, аренда сада на 5 лет. Условия аренды были весьма тяжелыми потому, что пахотных земель не хватало, и спрос на аренду значительно превышал предложение.

Договор займа отличался большей суровостью. Процент по денежным займам доходил до 20, по займам зерна-до33; превышение ростовщиком процентных ставок влекло за собой потерю долга. Должник был защищен от самоуправных действий кредитора. Допускалось перенесение долговых обязательств на другое лицо. Кредитор имел право принимать в залог землю и движимое имущество должника. Несостоятельный должник вынужден был отдавать в кабалу членов своей семьи. Срок кабалы был ограничен 3- мя годами по истечении которых заложник покидал дом кредитора. Иногда долговое обязательство обеспечивалось залогом имущества или его части.

Если долг не возвращался в срок, кредитор мог удовлетворить свои требования из доходов с заложенного имущества или от его продажи.

Существовал и договор хранения и поклажи. Зерно, документы, деньги и рабы могли сдаваться на хранение. Договор заключали при свидетелях, в противном случае сделка не могла быть оспорена в суде. Хранитель отвечал за вещь, даже если она была украдена у него вместе с его собственными вещами.

Кодекс Хаммурапи имеет и другой источник обязательств кроме договоров – причинение вреда. В него входили порубка деревьев в чужом саду, затопление судна вследствие столкновения на реке и потрава поля.

Брачно-семейное право

Господствующее положение в семье занимал муж. Он мог продать жену и детей в пожизненное рабство или отдать на три года в долговую кабалу.

Жена могла без ведома мужа распоряжаться своей долей имущества, покупать землю и рабов, выступать в суде по имущественным спорам в качестве свидетеля.

Запрещались браки между родственниками и между мачехой и пасынком. Брак заключался на основании письменного договора между мужем и отцом невесты. Жена могла лишь добиться отказа мужа в будущем закладывать ее за долги. За невесту отдается приданное, которое служило своеобразной компенсацией за потерю работницы и после заключения брака рассматривалось как ее имущество. Приданное оставалось у мужа, если развод произошел по причине предосудительного поведения жены.

Возможен развод по инициативе мужа. Жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа, смена им местожительства). Дети остаются у отца. Если жена не рожает детей или рожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ей приданного. Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.

Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у нее не оставалось иных средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должна была вернуться к нему.

Судебное устройство

Когда-то в горах Шумера и Аккада судили старейшины. У них не было записанных законов, и они решали все дела, сообразуясь со старыми обычаями.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Однако при покушениях на дворцовую или храмовую собственность инициатива в возбуждении дела могла проистекать от государственного органа. Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сам потерпевший (истец). Розыск и арест особо опасных преступников осуществлялись местной администрацией. Обвинение в суде поддерживало частное лицо. Общественного обвинения или чего-либо аналогичного прокуратуре не существовало.

Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду.

Доказательствами являлись письменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным, и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царем. Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб и бедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

Суровое наказание полагалось виновным, нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб. Иногда судьи не могли вынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Для укрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторично того же дела; обязательство оформлялось письменно.

Виновный в нарушении этого обязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либо подвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности ст.5 законов Хаммурапи предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судья выплачивал штраф, равный 12-кратной стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

Наследственное право

Наследование по закону:

Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданное и пред брачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, - это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.

Наследование по завещанию:

Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду. Он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.

Право собственности

Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком - он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству - для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, - оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.

В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.

Уголовное право

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. К ним относились: нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

Ко второй группе относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.

К четвертой группе можно отнести воинские преступления: мародерство, а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний преобладала смертная казнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость, повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Выбор меры наказаний с собой наглядностью отразился классовый характер уголовного права: выбор мены наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения, как преступника, так и потерпевшего.

Армия

Особенно важно было для Хаммурапи иметь сильное войско на юге, в Шумере, который только при нем был присоединен к Вавилону. Чтобы укрепить там свою власть, Хаммурапи расселил там своих воинов. Для них отводились большие участки земли, где были поле, дом и сад. «Реду» - были тяжеловооруженные воины, у них было длинное копье, щит и шлем. Они получали не только землю с угодьями, но и скот: волов и овец. А «Баиру» - легковооруженные стрелки – пользовались только домом и угодьями.

Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с ними являлись незаконными. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялась право его малолетнего сына (ст.27-29). Если ради избавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течении года при условии возвращения к своим обязанностям. Когда воин по возрасту или болезни уже не мог продолжать службу; но в его семье подрастал сын, способный продолжить службу вместо отца, - земельный участок мог быть закреплен за данной и во втором поколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего. Когда воин попадал в плен, за него платили выкуп из царской казны.

Войско было опорой царской власти, и Хаммурапи прекрасно понимал, что если у него не будет сильных и дисциплинированных воинов, его могуществу скоро придет конец. Поэтому он охранял своих воинов от произвола начальников, давал им землю и богатые подарки. Но за это воины должны были верой и правдой служить своему царю и беспрекословно выступать в поход по первому требованию. Горе было тому воину, который осмеливался ослушаться царского приказа и нанимал вместо себя какого-нибудь бедного человек. Такого воина предавали смерти, а его дом, поле и сад отдавали тому, кто шел вместо него на войну. Вот эта 26-я статья Судебника: если реду или баиру, получив приказ выступить в поход, не пойдет, или, наняв наемника, выставит его своим заместителем, то этого реду или баиру должны предать смерти, а его заместитель получает его дом».

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов, нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников – декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной».

Заключение

Рассматривая жизнь в Вавилоне после появления Кодекса Хаммурапи, понимаешь, какую важную роль он сыграл в развитии и становлении города. Законник «заставил» людей отвечать за совершенные ими преступления и научил их жить по законам. Большое внимание Хаммурапи уделял армии. Он понимал, что чем лучше условия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годы своего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый и могущественный город.

После смерти Хаммурапи вавилонские цари правили еще полтораста лет. Около 1600 г. до н. э. царь хеттов Мурсильнапал в Вавилон. Он ворвался в столицу, разгромил ее, захватил несметные сокровища и увел множество пленных. Так пала могущественная держава царя Хаммурапи, который много лет держал в страхе соседние страны.

Список литературы:

1. В.В. Кучма. Государство и право древнего мира и средних веков. Волгоград 2001

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое… В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия.

Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок. Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.

Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Вместе с тем Законы Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Законы Хаммурапи не содержат подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Стоит сказать, что Законы Хаммурапи в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 Законов Хаммурапи спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.

Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42 - 47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48).

Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

Таким образом, Законы Хаммурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев.

Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.

Прежде всего, Законник Хаммурапи охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственность при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39 - 47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136).

Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законы Хаммурапи особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.

В Законы Хаммурапи нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.

В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны… пусть не отвергнет моих указов… пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы… истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.

Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех обездоленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

Страница 1 из 4

ТЕМА II. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»
§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
Список рекомендуемой литературы

§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.

Свод Законов Хаммурапи состоит из трёх частей: введение, самого текста законов и заключения. В Законах имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву; несколько статей касающихся общинному праву, ряд - рабству.

ст.1 - 5 устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй.

ст. 6 - 25 посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.

ст.26- 41, касающийся имущества полученного от царя за службу.

а ст.42 об использовании чужого поля.

ст.42 - 88 регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

ст.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

ст.127 - 195 - семейное право.

ст.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

ст.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем.

Основные направления регулирования общественных отношений:

  • - Имущественные отношения;
  • - Брачно-семейные отношения;
  • - Уголовное право;
  • - Судебный процесс;

Имущественные отношения

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам (мелким арендаторам земли). Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие -- сами обрабатывали свою землю.

Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать.

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

имущественного найма;

личного найма;

купли - продажи;

хранения;

товарищества;

поручения.

В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

Договор купли-продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Брачно-семейные отношения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь наложницу.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Замужняя дама владела некой правоспособностью: она могла иметь свое имущество (ст. 179), сохраняла право на принесенное ею приданное (ст. 138), могла наследовать имущество после смерти супруга совместно с детьми. Также она имела право на расторжение брака, но при определенных условиях:

  • 1) При необоснованном обвинение ей в прелюбодеяние (ст. 131);
  • 2) При нарушение мужа верности или оставление им дома и местности
  • (ст. 142,136)

Но права супруги были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию (ст. 129)

Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для супруга (ст. 141).

Уголовное право

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Судебный процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Однако, речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел. Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через правовые взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобра-ли:
1. законы предшествующих правителей;
2. обычное ;
3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре-шения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других райо-нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич-ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно-сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Про-лога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз-мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед-ствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста-тей оказались уничтоженными (соскобленными).

Статьи законов Хаммурапи :

  1. на-казания за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст. 1-5);
  2. о защите дворцовой, храмовой и от воровства:
    • статьи о краже собствен-ности (ст. 6-14);
    • о продаже без свидетелей и заключения соответ-ствующего договора (ст. 7);
    • о наказании за содействие беглому рабу (ст. 15-20);
    • о грабеже (ст. 21-23);
    • о воровстве на пожаре (ст. 25).
  3. регулирование удельных имуществен-ных прав состоящих на царской военной службе (ст. 26-37);
  4. об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст. 38-107), обращения в долговую кабалу;
  5. способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга (ст. 53, 113 и др.);
  6. требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию:
    • непротиво-действие заговорщикам (ст. 108);
    • обман соседей с мнимой кражей;
    • об отработке долга домашней кабалой у кредито-ра;
    • о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или про-тив жены свободного человека (ст. 102-103, 114-117, 120-127).
  7. раздел о семейственном праве:
    • о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях (ст. 128-163);
    • о (ст. 165-182);
    • о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми — законными и приемными (ст. 185- 195);
  8. защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулиру-ется ст. 196-214;
  9. правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуще-ством, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг или средств труда (ст. 215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабо-чей силы и средств труда.

На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает выкупу на основе тарифа поранений. Го-сударство через своих служителей заботится о благосостоянии на-рода, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддер-жании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов. Госу-дарство придерживается мирной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось не-сколько категорий и классов служителей, служба царю выдвину-ла классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты). Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуман-ным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и про-извольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устраше-ния, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.

Собственность и обязательственные отношения

Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи

Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права соб-ственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственно-сти или причинение вреда имуществу.
Большое внимание уделялось договорной фиксации различ-ных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности.

Виды договоров:

  • брачный;
  • займа;
  • аренды;
  • найма;
  • поручения.

В зас-лугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга (ст. 48).
Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как прави-ло, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы.
Особое регулирование получила работа профессионалов (лю-дей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщи-ков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Брак и лично-имущественные отношения в семье

Брак и лично-имущественные отношения в семье.

Брак зак-лючался по договору жениха и отца невесты. Развод был упрощенным только для мужа.
Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.
Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела бо-лее высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Нару-шение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175—176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого "за се-ребро", а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171).
Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщи-на, ее дети также считались свободными Только в случае смер-ти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом пе-реходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (напри-мер, между мачехой и пасынком).
В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блуд-ницы, сына лишить наследства "за тяжкие грехи". Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить "любимому сыну" (ст. 150).

Наследование про-исходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдо-вьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследника-ми в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке В любом случае сыновья от рабыни счи-тались свободными.

Преступления и наказания

Преступления и наказания.

Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности — различные виды недоносительства, укрывательства.

Виды преступлений:

  1. преступления против ;
  2. против собственности;
  3. против семейных устоев;
  4. должностные и государственные преступления.

В числе преступлений против личности перечислены убий-ство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреж-дения в драке, оскорбление словом и действием, обвине-ния. Большое значение имело социальное положение обвиняемо-го и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу.

В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок — мошенничество корчемницы, тамкара и др.

Преступления против семейных устоев включают кровосме-шение, неверное и распутное поведение жены, похищение и под-мену ребенка.
В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты государственные пре-ступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их об-щеизвестной и безусловной наказуемости.

Отягчающие об-стоятельства:

  1. посягательства на личность или имущество представителей высших сословий;
  2. дерзость рабов по отношению к хозяевам;
  3. дерзость детей по отношению к родителям.

Виды наказаний:

  1. смертная казнь;
  2. штраф;
  3. обращение в рабство;
  4. гонение из страны (поми-мо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных дей-ствий);
  5. наказания по принципу талиона.

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смерт-ной казни.
Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвине-ний в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.
Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона.
В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидно-сти наказаний по принципу талиона : наказание по типичному (простому) талиону "око за око" для авилума, по правилу симво-лического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лека-рю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).
Характерно также, что по некоторым преступлениям высшие классы подвергались более суровому нака-занию, чем низшие.

Судебное разбирательство

Судебное разбирательство.

Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи зако-нов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и не-виновным считался тот, кто после этого всплывал. Этот редкий вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями древних индийцев и средневековых европейцев, у которых всплы-вал во время испытаний человек виновный, нечистый, греховный.
Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом и вещественных доказа-тельств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставлять-ся до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовре-дительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции:
1. на уров-не общины;
2. храмовые;
3. царские

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли пись-менные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и право-вой культуры древнего общества.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был про-дуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сло-жились устойчивая классовая структура, упорядоченные отноше-ния между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.
Самое тщательное регулирование торговли сви-детельствует о большом хозяйственном значении городского насе-ления страны, заинтересованного в товарах и торговом обмене со всем окружающим миром.

(подробнее см.:

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. - 744 с.

История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. - 480 с.)