Андрей болконский свет характеристика героя. Жизненный путь Андрея Болконского

  • 04.05.2019

Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”

3.3 (66.67%) 24 votes

Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» отражает важнейшие моменты жизни народа, менталитет разных общественных слоев во время мира и в часы войны. Автор презирает высшее общество и очень трепетно описывает жизнь простого русского народа. Однако и среди аристократов есть люди, достойные уважения и восхищения. К ним относится князь Андрей Болконский, жизнь которого переполнена поисками ответов на важнейшие нравственные вопросы, желанием постичь смысл бытия, стремлением к истине и доброте.

Князь Андрей в начале романа

При первом же появлении князя Андрея на страницах романа читатель видит его человеком, не находящим покоя, не довольным собственной жизнью. Все его мечтания сводятся к единственной цели – быть полезным обществу. Поэтому в 1805 году он едет служить в армию, полон восторженных мыслей о Бонапарте.

Болконского не интересуют чины, поэтому он сначала служит в звании адъютанта. Он патриот, каждой клеткой души ощущает ответственность за будущее России, русской армии.

Вопрос патриотизма и героизма – один из основных в романе. Болконский без сомнения отдаст жизнь за родное отечество, сам напрашивается в самые горячие точки, только бы помочь армии выиграть решающие бои, пусть и ценой жизни.

Духовные искания князя Болконского

В самый разгар военной кампании Андрей получает известие о рождении ребенка и смерти жены, перед которой он чувствует вину из-за отсутствия любви к ней. Эти новости потрясли героя и усилили ощущения духовной пустоты и отчаяния. Жизнь для него близилась к логическому завершению, разочарование во всем охватило его существо целиком.

Возрождения князя Андрея произошло после увиденного высокого неба Аустерлица, когда герой оказался на грани жизни и смерти. В дальнейшем душа героя излечилась в разговорах с Пьером Безуховым и после знакомства с молодой Наташей Ростовой, которая окончательно возвратила его к жизни. Герой начинает понимать, что не все еще кончено.

Встреча с Наташей

Встреча с юной, веселой жизнерадостной Наташей вновь пробуждает в Андрее мечты о простом человеческом счастье – семье, детях, новой жизни. Болконскому не хватало мечтательности и поэтичности Наташи, это и привлекло его к ней.

Постепенно, открывшись девушке в чувствах, Андрей начинает чувствовать ответственность за возлюбленную и в то же время бояться обязательств. Отложив свадьбу на год, герои начинают понимать, насколько они различны. За плечами князя опыт, испытания, несчастья, война, ранение. Наташа жене видела жизнь, не чувствовала ее вкуса. Она живет чувствами, Андрей – умом.

Необходимость постоянной деятельности, смены чувств и мест, новых знакомств и событий приводит неопытную девушку в мир Курагиных – циничных и холодных людей. Наташа не смогла устоять перед обаянием Анатоля тем самым разрушив надежды Болконского на счастливую семью. Князь вновь обращается к службе.

Последний этап жизни князя Андрея

Армия заставляет Андрея позабыть личные неудачи, разочарования и обиды. Думать тут приходится о судьбе своего полка. Солдаты любят и гордятся таким предводителем и называют «наш князь».

Перед Бородинской битвой уверенность в победе не покидала Болконского, он верил в силы своих солдат, в свои силы. Он неспешно любовался красотами родной природы, когда получил смертельную рану. Глядя в глаза смерти, князь Андрей понимает собственное единство с окружающим его миром, чувствует всепоглощающую любовь и всепрощение.

Встретившись с Наташей в последний раз, Андрей видит в ней значительные изменения – она стала взрослее, в ее глазах проступало пережитое страдание, осознание собственной вины перед Болконским. Он дарует ей прощение и погружается в любовь к Наташе, любит ее возвышенно, неземной любовью. Эти чувства окрашивают последние часы его жизни. Так князь Андрей обрел веру, соединил в сознании возвышенное и земное – сделал то, к чему стремился всю жизнь.

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ - герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное™ этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием подвига А.Б. в Аустерлицком сражении. Работа писателя над образом потребовала самого напряженного труда, его эволюция такова, что из второстепенного персонажа он превратился в одного из главных героев. В первых набросках к роману А.Б. - блестящий светский молодой человек, в окончательной редакции - интеллектуальный герой с аналитическим складом ума, несущий в романе одну из основных смысловых и философских нагрузок. Образ А.Б. выстраивается на переплетении двух основных начал: внешняя, светская жизнь, служба, карьера - и эволюция внутреннего мира героя. Традиция литературоведения относит А.Б. к числу ищущих героев, представителей духовной аристократии.

Князь А.Б. - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, получивший прекрасное воспитание и образование. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной «родовой» чертой, причем его сестра, княжна Марья, отмечает в нем еще и какую-то «гордость мысли», а Пьер Безухое видит в своем друге «способности мечтательного философствования». А.Б. обладает сильной волей, он сдержан и практичен. Его чувство собственного достоинства выходит за рамки привычных представлений, что обнаруживается в столкновении со штабными офицерами из-за Мака, когда А.Б. резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

В начале романа А.Б., занимающий одно из самых завидных мест в обществе, женатый на маленькой княгине, чувствует себя несчастным в браке, презрительно относится к свету и признается Пьеру, что «эта жизнь - не по мне». Начавшаяся кампания 180S года побуждает А.Б. вступить в действующую армию, где он становится адъютантом Кутузова. Во время военных действий А.Б. храбр и ищет случая выделиться, найти «свой Тулон», подражая в этом своему кумиру Наполеону, в котором герой видит воплощение заветной мечты о личной славе ради счастья и благополучия других людей. А.Б. находится на поле боя во время Шенграбенского сражения. На Аустерлицком поле он совершает подвиг, бросаясь вперед со знаменем в руках. Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое как бы говорит о бренности его недавних желаний, а вид Наполеона, любующегося полем сражения и убитыми, обнаруживает ничтожность его прежнего кумира. А.Б. продолжает линию тех героев русской литературы, которые так или иначе служили развенчанию глубоко индивидуалистической по своей сути идеи наполеонизма (Германн из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского.

Выжив после ранения, потеряв жену, умершую родами, А.Б. решает жить только для себя, более не служить, - и впервые в жизни оказывается, что его существование не подчинено достижению узкоэгоистических целей, напротив, он отдает свои силы близким людям. В этот период А.Б. понимает, что в его внутреннем мире началась новая жизнь, хотя сохраняются все прежние внешние обстоятельства ее. За два года деревенской жизни А.Б. многое передумывает, много читает, занимается разбором последних военных кампаний, а под впечатлением поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой возвращается к активной жизни, понимая, что в 31 год она еще не кончена.

А.Б. отличает рассудочно-рационалистическое постижение жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений. Иное восприятие жизни он открывает для себя в любви к Наташе, общение с которой пробуждает в герое лучшие, эмоционально-живые чувства. После измены невесты под впечатлением нахлынувших на него чувств он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне, А.Б. ранее других понимает существо многих совершающихся перед его глазами событий, сближается с солдатами, отказавшись от штабной службы, чтобы командовать полком. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения он говорит о своих наблюдениях над «духом войска», о его властной, решающей в войне силе.

На Бородинском поле А.Б. получает ранение и по стечению обстоятельств уезжает из оставляемой жителями Москвы в обозе Ростовых. Под влиянием пережитых военных событий, новых мыслей, физических страданий и раскаяния Наташи А.Б. примиряется с ней, однако, поднявшись до прощения, перешагнув через свою оскорбленную гордость, а главное, уяснив, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним, он переживает нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешности борьбы со смертью А.Б. постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность; открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может вместить его гордая душа.

Лит.: Фортунатов Н.М. Эволюция образа Андрея Болконского

//Толстой Л.Н. Сб. статей. Горький, 1960; Торчкова Н. К вопросу о прототипах образа князя Андрея

//Толстой Л.Н. Сб. статей о творчестве. М., 1959; Зеленов Н.Г. Из истории создания образа Андрея Болконского

//Проблемы русской литературы. Вып. 2. Ярославль, 1968.

Е.В.Николаева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ" в других словарях:

    В исполнении Вячеслава Тихонова Создатель … Википедия

    Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского Андрей Николаевич (Andre) Болконский герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского. Биография главного героя Князь Андрей был сыном старого князя Николая Андреевича… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия

    Война и миръ … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Опера Война и мир Композитор Сергей Прокофьев Автор(ы) либретто Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон Прокофьева … Википедия

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    Толстой Л.Н. Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Русский писатель Афоризмы, цитаты Толстой Л.Н. биография Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Человек… … Сводная энциклопедия афоризмов