Архаический период в истории древней греции. Архаический период в истории Греции (8—6 вв

  • 31.03.2019

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,

История человечества поделена на множество периодов. Считается, что подобный способ позволяет лучше разобраться в прошлом. Древнейшие периоды, в которые существовало человечество, называют архаикой. Что означает это понятие и где оно употребляется - можно узнать из статьи.

Перевод и общее значение

Слово происходит из и переводится на русский как "старинный" или "древний". Каково же значение слова "архаика"? В словарях их два.

Первое означает ранний этап в историческом формировании какого-нибудь явления. Второе значение описано более подробно, поскольку так называют период в То есть архаика - это период, который предшествовал классике.

Архаический период Древней Греции

Период был введен в обиход историками в восемнадцатом веке. Он датируется 750-480 годами до нашей эры. Подобные временные рамки были взяты не зря. На 750 год до нашей эры пришелся пик резкого роста греческого населения и улучшения его материального благосостояния. Завершился архаический период 480 годом до нашей эры, когда Ксеркс вторгся в Элладу.

Архаика - это понятие о Оно возникло в результате изучения греческого искусства, а именно декоративного и пластического.

Позже понятие распространилось на всю историю искусства и общественную жизнь Эллады. В архаический период происходило значительное развитие философии, политической теории, поэзии, театра, а также подъем демократии и возрождение письма.

Ученый Энтони Снодграсс подвергает критике термин "архаичность" для истории Древней Греции. Для него архаика - это примитивность, поэтому применять такое понятие по отношению к Элладе того времени недопустимо. Он считает данный период наиболее плодотворным в мировой истории. Что же это за историческое явление в общих чертах?

Архаическая культура

Данный период в своем историческом развитии предшествует цивилизованному миру. Он является наиболее ранней формой человеческой коллективности с соответствующей культурой и представлениями о вере.

Архаика - это определенная постоянная величина, которая гарантирует постоянное и стабильное воспроизводство социокультурного объекта. Время в данной культуре является нескончаемой цепью возвращения к первоистокам. Благодаря этому мир никогда не меняется и остается на этапе своего появления.

Что такое архаика для духовного мира человека? Она представляет собой абсолютную неизменность жизни. Ее механизмы ограждают человека от новых моделей поведения в мире. Социокультурные механизмы препятствуют появлению новых желаний.

Существовавший миф о постоянном возвращении к истокам давал человеку этого периода возможность преодолеть быстротечность его бытия. Мир в данной культуре отличался своей упорядоченностью. Он оставался таким, как в момент своего сотворения из хаоса.

Принципы архаики положены в основу этнических культур человеческой истории. В сферу искусства архаика окончательно была привнесена в период Нового времени.

Архаический период: 7 – 6 вв. до н.э.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единоличный правитель, как на Востоке, а – аристократическая верхушка). Там где побеждал демос (земледельцы, ремесленники, торговцы) утверждалась демократическая республика.
Страна делится на области или города-государства – полисы. Но нет борьбы из-за торговых связей и военных столкновений с другими народами, рабов иноземцев. Между полисами присутствует сознание единства греческого мира.
Общегреческое значение имеют святилища, особенно храм Зевса в Олимпии, где с 776 г. до н.э. проводятся олимпийские игры.

Архитектура

В 7 в. стремительно растут города и расширяется строительство. Появляются монументальные постройки из камня-известняка. В основном это храмы, которые являлись не только культовыми, но и общественными зданиями.
В 7 в. вырабатываются различные типы здания:

Самый простой – храм в антах (берет корни в микенском мегароне). Колонны между торцами боковых стен – антами.
Простиль – 4 колонны на фасаде, расположены впереди антов.
Амфипростиль – колонны на переднем и заднем фасадах.
Периптер – колонны по всему периметру храма. Чаще всего на фасаде 6 колонн (гексастильный периптер). Самый распространенный тип храма.
Диптер – два ряда колонн окружают храм.
Помещение храма (целла) делится на 3 части:
- переднее – пронаос – служит преддверием;
- центральное – наос, самое обширное;
- опистодом – для хранения доров, со входом с заднего фасада.

Элементы ордерной системы:
- цокольная часть, трехступенчатая (стилобат);
- колонна (база, ствол, капитель);
- антаблемент (состоит из архитрава (балка), фриза и карниза) – перекрывающая часть сооружения.
- фронтон треугольной формы, образованный двумя скатами крыш.

Сложились 2 основных ордера – дорический (простота и мужественность форм) и ионический (легкость, стройность, изящество, относительно большая декоративность).
В дорическом ордере колонны не имели баз.
Величайший расцвет классики 5 – 4 вв. не был бы возможен без больших достижений периода архаики.
По всей Греции сооружается множество храмов особенно в 6 в. Повсюду переходят к возведению храмов из камня.
Храмы украшались скульптурой (фронтон, фриз, метопы).
Труднейшая задача – размещение многофигурной композиции в треугольном поле фронтона.


Необычайно широкий главный фасад. Форма колонн своеобразна – верхний диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют большой вынос.
Нечетное кол-во колонн, основное помещение, разделенное рядом колонн на две части (нефа) – типично архаические признаки.
Из памятников ионического ордера не дошел до нас ни один в таком состоянии, чтобы можно было рассматривать в целом виде.

Переход от архаики к классике (кон. 6 – нач. 5 в.)


Храм Геры (II) в Пестуме. Колонны еще тяжеловаты, но форма уже более близка к классической.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство (7 – 6 вв.)архаики заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры.
В этот период все виды искусства получают быстрое развитие.
Поиски формы, выражающей идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса. Творческие усилия направлены на овладение правильным построением фигуры, пластической анатомией, передачей движения. Последнее – наиболее трудно. Полная иллюзия движения будет только в сер. 5 в.
Большое влияние оказало иск – во Египта и Месопотамии. Например, от более совершенного ассирийского – заимствовали композицию, трактовку одежды и прически.
Появление обнаженной атлетической фигуры – курос (мужская) и кора (женская). Изображались и люди, и боги.


Курос из Тенеи. Т.н. Аполлон Тенейский. Мрамор. 560 г. до н.э. Атлетическое строение подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде передана мускулатура. Но прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная улыбка.

Еще более объемный и реалистичный.
Работы над задрапированной фигурой и попытки передать движение:


Женская статуя (богиня с зайцем). 560 г. до н.э. Предположительно культовая статуя Геры. Пока статична, нижняя часть – в виде круглого столба. Складки хитона строго параллельны, хотя руки и грудь уже пластически смоделированы.
Особым мастерством отличается группа женских статуй 2 пол. 6 в.


Кора в пеплосе с Афинскогого Акрополя. Мрамор, раскраска. 540 г. до н.э.


Кора с Акрополя. Деталь. Попытки согласовать складки одежды с движением тела. Мрамор. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение девушек аристократического круга.
Храмовая скульптура (метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.

Метопы из храма в Пестуме говорят о поисках новых композиционных построений.


Афина и Персей, убивающий Горгону. Метопа из хр. в Селинунте. 2 пол. 6 в. до н.э. компоновка в квадрат.
Труднейшая задача – компоновка в поле фронтона.


Фронтон храма Артемиды с острова Керкиры. Горгона. Деталь. Фрагмент. 6 в. до н. э. Смелая попытка передать полет – условная поза коленопреклоненного бега. Совсем плоский, мало промоделированный рельеф.

Живопись

Расширение тематики, более реалистический рисунок, различные ракурсы фигур, движение, полихромия – это достижения времени архаики (7 – 6 вв).
Силуэт заменяется контурным рисунком, что позволяет передавать подробности.
В 6 в. господствует чернофигурная техника.


прославленный Кратер Франсуа. Вазописец Клитий, гончар Эрготим. ок. 570 г. (по имени археолога). 5 поясов, мифологические сцены, подписи о происходящем. Тщательность рисунка, разнообразие движений. Самые значительные мастера Амасис и Эксекий. Одно из лучших произвдений Эксекия:

Архаический период - это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада - с одной стороны, и варвары - с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики - время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях - укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма - периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » - «порядок») - система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор - колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие - антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны - капитель - состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание - базу , капитель украшена двумя изящными завитками - волютами . Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, - богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы - Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура - новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос - статуя обнаженного юноши-атлета, кора - статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских - благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ - амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, - мелика , от греческого слова « melos » - песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. - гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества - политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта - певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара - создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» - философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

Архаика — ранее развитие искусства. В переводе с греческого «archaikуs» — древний, старинный. искусством можно назвать любое древнее искусство, начиная с наскальных рисунков, однако чаще всего данный термин относится в искусству древней Греции.

Архаический период Греции с 650 по 480 гг. до н. э. — это необычный расцвет науки, культуры и искусства, который стал основой всего мирового искусства. Многие, однако, подвергают критике название греческой культуры как «архаической», так как под этим термином скрывается именно некая примитивность, тогда как «архаический период» Греции являет собой высокое искусство и сформировавшуюся культуру, которая вполне сравнима с современной.

Архаический период Греции способствовал появлению многих видов изящных и прикладных искусств. Культурный всплеск этого времени сравним с эпохой Возрождения в Европе, которая также способствовала появлению многих жанров, направлений, перевернула представления о мире и сделала жизнь гораздо интереснее и богаче. Архаика — это период становления, период рождения и начало расцвета. В изобразительном искусстве, керамике, скульптуре и архитектуре произошёл заметный сдвиг. Появились дорический и ионический архитектурные стили. Для украшения домов, дворцов, храмов, надгробий начинают создаваться скульптуры из различных материалов, которые сегодня считаются настоящими шедеврами архаического искусства. Помимо этого, Древняя Греция прославилась своими писателями, поэтами, философами, чьё творчество также считается литературной архаикой, то есть периодом зарождения основ.

Архаика, как ранний этап развития культуры и искусства, играет наиважнейшую роль в истории человечества. Именно благодаря тем деятелям, которые заложили основы и доказали их необходимость всем людям, сегодня мы имеем наше мировое достояние — сотни стилей и жанров живописи, графики, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, философии, творческих видов деятельности и многое-многое другое.

Примеры архаического искусства