Биография николая семеновича лескова самое главное. Николай Семенович Лесков: биография писателя

  • 03.05.2019

Николай Семенович Лесков - один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей.

Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович - это «писатель будущего».

Происхождение

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь.
Он родился в 1831 году, 4 февраля (16 по новому стилю), в Орловской губернии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина. К этому сословию принадлежала и Марья Петровна, мать писателя, урожденная Алферьева. Ее сестры были замужем за состоятельными людьми: одна - за англичанином, другая - за орловским помещиком. Этот факт в дальнейшем также окажет влияние на жизнь и творчество Лескова.

В 1839 году у Семена Дмитриевича вышел конфликт на службе, и он с семьей переселился на Панин хутор, где и началось настоящее знакомство его сына с самобытной русской речью.

Образование и начало службы

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. В 1841 году мальчика отдали в Орловскую губернскую гимназию, из которой он вышел через пять лет с двумя классами образования. Возможно, причина этого крылась в особенностях преподавания, построенных на зубрежке и правилах, далеких от живого и пытливого ума, каким обладал Лесков. Биография писателя включает в дальнейшем службу в казенной палате, где служил его отец (1847-1849 годы), и перевод по собственному желанию после его трагической смерти в результате холеры в казенную палату города Киев, где жил его дядька по матери С. П. Алферьев. Годы пребывания здесь дали многое будущему писателю. Лесков вольным слушателем посещал лекции в Киевском университете, самостоятельно изучал польский язык, какое-то время увлекался иконописью и даже посещал религиозно-философский кружок. Знакомство со старообрядцами, паломниками тоже повлияло на жизнь и творчество Лескова.

Работа в «Шкотт и Вилькенс»

Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», - писал впоследствии Николай Лесков. Биография его - знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.

В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.

Творчество Лескова: становление

Первые статьи писателя, посвященные коррупции в медицинских и полицейских кругах, были опубликованы еще в Киеве. Они вызвали бурные отклики и стали основной причиной того, что будущий писатель был вынужден оставить службу и отправиться на поиски нового места жительства и работы, чем и стал для него Петербург.
Здесь Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». На протяжении нескольких лет он подписывал свои произведения псевдонимом М. Стебницкий (были и другие, но именно этот использовался чаще всего), который вскоре приобрел довольно скандальную известность.

В 1862 году случился пожар в Щукином и Апраксином дворах. На это событие живо отозвался Николай Семенович Лесков. Краткая биография его жизни включает и такой эпизод, как гневная тирада со стороны самого царя. В статье о пожарах, опубликованной в «Северной пчеле», писатель высказал свою точку зрения относительно того, кто мог быть к ним причастен и какую цель имел. Он считал виноватой во всем нигилистически настроенную молодежь, которая никогда не пользовалась у него уважением. Власть же обвинялась в том, что недостаточно внимания уделила расследованию произошедшего факта, и поджигатели остались не схваченными. Обрушившаяся тут же на Лескова критика как со стороны демократически настроенных кругов, так и со стороны администрации вынудила его надолго покинуть Петербург, так как никакие объяснения писателя по поводу написанной статьи не принимались.

Западные границы Русской империи и Европа - эти места в месяцы опалы посетил Николай Лесков. Биография его с той поры включала, с одной стороны, признание абсолютно ни на кого не похожего писателя, с другой - постоянные подозрения, доходящие порой до оскорблений. Особенно ярко они проявились в высказываниях Д. Писарева, посчитавшего, что одного имени Стебницкого будет достаточно для того, чтобы бросить тень и на журнал, издающий его произведения, и на писателей, нашедших в себе смелость публиковаться вместе со скандальным автором.

Роман «Некуда»

Мало изменило отношение к подпорченной репутации Лескова и его первое серьезное художественное произведение. В 1864 году «Журнал для чтения» печатает его роман «Некуда», начатый двумя годами раньше во время западной поездки. В нем сатирически изображались представители довольно популярных в то время нигилистов, а в облике некоторых из них ясно угадывались черты реально живших людей. И вновь нападки с обвинениями в искажении действительности и в том, что роман - это исполнение «заказа» определенных кругов. Критически относился к произведению и сам Николай Лесков. Биография его, в первую очередь творческая, на много лет была предопределена этим романом: его произведения еще долго отказывались печатать ведущие журналы того времени.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого - это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Проявление истинного таланта

Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема - противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои - священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных. Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.

«Сказ о тульском косом левше…»

Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого - цеховая легенда - определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере. Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение - всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле "Левша" - это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека. Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем - сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» - это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников - героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Личная жизнь

Непросто складывалась и семейная жизнь Лескова. Первый раз он женился в 1853 году на О. В. Смирновой, дочери состоятельного и известного в Киеве коммерсанта. От этого брака родились двое детей: дочь Вера и сын Митя (скончался в младенчестве). Семейная жизнь была недолгой: супруги - изначально разные люди, все больше отдалялись друг от друга. Ситуацию усугубила смерть сына, и уже в начале 1860-х годов они расстались. Впоследствии первая супруга Лескова оказалась в психиатрической больнице, где писатель навещал ее до самой своей смерти.

В 1865 году Николай Семенович сошелся с Е. Бубновой, они жили гражданским браком, но и с ней общая жизнь не заладилась. Их сын, Андрей, после расставания родителей остался с Лесковым. Позже он составил жизнеописание отца, вышедшее в 1954 году.

Такой личностью был Николай Семенович Лесков, краткая биография которого интересна каждому ценителю русской классической литературы.

По следам великого писателя

Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле - постамент из гранита и большой чугунный крест. А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году.

По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова. Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.

А в старой части Орла к юбилейной дате - 150 лет со дня рождения - был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане - церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии. Русский писатель, публицист, литературный критик. Отец Лескова – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомственная дворянка.

Детство Лескова прошло в Орле и в Орловской губернии; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. В 1847-1849 гг . Лесков служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850-1857 гг . занимал различные должности в Киевской казенной палате. В мае 1857 г . поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин А.Я. Шкот, муж тетки Лескова. С 1860 г . начал сотрудничать в петербургских газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблении и общественных пороках в современной России. В 1861 г . переехал в Санкт-Петербург. Приход Лескова в литературу из среды, далекой от профессионального писательского сообщества, а также впечатления провинциального быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его общественной и литературной позиции.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Лескова уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм, объективность повествования.

С 1862 г. Лесков – постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. Лескову были чужды социалистические идеи имущественного равенства: стремления к насильственным изменениям социального и политического строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.05.1862 г. в газете «Северная пчела» Лесков выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастии студентов к пожару в Санкт-Петербурге. Демократичная и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Лескова легло клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.

1864 г . – антинигилистический роман «Некуда».

1865 г . – роман «Обойденные», рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 г . – роман «Островитяне».

1867 г . – вторая редакция очерков «Русское общество в Париже».

1870-1871 гг . – второй антинигилистический роман «На ножах».

1872 г . – роман «Соборяне».

1872-1873 гг . – повесть «Очарованный странник».

1873 г . – повесть «Запечатленный ангел».

1876 г . – рассказ «Железная воля».

1883 г . – «Зверь».

1886 г . – сборник «Святочные рассказы».

1888 г . – рассказ «Колыванский муж».

1890 г . – незавершенный роман-иносказание «Чертовы куклы».

В рассказах конца 1870-х – 1880-х гг. Лесков создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты русского народного характера и одновременно выделены как натуры исключительные:

1879 г . – «Однодум».

1880 г . – «Несмертельный Голован».

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Лескова, в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881 г .).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя многие идеи его учений: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Лесков крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике современные общественные институты. В феврале 1883 г . Лесков уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874 года . Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика общественных норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894 ), повесть «Заячий ремиз» (1894, опублик. в 1917 ).

Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтичной поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Лескова, его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведенная им до виртуозной техники сказа предвосхитили многие опыты в литературе 20 века.

Ключевые слова: Николай Лесков, подробная биография Лескова, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, писатели 19 века

Воронежская область

Лискинский район

«МКОУ Добринская СОШ»

Открытый урок по литературе

10 класс

Тема: Николай Семёнович Лесков. Жизнь и творческая судьба писателя.

Выполнила: учитель литературы

Шайкина Надежда Васильевна

Добрино 2015 год.

План-конспект урока

Тема: Н. С. Лесков. Жизнь и творческая судьба писателя.

Цели: - познакомиться с биографией и творчеством

писателя;

Выявить особенности творчества писателя;

Познакомиться с героями произведений

Лескова;

Развивать связную речь учащихся;

Прививать любовь к творчеству писателей

XIX века.

Методы: - слово учителя;

- доклады учащихся;

- использование ИКТ;

- записи в тетради;

- устный опрос.

Оборудование: - компьютер, слайды;

- портреты писателя и его родственников;

- фотографии памятников Лескову и героям его

произведений.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Изучение нового:

Путешествие по биографии и творчеству Н. С. Лескова;

Путешествие по творчеству писателя;

Экскурсия по следам лесковских героев;

Устный опрос по изученному материалу.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. момент. (1 слайд)

Приветствие. Сообщение темы и целей урока. (2 слайд)

Знакомство с планом урока. (3 слайд)

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить,

воодушевить Русь и начал «создавать для России

иконостас её святых и праведников – маленькие

великие люди». М. Горький

II . Вступительное слово учителя.

Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.

Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.

В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Запись в тетрадь темы урока. (2 слайд)

III . Изучение нового.

Мы отправляемся в путешествие по биографии Н. С. Лескова. Нашим гидом будет…

1. ЛЕСКОВ, НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель.

(4 слайд)

(5 слайд)

Отец – Семен Дмитриевич – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева – была дворянкой.

(6 слайд)

Воспитывался в основном в селе Горохово в доме Страховых. Воспитывался больше бабушкой – Александрой Васильевной Алферьевой.

(7 слайд)

В этом доме он вместе с братьями получил основы светского воспитания и образования, знание иностранных языков. В 1839 году переезжает с семьёй из дома Страховых в город Орёл на Третью Дворянскую Улицу. (8 слайд)

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле. Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. (9 слайд) Служит в уголовном суде с 1847 по 1849год.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева, выехал в Киев и устроился помощником в Киевскую казенную палату.

С 1850 по 1857 год посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческой кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт – был мужем тетки Лескова. С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – «Очерки винокуренной промышленности» (1861).

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках»,

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы , Овцебык ) и романа Некуда (1863–1864). В этом издании появился второй роман Лескова На ножах (1870–1871),

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. В это время была написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель .

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля выражается в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873) и в хронике Соборяне (1872).

(В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Такие «хорошие люди» оказываются в произведениях (Кадетский монастырь , 1880), (Несмертельный Голован , 1880), и (Человек на часах , 1887),

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы (Голос природы , 1883; Старинные психопаты , 1885; Интересные мужчины , 1885 и другие.

В 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках» он пишет серию очерков об архиереях, и получались ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882)

Последние произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы , 1890; повести Полунощники , 1891; Юдоль и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи.

(11 слайд) Последние пять лет жизни Лесков тяжело страдал от постоянных приступов астмы, в конце концов сведших его в могилу 21 февраля (5 марта) в С.-Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге.

2. Записи в тетради

Биография писателя. (12 слайд)

2.Отец – Семён Дмитриевич Лесков. Мать – Марья Петровна Лескова.

3.1839 год – переезд в г. Орёл.

4. 1841 – 1846 год - учёба в Орловской мужской гимназии.

5. 1847 -1849 год - служба в Орловской палате уголовного суда.

6. 1849 год – служба в киевской казённой палате.

7. 1857 год – служба у А. Я. Шкотта.

8. 1861-1862 год – переезд в Петербург и работа в газете «Отечественные записки».

9. С 1863 года начинается писательская карьера Лескова.

10. В 1875 году разладил с церковью, произведения подверглись резкой критике

Теперь мы с вами познакомимся с особенностями творчества Н. С. Лескова. Послушаем доклад, который раскроет нам секреты творчества писателя.

4. Путешествие по творчеству Н. С. Лескова.

Лесков – прозаик, публицист. Служба даёт обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь». Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдёт по пути прогресса. Но наблюдения над пореформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Творчество писателя в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Лесков пробует свои силы в очерке, рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры и многое другое.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

5. Записи в тетради. (13 слайд)

Особенности творчества Н. С. Лескова.

    Лесков – прозаик, публицист.

    Ранние произведения написаны в жанре творческого очерка.

    Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в творчестве.

    Пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести, романе, пишет пьесу «Расточитель».

    Произведения пропитаны фольклорными мотивами.

    Особенность творческой манеры – документальность изображения.

    Лесков – первый писатель, который создал картину русской жизни в рассказах и повестях.

6. Экскурсия по следам лесковских героев.

Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы окажемся в местах, связанных с жизнью и творчеством Лескова и его героев.

(14 слайд)

Орёл - город детства и юности Лескова. На всём протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев он расселил именно на орловской земле, на своей малой родине... (15 слайд)

Мы у памятника Н.С. Лескову. Установленный в 1981 году на родине писателя, когда отмечалось 150-летие со дня его рождения, памятник этот вот уже 35 лет не перестаёт восхищать орловцев и гостей города.

А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. (16 слайд)

Вот показывает своё мастерство “тупейный художник” (то есть гримёр, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба - насилия графа. (17 слайд)

Не принесла любовь счастья и другой известнейшей героине Лескова - Катерине Измайловой, “леди Макбет Мценского уезда”. Сощурив глаза, окаменев, стоит она в арестантском халате у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в жизни мценской купчихи. (18 слайд)

А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку “типический русский богатырь” Иван Северьяныч Флягин - воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. (19 слайд)

Рядом “колдует” над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник - “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Мы замечаем тисочки - рабочий инструмент левши, самовар - символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху. (20 слайд)

Первый - протопоп Савелий Туберозов. Второй – иерей Захария Бенефактов. Третий - дьякон Ахилла Десницын. (21 слайд)

Ходил Лесков ежедневно на службу по мосту через речку Орлик мимо церкви Михаила Архангела (1801). Этот храм упоминается в лесковских повестях «Несмертельный Голован», «Юдоль», очерках «Дворянский бунт в Добрынском приходе». (22 слайд)

Р ядом с памятником Лескову - здание бывшей мужской гимназии, которая описывается в его рассказах, повестях и очерках: «Как я учился праздновать», «О трусости», «Смех и горе» и др.

7. Записи в тетради (23 слайд)

Известные произведения Н. С. Лескова.

    1863-1864г. – «Овцебык», «Некуда».

    1865 г. – «Леди Макбет Мценского уезда».

    1872 г. – «Соборяне».

    1873 г. – «Очарованный странник», «Запечатленный ангел».

    1880 г. – «Несмертельный Голован».

    1882 г. – «Синодальные персоны».

    1883 г. – «Левша», «Тупейный художник».

    1887 г. – «Человек на часах».

8. Устный опрос.

1. Когда и где родился Н. С. Лесков? 2. В каких газетах работал писатель?

4. Какова основная тема творчества?

5. Какова особенность творческой манеры Лескова?

6. В чём особенность писательского дарования Лескова?

7. Назовите самые известные произведения писателя.

8. О каких людях рассказывают они?

III . Подведение итогов. (23 слайд)

В начале мной был задан вопрос: Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

Ответьте на вопрос после всего услышанного и сказанного.

IV. Домашнее задание. (24 слайд)

    Слабоуспевающая группа:

    1. Подготовить рассказ по записям в тетради.

    Сильная группа:

    2. Выделить в повести несколько историй и подготовить их пересказ.

    3. Подготовить доклад об особенностях языка произведений Н. С. Лескова.

(25 слайд)

Николай Семенович Лесков (1831-1895) - русский писатель.

Лесков Николай Семенович

Николай Семенович Лесков (1831-1895) Биография

Николай Семенович Лесков родился 16 (4) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии.

Отец Лескова, Семен Дмитриевич, работал чиновником уголовной палаты, заслужил потомственное дворянство, хотя происходил из духовного сословия.

Мать Лескова, Марья Петровна, в девичестве Алферьева, была дворянкой.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе с двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.

1841 – 1846 годы – Лесков учится в гимназии в Орле, но из-за смерти отца полный курс обучения не проходит.

1847 год – Николай Лесков устраивается мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Впечатления от работы здесь позже лягут в основу многих произведений писателя, в частности, рассказа «Погасшее дело».

1849 год – Лесков оставляет службу и уезжает в Киев по приглашению дяди о материнской линии, профессора и практикующего терапевта С.П. Алферьева. В Киеве устраивается помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты.

1849 – 1857 годы – в Киеве Лесков начинает посещать лекции в университете (вольнослушателем), изучает польский язык, славянскую культуру. Интересуется религией, причем общается как с православными христианами, так и со старообрядцами и сектантами.

1850 год - Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.

Карьера Николая Лескова в «киевские» годы складывается следующим образом: в 1853 году из помощника столоначальника он произведен в коллежские регистраторы, затем – в столоначальники. В 1856 году Лесков становится губернским секретарем.

1857 – 1860 годы – Лесков работает в частной фирме «Шкотт и Вилькинс», которая занимается переселением крестьян в новые земли. Все эти годы проводит в деловых поездках по России.

Этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.

1860 год – начало публицистической деятельности Николая Лескова. Он сотрудничает с петербургской и киевской прессой, пишет небольшие заметки и очерки. В этом же году устраивается в полицию, но из-за статьи, обличающей произвол полицейских врачей, вынужден уволиться.

1861 год – переезд семьи Лесковых из Киева в Петербург. Николай Семенович продолжает сотрудничество с газетами, начинает писать для «Отечественных записок», «Русской речи», «Северной пчелы». К этому же году относится первая крупная публикация Лескова – «Очерки винокуренной промышленности».

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.

1863 год – официальное начало писательской карьеры Николая Семеновича Лескова. Он публикует свои повести «Житие одной бабы», «Овцебык», работает над романом «Некуда». Из-за этого неоднозначного романа, отрицающего модные в то время, революционные нигилистические идеи, от Лескова отворачиваются многие литераторы, в частности издатели «Отечественных записок». Писатель публикуется в «Русском вестнике», подписываясь псевдонимом М.Стебницкий.

1865 год – написана «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.

1867 год – Лесков обращается к драме, в этом году на сцене Александринского театра ставится его пьеса «Расточитель».

1870 – 1871 годы – работа над вторым, столь же «антинигилистическим», как и «Некуда», романом «На ножах». Произведение влечет за собой уже политические обвинения автора.

1873 год – выходят повести Николая Лескова «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел». Постепенно у писателя портятся отношения и с «Русским вестником». Происходит разрыв, и семье Лескова угрожает безденежье.

1874 – 1883 годы – Лесков работает в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по «рассмотрению книг, издаваемых для народа». Это приносит малый, но все-таки доход.

1875 год – вторая поездка за границу. Лесков окончательно разочаровывается в своих религиозных увлечениях. По возвращении пишет ряд анекдотичных, а иногда и сатирических очерков про священнослужителей («Мелочи архиерейской жизни», «Епархиальный суд», «Синодальные персоны» и др.).

1877 год – императрица Мария Александровна положительно отзывается о романе Николая Лескова «Соборяне». Автору сразу же удается устроиться членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

1881 год – написано одно из самых знаменитых произведений Лескова «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)».

1883 год – окончательное увольнение с государственной службы. Отставку Лесков принимает с радостью.

1887 год – Николай Семенович Лесков знакомится с Л.Н. Толстым, оказавшим огромное влияние на позднее творчество писателя. По собственному выражению, Лесков «почуяв его (Толстого) огромную силу, бросил свою плошку и пошел за его фонарем».

В своих последних произведениях Лесков критикует всю политическую систему Российской империи. Все время, начиная с разрыва с журналом «Русский вестник», Лесков вынужден печататься в специализированных и малотиражных, иногда провинциальных листках, газетах и журналах. Из крупных изданий его произведения берут только «Исторический вестник», «Русская мысль», «Неделя», в 1890-е – «Вестник Европы». Далеко не каждое произведение он подписывает своим именем, но и постоянный псевдоним у писателя отсутствует. Наиболее известны его псевдонимы В. Пересветов, Николай Понукалов, свящ. Петр Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов.

5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище

Удивительная способность описывать быт крестьян, их манеру разговора, стремления и думы была отличающей характеристикой, особенной чертой в биографии человека с дворянскими корнями и русской неуёмной душой Николая Семёновича Лескова.

Биография Лескова для детей кратко, самое главное

Жизненный путь Николая Лескова начинается 16 февраля 1831 г. в посёлке Горохово. Его отец успешный чиновник, следователь. Дед и прадед служили при церкви в деревне Лиски, откуда и получила название фамилия рода Лесковых. Мать имела дворянское происхождение. Когда Николаю было 16 лет он остался сиротой и вынужден был зарабатывать на жизнь собственным трудом. Поначалу устроился на работу писарем. Вскоре, его дядя — англичанин Шкотт взял племянника к себе на работу. По делам новой службы Николаю приходилось много путешествовать по просторам России. Его цепкий взгляд и острый ум, внимательный к деталям, запоминал малейшие мелочи, что позволило в дальнейшем очень правдоподобно и без снисходительных ноток описывать быт и порядки крепостного крестьянства. Весной 5 марта 1895 года писатель не перенёс астматический приступ и умер. Могилу Лескова можно найти на Волхонском кладбище города на Неве.

Ранние годы

Своё детство Лесков провёл в Орле. Вся семья писателя 1839 году меняет место жительства на село Панино. В 1846 году, отказавшемуся сдавать переэкзаменовку, гимназисту Лескову выдали только справку, а не аттестат. После смерти отца, в 18 лет, писатель переезжает в Киев для работы в казённой палате. Самыми важными становятся 7 лет киевской биографии орловского самородка. Николай Семёнович обучался как слушатель на лекциях в университете, узнавал основы иконописи и учил польский язык, общался с верующими.

Творчество и личная жизнь

Писательский талант юноши первым обнаружил его дядя, читая отчёты о рабочих поездках, удивительно живых и правдивых. Николай Лесков писал статьи в прессу. Бросил чиновничью работу, сменил город жительства на Петербург и стал зарабатывать журналистским трудом.

Самым важным узнаваемым персонажем в биографии творческих побед Лескова стал из произведения 1881 года о тульском мастере. Словесная игра и узнаваемый язык автора заслужил положительные отзывы критиков.

Личная жизнь в биографии писателя неудачна Он дважды женился. Первый раз на Смирновой Ольге Васильевне. Писатель препоручил заботу о жене врачам лечебного заведения Петербурга, так как она была психически нездоровой. На пороге 35-летия Лесков заключил брак с вдовой Бубновой. Через год у Николая и Екатерины родился сын, во время революции в России эмигрировавший во Францию.