Что можно отнести к накладным расходам. Какой процент накладных расходов от прямых затрат? Методики разнесения накладных расходов по объектам

  • 18.12.2023

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, связанные с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

    Дополнительные к основным затратам расходы, необ ходимые для обеспечения процессов производства, связанные с управлением,обслуживанием, содержанием и эксплуатацией оборудования плюс ненормиро ванные расходы: брак, штрафы, пеня, % и т.д. Словарь… … Финансовый словарь

    - (indirect costs; operating costs; overhead costs) Затраты на производство товаров и услуг, не являющиеся прямыми издержками (direct costs), то есть затраты, осуществляемые помимо расходов на сырье и рабочую силу, используемые в производстве… … Словарь бизнес-терминов

    накладные расходы - — накладные расходы Расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление; являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними, по специальным… … Справочник технического переводчика

    Противопоставляемые прямым производственным расходам затраты на вспомогательные и обслуживающие основное производство цехи, отделы, конторы, а также на добавочные виды заработной платы (социальное страхование, оплата отпусков, выходные пособия и… … Технический железнодорожный словарь

    накладные расходы - расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, связанные с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и… … Словарь экономических терминов

    НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ - расходы по управлению и обслуживанию производства: затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ресурсов и т.п.).… … Юридическая энциклопедия

    Расходы на организацию, управление и обслуживание производства. Носят комплексный характер, т.е. включают различные экономические элементы затрат; при выпуске предприятием нескольких видов продукции распределяются между ними косвенным способом… … Юридический словарь

    Дополнительные к основным затратам расходы для обеспечения процессов производства и обращения (издержки предприятий, хозяйственных организаций, строек, связанные с их управлением и обслуживанием, содержанием и эксплуатацией оборудования) … Большой Энциклопедический словарь

    Накладные расходы - расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление. Накладные расходы являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними включаются в себестоимость продукции. Планируются в составе издержек производства и… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Накладные расходы - Накладные расходы (Overhead costs) — расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление; являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними, по специальным правилам расчета, включаются в полную… … Экономико-математический словарь

Книги

  • АВС/АВМ/АВВ. Методы и системы
  • АВС/АВМ/АВВ - методы и системы , Ивлев Владимир Анатольевич, Попова Татьяна Владимировна. Цель применения данных методов - внедрить систему управленческого учета, основанную на действиях. Практика многих западных и российских компаний показала, что методы учета, основанные на…

Абсолютно все организации имеют дело с накладными расходами. В то же время законодательно они практически не регламентированы. Из этой статьи узнаете, что такие сметные накладные расходы и что они включают.

Понятие

Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты предприятия на управление, организацию и обслуживание производства. Они не связаны напрямую с основным производством товаров или предоставлением услуг, а также не входят в стоимость материалов и оплату труда.

Накладные расходы таким образом – не относясь к процессу основного производства – обеспечивают нормальное функционирование компании или предприятия.

Накладные расходы закладывают в себестоимость товара, издержки его производства и обращения, но не прямо , а косвенно – пропорционально стоимости материалов и сырья, сумме заработной платы и так далее.

В итоге, накладными сметными расходами можно называть сопутствующие затраты, которые прямо не переносятся на себестоимость каждой единицы продукции, а подлежат распределению.

Состав накладных расходов

По общему правилу накладные расходы включают в себя:

  1. Текущий ремонт зданий и сооружений, оборудования.
  2. Заработную плату, обучение и содержание административно-управленческого аппарата.
  3. Расходы по обслуживанию транспортных средств, находящихся на балансе компании.
  4. Арендную плату за офис, склад продукции.
  5. Затраты, возникшие в связи с простоем, появлением бракованной продукции.
  6. Затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием основных средств.
  7. Затраты на рекламу, консультационные услуги.
  8. Содержание офиса, оплата коммунальных услуг.
  9. Обслуживание основного производства.
  10. Расходы на услуги связи (телефон, Интернет) и др.

Накладные расходы более укрупненно можно объединить в четыре группы:

  1. Затраты на производство и его организацию.
  2. Затраты на содержание управленческого аппарата.
  3. Обслуживание персонала.
  4. Непроизводственные расходы.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

В Налоговом кодексе РФ накладные расходы как таковые не обозначены, их структура не определена. То же самое касается бухгалтерского учета - дифференциация накладных расходов здесь отсутствует. Законодательно закреплены накладные расходы только в таких сферах как строительство, наука, медицина. Обычные компании устанавливают самостоятельно перечень подобных затрат.

Например, в торговых организациях к таким расходам обычно относят затраты, связанные с упаковкой, хранением, перевозкой и сбытом продукции.

Читайте также Новый закон с 2018 года сократил круг сделок, признаваемых контролируемыми

Размер накладных расходов указывают в бюджетных планах и сметах, а также собственных бюджетных планах структурных подразделений.

Как рассчитать накладные расходы


Компания самостоятельно определяет параметры, пропорционально которым будут распределяться накладные затраты.

При планировании накладных расходов обычно применяют несколько методов:

1. Определение накладных расходов пропорционально фонду оплаты труда работников, занятых на основном производстве, в составе прямых расходов.

Такой метод подойдет для организаций, в штате которых есть значительное количество работников основного производства (преимущественно – использование ручного труда).

ПРИМЕР

Компания занимается грузоперевозками. Фонд оплаты труда составляет 10 млн руб. в год. В 2018 году накладные расходы, согласно плану, имели коэффициент 85% и соответственно составляли 8,5 млн руб. В том же году компания провела сокращение штата с целью уменьшения накладных расходов до 60%.

Следовательно, в 2019 году при сохранении ФОТ рабочим основного производства нормы накладных расходов составят 6 млн руб.

2. Если в компании производственный процесс в значительной степени автоматизирован, целесообразнее распределять затраты пропорционально объему продаж или машино-часам.

Процент накладных расходов от прямых затрат — величина, позволяющая определить расчетным путем размер накладных расходов в сметном расчете (калькуляции) и необходимая для оценки уровня конечной (продажной) стоимости продукции (работ, услуг). Рассмотрим, каким может быть этот процент и как его определяют.

Состав затрат на производство

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

  • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
  • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

  • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
  • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
  • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
  • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

  • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
  • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
  • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Итоги

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть - устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее - МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее - МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Промышленное

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Сельскохозяйственное

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные электростанции

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Прочие отрасли

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

Работы по реставрации памятников истории и культуры

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее - приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  • заработная плата медицинского персонала;
  • начисление на заработную плату;
  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  • амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

o заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

o канцелярские и хозяйственные расходы;

o расходы на приобретение мягкого инвентаря;

o расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Педиатры участковые

Невропатологи

Отоларинголог

Офтальмолог

Кардиоревматолог

АХП и прочие

Лаборатория

Физиотерапевтическое отделение

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, онинормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

· в сметах;

· бюджетных планах;

· индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

· когда нормы не установлены законодательно;

· когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.


Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов - 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

19. Представительские расходы , связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

Итого

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация

Амортизация – Аренда

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

7. Приобретение форменной одежды

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000


В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

· специфика отраслей;

· численность компаний;

· нахождение компании в городе, поселке или деревне;

· наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

· стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

· по изделиям;

· позаказный;

· пооперационный;

· попередельный;

· попроцессный.

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

    способ прямого счета (удельных издержек);

    нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

    расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

    способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

    коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

    комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда - менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы - отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.

ГАРАЩЕНКО О.В., генеральный директор ECCON GROUP

КЛЕМ-МУСАТОВА И.К., к.э.н., главный экономист ECCON GROUP

КАШИНА И.Г., директор ООО «АФ «Эксклюзив Консалтинг»

Очередным «камнем преткновения» на пути реформирования нормативно-методической базы сметного ценообразования стало согласование проекта «Методики определения величины накладных расходов в строительстве».

В рамках налаженного диалога между Минстроем России и профессиональным строительным сообществом продолжается активный процесс урегулирования разногласий и противоречий, возникающих при реформировании нормативно-методической базы сметного ценообразования в строительстве.

06.09.2018 г. состоялось открытое пленарное совещание Рабочей группы при Минстрое России по методологии сметного ценообразования, на котором присутствовали представители самого министерства, Главгосэкспертизы России, НИИ МГСУ и более 40 крупнейших строительных компаний России.

Помимо актуализации и согласования вопросов внесения изменений в проекты методик сметного ценообразования на материальные и трудовые ресурсы острую дискуссию вновь вызвала тема, связанная с нормативами накладных расходов в проекте новой «Методики определения величины накладных расходов в строительстве» (далее – Методика).

В ходе рассмотрения направленного Минстроем еще весной 2018 г. в адрес Рабочей группы проекта Методики была выполнена предварительная оценка нормативов накладных расходов, которая показала, что их уровень в 2-3 раза ниже аналогичных показателей, сложившихся в российских строительных компаниях. По мнению последних, введение этих нормативов повлечет недофинансирование строящихся объектов и, как следствие, убыточность строительной деятельности.

Для обоснования позиции профессионального сообщества Рабочая группа, при активной помощи ФДА «Росавтодор», организовала сбор фактических данных путем опроса строительных компаний с применением специально разработанных для этой цели анкет. В анкетировании приняли участие более полусотни крупнейших предприятий сферы инфраструктурного строительства, объем выручки которых составил почти 400 млрд.руб., в связи с чем появилась возможность сделать представительное сопоставление сложившегося на строительном рынке уровня накладных расходов с вводимыми нормативами.

Такое сопоставление на открытом совещании 06.09.2018 г. было поручено организовать руководителю Рабочей группы, генеральному директору ECCON GROUP Ольге Гаращенко. Проведенный специалистами ECCON GROUP при участии зам. генерального директора по экономике АО «Мостострой-11» Натальи Бреус и начальника сметного управления ПАО «Мостотрест» Евгения Мишина анализ позволил сделать следующие выводы:

Нормативы накладных расходов в Методике значительно занижены, в т.ч. за счет:

  • необоснованного завышения фонда оплаты труда (ФОТ) в прямых затратах, на 1 руб. которого вычислены нормативы;
  • необоснованного занижения накладных расходов, принятых для расчета нормативов.

Согласно п.1.5 Методики нормативы накладных расходов (НР) выражены в процентах от фонда оплаты труда строительных рабочих и машинистов в составе сметных прямых затрат (ФОТ в ПЗ):


Нормативный и среднеотраслевой %НР составил:

Проверочные расчеты показали, что при формировании нормативов НР доля ФОТ в ПЗ принята в размере 77% общих затрат на оплату труда, хотя по данным Росстата доля ФОТ рабочих в целом составляет 59%, а по данным строительных компаний доля ФОТ строительных рабочих и машинистов – 48%.

Таким образом, знаменатель расчетной формулы завышен более чем в полтора раза. Как следствие, занижены НР в числителе формулы и величина общеотраслевого норматива, которая по показателю ФОТ не сопоставима с базой, от которой должны рассчитываться накладные расходы в смете – оплатой труда строительных рабочих и машинистов.



Кроме того, в числитель расчетной формулы норматива НР не вошли затраты, предусмотренные самой Методикой:

  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт занимаемых АУП зданий, служебного автотранспорта, административно-хозяйственные расходы,
  • расходы по обслуживанию работников строительства,
  • значительная часть расходов на организацию работ на строительных площадках.

Завышение знаменателя и занижение числителя в формуле расчета накладных расходов привело к искажению показателя НР .

Предлагаемые Методикой нормативы накладных расходов как минимум вдвое ниже среднеотраслевых показателей, отражающих соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих, а также уровня нормативов в действующем МДС 81-33.2004 1 .

Снижение нормативов в Методике по сравнению с уровнем, закрепленном в МДС 81-33.2004 и сложившимся в отрасли процентом накладных расходов, не обосновано, особенно с учетом значительного уменьшения доли оплаты труда рабочих и повышения доли оплаты труда ИТР вследствие научно-технического прогресса.

1 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утв. Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 №6

В соответствии с п.1.6 Методики предлагаемая в ней нормативная величина накладных расходов «отражает среднеотраслевые затраты организаций , осуществляющих строительство, на покрытие административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и других…». Для проверки адекватности представленных в Методике нормативов среднеотраслевым показателям выполнен расчет соотношения накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих с использованием данных Росстата, результаты которого приведены в таблице 1.

Согласно данным Росстата о заработной плате разных категорий персонала доля оплаты труда рабочих в общей сумме затрат на оплату труда по строительной отрасли составляет в среднем 59% . Такая доля свойственна не только строительству, но и другим ведущим отраслям российской экономики. Например, в целом по обследованным видам деятельности она равна 38%, по добыче полезных ископаемых – 59%, по обрабатывающим производствам – 58%.

Таблица 1 (тыс. руб. без учета НДС)

* По данным формы 5-З за 9 мес. 2016 г. и 1 кв. 2017 г. и статистического бюллетеня Росстата «О заработной плате работников организаций по категориям персонала и профессиональным группам работников за октябрь 2017 г.»

Расчеты показали, что среднеотраслевое соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих составило 157%, что вдвое выше, чем нормативы накладных расходов в Методике .


Уровень среднеотраслевого процента накладных расходов отражает происходящие изменения в строительном секторе, связанные, как и во всей экономике России, с развитием новых технологий, активной механизацией, автоматизацией, интеллектуализацией производства. Эти процессы ведут к росту его эффективности, о чем свидетельствует, например, повышательная динамика среднемесячной выработки на одного работника в строительстве. Вытеснение ручного труда привело к существенному изменению структуры персонала в сторону снижения доли рабочих и повышения доли инженерно-технических работников.

В нормативах 2004 года доля оплаты труда рабочих составляла около 70%. При пересчете этих нормативов с учетом снижения доли оплаты труда рабочих с 70% до 60% их уровень возрастает на 30% и более (таблица 2). Например, средневзвешенный норматив в 127% для 66 компаний-участников анкетирования при его корректировке на структурные изменения достигает 162%.

Оценочные расчеты показывают, что наблюдаемое повышение процента накладных расходов является объективным обстоятельством, связанным с изменением структуры трудящихся вследствие научно-технического прогресса.

Таблица 2. Оценка процента НР при современной структуре оплаты труда

Наименование показателей Показатели
Пример уровня норматива НР по МДС 81‑33.2004 110% 120% 127% 142%
Средняя доля оплаты труда в НР (Прил. 8 к МДС) 30,98% 30,98% 30,98% 30,98%
ФОТ прочего персонала в нормативе НР (п.1*п.2) 34,1 37,2 39,3 44,0
ФОТ рабочих (следует из формулы норматива) 100 100 100 100
Всего ФОТ 134,1 137,2 139,3 144,0
Доля ФОТ прочего персонала (п.3 / п.5) 25,4% 27,1% 28,2% 30,6%
Доля ФОТ рабочих (п.4 / п.5) 74,6% 72,9% 71,8% 69,4%
При доле ФОТ рабочих 59%
ФОТ рабочих 100 100 100 100
ФОТ прочего персонала 69,5 69,5 69,5 69,5
Страховые взносы 43,5 47,5 50,3 56,2
Прочие НР 40,2 41,7 41,9 44,9
Итого НР (п.9-п.11) 153,3 158,7 161,6 170,6

Сложившийся в строительных компаниях уровень нормируемых накладных расходов в целом соответствует тому, который предусмотрен действующим МДС 81-33-2004 с корректировкой на изменение отраслевой структуры оплаты труда. Однако имеется ряд затрат, возникновение которых связано с введением новых правил бюджетного финансирования госзаказа и которые не учтены Методикой.

Факторный анализ данных, предоставленных строительными компаниями, подтвердил выводы о том, что среднеотраслевой процент накладных расходов находится на уровне приблизительно 160-170%. Структура среднего процента накладных расходов, рассчитанная по данным строительных компаний, составила:


Итого нормируемая часть процента НР = 215 – (53+35) = 127%

Доля оплаты труда основных рабочих в строительных компаниях составила около 48%, а соответствующий ей средний процент накладных расходов – 215%, из которых на ненормируемую часть приходится 53%, на нормируемую часть – 162%. За вычетом фактора корректировки на изменение среднерыночной структуры оплаты труда средний фактический процент НР составляет 127% (162-35), что соответствуют среднему уровню установленных МДС 81-33.2004 нормативов по компаниям-участникам опроса.

При анализе структуры процента НР выявлены и другие факторы, требующие внимательного изучения. Например, существенные внутриструктурные отклонения по отдельным статьям, таким как расходы по проектированию производства работ, платежи по кредитам банков, а также исключение из состава нормируемых накладных расходов ряда связанных со строительством статей.

Значительный рост расходов по обслуживанию банковских кредитов вызван ужесточением порядка бюджетного финансирования, который вынуждает строительные предприятия прибегать к кредитованию текущей деятельности.

Большой проблемой является новая для подрядных организаций статья затрат, связанная с услугами по предоставлению безотзывной банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта. Эти затраты объективно возникают из условий бюджетного финансирования, однако ни одной методикой не предусмотрено их покрытие за счет сметной стоимости строительства.

Требует дополнительного изучения принятый Методикой способ расчета накладных расходов, исходя из величины сметных затрат на оплату труда. Анализ фактических данных выявил слабую зависимость накладных расходов от ФОТ основных рабочих.

По факту имеет место высокий разброс %НР и слабая зависимость НР от ФОТ:


Как видно из данных участников опроса:

  • ФОТ и % НР изменяются не пропорционально;
  • с уменьшением выручки доля НР в ней растет быстрее, чем доля ФОТ;
  • имеется зависимость темпа изменения доли ФОТ и доли НР в выручке от масштаба компании.

В век тотальной механизации, автоматизации, компьютеризации производства из него вытесняется тяжелый человеческий труд. Доля интеллектуального труда возрастает.

Ориентация при формировании накладных расходов только на оплату труда основных рабочих не соответствует логике научно-технического прогресса и не мотивирует строительный бизнес на использование его результатов.

В связи с вышесказанным Рабочая группа считает необходимым:

  • Привести нормативы накладных расходов к уровню, отвечающему современным рыночным реалиям. Накладные расходы – тоже ресурс, без которого невозможны ни организация строительного процесса, ни управление им. И этот ресурс, как и другие, имеет рыночную стоимость.
  • Рассмотреть целесообразность дифференциации базы для определения накладных расходов: те из них, которые не зависят от ФОТ основных рабочих, должны рассчитываться, исходя из иных параметров сметы.

Полученные выводы доложены на заседании Рабочей группы по ценообразованию при Минстрое России, состоявшемся 07.11.2018 г. на площадке Главгосэкспертизы России, в котором приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков, ключевые чиновники Минстроя и Главгосэкспертизы России, руководитель Рабочей группы, генеральный директор ECCON GROUP Ольга Гаращенко, помощник депутата Госдумы РФ Андрей Бобровских, представитель института Генплана Москвы Сергей Головин, представители Минтранса России и крупнейших строительных компаний – ДСК «Автобан», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест», концерн «Титан-2», «Мостострой-11».

Участники заседания приняли решение о необходимости проработки авторами Методики всех сделанных Рабочей группой выводов и замечаний, а также включении в состав НР затрат на получение банковских гарантий и процентов по банковским кредитам. Замминистра строительства Д. Волков поручил сделать перечень аналогичных обременений с целью подготовки предложений в правительство России для оптимизации расходов строительных компаний.

Кроме того, для доработки Методик определения сметных затрат решено по каждой из них организовать рабочие группы и пригласить в них всех заинтересованных лиц. Как заверил Д. Волков, ни одна Методика не будет утверждена без согласования с профессиональным сообществом. Инициативу по продолжению такой работы проявил генеральный директор Института Генплана Москвы, председатель комитета по ценообразованию Российского Союза строителей Сергей Головин.