Историческая и фольклорная основа повести тарас бульба. История создания исторической основы повести "Тарас Бульба"

  • 03.03.2020

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", - признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, - рассуждает Печорин, - судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", - говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - говорит он, - лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".

"В первой моей молодости... - рассказывает Печорин Максиму Максимычу, - я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -т невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", - признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, - замечает Печорин, - в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин - "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" - говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" - это социально-психологический роман.

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к "Журналу Печорина"

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей - Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов ? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов , но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

Печорин

Печорин - петербуржец. Военный, как по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте двадцати трёх лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры , имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги , так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209-211). Печорин - личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…».

Публикация

  • «Бэла» была написана в г. Первая публикация - в «Отечественных записках» , март , т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых Михаил Врубель (1890-1891) , Илья Репин , Евгений Лансере , Валентин Серов (1891), Леонид Фейнберг , Михаил Зичи () , Пётр Боклевский , Дементий Шмаринов (1941), Николай Дубовский (1890) и Владимир Бехтеев (1939).

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Александром Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник» .
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место - Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Лермонтов, будучи офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, весьма близко был знаком как с армейской жизнью, так и с бытом и обычаями местного населения. При написании романа эти знания были широко использованы писателем, картина жизни на Кавказе в 1830-е годы воспроизведена весьма подробно, как с помощью описания традиций местного населения, так и отношений между русскими и кавказцами. Уже в начале «Бэлы» Максим Максимыч проявляет характерный взгляд русского офицера на местное население, как на «азиатов-плутов, которые дерут деньги на водку с проезжающих». Кабардинцы и чеченцы определяются Максим Максимычем как «разбойники и голыши, зато отчаянные башки», при этом они противопоставляются осетинам , которых штабс-капитан характеризует как «преглупый народ, неспособный ни к какому образованию, у которого даже порядочного кинжала ни на ком не увидишь».

Более подробно в «Бэле» Лермонтов останавливается на жизни черкесов , фактически этому посвящена почти вся эта глава.

Экранизации

Год Производство Название Режиссёр Печорин Примечание
Госкинпром Грузии Княжна Мери Владимир Барский Николай Прозоровский
Госкинпром Грузии Бэла Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по одноименной главе из романа
Госкинпром Грузии Максим Максимыч Владимир Барский Николай Прозоровский Черно-белая, немая костюмная драма по главам «Максим Максимыч», «Тамань» и «Фаталист» из романа
Киностудия им. М. Горького Княжна Мери Исидор Анненский Анатолий Вербицкий Художественный фильм
Киностудия им. М. Горького Герой нашего времени Станислав Ростоцкий Владимир Ивашов (озвучание - Вячеслав Тихонов) Дилогия из двух фильмов - «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань»
ЦТ СССР Страницы журнала Печорина Анатолий Эфрос Олег Даль Фильм-спектакль
Централ Партнершип Герой нашего времени Александр Котт Игорь Петренко Сериал
Киностудия "Глобус" Печорин Роман Хрущ Станислав Рядинский Художественный фильм

Напишите отзыв о статье "Герой нашего времени"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герой нашего времени

Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцовать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой то дамой, как принц такой то и такой то сделали и сказали то то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцовал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданьи в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь, и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей.
Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и робостью и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с ней о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время, как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцовала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею.
«Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», и еще многое и многое сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур.
«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.
В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «как можно было спрашивать об этом?»
– Так весело, как никогда в жизни! – сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтобы обнять отца и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастия и горя.

Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была широкая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.
Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его.
Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.
– Как весело, граф, – сказала она, – не правда ли?
Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.
– Да, я очень рад, – сказал он.
«Как могут они быть недовольны чем то, думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.

На другой день князь Андрей вспомнил вчерашний бал, но не на долго остановился на нем мыслями. «Да, очень блестящий был бал. И еще… да, Ростова очень мила. Что то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». Вот всё, что он думал о вчерашнем бале, и напившись чаю, сел за работу.
Но от усталости или бессонницы (день был нехороший для занятий, и князь Андрей ничего не мог делать) он всё критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто то приехал.
Приехавший был Бицкий, служивший в различных комиссиях, бывавший во всех обществах Петербурга, страстный поклонник новых идей и Сперанского и озабоченный вестовщик Петербурга, один из тех людей, которые выбирают направление как платье – по моде, но которые по этому то кажутся самыми горячими партизанами направлений. Он озабоченно, едва успев снять шляпу, вбежал к князю Андрею и тотчас же начал говорить. Он только что узнал подробности заседания государственного совета нынешнего утра, открытого государем, и с восторгом рассказывал о том. Речь государя была необычайна. Это была одна из тех речей, которые произносятся только конституционными монархами. «Государь прямо сказал, что совет и сенат суть государственные сословия; он сказал, что правление должно иметь основанием не произвол, а твердые начала. Государь сказал, что финансы должны быть преобразованы и отчеты быть публичны», рассказывал Бицкий, ударяя на известные слова и значительно раскрывая глаза.
– Да, нынешнее событие есть эра, величайшая эра в нашей истории, – заключил он.
Князь Андрей слушал рассказ об открытии государственного совета, которого он ожидал с таким нетерпением и которому приписывал такую важность, и удивлялся, что событие это теперь, когда оно совершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Он с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого. Самая простая мысль приходила ему в голову: «Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что государю угодно было сказать в совете! Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований. В этот же день князь Андрей должен был обедать у Сперанского «en petit comite«, [в маленьком собрании,] как ему сказал хозяин, приглашая его. Обед этот в семейном и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что до сих пор он не видал Сперанского в его домашнем быту; но теперь ему не хотелось ехать.
В назначенный час обеда, однако, князь Андрей уже входил в собственный, небольшой дом Сперанского у Таврического сада. В паркетной столовой небольшого домика, отличавшегося необыкновенной чистотой (напоминающей монашескую чистоту) князь Андрей, несколько опоздавший, уже нашел в пять часов собравшееся всё общество этого petit comite, интимных знакомых Сперанского. Дам не было никого кроме маленькой дочери Сперанского (с длинным лицом, похожим на отца) и ее гувернантки. Гости были Жерве, Магницкий и Столыпин. Еще из передней князь Андрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот – хохот, похожий на тот, каким смеются на сцене. Кто то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо отбивал: ха… ха… ха… Князь Андрей никогда не слыхал смеха Сперанского, и этот звонкий, тонкий смех государственного человека странно поразил его.
Князь Андрей вошел в столовую. Всё общество стояло между двух окон у небольшого стола с закуской. Сперанский в сером фраке с звездой, очевидно в том еще белом жилете и высоком белом галстухе, в которых он был в знаменитом заседании государственного совета, с веселым лицом стоял у стола. Гости окружали его. Магницкий, обращаясь к Михайлу Михайловичу, рассказывал анекдот. Сперанский слушал, вперед смеясь тому, что скажет Магницкий. В то время как князь Андрей вошел в комнату, слова Магницкого опять заглушились смехом. Громко басил Столыпин, пережевывая кусок хлеба с сыром; тихим смехом шипел Жерве, и тонко, отчетливо смеялся Сперанский.
Сперанский, всё еще смеясь, подал князю Андрею свою белую, нежную руку.
– Очень рад вас видеть, князь, – сказал он. – Минутку… обратился он к Магницкому, прерывая его рассказ. – У нас нынче уговор: обед удовольствия, и ни слова про дела. – И он опять обратился к рассказчику, и опять засмеялся.
Князь Андрей с удивлением и грустью разочарования слушал его смех и смотрел на смеющегося Сперанского. Это был не Сперанский, а другой человек, казалось князю Андрею. Всё, что прежде таинственно и привлекательно представлялось князю Андрею в Сперанском, вдруг стало ему ясно и непривлекательно.
За столом разговор ни на мгновение не умолкал и состоял как будто бы из собрания смешных анекдотов. Еще Магницкий не успел докончить своего рассказа, как уж кто то другой заявил свою готовность рассказать что то, что было еще смешнее. Анекдоты большею частью касались ежели не самого служебного мира, то лиц служебных. Казалось, что в этом обществе так окончательно было решено ничтожество этих лиц, что единственное отношение к ним могло быть только добродушно комическое. Сперанский рассказал, как на совете сегодняшнего утра на вопрос у глухого сановника о его мнении, сановник этот отвечал, что он того же мнения. Жерве рассказал целое дело о ревизии, замечательное по бессмыслице всех действующих лиц. Столыпин заикаясь вмешался в разговор и с горячностью начал говорить о злоупотреблениях прежнего порядка вещей, угрожая придать разговору серьезный характер. Магницкий стал трунить над горячностью Столыпина, Жерве вставил шутку и разговор принял опять прежнее, веселое направление.

Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а "тогда, когда память уступила место забвению", напоминают ему "хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены" (X, 299) .

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над "Тарасом Бульбой", был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих "выпытать дух минувшего века" и постигнуть "историю народа". Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему "Тараса Бульбы", на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор - все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. "Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? " (II, 105) . Или: "Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев" (II, 143) . Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

"Тарас Бульба" имеет. большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике "Миргород". В 1842 году во втором томе своих "Сочинений" Гоголь поместил "Тараса Бульбу" в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями "Тараса Бульбы" был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели:

Углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

Определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.

  1. Беседа

Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…)купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

  1. Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести

Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Распад Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

Середина XIII в. – монгольское нашествие

Распад Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

1596 год - в Брест-Литовске заключена уния

(т.е. объединение) православной и

Католической церкви

Украинское население отказывается

Принимать католичество

Поляки начали преследования тех, кто

Отказывался принимать унию

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси 1569 год - Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую 1596 год - в Брест- Литовске заключена уния (т.е. объединение) православной и католической церкви украинское население отказывается принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию

К концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту * в качестве своего главного врага. * Шляхта, шляхтичи – польские дворяне.

конец XVI века - на Украине вспыхивают восстания. Главная сила в них - украинские казаки*. * Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его закону.

Казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик селились на южных границах Польши, на реке Днепр

Центр днепровского казачества – Запорожская Сечь* * Называлась она так, потому что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). с воеобразная «казацкая республика»

Жизнь «казацкой республики» казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов; н е признавали распоряжений польского короля; с амостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции; женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. С обытия, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.


Разработка урока по литературе для 7 класса.

Тема : Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:

    Образовательные : познакомить учащихся с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя, показать актуальность и современность данной темы, используя технические средства на уроке;

    Развивающие : умение опираться на законы жанра в процессе постижения авторского замысла; развернуто обосновывать суждения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; развитие аналитических коммуникативных способностей учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры речи, культуры чувств; уважения к русской литературе, культурам других народов.

    Коррекционные: развитие монологической и диалогической речи, устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность, расширение круга представлений об окружающей жизни, развитие эмоциональной сферы (музыка, прослушивание текста в исполнении актеров и т.д.)

Ход урока.

Так вот она - Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают те гордые и крепкие, будто львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!

I . Организация учащихся к уроку. Выполнение комплексных упражнений (релаксация, тихо играет музыка).

    Расслабиться, не напрягаться.

    Мягко, не спеша, выпрямить спину без усилий.

    Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.

    С закрытыми глазами смотреть только прямо перед собой. Голову держать легко, без напряжения и усилий.

    Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны головы: вперед к груди-3 раза, запрокинуть- 3 раза, к правому плечу- 3 раза, к левому плечу- 3 раза.

    Плечи опущены, руки и ноги расслаблены.

Сейчас нам надо сбросить усталость, напряжение. А самое главное- постараться ни о чем не думать, для того чтобы наше занятие прошло по-новому для каждого из нас спокойно, интересно, без скуки и усталости.

II . Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы проводим необычный урок, интегрированный, в котором вступят во взаимодействие два учебных предмета: литература и история. Проведем его на материале повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вам было задано опережающее задание: собрать материал об исторических и фольклорных источниках повести.

Класс мы распределили по группам (на партах таблички: историки, этнографы, литературоведы ). Словарная работа: этнограф- специалист по этнографии. Этнография- наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.

Пусть каждая группа сформулирует цели.

III . Работа над новым материалом и реализация индивидуальных заданий.

Сообщение целей каждой группы.

Историки: наша цель - дать характеристику эпохи периода середины 17 века, рассказать об исторической основе повести «Тарас Бульба».

Этнографы: мы расскажем о быте, обрядах и обычаях людей, живших в то далекое время.

Литературоведы: наша цель – показать, как эта эпоха отразилась в художественном произведении.

Мы поможем ответить на вопросы, интересующие вас.

(На экране высвечиваются вопросы)

    Почему писатель обратился к столь давним временам? Как и для чего использовал Гоголь в своей повести исторические события? (историки)

    К какому времени относятся события, изображенные Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Действительно ли они происходили? (историки)

    Кто такие казаки? Почему они называются запорожцами? (этнографы)

    Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи? (этнографы)

    Какие художественные средства использует Н.В.Гоголь, изображая запорожских казаков? (литературоведы)

    Есть ли сходство между Тарасом Бульбой, запорожцами и героями былин? ? (литературоведы)

Сообщения учащихся.

Историки:

    Интерес к украинской истории возник у Гоголя в 1833-1834 годах. Он собирался написать научный труд по истории Украины. Труд этот не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы писателем в работе над «Тарасом Бульбой» и намечены темы, которые получили развитие в повести: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы. Для повести «Тарас Бульба» Гоголь пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества, опирался на фольклор... Но еще больше пользовался Гоголь для этой повести украинскими песнями. Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный, и текст прямо просится на переложение в былинный стих. Я думаю, обращение к прошлому помогало понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

    События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV - XVII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной зависимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

Монгольское нашествие середины XIII века привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке оказались под игом ордынских ханов, а земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния (объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался принять унию. Таким образом, к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки. Найдите в тексте главы 1 повести черты исторического времени. Назовите лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы людей? (стр.70). (глаголы: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т.д., эпитеты: первобытная Россия (неукротимая, широкая)). Стр.176.

Вывод: это было время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека.

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма (с каждой хаты).

Зрительная гимнастика.

Этнографы:

    Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась «казацкая республика». Особенности быта и характера казаков показаны уже в первой главе . Как Бульба сам выбирал для детей своих лучшие убранства (Стр.178-179), интерьер и предметно – бытовая деталь: описание светлицы Бульбы (Стр.173: «на самом видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок. Все в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Вывод: Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход. Военное дело он считает главным, в мирное – полюбил разгул) , «спать на дворе» (открытое пространство выступает как средство изображения героя-богатыря в былинных традициях; мотив воли сопровождает повествование на протяжении всего развития действия: степь (пейзаж)(природа выступает средством изображения широкого русского характера: «зелено-золотой океан», «девственная пустота», «неизмеримые волны растений» и т.д.; сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, оседлости), физический облик запорожцев («дюжий», «лев», «рыцари»), разгулы, пляски).

    Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему отечеству. Самое главное для них – чувство товарищества. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (за кражу, за невыплату долга, за убийство). Обычное состояние Запорожья – беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула, веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. (3 глава).

    Звучит гимн русских казаков.

Литературоведы:

    Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей.

Мастерски изображая жизнь запорожских казаков и самих запорожцев, Гоголь использует такое художественное средство как художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. Также я обратила внимание на точность, конкретность изображения природных явлений, на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи.

Изобразительно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение, гипербола (примеры). Гипербола – троп, типичный для былинного жанра. Автор широко использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам эпических народных героев.

С Гоголем был согласен и художник И.Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев». Сравните: Н.В.Гоголь работал над повестью 9 лет. О чем это говорит? В чем созвучность продолжительной работы над произведениями художника и писателя. Это говорит о том, что оба художника придавали большое значение своим произведениям. И писатель Гоголь, и художник Репин изобразили в них свой народ, которым гордились и захватывались, видели в запорожцах мужественных и веселых людей, своих пращуров и единомышленников. В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.

Несмотря на свою динамичность, композиция полотна очень уравновешенна. На переднем плане полотна мы видим запорожских казаков, собравшихся за наспех сколоченным столом, для сочинения своего послания. Часть фигур живописец «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» рамки полотна. На заднем плане – на фоне широкой степи палаточный городок, костры…

В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура… И сколько в сюжете и в композиционном решении картины изобретательности, народного юмора, вкуса!

Дружно сгрудились казаки вокруг стола, сочиняя свое послание. Улыбчивый писарь, лукаво прищуриваясь, строчит на листе бумаги смелые словечки, которые подсказывают ему товарищи. Кипят страсти, эмоции буквально выплескиваются на зрителя. И безудержным весельем искрится полотно, далеко по степи слышится смех – от тоненького хихиканья до громоподобного хохота. В этом непринужденном общении казаков накануне битвы – удаль и героический дух запорожцев, их независимость, сплоченность и великая сила товарищества.

В «Запорожцах» художник рисует народ во всем его величии, силе, непобедимости и утверждает демократические идеалы свободы, всеобщего братства, равенства.

IV . Рефлексия. Что нового узнали?

Что делает людей такими разными? Почему в одном времени живут яркие, сильные и прекрасные люди, а в другом мелкие, ничтожные? Суровая эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. Именно в прошлом видятся Гоголю духовно свободные и могучие люди. Но могут ли они быть в настоящем? Этот вопрос писатель задает и себе и читателю. Показывая, какими были люди, Гоголь внушает нам мысль: герои Запорожской Сечи – это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу. Значит, это произведение о прошлом, настоящем и будущем. Вот почему, многие произведения об этой эпохе теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы.