Личная жизнь александра колтового. Александр Левшин: "Я никогда не хотел работать у Пугачевой!" — Кто сказал? Стефанович

  • 05.07.2019

Александр Леонидович Левшин - советский и российский режиссёр, певец, музыкант, композитор, радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии «ТЭФИ», солист ВИА «Коробейники», солист группы «Рецитал». 10 декабря 2015 года состоялась презентация нового альбома Александра Левшина «Зеркало небес», после которого музыкант дал большое интервью "Эпоха Бескорыстия" для портала Вокально-Инструментальная Эра. Предлагаем выдержки из интервью, в котором артист рассказывал о своей работе с Игорем Николаевым.

Интервьюер: Георгий Симонян
Источник ВИЭ

Кто тогда входил в состав «Рецитала »?

Первые полгода, как я уже сказал, руководил «Рециталом» Юра Шахназаров. Работал прекрасный пианист Дмитрий Атовмян. Гениальный музыкант, великолепный аранжировщик! Да и вообще, надо сказать, что армянам джаз легко дается. Дима славился тем, что во время езды за рулем, на машине, мог писать партитуры. Именно Дима написал аранжировки к фильму «Д”Артаньян и три мушкетера», в котором пели «Коробейники».

Вторым клавишником был совсем молоденький Игорь Николаев . Третьим клавишником - Саша Юдов. Барабанщик – Саша Герасимов. На бас-гитаре играл Валера Гришков. Гитарист Талгат Тухтамышев и медная группа – Толя Протасов (труба) и Саша Розанов (саксофон, флейта). Последние трое остались из старого состава, который уехал в Харьков. Протасов был москвич, Розанов – довольно стильный музыкант, был из Адлера, а Талгат, к тому времени, женился на москвичке. На бэк-вокале работали Леша Глызин и Женя Завьялова.

Художником по свету был Николай Коновалов, звукорежиссерами - Володя Гринберг и Виктор Иванов.

В тот момент формировался гастрольный тур в Чехословакию и Западный Берлин. Многих ребят не выпустили заграницу. Алла вынуждена была взять какого-то польского бас-гитариста. Диме Атовмяну пришлось играть на американском синтезаторе Профит, который он не знал. Было очень много накладок. При этом музыканты были классные и как-то выкрутились.

В программе «Как тревожен этот путь» у нас работал Николай Коновалов, художник по свету и мой хороший товарищ. Сейчас Коля руководит фирмой по прокату звука, света.

Он тогда подошел ко мне с одной идеей. Рассказал, что есть намётки, песни. А в это время у нас появилась очень хорошая аппаратура, которую стали собирать в «Олимпийском». Это было как раз кстати.

Так вот, я собрал музыкантов. Там Петя Подгородецкий играет, басист Валентин Лёзов, барабанщик Александр Герасимов, медная секция: Калмыков, Горбунов, Жагун, я - на гитаре, немного Руслан Горобец и, чуть-чуть, Игорь Николаев . Напел свои опусы Николай Коновалов. Виктор Иванов нам это свел. Все это было записано на магнитофонные пленки.

В Ленинграде на гастролях я встретился со своим знакомым, директором одного модного клуба, в ДК Связи - Александром Ходарковским. Он прослышал про наши записи и предложил сделать видео в его клубе. Мы набрали танцевальную массовку и записали несколько песен. Но поскольку график концертов с Пугачевой был очень плотный, то у нас тогда не получилось выступить с этими песнями. Но с разрешения Аллы мы все-таки стали готовить программу на четырех исполнителей.

Тогда же появился альбом, записанный с Александром Кальяновым?

Да, это было, когда Игорю Николаеву жить было негде и он полгода жил у меня. Веселое было время. Тогда мы и придумали эти песни. Поначалу они должны были войти в спектакль Галины Волчек «Команда» в «Современнике». Причем исполняли я и Татьяна Анциферова. Спектакль не особо удался, его быстро сняли, но песни остались. И мы записали их с нашим концертным звукорежиссером Сашей Кальяновым. «Свежий запах лип» и другие.

Так вот получилась программа, в которой сначала пел несколько композиций Горобец, потом совсем молодой Киркоров, дальше пел я и заканчивал Кальянов. Мы играли вживую. Для Киркорова мы сделали шесть песен болгарских композиторов на русские стихи, в основном, Натальи Шемятенковой. Я исполнял песни «Эпитафия №0», «Афганский реквием» и «Открытый взгляд» и другие. Руслан пел несколько танцевальных песен, а Кальянов те песни, которые мы ему написали с Игорем . К нам стали обращаться директора и предлагать гастроли. Я тогда, по сути, стал бригадиром-организатором. Мы объехали полстраны, собирали стадионы и Дворцы спорта.

Как получилось, что Кальянов вообще запел?

Это Алла придумала. Была такая песня - «Живем мы недолго». И она предложила такой вариант, что мы все стоим на сцене, и вдруг из-за пульта встает мужик и таким низким голосом начинает «Живем мы недолго…». И она дала ему такой старт. Но потом Саша занялся музыкой в стиле шансон.

Владимир Кузьмин числился в «Рецитале»?

Нет, но он ездил с нами в одной программе. Вместе со своим составом - «Динамик». Это Рыжов, Китаев, Чернавский.

Надо сказать, что это все течение шло из Тульской филармонии. Я имею в виду и появление киевлян у нас, а потом и Кузьмина с «Динамиком». Самым «активным» тусовщиком из всей этой компании был трубач Паша Жагун-Линник. Он стал тогда писать стихи к песням Игоря Николаева . Вообще, киевляне всегда старались держаться вместе. На гастролях в Индии в 1988 году произошел конфликт, который уже давно назревал, между киевлянами и остальными музыкантами. Алла всех зачинщиков уволила. И после этого в коллективе, из всех киевлян, остался только Руслан Горобец, самый спокойный и неконфликтный.

Александр Леонидович Левшин (род. 4 декабря 1953, Ленинград) - советский и российский режиссёр, певец, музыкант, композитор, радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии «ТЭФИ», солист ВИА «Коробейники», солист группы «Рецитал».

Биография

Александр Леонидович Левшин родился 4 декабря 1953 года в Ленинграде, впоследствии семья переехала в Москву. Со школьного возраста Александр увлекся рок-музыкой и с 1970 по 1973 год выступал в составе группы «Авангард», в качестве гитариста и вокалиста.

После армии в 1975 году пришёл работать в «Росконцерт» в состав ВИА «Коробейники». В 1976 году Александр Левшин и ВИА «Коробейники» приняли участие во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песни в Сочи, где стали лауреатами, получив 1 премию за исполнение музыкальной оратории композитора Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина». В 1978 году вокальная группа ВИА «Коробейники» в составе: Вячеслава Назарова, Александра Левшина, Владимира Чуйкина и Юрия Меньшова принимала участие в записи песен композитора Максима Дунаевского к кинофильму «Д’Артаньян и три мушкетёра». Александр Левшин озвучивал, как певец, роль Де Тревиля (в кадре - Лев Дуров). В фильме Александр Леонидович принимал участие в записи следующих песен: «Баллада де Тревиля», «Дуэт де Тревиля и д`Артаньяна», «Песня мушкетёров», «Марш гвардейцев кардинала», «Баллада о дружбе».

В 1980 году Александра Левшина пригласили на студию «Мелодия» для участия в записи песен Аллы Пугачевой: «Дежурный ангел», «Усталость», «Как тревожен этот путь». После совместной работы на студии Алла Борисовна предложила Александру Леонидовичу участвовать в группе «Рецитал» в качестве музыканта. После создания в 1987 году «Театра песни Аллы Пугачевой» Александр Левшин, Руслан Горобец, Александр Кальянов, Владимир Кузьмин, Владимир Пресняков и т. д. стали участвовать в концертах Аллы Борисовны, как солисты, авторы исполнители.

В 1982 году Александр Левшин поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет и в 1986 году успешно окончил институт.

В 1985 году при участии Петра Подгородецкого (экс-клавишник группы «Машина времени») и других московских музыкантов записал первый и последний альбом рок-группы «Здоровье».

В 1989 году на студии звукозаписи «МЕЛОДИЯ» была выпущена на виниле авторская пластинка Александра Леонидовича Левшина «Отражение». В пластинке прозвучали песни, написанные Александром Левшиным совместно с поэтами Виталием Мозгалиным и Валерием Брюсовым. В альбоме песни исполняли: Альберт Асадуллин, Майя Булгакова, Екатерина Семёнова и Тамара Сёмина (чтение текста). Параллельно с работой у А. Б. Пугачевой, организовывал и проводил массу теле- и постановочных режиссёрских работ.

С 1995 по 1997 года - главный редактор радиостанции «Венец».

В 2001 году Александр Леонидович стал лауреатом премии «ТЭФИ» в номинации «Музыка на телевидении», с программой: I международный фестиваль «И все поют стихи Булата…». Место проведения: театр им. Вахтангова и огромное шоу на улице Арбат. Эфир: Первый канал и REN-TV. Продюсеры проекта: Ирена Лесневская и Константин Эрнст. Художественный руководитель - Владимир Давыденко, художник-постановщик - Игорь Макаров, главный режиссёр - Александр Левшин.

Также в 2001 году написана музыка на стихи поэта Симона Осиашвили к песне «Мы любим тебя, Архангельск». Песню исполняют: Галина Ненашева, Алла Сумарокова и Государственный Академический Северный Хор. В 2014 году мэрия города Архангельска выбрала песню «Мы любим тебя, Архангельск» официальным гимном городу Архангельск.

В 2003-ем году Александру Леонидовичу Левшину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Так же в 2003 году Александром Левшиным была организована собственная студия звукозаписи LAL-Studio, в которой создаются и записываются песни для популярных и только начинающих свой творческий путь артистов и певцов.

В 2006 году на звукозаписывающей студии LAL-Studio были записаны новые песни для группы «Рецитал». С 2006 года группа «Рецитал», состоящая из музыкантов, аккомпанирующих А. Б. Пугачевой, создали собственные сольные программы и стали гастролировать по России и другим странам мира.

Екатерина Архипова при участии Виталия Белобрагина, фото автора

Александр Левшин последнее время просто нарасхват. Ну во-первых, потому, что этот известный музыкант почти 30 лет являлся гитаристом ансамбля «Рецитал» , аккомпанировавшего и аккомпанирующего по сей день Алле Пугачевой. Во-вторых, потому что он человек очень разносторонний, и ему удалось проявить себя в самых разнообразных областях. Да и собеседник он замечательный, вот поэтому это предновогоднее интервью мы сделали именно с ним. Тем более, что роль Деда Мороза ему в свое время предложил не кто-нибудь, а... ну да, конечно, Алла Пугачева .

Да, Алла сподвигла меня полюбить Новый год. Я к этому празднику всю жизнь относился тепло, но спокойно. А она мне как-то говорит: «Приезжай Дедом Морозом ко мне на Истру». А я никогда до этого не был Дедом Морозом. Даже в школе. Но тут мне купили костюм, разрисовали губной помадой щеки - они потом неделю горели, оказывается, помада такая ядовитая… Лена Чупракова была Снегурочкой, что уже смешно само по себе. В общем, я подготовился, шпаргалки сделал - на картинках стишки детские... Маленький Дени и Никита даже поверили, что я - Дед Мороз. И с тех пор я полюбил Новый год. Мы даже для «Рецитала» с Александром Венегеровым написали песню «Новый год каждый год».

- У Вас же была идея создать Театр "Рецитал"?

Есть у меня одна задумка, я пока говорю об этом очень осторожно, потому что все зависит от человеческого фактора, конечно. А только потом от денег, от больших людей, которые скажут – почему бы и нет. Сейчас народ думает, пойти в бой со мной или нет. Если да, тогда весь человеческий ресурс, накопленный за 30 лет (ведь в следующем году «Рециталу» исполнится 30 лет), может выстрелить. Эти люди никуда не делись, большинство живы-здоровы. И многие очень талантливы. И я верю в коллективный разум единомышленников. Это мной много раз испытано. А в какой форме этот Театр будет существовать, будет видно.

- Вы же раньше в театре тоже работали?

Я в свое время очень близко подошел к театру, у меня есть музыка к некоторым спектаклям, я сотрудничал с Театром молодого актера, а потом пошел в большие формы. Ставил эстрадно-театрализованные программы, потому что все-таки одним из моих учителей был Шароев, царстие ему небесное, и он был мастером прологов огромных гала-представлений. Ну и, вы знаете, я помогал и Алле Пугачевой на «Рождественских встречах» - три первых программы был помощником режиссера. Вообще, как режиссер, я только в «Олимпийском» сделал около 30 программ в свое время, в том числе, «Сюрприз для Аллы Пугачевой», продюсером которого был Филипп Киркоров, надо отдать ему должное.

Мне все интересно. В последнее время я увлекся ролью идеолога саундпродюсера на студии. Я студию превратил в лабораторию, делаю аранжировки и стараюсь тем исполнителям, которые приходят ко мне, помочь найти нужную интонацию. Не просто записать песню, а сделать это таким образом, чтобы заставить человека резонировать.

Только что у себя на студии я сделал ремейк песни «Гималаи» Маше Распутиной, аранжировку, оркестровку, все живьем, ко мне приходило большое количество музыкантов по очереди две недели, из консерватории - и хоры, и скрипки, и басы и скасофоны. И в результате получилась очень натуральная живая музыка. Маша приезжала ко мне домой и получила большое удовольствие. Я очень рад, что ей удобно с этой фонограммой работать. Я ее давно люблю и считаю очень яркой артисткой. Она неповторима, у нее очень сильная индивидуальная харизма. Она людей заводит 100%.

Кстати, я вот около 30 лет с Пугачевой работаю, это для многих уже не секрет, я задавал себе вопрос, почему? Так вот потому, что мне как раз нравится мотивация внутренних резонансов, которая есть между ней и нами, музыкантами, мной, в том числе. Я питаюсь этими тонкими резонансными отношениями, которыми мало кто из артистов на сцене может вот так обмениваться. А у Аллы Пугачевой эта связь внутренняя, тонкая, наверно, важнее, чем музыка, в чем одет, как себя чувствуешь. Она может простить человеку все, если она посмотрела ему в глаза, и возник этот внутренний виртуальный мост. Она умеет обмениваться и с залом своими эмоциями, именно обмениваться, а не дарить радость, как некоторые говорят, или получать аплодисменты. Вот если б этого не происходило, наверно, было бы как у всех. А у нее есть некое феноменальное качество. И меня это притягивает.

- А давайте еще поговорим о Вашем проекте, который называется «Поющие продюсеры».

Я записал 15 самых видных продюсеров, таких, как Евгений Болдин в шоу-бизнесе или как генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман на тлевидении. Это все достаточно приятные люди с точки зрения стиля, вкуса, отношения к жизни, что видно уже по тому, какие песни они выбрали. Это был сложный процесс. Я ведь записывал и тех, кто вообще петь не умеют. То есть душа-то поет, и юдагодаря технике мы сможем это услышать. Некоторые записи были собраны буквально по крупицам. Потому что я хотел, чтобы этот человек был в этой обойме – у него интересная судьба, сам по себе он очень неординарный, пусть даже он петь не умеет, слуха нет. Я не буду говорить, кого, попросил просто наговорить текст и напеть какие-то ноты, а я потом все расставил, как положено.

А вот, например, Евгений Борисович Болдин красиво поет. Кстати, Алла всегда отмечала его тембр, его бархатный баритон, улыбчивый, обаятельный. Или если говорить про Олега Непомнящего, то это большой артист на самом деле. И он выбрал песню Вертинского «Бонбоньерка». Был еще фильм такой альтеративный «Изображая жертву», там еще Лия Ахеджакова, играя официантку в японском ресторане, пела эту песню только в другой транскрипции.

- Все сразу согласились участвовать?

Не сразу. Сначала все щеки надували, а потом пошли просто пачками и встали в очередь. И когда мы записали последнего, стал проситься еще один, потом еще один... Но мы пока решили сделать первый выпуск, а потом записать и тех, кто проявил интерес к проекту, позвонил и сказал, что он тоже не против поучаствовать. Для чего я в это дело влез и сделал аранжировки и вообще этот альбом - я мечтаю, чтобы продюсеры были на сцене, а звезды сидели в зале. Я хочу показать людям, может быть, используя возможности телевидения, пускай это будет один раз - некоммерческое исполнение и некоммерческая пластинка - что люди, которые стоят за спинами звезд - это глубокие и интересные люди, зачастую более глубокие, чем их артисты. Ведь талантливых администраторов и концертных, и продюсирующих, и промоутеров в стране человек, может быть, 25 - 30 максимум.

Я этих людей знаю всю жизнь, и знаю их судьбу и историю. И хлеб тяжелый у продюсеров на самом деле. Это же вообще-то концертные директора, которые рядом с артистом круглосуточно, с момента его становления и дальше, дальше. Это как семья, и продюсер - и доверенное лицо, и мальчик для биться, в общем все.

- Значит, скоро услышим, как поют директора наших звезд?

Насчет скоро не знаю... Песни получились замечательные, и проект как раз на этом самом месте споткнулся – правонаследники авторов этих хороших песен довольно амбициозные люди, любят деньги очень. Так что я отвел нашего ответственного продюсера Вячеслава Белина в РАО, где он сейчас занимается очисткой прав.

- Вы же еще и на радио работаете?

Я не зарабатываю там ни копейки, я просто прихожу и час в неделю эфирю. Я не занимаюсь политикой, но мне стало нравится в эфире разговаривать с какими-то интересными людьми. Обычно во время съемки или записи на радио человек становится немножко другим. Подчеркнуто любезным, или подчеркнуто талантливым, или подчеркнуто брутальным. Он сразу надевает на себя маску того амплуа, которое, ему кажется, наиболее выгодно его оттеняет. А на самом деле человек должен быть естественным. Мой сын снимает эти передачи, и я их потом смотрю – какие все разные. Кто закомплексован, кто расслаблен, кто по-настоящему радуется чему-то, кто говорит выученные фразы. Почему-то люди считают, что закон Станиславского «существовать в предполагаемых обстоятельствах» касается не только сцены, но еще и интервью. А мне кажется, что интервью это как раз антипод сцены. Человек должен постараться запечатлеть себя таким, какой он есть. Потому что мотивация интервью как раз в этом.

- Некоторым людям быть естественными труднее, чем существовать в каком-то амплуа...

Значит, это амплуа придумано не ими, а одето на них как одежда. Или они боятся отклониться от образа, который показался им удачным. А мне кажется, интересно посмотреть, что это за человек, раз он такое сочиняет, такое поет или такое написал. Потому что все несуразности и радио, и телевидение сразу высвечивают. Многие же и в личной жизни притворяются.

- Вам удается снимать с людей маски?

Я стараюсь говорить с той теплой интонацией, чтобы человек выдавал живые эмоции. И начинается какой-то момент истины. Моя передача называется «Три портрета Александра Левшина». Меня все спрашивают, почему три. Два портрета – мой и моего гостя, а третий - это некий момент истины, возникающий в процессе передачи, когда человек раскрывается и из него идет поток. Вот это и есть его настоящий портрет внутренний. Подсознательный, психологический. И все уходят умиротворенные с передачи, потому что я не задаю острые вопросы, потому что мне не интересен человек на войне, человек, который целится или стреляет. Мне интересно, когда появляются какие-то ассоциации с тем, что человек написал…

- Это в вас хиппи говорит... Вы ж, наверно, хипповали в свое время?

Да, я хипповал, и на демонстрации ходил. Я в 15 лет ушел из дома и жил непонятно где, с гитарой подмышкой. В те годы у хиппи был тезис очень сильный, который меня подкупил: Let"s make love! Т.е. не в смысле все в койку. Контекст был – любите друг друга. Первые два-три года в движении хиппи было это. Потом многие хиппи пошли в наркотики, в алкоголь, это была уже некая асоциальная история. Но многие трансформировались в нормальных людей.

- Наши хиппи были не так уж асоциальны, климат не позволил. Я знала хиппи, внешний вид их часто ужасал бомжеватостью, но это были очень добрые люди, готовые помочь, мы сами вписывались к ним пожить в других городах, все это было без денег, причем, это были не особо знакомые люди. Сейчас я таких отношений не наблюдаю.

Это точно, вот зарисовка такая. Я играл на танцах уже в те годы, мы такие все лохматые были, веселые, пели The Beatls - All you need is love, The Doors пели, там ведь тексты просто замечательные, и потом шли все вместе в какую-то квартиру. И вот открываешь дверь, а там муравейник - человек 30, и каждый занимается своим делом. Кто-то разговаривает, кто-то разливает, кто-то играет. В фильме «Брат» есть похожий эпизод на питерской квартире. И там не было ничего безнравственного. Если кто-то что-то в ванне и принимал, это не было публично. Были и девчонки, и мальчишки, и всех заводила атмосфера какого-то братства. Вот на это подкупились очень многие. Особенно дети интеллигенции, золотая молодежь, тогда они, в отличие от нынешней, играли, писали стихи, сочиняли, путешествовали – с рассветом уезжали на троллейбусе пить воду из какого-то источника. Вот в этой атмосфере я и провел часть своей молодости. Но поскольку я уже играл на гитаре в группе «Авангард», довольно известной в те годы, ко мне все относились очень тепло за то, что я уже что-то умел. Это было романтичное время. Люди пели, танцевали, они не требовали от меня ничего, просто находились все в этом общем вареве.

- Да, была такая сопричастность.

Хорошее слово - сопричастность. Сейчас сопричастность себе могут позволить только несколько больших артистов. В частности, Пугачева. Она находится на этой волне, которая называется сопричастность. Сейчас вот тур идет. 5000 мест, 8000 мест – практически полные залы. И это говорит о многом. А какие цены! И как людям несладко живется. И часто хочется от всего абстрагироваться...

Сейчас я, кстати, написал большую художественную книгу. Может, поэтому. Комедийное фэнтази про древнее устройство мира. Она уже брошюруется, а я пишу вторую про будущее время. И что мне нравится, я понял одну очень интересную вещь – мотивация в любом сюжете – и на сцене, и на телевидении, и в книжке – всех поступков людей совершенно незыблема. Есть любовь, есть ревность, есть зависть, есть месть, есть смерть, есть рождение, есть духовная жизнь, есть негодяйские какие-то мысли... Про что бы человек ни писал, он должен писать про человеческую природу взаимоотношений.

А тогда, в древности, не было никаких комплексов – иди вправо, а влево нельзя, это грех, а это нет, не было еще общественных заборов, которые мы сами себе строим. Ведь на самом деле, чему научилось общество за времена цивилизации – только слову "нет". Мы не разгадали секрет слова "да". А слово "нет" мы все время исследуем. А мне кажется, что человек рожден, чтобы понять слово "да". Потому что когда человек понимает слово "да", и над ним не довлеют ни демоны, ни соблазны, он живет ради гармонизации жизни.

Вот мне кажется, если Алла уйдет со сцены, как она говорит, весной, то огромная глыба этой глубочайшей искренности на сцене перестанет функционировать. Как концертная форма. Конечно, Алла Пугачева будет работать и существовать в других формах. Но все равно это для меня большая беда, даже личная драма. Дело не в том, работаю я или нет, а в том, что настоящих больших артистов очень мало. И я очень люблю смотреть, как выходит на сцену, даже в эти года, Иосиф Кобзон, у меня вызывает большое восхищение, как выходит Розенбаум... Мне очень нравится смотреть хроники Александра Вертинского, Клавдии Шульженко… Не потому, что это ретро. Не в этом дело. Я сейчас, скажем, очень опечален фактом, что ушел Тейлор из группы Aerosmith. Он отказался выступать и пропал, на связь не выходит. Сказал - мне все надоело, я ухожу из группы. И мне жаль, что это так, потому что Тейлор вместе с ребятами прошли огонь и воду и создали какое-то такое звучание, пусть они не так поют, не так играют, мне дорога энергетика тех песен и той сценической жизни.

Умер Фредди Меркьюри, уже сколько лет прошло, а я до сих пор думаю об этом с грустью, потому что моя любимая песня последних лет, это когда он вместе с Монсеррат Кобалье спел "Барселону", заглавную вещь в одноименном альбоме. Я считаю, что и визуальный ряд, как они вдвоем стояли, и как они это спели - это глубочайшая удача, сильнейшая догадка.

Вот ради таких удач, догадок интересно существовать во всех жанрах. А мне это повзолительно, потому что у меня есть образование режиссера-постановщика, я сценарии пишу, я занимаюсь и телевидением иногда, литературой, музыкой…. Сам иногда выхожу на сцену. Мне все это интересно, потому что я как раз живу ради тех резонансов, о которых мы говорили.

Александр Левшин - легендарный гитарист группы «Рецитал», коллектив более 30 лет работал бок о бок с примадонной отечественной эстрады Аллой Пугачевой. Сегодня Александр Левшин продолжает активную деятельность на сцене и ТВ, пишет две книги. «Родному городу» музыкант расскажет о работе с Аллой Борисовной, о понятии патриотизма и при каких условиях он готов написать гимн для Волгограда.

Работа с Примадонной

Александр Леонидович, в этом году вы получили орден Следственного комитета «За содействие». За что он присуждается?

- Работая в сфере культуры в качестве автора-исполнителя музыки и песен, книг, сценариев, я чутко реагирую на происходящее в своей стране. За последние годы часто выступаю в концертах, фестивалях в разных ведомствах и на предприятиях, работаю в различных жюри. Мне приятно, что Следственный комитет отметил мое участие в их мероприятиях.

На ваш взгляд, удается ли популяризировать композиции патриотической направленности?

- Убежден, что искусственно популяризировать патриотику ни в каком виде не надо. В конце концов, это веление души и собственных убеждений. А хорошая песня сама свои адреса найдет через выступления на концертах и показы клипа.

Что для вас патриотизм?

- Наверное, это следование своим принципам. Мне не все равно, что происходит на моей улице, в городе, стране. Хочется держаться за родной язык, культурные и духовные ценности, впитанные с молоком матери. Так случилось, что родился и живу здесь. И люблю родные места.

Вы работали в «Театре песни Аллы Пугачевой», расскажите о работе с ней.

- Удивителен сам факт, что я просуществовал там целых 30 лет. Таких больше нет. Конечно, было много курьезов и трагичных моментов. Скоро выйдет моя автобиографическая книга. Вот там и буду описывать самые забавные и не очень эпизоды самого популярного коллектива.

Сегодня я практически не общаюсь с Аллой. У нее совершенно другая жизнь. Она совершенно другая. Живет в другой реальности. Там места нет тому, что было многие годы дорого по-настоящему. Была яркая и необычная гастрольная история. Нынче же Алла поселилась в замке, завела детей, кайфует от комфорта. Все это раньше отрицалось. Было важнее всего выйти на сцену и получить тот несравненный кайф от энергии зрителей и исполнения своего творчества. Думаю, секрет популярности Аллы прост - надо очень любить свою историю, эта энергия передается людям. И песни писались, и вкусно закусывали, и держались в беде и в радости вместе. А сегодня - жизнь успешных помещиков. Это разобщает людей.

Удалось ли вам посотрудничать с Татьяной Снежиной?

- Таня, к сожалению, погибла на взлете карьеры (российская поэтесса, композитор, автор лирических песен, погибла в автокатастрофе. - Прим. ред.). Успела раздать свои хиты некоторым артистам. Жаль. Виделись пару раз… Но трагический случай прервал ее песню.

«Готов написать гимн Волгограду!»

Сейчас все большую популярность набирает ритм-энд-блюз. Эпоха рока прошла?

- Ничего никогда не проходит. Рок-музыка и вообще гитарная музыка существуют только в руках идеалистов. Надо быть особым, чтобы посвятить жизнь этому стилю. Это не металл, не панк-рок. Настоящий рок - это Led Zeppelin, к примеру. Это образ жизни. Никакой агрессии. А ритм-энд-блюз просто одна из первых ступеней к року. Там и мэрси-бит, и блюзы всех мастей. Важна личность, а не стиль.

Как в целом оцениваете писательский опыт? Почему выбрали жанр фэнтези?

- Да, я выбрал стиль повествования фэнтези уже в двух из четырех книг. Но это просто форма повествования. Так удобнее уходить в метафоры и намеки. Что с фантаста возьмешь? У каждого из них свой гиперболоид. Главное - это содержание и смыслы. А обертка просто для удобства понять и почувствовать сюжет, историю.

Расскажите об опыте главного редактора радиостанции «Венец». Вам как творческому человеку сложно было освоиться в роли управленца?

- Быть чиновником, по сути, противно. Надо следить и рулить. Я научился этому еще в практике режиссера больших программ. «Венец» в моей жизни - это случайная случайность. Но если взялся, то надо держать фасон. А в целом неинтересно.

- Если бы волгоградский поэт прислал мне текст, и он захватил бы меня, - конечно! Даже сделал бы все сам. Только надо понимать, что есть сопричастность к городу, людям.

Когда вы были в нашем городе? Чем запомнился Волгоград?

- Бывал много раз, люблю Волгоград. Своеобразный и особенный город. Здесь и рыбачил, и пел, и гулял. Много знакомых было в свое время. Иногда с некоторыми пересекаемся в Москве. С удовольствием приехал бы и выступил со своим творчеством.

Как отметили Новый год?

- Новый год - милый семейный праздник. Только по роду профессии часто выступаю в эти две недели в разных местах. Но стараюсь поднять бокал в 00.00 дома. Материальных интересов от самого праздника нет. Но концерты оплачиваются соответственно. Это часть моей работы - развлекать людей .

Расскажите о новогодних традициях в вашей семье.

- Отмечать дома с семьей, желать друг другу тепла и любви. Новый год - это подарки под елкой, салат оливье и шампанское.

Какие проекты готовите в 2018 году?

- Планов громадье. Успеть бы. Некоторые перечислю. Пишу музыку к одной театральной антрепризе, закончил писать мюзикл, пишу детский спектакль, заканчиваю сразу две книги: роман и автобиографическую. Также выступаю и готовлю новый цикл песен для пластинки, руковожу вокальным ансамблем в одном ДК. Ну что еще… хожу иногда на ТВ, работаю в своей студии звукозаписи.

Вы нередко принимаете участие в ток-шоу. Не смущает, что часто такие проекты пытаются задеть чувства людей в угоду публике?

- Я поэтому и захожу на некоторые ток-шоу, чтобы задевшие меня истории чьей-то жизни обсудить с умными людьми и послушать их. А потом высказать свои мысли. Это полезно… не увиливать от реалий, а пытаться понять, кто ты и как бы ты мог оценить какую-либо трудную ситуацию.

Расскажите, пожалуйста, о самых ярких книгах, прочитанных в 2017 году.

- Периодически перечитываю некоторые книги. Могу их назвать: «Божественная комедия» Данте, «Альтист Данилов» Владимира Орлова и священные книги. Пытаюсь проникнуть в каждую из них. Иногда кажется, что получается. А вот современных авторов читаю редко. Не забирает, если честно. Но современную музыку слушаю и интересуюсь.

> Досье «Родного города»

Александр Левшин,режиссер, певец, музыкант, композитор, радиоведущий.

Образование: окончил режиссерский факультет ГИТИСа.

Карьера: после совместной работы на студии Алла Борисовна предложила Александру Леонидовичу участвовать в группе «Рецитал» в качестве музыканта. Параллельно с работой у Пугачевой организовывал и проводил массу теле- и постановочных режиссерских работ. В 2003 году Александру Леонидовичу присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Артем Карасев

Фото из личного архива Александра Левшина

Алла и Рождество Скороходов Глеб Анатольевич

Александр Левшин: Пугачева - человек парадоксов

Я люблю эту женщину, эту актрису, эту певицу, иначе не смог бы существовать рядом с ней при моем склочном характере. Двадцать второй год я - гитарист Пугачевой, пытаюсь ей помочь, чем могу. И стараюсь делать это осторожно.

Она очень сложная, внутреннее трепетная женщина, и я очень переживаю ее личные передряги, хотя это наглое слово - «переживаю». На моих глазах прошли ее замужества. Я вступил в ее коллектив, когда застал первого, его ауру. Знаете, как это бывает? Человека нет, а запах керосина еще остался, как у Булгакова.

Я понимаю, в творчестве Алла питается своими и трагическими, и радостными моментами. Трагическими, к сожалению, приходится чаще. Но она очень чистый человек по отношению к тем, кому протягивает свое сердце, извините за красивость.

Иногда Пугачева смотрит на меня с пониманием и терпением, иногда - с раздражением. Но за те секунды, если их собрать в хрупкую полоску, когда она смотрела на меня ласковыми, своими красивыми глазами, можно отдать все.

Сегодня она - царствующая королева. Когда я начинал, она была странствующей. Со своей обшарпанной гитарой под мышкой я шел за ней, и мы, музыканты, благодаря ее звездности стали звездными бродягами. Я застал тот период, и очень горжусь этим, когда «Рецитал» был ее сподвижником, скромно стоящим наполовину в тени. Но в то время было больше романтики, шла совсем другая жизнь.

Мы разъезжали по различным, казалось, бесчисленным филармониям и концертным залам, и Пугачева вела героическое существование Это не преувеличение. На своих гастролях, зачастую в трудных условиях, она налетала, по-моему, не меньше любого космонавта. Самолеты, поезда, автобусы, одна гостиница за другой. Постоянное движение - вот что такова ее звездное бродяжничество.

С нею мы попадали и в пожары, и в аварии, и в авиакатастрофы.

Вот, помню, летели в Корею, киминсеровскую, конечно. Сели в самолет, чувствуем запах дыма, легкий такой, неприятный. Наш администратор забеспокоился, и мы втроем с Русланом Горобцом пошли выяснять, что случилось. Нас уже поташнивало.

Оказалось - каким образом? почему?! - пролили азотную кислоту. Она прожгла пол, все эти электрические шахты в самолете. Ничего себе! Если бы мы взлетели, то тут же рухнули бы.

Алла подняла скандал, нас посадили в другой самолет, но лететь пришлось уже не через Москву, а через Дальний Восток.

И вот что еще потрясло меня в этих поездках. Совсем другое. Пугачева - человек с отличным чувством юмора. Она как руководитель никогда не наказывала нас за наши проделки.

Помню, на последних концертах длинного тура мы обычно устраивали «зеленуху». Это когда мы делаем такие хохмы, чтобы самим посмеяться, а зрители ничего бы не поняли, ну и, конечно, не пострадало бы качество концерта.

Например, в одной из программ у нас шла песня «Молодой человек, пригласите танцевать». Роль молодого всегда играл Коля Коновалов. На всех концертах он выходил такой элегантный, вылощенный, а тут наши техники придумали: Коля вышел на сцену в шляпе, надвинутой на лоб, в черных очках, черном плаще с поднятым воротником. Такой вот страшила. Вышел и стоит, как каменный.

Пугачева удивилась, но поет ему: «Молодой человек, пригласите танцевать». А он не двигается. Народ, по-моему, замер, ждет, что будет. Но Пугачева же настоящая актриса, разве она могла не обыграть эту ситуацию! Подошла к страшиле, ласково повторила просьбу. Он постоял-постоял и, развернувшись, ушел, словно робот. Она только развела руками и вальсировала одна. Потом, правда, призналась нам, что чуть не умерла от душившего ее смеха.

А на другой «зеленухе» она пела «Я по лестнице по этой». Там она всегда кидала за кулисы воображаемый камешек. А тут она его кинула - и вдруг раздался жуткий грохот разбитого стекла! Ну, в общем, мы старались.

Но никого из тех, кто создавал ей форс-мажор, Алла не наказала, не уволила, не обделила. Такая вот она женщина.

Что же касается «Рождественских встреч», то надо же было сообразить создать их именно в год тысячелетия христианства на Руси! В этом, ей-богу, знак какой-то.

Алла тогда сказала:

Помоги мне. Мы все вместе будем делать это.

Я с удовольствием согласился стать ее помрежем. И принес ей интродукцию из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Мы сделали монтаж, получилась очень интересная по драматургии балетная сцена борьбы добра и зла. Темные силы, конечно, проигрывали, и на сцену выходили добрые люди, как волхвы, как вестники Рождества, и приветствовали зрителей. Это было очень трепетно и волновало всех. Сколько с тех пор программ пронеслось на моих глазах, но первую никогда не забуду. Было там что-то сокровенное, может быть, сказался магнетизм тысячелетия со дня крещения.

Первые «Встречи», по-моему, вообще отличались от остальных. Они были в хорошем смысле политизированными. Когда шли воспоминания о павших на афганской войне, о стихийных бедствиях, что в тот год обрушились на землю, в этом было что-то митинговое. Помню, как замирал зал, когда я выходил на сцену и пел свой «Афганский реквием». Именно его выбрала Пугачева, для программы. А после звучал монолог «Живем мы недолго» Саши Кальянова. И снова - эмоциональный взрыв.

Вот ведь как сделала Пугачева. До этого мы, работавшие с ней, подпевали ей только в отдельных песнях, даже Саша, звуковик, стоявший за своим пультом. А тут все-все участники «Встреч» хотели вылезти из своих штанов, показать, что у них в душе есть настоящее, а не просто эстрадная халтура или желание постоять рядом с царствующей королевой.

Алла особенно строго отбирала исполнителей. Она говорила мне как помрежу:

Надо поискать интересный номер - яркую личность с сильной харизмой. Мне все равно, насколько этот человек популярен, пусть его даже и не знает никто. Важно, что и как он поет.

Тогда она многих запустила в звезды.

Правда, тут были истории, что сегодня звучат анекдотически. Маленький Родион Газманов, ну, совсем малюсенький, кнопка, пел во «Встречах» песню «Люси» с огромным успехом. Газманов-старший в то время - никому не известный человек. Папа талантливого мальчика. Кто знает папу Робертино Лоретти?! И вот Газманов-старший подходит ко мне и просит:

Саша, мне надо бы немного потусоваться на сцене. Устрой это.

Алла на прогоне сидела на возвышении, что ей построили, - такой судейский трон, откуда она вершила судьбы участников «Встреч», командовала нами, ее помощниками. Я подхожу к ней и говорю:

Алла Борисовна, там папа Газманова просит разрешить ему выйти на сцену с сыном.

Ни в коем случае! - отвечает она. - Появляется один мальчик! Это - крупный план. Не надо никакой грязи.

И вдруг уже на концерте сзади Родиона выплывает-таки папа с бубном, начинает глупо пританцовывать и медленно-медленно подбирается к своему сыну, а потом берет собственное чадо на руки и под гром аплодисментов уходит.

Алла сначала была жутко раздражена: вместо мальчика - семейная сцена, но потом поняла, что получилось смешно, и оставила все, как есть.

На этих «Встречах» я получил редкую возможность увидеть, как работает режиссер и драматург Алла Пугачева. Часто она ваяла не по сценарию или домашним режиссерским заготовкам, а по наитию. Я пытался не раз понять, почему, например, второй план она выстраивает именно так, а не иначе, каким образом она находит такие неожиданные соединения этого плана с первым, почему она вдруг просит посмеяться или погрустить артиста и ее просьбы все расставляли на свои места и песня начинала играть, звучать по-новому.

Меня постоянно удивляли, ее, казалось бы, парадоксальные совмещения разных жанров, обычно не терпящих соседства, а у нее мирно сосуществующих, прекрасно оттеняющих друг друга.

Или ее тяга к эклектике, которая по ее велению не шокирует, а превращается в нечто трепетное.

У Пугачевой парадоксальное мировосприятие. Его она и пытается передать в своей режиссуре.

Из книги Зяма - это же Гердт! автора Правдина Татьяна Александровна

Александр Володин ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОСТАЕТСЯ СОБОЙ… Он захлебывался сумбурным счастьем общения с людьми. Он неистово любил людей, близких ему по духу, по сердцу. Он так же неистово ненавидел чуждых - продавшихся, предавших.На встрече в Ленинградском университете

Из книги Роковая Фемида. Драматические судьбы знаменитых российских юристов автора Звягинцев Александр Григорьевич

Александр Андреевич Беклешов (1743–1808) «ЧЕЛОВЕК СТАРОРУССКОЙ ПАРТИИ» Назначая очередного генерал-прокурора (а за непродолжительное царствование Павла I их было четыре), император сказал ему: «Ты да я, я да ты, вперед мы одни будем дела делать». Несмотря на такой солидный

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Непревзойденный мастер флирта и парадоксов Кто такой Бернард Шоу? Это - великий ирландец (как Свифт, Уайльд и Джойс). Знаменитый английский писатель. Потрясающий драматург. Сатирик и парадоксалист. Настоящий «Ученик дьявола» (так называется одна из его пьес) и

Из книги По следам Адама автора Хейердал Тур

Жизнь, сотканная из парадоксов Тур Хейердал безусловно является, как это модно говорить сейчас, знаковой фигурой ушедшего XX века. В самом деле, мы не задумываясь ставим его в один ряд с Ф. Нансеном, Р. Амундсеном, Ж.-И. Кусто. Разумеется, между ними нельзя поставить знака

Из книги Потерянная Россия автора Керенский Александр Фёдорович

Человек, убитый 1917–м годом. Александр Керенский О себе и о своей эпохе Когда я был на вершине и толпа поклонялась мне, я спокойно говорил своим близким: подождите, она же придет заушать меня. Л. Ф. Керенский Будущий «вождь российской демократии» (примем эту дефиницию

Из книги Воспоминания о Михаиле Булгакове автора Булгакова Елена Сергеевна

В. Лёвшин Садовая 302-бис Среди неоплаченных мною долгов есть один, особенно беспокойный. Он грызет меня уже несколько лет, с тех самых пор, как я понял, что знаю кое-что интересное. Такое, о чем кроме меня, может быть, и рассказать некому.Дело в том, что мне точно известно,

Из книги Просветитель В.А.Левшин автора Присенко Галина Петровна

ГЛАВА 1 В. А. Левшин. Биографический очерк Левшины принадлежали к древнему дворянскому роду Тульской губернии. Фамильный герб Левшиных очень живописен: в верхнем поле - серебряная звезда, под ней - серебряная луна рогами вверх, в левом голубом поле - черный медведь с

Из книги Автопортрет, или Записки повешенного автора Березовский Борис Абрамович

В. А. ЛЕВШИН - БАСНОПИСЕЦ Поэтическое творчество В. А. Левшина тяготело к басенному жанру, бывшему одним из самых старых в русской литературе. «Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, - писал В. Г. Белинский, что родилась не случайно, а вследствие нашего

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

ГЛАВА 4 В. А. Левшин - краевед, историк Изучение тульского края в конце XVIII - начале XIX вв. и «Топографическое описание Тульской губернии» В. А. «ПевшинаВ. А. Левшину принадлежит выдающаяся роль в истории тульского краеведения. С его именем связано зарождение в

Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов Андрей

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Россия – страна парадоксов Россия – страна парадоксов. Чем более нелюбим правитель в России, тем точнее он действует в интересах страны. И наоборот, если любят правителя, это означает, что этот человек действует вопреки интересам России. Дело в том, что он оказывается в

Из книги Русская и советская кухня в лицах. Непридуманная история автора Сюткина Ольга Анатольевна

Александр Левшин На репетициях «Мудреца» О Сергее Михайловиче Эйзенштейне лучше всех сказал он сам: своими театральными постановками, кинокартинами, статьями, выступлениями, рисунками. Много написано о нем и другими: друзьями и недругами. Кажется, будто он хорошо изучен,

Из книги Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры автора Ведерников Анатолий Васильевич

Парадоксов друг (Осень Пушкина) О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг, [И Случай, бог изобретатель]. Пушкин, 1829 Писано и не дописано осенью 1829 года. Как легко, однако, Пушкин пренебрегал своим другом,

Из книги автора

Александр Стефанович Человек в облаках Сергей Владимирович Михалков был одним из самых ярких людей, с которыми меня свела жизнь.Во время работы над очередным сценарием мы встретились в Ленинграде. Он пригласил меня пообедать вместе в ресторане гостиницы «Астория». Мы

Из книги автора

Василий Левшин: энциклопедист на кухне «Дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий» В.Левшин. «Книга для охотников до звериной, птичьей и рыбной ловли» Знаете, что больше всего поразило нас в ходе изучения жизни этого человека? Некоторым из читателей

Из книги автора

Платон (Левшин), митрополит Московский Особенной славой проповедника, ученого и духовно светлого архипастыря пользовался знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Обладая очень выгодной наружностью и прекрасным голосом, он снискал себе славу «московского