Мажоритарная система. Мажоритарная избирательная система и ее признаки

  • 17.10.2019

Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом предпочтение определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная , в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В качестве несомненных достоинств мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы, и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделяют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства (действует во Франции) побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от действительных поданных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

Один из главных недостатков системы - нерезультативность итогов голосования, когда ни один из кандидатов не набирает необходимого количества голосов. В таких случаях обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов в первом туре. В ряде стран предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство.

Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов парламента, например Франции, он составляет 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательной считается явка 50% избирателей (выборы президента), реже - 25% или иное количество голосов.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы, по сравнению с относительной мажоритарной, является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.

В целом мажоритарная система абсолютного большинства представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, которая требует увеличения государственных расходов на проведение выборов. Кроме того, при ее использовании значительная часть голосов избирателей пропадает, поскольку кандидаты, за которых подало свои голоса меньшинство, не считаются избранными.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства , при которой избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Мажоритарная система относительного большинства применяется на выборах в Великобритании, Индии, Канаде, США и других странах.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов. Только в случае получения несколькими кандидатами одинакового количества голосов создается ситуация, когда невозможно определить победителя. Однозначным минусом применения мажоритарной системы относительного большинства исследователи называют игнорирование голосов, поданных за неизбранных кандидатов. Ситуация усугубляется в случае, когда кандидатов много и голоса избирателей распределяются между ними. Тогда голоса избирателей, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства , при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает большинство абсолютное. Применяется эта система в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, президент Азербайджана в 1995-2002 гг. для избрания должен был получить 2/3 голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное. На выборах Палаты депутатов эта система применяется в Чили (в двухмандатных избирательных округах оба мандата получает партия, набравшая в округе 2/3 голосов избирателей).

Другой разновидностью избирательной системы является пропорциональная система . В ее основе лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной, при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и, как результат, отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной . На такой основе организуются выборы в бундестаг Германии. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдаст за конкретного кандидата, а второй - за партийный список. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленные партиями в каждой земле.

В некоторых странах при изменении пропорциональной системы действует законодательно установленная оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение определенного минимума голосов избирателей. В Дании, например, требуется, чтобы партия собрала голоса в масштабе страны не менее 2% всех участвовавших в выборах. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партиями, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В Германии партия получает доступ к распределению депутатских мандатов в бундестаге, если она собрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов или победила не менее чем в трех одномандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины» Конституционное право зарубежных стран. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, в России.

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов голосов или даже меньше. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. 50 % общего числа поданных голосов плюс еще хотя бы один голос. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании: если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее, у нее сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Существуют различные способы преодолеть данную не результативность.

Перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Но в тоже время при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно только относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.

Альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства .

    1. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов - 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции , а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции , России , Украине , Финляндии , Польше , Чехии , Литве).
    2. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании , Японии , США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Госдумы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах . В англоязычных странах название этой системы - система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post) . К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков . Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства - блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума . Если количество голосов меньше числа мандатов - блоковая система ограниченного вотума . В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата - система одного (или единственного) непередаваемого голоса .
    3. При системе квалифицированного большинства будущему победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины - 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

    Преимущества

    • Мажоритарная система универсальная: с её использованием можно проводить выборы как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективных органов государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).
    • Поскольку при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой отдельные лица-кандидаты, избиратель принимает решение, основываясь на личных качествах кандидата, а не его партийной принадлежности.
    • Мажоритарная система позволяет небольшим партиям и беспартийным кандидатам реально участвовать и побеждать на выборах.
    • Мандат, выданный избирателями конкретному кандидату, делает его более независимым от партийной машины; источником власти становятся избиратели, а не партийные структуры.

    Недостатки

    • Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.
      • В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
    • Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
    • Мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к

    Назва­ние этой системы происходит от французского слова majorite (боль­шинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что по­бедившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинст­во голосов избирателей. Законодательство конкретного государ­ства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответ­ствии с этим различают мажоритарную систему квалифицированного большинст­ва, относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства . 3

    Мажоритарные избирательные системы действуют преиму­щественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возмож­но их применение и в многомандатных (полиноминальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

    Мажоритарная система квалифицированного большинст­ва

    При мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3, 3/5, 65% и т.д.). Так, Президент Азербайджана, для того чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 2/3 голосов лиц, участвовавших в голосовании. В Чили для избрания в первом туре депутат должен также получить 2/3 голосов. В Италии до реформы 1993 г. было установлено, что кандидат в сенаторы, чтобы быть избранным в первом туре, должен получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей. На деле получить такое большинство очень трудно, поскольку голоса разбиваются между разными кандида­тами. Поэтому в Италии в первом туре избирали в лучшем случае семь сенаторов из 315, иногда одного, а то и никого.

    Если при мажоритарной системе квалифицированного большинст­ва в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. 4

    Мажоритарная система относительного большинства

    При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

    Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

    А-11%; Б-23%; В-34%; Г-32%.

    Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

    Следует, правда, отметить, что избирательные законы некото­рых стран устанавливают минимальное число го­лосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кан­дидат считается избранным, если он набрал в своем округе боль­шее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

    В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в це­лом меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Про­иллюстрируем это следующим примером:

    в пяти избирательных округах с равной численностью изби­рателей в 30 тыс. борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей распределились между ними следую­щим образом:

    Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе избирательных округов, получит и большее чис­ло мандатов. В нашем примере партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за ее кандидатов,- 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей бу­дет партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.

    Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

    Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК на выборах в Народную палату за весь пе­риод независимого развития страны (кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство мест, набирая око­ло 1/4 голосов всего избирательного корпуса.

    Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажо­ритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

    2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

    Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия».

    Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нуж­но так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а макси­мальное их число сосредоточить в 1-2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, поста­рается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максималь­ное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспе­чивая тем самым победу себе в других округах. Формально ра­венство округов не нарушается, а фактически заранее предопре­деляются результаты выборов. Предоставив возмож­ность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

    Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримэн-деринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который использовал нарезку округов в интересах своей партии, и анг­лийского слова, переводимого, в частности, как «мастерить») 5

    Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количест­вом избирателей, чем в городах. В результате, при равном коли­честве избирателей, проживающих в городской и сельской мест­ности, в последней может быть образовано в 2-3 раза больше округов.

    Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно широкое распространение в развивающихся стра­нах, в некоторых из них (Индия, Египет и др.) приобрела своеоб­разные формы, фактически лишив граждан в определенных слу­чаях права на выбор: когда количество кандидатов равно числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без голосования.

    Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной систе­мы относительного большинства является то, что голосование про­водится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

    На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (при равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше). Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является мажоритарная система абсолютного большинства.

    Мажоритарная система абсолютного большинства

    При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсо­лютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после пер­вого), где вновь применяется то же требование абсолютного боль­шинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного боль­шинства.

    Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрирован­ные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравне­нию с другими кандидатами.

    По мажоритарной системе абсолютного большинства избира­лись все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голо­сов избирателей, все остальные президентские выборы проводи­лись в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы Президента Узбекистана. При выборах в Национальное собрание Франции нередкой бы­ла ситуация, когда в результате действий нескольких политиче­ских партий во второй тур выходили кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов избирателей. Та­кую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).

    Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре, подаст письменное заявление в Кон­ституционный Совет о снятии своей кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат, занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.

    Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддержи­вают объединившиеся правые партии, что существенно повыша­ет его шансы на победу.

    При избрании Президента Узбекистана повторное голосование проводится не ранее чем через 15 дней со дня первого голосования, но в пределах одного месяца. 6 Если ко дню повторного голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Узбекистана, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

    Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение вы­боров на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдви­нутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и неза­висимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как предста­вителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

    Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума

    Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единствен­ного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорцио­нальной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, со­держащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собрав­шие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответству­ет числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определя­ется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разно­видностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

    При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный;

    дат. cumulo - складываю) избиратель имеет не один, а несколько голо­сов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать канди­дату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос - кандидату под № 4). Избиратель может также, если это разрешает закон, приме­нить панашаж (или панаширование; от фр. panachage - смешивание, пестрота): проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата. О панашаже подробнее говорится ниже, поскольку он обычно разрешается очень редко и при пропорциональ­ной избирательной системе. Если используется система кумулятивно­го вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу отно­сительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутат­ских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

    Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: изби­ратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии. 7

    Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределе­ние депутатских мандатов предоставляет пропорциональная из­бирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.

    В науке конституционного права в понятие "избирательная система" вкладывается двоякое содержание: 1) в широком смысле она рассматривается как важнейший элемент политической системы государства. Это весь организм формирования выборных органов государственный власти и органов местного самоуправления. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Она охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов (см. Активное избирательное право, Пассивное избирательное право); б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс); в) в некоторых странах отзыв выборных лиц; 2) в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатских мандатов.

    Мажоритарная избирательная система (от фр. "majorite" - большинство) означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представляли избирательный список, получивший большинство голосов в данном округе. Согласно данной системе вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа. Причем от каждого округа обычно избирается один депутат (т. е. один округ - один депутат). Иногда от одного округа избирается большее число депутатов. Действует в США, Великобритании, Франции, Австралии и еше в нескольких десятках стран. Практика применения этой избирательной системы показывает, что подобная система способна обеспечить более успешное формирование парламента с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительства.

    Недостатком мажоритарной избирательной системы является то, что она заметно сужает возможности на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов меньшинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых вообще остается без парламентского представительства, хотя в совокупности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения.

    Типы мажоритарной избирательной системы большинство может быть относительным, абсолютным и квалифицированным, в рамках мажоритарной системы различают три ее разновидности. 1) Мажоритарная система относительного большинства - самый распространенный вид мажоритарной системы. При ее применении избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем его соперники.

    Преимущества данной избирательной системы: она всегда результативна - каждое депутатское место замещается сразу, в результате только одного голосования; парламент формируется полностью; нет необходимости проводить второй тур голосования или новые выборы в округах, где отсутствовал необходимый кворум; понятна избирателям; экономна; позволяет крупным партиям получить "твердое" большинство и сформировать устойчивое правительство. Недостатки системы: 1. Часто депутат избирается меньшинством избирателей 2. "Теряются" голоса, поданные за других кандидатов 3. Искажаются результаты голосования в масштабах всей страны. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) победу на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь 1/10 голосов избирателей. Рассматриваемый тип мажоритарной избирательной системы более приемлем для стран с двухпартийной системой (США, Великобритания и др.).

    2) Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что: во-первых, для избрания от округа необходимо набрать не простое большинство, а обязательно абсолютное (т. е. 50 % плюс один голос) большинство голосов от принявших участие в голосовании избирателей; во-вторых, если никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства, проводится второй тур, в котором, как правило, участвуют лишь два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре; в-третьих, победителем (из двух оставшихся кандидатов) во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем соперник; в-четвертых, как правило, предусматривается обязательный кворум: чтобы выборы считались состоявшимися, необходимо участие более половины (т. е. 50 %) избирателей от числа зарегистрированных (реже - 25 % или иное количество). Достоинством указанной избирательной системы является то, что она дает меньше искажений.

    3) Мажоритарная система квалифицированного большинства предъявляет крайне высокие требования к количеству голосов, необходимых для избрания. Например, до 1993 г. в Италии, чтобы быть избранным итальянским сенатором, необходимо было получить 65 % (почти 2/3 голосов). Как правило, в демократических странах подобное большинство с 1-го раза получить практически невозможно. Поэтому данная система применяется крайне редко.