О воспитывающем потенциале романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание

  • 21.04.2019

"Преступление и наказание" Достоевского, как и большинство работ автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование романа неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя его вникать в скрупулезные психологические изыскания автора. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. В это время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и подавленными собственным бессилием и бесправием. В раскрытие переживаний одной из таких угнетенных душ и углубляется автор. Он создает книгу о разорившихся дворянах, обитателях темных углов. До него никто не писал таких книг, но для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью. Именно в этой среде он нашел сильные, яркие и богатые образы людей, способных переживать болезненные спады и световые подъемы сознания. Главный герой романа видит, что несправедливость царит вокруг. Достойные люди живут в нищете и бедствиях, а глупые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Он пытается разделить человечество на сильных и слабых и хочет понять, является ли он "тварью дрожащей" или "право имеет" встать выше других и вершить суд. Холодно оценив все. Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.Но все изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного - склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи. Это происходит через страдания несчастного. Автор показывает нам состояние души Родиона Раскольникова в разные моменты времени. Мы видим, что вместе с изменением настроения героя, изменяются и его отношения с окружающими, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаем о чувствах героя через его сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Такое, казалось бы, обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Он настолько сгущает и обостряет эмоции, что происшествие не может остаться незамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве. Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость. Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор. Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета - как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию, и тем обрекает себя на дополнительные страдания. Начинается новый этап в его жизни - этап отчуждения от людей. Переступив моральные законы. Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми; он как бы выключается из жизни человеческого общества. Эта способность души Раскольникова импонирует автору, поскольку она требует от героя особенных моральных качеств. Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляется еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель. Процесс развенчивания теории Раскольникова ускоряется необходимостью общения со следователем, который уже понял, что произошло и психологически вычислил убийцу. Здесь студенту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова осложнена тем, что его уверенность в собственной правоте уже заметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает, в то же время сочувствуя и понимая его. Он убеждает его, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других, "...дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят". Иначе говоря, достижение целей справедливости должно основываться лишь на высоком, светлом, добром, человечном. Страдание для Порфирия является главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину. Воплощением идей следователя в романе стала Соня, которая пережила все то, о чем он говорил. Она задела сердце Раскольникова, как только он услышал о ней. Потом, пройдя через отчуждение и одиночество, Родион начинает чувствовать необходимость в общении с теми, кто пережил нечто подобное. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. Соня не в состоянии охватить философские изыскания героя, но она видит главное - он несчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ногу, говоря, что кланяется всему страданию человеческому. Раскольников чувствует благодарность и глубокое уважение к Соне и со временем начинает смотреть на мир ее глазами. Он просит принести Евангелие и, не прочтя его, принимает веру такой, какой ее видит Соня. Их единственное спасение - в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболев бонапартизмом, он возвращается к людям, чувствуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового человека другую книгу. Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение. Даже маленькая бесчеловечность непременно ведет к бесчеловечности в большем, а, может быть, и в глобальном масштабе. Во главу жизни каждого должна быть поставлена любовь. Лишь тогда люди смогут "очеловечиться " и стать счастливыми. Мне бы хотелось закончить словами Валентина Распутина: "Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может".

Федор Михайлович Достоевский - безусловно, классик не только русской, но и всемирной литературы. Один из представителей "критического реализма", писатель, давший фундаментальные идеи для всего двадцатого века. "Русский Ницше", православный христианин и человек, постоянно сомневающийся в силе и могуществе Бога. В данной статье - анализ одного из главных произведений великого писателя: "Преступление и наказание".

"Великое Пятикнижие" Федора Михайловича

Достоевский как писатель заявил о себе небольшой повестью в письмах, которая называется "Бедные люди". По одной из легенд, прочитав повесть впервые, великий русский поэт Некрасов прибежал в гости к своему другу, самому знаменитому критику той эпохи - Белинскому, и с порога заявил: "новый Гоголь у нас явился". А когда с повестью ознакомился и критик, то посреди ночи друзья отправились к молодому, никому не известному Достоевскому - знакомиться и общаться.

После этого будут "почти расстрел" и ссылка, неудачные попытки вернуться в литературу после вынужденного молчания, критика. Первой громкой публикацией после ссылки, которую заметили и оценили, стала книга, под названием "Записки из Мертвого дома". Роман, по сути дела, - воспоминания Федора Михайловича о годах, проведенных в заключении, которые он изложил в художественной форме. Еще один великий русский писатель, Лев Николаевич Толстой, называл "Записки" самой честной и лучшей книгой всей нашей литературы.

До 1866 года написано и опубликовано еще несколько романов и рассказов, также писатель издает журнал, ведет активную переписку с читателями. В 1866 году выходит в свет "Преступление и наказание" - это первая книга из так называемого "Великого Пятикнижия Достоевского".

Следующие четыре романа - это "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80). Данные романы представлены практически во всех списках лучших книг любых издательств, ибо действительно являются наследием не просто русской, но всемирной литературы.

"Преступление и наказание": замысел романа

Еще на каторге у Федора Михайловича появилась задумка романа о личности, которая не будет страшиться ни людского суда, ни божьего. Одному из героев своих "Записок" Достоевский дал такие качества, как возможность управлять собой, не страшась ничего. Так начался путь к осуществлению задуманного.

В 1865 году, летом, Достоевский пишет нескольким издателям с просьбой "выручить деньгами в счет будущей книги". Есть и примерное название - "Пьяненькие". После третьего обращения деньги были получены, и Достоевский едет за границу. Как выяснится позже - едет, чтобы проиграть все деньги в казино в городе Висбадене. Когда не останется ничего, Федор Михайлович в дешевой гостинице напишет первые главы будущего романа.

В сентябре 1865 года от писателя приходит письмо одному из крупных издателей Петербурга. В нем раскрывается задумка книги, где главный герой - молодой человек, студент, с "новыми идеями", которые старается выразить через нарушение закона.

Создание книги

После Достоевского осталось очень много черновиков, в том числе и черновых записей "Преступления и наказания". Если отслеживать процесс написания, то можно заметить три этапа:

  • То, что было начато еще в гостинице города Висбадена, представляло собой самую настоящую исповедь преступника. Она была написана целиком от первого лица ("Я под судом...", "я напишу и пусть все прочтут..."). Так же в этой версии у главного героя нет фамилии, а называют его то Василием, то Васюком.
  • Вторая вариация уже вмещала в себя незавершенный на тот момент роман "Пьяненькие" (собственно, главными героями которого были те самые Мармеладовы). Но просто совместить два сюжета, две начатые книги, Федору Михайловичу показалось мало, и он стал переписывать в третий раз.
  • И, наконец, когда Достоевский писал итоговый вариант, то изменил стиль изложения - теперь роман писался не от первого лица, но от лица автора-рассказчика ("Рассказ от себя, а не от него..." - пометка в дневнике).

Сам сюжет, по мнению критиков, Достоевский мог взять из реальных дел, ибо довольно часто присутствовал на судебных заседаниях в качестве слушателя, а также имел знакомства в архивах.

Публикация и положительная оценка современников

"Преступление и наказание" стало появляться с января 1866 года в журнале "Русский вестник" под редакцией Каткова. За счет романа тираж журнала поднялся очень высоко. С первых же глав книга приобрела массу читателей, ибо и сюжет, и яркие описания личностей, и психологизм - все это захватило публику целиком. Еще одна интересная деталь: тогда же, в январе, произошло убийство ростовщика Попова. Его и служанку убил студент по фамилии Данилов. Газеты и журналы даже с интересом сопоставляли реальное дело и роман, отмечая, что "в книге болезненность Раскольникова куда ярче и живее, чем описывается в хронике".

На 1866 год роман стал самой обсуждаемой темой в мире литературы. Отзывы о книге "Преступление и наказание" были в основном положительные. Читатели были под впечатлением от сюжета, от очень ярких эмоций, переживаемых героями (опять же - вспомните, что писалось выше). Достоевский своим друзьям писал: "Роман очень положительно сказался на моей репутации".

Первый отзыв о романе "Преступление и наказание" напечатала газета "Голос". Анонимный критик в своем открытом письме отметил, что "роман обещает быть одним из самых капитальных произведений".

Критика романа

Затем о "Преступлении и наказании" отзывы критиков посыпались один за другим, причем - поначалу очень негативные. В журнале "Современник" Достоевского упрекали в том, что сделав героем студента, он бросил тень на всех молодых демократов шестидесятых годов. Следующее подобное заявление было сделано в газете "Неделя": там писателя упрекнули за нелюбовь к молодежи, сопоставив данную книгу с романом Тургенева "Отцы и дети". Мол, если Тургенев прямо пишет, что нигилизм и "новые идеи" до добра не доведут, то Достоевский - намеками, причем грязными.

Многие отзывы о книге "Преступление и наказание" содержали в себе двоякую оценку. Как написали в издании "Гласный суд", "о романе говорили или шепотом - как о чем-то неприличном, грязном, или же - в полный голос, причем отмечая мастерство Достоевского по части психологии". Еще один русский классик, Иван Тургенев, написал, что первые главы романа - просто замечательные, но вот продолжение, с самокопанием, ему уже не понравилось. Очень теплые отзывы о книге "Преступление и наказание" написали поэт Аполлон Майков и публицист Николай Огарев.

Родион Раскольников

Пожалуй, насколько сильно обсуждали роман, настолько же сильно - главного героя книги. В газете "Русский инвалид" Раскольникова назвали "нервной, повихнувшейся натурой". В "Главном суде" появилось мнение, что у героя все признаки белой горячки, а вот Дмитрий Писарев в статье "Борьба за жизнь" написал, что "апатия, в которую впадает Родион, это логичный итог его мелкого и неудачного существования".

Федор Михайлович же, читая о романе "Преступление и наказание" отзыв за отзывом, писал позже, что: "ближе всего ему позиция Николая Страхова, который оценил в "Отечественных записках" Раскольникова так: сумасшедшим не является и не болен, но, подобно Базарову, самый настоящий представитель "новых нигилистов".

Главные герои романа

Ниже будут названы не все, но только ключевые герои романа:

  • Родион Раскольников - студент, бросивший учебу из-за финансовых трудностей. Собственно, именно вокруг него и построен роман. Ключевая идея, ставшая уже давно афоризмом: "тварь ли я дрожащая или право имею?"
  • Сонечка Мармеладова - "падшая" девушка из большой семьи с пьющим отцом и забитой матерью. Изначально о семье Мармеладовых писался отдельный роман, но постепенно Федор Михайлович сместил две книги в одну, дабы разнообразить сюжет и пересечь главных героев.
  • Алена Ивановна - старуха-процентщица. Ее вместе с девушкой Лизаветой, которая ходит помогать старшей сестре по дому, убивает Раскольников.
  • Пульхерия Александровна и Дуня - мать и сестра главного героя.
  • Дмитрий Разумихин - единственный друг Раскольникова, в будущем - муж Дуни.
  • Лужин - жених Дуни, скрывающий за добропорядочностью очень подлую суть.
  • Свидригайлов - многие критики называют его "двойником" Раскольникова. Вообще, тема "двойников" у Достоевского очень развита: вспомним повесть "Двойник" или противопостовление Ставрогина и Верховенского, где выводится "двойничество". Внешне же Свидригайлов - развращенный чиновник.

Влияние романа на культуру

"Преступление и наказание" является одним из самых читаемых романов во всем мире. Например, в 1880-х годах, во Франции, на сцене театра "Одеон" была поставлена пьеса по мотивам книги.

Когда впервые на немецком языке издавали собрание сочинений русского классика, вступительную статью писал Зигмунд Фрейд. О книге "Преступление и наказание" Достоевского отзывы оставили Ницше, Ремарк, Фолкнер, Хемингуэй, Эко и многие другие.

Писатель Поль Бурже отмечал, что свой роман "Ученик" он писал под впечатлением от Достоевского.

Очень большое влияние Федор Михайлович оказал на таких писателей, как Андре Жид и Альбер Камю.

Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы - со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» - это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды - нищету, унижение, - остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая». Жизнь Родиона Раскольникова привела его к подобным размышлениям и выводам. Жизнь в абсолютной нищете, невозможность продолжать учебу, вынужденное существование на скудные средства матери, униженное положение сестры - все эти обстоятельства камнем легли на душу молодого человека и вызвали напряженную работу мысли. Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие же мысли», что «наклевывались в его голове» («Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»).

Далее последовал расчет - убить ростовщицу! Раскольников убедил себя, что задуманное им не является преступлением. До совершения убийства Раскольникову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства. Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы Раскольников был вынужден убить и ее младшую сестру - кроткую, забитую и бессловесную Лизавету, которая неожиданно вернулась домой и застала его на месте преступления. После убийства Раскольников случайно попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем Порфирием Петровичем. Раскольников пытался сбить следователя с толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.

Раскольников ошибся не только в предположении, что все обстоятельства преступления могут быть взвешены и просчитаны. Еще больше он ошибся в самом себе, думая, что преступление не повлияет на его отношение к жизни и окружающим людям. Раскольников считал, что он ответствен за свои действия только перед самим собой и что суд других для него безразличен. Однако человек иногда даже не предполагает, до какой степени он связан с окружающим миром, с обществом, в котором живет. Поэтому после убийства ростовщицы Раскольников все больше ощущал мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди - мать и сестра - стали для него почти чужими и бесконечно далекими. Постепенно Раскольников начал осознавать, что своим преступлением он поставил себя вне нравственных законов, по которым должны жить все люди. Он думал убить ненавистную ему, отвратительную и бесполезную старуху-ростовщицу, сосущую кровь бедняков, а «убил себя». Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, - вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Философия Раскольникова и его преступление привели его тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех «подлецов», против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, - то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления.

Крах выстраданной философии оказался таким мучительным, а нравственная пытка столь нестерпимой, что ни суд, ни каторга не стали более тяжелым наказанием.

Если бы Раскольников был другим человеком, способным лгать самому себе, не произошло бы и нравственного роста юноши. Совершив ошибку и осознав ее до конца, Раскольников не согнулся под тяжестью своей вины. Он нашел силы для возрождения. Гибель его мрачной и бесчеловечной «идеи» стала началом возрождения живого и человеческого начала его личности.

Перелом наступил тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

О романе Ф.М. Достоевского

"Преступление и наказание"

Перелистывая роман Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

или заметки на полях

В конце шестидесятых годов девятнадцатого века Ф.М.Достоевский написал роман «Преступление и наказание», который вызвал бурную реакцию у читателей. Одни восхищались произведением, другие находили его возмутительным, а третьи - молча размышляли над непростым вопросом: «Какова цена человеческой жизни?» И до сих пор каждый человек, прочитавший «Преступление и наказание», воспринимает этот роман по-своему. Восприятие – это сложная система процессов приёма и преобразования информации. Пётр Ильич Чайковский преобразовывал её в виде музыки, Иван Иванович Шишкин - в виде картин. Восприятие же книги – это своего рода ответная реакция на прочитанное. Так, например, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой делал заметки на полях своих книг:

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает.

Также и я, читая роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», делала заметки на полях. Теперь же, перелистывая его страницы, я вижу нарисованные простым карандашом символы, знаки препинания, а кое-где даже слова, написанные мелким неразборчивым почерком. И я снова погружаюсь в атмосферу произведения, вспоминаю свои первые впечатления. Уже на третьей странице романа я нахожу вопросительный знак. Я познакомилась

с Раскольниковым, но мне совсем не понятны его мысли и чувства.

Я ещё не знаю, зачем этот странный человек в смешнойшляпенавещает вредную старуху-процентщицу. И, как следствие, задаюсь множеством вопросов.

Далее, где-то напротив исповеди Мармеладова, красуется неровная паутина. Она символизирует безысходность, о которой кричит пьяный чиновник. Это небольшое, угнетающее, серое пространство, которое я нарисовала, является зеркальным отражением мира, обитателями которого являются Мармеладов и его семья. Опутанный сетями губительного пристрастия Мармеладов, его жена, скованная теми же цепями, бедные дети, связанные по рукам и ногам, и совсем запутавшаяся во всём этом Соня являются жертвами своей эпохи.

В те смутные времена в России господствовали цинизм, алчность и множество других пороков, свойственных «низким» людям, среди которых нашлось место и убийству. И несмотря на то, что убийца логически объясняет свои действия, оправдывает себя, морально он истощён, и это отражается даже на его физическом состоянии. Герой вступает в борьбу с самим собой, что в конечном итоге приводит

его в Сибирь.

На полях одной из последних страниц романа «Преступление и наказание» я нахожу заветное слово – «перерождение». Оно написано крупными буквами вдоль одного абзаца, описывающего сон Раскольникова. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Люди, заболевшие ею, перестали слушать и понимать друг друга. Преследуемые безумными навязчивыми идеями они начали сходить с ума. Общество, некогда представлявшее собой единую сплочённую систему, раскололось на огромное количество индивидов, отталкивающих друг друга, но не способных жить в одиночестве. «Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю…» Именно здесь по моему мнению начинается перерождение героя. Раскольников переосмысливает свой взгляд на мир и выдвинутые им самим постулаты, пугающие читателей. Герой, проснувшись, переболев этой жуткой болезнью, делает первые шаги к новой жизни. Он многое осознаёт. И это даёт надежду не только бедной Соне, полюбившей Раскольникова, но и нам, читателям. Мы понимаем, \что любую, даже самую страшную ошибку можно исправить, но лучше, конечно же, вообще не переступать через границы морали.

Паламарь Екатерина, 11 «Б» (2011 год)

Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”. Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”. Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации. И - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” - спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.
К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.
Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.
Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Старогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но что ждет этих преступников за порогом смерти?