Особняк зинаиды морозовой - путебродитель. Особняк зинаиды морозовой Готический особняк зинаиды морозовой на спиридоновке

  • 29.06.2019

Продолжаем серию публикаций об одном из самых талантливых и любимых российских архитекторов – Ф. О. Шехтеле. Предлагаем прогуляться вместе с нами по особняку Зинаиды Морозовой, который находится по адресу: ул. Спиридоновка, дом 17. В здании расположен Дом приемов МИД, а внутрь можно попасть только в дни Всемирного наследия.

Итак, особняк был построен Федором Шехтелем в 1893-1898 годах. Этот заказ явился первой крупной работой архитектора, которая в итоге его и прославила. В предыдущей статье было сказано, что из Академии художеств будущего архитектора отчислили: таким образом, диплома у Шехтеля не было, но дальновидный Савва Тимофеевич доверил молодому и неизвестному тогда зодчему строить для своей семьи прекрасный замок. Это был подарок Саввы Морозова своей любимой жене Зинаиде Григорьевне на годовщину свадьбы. Здесь нельзя не рассказать скандальную историю, которая сделала Савву Тимофеевича героем газетных публикаций. Скандал совершенно неслыханный, особенно для среды купцов-старообрядцев. Дело в том, что Савва Морозов влюбился в жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова – Зинаиду. Влюбился и увёл жену у родственника, добившись развода!

Но вернёмся к дому. Морозовы хотели построить совершенно новый дом, ни на что не похожий, да ещё и с элементами английской готики. Дело в том, что Савва Тимофеевич учился в Кембридже, а также ездил изучать текстильное производство на мануфактуры Манчестера. Видимо, там Морозов и заразился «англоманством». Шехтель разработал план и композицию особняка всего за два месяца, и уже в августе 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Правда, официальное разрешение было получено архитектором И.С.Кузнецовым, поскольку до 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Шехтель собственноручно сделал 600 чертежей здания, он сам вёл архитектурный надзор строительства, так как не хотел допустить никакой случайности даже в деталях! После завершения строительства дом сразу стал центром внимания общественности, газеты посвящали новому строению первые полосы с восторженными отзывами о новом московском «чуде».

Особняк выполнен в неоготическом стиле: он очень напоминает средневековый английский замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и элементов окна-розы на фасаде встречаются мифологические существа, причем всегда разные: можно увидеть и популярных в готике химер, и маскарон (скульптурное украшение фасада в виде головы человека или животного, изображенного анфас), и изображения львов (на решетке ограждения). Присмотритесь к входу в особняк – перед нами шехтелевская фантазия на готическую тему: зубцы крепостной стены над крыльцом выполнены в виде миниатюрного средневекового замка! Разве это не гениально?

Интерьеры особняка поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель пришёл к смелому на то время решению – он соединил в одном пространстве готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. Помимо Шехтеля к оформлению интерьеров был привлечен знаменитый художник Михаил Врубель, им были выполнены панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы.

После гибели Саввы Морозова Зинаида Григорьевна решила продать свое владение на Спиридоновке. В 1909 году дом купил Михаил Павлович Рябушинский (брат Степана Павловича Рябушинского, владельца дома на Малой Никитской, о котором мы будем говорить в следующей статье). Зинаида Григорьевна стала снимать особняк Стахеева. Она получила согласие хозяев и оформила одну из комнат особняка в готическом стиле (видимо, в память о замке на Спиридоновке).

Михаил Павлович Рябушинский в особняке Морозовых изменил лишь одну комнату – Большую гостиную. Для ее оформления был приглашен художник Константин Богаевский, написавший для гостиной три панно «Даль», «Скала» и «Солнце».

Предлагаем пройтись по комнатам этого сказочного замка и полюбоваться шикарными шехтелевскими интерьерами.

1. Вход в особняк оформлен в готическом стиле. Посетителей встречает парадная лестница, ведущая в аванзал. На чугунных перилах архитектор изображает фантастических животных, охраняющих проход. Благодаря огромному окну в аванзале всегда светло.

2. Из аванзала мы попадаем в Большую гостиную. На фото – рокайльное золото зала Богаевского, а также панно художника «Скала».

3. Из Большой гостиной выходим в Курительную комнату (Малую гостиную в готическом стиле), в оформлении которой принимал участие сам Врубель. Перед нами три его панно – «Утро», «Полдень» и «Вечер». Деревянная резьба на стенах, потолке и камине восхищает и поражает посетителей.

5. По другую сторону аванзала находится главная лестница дома, перед которой расположен витраж «Рыцарь», также выполненный Михаилом Врубелем. Напротив витража, у подножья лестницы, Врубель изваял скульптурную группу: мужчина и две женщины застыли вокруг резного деревянного фонаря.

6. Рядом с лестницей находится Столовая, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский камин».

7. На втором этаже располагаются бильярдная, кабинет хозяина, а также гостиные и детские комнаты. В кабинете хозяина обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка – фризы деревянных шестиугольных кессонов были расписаны также по эскизам Врубеля.

Бильярдная

Экскурсия по особняку длится не больше часа, и этот час пролетает, как пять минут. В каждой комнате хочется остаться надолго, чтобы рассмотреть все детали и элементы интерьера. Как здорово, что после таких визитов остаются фотографии – виртуальные экскурсии могут длиться вечно!

Фото: Елена Крижевская

Экономист по образованию, имеет степень кандидата экономических наук. История развития архитектурного ансамбля столицы и занятие фотографией являются любимыми увлечениями. «Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!»,− рассказывает Елена. В 2016 году Елена Крижевская выпустила книгу «Москва моими глазами. Прогулки по городу».


«В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног». Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената.

Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах - от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк - первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.

Зинаида Григорьевна Морозова была незаурядным человеком. В юности она работала на морозовской фабрике. Савва Тимофеевич увез будущую жену в этот дом от мужа, своего двоюродного племянника. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.

Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа - полковника. Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а - по страстной любви - на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой. Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.

Архитектором этого дома был на то время малоизвестный Шехтель Ф.О.

Фёдор О́сипович (Франц-Альберт) Ше́хтель (26 июля 1859] Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Поворотным моментом в творческой биографии Шехтеля стала постройка им в 1893 году в стиле «английской готики» особняка З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) на Спиридоновке. В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при проектировании планировки здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» — парадной лестницы. При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М. А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне. Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.

















Прекрасный московский особняк Саввы Морозова , что на Спиридоновке, 17 (впоследствии принадлежал Рябушинским), построил молодой архитектор Франц (Фёдор) Шехтель . После постройки этого особняка Шехтель стал знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.


На дореволюционной фотографии

Савва Морозов, первым разглядевший в Шехтеле талантливого архитектора, был человеком страстным и горячим, способным на неординарные поступки, что не раз подтверждал в течение своей короткой жизни.

История строительства особняка связана с событиями, будоражившими всё светское общество Первопрестольной целых три года. Особняк был задуман как подарок для горячо любимой жены Зинаиды Григорьевны, которую он "увёл" у своего двоюродного племянника.

Её выдали замуж в семнадцать лет за сына купца Морозова, двоюродного племянника Саввы Тимофеевича. О любви её никто не спрашивал: стерпится - слюбится. Но муж предпочитал проводить время не с супругой, а в развлечениях с друзьями: за карточным столом, на охоте и скачках, подчёркивая каждый раз, что он не создан для семейной жизни.

Познакомился Савва Тимофеевич со своей будущей женой на одном из приёмов, который он устраивал для светского общества. Муж Зинаиды Григорьевны, Сергей Морозов, категорически отказался ехать на бал, демонстративно отправившись с друзьями на охоту. Жена решила не отказываться от приглашения и появилась на светском приёме в гордом одиночестве.

Можно представить реакцию на её появление без мужа со стороны светских львиц, тут же начавших перешёптываться, обсуждать и домысливать появление замужней дамы без супруга, что в приличном обществе было немыслимым эпатажем. Выручил её хозяин приёма: увидев глаза полные слёз и мгновенно оценив ситуацию, он решительно направился через весь зал к одиноко стоявшей молодой женщине .

Благодарный взгляд очаровательных глаз решил их судьбу: он влюбился. Горячо, страстно, не оглядываясь на пересуды и общественную мораль. Это была любовная история, очень похожая на любовь Анны Карениной и Вронского, но только со счастливым концом.

Поначалу всё развивалось именно так, как в знаменитом романе: ему его любовные похождения сходили с рук, а замужнюю женщину в одночасье сделали изгоем в светском обществе. Родственники были категорически против их отношений, тем более, что оба происходили из старообрядческих семей, в которых брак должен был оставаться неприкосновенным, что бы в семье ни происходило.


Родители Саввы надеялись, что сын перебесится и успокоится, муж Зинаиды Григорьевны увез её в Крым, надеясь, что в разлуке чувства сойдут на «нет». Но всё оказалось напрасным. В Крыму она все время рыдала, а ещё через несколько месяцев подала на развод, который был удовлетворен без всяких проволочек: у супругов не было детей.

После развода отношения Саввы и Зинаиды стали открытыми, а ещё через некоторое время он заявил матери, что они ждут ребёнка и намерены венчаться. И как ни сопротивлялась Мария Федоровна, мать Саввы Тимофеевича, упрекая, что он берёт в дом не только бесприданницу, но ещё и разведёнку, ничего не помогло.


Отец Зинаиды тоже был опечален, ответив на слова дочери, что она намерена венчаться второй раз, словами: «Мне бы лучше сойти в гроб, чем терпеть такой позор». Свадьба состоялась в июне 1888 года, а через полгода у молодожёнов появился первенец. Савве было 26, Зинаиде - 21. Сразу после свадьбы они уехали в Англию.

Между тем, дела Саввы Тимофеевича шли в гору, его Никольская мануфактура стала третьей по рентабельности, её ткани пользовались спросом не только в России, но и во всей Европе, а личный доход Морозова в десять раз превышал доход премьер-министра Витте. Тогда знаменитый купец и промышленник и решил купить землю и построить для своей любимой жены особняк.

Особняк должен был свидетельствовать, что у его хозяина есть не только деньги, но и вкус. И он получился именно таким. По красоте и убранству его можно сравнить разве что с особняком Арсения Морозова , тоже большого оригинала и любителя экзотики. Заказ на строительство Савва Морозов отдал Фрицу Шехтелю, который в то время увлекался модной готикой.


Но прежде архитектор решил предложить заказчику на выбор три варианта будущего особняка: в готическом стиле , в стиле ренессанса или рококо. Савва Морозов, большой англоман, многому научившийся на текстильных предприятиях Англии и получивший там образование, решил остановиться на английской неоготике.

На подготовку плана у архитектора ушло всего два месяца, за которые он сделал шестьсот чертежей, включая не только детали здания, но и его интерьера, начиная от мебели и кончая дверными ручками и решётками для камина.

При проектировании Шехтель отошёл от симметричной планировки, предпочтя ей живописную асимметрию. Для работы над дизайном он приглашает малоизвестного тогда Михаила Врубеля , выполнившего для особняка витраж «Встреча Рыцаря», скульптурную группу на парадной лестнице и три панно:

«Утро», «Полдень», «Вечер»


Все детали интерьера Шехтель заказывает только у лучших мастеров и промышленников: люстру в столовую - у Постникова, камин - у Захарова, дубовые панели зала и вестибюля - у императорского поставщика. Во всём интерьере чувствуется изысканный стиль, вкус и чувство меры.



О новом московском чуде заговорила вся Москва. Стрельчатые окна, остроконечные башенки, химеры, фонари, кованая решётка, рыцари создавали антураж средневековья, но кроме того в архитектуре и внутреннем интерьере особняка использовались элементы мавританского стиля и стиля модерн.

Но эклектика не мешала общему впечатлению, усиливая оригинальность и изящество особняка. В интерьере тоже присутствует смешение стилей: есть комнаты, выполненные в стиле рококо, ампира или ренессанса. Новоселье состоялось через четыре года - 8 февраля 1897. На нём присутствовал весь свет Москвы, начиная от аристократов, промышленников, финансистов и кончая художниками, писателями и театральными деятелями. Князь Щербатов писал:

«Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова… Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского «чуда».

На этот вечер собралось всё именитое купечество. Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова… большого ума, с прирождённым тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением чёрных умных глаз на некрасивом, но значительном лице, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием…»

Хозяйка была довольна и решила во всем быть первой, навёрстывая годы, когда она была в глазах общества изгоем. Лучшие парижские платья, самые богатые украшения, всевозможные безделушки, учителя, портнихи, парикмахеры, воспитатели сделали из неё светскую даму. Особняк превратился в великосветский салон, в котором стал бывать весь цвет московской интеллигенции.


Но в семейной жизни наметился раскол. Савва Тимофеевич не любил светских мероприятий, предпочитая больше работать, чем развлекаться, да и в обычной жизни он был аскетом, обходясь минимумом. Но на прихоти жены смотрел сквозь пальцы, оплачивая все её астрономические счета. Семья разрушилась, он был втянут Марией Андреевой в финансирование большевиков, дела тоже покатились под горку. Савва Морозов оказался на грани нервного срыва. По Москве поползли слухи, которым в немалой степени способствовала и мать Саввы Тимофеевича, что он сходит с ума. Чтобы поправить его здоровье, Зинаида Григорьевна увозит мужа сначала в Берлин, потом в Канны.

Но через несколько дней после прибытия в Канны в мае 1905 года Савву Морозова найдут в гостиничном номере мёртвым. Официальная версия самоубийство, но в неё мало кто верит… Зинаида Григорьевна умрёт только в 1947 году, отметив свой восьмидесятилетний юбилей и пережив мужа на сорок два года.

Потрясающей красоты лестница с фигурными перилами, украшенная скульптурами Врубеля, необыкновенные витражи, камины, роспись и лепнина до сих пор удивляют и завораживают высоких гостей, посещающих дом приемов. Удивительно, что все старинные предметы, сохранившиеся в особняке, до сих пор выполняют свои функции. Любой камин при желании можно разжечь, а все часы показывают точное время.

Приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого . Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.

В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ . Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад.

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П.А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал великий художник . Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство.

Через два года после смерти мужа Зинаида Григорьевна вышла замуж за генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы Тимофеевича не дает ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К.Ф. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел. 4 августа 1995 года в нём произошел опустошительный пожар. В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью .

В настоящее время здание находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В особняке располагается Дом приемов МИД России. В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмерки».

*Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

Особняк МИД на Спиридоновке (бывш. особняк Морозова) usolt wrote in February 28th, 2007

СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала "Большая Восьмерка").
Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле.
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля). Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.




Так особняк выглядит снаружи

В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович... Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же "друг семьи" Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.

Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты:

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу -- особняк еще цел до сих пор.

Обратите также внимание на большое окно второго этажа, из которого вылетела Маргарита.


Дьявольские существа на особняке


Вид сзади, с закрытой территории



Парадный холл особняка. Рыцари изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв.



Бывшая гостевая комната Саввы

Интерьеры особняка не повторяют интерьеров, в которых жил Савва Морозов. Это лишь стилизация, однако вся мебель, ковры, картины и прочие детали интерьера собирались из разных коллекций. Все это оригиналы, в основном XVIII-XIX вв.


Бывшая курительная комната. Росписи Врубеля.



Парадный Зал заседаний. Здесь заседают Президенты. Здесь была Большая Восьмерка.



Лестница на второй этаж. Скульптурная композиция Врубеля. (под лестницей стот обычный офисный стол и шкафы, ибо там сидит администрация)



Каминный зал (все камины в особняке действующие). Используется под протокольные заседания. Справа дверь на совершенную еврокухню.


Собственно сама кухня.


Какой-то изящный и хитрый шкафчик.


Проходная комната с изящным и хитрым шкафчиком и красной лампой, сделаной по эскизу Шехтеля.


Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний.


Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная.


Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне.



Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.



На бис: главный зал заседаний. Белый зал, он же Мраморный.


На Бис Рыцари =)

Лестница с фигурами (под ного одной из фигур виден монитор).