Пластилиновая живопись: сделано руками. Пластилиновая живопись для детей Тема: Пластилиновая живопись

  • 26.07.2021

Пластилинография для начальной школы Зимний пейзаж по мотивам произведений Ю.Ю. Клевера

Мастер-класс Зимний пейзаж из пластилина для младших школьников поэтапно

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание зимнего пейзажа в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера;
-учить детей создавать живописные панно из пластилина в технике пластилиновая живопись;
-развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания, используемых цветов и оттенков в работе художника;
-совершенствовать навыки работы с пластилином;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Живопись пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры. Пластилин-благодатнейший материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина-от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Здравствуйте, уважаемые гости. Нет в России человека, да и за её границами, который бы не знал произведений Шишкина, Репина, Левитана. Клевер - менее известен. А ведь иметь его картины в дореволюционной России считалась хорошим тоном, репродукции его пейзажей множились, он был любимцем царской семьи и всей России. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) - российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).


После революции мастер был незаслуженно забыт его творчество не особо было востребовано. Его картины - аполитичны, его упрекали вообще в некоторой шаблонности, стандартности.. Но - это ведь пейзажи. Что хотим? Но есть в них что-то, что мне вот лично греет душу и вызывает восхищение. Можно написать пейзаж с натуры, но не затронуть абсолютно ничем. Юлий Юльевич Клевер выработал свой особый и неповторимый стиль письма. Оригинальность стиля Клевера состоит в использовании неожиданных эффектов освещения.
Автор потратил большое количество времени и сил, изучая гамму закатов и вечернее освещение предметов и неба. По словам автора, такие картины он мог писать при любых обстоятельствах и в какой угодно обстановке.
Работы мастера высоко оценивались его современниками - созерцание приглушенной красоты Прибалтики дарит умиление и тихую радость. Его работы покупали многочисленные журналы и газеты, выпускались тиражи открыток для коллекционеров.
К 1880 году популярность авторского почерка среди любителей живописи достигла такой величины, что, не справляясь с заказами, он начал привлекать к работе своих учеников, открывая многочисленные «клеверные мастерские».
"Зимний пейзаж." Клевер Ю.Ю


Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии.Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант. К увлечению сына рисованием они отнеслись серьезно, и на семейном совете решили отдать Юлия учиться к опытному художнику. Им оказался профессиональный педагог и живописец Карл Кюгельхен, немец по национальности.
В течение целого года, окончив ежедневные занятия в гимназии, юноша шел на урок своего учителя рисования. В 1867 году молодой художник заканчивает свою первую картину – копию полотна знаменитого в то время немецкого художника-пейзажиста Освальда Ахенбаха. Учитель Карл Кюгельхен остался доволен этой работой своего ученика. Когда же курс гимназии был окончен, перед юношей стал вопрос, где и как продолжать свое обучение. Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем. После чего он продолжил учиться в Петербургской Академии художеств сначала в архитектурном классе, по настоянию родителей, а затем в пейзажном у С.М. Воробьева и М.К. Клодта.
"Последние солнечные лучи."Клевер Ю.Ю


Профессор С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал скучно, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ю.Ю. Клеверу хотелось писать другие картины, но его учителя так и не оценили смелые замыслы молодого художника. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы казались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил перед собой цель не окончить Академию, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Ю.Ю. Клевер знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: в 1870 году Клевера исключили из Академии. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
"Заброшенное кладбище зимой."Клевер Ю.Ю


Художник довольно рано получил признание зрителей. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села".
"Перед грозою."Клевер Ю.Ю


И снова добился успеха – картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.
"Закат."Клевер Ю.Ю


В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк". В 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".
"Запущенный парк."Клевер Ю.Ю


И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
"Берёзовая роща."Клевер Ю.Ю


В 1878 году Юлий Клевер стал академиком. Впоследствии художник не раз копировал свое произведение «Старый парк в Мариенбурге», за которое он был удостоин этого звания. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
"Старый парк."Клевер Ю.Ю


В поисках новых сюжетов Ю.Ю. Клевер в 1879 году со своим приятелем В.В. Самойловым уехал на остров Нарген (в Финском заливе), виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили целое лето. Самойлов рисовал в свой альбом, а Клевер один за другим делал этюды. Художник буквально купался в лучах собственной славы, практически все его картины приносили ему славу и успех.
По мнению искусствоведов, 30-летний возраст стал рубежом для художника. Вершиной взлета и началом падения оказался 1880 год, когда Юлий Юльевич за картину «Лесная глушь» получил звание и кафедру профессора Академии художеств. Академия предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую – ту самую квартиру и мастерскую, которую ранее в течение 60 лет занимали знаменитые педагоги живописи – М.Н. и С.М. Воробьевы. К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру Юлий Клевер переехал вместе с молодой женой.
«Лесная чаща.»Клевер Ю.Ю


В Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. На острове Нарген художник написал несколько знаковых для его творчества работ. Произведение «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений.
«Деревня на острове Нарген.»Клевер Ю.Ю


Картину «Остров Нарген» купил великий князь Александр Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Картину «Лес зимой» приобрёл для своей коллекции император Александр III.
«Зима.Сосновый бор.»Клевер Ю.Ю


После возвращения в Петербург Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали.
В последние годы Клевер жил в Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. Его дети - дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар – унаследовали талант отца, однако им не удалось превзойти отцовское мастерство.
"Зимний пейзаж с избами у реки."Клевер Ю.Ю


Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. При этом, деньгам он счета не знал: известен случай, когда художник зафрахтовал пароход, чтобы вместе с артистами Александринского театра встретить рассвет в открытом море. Эта идея разорила художника, что, впрочем, не отразилось на его отношении к жизни.


Юлий Клевер - один из немногих художников, творчество которого на протяжении долгого времени остается одинаково востребованным. Этот факт, несмотря на критику самого художника, свидетельствует о правильности выбранного им когда-то творческого пути.
"Зимний пейзаж с лесной речкой."Клевер Ю.Ю


В последние годы у Клевера редки были картины, целиком написанные им: обычно работала группа менее талантливых художников (Розен, Оболенский и др.). Они подготавливали картину, Клевер же поправлял и подписывал... Подлинный Клевер - большая редкость». По мнению искусствоведов, это свидетельство объясняет обилие «клеверков» не только в антикварных магазинах и галереях, но и во многих частных собраниях и в провинциальных музеях.
"В парке Гатчинского дворца."Клевер Ю.Ю


Живопись Ю.Ю. Клевера была очень популярна как при его жизни, так и впоследствии. Он всегда считался мастером, востребованным художественным рынком и публикой. Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества". И все же, Ю.Ю. Клевер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, волнуют миллионы поклонников живописи.
"Зимний пейзаж с соснами."Клевер Ю.Ю


Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
"Зимний закат."Клевер Ю.Ю


Особое место занимала тема зимней природы в творчестве Юлия Юльевича, он часто обращался к зимнему пейзажу, находя в нём красоту и неповторимую прелесть. Он передавал свои особые чувства через краски, свет и тень. Его картины несут необычайное очарование, сказочность и таинственность, его белоснежная зима играет радугой красок и приводит в восторг. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
"Зимний пейзаж с избушкой."Клевер Ю.Ю


Материалы и инструменты;
-чёрный катрон
-пластилин
-стека
-доска для лепки
-рамка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с фона картины. Голубым пластилином будем изображать небо. Кончиком стеки набираем немного пластилина, затем размазываем пластилин на картоне, рисуем стекой.


Пластилин наносится очень тоненьким слоем, как при работе гуашью. Голубой цвет наносим местами, оставляя промежутки чёрного фона. Пластилин наносится на картон, а затем размазывается стекой. Фон выполняем примерно на треть листа.


Теперь берём более тёмный оттенок голубого пластилина. Этим цветом рисуем между светло голубым и чёрным, и опускаем фон неба в этом цвете до середины листа.



Берём синий пластилин, и этим цветом также добавляем пластилиновые мазки среди ранее нанесённых.


И заканчиваем фон неба фиолетовым цветом. Создаём в нижней части картины два полукруглых холма.


Затем нам понадобится белый цвет, будем рисовать белоснежные сугробы. Также на стеку набираем маленькие кусочки белого пластилина и размазываем их в области пригорков.


Затем будем работать пальчиками. Отщипываем маленькие кусочки белого пластилина, разогреваем их, разминаем пальчиками. Пластилин в маленьких порциях очень быстро нагревается и потом прекрасно поддаётся размазыванию. Белым пластилином мы выделим более конкретно силуэты заснеженной земли.
После нам понадобится самый светлый оттенок голубого, для ёлочки. Отрываем небольшие кусочки пластилина и формируем из них силуэт ёлки.



Кусочки голубого пластилина слегка размазываем по картону и соединяем между собой. На небо помещаем луну, белый шарик расплющиваем на поверхности работы.


Теперь снова работаем стекой. Белым пластилином рисуем блики, снег на ветках ели, и сияние вокруг луны.


Теперь добавляем снежных сугробов. Просвечивающий чёрный цвет картона сыграет роль света и тени. И дополнительную тень от дерева сделаем с помощью стеки, уберём с работы излишки пластилина.


Ну вот, работа готова, при желание можно поместить в рамочку.


Второй вариант работы немного сложнее, но принцип работы тот же. Сначала берём белый цвет, набираем немного пластилина на стеку и намечаем контуры будущего пейзажа реки.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновой живописи.

  • развитие навыков и умений в работе с пластилином и стеками;
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание у детей художественного вкуса;
  • разработка моторики пальцев рук детей.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной пластилин;
  • матовый и глянцевый цветной картон,
  • набор стеков, зубочистки;
  • доска для лепки формата A4;
  • тряпочка для вытирания рук и стеков;
  • клеенка для рабочего стола.

Зрительный ряд: образцы работ учителя и учащихся в технике пластилиновой живописи.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Рисование пластилином - все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека - это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука - мозг”.

Факторы для развития художника - это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 способ

.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5

способ .

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.

Муниципальное образовательное учреждение

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

Мастер-класс

«Пластилиновая живопись»

(2-ой год обучения)

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Клуб «Импульс»

Нижний Новгород

Тема: Пластилиновая живопись

Пояснительная записка

Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа - сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • Дать понятие «пластилиновая живопись»;
  • Научить приёмам работы с пластилином;
  • Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
  • Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
  • Развить пространственное мышление и творческие способности;
  • Воспитать у детей художественный вкус;
  • Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;

Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий,2003

3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие - Сфера,2010

4.Лыкова И.А.Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»

5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica / novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

Тип занятия: мастер-класс

Ход занятия

Немного истории

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады - Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Техники и приемы рисования пластилином

1 способ: передача фактуры

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Передача фактуры

2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.

Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем - фон.

Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.

Шаблон и начало работы на стекле

Готовая работа

3 способ: граттаж.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

«Горошины»

5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».

Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.

Живопись «из шприца»

6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».

На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.

7 способ: рельеф.

Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае - это цветы.

Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.

Рисуем эскиз.

2 этап.

Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).

2

Счастливый ребенок 07.11.2017

Дорогие читатели, сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным видом живописи – пластилинографией. Живопись пластилином сравнительно новый вид творчества, который очень доступен и понятен как детям, так и взрослым. Сам процесс очень завораживает, заставляет с головой погрузиться в творчество, почувствовать себя свободным от повседневных житейских забот и хлопот. Более подробно с рисованием пластилином вас познакомит уже хорошо знакомая вам молодая мама, художник и педагог Павловских Анна. С удовольствием передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели! Я заметила, что обзоры различных творческих занятий с детьми находят отклик среди читателей блога Ирины, поэтому сегодня решила рассказать еще об одной очень интересной технике – пластилинографии. Пластилиновая живопись – очень актуальный и современный вид живописи, которым можно заниматься даже с самыми маленькими ребятами. Пластилинография позволяет создавать рельефное или ровное изображение на твердой основе, чаще всего на картоне. В детских поделках для декора пластилиновой живописи также используются бусины, бисер, пайетки, крупы.

Разминание пластилина, отщипывание, скатывание мелких шариков, перебирание мелких деталей декора не только тренирует мелкую моторику, но и благотворно сказывается на нервной системе. Особенно ценно то, что в пластилиновой живописи без труда можно исправить ошибку, что важно для детей, которые тяжело переживают свои личные неудачи, принимают их близко к сердцу. На примере пластилиновых картин очень просто показать, что нет безвыходных ситуаций, все можно поправить и изменить.

Живопись может выполняться как по предварительному рисунку, так и без него, кроме того, можно использовать распечатанные раскраски и готовые контурные изображения.

Материалы для рисования пластилином

  1. Пластилин, лучше всего подходит восковой, он более мягкий, легко разминается и размазывается, имеет богатую, яркую палитру.
  2. Основа для рисования. Это может быть картон, плотная бумага, пластик и даже стекло.
  3. Всевозможные стеки, палочки, зубочистки.
  4. Элементы для декора: бусины, бисер, пайетки.
  5. Медицинский шприц для выдавливания колбасок.
  6. Влажная тряпочка для рук.
  7. Доска для лепки, чтобы раскатывать колбаски, лепить мелкие шарики.

Чтобы избежать проявления жирных пятен от пластилина на картонной основе, можно предварительно оклеить ее прозрачным скотчем.

Дорогие читатели, предлагаю вам рассмотреть основные приёмы пластилинографии, которые вы можете использовать при совместных творческих занятиях с детьми.

Размазывать пластилин удобнее всего указательным пальцем, при этом размазывать можно по-разному: след от размазывания может оставаться более длинным или коротким в зависимости от того, что мы хотим изобразить – лепесток цветка, длинную травинку или гриву льва.

Предложите ребенку размазывать пластилин попеременно разными пальчиками разных рук. Это дополнительно простимулирует мозговую активность малыша.

Расплющивание скатанных горошков на основе

Расплющивая пальчиками мелкие пластилиновые горошинки, можно получить очень декоративные работы. Попробуйте использовать этот приём в комплексе с другими или заполните всю плоскость такими пластилиновыми точками. Такой вид живописи уже будет похож на пуантилизм – вид живописи, в котором плоскости заполняются цветными мазками-точками.

Размазывая пластилин по основе, вы можете заполнить достаточно большие пространства. При этом роль будут играть не только выбранные цвета, но и толщина пластилинового слоя. Дополнительным способом придания живописности является смешение цветов пластилина, как на кусочке арбуза и яблочка.

Если пластилин твердый, можно погреть его в ладошках, читая при этом веселый стишок про пластилин:

Трудно мнётся,
Туго гнётся,
Он лепиться не даётся!
Вот вам и нелепица –
Пластилин не лепится!

А. Орлова

Поверхности, заполненные пластилином, украсьте узорами, выполненными с помощью процарапывания. Инструментами могут служить стеки, зубочистки, пасты от ручек. Так на представленных фотографиях зубочисткой задекорированы плавники рыбок.

Один из самых интересных пластилиновых приемов для детей это скатывание колбасок. В пластилиновой живописи эти колбаски просто нужно прижать к основе. Из них можно выкладывать снежинки, орнаменты, делать скрутки-улитки, скручивать одну колбаску из двух разноцветных.

Живопись пластилином из шприца

Если вы решили сделать творческую работу из множества ровных колбасок, то для более быстрой и аккуратной поделки попробуйте использовать обыкновенный медицинский шприц. Для работы необходимо срезать тонкий наконечник у основания, подготовить кружку с горячей водой. Положите кусочек пластилина в шприц и погрузите его в горячую воду. Примерно через минуту начинайте выдавливать пластилин на бумагу.

Дайте пластилину немного охладиться, чтобы жгуты стали более твердыми. Теперь можно формировать форму колбасок в зависимости от рисунка. Из тонких жгутиков получаются очень красивые спирали, ими можно заполнять детали рисунка, а можно просто выкладывать пластилиновые жгуты рядом по форме нарисованных объектов.

Дорогие читатели, сегодня я познакомила вас с несколькими приемами пластилиновой живописи. Показала для иллюстрации и вдохновения работы моей дочери Светланы. Используя различные декоративные способы пластилиновой живописи, вы вместе с детьми сможете создать свои шедевры. Пробуйте, компонуйте эти варианты вместе, экспериментируйте, используйте дополнительные элементы декора в виде бисера и пайеток. Уверена, все обязательно получится!

Пусть пластилин станет любимой игрушкой для вас и вашего ребенка. Потратив немного времени на то, чтобы увлечь ребенка этим удивительным занятием, вы всегда сможете занять малыша, когда вам нужна свободная минутка. Освойте эти основные приёмы сами и обучите своих детей. За интересным занятием ваш ребенок познает мир, радость творчества и разовьёт уверенность в собственных силах.

Лариса Савчук

Пластилинография - новый вид декоративно прикладного искусства.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал - пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

В конце апреля мне предстоит провести с педагогами нашего детского сада мастер-класс по пластилинографии. В связи с чем, мне пришлось осваивать эту новую для меня технику. Сначала я училась сама, не включая в эту деятельность детей, а затем стала обучать и их.

Сегодня, дорогие коллеги представляю Вашему вниманию мои первые работы в технике "Пластилинография" и небольшие мастер-классы по ним. Может кому пригодится в работе.

Материал: плотный картон, контурные рисунки, хороший пластилин, салфетки для рук, вода в мисочке, стеки, доска для лепки.

Итак, приступаем.

"Оленёнок"

1. На картон наносится рисунок (можно использовать картинки с раскрасок).

2. Делаем фон картинки. Сначала определить цвет фона.

От пластилина отщипывают небольшие кусочки пластилина и в виде мазков наносят на поверхность. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.

3. Пластилиновые мазки размазываются пальцами по всей поверхности не заходя за контур рисунка.

4. Затем скатываются небольшие жгутики, выкладываются по контуру рисунка, прижимаются и размазываются пальцем к середине заполняя центр элемента рисунка.

6. Контур рисунка выкладываем тонкими жгутиками чёрного цвета.

Готовую работу оформляем в рамку.

Аналогичным образом делаются и другие работы.

"Подводное царство"

1. На плотный картон в виде мазков нужного цвета наносим пластилин.


2. Пальцами размазываем пластилин по всей поверхности в направлении слева - направо.


3. "Заселяем" воду обитателями, растениями и т. д.


"Божья коровка на ромашке"

1. На плотном картоне делаем эскиз изображения.

2. Аналогичным образом пластилином заполняем фон.


3. Изображаем ромашку, затем божью коровку.

4. С помощью стеков, фигурных палочек, печаток - украшаем работу.


Вот такие первые работы в технике "пластилинография" у меня получились. С другими работами в этой технике и с работами моих воспитанников познакомлю Вас в следующих постах.