Всегда окружает время в нем. Декабрьское сочинение тема время - материалы для подготовки к егэ по русскому языку

  • 30.06.2020

Время — самое большая ценность в жизни человека. Только оно позволяет нам осознать ценность всей жизни и того, что происходит вокруг. Время не ждет никого, оставляя на страницах бытия дни, недели и годы, наполненные самыми разнообразными событиями и эмоциями. В данном блоке мы решили выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с проблемой времени. Так мы сумеем показать, как его ценность преподносили писатели в своих творениях.

  1. Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову. На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина. Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон. И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.
  2. Толстой — Воскресение . Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком. Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека. Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно. Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.

Быстротечность времени

  1. Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени. С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом. На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию. Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму. Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.
  2. Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль. Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события. Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание. На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.
  3. Невозможность повернуть время вспять

    1. Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
    2. Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.

Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Мы приводим таблицу тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы :

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …

Переход ко второму аргументу :

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…

В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Роль природы в жизни человека

Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.
  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы

Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.
  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде - это праздник молодых чувств.
  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.

Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе - гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.
  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.

Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое - сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному - уничтожить этот порядок.

Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский - доктор Борменталь - Шариков)
  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя - ни кнутом ни пряником.

Проблема становления личности

Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, - он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.
  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

  • А.Т. Твардовский
  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.
  • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов -

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

  • А. Вознесенский «Ров»
  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.

Истинная любовь - высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • Огромное счастье - любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.

Проблема истинной дружбы

Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

  • В.Л. Кондратьев «Сашка»
  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго - дальше ставшего привычным «передка не пошлют».

Проблема ревности (Что такое ревность?)

Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.

Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

  • А.П. Чехов «Тоска»
  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.

Проблема чести и достоинства

Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются поступками.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников - купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.
  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.

Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.
  • Глеб Мехед «Скрипач»
  • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. - М.: Молодая гвардия, 1987.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. - М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. - М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. - М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. - М.: Художественная литература, 1984.

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина- М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. - М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 - 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. - М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. - М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. - М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. - М.: Московский рабочий, 1979.

1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. - М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. - М.: «Высшая школа», 1965.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. - Изд. 3-е. - Л.: Детская литература, 1989.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2015.

5. Золотусский И.П. Там, на войне. - Литература в школе № 2, 1995.

6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. - Литература №15, 2004.

7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. - Литература в школе № 2, 1995.

8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. - Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. - Литература №15, 2000.

10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. - М.: «Просвещение», 1975.

11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. - Литература в школе № 6, 1995.

12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. - Литература в школе № 4, 1998.

13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». - Литература №17, 2004.

14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). - Литература №17, 2004

15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». - Литература в школе № 2, 1998.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник:
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам
Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по
http://pedsovet.su/liter/5691_literaturnye_argumenty_ege_po_problemam

Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)

Русский советский писатель Д.А.Гранин в представленном для анализа тексте поднимает важную проблему бережного отношения к времени.

Свои размышления Гранин построил на впечатлениях от прочтения произведения,автор которого не указывается.Оно настолько поразило Даниила Александровича,что он решил продолжить понравившиеся ему мысли.Гранин говорит о быстротечности времени,о том,как люди по-разному к нему относятся.Некоторые деловые люди думают,что они хозяева времени,но это не так.На самом деле время командует человеком.Особенно мне понравилась мысль о том,что время-это богатство,такое же,как природные ресурсы.

Я поддерживаю точку зрения писателя и думаю,что тот,кто научится экономить драгоценное время,станет более счастливым и успешным в жизни человеком.

Мне вспоминается по этому поводу произведение Е.А.Шварца»Сказка о потерянном времени».Это поучительная история для всех детей,которые потребительски растрачивают время,отведённое на обучение.Мальчишки и девчонки,которые лишь веселись и безработно играли,превратились вдруг в дряхлых стариков.И лишь добрые дела и борьба с собственной ленью вернули ребят в детство.

У советской писательницы М.С.Шагинян есть интересный очерк,в котором она обращается к молодёжи с призывом беречь драгоценное время.Автор пишет о том,что многие юноши и девушки «убивают» его.Спустя годы ужа не молодой человек понимает,что время,отведённое на образование и становления себя как личности,упущено.Поэтому,нужно каждую минуту,каждый час своей юности и молодости тратить с пользой для себя и семье.

Таким образом,текст Д.А.Гранина довольно поучителен и предназначен,как мне кажется,в первую очередь для меня и моих сверстников.Я понимаю,что жизнь не бесконечна,а значит,надо учиться и работать,чтобы полностью реализовать себя.

Источник:
Проблема бережного отношения к времени (Аргументы ЕГЭ)
Сочинение на тему Проблема бережного отношения к времени по автора Аргументы ЕГЭ также есть краткое содержание произведения
http://www.kritika24.ru/page.php?id=9449

Проблема времени аргументы

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память

Не дорожит сама собой,

Что ряской времени затянет

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Общая информация от ФИПИ:

«Время » – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Каждое из направлений - сплошная абстракция. Хорошо это или плохо, не мне судить. Конечно, в этом есть определенные плюсы, потому что подобрать тут можно какое угодно произведение. Но вы должны понимать, что дело тут далеко не только в них, а в умении писать, видеть важное, нужное, что пригодится вам для раскрытия темы. И будут ли они вообще напрямую пересекаться со временем - вопрос, который останется без ответа вплоть до 2 декабря. Да, будет пробный в ноябре, но если судить по прошлому году, то ничего общего между этими темами нет. Поэтому ваше дело малое - читайте и пишите.

Сколько поговорок вы вспомните, в которых упоминается слово "время"? Их масса. Первая, которая приходит на ум, - "Время лечит". Оно заживляет, но, увы, не омолаживает. Выше уже обозначено, с каких позиций вам, возможно, придется рассуждать, поэтому мы попробуем сейчас коротко пробежать по некоторым озвученным произведениям .

В "Отцах и детях " время поделило героев на 2 лагеря: тех, чья "песенка спета", говоря словами Базарова, и тех, кому предстоит прожить еще не один десяток лет. Время здесь беспощадно. Николай Петрович старается быть на одной волне со своим любимым сыном, постоянно занимаясь самообразованием, однако с горечью понимает, что мировоззрение и мироощущение разнятся, хоть и сказывается здесь давление Базарова.
Когда Тургенева спрашивали, почему он уготовил именно такой финал для своего героя - Евгения Базарова, то он ответил, что для него еще не пришло время, слишком рано он появился, слишком мало сторонников и людей, которые были бы способны поддержать его, поэтому никакой другой участи автор придумать не смог. Время выступило барьером для главного героя, именно он один смог его преодолеть, тогда как все остальные, кто был с ним, предпочли остаться наблюдателями.

Три тысячи шестьсот пятьдесят три дня - именно столько провел в сталинских лагерях Иван Шухов, герой повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича ". В основу повествования легло описание всего лишь одного дня, непродолжительные 18 часов, в которых отразилась жизнь тысяч людей, беззащитных и бесправных. В мире сталинских лагерей свои правила и законы, время здесь - наказание, оно течет медленно и совершенно однообразно, ему нет ни начала, ни конца. К десяти годам, которые получал среднестатистический зек ГУЛАГа, могли легко прибавиться дополнительные 5-10 лет. Поэтому для всех сюда попавших жизнь делилась на до и после...

Школьное сочинение на тему время русского поэта и писателя 21 века Данила Рудого.

Всем ясен смысл слова время , когда спрашивают “Сколько времени?”, но что же содержит в себе понятие “время”? Во все времена на этот вопрос отвечали по-разному. Для Платона время – это божественная вечность, разделенная небесными телами на дни, месяцы, годы; Аристотель видел во времени число, меру движения и покоя; а Альберт Эйнштейн писал о времени как о физической реальности, меняющей свой бег вследствие движения тел. Это уже не время, а времена!

В самом общем виде можно сказать, что время – это порядок непрерывной череды сменяющих друг друга явлений, порядок постоянно изменяющихся состояний физических тел, Вселенной – одним словом, бытия. Время – это живущий мир.

Сочинение на тему Время

Главное свойство времени в том, что оно длится , то есть непрерывно и беспрестанно течет . Оно безостановочно. Астроном и физик работают со временем “на лету”, фотографируя некое явление, регистрируя спектр вспышки или всплеск на мониторе радиотелескопа. “Остановись, мгновение!” – говорят они вслед за доктором Фаустом. И при этом всегда отмечают с предельно доступной точностью моменты наблюдения: время начала и окончания наблюдения, а также его продолжительность. Без пометки времени любой результат астрономических наблюдений – рисунок, фотография или регистрограмма самописца – не имеет научной ценности. И наоборот, все возрастающая точность измерений времени одних и тех же явлений природы иногда приводит к новым открытиям.

Время невозможно остановить. Его можно замедлить для экипажа и для вещей, передвигающихся в космическом корабле с околосветовой скоростью. Согласно специальной теории относительности Эйнштейна , чем больше скорость, тем больше замедление. В самом корабле, на себе, на своих часах экипаж в полете не заметит никаких изменений, но встреча на родном космодроме с бородатыми старцами, которые придутся космонавтам правнуками, убедит их в том, что время на Земле и в полете текло по-разному.

Можно оградить пространство, но не время. На старое место можно вернуться, время же необратимо. Мы можем беспрепятственно путешествовать в будущее – со скоростью человеческой жизни или же, обгоняя остальных, внутри космического корабля, но запрет на путешествие в прошлое категоричен. Попав в прошлое, человек или вещь могли бы привести к абсурду события нашего времени. Время необратимо, а это значит, что уже невозможно изменить порядок раз проделанных ходов, невозможно поставить следствие раньше его причины. “В одну и ту же реку нельзя войти дважды “, говорил древнегреческий философ Гераклит. “И река уже не та, и я изменился “.

Однако во времени существуют повторные, периодические процессы, такие как удары сердца, качание маятника, пульсация звезды, приливы и отливы в океане, вращение планеты. Все обороты Земли, как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца, были бы по времени строго одинаковыми, если бы… Если бы вокруг был полный вакуум, не было бы электрических и магнитных полей, не существовало бы никаких других небесных тел, оказывающих на Землю свое гравитационное влияние, если бы она не сжималась, если бы внутри не происходили никакие процессы, если бы человек не строил на ней водохранилищ, не поворачивал реки вспять и вообще сидел бы тихо… Иными словами, если бы Земля не испытывала никакого внешнего воздействия, тогда и планета вращалась бы вечно, и время Вселенной сделалось бы обратимым . Но, как вы знаете – более того, постоянно ощущаете! – это не так. Поэтому приходится мириться с таким течением времени и положением дел, которые мы имеем.

История взаимоотношений человека и времени представляет собой постоянные и многотрудные попытки разума разделить общий и безостановочный поток времени на определенные, более-менее понятные и конкретные отрезки. С некоторого момента человеку перестало хватать банальной градации на день (бодрствование) и ночь (сон). Постепенное усложнение человеческого разума вело к все увеличивающейся потребности в более подробной конкретизации. Так на свет появились часы.

Часы

Сочинение на тему Время | ГНОМОН

Первыми часами, изобретенными человеком, были солнечные, которые часто называются гномоном . Они представляли собой палку, воткнутую в землю вертикально или же под небольшим углом. С субъективной точки зрения землян, солнце не стоит на месте, а движется по небосводу, и тень от гномона движется в обратном направлении. Наблюдая за перемещением тени, древние люди и заключали, который час. Более совершенные модели гномона можно было взять собой. Например, индийские факиры пользовались специальными многогранными посохами со шнурком, позволявшими весьма точно определять время в любое время года. Известно, что в разное время года солнце движется по небу по-разному, причем изменяется как угол, на которое оно восходит, так и продолжительность светового дня.

Недостатки солнечных часов очевидны: они всецело зависят от светила, и потому, стоит ему скрыться за тучей ли же зайти за горизонт на ночь, как определение времени становится невозможным.

Сочинение на тему Время | КЛЕПСИДРЫ

Следующим усовершенствованием стали хорошо известные и по сей день песочные часы , появившиеся около 250 г. до нашей эры. Через узкое отверстие медленно сыплется песок, так что, используя разное его количество, можно добиться того, что он будет высыпаться, например, за один час. Завести такие часы очень просто – их достаточно всего лишь перевернуть. Песочные часы используются до сих пор на кораблях. Существует даже специальный термин “склянки” – им обозначаются удары в судовой колокол, совершаемые каждый полчаса вахтенными. Кстати, самые лучший песок для песочных часов, согласно древним летописям, получается из мраморных опилок, если их девять раз прокипятить с вином, каждый раз снимая пену, после чего высушить на солнце.

В 800 г. нашей эры арабский халиф Гарун аль-Рашид послал в подарок Карлу Великому механические часы, однако европейцы долгое время не могли научиться делать их самостоятельно. Лишь после 1300 г. механические часы стали выпускаться в Северной Италии и южной Германии. В таких часах шестерни, регулирующие движение стрелок, приводились в действие медленно опускающимися гирями, а не водой. Подобные часы были установлены на башнях кафедральных соборов, чтобы их видели все жители города.

Еще один прорыв был осуществлен в 1550 г., когда вместо гирь начали использоваться спиральные пружины, что позволяло делать часы компактными. Их уже ставили не только на церковных колокольнях, но и в домах.

Однако ни одно из этих механических устройств, приводимых в движение водой или гирями, не было предельно точным. Людям было достаточно, если удавалось определить время с точностью до часа: на большинстве часов того времени вообще присутствовала только одна стрелка, часовая.

Сочинение на тему Время | МАЯТНИКОВЫЕ ЧАСЫ ГАЛИЛЕЯ

В 1650 г. самые лучшие механические часы ошибались во времени в среднем на 5 минут в сутки. Чтобы сделать механизм более точным, нужно было найти что-то более стабильное, чем капающая вода или опускающиеся гири.

Поворотный момент произошел в 1581 г., когда 17-тилетний итальянский мальчик по имени Галилео Галилей , находясь в одном из Пизанских соборов вместо того, чтобы слушать молитву, заметил, как под потолком качается огромная люстра – а качалась она исключительно равномерно, что Галилей проверил по собственному пульсу. Так был изобретен маятник.

Маятник (что в переводе с латыни означает “раскачивание”) действительно раскачивается из стороны в сторону в заданное время, причем время качения зависит от длины маятника. А длину можно отрегулировать так, чтобы он совершал свое качение с точностью до секунды. Такой маятник открыл французский математик Марен Мерсенн ; длина его составила около 85 сантиметров.

В 1657 г. голландский астроном изобрел часы, в которых висящие гири заставляли маятник двигаться, и постоянное движение маятника (а не самих гирь, как это было раньше) и обеспечивало работу часов. Такие часы были гораздо надежнее всех предшественников: даже первые маятниковые часы спешили и отставали не более чем на десять секунд в день. К 1730 г. отклонение было сведено к 1 секунде, к 1830 г. до одной десятой, к 1885 г. – до одной сотой, а к 1925 г. до одной пятитысячной секунды.

Однако маятниковые часы нельзя было использовать на борту корабля, поскольку ка чка не позволяет маятнику совершать свои колебания за равные промежутки времени. К счастью для мореплавателей, существует предмет, по размерам даже меньший, чем маятник, который движется так же равномерно даже в нестабильных условиях. Из отпускной стали была сделана так называемая волосковая пружинка, (изобретенная тем же Гюйгенсом в 1675 г.), которая сжимается и ослабляется при постоянных ритмичных движениях. Если такая пружина непрерывно движется, медленно раскручивая основную пружину, она приведет в действие механизм маленьких часов, которые могут поместиться в кармане и выдержать корабельную качку. Сначала такие часы были карманными , так как носились в карманах, чаще всего жилетных, тогда как дамам приходилось обходиться без часов. Однако после Второй Мировой войны ввиду удобства стало популярно носить часы на запястье.

Календарь

Сочинение на тему Время | КАЛЕНДАРЬ

Проследив основные этапы усовершенствования часов, самое время поговорить и о календаре как таковом – ведь одними часами невозможно охватить период времени, превышающий сутки.

Мерить жизнь сутками вообще достаточно неудобно. Если кто-то скажет, что он, к примеру, жил в каком-то городе около 4400 дней, это вызовет недоумение. Вероятно, еще первобытные люди чувствовали потребность в более продолжительном периоде, чем день. И, тогда как длительность дня определялась движением Солнца, в основе календаря лежат фазы Луны.

В отличие от Солнца, Луна изменяется . Конечно, не сама по себе, а с той же субъективной точки зрения землян. Связано это с особенностями вращения и обращения: Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца соответственно. Точное время, за которое Луна совершает полный кругооборот, составляет в среднем 27 дней 7 часов 43 минуты и 11,5 секунд. Этот промежуток времени называется звездным месяцем . Однако он не равен тому времени, за которое луна проходит все фазы от новолуния через полнолуние до следующего новолуния – этот промежуток составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды. Именно этот период и используется с древности для измерения времени.

Во времена римлян понтифики (первосвященники) сторожили молодой месяц, и при его появлении торжественно провозглашали начало нового цикла. На латыни “провозгласить” звучит как “каларе”, поэтому первый день каждого месяца называли календами. Отсюда и произошло слово календарь , которым изначально называли таблицу, показывающую различные месяцы.

Однако, при всех своих достижениях в этой области, римляне разбили месяц очень нелогично. Более того, числа они считали не по порядку, как это делаем мы, а назад. К счастью, римская система не сохранилась, и сейчас мы пользуемся системой вавилонской. Вычислив, что период между любыми двумя фазами составляет около семи дней, вавилоняне выделили неделю . Кстати, слово “неделя” имеет тевтонское происхождение и означает “изменение”. Конечно же, изменение Луны.

Сочинение на тему “Время”

Появление недели как таковой потребовало выделение внутри ее отдельных дней, причем каждый день получил свое название. Римляне в качестве названий использовали имена небесных тел: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. В некоторых языках романо-германской группы индоевропейской семьи названия дней недели до сих пор соответствуют им.

Наконец, последнее, наиболее крупное деление, входящее в год – это сезон. На заре своего существования, когда человек был охотником, месяца вполне хватало, однако ситуация изменилась, когда он перешел к производящему ведению хозяйства и начал самостоятельно выращивать продукты питания. В отличие от охоты, сельское хозяйство в бо льшей степени зависит от изменения времени. Земледелец должен знать, когда наступит благоприятная погода для сева или уборки урожая. Кстати, само словосочетание “время года” пришло из латинского языка и означает в переводе “время посева”.

Для большей части Земли существуют четыре времени года – зима, весна, лето и осень. Их выделение и обособление не требовало выдающихся технических или интеллектуальных достижений: достаточно было просто наблюдать на изменениями природы, чтобы понять ее нехитрый цикл, всегда остающийся неизменным. Первые земледельцы заметили, что в течение каждого такого времени года на небе сменяются три луны, а значит, каждый сезон продолжается три месяца. Четыре времени года и составляют те двенадцать месяцев, к которым мы привыкли.

Заключение сочинения на тему “Время”

Наблюдая за попытками человека упорядочить течение времени, сделать его для себя более понятным, нельзя не отдать дань уважения пытливому разуму, заставляющему прогресс двигаться вперед. Но вместе с тем нельзя также и удивиться времени как таковому, для которого не существует ни рамок, ни границ, а его единственный порядок – постоянное движение вперед с непостижимой скоростью. Останется ли время после нашей гибели, или же оно субъективно настолько, что существует только в нашем сознании – мы никогда этого не узнаем.

Может быть, оно и к лучшему.

Вам понравилось это сочинение на тему время? Оставьте комментарий и поделитесь впечатлениями с другими!

Итоговое сочинение – это письменное размышление на указанную тему, которое в обязательном порядке должен сдать каждый 11-классник для допуска к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ). В декабре 2018-2019 года школьники будут писать данный вид работы вот уже в 5 раз, ведь он был утвержден в России с 2014 года.

Обязательным условием хорошо написанного итогового сочинения является наличие аргументов – обоснований выбранной позиции, которые приводятся с опорой на произведения русской или зарубежной классической литературы. Так какие же доводы помогут школьникам справиться с поставленной задачей в этом году?

Общие факты

Минимальный объем итогового сочинения равняется 250 словам, в то время как специалисты рекомендует писать больше – в среднем около 300-350 слов, чтобы раскрыть тему полно и всесторонне. Структура работы не регламентирована, однако практика показывает, что самое большое количество баллов получают такие письменные размышления, которые содержат 3 ключевых блока: вступление, основную часть и заключение с выводами. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Ребята имеют возможность обращаться к орфографическим словарям, которые должны наличествовать в кабинете в достаточном количестве.

Высшая оценка за итоговое сочинение – 10 баллов. Даже если школьник допустит 1 негрубую орфографическую ошибку, экспертная комиссия поставит ему максимально возможное количество баллов. Окончательная оценка зависит от того, насколько подросток учтет основополагающие критерии. К ним относятся:

  1. Соответствие теме. Важно писать итоговое сочинение только в контексте заданной темы/вопроса, не растекаться мыслью по древу и не переходить к рассмотрению сторонних проблем.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. Мало просто высказать определенную позицию – в своих доводах нужно также опереться как минимум на одно произведение русского или зарубежного классика. Важно продемонстрировать не только знание материала, но и умение его анализировать. При написании итогового сочинения 2018-2019 года простого пересказа или поверхностного упоминания произведений окажется недостаточно.
  3. Композиция и логика рассуждения. Здесь оценивается структурность работы и последовательность изложения. Рекомендуется, чтобы каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. При этом основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение (в сумме последние блоки должны составлять около 1/3 всего текста).
  4. Качество письменной речи. В своем рассуждении ученику старшей школы понадобится использовать синонимы и различные речевые обороты, и, наоборот, избегать штампов и лексических повторов.
  5. Грамотность. Здесь проверяется наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Направления и темы

Каждое итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с определенной темой. Однако они раскрываются лишь за 15 минут до начала проведения испытания. Несмотря на это, возможность заранее подготовиться к написанию итогового сочинения в 2018-2019 году есть, ведь и педагогам, и их подопечным известны т.н. «глобальные направления». Окончательные темы, которые получат ученики, будут обязательно укладываться в рамки именно этих направлений.

Другими словами, темы просто окажутся более детальными, дробными, конкретизированными. Зато знание направлений позволяет сориентироваться и даже подобрать подходящие аргументы из литературных произведений отечественной школьной программы уже в настоящий момент. Всего направлений будет 5.

Отцы и дети

Аргументы для итогового сочинения 2018-2019 года по глобальному направлению «Отцы и дети» можно обнаружить в одноименном произведении И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» является одним из самых подходящих для обоснования тезисов, связанных с проблемой «конфликта поколений». Представителями «поколения детей» выступают Евгений Базаров (главный герой) и Аркадий Кирсанов, а представителями «поколения отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

В книге показано, как молодые люди, позиционирующие себя нигилистами (отрицателями общепринятых норм), обесценивают опыт взрослых людей, которых считают непрогрессивными традиционалистами. В свою очередь, старшее поколение также не стремится понять молодежь. В заключении автор развенчивает учение нигилизма и провозглашает единственный путь, благодаря которому возможно прекращение извечного конфликта, – это воссоединение родственников, научившихся любить друг друга после познания страданий.

Другие произведения для приведения аргументов к темам по направлению «Отцы и дети» в декабрьском сочинении 2018-2019 года:

  • Д.И. Фонвизин, пьеса «Недоросль»;
  • М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»;
  • Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба»;
  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка».

Мечта или реальность

Направление «Мечта или реальность» является глубоко философским, т.к. заставляет задуматься о переплетении самых заветных человеческих желаний и реальной действительности. Пример положительной героини, которая остается верна своей мечте и делает все возможное для ее осуществления, – это Марья Миронова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Все, чего желает Маша, дочка коменданта Белогорской крепости, – жить спокойно и счастливо вместе с любимым человеком, которым становится офицер Петр Гринев. Однако девушке приходится преодолеть немало испытаний на своем пути, прежде чем она окончательно воссоединяется со своей любовью, ведь и Петр, и Маша попадают в самую гущу Пугачевского восстания. Несмотря на это, девушка не отрешается от мечты и не теряет силу духа. Даже тогда, когда надежда почти утрачивается, она берет судьбу в свои руки и отправляется к императрице Екатерине II с просьбой поспособствовать освобождению Петра. Благодаря бесстрашию Маша добивается осуществления мечты, а именно – становится супругой любимого мужчины.

Также аргументы к декабрьскому сочинению 2018-2019 года по направлению «Мечта и реальность» можно найти в следующих произведениях:

  • Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» (Родион Раскольников как пример опасного мечтателя, которому следовало бы побояться своих желаний);
  • А.Н. Островский, пьеса «Гроза».

Месть и великодушие

Здесь ученик получит возможность сравнить самые разные стороны и качества человеческой натуры: доброту и злобу, милосердие и жестокость, миролюбивость и агрессивность…

Несостоятельность, негативность, мелочность, глупость и всеразрушающее начало мести было ярко показано А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин». Деструктивное чувство, которым загорается главный герой, приводит к тому, что он убивает на дуэли своего некогда хорошего друга – доброго малого Владимира Ленского. Одновременно с этим в произведении обнаруживается образец глубоко великодушного человека – речь идет про Татьяну Ларину, которая на протяжении всего романа ставит чувства окружающих ее людей выше своих собственных (например, в конце книги она отвергает влюбившегося в нее Онегина потому, что не может предать супруга).

Дополнительно аргументы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения 2018-2019 года можно найти в следующих книгах:

  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (Емельян Пугачев как человек, умеющий быть великодушным и благородным по отношению к тем, кто этого заслуживает);
  • М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» (часть «Княжна Мери» и, в частности, мстительность натуры Грушницкого).

Искусство и ремесло

Тема о предназначении творческого человека (писателя, художника, музыканта и пр.) является одной из основополагающих в литературе. Проанализировать феномен творчества и отразить важность созидательного труда можно благодаря произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В поэме показывается, как музыка поднимает дух и согревает душу тем, кто ее слышит, даже когда вокруг бушуют тяжелейшие военные времена. Однако музыка, позволяющая людям забывать о печалях, не существует сама по себе – ее несет в этот мир музыкант, которым здесь выступает гармонист Василий Теркин.

Также аргументы для тем по направлению «Искусство и ремесло» обнаруживаются у следующих авторов:

  • В. Короленко, повесть «Слепой музыкант»;
  • А.П. Чехов, рассказ «Скрипка Ротшильда»;
  • К.Г. Паустовский, рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Доброта и жестокость

Данное направление частично перекликается с направлением «Месть и великодушие». Здесь акцент делается на важности гуманистического отношения к жизни вообще, к любой жизни, вне зависимости от того, кому она принадлежит.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, решает пойти на убийство старухи-процентщицы. Родион думает, что он лучше никчемной старухи, а, следовательно, имеет право избавить мир от ее существования. Однако когда герой совершает убийство, то осознает, что в действительности он хуже, во много раз хуже самой бесполезной и злобной из старух. Окончательно понять это ему помогает повстречавшаяся на жизненном пути Соня Мармеладова – образец доброты, добродетели и всепрощения. Благодаря ей Раскольников отказывается от бесчеловечных идей и меняет свое мировоззрение.

Другие примеры по направлению «Доброта и жестокость»:

  • Н.В. Гоголь, повесть «Шинель» (жестокости лицемерного и злого общества противостоит доброта, простота и безобидность Акакия Акакиевича);
  • М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон» (черствость и жестокость могут возникнуть в душе человека под влиянием внешних обстоятельств, как и произошло с крестьянином-казаком Григорием, вынужденным отправиться на войну и начать убивать, чтобы не умереть самому).