Хорь и калиныч. Презентация - Иван Сергеевич Тургенев рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника Урок рассказ хорь и калиныч

  • 02.07.2020

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев. «МУМУ»

И.С.Тургенев «Бежин луг»

«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В.Г.Белинский

Василий Григорьевич Перов. «Охотники на привале»

Работа с текстом

Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал голову набок и начинал подтягивать жалобным голоском.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.

Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (Его) занимали вопросы административные и государственные …заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно. …старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный …расплодил большое семейство, покорное и единодушное КТО ЭТО? ХОРЬ

КТО ЭТО? КАЛИНЫЧ Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами (Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов …не любил рассуждать и всему верил слепо… …пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. …была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.

Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок - путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 26.

Тема. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева.

Цель :

    выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы;

    формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Анализ содержания рассказа «Хорь и Калиныч».

2.1.Беседа по первичному восприятию.

Понравился ли вам рассказ? Почему он так назван?

Какой персонаж вам наиболее симпатичен? Почему?

2.2. Слово учителя.

В «Записках охотника» изображается Россия провинциальная. Сама тема вроде бы исключает критические выходы к России государственной, не представляя никакой опасности для «высших сфер». Возможно, это обстоятельство отчасти и усыпило цензуру. Но Тургенев широко раздвигает занавес провинциальной сцены, показывая, что творится там, за кулисами. Читатель ощущает мертвящее давление тех сфер жизни, которые нависли над русской провинцией, которые диктуют ей свои законы.

2.3. Выразительное чтение учащимся эпизода от начала до слов «...хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».

2.4. Сообщение «историка» о Волховском и Жиздринском уездах (по материалам рассказа).

Волховский уезд в Орловской губернии (нечерноземье), Жиздренский – в Калужской (нечерноземье).

2.5. Слово учителя.

И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю у мелких соседей.

Веками складывался противоестественный порядок вещей, вошел в плоть и кровь национального характера, наложил свою суровую печать даже на природу России. Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Впервые он возникает в «Хоре и Калиныче», где бегло сообщается об орловской деревне.

Какая деталь в эпизоде свидетельствует об этом?

Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»?

2.6. Выразительное чтение учащимся от слов «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд...» до слов «...г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек» и от слов «А это моя контора...» до слов «...я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену».

2.7. Сообщение «литературоведа».

«Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну» - лаконичная характеристика убогих духовных запросов Полутыкина. А.Н. Нахимов (1783-1815) - поэт-сатирик. «Пинна» - повесть АА. Маркова (1810- 1876). В.Г. Белинский писал, что со смертью героя этой повести «на свете стало одним глупцом меньше - единственная отрадная мысль, которую читатель может вынести из этой галиматьи».

Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично.

2.8. Сообщение «историка».

В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.

Тургенев показывает в книге социальный конфликт, драматически сталкивает друг с другом два национальных образа мира, две России - официальную, крепостническую, мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, - с другой. И все герои тяготеют к одному из двух полюсов - «мертвому» или «живому».

2.9. Выразительное чтение от слов «Мы отправились к нему...» до слов «Смотри же, Вася... барина везешь», от слов «А вот отчего: он у меня мужик умный» до слов «Да, как бы не так!..».

Каким изображен Хорь в рассказе?

Хорь олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры.

2.10. Выразительное чтение по ролям от слов «Склад его лица напоминал Сократа...» до слов «Крепок ты человек, да и себе на уме».

Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом?

Сравнение - высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.

2.11. Сообщение учащегося о Сократе.

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.

2.12. Сообщение «историка».

«Попал Хорь в вольные люди... кто без бороды живет, тот Хорю набольший».

Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.

2.13. Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».

Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»?

Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.

Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, - о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.

Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.

2.14. Обращение к иллюстрации в учебнике «Хорь и Калиныч». Художник П.П. Соколов.

Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем?

2.15. Выразительное чтение эпизода от слов «Калиныч пел довольно приятно...» до слов «жаловаться на свою судьбу».

Дружба с Калинычем выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

2.16. Выразительное чтение от слов «На другой день мы тотчас после чаю…» до слов «...кротким и ясным, как вечернее небо».

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

2.17. Лексическая работа: раболепство.

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

2.18. Выразительное чтение от слов «...они непринужденно разговаривали со мной...» до слов «...и от него я многому научился».

Поэтическая сторона характера проявляется в мечтательности, восторженности, пренебрежении материальными благами, доброте, любви к людям, желании служить им, доверии к миру, нравственной чистоте, в трогательной дружбе с Хорем.

III. Подведение итогов урока.

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

IV. Домашнее задание.

2.Индивидуальные задания:

Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине;

Подготовить комментарии «историка» к фразе «прозванной в околотке Стрыганихой…»;

Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».

Слайд 1

Рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

История создания рассказа.
Дата создания-1846-1847 гг. Опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. Это первый опубликованный рассказ из цикла «Записки охотника».

Слайд 3

Мы полностью разделяем мнение И.С. Тургенева, который поднимает в рассказе «Хорь и Калиныч» проблему крепостничества на Руси.
Личностная оценка.

Слайд 4

Рассказчик приезжает в Жиздринский уезд, чтобы поохотиться. Там он встречается с помещиком Полутыкиным и крепостными Хорем и Калинычем. На следующий день автор, возвращаясь, с охоты, заходит к Хорю. Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч.
Краткое содержание рассказа

Слайд 5

Главная проблема рассказа – крепостничество. И.С.Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.
Формулировка проблемы Позиция автора.

Слайд 6

Хорь - один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, живет независимо от своего помещика. Калиныч - символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком...
Действующие лица

Слайд 7

Все рассказы в цикле «Записки охотника» взаимосвязаны, и ни один не может существовать без другого. И именно поэтому мы считаем, что рассказ «Хорь и Калиныч» занимает место, специально отведённое для него И.С. Тургеневым. Рассказ «Хорь и Калиныч» имел оглушительный успех. Именно с этого рассказа началась блестящая писательская карьера Тургенева, позволившая ему занять достойное место в рядах русских «классиков».
Итог.

Слайд 8

ученики 10 А класса МОУ СОШ № 6 г. Амурска Гречишкин Сергей и Ребров Валерий Учитель Плохотнюк Инга Владимировна 2010 год
Работу выполнили

Cлайд 1

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника» Выполнила: ученица 10 класса Шишенина Светлана

Cлайд 2

Краткая биография Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Cлайд 3

Первые произведения В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку. В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни. Вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

Cлайд 4

Любовь Тургенева В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму "Месяц в деревне" (1855). В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, (по окончании франко-прусской войны). Полина Виардо

Cлайд 5

«Записки охотника» При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, что бы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавного строя. Рассказы Тургенева явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни». Увлечение Тургенева охотой очень способствовало его литературной деятельности. В Спасском они прожил до глубокой осени, занимаясь исключительно охотой, не вспоминая о литературе. Занятие охотой сблизило писателя с народом, открыло перед ним картины деревенской жизни. Заглядывая в глухие деревеньки Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь. После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург.

Cлайд 6

Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе. Рассказ, написанный им для первого номера «Современник», назывался «Хорь и Калиныч». В литературных кругах и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении. Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу.

Cлайд 7

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы Тургенев написал еще хоть целые тома таких рассказов». Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянки и деревенские дети. Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг» и «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.