Скончался писатель и религиозный философ виктор тростников. Виктор Тростников – современный православный богослов и философ

  • 20.09.2019

Религиозная философия в России, зародившаяся в старину и особенно бурно развивающаяся в 19 веке, ярко проявила свои черты ещё в движении славянофильства. Она всегда была чем-то оригинальным и самобытным, отличаясь от европейской своей впечатляющей сентиментальностью, метафизичностью, художественным пафосом и интуицией. Эта философия формировалась на основе вопросов, задаваемых самой жизнью и диктуемых интересами именно русского народа с его национальным православным ядром. Одним из ярких современных деятелей, отмеченных на этом поприще, был скончавшийся недавно Виктор Тростников - видный учёный, начинавший как физик и математик, но особенно получивший известность как прославленный мыслитель и богослов.

Биографические сведения

Этот человек проявил себя во многих сферах деятельности. с подросткового возраста привык самоотверженно трудиться. Это началось ещё в войну, когда он работал подростком на сахарном, а потом и на авиационном заводе, помогая своему народу завоёвывать победу. В зрелые послевоенные годы он вёл математический кружок для пионеров и школьников, помимо научной и литературной деятельности активно работал на телевидении и радио, выступая с лекциями.

Биография Виктора Николаевича Тростникова во многом обычна, но в то же время и не совсем типична для своей эпохи. Родился этот человек в 14 сентября 1928 года. Произошло это в Москве. Здесь же он поступил в МГУ и окончил физико-технический факультет в 1953 году. Далее начались преподавательская деятельность и работа в МИИТе и других вузах в звании доцента. Об его успешной научной деятельности в данный период свидетельствуют многочисленные публикации его работ по физике, математике и логике.

Смена приоритетов

С течением лет Виктор Тростников всё больше стал увлекаться философией. Именно в этой сфере он написал и защитил в 1970 году диссертацию. Всё больше его интересовала также религия. В Российском православном университете в последующий ряд лет в звании профессора он преподавал всеобщую историю и философию права. В этот же период он создал работы, совсем не соответствующие стилю и духу советской эпохи, за что попал в разряд диссидентов. Его первая книга под названием «Мысли перед рассветом», где бывший учёный-математик затрагивал наболевшие вопросы православной философии, вышла в 1980 году, но только не на родине, а в Париже.

«Мысли перед рассветом»

Эта книга посвящена интересной и модной для того периода проблеме. Она повествует о непростых взаимоотношениях науки и религии, отражает духовные сомнения автора в правомерности мнения покорного большинства, а также общечеловеческие потребности в поиске смысла и сущности бытия. Обнажая перед читателем свои взгляды, Тростников заявлял, что любые эксперименты и открытия учёных должны олицетворять мудрое и целесообразное устройство мира, а, следовательно, свидетельствовать о Боге, его сотворившем. К примеру, в физике (как он полагал) так было со времён великого Ньютона, основавшего эту дисциплину в качестве средства познания Творца. Тоже относится к математике, философии и другим наукам. Именно так считал Тростников. Виктор Николаевич с горечью обличал бездуховность и идеологическую безнравственность, которая породила атеизм и культивировалась в годы советской власти.

Подобные взгляды и «сомнительная» деятельность не могли в эпоху Застоя оказаться незамеченными и обойтись без последствий. Карьере Виктора Тростникова как советского учёного в этот период наступает конец. Причиной тому явились его взгляды, а также участие в альманахе под названием «Метрополь». Это печально прославившийся в те времена сборник текстов запрещённых авторов и литераторов. Он был опубликован в Москве в 1979 году тиражом всего лишь 12 экземпляров, но, несмотря на это, привлёк к себе интерес аудитории и пристальное внимание властей. Дела Виктора Тростникова оказались настолько неутешительными, что ему, впавшему в немилость, пришлось работать чернорабочим, каменщиком, сторожем и прорабом вплоть до конца советского периода.

Труды философа

Работы Тростникова в области политики, истории и богословия печатали многие известные издания. Среди них еженедельник «Аргументы и факты», «Литературная газета», журналы «Молодая гвардия», «Русский дом», «Православная беседа», «Москва» и другие периодические издания.

Можно перечислить лучшие и наиболее интересные книги Виктора Тростникова. К таковым относится «История как Промысел Божий». Название её свидетельствует само за себя. В ней говорится о роли Божественного проведения, направляющего людей к добру и нравственному совершенству, в исторических событиях. «Трактат о любви. Духовные таинства» исследует значение в жизни человека одного важного слова «любовь». Это понятие автор считал высшим проявлением Божественной сущности.

Среди прочих удивительных книг: «Кто мы?», «Основы православной культуры», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и многие другие. В «Православной цивилизации» Виктор Тростников говорил с читателем о вечных ценностях, разбирал смысл таких понятий, как справедливость, собственность, власть.

Каким он был человеком?

Это был истинный философствующий мудрец и сердечный, отзывчивый христианин. Он всей душой стремился донести до сограждан историю собственной страны и их православные корни. Даже в тяжёлые времена он не отказывался от своих идей и убеждений, активно их пропагандируя. Православный философ умер, достигнув мудрой зрелости, на 90-м году жизни. Произошло это 29 сентября 2017 года. Спустя два дня в храме Святой Троицы в Москве состоялось его отпевание и последующие похороны.

Люди, близко знавшие Виктора Тростникова, говорили о нём самые тёплые слова. Они искренне считали, что этот человек отдавал людям всего себя, совмещая в своём лице талантливого учёного и убеждённого христианина. Замечалось, что он старался ни одного вопроса, обращённого к нему от заинтересованных людей, не оставить без вдумчивого ответа. А жизнь в нём била ключом, воплощаясь в его продуктивной научной и христианской деятельности, талантливых работах.

Виктор Николаевич Тростников (14 сентября 1928, Москва — 29 сентября 2017) — современный православный русский философ и богослов. По образованию математик. Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45-м авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ. Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ, МИИТе и ряде других вузов. Вёл кружок по математике в Московском городском Дворце пионеров и школьников. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году.

В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно его интересы сместились к религиозной философии. Много лет был профессором Российского православного университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Тростников был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории и политике печатались в журналах «Новый Мир», «Москва», «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

Несмотря на почтенный возраст, Виктор Тростников писал и публиковал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве «Димитрий и Евдокия» вышли книги «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и «Разговоры о нашей жизни», составляющие, по замыслу автора, трилогию. В 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга стихотворений Виктора Тростникова «Мы — Третий Рим». В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал ещё одну — «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Помимо литературной деятельности, Виктор Тростников вёл лекционную работу на радио и телевидении.

Книги (11)

Быть русскими - наша судьба

За последнее десятилетие мы восстановили и частную собственность, и свободу слова, ликвидировали «железный занавес»...

Но Запад по-прежнему относится к нам необъективно и недружественно.

Ожесточаться не нужно. Русские — самый терпеливый народ в мире, и мы должны перетерпеть и несправедливое отношение к себе Запада. Ведь придёт час, когда Запад сам поймёт необходимость заимствовать у нас то, что он потерял, а мы сохранили, — Христа.

Вера и разум

Европейская философия и ее вклад в познание истины.

Автор книги — известный религиозный философ — стремится показать, насколько простая, глубокая и ясная вещь «настоящая философия» — не заказанное напористой и самоуверенной протестантской цивилизацией её теоретическое оправдание, а честное искание Истины — и как нужна такая философия тем русским людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума.

В форме увлекательных бесед показаны не только высоты и бездны европейской философии, но и значительные достижения русской философской школы, уходящей своими корнями в православное мировосприятие. Прослеживаются истоки современного западного антропоцентризма и разрыва с Божественной Истиной.

Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики

Цель книги доктора философских наук Б.В. Бирюкова и кандидата философских наук В.Н. Тростникова — создать общую картину подготовки и развития логико-математических аспектов кибернетики.

Авторы рассказывают о длительном развитии науки логики, возникшей еще в Древней Греции, прослеживают непрерывающуюся нить преемственности, тянущуюся от Аристотеля к «чуду XX века» — быстродействующим кибернетическим устройствам.

Загадка Эйнштейна

Брошюра «Загадка Эйнштейна» рассказывает о современных философских взглядах на математику, об аксиоматическом методе, пронизывающем сегодня всю математику, о тех каналах, по которым объективная действительность вторгается в математические структуры.

Конструктивные процессы в математике

Книга «Конструктивные процессы в математике» посвящена анализу тех направлений математики, которые считают понятие бесконечного множества нечетким и в связи с этим отказываются от его использования в построении теории.

Главное внимание уделено философским и научным взглядам советской школы конструктивной математики. Рассмотрены и концепции родственных течений.

В книге анализируются воззрения и традиционных школ, в частности, научная концепция коллектива французских математиков, выступающих под псевдонимом Н. Бурбаки.

Математики о математике

Гофри Гарольд Харди: Исповедь математика
Тобиас Данцинг: Символы
Анри Пуанкаре: Математические открытия

Три статьи, составляющие содержание этого сборника переводов, объединены одной общей целью - раскрыть перед широким кругом читателей некоторые фундаментальные аспекты математики.

Его материал не относится к новым этапам развития математики, в нем ярко освещены основные стороны самой сути математики как науки, се роли в формировании человеческого мышления, показан характер математического творчества.

Мысли перед рассветом

Книга адресована людям, испытывающим потребность понять сущность Бытия и смысл собственной жизни.

Бога можно обрести по-разному. Есть люди, рождающиеся со столь сильным ощущением Бога в своей душе, что им не нужна рассудочная аргументация. Автор не принадлежит к таким избранникам. Он пришел к Богу трудным путем размышлений …

Понимаем ли мы Евангелие?

Виктор Николаевич Тростников - писатель, ученый, философ. Профессор Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова. Автор более ста работ по различным разделам физики и математики, а также книг по научной апологетике

Россия земная и небесная

Самое длинное десятилетие.

Это не совсем обычная книга о России, составленная из трудов разных лет, знаменитого русского ученого и мыслителя Виктора Николаевича Тростникова.

Автор, обладая колоссальным опытом, накопленным за много лет жизни в самых разнообразных условиях, остается на удивление молодым. Действительно, Россия в каком-то смысле пережила свое «самое длинное десятилетие».

Это делает во многом профетическую книгу В.Н. Тростникова «Россия земная и небесная» бесценным даром для нескольких поколений относительно молодых людей, не обладающих личным опытом значительного прошлого — как в науке, так и в духовном прозрении, которое приходит к человеку, увы, не всегда в молодости, а с течением лет. Вопросы духовной, религиозной зрелости — тоже стали важным элементом книги.

Книга «Человек и информация» знакомит с основными проблемами теории информации и наглядно показывает ее приложения к конкретным задачам. Книга написана популярно. И хотя в ней приведены основные математические формулы теории, изложение доступно для лиц, не изучавших высшую математику.

Виктор Иванович Овчаренко
Дата рождения 5 февраля (1943-02-05 )
Место рождения Мелекесс , Ульяновская область
Дата смерти 5 мая (2009-05-05 ) (66 лет)
Место смерти Москва
Страна СССР СССР →Россия Россия
Учёная степень доктор философских наук
Альма-матер
  • исторический факультет БГУ
Виктор Иванович Овчаренко на Викискладе

Биография

Основные результаты исследований В. И. Овчаренко связаны с изучением социологического психологизма, проблем личности и межличностных отношений, содержания и моделей психики ; истории, теории и методологии психоанализа и постфрейдизма; человеческого измерения истории, отчуждения , гуманизма; истории философии, социологии и психологии; метафилософии, методики преподавания философии и др. Показал, что одним из первых общественнозначимых результатов систематической философской деятельности в Древнем мире стало создание западных и восточных версий концептуального гуманизма . Осуществил философское исследование парадигм, идей, теорий, методологии, методов, моделей и течений классической и современной социальной мысли.

Основные идеи и понятия

Этика рациональной корректности

Этика рациональной корректности - универсальная система нравственных императивов целесообразного и разумного человеческого бытия, соразмерная всему сущему как единой всеобщности. Идея, понятие и концепция введены в оборот Виктором Овчаренко.

В качестве теоретической и практической модели осознания и решения проблем выживания, достойной жизни людей и гармоничного развития, этика рациональной корректности принимает в качестве своей основы и фундаментальной нормы человеческой жизнедеятельности принцип корректного отношения ко всему сущему.

Основные измерения этой многомерной этики как формы и нормы сознания , самосознания и регулирующих правил (принципов, требований и норм) целенаправленной деятельности фиксируют, обусловливают и направляют: отношение человека к человеку и самому себе, его отношение к различным группам, обществу и государству, отношение к искусственной среде и культуре (то есть результатам и продуктам материальной и духовной деятельности людей) и отношение к живой и неживой природе (преимущественно к конкретной экологической сфере); отношение групп, общества и государства к человеку и природе (космического, планетарного и регионального масштаба), взаимоотношения групп, отношение общества к государству и государства к обществу и систему взаимоотношений и взаимодействий государств, обществ и народов.

Принцип корректного отношения ко всему сущему как максима предполагает необходимость всеобщего осознанного и целенаправленного системного культивирования лучших человеческих свойств и качеств, уважительного и доброжелательного отношения к наличествующему и социально значимой трансляции образцов соответствующего нравственного поведения людей.

В роли импульса и базиса этики рациональной корректности выступают позитивный и негативный исторический опыт человечества, интеллектуальный потенциал и разумность, нравственные ценности и гуманистические ориентации людей, достижения науки , технологии, техники и содержание предметной направленности философии на мироздание, человека и общество.

Латентная и контактная Всемирная история

Латентная и контактная Всемирная история (от лат. Latentis - «скрытый» и лат. Contactus - «соприкосновение») - основные периоды Всемирного исторического процесса , выделяемые по основанию знания и осознания себя человечеством как единой планетарной социальной всеобщности.

Эпоха Великих географических и этнографических открытий явилась фазовым переходом от латентной к контактной Всемирной истории.

Контактная всемирная история хронологически охватывает период от середины XVII в. до настоящего времени и характеризуется явной, открытой формой Всемирного исторического процесса.

Отличительными особенностями контактной всемирной истории являются постоянное и быстрое повышение уровня знания и осознания себя людьми в единстве и многообразии своего рода, постоянное возрастание количества разнообразных контактов между индивидами, группами и государствами (на основе стремительного прогресса средств связи и транспорта, либерализации и демократизации жизнедеятельности людей), миграция , активная метизация , создание ряда Всемирных организаций и международного права .

Дисперсионная рациональная среда

Дисперсионная рациональная среда (от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный» и лат. Ratio - «разум») - совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания , включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального (философского и научного) познания и некоторые представления об их социальных, культурных , технологических и технических следствиях, которые существуют во фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда

Дисперсионная психоаналитическая среда(от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный») - специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психоаналитических учений как некой повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда является одним из фрагментов современной дисперсионной рациональной среды и играет существенную роль в усвоении и развитии комплекса психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей и представлений .

Понятийно-проблемные комплексы

Понятийно-проблемные комплексы - совокупность различных традиционных и инновационных понятий и категорий , связанных общим назначением, ориентированным на фиксацию, всестороннее исследование, осмысление и познание определенной проблемы , конкретного предмета (вещи), процесса или явления .

Социологический психологизм

Социологический психологизм - плюралистическое направление социологии , принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных , групповых и индивидуальных психических факторов.

В процессе создания социологии и формирования общих представлений о её предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т. д. под влиянием уже имевшихся трёх основных версий и моделей организации социологического знания: физикалистской (О.Конт), биологистской (Г.Спенсер) и философистской (К.Маркс , Ф.Энгельс), а также социальной философии , психологии и антропологии , постепенно сложилась обновленческая альтернатива, ориентированная на исследование различного рода психических факторов, влияющих на социальные действия и взаимодействия личностей , групп , обществ и государств .

Эволюция социологического психологизма характеризуется наличием разнокачественных состояний, являющих собой три основных этапа его развития : 1) Создание и становление, 2) Утверждение, конституирование и институализация, 3) Формирование социологического неопсихологизма.

На этапе создания и становления, происходившем преимущественно на региональном уровне (


Описание

Виктор Франкл (1905-1997) - знаменитый австрийский врач-психотерапевт, психолог и философ. В годы Второй мировой войны он получил страшную возможность испытать на себе собственную концепцию.

Пройдя нацистские лагеря смерти, он увидел, что наибольший шанс выжить в нечеловеческих условиях имели не крепкие телом, а сильные духом. Те, кто знал, ради чего живет.

У самого Франкла было ради чего жить: в концлагерь он взял с собой рукопись, которой предстояло стать великой книгой.

Цитаты из произведения




В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет

Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.

Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"»

Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор - тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго.

И тогда явилось нечто неожиданное: черный юмор. Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого смешного голого тела. Еще под душем мы стали обмениваться шутливыми замечаниями, чтобы подбодрить друг друга и прежде всего себя. Кое-какое основание для этого было - ведь все-таки из кранов идет действительно вода!

Счастье – это когда худшее обошло стороной.

Человек, не способный последним взлётом чувства собственного достоинства противопоставить себя действительности, вообще теряет в концлагере ощущение себя как субъекта, не говоря уж об ощущении себя как духовного существа с чувством внутренней свободы и личной ценности. Он начинает воспринимать себя скорее как частичку какой-то большой массы, его бытие опускается на уровень стадного существования.

Один мой товарищ на вопрос, как ему удалось избавиться от голодных отеков, ответил: «Я их выплакал»...

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.

В этот момент мне с необычайной остротой пришло в голову, что никакой сон, каким бы кошмарным он ни был, не может быть хуже реальности, которая окружала нас в лагере...

Волю к юмору, попытку видеть хоть что-то из происходящего в смешном свете можно рассматривать как род искусства жить.

Один знатный перс прогуливался однажды по саду в сопровождении слуги. И вот слуга, уверяя его, что видел сейчас Смерть, которая ему угрожала, стал умолял дать ему самого быстрого коня, чтобы он мог вихрем умчаться отсюда и вечером быть уже в Тегеране. Хозяин дал ему такого коня, и слуга ускакал. Возвращаясь домой, хозяин сам увидел Смерть и спросил: «Зачем ты так испугала моего слугу и угрожала ему?» «Вовсе нет, – ответила Смерть, – я не пугала его, я сама удивилась, что он еще здесь – ведь я должна встретиться с ним сегодня вечером в Тегеране»

Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две «расы» людей, только две! - люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!»

Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

Дух упрям, вопреки страданиям, которые может испытывать тело, вопреки разладу, который может испытывать душа.

Каждому времени требуется своя психотерапия.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор - тоже оружие души в борьбе за самосохранение.