Славянская мифология. Домовой

  • 08.01.2024

(кутный бог) - это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым - приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.

Как выглядит настоящий Домовой?

Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи. Сам облик Домового, как его представляли люди, а иногда и видели, если верить быличкам - отражал это.

У сестры доць, с повети спущатся, видит: в красных сапожках, в красной шубейке старицок спущается. Бородка узенька, длинна.

Вообще, Домового считали еще и основным хозяином жилища, поэтому и рассказывали, что он мог принимать облик главы семьи или самого его старшего члена. У Домовых часто бывают жены, которых прозывают Домахами. Верили также, что Домахи - это Домовые в женском проявлении, духи-хозяйки домов, где живут одни женщины.

Как появляется Домовой в доме или в квартире?

Наши предки полагали, что Домовой живет в каждом доме. Домовые есть и в квартирах. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием, как правило, вечером или ночью. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой.

Сижу я, спину к печке жму. Зашел такой маленький мужичок, немного от пола, и говорит: «Через три дня война кончится». Война и кончилась через три дня.

Но чаще этого домашнего духа не видят, а ощущают его присутствие: он может погладить человека по руке или по голове, иногда наваливаться и давить во время сна. Поговаривали, что такие нападения Домового предвещают будущее.

Он иногда бывает, если голое, голый как человек, это к плохому давит, а если мохнатенький, как кошечка, это к хорошему давит.

Иногда советовали спросить у Домового прямо: к добру ли его появление или к худу. Может дух быть довольно агрессивным - щипаться до синяков, и если такие синяки очень болезненны, то это тоже к несчастью. Если Домовой особенно любит кого-то из членов семьи или домашних животных, он заплетает в волосах или шерсти своеобразные «косички» - колтуны, которые невозможно вычесать. Животных, которые ему приглянулись, он холит и лелеет, те же, какие пришлись не ко двору, начинают хиреть и болеть. В квартирах и домах Домовой проявляется и тем, что издает различные звуки, шумы. Тот, кто их услышал, тоже по характеру их может судить о грядущих событиях в семье.

Фото, на которых показано, как выглядят Домовые или Домахи, не найдешь, но мы можем их вполне представить по рассказам. Иногда это двойник хозяина или хозяйки, кого-то из знакомых и родственников. Иногда видят маленького старичка, бородатого, покрытого шерстью. Причем полагали, что, чем богаче хозяйство, тем более мохнат Домовой. Они часто перевоплощаются в небольших диких или домашних зверей: ласок, собак, кошек, змей. Но в любом облике шерсть Домового совпадает с цветом волос хозяина дома.

Где живет Домовой?

Домовой живет в красном углу, на печи, у порога, на чердаке, в подполье - словом, там, где хочет и где его не потревожат. Часто его видят в хозяйственных постройках: сарае, хлеву, иногда даже в бане. В места, где, как верили, жил Домовой, ничего не ставили, сами туда не ложились, иначе можно ощутить сильный гнёт ночью или заболеть.

Когда чествуют Домового?

У Домового есть особый праздник: Зимние Кудесы , которые отмечают 28 января . Тогда этого домашнего духа угощают кашей, чтобы задобрить, а иначе он может и проказить.

Домовой - это один из многочисленных духов славянских мифов и поверий. Сейчас, когда интерес к традициям и обычаям старины растет, былые рассказы и истории вновь оживают в нашем сознании. Предки верили, что все в природе, вокруг нас имеет свою душу, свой характер. И знание этого наполняет жизнь особым смыслом.

Почему "нельзя" здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная "граница" избы – был для древнего человека нешуточной границей между мирами: "своим" и "чужим", "хорошо обжитым" и "менее обжитым". Пересечение её таило серьёзные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьёзно. Существовали отдельные Боги, ведавшие границами. Ромул, легендарный основатель Рима, убил своего брата-близнеца за то, что тот... перепрыгнул через ров, отмечавший границу будущего города, – это была достаточная причина для казни. Соседи и современники древних славян, скандинавские викинги, хоронили преступников в полосе прилива – в местах, не принадлежавших ни морю, ни суше… О границах во времени мы поговорим позже, но, вероятно, все слышали про особенные свойства полуночи, про то, что понедельник – день тяжёлый, и ещё: чем занимаешься в первый день года, тем будешь заниматься весь год.
А кроме того, подобное обращение с границей домашнего мира навряд ли понравилось бы Домовому.
Кто такой Домовой и как он заводится в доме?
Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домовых бывали и жёны, и ребятишки: стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и "естественным путём".


Деревянные фигурки домашних Божеств и навершия деревянных жезлов.
XI–XIII века

Впрочем, в некоторых случаях – например, если заново строились после пожара – на новое место брали с собой прежнего Домового. Не оставлять же его на развалинах, чтобы он плакал там ночами, пугая прохожих. Домового с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы.
Домовой устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал ещё и чердак). Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к "дедушке-суседушке" с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: "Вставай, хозяин, пожар!.." – и точно, тлеют рассыпанные угли, вот-вот полыхнёт...
И прежде чем войти в заброшенный дом или в лесную избу-зимовье, выстроенную нарочно для прохожих гостей, надо хотя бы мысленно попросить разрешения у её Домового: "Хозяин, хозяин, пусти переночевать!"
И тогда Домовой, обрадованный вниманием, защитит гостя от любой нечисти, промышляющей в ночи. Если же не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, сварливый маленький "хозяин" будет строить всякие пакости, покуда не повинишься, не помиришься с ним. Впрочем, он и сам иногда, расшалившись, переходит границы дозволенного. Скажем, принимается мучить какое-нибудь животное. В этом случае его можно усовестить – "оговорить": "Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?"
Говорят, помогает. Кстати, точно так же порой реагирует на увещевания и современный "барабашка", или, по-немецки, "шумный дух" – "полтергейст". А что, если это заблудившийся, обиженный кем-нибудь Домовой?..

Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.

Домовые, художник Виктор Корольков

Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его – досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове.

Домовой всегда подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них – словом, он склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если домовому жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. За эту верность в иных местах его так и называют: доможил. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или сделать любой подарочек: разноцветный лоскут, горбушку хлеба...

Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок – и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забывать принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Кого домовой всерьез не любит, это пьяниц и простоволосых женщин: по его старинным воззрениям, каждая замужняя женщина должна непременно носить платок. А какая рачительная хозяйка ему понравится, о той он денно и нощно печется: во сне наплетет ей на голове несчетно маленьких косичек. Ей хлопотно, поди расчеши потом, а ему радость – приукрасил свою любимицу. Оттого еще зовется он лизун.

Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он примет облик хозяина дома – ну как вылитый! Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только понадобятся вещи человеку.

Порою домовой до того не терпит, когда за ним подсматривают, что по его указке лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить нескромного и любопытного. Гораздо проще домового не увидеть, а услышать: его плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда глухой голос. Иной раз ночью в образе серой, дымчатой кошки навалится на грудь и давит: это он. Тому, кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К добру или к худу?» – он ответит человеческим голосом, но тихо, словно ветер листьями прошелестит. Часто гладит он сонных своею мягкой лапою, и тогда не требуется никаких вопросов – и так ясно, что это к добру. Если слышится плач домового, даже в самой избе, – быть покойнику. Когда умирает кто-то из домочадцев, он воет ночью, выражая тем свою непритворную печаль. Смерть самого хозяина предрекает домовой тем, что, садясь за его работу, прикрывает голову его шапкою.

Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню... Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Обмочит кого-то домовой ночью – заболеет тот человек. Подергает женщину за волосы – остерегайся жена, не вступай в спор с мужем, не то побьет. Загремит домовой в поставце посудой – поосторожнее обращайся с огнем, не урони искру. К радости суседка скачет, песни мурлычет, смеется; иногда, поигрывая на гребешке, предупреждает о скорой свадьбе. Особым расположением всякого домового почему-то пользуются куры. Поэтому 14 ноября в его честь устраивают курячьи именины – пекут пироги с курятиной, а корочки бросают в домашний очаг, жертвуя его хранителю – домовому.


Алексей Ремизов. Плач домовых

Однажды маленький Чуйко проснулся от того, что послышался ему чей-то тоненький плач. Вскинул голову – нет, тихо в избе, даже младшая сестренка крепко спит. И родители спят. И дед с бабкою. Кто же плачет?
Сунул Чуйко голову под подушку – нет, все равно не уснуть: плач мешает. Разливается он уже на много голосов, да с приговором, с причетом! А может, это на дворе кто-то плачет? Калика перехожий милости просит?
Не выдержал Чуйко, сполз с печки и осторожно, крадучись, выбрался на крылечко. Пусто во дворе, в небе луна светит. А плач доносится из-за околицы. Ступил Чуйко босыми ногами в росистую траву и, поеживаясь да подпрыгивая, ринулся со двора. Добежал до околицы – да так и обмер.

Луна высоко поднялась, светло стало, почти как днем, и в этом свете увидал Чуйко каких-то низеньких человечков, которые стояли вдоль околицы и горько плакали на разные голоса. Кто-то из них был похож на крепенького мужичка, кто-то казался старше Чуйкова прадеда. Но все они были одеты по-крестьянски, в рубахи да лапотки. Утирая слезы кулаками, глядели они на небо, и когда Чуйко поднял глаза, он так и обмер, потому что увидал он огромного, в полнеба высотой, всадника на белом коне. Лицо всадника было искажено мученической мукою, потому что его пронзила стрела. Он понукал усталого коня, пытаясь уйти от погони, но она близилась с каждым мгновением, и вот уже Чуйко увидел меховые шапки степняков, разглядел их низкорослых, мохноногих и резвых коней, увидел длинные копья в руках ордынцев. А еще он узнал умирающего всадника. Это был Воля, его отец!
Закричал Чуйко и грянулся оземь без памяти. Рано утром нашла его матушка, которая встала подоить корову да хватилась сына. Кое-как привели мальчишку в сознание. Сначала он только плакал, ни слова сказать не мог, но выпил парного молочка, поуспокоился – и поведал о ночном видении.

К тому времени вокруг полдеревни собралось, и взрослые, выслушав его, молча переглянулись. Они сразу поняли, что видел Чуйко домовых, слышал их причитания. Известно – если домовой плачет ночью, это всегда предвещает беду, а может быть, и смерть хозяина. Что же вещует плач всех деревенских домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов, покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж не грозит ли беда всей деревне?
- Парнишка видел степняков – не их ли надобно опасаться? – сказал Воля, Чуйков отец.
- Сон это и бредни глупые, – зевнул пастух Мушка. – Гоните коровушек в стадо, полно время терять.
- Глупец тот, кто не чтит старых примет и не внемлет разумным советам, – сурово ответил Воля. – Если уж духи жилищ наших возрыдали – не миновать беды. Изготовимся к обороне, односельчане, чтоб не встретить врага с разинутым ртом.
Многие его охотно послушались, многие ворчали и строптивились, однако в конце концов все взялись оружие чистить и боевой припас готовить. На ночь вдоль всей околицы караулы встали... и что же? Напали-таки степняки на деревню!

Только ждали они найти сонных, безоружных людей, а наткнулись на стрелы да копья, да рогатины. Завязался тяжелый бой, длился он целые сутки. Ушли степняки с большим уроном, ну а село удалось отстоять. Воля был ранен стрелою в плечо, но не до смерти.
Терпя боль, улыбнулся Воля перепуганному сыну:
- Это все пустое. Нет на свете воина, кто хоть раз не был ранен. Но когда бы не услышал ты плач домовых, все могло быть куда хуже!

Домовой – добрый Дух, хранитель домашнего очага. Один из предков, основателей данного Рода или Дома.

Учёные называют Домового энергетической Субстанцией дома или квартиры.

Домовой есть везде, где живут люди. Он смотрит за хозяйством и порядком в доме.
Изображали Домового в виде Старца, умудрённого Опытом. Статуэтки делали из дерева, глины и чаще всего с чашей в руках для Требы. Максимальный размер – аршин высотой. А минимальный – два вершка.

Называли домового по-разному: Дедушко, Хозяин или Хозяюшко, Соседушко (т.к. живёт по соседству с людьми), Шишок (что значит небольшого роста). Егор Кузьмич или просто Кузьмич – это если Домовой балует, любит поиграть, пошалить, «подкузьмить». Нафаник, от слова Навь. Домового, живущего в доме из поколения в поколение, называли по имени. Которое уже знали, т.к. общались с ним в течение нескольких веков.

Очень не любил Домовой, когда его называли Чёртом, т.е. тем, кто находится за чертой восприятия.

Христианские Попы (Прах Отцов Предавшие) очень не любят Домовых. Они ходят по домам и квартирам и гоняют Домовых святой водой, запугивая людей, объясняя им, что это Бесы.
Наши предки с Домовыми дружили, заботились друг о друге. Была взаимопомощь и взаимоподдержка.

Такие отношения с Домовым были нормальными ещё до середины 20-го века.

Хозяйский угол был углом Домового и Хозяев дома, там ставилась чаша, для угощения Домового.

Веник в доме ставили у порога и так, чтобы Домовому было удобно за него взяться (он ведь маленького роста), чтобы выметать нечисть из дома.

Домовой не поедает пищу, которую ему кладут в чашу, как человек. Он забирает из продуктов Энергию, которая ему необходима, т.к. при уходе за домом, он тратит энергию.

Самой высокоэнергетической пищей считались молоко, сливки, сметана. Масло. Этим и угощали Домового. Для блинчиков и оладушек ставили ещё одну чашу. Впрочем, угощать Домового можно всем, что едите сами.

Кроме Хозяйского угла Домовой любит жить под печью. В славянской низшей мифологии дух, живущий в доме. В древности у восточных славян домовой выступал как хранитель домашнего очага, семьи и был связан с культом предков. Легенды и поверья о домовом сохранились до наших дней в русских, белорусских и украинских деревнях. Западные и южные славяне также имеют представление об этом существе. Считается, что в каждом доме живет домовой — покровитель дома, незримый помощник семьи, поэтому его уважительно называют хозяином, дедушкой, соседушкой. Любит он селиться в укромных местах — под порогом или под печкой, на чердаке или в чулане, в печной трубе или в углу за сундуком.Если хозяева своего «соседушку» любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться. Раньше, переезжая в новый дом, люди совершали определенный ритуал с той целью, чтобы и домовой переселился вместе с ними и продолжал помогать на новом месте. Домового «переносили» в горшке с углями, в мешке, заманивали горшком каши и т. п. Например, поскребут под порогом, соберут мусор в совок — и посыплют его в новой избе, не забыв при этом со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Редкий человек может похвастаться, что видал домового. Гораздо проще домового услышать: по ночам он стучит, шуршит, поскрипывает и совершает разные проказы. Домовой может предсказывать различные события, как приятные, так и неприятные, подавать соответствующие знаки: его плач и глухие сдержанные стоны словно предупреждают об опасности, а его нежный и ласковый голос, словно ветерок тихо листьями шелестит, сулит спокойствие и радость. Иной раз ночью гладит он спящих своей мягкой лапой, и тогда ясно, что это к добру.

Ароматы томлёной в ней еды привлекают его. На это место раньше вешали шторки, чтобы не беспокоить Домового.

В квартирах Домовой также любит жить на кухне, в платяном шкафу или под кроватью «любимчика».

Раньше покрывало на кровати делали до самого пола или вешали подзор, также, чтобы не беспокоить Домового.

Следили, чтобы Домовой не заигрывался. Так как он любит детей, то может выбрать одного и ночью путает ему волосы (пытается заплести косички).

Если домовой влюбится в девочку, то не даст ей выйти замуж. Что тогда делали? Шили или вязали домовому шапочку, свитерок, носочки. Делали мебель. И в ответ на заботу и опеку довольный Домовой делал свадьбу радостной. Как говорится: «Долг платежом красен».


Домовой любит сидеть на пороге, поэтому в дверях лучше не стоять.

Если Домового довести до «белого каления», то тогда он превращается, как сейчас говорят, в Барабашку или Полтергейст. Потому что в ответ на заботу поучил неуважение. Также повести себя Домовой может, когда в доме скандалы, драки, пьянки. Так как это всё противоестественно, а Домовой существо естественное и привык жить в естественных условиях. Нельзя угощать Домового спиртным!!!

«Жизнь Человека считают Летами, а Домового Веками».

Если ты что-то не видишь вокруг себя, то это вовсе не значит, что этого не существует.
Наше отношение к Домовому – это отношение к Окружающему Миру.
«Желайте другим того, чего желаете себе».
«Любите ближнего своего, если он того достоин».

О том, что бок о бок с нами живут некие духи, люди знали давно
Так что же такое — домовые? Скорей всего, они — сгустки энергетические, собирающие от хозяев их энергию, и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся, а злые — злом. Вот и получают обратно то, что сами отдали!

Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью – истинный домовой, вторым считался дворовой, живший вне избы.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Перед воинским Богом в страхе мечутся Домовые, ныряет поглубже в омуты Водяной, отступают, склоняют седые головы хранители-предки… М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

ДОМОВУШКА

ДОМОВУШКА (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.

Волосатка

ВОЛОСАТКА По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.

Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все , не забудьте и про Домового. Существует и свой, определенный . Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

ЛИТЕРАТУРА. Домового он, можно сказать, завел сам. Положено каждому приличному хозяину иметь в жилище это существо - вот и завел. Вообще‑то, в панельных домах они селиться не любят, и когда Дикулин, еще постигая азы знахарского и ведовского дела, начал ставить в уголок квартиры стакан молока и кусочек свежего хлеба, все это пропадало зря. Однако как‑то летом он приманил в котомку «хозяина» одного заброшенного деревенского дома, посулив спокойную сытую жизнь, и с тех пор скрытный малыш время от времени шуршал по углам малогабаритной квартиры. Особой пользы от домового Алексей не замечал: скотины у него, естественно, не имелось никакой, в бытовой техникой древние существа сами ничего не смыслят. Но все равно содержал - потому как положено. А.Прозоров, Клан, (Северный круг-1)

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Иногда кикимора оборачивается серой . Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

МОКРУХА — хулиганистый домашний дух, по облику и характеру очень сходна с домашней Кикиморой, согласно поверью, этот дух появляется в домах по ночам. Мокруха тоже любит прясть, по поверьям славян, всегда оставляет мокрое место там, где посидит.

СУСЕДКО (ЗАПЕЧНИК)

СУСЕДКО (Запечник)- дух, который живет в доме у огня и зовется так за своё охотливое жительство с людьми, Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

ЖИХАРЬ — Дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср.: жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов — обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня — маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру» (в Арх.обл.)

КЛЕТНИК- дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. Сейчас его назвали бы Кладовщик (не клети у нас теперь, а кладовки).

По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит: порядкует — здесь уберет, там подметет.

Если осерчает на хозяина - мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки.

Росту. как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

ЖИРОВИК (Лизун или жировой черт) — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут лизень за некоторые привычки. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее.

Скорей всего, это не какой-нибудь отдельный дух, а просто разновидность домового. И если ваш Домовой — Жировик, то печь вам блины да оладьи, пироги да плюшки, торты и пончики готовить для любимого сластены — Домового Жировика.

Любит ошиваться возле хозяек во время приготовления пищи, с целью лизнуть что-нибудь жирненькое - пироги, там, или блины, или оладьи, когда их вынимают из печи.

Жировик — Дух спокойный, к проказам не склонный.

Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Чур меня, чур, — явственно забормотали мужики, многие из которых скрестили пальцы и стали тыкать ими в сторону пришельца. — Сгинь, жировик ночной, сгинь. А.Прозоров, Ведун, Слово воина

НА КАРТИНАХ. Жировик есть на рисунках .

ДВОРОВОЙ — покровитель двора, помощник домового. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем не менее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

Отличия дворового от домового совсем незначительны. Скорее всего, они близкие родственники.

Но это было раньше, тогда и дворы другие были. А сейчас вечерком в песочнице соберутся дворовые, песни под гитары слушать, разговоры свои разговаривать про благоустройство дворовых территорий.

Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей («ведьмина метла»‘).

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине — (ни ни овинник не любят посягательств на свою территорию); на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик — пойди потом разбери — кто свой, кто чужой.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Чтобы ваш дворовой не превратился в КОРГОРУША, не завидуйте, особенно вслух. Этим вы провоцируете сположенного к вам духа на нечестные поступки. Он может продолжать помогать вам в делах, но отнимая чужую удачу. Лучше стремитесь к собственному счастью, ищите в жизни того, чего вам действительно хочется иметь, а не то, что вы пытаетесь приобрести из-за страха оказаться хуже других, и ваше благосостояние и счастье будут действительно прочными.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе , чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Гуменник похищает девушку, а Дворовой не может ее спасти, Худ.

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы. Весь лохматый, сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным.
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной - овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время - то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим, в ЭЛЕВАТОРНЫХ - сие нам не известно.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За более крупными существами подошли маленькие неповоротливые , и мохнатые овинники, помахивающие длинной голой рукой. Александр Прозоров, Царская дыба

Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.

У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.

Не все в жизни дружат. Вот и Домовой с Гуменником общий язык не всегда находят.

АМБАРНИК, кукла Татьяны Калининой

АМБАРНИК (Амбарный, Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будущее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Магический дар Амбарника хорошо заметен по множеству преданий, заговоров и гаданий, с которыми в России к нему обращались разные люди, в основном, девушки. Особую популярность среди девушек Дух Амбарник набрал, когда наступали святочные гадания. В это время Амбарник мог подсказать девушкам, выйдут ли они замуж в этом году или останутся в девицах, выйдут ли они замуж за богатого человека или их ждет замужество с бедняком. Амбарник, как и Домовой, заведует всеми спрятанными в его хозяйстве сокровищами и кладами. Иногда может случиться так, что Амбарник подкидывает монетки из древних кладов особенно добрым и трудолюбивым хозяевам дома. Дух Амбарник , оставаясь невидимым для человека, всегда появляется в своем видимом облике перед маленькими детьми и животными. Наиболее близок к Амбарнику хозяйский которому известны все его тайны и секреты .

САРАЙНИК - дух, местом жительства которого является сараи, Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник-Огуменник, Клетник, Хлевник и такой же, как они, проказник и колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

ХЛЕВНИК- дух, живущий в хлеву. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином - выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма, А то - путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть; Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных - овец, телят - раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил…и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.

Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

НАМНОЙ. К домовым относится также, скорее всего, и намной . Этот ночной дух, известный. в частности, в Тверской губернии, наваливается ночью на спящих и наминает их, оставляя синяки на теле. Если синяки болят - это к худу, если нет - к добру.

Персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать доможилом (домовым) городских квартир. Барабашки — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Любимое число Домового? — Абсолютно точно на этот вопрос можно отметить только так — Любимое число у Домового — нечетное! А конкретно — это может быть 7, 9, 11, 21 или 27.
  • Что делать, если Домовой рассыпал крошки на столе? Сначала уточним — какие крошки: из той еды, что Домовому предназначалась, или из общей хлебницы кусочек раскрошил, или крошки вообще неизвестно откуда взялись. В любом случае, крошки — предупреждение. И первое, что надо сделать: убедиться, что в доме нет извечных врагов Домового — . Не любит Домовой мышей, а с — дружит. Но на вопросы по питанию Домового я стараюсь отвечать в теме

ПАМЯТНИК Домовому Ларионычу есть в городе Томске

(63)Подборка выполнена специально для сайта