Сочинение на тему "Дубровского": варианты заданий. Произведение "Дубровский" А

  • 23.06.2020

Дубровский Пушкин начинает писать в 1832г.В романе среди других проблем с боьшой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других- крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной - крестьянское восстание.В основу сюжета «Д» лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.Время действия романа относится к 10-м годам 19 в.Д.замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени.Белинский:старинный быт рус.дворянства,в лице Троекурова,изображен с ужасающей верностью.Противопоставляя богатому Троекурову бедного,но гордого старика Дубровского.П раскрывает в романе судьбу родовитого.но обедневшего дворянства,к которому по рождению принадлежал он сам.Новое поколение провинц.поместной аристократии представлено образом «европейца»Верейского,у которого внешняя культурность,лоск сочетаются с феодаьными нравами:он добивается брака с девушкой,которая любит другого.Пушкин критикует нравственный облик дворянского аристократического общества.Сатирическими красками в романе обрисовано «чернильное племя»продажных чиновников-крючкотворов,ненавистных крепостным крестьянам. Реальные факты соответствовали намерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Судьба героя определяется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материальном плане оплачивался изменой и моральным падением человека, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью. Дубровский-бунтарь. Пушкин связывает его с бунтарски настроенными крепостными крестьянами.Однако поэт не делает Д вождём крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства.Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским,Д покидает своих товарищей,заявляя им: вы все мошенники.Крепостной массе он остаётся чужим.Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

«Капитанская дочка» бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов,поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди.хорошо понимавшие антикрепостнический,антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания.Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания,отмечает его ум,сметливость,храбрость,героизм,гуманность,связь с народом.Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. браз Савельича,преданного своим господам,был так же необходим дя реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях.Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени.КД положила начало рус.историч.роману.Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа :
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.


" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Урок литературы в 6-м классе "Отношение автора к героям романа «Дубровский»"

«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

    продолжать обучению анализу художественного произведения , самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.

    развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

    продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Оборудование : презентация.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока. (Рисунок 1)

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?

Запишем в тетрадь вывод: (Рисунок 2)

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер , позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора, Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

Почему дворня высыпала, когда он приехал?

Запишем вывод, который вы сделали. (Рисунок 3)

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», - пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

Какие чувства его волновали?

Каково его душевное состояние?

Что помогает более точно понять это?

Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

Какие чувства он вызывает у вас?

Запишем выводы в тетрадь. (Рисунок 4)

Изображая Дубровского в Кистеневской роще, автор дает почувствовать, что осенний пейзаж - условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души , глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

Какой эпизод характеризует Дефоржа?

Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради: (Рисунок 5)

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело , он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем , гордится его поступком.

Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?

Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

Каким бы он стал?

Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь. (Рисунок 8)

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

Чем снискал он такое отношение?

Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

Запишите вывод. (Рисунок 9, 10)

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся о нем, потому что он справедлив , храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный , одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Итог урока.

Слово учителя: Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Синквейн «Дубровский»

Домашнее задание . Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Роман остался незавершенным и был напечатан впервые только в 1841 году.

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суща, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа

Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме О романе Владимир Дубровский образ Троекуров. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники». Эта трагедия положила начало возникновению множества «разбойничьих» драм, поэм, повестей и романов. Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини» (1797) - в Германии, романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) - во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) - в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна и необычайна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей.

Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал.

В 1821-1822 годах Пушкин написал романтическую поэму «Братья разбойники». В основу этой поэмы, по его словам, было положено истинное происшествие: «два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись». Пушкин понимал, что ему не удастся напечатать эту поэму полностью, и сжег рукопись, до нас дошел лишь небольшой отрывок^ Черновые наброски и планы свидетельствуют о том, что «Братья разбойники» были задуманы в духе народных песен.

Во время своего путешествия в 1820 году по югу России с семьей Раевских Пушкин побывал на Дону. Там, в казачьих станицах он слышал и записывал песни о Разине, Болотникове, Булавине.

о Разине, Болотникове, Булавине. Ведь именно на Дон бежали недовольные крестьяне, здесь начинались волнения, перераставшие в крестьянские войны. На Дону провел юность Степан Разин, отсюда он начал свое восстание. Пушкин жадно вслушивался в песни о Степане Разине и записывал многие из них.

Интерес поэта к личности Степана Разина не пропал и позднее. Из глухой михайловской ссылки он писал брату: «… вечером слушаю сказки ^-и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! Ах! Боже мой, чуть не забыл! вот тебе задача: историческое, сухое известие о Стеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории».

А через два года, в 1826 году, Пушкин пишет свои «Песни о Стеньке Разине». Если «Братья разбойники» были еще романтической поэмой, в которой отчасти слышалось влияние байроновского «Шильонского узника», известного в России по переводу В. А. Жуковского, то три песни о Стеньке Разине строго выдерлсаны в стиле русских народных разбойничьих песен. Степан Разин называется разбойником, но это слово не означает «вор» или «убийца»:

Молодец удалой, ты разбойник лихой, Ты разбойник лихой, ты разгульный буян.

И в народных песнях, и вслед за ними у Пушкина Разин - разбойник, бунтующий против существующих порядков, восстающий на бояр, на господ, защитник угнетенного народа.

В конце 20-х - начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях. Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман «Дубровский»; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду* ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова). Любовь молодого разбойника к дочери его врага - тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай. Это было дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила - у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели. Тяжба длилась несколько лег (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову.

Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским к
Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое - в последние годы царствования Александра I.

Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое - в последние годы царствования Александра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Следует отметить сходство романа Пушкина «Дубровский» с неоконченным юношеским романом Лермонтова «Вадим», работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов. В этом романе Лермонтова безобразный горбун Вадим проникает в дом к богатому помещику Палицыну, чтобы отомстить за разорение своего отца. Во время Пугачевского восстания он становится во главе отряда, чтобы рассчитаться за всё со своим, обидчиком. Вот что рассказывает Вадим своей сестре Ольге: «Твой отец был дворянин - богат, счастлив и, подобно многим, кончил жизнь на соломе… у него был добрый сосед, его друг и приятель, занимавший первое место за столом его, товарищ на охоте, ласкавший детей его,- сосед искренний, простосердечный, который всегда стоял с ним рядом в церкви, снабжал его деньгами, в случае нужды, ручался за него своею головой… Однажды на охоте собака отца твоего обскакала собаку его друга; он посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда - пять лет спустя отец твой уже не смеялся… Друг твоего отца открыл старинную тяжбу о землях и выиграл ее и отнял у него все имение; я видел отца твоего перед кончиной...»

Как доказывает И. Л. Андроников 2, это фабульное сходство объясняется общим источником: случилось так, что и Лермонтов слышал о деле Крюкова и Муратова и использовал его в завязке своего романа. Но конечно не только этим объясняется сходство романов Пушкина и Лермонтова. Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.

Крепостная зависимость развращает и помещиков и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ «старинного русского барина» Кирила Петровича Троекурова. От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу. Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров - типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.

Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова «… тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.

авились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство...»Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости. С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну. И когда мы читаем письмо Егоровны к Владимиру в Петербург: «Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное», нам вспоминается другое письмо - письмо Арины Родионовны к Пушкину: «… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...»

Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни.

Один из самых живых образов романа - кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся в пылающей кровле. «Чему смеетеся, бесенята, - сказал им [мальчишкам] сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру. Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.

Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками. Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева Разбойничество для них - единственно возможный путь.

Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель - отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

ет мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и она соединяются.

Работая над «Дубровским», Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: «Капитанскую дочку». И если в «Дубровском» социальный протест ограничен еще разбоем, то в «Капитанской дочке» Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от «Дубровского».

«Дубровский» получил в русской критике высокое признание. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», - писал В. Г. Белинский. Он был убежден, что «верностию красок и художественною отделкою» это произведение «не уступает «Капитанской дочке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит ее». Особенно ценил великий критик воссоздание Пушкиным быта и нравов крепостнической эпохи: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести. Превосходно очерчены также и холопы».

И. С. Тургенев в письме к П. В. Анненкову 12 мая 1853 года отмечал: «Пушкин одним созданием лица Троекурова в «Дубровском» - показал, какие в нем были эпические силы».

По мнению Н. Г. Чернышевского, «трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале романа «Дубровский».

Действительно, на одной-двух страницах Пушкин с удивительной выразительностью и краткостью характеризует Троекурова; он дает точное представление об его семейном и общественном положении, определяет присущие ему индивидуальные, личные черты, рассказывает об образе жизни Троекурова и хотя в нескольких словах, но описывает среду, окружавшую и в значительной мере формировавшую этого типичного крепостника. Все, что сказано Пушкиным в этой характеристике, потом, по мере развития романа, раскрывается, показывается в поведении, в речи Троекурова, во взаимоотношениях его с другими действующими лицами!.

Наконец, А. М. Горький причислил «Дубровского» к тем произведениям Пушкина, которые «положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влиянии французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Стремительность сюжетного развития «Дубровского», его напряженный драматизм, выразительные диалоги еще в середине XIX века привлекали русских театральных деятелей, подсказывали возможность инсценировать роман. Однако к двум произведениям Пушкина - «Дубровскому» и «Капитанской дочке» - театральная цензура царствований Александра II, Александра III и Николая II была особенно придирчива и строга.

ла особенно придирчива и строга. Царская цензура или вовсе запрещала «Дубровского» для сцены, или дозволяла с «исключениями», изменявшими по существу самую фабулу пушкинского романа. Так, в инсценировке Дм. Лобанова (1876 г.) было предложено исключить сцену поджога Дубровским дома; кроме того, был вымаран ряд мест, показавшихся слишком вольными2.

В 1895 году на сцене Мариинского театра в Петербурге была впервые поставлена опера Эдуарда Направника «Дубровский». Это третья и лучшая опера талантливого чешского дирижера и композитора, нашедшего в России свою вторую родину и ставшего виднейшим музыкальным деятелем в истории русской оперы на рубеже двух веков. Автор либретто, брат великого композитора Модест Ильич Чайковский, в общем сохранил фабулу пушкинского романа, но, сжимая свободное течение действия повествовательного произведения в пять картин четырехактного оперного спектакля, либреттист и композитор вынуждены были пойти на некоторые отступления от пушкинского сюжета и фабулы. Так, например, в опере старик Дубровский встречается лицом к лицу со своим обидчиком Троекуровым, приехавшим к нему, а в романе этого нет; в романе Владимир Дубровский встречает француза Дефоржа на почтовой станции, а в опере - француза поймали разбойники, участники шайки Дубровского; в опере князь Верейский появляется у Троекуровых еще тогда, когда у них живет Дубровский, а в романе это происходит позднее. Наиболее значительно изменение финала (концовки). В опере вовсе откинута вся последняя часть романа; здесь нет трагического эпизода свадьбы Маши и попытки Дубровского освободить ее: В опере Дубровский погибает на руках Маши, сразу же после предсмертного объяснения с нею. Изменился и смысл последнего свидания влюбленных. Пушкинская Марья Кириловна, гордая аристократка и мечтательница, любовь которой скована и предрассудками, и робостью, предстает в этой заключительной сцене как страстная женщина, готовая все принести в жертву любви и бежать с Дубровским й

Опера «Дубровский» прочно вошла в репертуар музыкальных театров. Успех этой оперы и продолжительность ее сценического существования определяются не только тем, что в основу положен гениальный роман Пушкина, но и музыкальными и драматургическими достоинствами самой оперы. Однако ни либреттист, ни композитор не смогли все же раскрыть все идейное и художественное богатство пушкинского произведения. В опере затушевана тема острой социальной борьбы, хотя общепризнано, что лучшими страницами партитуры являются хоры крестьян, правдиво воссоздающие образ народной массы. Лирико-драматическая опера Направника, так же, как и лирические сцены П. И. Чайковского «Евгений Онегин», естественно, не может охватить и пересказать средствами музыкального театра все богатство величайшего пушкинского творения.

«Дубровский» нашел свое подлинное воплощение на драматической сцене только в советское время. С большим и заслуженным успехом «Дубровский» шел с 1949 года в ленинградском Театре юных зрителей (инсценировка С. Диманта и С. Зельцер).

ьцер). Вслед за московскими и ленинградскими постановками «Дубровский» в различных инсценировках ставился на сценах театров Тбилиси, Риги, Вологды, Кирова, Красноярска, Горького, Тулы, Казани, Куйбышева, Тамбова, Ярославля, Омска и других городов Советского Союза.

Несколько раз не только у нас, но и за рубежом «Дубровский» экранизировался. Однако даже лучшая кинокартина, поставленная в 1935- 1936 годах заслуженным деятелем искусств А. В. Ивановским, нас сейчас уже не может удовлетворить. Стихийный протест крестьян Дубровского показан в этой картине чуть ли не как революционное народное движение. Многие отступления от текста романа никак не оправданы. Хотелось бы надеяться, что наша кинематография еще вернется к этой задаче и создаст полноценный фильм по этому роману Пушкина.