Старт в науке. Энциклопедия сказочных героев: "Баба-Яга"

  • 08.04.2019

Разработка урока

литературного чтения в 3 классе

« Тема: Изучение волшебных сказок

Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Оленева Татьяна Анатольевна

Открытый урок по литературе

Тема: Изучение волшебных сказок. Анализ русской народной сказки «Баба-Яга».

Цель: выявление и осознание детьми особенности волшебных сказок; формирование понятия « волшебна сказка» через анализ текста и изучение дидактической иллюстрации.

Ход урока.

    Формулировка темы.

1.Анаграмма на интерактивной доске.

Учитель : составьте из букв слово и вы узнаете литературный жанр, который мы будем изучать сегодня на уроке.

(дети располагают на доске буквы в нужном порядке)

Учитель : Почему сказку назвали сказкой? (сказывается).

Учитель : В чем ценность сказок? (в них отражается народная мудрость, знания накопленные веками).

Учитель : Назовите особенности сказочной речи (русские народные).

Дети : Зачин, троекратные повторы, устойчивые выражения, концовка (примеры).

2.Узнайте, какое название сказки здесь зашифровано?

Дети : Баба Яга.

Учитель : Почему зашифровано название именно этой сказки?

Дети : Будем изучать эту сказку.

Учитель : Сегодня будем открывать особенности волшебной сказки. Почему она так называется, вы сами скажете.

2. Актуализация знаний.

Видеоролик (фрагмент из м/ ф

Учитель : Кто знает, как появился образ Бабы-Яги в русских народных сказках?

Дети : Наши предки считали, что вся окружающая природа имеет душу, разум. Боялись таинственной жизни леса. Считали, что управляет зверьем нечеловеческое существо.

Учитель : Почему забор вокруг дома Бабы-Яги из человеческих черепов? Почему Баба-Яга летает?

Дети сообщают свои знания из области славянской мифологии.

Учитель : Что интересного узнали?

3. Составление сюжетного плана сказки. Работа в парах.

Учитель : Сформулируйте задание, которое надо выполнить.

Дети : Соотнести надписи и наши рисунки

Учитель : Восстановите последовательность развития событий сказки.

.

с интерактивной доски

(Один ученик передвигает иллюстрации) . .

Учитель : Используя ключевые слова, подпишите иллюстрации.

Работа в парах с раздаточным материалом .

Самооценка результатов учебных действий. Проверка с интерактивной доски

(Один ученик соотносит надписи и иллюстрации, передвигает) . .

    Что произошло с Девочкой? (несчастье).

    Что выпало на ее долю? (испытание) Сколько картин?

    Кто помогает Девочке преодолеть трудности? (волшебные помощники)

    Чем закончилась борьба Девочки с Бабой-Ягой? (Победой врага)

    Финал сказки? –награда (возвращение домой).

Учитель : Прочитайте, по какому плану разворачивались события сказки. Что заметили?

Учитель : Можно ли ее назвать волшебной? Почему?

Учитель : Такой сюжет у всех волшебных сказок.

    Работа над характеристикой героев.

Учитель : - Кто является главной героиней?

    Опишите ее портрет?

    Какой характер у девочки?

    Как определили?

    Прочитайте, какие поступки совершала девочка.

Учитель : Описан ли портрет Бабы-Яги?

Посмотрите фрагмент сказки, определите характер девочки, Бабы-яги.

Учитель : Что интересного заметили? (противоположны).

    Моделирование. Работа в мини- группах

Представим взаимоотношения героев в виде схемы:

Волшебные помощники

Ученик – консультант предлагает систему вопросов: Кто главные герои? Другие действующие лица? Одним словом? Какие чувства испытывала девочка к Бабе-Яге?

Дети : боится

Консультант : Как относится к ней Баба- Яга?

Дети : Хочет съесть девочку.

Ученик – консультант : Как относятся к девочке волшебные помощники7

Дети: оказывают помощь.

Ученик – консультант : Почему?

Дети: Она добра

Ученик – консультант : Почему?: Как Баба- Яга относится к помощникам?

Как они ей за это платят?

Учитель : Какие два противоположных качества борются? Что одерживает победу? Почему?

Итог: рефлексивный анализ собственной деятельности.

Поставьте знак « v ” напротив той строки, которая соответствует вашим умениям и способам действия

Работа с оценочным листом .

" Я умею выделять особенности « волшебной сказки» и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями."

" Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не всё понятно. В моей работе есть ошибки. Мне нужна помощь."

Проектная работа «Загадочный образ Бабы Яги»

«Баба-Яга или Яга-Баба

- сказочное страшилище, большуха

над ведьмами, сподручница сатаны

Баба-яга костяная нога: в ступе едет,

пестом погоняет,упирается,

помелом след заметает; она простоволоса

и в одной рубахе, баз пояски;

то и другое верх безличия».

Даль В. И.

«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой».

Пушкин А. С.

Актуальность.

У каждого человека есть в жизни свои увлечения! Я очень люблю петь, танцевать, а особенно участвовать в театральных постановках. Любая роль мне удаётся! Однажды я сыграла роль Бабы Яги! Это было просто восхитительно!

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Объект исследования – Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни мифологического и сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.

    Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.

    Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.

    Составить частотный словарь характеристик имён Бабы Яги.

    Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

    Проанализировать и обобщить полученные данные.

Наше предположение: мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:

    она всем вредит;

    создаёт на пути трудности;

    Баба Яга похищает детей;

    может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;

    у неё страшный внешний вид, её боятся дети.

Методы исследования:

    анализ литературных и исторических источников информации;

    сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

    обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Образ Бабы-Яги

Баба-Яга – известный персонаж славянских волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.

Как отмечает исследователь–сказочник А.КАфанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.

По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).

Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание»

В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят

наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» . Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.

Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её и или змееподобным обликом. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону» . По мнению К. Д. Лаушкина, считающего Бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи. О. А. Черепанова пишет: «Общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле» .

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем» . Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Таким образом, в славянской мифологии Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.

Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.

Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.

Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

У неё необычная чаще всего – костяная нога.

«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).

«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.

Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ её, хотя и искажённый наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.

Выводы

    образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным;

    по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;

    двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках: она может быть доброй и злой.

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).

2. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на неко­торое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

3. Яга-дарительница . Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).

4. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба-Яга занимает одно из центральных мест в роли

положительного героя, а именно – эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

Таким образом:

1. Баба Яга ведает судьбой:

    дарит клубок (путеводную нить);

    даёт советы, которые помогают достичь цели;

    «Чует сердцем»;

    испытывает людей.

2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:

    поднимает ветер помелом, свистом;

    летает на ступе;

    лежит на печи.

3. Связана со смертью и подземным миром:

    связана с ночью и тьмой;

    всегда старая (костяная нога);

    слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

    живёт в избушке без окон и дверей (домовине);

    вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);

    огонь, данный ею, может убить;

    похищает детей;

    Яга – язвить, мучить.

Выводы:

    в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница;

    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;

    в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;

    сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Характеристика образа Бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)

Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.

Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа , в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.

…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)

…А кот ей в ответ:

Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).

Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.

…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)

В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).

С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».

Анкетирование

    Анкетирование проводилось в 2 этапа:

    1 этап – опрос детей;

    2 этап – опрос взрослых.

    Общее число опрошенных-20человек.

    Возраст опрашиваемых:

    1 группа – дети от 6 до 8 лет;

    2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.

Результаты анкетирования

Средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.

Объект исследования является Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

    Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

    она может быть разной – и доброй, и злой;

    часто она помогает герою, спасает его;

    Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.

Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин. Это исследование помогло мне вжиться в образ Бабы Яги и успешно сыграть роль моей любимой героини.

Русская народная сказка "Баба-Яга"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

  1. Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
  2. Мачеха. Злая и коварная
  3. Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
План пересказа сказки "Баба-Яга"
  1. Мачеха и ее задание
  2. Наказ родной тетки
  3. Баба-яга за работой
  4. Работница и платочек
  5. Кот и мясо
  6. Собаки и хлеб
  7. Калитка и масло
  8. Береза и ленточка
  9. Побег
  10. Погоня
  11. Гребень
  12. Полотенце
  13. Смерть бабы-яги
  14. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Баба-Яга" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
  2. Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
  3. Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
  4. Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
  5. Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
  6. Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Главная мысль сказки "Баба-Яга"
Как ты к людям, так и они к тебе.

Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.

Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.

Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"