Утверждён ли профстандарт руководителя образовательной организации? Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации Профстандарт директора школы.

  • 06.02.2024

«Профстандарт заместитель директора » — такой поисковый запрос с июля 2016 года часто вводится в строки интернет-поисковиков. С чем это связано и какие именно профессиональные стандарты могут относиться к должности заместителя директора, вы узнаете из нашей статьи.

Существует ли общий профстандарт зам. директора?

С июля 2016 года в России становится обязательным использование профессиональных стандартов. Эти документы призваны официально закрепить требования к уровню квалификации работников, перечень выполняемых ими функций, а также возможные названия должностей.

Однако отдельного профстандарта для заместителя директора среди них нет. Ведь функции заместителя во многом схожи с теми, что исполняет сам руководитель; руководство же школой, к примеру, и химическим заводом предполагает решение совершенно разных задач. Имеются лишь упоминания должности «заместитель руководителя» во множестве других профстандартов.

Не знаете свои права?

В каких профессиональных стандартах упоминается должность заместителя директора?

По состоянию на август 2016 года уже действует ряд профессиональных стандартов, которые могут применяться и к заместителям директоров. К таким стандартам относятся:

  • профстандарт специалиста в области закупок (№ 558);
  • профстандарт специалиста по управлению персоналом (№ 559);
  • профстандарт менеджера по информационным технологиям (№ 149);
  • профстандарт специалиста по техконтролю качества продукции (№ 31);
  • профстандарт специалиста по управлению качеством в авиастроении (№ 802);
  • профстандарт специалиста по управлению цепью поставок в авиастроении (№ 704);
  • профстандарт руководителя организации, ведущей деятельность в области физкультуры и спорта (№ 581).

Легко заметить, что поскольку профстандарты охватывают самые разные сферы, они касаются не просто заместителей директоров, а именно тех замов, которые занимаются определенным направлением деятельности организации.

Существует ли профстандарт заместителя директора по общим вопросам?

Несколько сложнее с должностью зама по общим вопросам, встречающейся в различных организациях. Для нее не только не существует отдельного профстандарта, но нет даже и сведений о том, чтобы документ с ее упоминанием создавался или готовился к принятию.

Дело в том, что под этим термином понимается целый ряд разных по сути должностей — от красиво названного завхоза до человека, руководящего теми направлениями деятельности предприятия, которые остались «нераспределенными» при назначении других заместителей, или первого заместителя, непосредственно руководящего организацией в отсутствие генерального директора. Таким образом, говорить об профстандарте в этом случае вообще не приходится.

Структура профстандартов для заместителей

Несмотря на множество профессиональных стандартов для замов руководителей, у всех этих документов есть кое-что общее. Как минимум, все они создаются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. Таким образом, любой профстандарт, предусматривающий должность замдиректора, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения. Здесь указывается название профессиональной деятельности, ее цель, классификация по видам деятельности и отраслям экономики.
  2. Функциональная карта. Это перечень обобщенных функций, выполняемых работником, с указанием требуемого уровня квалификации по принятой для профстандартов шкале (обычно от 5 до 8).
  3. Характеристика функций. Здесь уже указываются не только обобщенные, но и конкретные функции. Для каждой из них приводятся требования к образованию (для заместителя директора или иного руководителя требуется как минимум высшее образование не ниже бакалавриата) и опыту работы (в зависимости от области, требуется от 3 до 5 лет). Кроме того, здесь указываются конкретные знания и умения, которым должен обладать специалист на должности заместителя руководителя.
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали профессиональный стандарт. К числу этих организаций относятся прежде всего учебные заведения, готовящие специалистов в разных областях, а также общественные и коммерческие организации, с которыми связаны лучшие специалисты-практики.

В каких случаях обязательно использование профессиональных стандартов для заместителей директоров?

Трудовое законодательство предусматривает 2 случая, в которых профессиональный стандарт зама должен применяться в обязательном порядке:

  1. Если это прямо предусмотрено законом.
  2. Если с трудовой деятельностью данного работника связаны установленные государством льготы, либо, напротив, ограничения.

Если в качестве примера рассмотреть должность заместителя директора школы или другого образовательного учреждения, актуальными будут оба пункта. Во-первых, законодательство об образовании прямо предусматривает для работников таких учреждений использование профессиональных стандартов. Во-вторых, работа в системе образования предполагает как предоставление льгот (например, в виде увеличенного отпуска и возможности более раннего выхода на пенсию), так и наложение ограничений (в сфере образования не может работать человек, имеющий судимость по ряду статей УК РФ). Это означает, что заместитель директора школы непременно должен соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов.

Уже с 1 января 2017 года в законную силу вступит постановление о внедрении профессиональных стандартов, применяемых ко всем работникам, выполняющим свои непосредственные обязанности в учебных заведениях России.

Вполне естественно, что к руководителям образовательных учреждений также будут предъявлены определенные требования, однако они до сих пор пока не утверждены, и существуют в черновом варианте. А это автоматически означает, что они могут измениться. Как утверждают аналитики, основная сложность при составлении профессионального стандарта руководителя образовательной организации заключается в том, в различных учреждениях (школы, детские сады, колледжи и т.д.) присутствуют самые разнообразные компетенции, которые также должны быть учтены при составлении официального документа.

Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.

На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.

Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.

Смотрите также:

Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.

По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.

Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта . Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.

Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.

Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.

Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:

  1. Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
  2. Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
  3. Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
  4. Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Что содержит профессиональный стандарт

Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.

В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:

  • Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
  • Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
  • Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
  • Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.

В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:

  • Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
  • Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
  • Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
  • Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
  • Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
  • Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
  • Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
  • Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.

Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.

Обобщенные функции представлены в следующем виде:

  1. Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
  2. Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
  3. Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
  4. Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
  5. Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.

Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:

  • Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
  • О прохождении профессиональной подготовки;
  • Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
  • Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).

Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 - заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.

Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :

  1. Общие данные и сведения . В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта» . Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций . В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда .

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.

Благодарю вас за ваш предыдущие ответы на наши вопросы - эти ответы нам очень помогают в работе.С 1.07.2016 г. вводятся профстандарты. Пожалуйста, подскжИте, утверждён ли профстандарт руководителя (директора) образовательной организации (среднего профессионального образования)? Прежде, чем задать данный вопрос, я просмотрела на сайте Минтруда уже утверждённые профстандарты, и там не нашла искомого. Вместе с тем, в сети имеется проект этого профстандарта 2013 г. Пожалуйста, помогите прояснить ситуацию с этим профстандартом, т.к. директор требует от меня однозначного ответа: утверждён ли официально (и если да, то каковы реквизиты приказа Минтруда об утверждении - номер и дата) профстандарт директора образовательной организации среднего профессионального образования?Заранее благодарна.

Ответ

Ответ на вопрос:

Действительно, утвержденного профстандарта на руководителя образовательной организации в настоящее время нет.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ().

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или ( , ). При определении квалификационных требований работодатель вправе использовать как квалификационные справочники, так и профстандарты. Такие разъяснения приведены в .

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в единого квалификационного справочника, утвержденного .

Требования к квалификации руководителя образовательной организации согласно вышеуказанному справочнику: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов - большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016-2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике , разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с разработки профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, утвержденным .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. , Правил, утвержденных ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Обновление профстандартов

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным . Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Применение профстандартов

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с . В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками ( , ). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, .
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ().

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. , Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов ();
  • аудиторов (ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом ();
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи ();
  • главных архитекторов ();
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ();
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений ();
  • государственных гражданских и муниципальных служащих ( , );
  • работников, занятых на подземных работах ();
  • работников, занятых на работах с химическим оружием ();
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта ();
  • медиаторов ();
  • медиков и фармацевтов ();
  • научных работников ();
  • нотариусов ();
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации ( , );
  • охранников ();
  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ();
  • прокуроров ();
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с ( , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции ( Положения, утвержденного );
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации ( и др.);
  • сварщиков ( , утвержденные );
  • сотрудников органов внутренних дел ();
  • сотрудников Следственного комитета России ();
  • спасателей ();
  • специалистов в области ветеринарии ();
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций ();
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. , Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных );
  • судебных приставов ();
  • судей ().

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы - работодатели обязаны применять . На это указывают и специалисты Минфина России в). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в статьи 38 и статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в .

Сроки обязательного внедрения профстандартов также .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX - класс;

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.


Скачать бесплатно в.pdf

Повышение качества управления образовательной организацией предъявляет новые требования к профессионализму ее руководителя. Квалификационные справочники, описывающие характеристики должностей, постепенно устаревают: в них вообще нет новых профессий либо их содержание не соответствует действительности. Поэтому на смену Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) приходят профессиональные стандарты.

Что включает в себя профессиональный стандарт

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Профессиональный стандарт является одним из элементов национальной системы квалификаций, который связывает требования работодателей и профессиональное образование. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Он призван расширить границы свободы работника и в то же время повысить его ответственность за результаты труда. Стандарт описывает профессиональную деятельность, а не личность работника или его конкретную должность.

Он содержит:

  • информацию об обобщенных трудовых функциях,
  • возможные наименования должностей,
  • требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности,
  • особые условия допуска к работе,
  • описание трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Профессиональный стандарт становится основой для изменения системы подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации, и программ профессионального образования. По-новому строятся и трудовые отношения в организации.

Как принимают профессиональный стандарт

Разработка и утверждение профессионального стандарта на государственном уровне - достаточно сложная процедура. Сначала анализируются отечественный, международный опыт введения профессиональных стандартов и нормативная база, оцениваются перспективы развития профессиональной деятельности; затем будущий профессиональный стандарт проектируется и апробируется. После этого документ представляют на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ. Текст стандарта должен разрабатываться с учетом мнения профессиональных союзов Российской Федерации и широко обсуждаться.

Профессиональный стандарт « » разрабатывался группой под руководством специалистов Федерального института развития образования (ФГАУ «ФИРО»). В настоящее время он проходит процедуру согласования и утверждения в Министерстве труда и социальной защиты РФ, Министерстве юстиции РФ.

Особенности профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации»

Разработка профессионального стандарта руководителя образовательной организации связана с требованиями статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что работодатели обязаны , если существуют законодательно установленные требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Уже сейчас учитывать перспективы изменения законодательства: анализировать новые профессиональные стандарты с точки зрения применения в организации, корректировать внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкции, формировать кадровый резерв и др.

В основу профессионального стандарта руководителя образовательной организации заложен подход, при котором организация будет не только функционировать, но и развиваться. такими знаниями и умениями, которые позволят ему прогнозировать изменения в образовательных потребностях и оперативно реагировать на них, обоснованно выбирать стратегию и тактику деятельности по целенаправленному наращиванию и эффективному использованию потенциала организации для достижения нового качества образования.

Руководитель реализует целевые функции управления. Они направлены на реализацию образовательных целей учреждения, создание необходимых условий и обеспечение социального взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения этих целей. Он организует внутренние и внешние взаимодействия, представляет организацию в органах власти, местного самоуправления, общественных и иных организациях.

Профессиональный стандарт предъявляет требования:

  • к образованию (высшее и дополнительное профессиональное образование),
  • опыту практической работы (в основном, не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях),
  • условиям допуска к работе (отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации);
  • содержит другие характеристики, связанные с порядком делегирования полномочий.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации определяет возможные должности:

  • ректор,
  • президент,
  • директор,
  • заведующий,
  • начальник.

В этом особенность его построения. Отдельные трудовые функции и трудовые действия обобщенной трудовой функции, а также их совокупность, могут выполняться заместителями руководителя, руководителями структурных подразделений (первым проректором, проректором, заместителями руководителя (директора, заведующего и начальника), руководителями (директорами, заведующими, начальниками, управляющими) структурного подразделения, заместителями руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, руководителями (заведующими) учебной (производственной) практикой) в порядке делегирования им полномочий. При этом на них не распространяются требования к опыту руководящей деятельности руководителя.

Требование о педагогическом стаже не предъявляется к лицам, занимающим руководящие должности и отвечающим за хозяйственную деятельность.

Профессиональный стандарт определяет обобщенные трудовые функции, которые конкретизируются в трудовых функциях в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Выделение обобщенных и трудовых функций для руководителя образовательной организации оказалось достаточно сложным.

Функции управления современной образовательной организацией должны реализоваться с учетом:

  • особенностей деятельности разных видов образовательных организаций (дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организациий, образовательной организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования);
  • особенностей основного и дополнительных видов деятельности образовательных организаций;
  • специфики организационной правовой формы;
  • специфики делегирования полномочий;
  • других особенностей построения профессиональной деятельности в сфере управления.

Обобщенные трудовые функции руководителя образовательной организации в предлагаемом профессиональном стандарте выделены по объектам управления (руководства). К ним отнесены :

  • руководство образовательной деятельностью образовательной организации;
  • руководство развитием образовательной организации;
  • управление ресурсами образовательной организации;
  • представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации.

При этом обобщенная трудовая функция, выделенная в соответствии с объектом управления, который охватывает различные уровни образования, не может быть отнесена к одному уровню квалификации. Она соотносится как с седьмым, так и с восьмым уровнями квалификации. Таким образом, соответствие уровня квалификации руководителя и уровня образования, предлагаемого организацией, которой он руководит, определяется не через обобщенную трудовую функцию, а через трудовую функцию.

Трудовые функции в профессиональном стандарте руководителя определены в соответствии с особенностями деятельности разных видов образовательных организаций: дошкольной, общеобразовательной или организации дополнительного образования детей; профессиональной образовательной организации; организации высшего образования или дополнительного профессионального образования. При этом трудовые функции описывают трудовые действия, необходимые умения и знания.

Каждая трудовая функция может рассматриваться как компетенция, предъявляемая в рамках данного профессионального стандарта. Если определить компетенцию как способность и готовность специалиста выполнять профессиональную деятельность, тогда доминантой содержания обобщенных и трудовых функций становится трудовое действие, подкрепленное необходимыми умениями и знаниями.

Обобщенная трудовая функция, описывающая руководство образовательной деятельностью образовательной организации, предполагает выполнение, например, следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой основных образовательных программ, системы локальных актов организации;
  • формирование органов управления образовательной организации;
  • организацию и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования;
  • управление взаимодействием с субъектами внешнего окружения;
  • организацию регулярного мониторинга и оценку реализации образовательных программ, их корректировку;
  • руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов;
  • формирование системы мотивации и стимулирования педагогического коллектива на качественную реализацию профессиональной деятельности.

В руководстве деятельностью организаций высшего и профессионального образования необходим также мониторинг рынка труда, создание системы набора и приема обучающихся, анализ удовлетворенности потребителей и востребованности выпускников и др.

Обобщенная трудовая функция «Руководство развитием образовательной организации» предполагает (с учетом особенностей управления образовательными организациями разных видов) выполнение следующих трудовых действий:

  • руководство разработкой программы развития образовательной организации с учетом перспективных отечественных и мировых тенденций в области развития образования;
  • организацию оценки существующих ограничений и рисков реализации программы развития образовательной организации;
  • организацию деятельности по определению и согласованию с социальными партнерами, ключевых мероприятий и событий, обеспечивающих эффективную реализацию программы развития образовательной организации;
  • управление оперативной деятельностью организации по реализации программы развития;
  • организацию профессиональной и общественной оценки достижений образовательной организации; формирование системы маркетинга и мониторинга социального заказа на образование;
  • организацию проведения самообследования развития образовательной организации и др.

Обобщенная трудовая функция «Управление ресурсами образовательной организации» предполагает выполнение таких трудовых действий, как:

  • формирование политики в области ресурсного обеспечения образовательной организации в соответствии со стратегией развития;
  • определение потребности и приоритетных направлений использования финансовых средств образовательной организации,
  • обеспечение сбалансированного распределения ресурсов, привлечение и стимулирование поиска дополнительных ресурсов; разработку планов финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
  • формирование политики кадрового обеспечения организации;
  • формирование политики и управление внутренним информационным пространством образовательной организации;
  • обеспечение охраны труда, здоровья и экологической безопасности образовательной организации;
  • мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности использования ресурсов организации;
  • анализ качества принимаемых решений в области управления ресурсами и планирование корректирующих действий и улучшений и др.

Обобщенная трудовая функция «Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями» предполагает выполнение следующих трудовых действий:

  • определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
  • организацию разработки механизмов, инструментов и регламентов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, в том числе, сетевого взаимодействия;
  • представление интересов образовательной организации во взаимодействии с субъектами внешнего окружения;
  • контроль взаимодействия и оценку результатов взаимодействия с субъектами внешнего окружения и других в соответствии с особенностями деятельности организаций дошкольного, общего, дополнительного, высшего и профессионального образования.

Обобщенная трудовая функция «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью образовательной организации» содержит только две трудовые функции - «Управление производственной деятельностью профессиональной образовательной организации» и «Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования».

Что изменится после введения стандарта руководителя

По мнению разработчиков, реализация профессионального стандарта руководителя позволит решить комплекс задач:

  • в области управления образовательной организацией: качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия руководителей;
  • в области подготовки кадров: определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в области управления образованием, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования руководителей образовательных организаций.

Вопрос по срокам применения профессиональных стандартов пока не урегулирован. Сегодня можно предположить, что апробация и реализация профессионального стандарта руководителя образовательной организации может осуществляться в следующих условиях:

  • в процессе осуществления профессиональной деятельности в образовательных организациях (построения трудовых отношений, внутрифирменных форм работы с кадрами, формы контроля и др.);
  • в процессе подготовке кадров в учреждениях высшего образования;
  • в процессе переподготовки и повышения квалификации кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования;
  • в процессе аттестации кадров.

Возможность применения профессионального стандарта в сфере трудовых отношений требует разработки или изменения локальных актов образовательных организаций; изменения требований к квалификации руководителя; внесения изменений в должностные инструкции руководителей; отработки механизмов делегирования полномочий; изменения требований эффективности деятельности руководителя (эффективного контракта) и аттестационных процедур.

Стандарт руководителя и высшая школа

Требования профессиональных стандартов должны отражаться в программах подготовки студентов. В современной системе высшего образования подготовка руководителя может осуществляться в рамках программ бакалавриата (направление «Менеджмент») и магистратуры (направления «Менеджмент», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование»). В программы подготовки будущих педагогов уже сейчас вводятся такие дисциплины, как «Управление образовательным процессом», «Мониторинг в образовании», «Проектирование образовательного процесса» и др. В большей степени требованиям к уровню квалификации руководителя отвечает, конечно, магистратура. Поэтому в российских вузах должны вводиться (в некоторых вводятся уже сейчас) магистерские программы по профилям менеджмента в образовании. Но этот опыт пока слишком мал.

Для повышения качества подготовки руководителей образовательных организаций потребуется разработать кластер специальных компетенций руководителя в соответствии с трудовыми функциями стандарта. Должны также появиться основные образовательные программы, пакет технологий формирования и оценивания этих компетенций и другие меры, которые обеспечат преемственность подготовки и развития управленческих кадров.

Переподготовка и повышение квалификации руководителей

Чтобы применять профессиональный стандарт в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, нужно исследовать и сформировать заказ на профессиональное развитие руководителей образовательных организаций. Предстоит разработать и апробировать образовательные программы (в том числе для административных команд и начинающих руководителей); программы внутрифирменного обучения административных команд. Должны появиться инструменты, которые позволят формировать и оценивать компетенции руководителя, педагогов в процессе непрерывного профессионального развития и др.

Изменится процедура аттестации руководителя образовательной организации, появится мониторинг результатов сформированности компетенций руководителя в соответствии с профстандартом, будут разрабатываться программы профессионального развития руководителей по результатам их аттестации и др.

Риски внедрения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» в процессе разработки обсуждался в различных регионах Российской Федерации. В результате профессиональной дискуссии эксперты сформулировали некоторые риски его реализации:

  • в требованиях профстандарта отсутствует система подготовки руководителя; коллеги считают, что если нет квалификации, повышать нечего; система дополнительного профессионального образования, даже переподготовка не решит всех проблем реализации профессионального стандарта руководителя;
  • непонятен механизм формирования должностных обязанностей руководителя из набора трудовых функций;
  • современный руководитель недостаточно готов к специальной деятельности по командообразованию и распределению функций и ролей в ней;
  • не предложен механизм делегирования полномочий в рамках распределения трудовых функций между руководителем, заместителем руководителя, руководителем структурного подразделения; возможны конфликты, которые возникнут в связи с дублированием функций;
  • нет механизма определения критериев и показателей эффективности деятельности руководителя в системе образования (слишком много установок «сверху»);
  • не понятны необходимые изменения подходов к аттестации, оценке эффективности деятельности руководителя в требованиях профессионального стандарта;
  • не определены подходы к развитию и саморазвитию руководителя, разработке программ сопровождения молодых руководителей в соответствии с профессиональным стандартом;
  • переход на новые профессиональные стандарты требует специальной работы руководителя, административной команды, всего педагогического коллектива (времени, сил, денег и др.);
  • реализация профессионального стандарта связана с эффективным контрактом, но механизм этой связи пока не понятен;
  • к трудовым действиям руководителя отнесены функции, к которым он пока не готов, например разработки регламентов и механизмов, инструментов взаимодействия с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти и местного самоуправления и др.;
  • предлагаемый профессиональный стандарт не учитывает отдельные актуальные направления развития образования, которыми надо особо управлять, например, введение инклюзивного образования, развитие неформального и формального образования и др.