Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.
Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.
"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.
Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.
"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.
О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.
Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.
Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.
. И это не просто уникальные предметы и священные реликвии, представляющие историю страны, начиная с орудий первобытных времен до конца XIX века. Каждый экспонат здесь бесценен и связан с легендами и традициями армянского народа. И находка каждого артефакта представляет собой целую повесть, а расшифровка содержания рисунков на предметах до сих пор порождает массу гипотез и сродни детективным историям. Если будет время, когда-нибудь поговорим о них подробней.Открытие выставки. Выступает министр культуры Республики Армения Асмик Погосян. Рядом директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, министр культуры России Владимир Мединский
Для начала (учитывая специфику блога) познакомимся с текстилем и рукописными книгами.
Центральное место в экспозиции, рядом с крестом с мощами Георгия Победоносца, предоставлено большой алтарной завесе. Она состоит из сшитых полотен и прекрасно сохранилась, несмотря на солидный возраст.
Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты
Традиционные цвета армянской набойки: черный и красный совсем не потускнели за прошедшие века
Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты.
Тончайшая вышивка на желтом шелке. Мастерицы не пожалели времени, чтобы изобразить каждый кирпичик и складку одежды…
Нарамник. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза. Вышивка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Слева: Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити,жемчуг, изумруды (кабошоны).
Справа: Воротник - оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. 68.5х47 см
Воротник - оплечье стихаря. Новая Джульфа. 1736 г.Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты
Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагмент
Широкие слуцкие пояса ткали без изнанки, двусторонними. А были и четырехсторонние - двумя полосами разного цвета, на все случаи жизни. Пояс легко датировать благодаря надписи в уголке: «Вь грдъ Слуцкъ» (ять заменяю твердым знаком). Кириллицей стали подписывать пояса после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций.
Сдержанный цвет, уже не яркий блеск золотных нитей и скромный рисунок не привлекают особого внимания. А между тем - это прославленный слуцкий пояс (в подписи назван омофором). В самой Белоруссии после войны их насчитывают всего 5 экземпляров, но они есть в коллекциях музеев разных стран.
Подробности об их истории, музее слуцких поясов и об их возрождении сегодня см.
В Москву привезли 6 ворсовых ковров XIX века и 4 национальных костюма:
Ковры: Слева ковер с медальонами, тип «Воротан»
[название горной реки]. Сюник, XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк»
[Звезды]. Сюник. XIX в. Шерсть.
Справа: Ансамбль женского костюма. Васпуракан. Конец XVIII - начало XIX в. Шерсть, хлопок. Музей Истории Армении
Фрагмент ковра «Древо жизни». Арцах. Конец XIX в. Шерсть. Музей истории Армении
Целая библиотека древних манускриптов представлена на выставке. Кожаные переплеты раскрыты и можно долго рассматривать яркие миниатюры в евангелиях, библии, лекционариях, гимнариях, Синаксарии.
Самый древний среди памятников письменности - этот одинокий обгоревший (?) лист:
Второзаконие. Фрагмент. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита. Матенадаран
Евангелие. Сандхкаванк, Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес, переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе. ...Известно, что Ованес Сандхкаванеци жил и творил в монастыре Сандхкаванк. Матенадаран
Евангелие. Каффа, 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и первом листе. Матенадаран
Кстати, манускрипты - не только памятники письменности и образцы искусства книги. Они интересны и текстильщикам, так как в переплетах сохранились древнейшие ткани-набойки. Они окрашены растительными красителями и прославленным армянским кермесом. Этот уникальный красный цвет получали из насекомого - дубового червеца. Он способствовал и славе армянских ковров.
Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении:
Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.
Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.
Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.
Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.
Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.
Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.
Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.
Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.
Которая проходит в Государственном Историческом музее. Здесь посетители смогут увидеть интереснейшие экспонаты связанные с историей этой страны. Сегодня мы расскажем вам о христианском периоде в истории Армении. Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I века н.э. Святое Евангилие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов.
Фрагмент. Крест. Западная Армения. X-XII вв. Серебро, эмаль, самоцветы, дерево; золочение.
В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на поедоносную битву за свою веру против римского императора Галерия. В 405 году ахимандрит Св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит, положивший начало переводческой деятельности и созданию собственно армянских трудов по богословию, философии, просвещению и научной литературе.
Хачкар с надписью. 1477 г. Туф.
Хачкар в виде крылатого креста. На поверхности - датированная памятная надпись.
История возникновения хачкаров уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символ защиты и покровительства. В IX веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит. Сооружали хачкары для «ходатайства перед Богом», «за спасение души», «для отпущения грехов», «для здравия и благополучия» и т.д.
Евангелие. Мокс, с. Пасаванк. 1447 г. Писец и художник Исраэль. Бумага.
Открыта на миниатюрах «Генеалогия» и «Жертвоприношение Исаака».
Подавляющее большинство армянских рукописных книг - это евангелия, библии и другие церковные сочинения. Большой комплекс рукописей составляют труды по философии, теологии, грамматике, истории. Со временем появились сборники, включающие одновременно памятники агиографии, труды античных авторов и отцов Церкви, а также сборники по известным в средневековье отраслям знаний: по медицине и географии, метеорологии и астрономии, математике.
Иллюстрировать рукописи начали в конце VI - начале VII века. Целиком иллюстрированные книги сохранились с IX века - в это время происходило становление системы художественного оформления Евангелия, намечались основные направления в армянской книжной живописи.
Фрагмент. Лекционарий. Арцке. 1450 г. писец Ованес, художник Минас, получатель махтеси Степанос. Бумага.
Махтеси - (армян., буквально: видел смерть, в смысле Гроб Господень) - у армян почетное звание тех пилигримов, которые посетили Иерусалим для поклонения Гробу Спасителя. У таких лиц на руках, в доказательство посещения Иерусалима, имеются татуированные знаки, изображающие разные сцены из земной жизни Спасителя.
Лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года, и применяемая во время богослужений для библейский чтений. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII вв.
Фрагмент. Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.
Фрагмент. Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат; золочение.
Приходите в музей, и страницы истории древней страны Армении предстанут перед вами.
Выставка продлится до 13 июня 2016 года.
Адрес
: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы
: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета
: 300 рублей. Есть льготы. Подробности .
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно
.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Posts from This Journal by “ГИМ” Tag
Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 9.
В Государственном Историческом музее проходит выставка «Аристократический портрет», который обязательно надо посетить, а мы продолжаем…
Открытие Артиллерийского двора Исторического музея на летний период - отчет.Вчера состоялось торжественное открытие экспозиции Артиллерийского двора Исторического музея на летний период. Сама экспозиция расположилась дворе…
Директор Исторического музея считает, что Нотр-Дам погиб безвозвратно.Собор Парижской Богоматери утрачен безвозвратно, возродить то, что погибло в огне, невозможно, после реставрации это будет уже новодел. Такое мнение…
Выставка «Коллекция «Война и мир» от AXENOFF» - отчёт.
В Музее Отечественной войны 1812 года филиале Государственного Исторического музея открылась выставка ювелирных украшений, созданных для съемок…
Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 8.
В Историческом музее продолжает свою работу выставка «Аристократический портрет», а мы продолжаем прогулку по это замечательной…
Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 7.
И вот мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея на выставку «Аристократический портрет». Сегодня мы покажем портреты семьи…
Десерты французской кухни
Проект "Почему полезны каши?
Николай Николаевич Миклухо-Маклай
БАД Twinlab L-Tyrosine (Л-Тирозин, L-Тирозин) - «Улучшает мыслительные процессы, повышает интеллект!
Расовый состав сша Чёрные и афро- американцы