Важнейшие причины зарождения логики науки. Когда и почему возникла логика и что она собою представляет

  • 10.01.2024

Язык. Основные функции. Предпосылки возникновения логики как науки. Логика и софистика.

Язык – знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации от одного субъекта к другому.

Классификация

Естественные языки: мимика, жесты, танцы, национальные устные и письменные языки (русский, английский, китайский, арабский и др.). Естественные языки возникли как средство общения между людьми. Их формирование и развитие представляет длительный исторический процесс, происходящий стихийно, не подчиняющийся никаким законам.

Искусственные языки создаются человеком намеренно для решения определенных задач. Примеры: язык химических формул, языки программирования, язык дифференциального и интегрального исчисления в математике.

Для хранения информации используют устные и письменные варианты национальных языков, а также языки науки. Язык науки – некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный специальной терминологией. Любая научная дисциплина – философия, физика, химия, математика, черчения и прочее – в обязательном порядке создает собственный научный язык, свою терминологию.

Разновидностью языка науки является формализованный язык. Это языки различных математических и физических теорий. В таком языкеточно заданы правила образования выражений и преобразования одних выражений в другие.

Членение языков

Объектный язык – тот, который является предметом исследования.

Метаязык – тот, с помощью которого изучается объектный язык.

Фраза «Круглые квадраты не существуют» относится к объектному языку, но когда учитель на уроке начинает разбирать эту фразу и говорит: «Слово «квадраты» - это нарицательное существительное мужского рода множественного числа, слово «круглые» - это прилагательное мужского рода и множественного числа, слово «не» - это отрицательная частица, а «существуют» - глагол», то все данные выражения учителя относятся к метаязыку.

Чтобы исследовать метаязык нужно использовать метаметаязык.

Метаметаязык – тот, с помощь. Которого изучается метаязык.

Утверждение «Фраза учителя относится к метаязыку» относится, в свою очередь, к метаметаязыку.

Также важно знать, что в каждом языке есть знаки. Со знаками объектного языка все понятно. Одно слово = 1 знак объектного языка. Но в метаязыке, кроме знаков объектного языка есть и метазнаки.

Метазнаки во фразе учителя: «нарицательное существительное», «мужской род», «множественное число», «прилагательное», «отрицательная частица», «глагол». То естьметазнаки – знаки, необходимые для изучения объектного яызка.

Членение научных языков на языки разного уровня

Дело в том, что в логике принято распределять все предметы по порядкам (уровням) бытия.

К нулевому порядку относят собственно индивиды – те предметы, о которых мы утверждаем, говорим.

К первому порядку относят признаки индивидов. Это атрибуты, присущие индивидам, и отношения между ними.

Ко второму порядку относят признаки признаков. То есть свойства и отношения, присущие свойствам и отношениям индивидов.

Пример

Если мы рассматриваем людей, то люди – индивид. Этот предмет относится к 0-ому порядку. Но слова «русский», «китаец», «араб» являются признаками людей, то есть признаками индивида. Значит, эти предметы относятся к 1-ому порядку. Но когда мы станем рассматривать слово «русский», то мы можем сказать, что «русский – это национальность». То есть слово «национальность» является признаком «русского». А значит предмет «национальность» является признаком признака индивида. Делаем вывод, что «национальность» - предмет 2-го порядка.

К третьему порядку относится признак признака признака.

Функции языка

Основными функциями естественных языков являются:

1) Информационная функция – язык выступает в качестве средства фиксации и хранения информации о мире: о предметах, событиях, явлениях, процессах, ситуациях.

2) Коммуникативная функция – с помощью языка осуществляется общение (коммуникация, обмен информацией) между людьми

3) Познавательная функция – с помощью языка из имеющегося знания получается новое знание. Язык – инструмент рационального познания

4) Экспрессивная функция – язык используется для выражения мыслей, чувств, душевных состояний и переживаний. С помощью языка мы оказываем воздействие на других людей.

Предпосылки возникновения логики как науки

Логика является одной из древнейших наук. Она появилась в IVдо н.э. в трудах Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях». Все эти труды были объединены последователями Аристотеля в «Органон» (орудии или инструмент познания). В «Органоне» был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы (предпосылки возникновения) логики.

Первая проблема – проблема построения теории правильных рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантированно получать истинные заключения.

Второй круг проблем – логико-семиотические проблемы. Это все, что связано с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. Также это проблемы, связанные с установлением смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

Третья проблема – логико-методологическая. Сюда относятся: выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, аналогия и др. Также здесь решается задача организации систем знания – научных теорий, например.

Четвертая группа проблем – метатеоретические. Это рассмотрение таких свойств, которые могут быть присущи различным логическим теориям, как-то вопросы их непротиворечивости, полноты и др.

То есть логика была создана, чтобы аргументировать любые явления, которые происходят в мире. Логика – наука, которая следит за рассуждениями. Именно она делит их на истинные и ложные. Логика создана для того, чтобы контролировать наше мышление.

Логика и софистика

Кроме всего перечисленного еще 1 важной причиной создания логики была софистика.

Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

Но со временем значение термина «софист» изменилось. Теперь софисты не стремились добиться истины, а выдавали что угодно, абсолютно любой тезис за истину, используя апелляции и уловки языка. То есть, владея языком, софист мог достичь чего угодно.

Логика, в свою очередь, стремится к адекватному познанию мира. С помощью логики мы получаем адекватные, обоснованные знания о мире.

Таким образом, можно сказать, что логика является контрмерой против софистики.

Кто является основоположником логики как науки, Вы узнаете из этой статьи.

Кто является основоположником логики?

Основателем логики как науки считается Аристотель. Он в IV столетии до новой эры занялся систематизацией и обобщением сведений касательно закономерностей и принципов и человеческого познания и мышления. До него риторика и софистика, существовавшие до появления логики, стимулировали ее появление и вызывали интерес к вопросам науки.

Основатель логики был первым, кто осознал специфику новой науки как специфической области философии и широко изложил и рассмотрел ее вопросы. утвердил логику в статусе науки, которая занималась доказательством истинных суждений. Новая наука стала органоном философского знания, орудием ее мысли.

Логическое учение Аристотель назвал аналитикой. Но главной заслугой философа является отделение логической формы мышления от его источника и то, что предметом новой науки он назвал логические структуры мышления.

Главные труды Аристотеля по логике — «Аналитика», «Топика», «Об истолковании», «Категории», «О софистических опровержениях»

Что такое логика?

Логика являет собой комплексную науку о законах, методах и принципах идеализированных рассуждений, которые являются результатом рациональной деятельности человека. Также логика изучает язык как средство мыслительной деятельности.

Логика как наука зародилась в Древней Греции как часть философии. История развития науки охватывает 2,5 тысячелетия и ее можно поделить на 2 периода:

Формальная традиционная логика – развивалась в период с IV века до новой эры - середине XIX века. Традиционная логика в свою очередь делится на этапы.

2. Возникновение и развитие логики

Ключевые слова: дедукция, формальная логика, индуктивная логика, математическая логика, диалектическая логика.

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Основоположником логики как науки, создателем формальной логики принято считать древнегреческого философа, античного ученого энциклопедического ума Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). В книгах «Органона»: «Топика», «Аналитики», в «Герменевтике» и др. мыслитель разрабатывает важнейшие категории и законы мышления, создает теорию доказательства, формулирует систему дедуктивных умозаключений. Дедукция (лат.: выведение) позволяет выводить истинное знание о единичных явлениях, исходя из общих закономерностей. Аристотель впервые подвергает исследованию само мышление как активную субстанцию, форму познания и описывает условия, при которых оно адекватно отражает действительность. Логическую систему Аристотеля часто называют традиционной, поскольку в ней содержатся основные теоретические положения о формах, и приемах мыслительной деятельности. Учение Аристотеля включает в себя все основные разделы логики: понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение. По глубине изложения и общезначимости проблематики его логику называют классической: пройдя испытания на истинность, она и сегодня сохраняет свою актуальность, оказывает мощное воздействие на научную традицию.

Развитие логического знания. Дальнейшим развитием античной логики стало учение философов-стоиков, которые вместе с философско-этической проблематикой логику считают «проистечением мирового логоса», его земной, человеческой формой. Стоики Зенон (333 - 262 гг. до н.э.), Хрисипп (ок.281 - 205 до н.э.) и др. дополняют логику системой высказываний (пропозиций) и выводов из них предложили схемы умозаключений на основе сложных суждений, обогатили категориальный аппарат и язык науки. К этому времени (3 в. До н.э.) относится возникновение самого термина «логика». Логическое знание преподносилось стоиками несколько шире классического воплощения. Оно соединило в себе учение о формах и операциях мышления, искусство ведения дискуссии (диалектика), мастерство публичных выступлений (риторика) и учение о языке.

В Новое время в период широкого распространения в Европе естественнонаучного знания (механика, география и т. Д.) возникают потребности в дополнении системы дедуктивных умозаключений принципами индуктивного мышления. Накопленный эмпирический, фактический материал, частные случаи из практики и жизни путем сравнений и обобщений оказалось возможным построить так, что они приведут к истинным суждениям общего характера. Знание о единичных вещах может «навести» (лат.: inductio) на мысль о наличии общих закономерностей их существования. Это свойство мышления как научную закономерность в противоположность схоластическим рассуждениям отметил в своем труде «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы» английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Он выступил, таким образом, родоначальником индуктивной логики

Специфику научного познания отразил в рационалистической методологии французский мыслитель Нового времени Рене Декарт (1596 - 1650). В «Рассуждении о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» и «Правилах для руководства ума» он формулирует важнейшие методы познания: аксиоматический, аналитический и синтетический, а также, в завершении познания, метод систематический. Высшей формой реализации рационалистической методологии, по Декарту, является математика. Логике отводится роль методологии познания, способной обнаружить пути обретения новых истин, приращения знания.

Основополагающие идеи математической (или символической) логики были предложены немецким мыслителем Г.В.Лейбницем (1646 - 1716) в работах «Об искусстве комбинаторики», «Опыт универсального исчисления», «О математическом определении силлогических форм» и др. Он развивает вопросы традиционной логики (формулирует закон достаточного основания, работает над систематизацией категорий логики и пр.), но больше внимания уделяет формализации языка, математизации стиля логического мышления. С этого времени в логике стали использоваться специальные знаки-символы, не употребляющиеся в естественном языке. Лейбниц впервые исследовал возможности арифметизированного логического вывода на основании соответствия законов логики и законов математики. Этим ставится цель привести теоретические научные рассуждения к математическим расчетам, благодаря которым возможно разрешить любой спор и прийти к истине.

На смену традиционной логике приходит математическая, заключающая мыслительные формы в строгие формулировки правил и теорем, реализуемых в аналитических приемах мыслительной деятельности.

В ХIХ в. символическая логика становится наиболее привлекательной сферой логического знания. Среди наиболее известных представителей математической логики выделяется английский математик Д. Буль (1815 - 1864). В работах «Математический анализ логики» и «Исследование законов мышления» он закладывает основы алгебраических исчислений конкретных элементов (классов) как отношений (операций). Буль стремился перевести на язык знаков отношения между идеями, объектами и абстрактными системами. Булева алгебра - это решение логических задач путем использования трех операций: а) сложение классов (А U В), умножение классов (А? В), и дополнение к классу (А?). Алгебра Буля была применима и в прикладных случаях, например, при интерпретациях конкретно-релейных схем, в исчислениях при программировании в ЭВМ и т.д.

Формальная и символическая логика. Формальная (традиционная) логика предметом своего исследования имеет исследование основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение), законов, находящиеся в их сфере, непосредственно не опираясь на конкретное содержание мысли. Формальная логика абстрагируется от исторического процесса, от развития практических и познавательных способов действия.

Символическая (математическая) логика может быть представлена как формальная, как ее формализованная часть. Основной своей задачей она видит построение логических исчислений путем математических формул, аксиом и следствий. Она излагает формы мышления в системе знаков и специальных символов.

Современная формальная логика предусматривает изучение мыслительных операций и перенесение логических форм на общие образцы теоретического знания. Современная символическая логика является самостоятельным направлением логического знания, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, помимо сложных вычислительных операций, она широко используется в лингвистике (при переводах с одного языка на другой), технической сфере (при управлении приборами), в компьютерном программировании и пр.

Формальная и диалектическая логика. Формально-логические схемы, так сказать, безразличны (нерелевантные) к сущности познаваемых предметов. Сущность - совокупность внутренних качеств и признаков предмета, выражающих его содержание. Важнейшими способами проникновения в сущность вещей является обнаружение противоречивого единства их признаков, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи с другими предметами. В процессе такого познания важно абстрагироваться от несущественного, случайного, концентрируя познания на атрибутивных признаках.

В отличие от формальной, логика диалектическая своим предметом имеет исследование возникновения и развития фрагментов действительности, в том числе и логических форм и законов. Это - познание развивающегося мышления. В основе логики диалектической находится ряд принципов: а) принцип развития, б) принцип историзма, в) принцип всесторонности, г) принцип конкретности и др. Центральным понятием диалектической логики является диалектическое противоречие.

Диалектическая логика, накапливая и обобщая свое знание в течение всего периода развития логики, в систематизированном виде была изложена в немецкой классической философии. В работах И. Канта (1724 - 1804) «Критика чистого разума» и «Критика способности суждения» проведено обоснование трансцендентальной логики, определяющей происхождение, содержание и объективную значимость априорных знаний. В философии Гегеля (1770 - 1831) нашла свое завершение объективно-идеалистическая система диалектической логики как всеобщей формы самопознания и саморазвития понятия. В работе «Наука логики» он не только подвергает критике формально-логические законы мышления как «неонтологические», но и обосновывает принципиально иное содержание логических знания - законов, понятий и умозаключений, в основе которых находится диалектика мышления объективного духа.

Новый этап в понимании диалектической логики связан с именами К. Маркса (1818 - 1883) и Ф. Энгельса (1820 - 1895). В работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», К. Маркса «Капитал» и др. толкование развивающихся форм основывается не на изначальности «саморазвивающегося понятия», а на обнаружении диалектических изменений в самом объективном (материальном) мире. Природа и общество, с их точки зрения, являются основанием для понимания законов диалектического мышления. В марксистской диалектике с материалистических позиций формулируются три важнейших закона диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного превращения количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания), основные принципы и категории материалистической диалектики.

Если формальная логика познает формы мышления посредством анализа важнейших признаков без непосредственной связи с конкретным предметом, в обобщенном и абстрагированном виде, то диалектическая логика акцент изучения сущности мыслимых предметов переносит на анализ предметов и процессов в движении, развитии и взаимосвязи. В этом случае несущественные, случайные признаки отсеиваются, аннулируются, а существенные выделяются, актуализируются.

Тем не менее, нельзя противопоставлять диалектическую и формальную логику. Они изучают один и тот же объект - человеческое мышление, предметом обеих являются закономерности мыслительной деятельности. Мышление подчиняется и формальным логическим законам как фундаментальным, и диалектическим как развивающимся. Мыслить диалектически невозможно без постижения и учета законов формальной логики. Т.е., возможно заключить, что современное логическое знание включает в свою структуру две взаимосвязанные и относительно самостоятельные науки: формальную логику (частью которой является логика символическая) и диалектическую логику. Причем, признавая фундаментальное значение логики в построении всякого правильного мышления, научно-теоретическое познание требует продолжения изучения сущности явлений и структур мысли путем обнаружения противоречий в природе, обществе и в человеческом мышлении.

Задачи и упражнения

1. Пользуясь математической последовательностью действий, раскройте секрет угадывания чисел. Задумайте любое число, отнимите от него 1, результат умножьте на 2, из полученного произведения отнимите задуманное число и сообщите результат. Как отгадать задуманное товарищем число?

2. Как отмерить 6 литров воды, если имеются ёмкости 9 литров и 4 литра:

3. В античной риторике была разработана схема построения выступления, состоящая их пяти важнейших этапов. Расположите их в логической последовательности:

произношение, словесное оформление, изобретение, план, запоминание.

4. Составьте подробную логическую схему или таблицу, раскрывающую историю развития логического знания.

Аксиологические концепции в русской философии

Аксиологию можно определить как философское исследование природы ценностей. Философский словарь / под ред. М.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - С.12. Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло исторический путь развития...

Гипотеза, логическое строение гипотезы

История возникновение и развитие науки

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика...

История логики

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связан-ную с историей развития общества в целом. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой...

История развития системного анализа

Вопрос о научном подходе к управлению сложными системами впервые в конкретном виде был поставлен А. М Ампером (1735 - 1876) в его работе «Исследование философии наук, или аналитическое изложение классификации всех человеческих знаний»...

Классическое славянофильство 1830-1860 г

Временем зарождения славянофильства считается зима 1838-39гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С. Хомяковым («О старом и новом») и И.В. Киреевским («В ответ А.С. Хомякову»). В 1839г. К...

Логика Аристотеля

Логика - это наука о доказательстве, и, таким образом, необходимо разделить все умозаключения на истинные и ложные. У Аристотеля истина - это соответствие утверждения бытию, ложь - несоответствие. Истина есть факт не онтологический...

Логика и риторика

Вопросы для обсуждения: 1. Специфика логики как науки. Роль логики в формировании логической культуры человека. 2. Логические учения античности...

Определение логики

Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Эта наука появилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако...

Основные этапы развития логики

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой...

Проблема сознания в философии

Самые первые представления о сознании возникли в древности...

ЛОГИКА КАК НАУКА


1. Предмет логики

2. Возникновение и развитие логики

3. Язык логики

4. Формы и законы мышления


1. Предмет логики

Ключевые слова: логика, мышление, чувственное познание, абстрактное мышление.

Логика (от греч.: logos – слово, понятие, разум) – наука о формах и законах правильного мышления. Механизм мышления исследуется рядом наук: психологией, гносеологией, кибернетикой и т. п. Предметом научного логического анализа являются формы, приемы и законы мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир и себя самого. Мышление – это процесс опосредованного отражения реальности в виде идеальных образов.

Формы и приемы мышления, способствующие познанию истины. Знание о явлениях мира человек приобретает в процессе активного целенаправленного познания: субъект - объектного взаимодействия человека с фрагментами реальности. Познание представлено несколькими уровнями, рядом форм и приемов, приводящих исследователя к правильным выводам, когда истинность исходных знаний предполагает истинность выводов.

Нам известно, что первым уровнем выступает чувственное познание. Оно осуществляется на основе органов чувств, их осмысления и синтеза. Напомним основные формы чувственного познания:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) представление.

Этот уровень познания имеет ряд важнейших приемов, среди которых выделяется анализ и систематизация ощущений, выстраивание впечатлений в целостный образ, запоминание и воспоминание ранее усвоенного знания, воображение и др. Чувственное познание дает знание о внешних, отдельных свойствах и качествах явлений. Человек же стремится к познанию глубинных свойств и сущностей вещей и явлений, закономерностей бытия мира и общества. Поэтому он прибегает к исследованию интересующих его проблем на абстрактно-теоретическом уровне. На этом уровне складываются такие формы абстрактного познания как:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

Прибегая к данным формам познания, человек руководствуется такими приемами как абстрагирование, обобщение, отвлечение от частного, выделение существенного, выведение нового знания из ранее известного и пр.

Отличие абстрактного мышления от чувственно-образного отражения и познания мира. В результате чувственного познания у человека формируются знания, полученные непосредственно из опыта в виде идеальных образов на основании ощущений, переживаний, впечатлений и др. Абстрактное мышление знаменует собой переход от изучения отдельных сторон предметов к постижению законов, общих связей и отношений. На этой стадии познания наступает воспроизведение фрагментов действительности без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром путем замещения их абстракциями. Отвлекаясь от единичного предмета и временного состояния, мышление способно выделять в них общее и повторяющееся, существенное и необходимое.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – основное средство фиксации мысли. В языковой форме излагаются не только смыслы содержательные, но и логические. С помощью языка человек формулирует, выражает и передает мысли, фиксирует знание.

Важно понять, что наше мышление опосредованно отражает реальность: через ряд взаимосвязанных между собой знаний путем логических следований оказывается возможным прийти к новому знанию, не соприкасаясь непосредственно с предметно-чувственным миром.

Значение логики в познании вытекает из возможностей выведения достоверного знания не только формально-логическим путем, но и диалектическим.

Задача логического действия заключается, в первую очередь, в обнаружении таких правил и форм мышления, которые безотносительно к конкретным смыслам будут всегда приводить к истинным выводам.

Логика изучает структуры мышления, приводящие к последовательному переходу от одних суждений к другим и образующие непротиворечивую систему рассуждений. Она выполняет при этом важную методологическую функцию. Суть ее состоит в разработке исследовательских программ и технологий, пригодных для получения объективного знания. Это способствует вооружению человека основными средствами, методами и способами научно-теоретического познания.

Второй основной функцией логики является аналитико-критическая, реализуя которую, она выступает средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика способна выполнять и теоретико-познавательные задачи. Не останавливаясь на построении формальных связей и элементов мышления, логическое знание способно адекватно объяснить смысл и значения выражений языка, выражать отношения между познающим субъектом и познавательным объектом, а также обнаруживать логико-диалектическое развитие объективного мира.

Задачи и упражнения

1. Один и тот же кубик, на гранях которого расположены цифры (0, 1, 4, 5, 6, 8), находится в трёх различных положениях.

0
4
0
4
5

С помощью чувственных форм познания (ощущения, восприятия и представления) определите, какая цифра находится в нижней части кубика во всех трёх случаях.

2. Светлана, Лариса и Ирина изучают в вузе разные иностранные языки: немецкий, английский и испанский. На вопрос, какой язык изучает каждая из них, их подруга Марина робко ответила: «Светлана изучает английский, Лариса не изучает английский, а Ирина не изучает немецкий». Оказалось, что в этом ответе лишь одно утверждение является истинным, а два – ложным. Какой язык изучает каждая девушка?

3. Иванов, Петров, Степанов и Сидоров – жители г.Гродно. Их профессии – кассир, врач, инженер и милиционер. Иванов и Пертов – соседи, они всегда ездят на работу вместе на автомобиле. Петров старше Сидорова. Иванов всегда обыгрывает Степанова в шахматы. Кассир всегда ходит на работу пешком. Милиционер не живёт рядом с врачом. Инженер и милиционер встречались единственный раз, когда первый оштрафовал второго за нарушение правил дорожного движения. Милиционер старше врача и инженера. Кто есть кто?

4. Друзья-мушкетёры Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян решили позабавиться перетягиванием каната. Портос с д’Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал вместе с Атосом, то они одержали более трудную победу над д’Артаньяном и Арамисом. А когда Портос с Арамисом боролись против Атоса с д’Артаньяном, то никто не смог перетянуть канат. Как по силе распределяются мушкетёры?

Составьте логическую схему взаимосвязи уровней и форм познания.

2. Возникновение и развитие логики

Ключевые слова: дедукция, формальная логика, индуктивная логика, математическая логика, диалектическая логика.

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Основоположником логики как науки, создателем формальной логики принято считать древнегреческого философа, античного ученого энциклопедического ума Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). В книгах «Органона»: «Топика», «Аналитики», в «Герменевтике» и др. мыслитель разрабатывает важнейшие категории и законы мышления, создает теорию доказательства, формулирует систему дедуктивных умозаключений. Дедукция (лат.: выведение) позволяет выводить истинное знание о единичных явлениях, исходя из общих закономерностей. Аристотель впервые подвергает исследованию само мышление как активную субстанцию, форму познания и описывает условия, при которых оно адекватно отражает действительность. Логическую систему Аристотеля часто называют традиционной, поскольку в ней содержатся основные теоретические положения о формах, и приемах мыслительной деятельности. Учение Аристотеля включает в себя все основные разделы логики: понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение. По глубине изложения и общезначимости проблематики его логику называют классической: пройдя испытания на истинность, она и сегодня сохраняет свою актуальность, оказывает мощное воздействие на научную традицию.

Развитие логического знания. Дальнейшим развитием античной логики стало учение философов-стоиков, которые вместе с философско-этической проблематикой логику считают «проистечением мирового логоса», его земной, человеческой формой. Стоики Зенон (333 – 262 гг. до н.э.), Хрисипп (ок.281 – 205 до н.э.) и др. дополняют логику системой высказываний (пропозиций) и выводов из них предложили схемы умозаключений на основе сложных суждений, обогатили категориальный аппарат и язык науки. К этому времени (3 в. До н.э.) относится возникновение самого термина «логика». Логическое знание преподносилось стоиками несколько шире классического воплощения. Оно соединило в себе учение о формах и операциях мышления, искусство ведения дискуссии (диалектика), мастерство публичных выступлений (риторика) и учение о языке.

1. Предмет формальной логики и ее значение. Понятие логической формы.

2. Исторические этапы развития логической науки.

3. Взаимосвязь логики и философии. Логика формальная и диалектическая.

1. Одной из важнейших и существеннейших характеристик человека является та, что он обладает сознанием, а основой, сердцевиной сознания выступает мышление, заключающееся в способности человека отображать мир в логических формах, таких как понятия, суждения и умозаключения. Мышление принадлежит к тем сложнейшим явлениям, для изучения которых требуется целый спектр различных подходов, методов и приемов, в силу чего оно стало предметом исследования большой группы наук: философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и др. Логика, а точнее сказать – формальная логика, к изучению которой мы приступаем, занимает в этом ряду одно из центральных мест.

Само название «логика» произошло от греческого слова «логос», принимавшего у древнегреческих мыслителей в зависимости от контекста различные значения: «мысль», «слово», «учение», «закон» и др. Это обстоятельство не могло не сказаться и на смысловом значении термина «логика», который до сих пор используется не только для обозначения науки о формах и правилах мышления, но и для характеристики самого процесса мышления (когда говорят, к примеру, о логичности тех или иных мыслительных выводов или отсутствии логики в тех или других высказываниях). Слово «логика» зачастую также употребляют для выражения закономерностей развития тех или иных событий и процессов (когда говорят о «логике развития ситуации», «логике вещей» и т.д.).

В отличие от других наук о мышлении формальная логика исследует его, прежде всего, со стороны тех форм, в которых оно существует и реализуется в языке. При этом содержательный аспект мышления, хотя и учитывается, но не является предметом специального анализа. Иначе говоря, изучаемая нами научная дисциплина в первую очередь изучает формальные условия надежного и доказательного мысленного вывода, обеспечивающие результативность мышления как средства познания окружающего мира.

Конечно, было бы наивно утверждать, что способность правильно, т.е. логично, мыслить появляется только в результате изучения логики. Напротив, сама логика возникла в результате внимательного изучения мыслительной и, соответственно, речевой деятельности людей. В то же время изучение логики, законов и приемов мыслительной деятельности значительно повышает культуру мышления, способствует развитию четкости, стройности, последовательности и доказательности рассуждений, аргументированности и убедительности выводов. Минимум логических знаний, приобретаемый студентами в учебном курсе логики, делает их интеллектуальную деятельность не только более основательной, но и более экономной, так как помогает выйти за пределы конкретного материала, частных случаев и увидеть в них общее и закономерное. У человека, стремящегося к совершенствованию своих знаний и умений, к повышению уровня своей профессиональной деятельности, возникает потребность размышления о сущности того дела, которым он занимается. Не является исключением и интеллектуальная деятельность, которая составляет основу профессиональной деятельности не только ученого, писателя, но и юриста, экономиста, инженера и других специалистов. И здесь не обойтись без знания законов и правил мышления, обеспечивающих его истинность, т.е. логики.

Наконец, знание логики позволяет человеку обезопасить себя, а также часто и других людей от попыток ввести их в заблуждение путем различных логических уловок – софизмов. Такие попытки предпринимались еще в глубокой древности и имеют место до сих пор, причем часто носят корыстный характер. Уметь увидеть и раскрыть логическую несостоятельность таких попыток и тем самым предупредить серьезные ошибки, которые могут привести к отрицательным последствиям, помогает изучение логики как науки о мышлении, ведущем к истине.

Как уже отмечалось выше, формальная логика имеет дело, прежде всего, с логическими формами и законами их связей. Логические формы представляет собой исторически сложившиеся устойчивые способы выражения мыслей и связей между ними. В каждом мыслительном акте можно вычленить предмет мысли и то, что мыслится об этом предмете – его свойствах, состоянии, действиях, отношениях с другими предметами. Мысль о предмете, выраженная в такой логической форме, как понятие, вступает в логические связи с другими мыслями в логических формах суждения и умозаключения. На их основе в свою очередь строятся гипотезы, доказательства, опровержения и другие логические рассуждения.

Связь элементов (форм) мысли носит устойчивый характер, обусловленный исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. При этом важно подчеркнуть, что свои формальные операции и законы логика как наука не изобретает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Эти отношения, в конечном счете, определяются наиболее общими свойствами реальной действительности. «...Логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира».

Между тем свойство всеобщности логической формы вовсе не свидетельствует о ее бессодержательности и априорности (существовании в уме до всякого опыта), а указывает лишь на то, что она отражает простейшие, наиболее массовидные свойства и отношения реального мира, общие для всех его вещей и явлений. Поэтому и отражающая эти свойства и отношения логическая форма мышления находит универсальное применение во всех областях науки. Всеобщность логической формы не подрывает, а еще больше подтверждает ее объективное содержание.

Человеческие знания, выраженные посредством мыслей, представляют собой отражение внешнего мира, своеобразную «копию» объективного оригинала. Однако в самом внешнем мире логической формы нет, она существует только в мышлении, выражает его внутреннюю структуру. Поэтому неправомерно стремиться обязательно найти для каждой специфической «фигуры», выражающей логическую форму ее аналог во внешнем мире, ибо это приводит к стиранию качественного различия между внутренним строением мысли и объективным ходом вещей.

Логика действительно абстрагируется от предметного содержания мысли, она лишь стоит на страже формальной правильности нашего мышления. Однако такая правильность, в конечном счете, определяется объективным содержанием мыслей и потому в свою очередь обусловливает объективную истинность наших знаний о мире. Иллюзия формальной правильности при ложном содержании получается только в результате отрыва логической формы от фактического обоснования мысли.

Логика призвана изучать исторически сложившуюся, проверенную практикой логическую форму, в которой выражено истинное знание. Правда, формальная логика не исследует всех условий достижения истины, но она неизменно предполагает эту истинность, ибо ложное содержание мысли, как правило, нарушает логическую форму, и наоборот – нарушение логической формы ведет к ложному выводу.

2. Формальная логика – одна из древнейших наук. Изучением логических форм занимались философы еще в XI–V веках до н.э. Они разрабатывали некоторые вопросы структуры мышления и языковых грамматических форм, в которых оно реализуется. Это было связано прежде всего с запросами развития ораторского искусства и ведения дискуссий по различным вопросам жизни государства, этики и эстетики. Наиболее распространены были такие дискуссии на родине античной демократии – в Древней Греции, где выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Другим важным стимулом развития логики были запросы становящегося научного знания, особенно математики.

В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), Сократ (469 - 399 до н.э.), Платон (427- 347 до н.э.). Однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель (384–322 до н.э.). Он впервые обстоятельно и всесторонне исследовал основные для науки логики вопросы: систематизировал формы мышления − понятие, суждение, умозаключение, сформулировал логические законы − закон тождества, противоречия, исключенного третьего, вывел логические правила дедуктивного умозаключения и доказательства. Ему принадлежат шесть логических трактатов, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон» (орудие, метод исследования).

Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, по его мнению, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира. Логику он рассматривал как науку об утверждении истины и опровержении ложных суждений, искажающих действительное положение вещей.

В средние века, когда философию превратили в служанку теологии (богословия), логика Аристотеля была оторвана от объективной основы и подчинена интересам богословия. Однако логические исследования, отстаивающие материалистические основы учения о мышлении и познании, продолжались. В работах, например, таджикского философа Ибн-Сины (Авиценна) (980–1037) развиваются основные принципы логики Аристотеля.

Зарождение капитализма, развитие промышленности, мореплавания и торговли в Новое время (XVI–XVII вв.) поставили новые задачи научного познания природы и самого мышления. Аналитический подход к окружающему миру определил развитие индуктивной логики как метода выведения из опытного знания об единичных общих положений для целых классов явлений. Это способствовало массовому открытию законов науки. Разработка этого нового направления в логике связана с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561–1626).

В дальнейшем логика разрабатывалась многими мыслителями, среди которых необходимо отметить французского философа и математика Рене Декарта (1596–1650), углубившего аристотелевское учение о дедукции, немецкого философа и математика Готфрида Лейбница (1646–1716), сформулировавшего четвертый логический закон – закон достаточного основания. Ему же принадлежит идея перевода логики на язык математики с целью облегчения проверки истинности результатов мышления. Он, в частности, писал, что единственное средство улучшить наши умозаключения это сделать их, как у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами, и, если среди людей возникнет спор, нужно просто сказать: «Посчитаемся, тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав». Идея Лейбница о возможности и продуктивности сведения логических рассуждений к вычислениям в течение многих лет не находила развития и применения.

Успехи опытного естествознания XVI–XVII веков характеризовались прежде всего развитием математики и механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался и на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, то есть распространили их действие не только на мышление, но и на внешний объективный мир. Логическая форма рассматривалась в качестве принципа бытия.

Исходным принципом метафизики был объявлен формально-логический закон непротиворечия. Недопустимость логического противоречия в нашем мышлении толковалась как доказательство отсутствия реальных противоречий в самой действительности. Все явления природы представлялись тождественными себе и непротиворечивыми внутри себя. Метафизика извращала тем самым предмет и характер законов формальной логики.

Против абсолютизации законов логики выступили с идеалистических позиций немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Так, И. Кант обычную логику трактовал сугубо формалистически, в полном отрыве от содержания мысли. Он выдвинул иной тип логики (трансцендентальной), в которой логические формы рассматриваются как априорные (существующие до всякого опыта, т.е. врожденные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знания явлений опыта (сущность вещей, по Канту, непознаваема). Помимо трансцендентальной логики Кант признавал и существование «чисто формальной» логики, которая имеет дело с «чистыми формами мышления».

Обстоятельную критику кантовского априоризма (и агностицизма) дал Г. Гегель В то же время он критически относился вообще к формальной логике как «метафизической». Свое отношение к формальной логике он строил исходя из объективно-идеалистически понятого положения о тождестве законов мышления и бытия. Законы мышления, по мнению Гегеля, носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности, определяя ее развитие. Но такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития абсолютной Идеи (мировой Мысли), «инобытием» которой является внешний мир.

К. Маркс и Ф. Энгельс стремились очистить гегелевскую диалектику от мистической оболочки, органически соединить ее с материализмом. С этих диалектико-материалистических позиций К. Маркс и Ф. Энгельс установили подлинный смысл формальной логики, ее место и роль в системе научного знания. Отбрасывая метафизику, они не отрицали формальную логику; напротив, подчеркивали ее большое познавательное значение как метода движения мысли от известного к познанию неизвестного.

С конца XIX века формальная логика шагнула далеко вперед. В XX веке возникла математическая логика, которая, опираясь на указанную выше идею Г. Лейбница, широко применила метод математической формализации и специальный аппарат символов к определенному кругу логических операций (Б. Рассел, Д. Гильберт, В. Аккерман и др.). Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и проч. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли отечественные математики А. П. Колмогоров, А. А. Марков, П. С. Новиков и другие.

Однако математическая логика не охватывает всех проблем естественной логики мышления. За формальной логикой остаются свои познавательные функции и весьма важная методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины. Изучение естественной логики мыслительного процесса, знание логических форм, выраженных в обычном словесном языке, и логических законов, ими управляющих, сохраняют свое значение для формирования логической культуры всякого образованного человека.

3. Формальную логику часто называют элементарной, и это название в целом правильно выражает ее природу и познавательную роль. Однако элементарное в нашем сознании нельзя представлять как нечто примитивное. Элементарное − это более или менее простое, исходное, но именно потому оно является обязательным, непременным моментом в системе человеческих знаний. Так и правила формальной, или элементарной, логики составляют начальный и совершенно необходимый момент в структуре познающего мышления.

Вместе с тем анализ одной лишь формальной правильности мышления свидетельствует об ограниченности задач формальной логики по сравнению с логикой диалектической, исследующей условия соответствия наших мыслей объективной действительности не только формально, но и содержательно.

Обеспечивая логическую правильность нашей мысли, формальная логика вносит свой вклад в научную теорию познания, хотя она не охватывает всех сторон познавательного процесса. Одно следование законам формальной логики не обеспечивает познания истины. Соблюдение этих законов необходимо, но оно не решает всех задач научного познания, не анализирует всей полноты условий достижения объективной истины. Требования формальной логики нельзя игнорировать, потому что без них невозможно выводное знание, но было бы ошибочным и абсолютизировать их (считать не только необходимыми, но и достаточными), впадая тем самым в метафизику.

Материалистическая диалектика преодолевает ограниченность формальной логики, логическую форму она рассматривает в единстве с конкретным содержанием наших мыслей и только в этой неразрывной связи решает вопрос о соответствии их объективному ходу вещей. Преодолевая «узкий горизонт» формальной логики, диалектическая логика дает ей теоретико-познавательную основу, определяет место среди других наук, ее познавательное значение, природу основных логических положений и границы их применения. Диалектика не устраняет формальной логики, а только лишает ее законы абсолютного значения.

Она поднимает наше мышление на более высокую ступень. Но и здесь в процессе познания противоречивой сущности вещей требование логической стройности мысли остается правомерным и необходимым. На каждом уровне научного познания диалектика не только «уживается» с формальной логикой, но подчеркивает ее необходимость, показывает, что без изучения формальной логики нельзя овладеть диалектическим способом мышления. Для усвоения диалектического метода необходимо в качестве предпосылки научиться элементарно правильному мышлению без нарушения законов и правил формальной логики. «...Кто не умеет мыслить логически последовательно и непротиворечиво, тот не сумеет мыслить и диалектически», – писал известный отечественный философ Б.М.Кедров.