Чтение комбинаций букв на английском языке. Английская транскрипция: произношение букв и звуков на английском

  • 21.10.2019

Английский язык — один из самых распространённых и востребованных в мире. Перед началом обучения стоит отметить, что «инглиш», в отличие от немецкого, имеет «подводные камни», на которые можно наткнуться при чтении текстов. В английском есть конкретные правила, касающиеся чтения определённых сочетаний букв. Их следует запомнить, так как без правильного произношения, даже при знании большого количества слов, человек не сможет общаться с носителем языка.

Подготовка

Перед тем как научиться читать по-английски, придется освоить специальную гимнастику для языка. Тогда будет проще произносить звуки иностранного алфавита. Также необходимо создать нужную атмосферу. Вокруг обучающегося не должно быть ничего отвлекающего, телефон лучше отложить в сторону, а телевизор и радио выключить. Комната для занятий должна быть прибрана и хорошо освещена. Дело в том, что посторонние предметы и количество света в помещении влияют на учебные способности индивида. А если до занятий проветрить квартиру, то сконцентрироваться на работе будет ещё проще.

До начала урока необходимо составить небольшой план, в котором отражены темы, над которыми предстоит работать. Иначе результат будет невысокий, так как ученик будет без надобности задерживаться на каждом подразделе. Да и с планом удобнее отслеживать прогресс освоение языка.

Самые главные правила

Самое главное отличие английского от русского — на чтение той или иной буквы (или группы букв) влият их окружение. Важно учитывать это, прежде чем заучивать правила произношения.

Основа правильного чтения на английском языке - умение различать 2 вида слогов.

  1. Открытый - после согласного стоит гласная (например: take). В этом случае гласный звук читается так, как он стоит в алфавите, а согласный - в зависимости от окружения.
  2. Закрытый - когда после гласной нет вообще никакого звука или идёт другой согласный (например: cut). В этом случае гласный имеет другое произношение, а согласный - также в зависимости от рядом стоящих букв.

Пошаговый план обучения с нуля

Рассмотрим более подробно все пункты изучения правил чтения согласный и гласных начиная с азов.

Как и в русском языке , в английском есть гласные и согласные звуки. У каждой буквы есть определённое произношение. Оно встречается в словах с открытыми слогами.

Буква Произношение Пример слова
A a [эй] Name - [нэйм]
B b [б] But - [бат]
C c [к] или [с] (перед «е») Cup - [кап] или Ice - [айс], так как «с» стоит перед «е»)
D d [д] Dog - [дог]
E e [и] Me - [ми]
F f [ф] Fox - [фокс]
G g [дж] Go - [го]
H h [х] с предыханием Hot - [хот] (звук читается на выдохе, не так грубо, как по-русски)
I i [ай] Like - [лайк]
J j [дж"] Juice - [джюс] (звук произносится мягко)
K k [к] с предыханием Key - [ки] (звук произносится на выдохе, гораздо тише, чем на родном языке)
L l [л] Like - [лайк]
M m [м] My - [май]
N n [н] Nest - [нэст]
O o долгий [о] Box - [бокс] (долгий «о» с округлением губ в конце звука, звучит практически, как плавный [оу]).
P p [п] с предыханием Pen - [пэн] (согласный как будто вылетает с потоком воздуха, произносится не так громко, как по-русски)
Q q [к"] Qwerty - [квёти]
R r [р] «американское» Rocket - [рокэет]
S s [с] или [з] на конце слова Sun - [сан] Rose - [роуз]
T t [т] Tip - [тип]
U u ["ю] Tune - [тьюн] (перед [ю] обычно произносится дополнительный [й], как будто перед ней стоит разделительный знак, напоминает по произношению слово «вьюга»).
V v [в] Violin - [вайлин]
W w [в] Wolf – [вулф]
X x [кс] Box - [бокс]
Y y [и] My - [май]
Z z [з] Zebra - [зэбра]

Но не в каждом случае чтение соответствует тому, что представлено в этой таблице. Разберём подробнее.

Согласные в английском в большинстве случаев читаются как в представленной таблице. Есть ряд букв, которые в определённой позиции будут представлять определённый звук.

Сочетание Как произносится Пример употребления
age [эйдж] в ударной позиции или [идж] в безудорной Hage - [пэйдж], Language - [лэндвидж]
au или aw [о] долгая или [оу] Austria - [оустрэлия],
Law - [ло]
er В ударной позиции произносится как [ё], в безударной - как [э] Detter - [бэтэ], Her - [хё]
gh Вообще не произносится Night - [найт]
Ssion, sion, cial, tion [шл] Special - [спешл], Mission - [мишн], Position – [посишн], Version - [вершн].
wa

  • в закрытом слоге - [во]

  • в открытом слоге - [вэй]

Want - [вонт], Wake - [вэйк]
wh [х] Who - [ху]
ck [к] Black [блэк]
kn [н] Know [ноу]
sh [ш] She [ши]
ch, tch [ч] Catch [[кэч], Champagne [чемпион]
th Что-то среднее между [с] и [ф] Think [финк] или [синк]
ph [ф] Photo [фотоу]

С гласными сложнее. Для каждой позиции и для разного окружения, есть определённые правила чтения гласных. Всего в английском языке 6 гласных. Разберём каждую.

Буква Варианты произношения Примеры
A [эй] - в открытом слоге Lake - [лэйк]
[э] - в закрытом слоге (называют лягушкой, т. к. рот открывается, словно у лягушки) Map - [мэп]
[а] короткий - в закрытом слоге, который оканчивается на r Car - [ка]
[о] - в сочетаниях с «ll» и «u» Tall - [тол]
O [оу] - в открытом слоге Home - [хоум]
[о] короткий - в закрытом слоге Boss - [бос]
[о] - в сочетаниях с «r» Horse - [хос]
[у] - в сочетании «oo» Food - [фуд]
[ау] - в сочетаниях с «w» Now - [нау]
[ой] - в сочетаниях с «y» Boy - [бой]
U [ю] - в открытом слоге Blue - [блю]
[ʌ] - в закрытом слоге Cup - [кап]
[ё] - в сочетаниях с «r» Hurt - [хёт]
E [и] долгий - в открытом слоге, а также в сочетаниях с «e» и «a» He - [хи], meet – [мит]
[e] - в закрытом слоге Leaf – [лиф]
[ё] - в сочетаниях с «r» Her - [хё]
I [ай] - в открытом слоге Fine - [файн]
[и] - в закрытом слоге Big - [биг]
[ё] - в сочетаниях с «r» Girl - [гёл]
Y [ай] - в конце слова Cry - [край]
[е] - в начале слова Yellow - [елоу]

Чтобы не зазубривать произношение каждого слова, нужно выучить, как звуки в определённой позиции записываются в транскрипции. Тогда при дальнейшем изучении можно будет без проблем заглянуть в словарь и узнать правильное произношение.

Видео урок

Пособия каких авторов использовать

В идеале, конечно, лучше купить иностранную литературу таких издательств, как Cambridge или Oxford. Русских авторов использовать можно, но с осторожностью. Чаще всего в отечественных учебниках много ошибок. Не стоит использовать советские методички, так как там большое количество неточностей в произношении.

Знание английского языка стало уже нормой и привычным делом в обществе, однако перед теми, кто только начинает изучать его, встает много вопросов, в том числе по поводу верного произношения не только слов, но даже букв. Их, к слову, в английском языке 26. Звуков же намного больше - сразу понять, как читается каждая из букв иногда не по силам даже носителям. Именно особенности произношения букв делают английским сложным для изучения и понимания. Но приложив усилия, всегда можно добиться хороших результатов.

Самостоятельное изучение английского языка и правил чтения в нем требует большой самодисциплины. Только приложив максимум усилий, вы сможете добиться результатов - тренироваться в чтении нужно ежедневно, уделяя этому хотя бы полчаса времени. Это лучше, чем если вы будете возвращаться к учебе один-два раза в неделю.

Правила чтения букв в английском языке

В английском языке есть ряд правил, без знания которых освоение грамотного чтения невозможно. Напомним, что звуков в английском целых 44 - это означает, что одна буква может читаться разными способами в зависимости от того, где она стоит и чем окружена.

Чтение согласных

Произношение большого количества английских согласных не вызывает затруднений, потому они читаются также, как и русские. К таким буквам относят m , n , l , b , f и z и другие. Согласные t и d тоже можно отнести в эту группу, но с небольшим уточнением - произносить их следует с некоторым придыханием: dantist, door , tape , talk .

С остальными буквами требуется освоить простые правила, без которых ориентироваться в правильном произношении будет трудно:

Буква c имеет два вида произношения. Если она стоит перед такими гласными, как i , e и y , то читается она как буква [ s ]: city , cite , spice, ice.

В остальных случаях перед гласными а , о , u и другими согласными она будет читаться как [ k ]: comfort , confuse , dictionary, clean .

С буквой g ситуация такая же - в сочетании с буквами i , e и y она читается как [ ]: gymnastics , Georgia , general, age . Но здесь есть слова-исключения, произношение которых надо запомнить: в get , give , forget , begin , girl согласная читается как [ g ]. Перед гласными а , о , u и другими согласными буква произносится как [ g ]: good, gold, galaxy, glad

Буква q в сочетаниях с гласными встречается только в виде qu и читается как [ kw ]: quality , queen , quake, equipment .

Произношение буквы j запомнить несложно: во всех случаях она читается как [ ]: june , jacket , jungle, jet .

Буква s читается как [ s ] в тех случаях, когда стоит в начале слова, в середине перед глухими согласными и в конце после глухих согласных: song , hipster , desk , mess . У буквы есть второй вариант прочтения - [ z ]. Он используется в случаях, когда буква стоит после гласных или между ними, а также после звонких согласных: rase , use , beds , is .

У x тоже есть свои особенности произношения. В некоторых случаях эта буква будет читаться как [ ks ] - когда стоит в конце слова, перед согласной или неударной гласной: fox , text , next , six . Буква также может читать как [ gz ], если стоит перед ударной гласной: exotic , exams , example .

Сочетания согласных букв в английском языке

Иногда рядом стоящие согласные буквы рождают новый звук, не похожий на те, что дают эти буквы по отдельности. Вот несколько таких примеров:

ch - [ ]: church , match , champion ;

ck - [ k ]: back , clock , black ;

gh - [-] (звук отсутствует): night , right , light ;

kn - [ n ]: knife , knock , knot ;

ng - [ ŋ ]: sing , thing , ring ;

nk - [ ŋk ]: prank , funk , drunk ;

ph - [ f ]: pharaoh , photographer , physics ;

sh - [ ʃ ]: shine , shape , show ;

tch - [ ]: match , watch , stretch ;

th - [ θ ] (в начале и конце знаменательных слов): tooth , thin , think ;

th - [ ð ] (между гласными и в начале служебных слов): with , they , father ;

wh - [ w ] (с гласными кроме o ): why , when , white ;

wh - [ h ] (с гласной o ): whose , who , whom ;

wr - [ r ]: wreck , wrong , wrath .

Чтение гласных

В зависимости от того, как оканчивается слово, гласные будут иметь различные типы чтения. Их всего четыре - все они для английских гласных в ударных слогах.

Открытый слог . Таким слогом называют тот, который оканчивается на гласную, в том числе в тех случаях, когда она не произносится:

A [ ei ] - fame ;

O [ ou ] - smoke ;

E [ i: ] - me ;

I [ ai ] - five ;

Y [ ai ] - try ;

U [ ju: ] - tube .

Все слова, указанные в примерах, кончаются на немую гласную, а произношение гласных в корне такое же, как в алфавите.

Закрытый слог . Он оканчивается на согласную:

A [ э ] - mad ;

O [ o ] - sport ;

E [ e ] - september ;

I [ i ] - flip ;

Y [ i ] - rhythm ;

U [ a ] - fun .

Глаcнaя + “r” . Эта согласная влияет на звучание гласной, которая стоит в корне - придает ее звучанию протяженности:

A [ a: ] - far ;

O [ o: ] - sort ;

E [ э: ] - term ;

I [ э: ] - fir ;

Y [ э: ] - byrd ;

U [ э: ] - turn .

Глacнaя + “r” + глacнaя . Согласная также, как и в вышеупомянутом случае не читается. Она лишь придает твердости той гласной, которая следует за ней:

A [ эa ] - care ;

O [ o: ] - more ;

E [ ] - where ;

I [ aiэ ] - fire ;

Y [ aiэ ] - tyre ;

U [ juэ ] - cure .

Чтение дифтонгов

Дифтонгами называют звуки, состоящие из двух гласных. Чтобы произнести дифтонг, язык должен сначала занять положение для первой из двух гласных, а затем двигаться в положение для второго гласного звука. Первый звук всегда сильнее и отчетливее второго. Все эти движения должны выполняться в пределах одного слога. Чтение этих звуков довольно затруднительно и не сразу дается тем людям, которые только начали изучать английский язык:

[ ee ] - и - free ;

[ ea ] - и - tear ;

[ oo ] - у - soon ;

[ all ] - ол - wall ;

[ ay ] - эй - day ;

[ oi ] - ой - joint .

На что обратить внимание при чтении

Акцент

Русский акцент идентифицируется иностранцами сразу же: нас отличает не слишком эмоциональный тон общения, сухое произношение звуков. Английский же язык нуждается в более “живом” подходе - здесь импульсивное произношение слов, понижение и повышение тона очень важны, потому что с помощью них англоговорящие люди показывают свое отношение к разговору, окрашивают его в нужные краски.

Интонация

Для каждого языка характерна своя мелодика речи, которая придает ему оригинальные особенности. В английском основными являются две интонации: нисходящая и восходящая. Эти тоны в языке обозначаются стрелочкой вниз для нисходящего и вверх для восходящего.

Пример:

I read a ↓ book.
Do you read a book?

Первый тон употребляется в вопросах, начинающихся с вопросительных слов, повелительных, восклицательных и утвердительных предложениях.

Пример:

This house is ↓ white - Этот дом белый ;

↓ Open the door - Открой дверь;

Where did he ↓ ride? - Где он катался?.

Восходящий используют для общих вопросов, перечислений, в просьбах.

Пример:

Do you know Sam? - Ты знаешь Сэма?;
May I ask you a question? - Могу я задать тебе вопрос?;
I have a hat, a shoes, a jacket and a ↓ socks - У меня есть шляпа, ботинки, куртка и носки.

Ударение

Оно играют большую роль в английском языке. Ударение здесь не фиксированы, а значит произносятся так, как вам хочется - в соответствии с фразой, которую вы произносите. Ударными в предложениях могут быть разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия и некоторые местоимения.

Как усовершенствовать навыки чтения на английском?

Как было сказано ранее, в вопросе изучения основ английского языка главным остается постоянная практика. Есть ряд упражнений, советов и рекомендаций, которые смогут поднять ваши навыки чтения на новый уровень. Обращаться к ним необходимо как можно чаще, даже ежедневно.

Проговаривайте детские скороговорки

Подходят для людей, которые хотят обучиться чтению с нуля и тем, кто испытывает большие трудности в верном произношении звуков. Они составлены таким образом, чтобы отрабатывать каждый звук по отдельности. Выберете те буквы, произносить которые вам сложнее всего, и повторяйте как можно чаще скороговорки, специально для них созданные - сначала медленно и разборчиво, постепенно можно начинать ускоряться.

Межзубный th :

Whether the weather is warm, whether the weather is hot, we have to put up with the weather, whether we like it or not.

Red leather, yellow leather.

Thirty thousand thirsty thieves thundered through the thicket.

Свистящий s :

She sells seashells by the seashore.

Would the single singer sing the sad song about them?

I can think of six thin things, but I can think of six thick things too.

Звук sh , который зачастую путают с th :

We surely shall see the sun shine soon.

She sells sea shells on the seashore.

She slits the sheet she sits on.

Звук f :

The first fly flies forty-four feet,
The fourth fly flies forty-five feet,
The fifth fly flies fifty-four feet.
What fly flies fifty-five feet?

Fat frogs flying past fast.

Звук j :

US students are younger than UK junkers,

UK junkers are cuter than US students.

If US students weren’t younger than UK junkers,

Could UK junkers be cuter than US students?

Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

Слушайте грамотную английскую речь

Слуховая память очень вам пригодится: слушайте носителей языка как можно чаще: это могут быть фильмы на английском, радио, подкасты, аудиокниги, обучающие материалы и многое другое.

Для начала выбирайте для прослушивания небольшие легкие тексты, которые есть у вас в напечатанном виде. Одновременно с тем, как говорит диктор, повторяйте за ним - постепенно вы запомните, как он произносит сложные для вас звуки и начнете говорить намного грамотнее и красивее.

Работайте над произношением

Не забывайте общаться с людьми, у которых поставлена правильная английская речь - с иностранцами, преподавателями, людьми, для кого английский как второй родной. От произношение зависит то, насколько хорошо вас будут понимать собеседники и слушатели.

Слушайте людей, с которыми разговариваете, очень внимательно, пытаясь повторять их интонации и произношение. Разберитесь с тем, как произносятся те звуки английского языка, которых нет в русском: поработайте над положением губ и языка и постарайтесь запомнить методику произношения букв.

Например, большинство сложностей вызывает такой распространенный в английском звук как th. В попытках русских людей прочитать его правильно много ошибок: часто он звучит как что-то между буквами с и з - такое звучание не является правильным. В ряде слов, таких как this , that и there это сочетание букв следует произносить как звук между з и д, а в словах three , think и thief - как что-то среднее между с и ф.

Пользуйтесь транскрипциями

Транскрипция - это такая система знаков, где каждый из них передает свой определенный звук. С помощью них становится намного понятнее, как произносить сложные слова, из каких звуков они состоят. Обычно транскрипциями пользуются только школьники, и очень зря - такой метод запоминания и усвоения правильного произношения звуков подойдет любому человеку. Таблица со знаками транскрипции представлена ниже:

Сочетание букв в английском языке – это явление, которое тесно связано с фонетикой, поскольку зачастую чтение consonants или vowels изменяется, если рядом с ними появляется другая буква. Важно не только ориентироваться в различных вариантах таких сочетаний, но и разбираться в том, чем отличаются те или иные способы связи отдельных букв и какие при этом особенности произношения будут возникать. Поэтому требуется рассмотреть основные буквосочетания в английском языке и привести особую классификацию такого явления, чтобы понимать весь алгоритм действий было несколько проще.

Основные принципы сочетаний английских букв

Нормы английского языка допускают сочетание букв алфавита таким образом, чтобы впоследствии были образованы новые варианты звуков. Необходимо помнить, что иногда подобные комбинации произносятся совершенно не так, как кажется на первый взгляд, и фонетика обеих букв, использованных в том или ином сочетании, может теряться.

Способы буквосочетаний в английском языке допускают образование новых звуков путем соединения двух согласных букв, двух гласных, а также комбинированный вариант из гласных и согласных. При этом определенная комбинация может быть образована и при помощи соединения трех букв; они называются трифтонги и отличаются от дифтонгов тем, что состоят именно из трех, а не из двух элементов. Поэтому необходимо рассмотреть основные правила чтения английских буквосочетаний, и начать можно с вариантов гласные + гласные.

Буквосочетания гласные + гласные

При чтении английских сочетаний букв, включающих согласные буквы, необходимо учитывать обе буквы, входящие в состав конкретной конструкции. Варианты могут быть следующими:

ai – – pain, rain;
ay – – game, pay;
ei – – deceive, weight, height;
ea – [e] – head, read, break;
ey – – key, grey, eye;
ee – – tree, screen;
ew – – new, few;
eu – – neutral, feudalism;
oo – [u] [ɔ:] [ʌ] – wool, pool, door, blood;
oa – [əu] – road, soap;
ou – – house, mouse;
ie – [e] – friend, field, diet.

Все эти варианты с гласными довольно распространены и на английском языке читаются только в соответствии с указанными правилами чтения. Их звучание передает только гласные звуки, однако, важно не путать варианты соединения букв, иначе есть риск неправильного написания слов и конструкций.

Буквосочетания согласные + согласные

То, как читается тот или иной вариант сочетания согласных букв, необходимо помнить очень хорошо, так как таких типов сочетаний существенно больше, чем с гласными буквами. Ниже представлены наиболее распространенные способы того, как произносятся английские consonants в сочетании друг с другом:

ch – [k] [ʃ] – chair, character, machine;
ck – [k] – stock, shock;
tch – созвучным со звуком ch является сочетание tch – – match, catch; для звука ч в английском языке характерно два варианта сочетаний согласных;
bt в конце слова – [t] – doubt, debt;
gh – после сочетаний ou, au [f], [–] – cough, slight;
dg – – hedgehog, edge;
th – межзубный звук th читается двумя способами. В служебных частях речи и между гласными звуками звук th в английском языке дает [ð] – brother, the, а в начале или в конце слов, а также перед согласными он звучит как [θ] – throw, bath;
sh – звук sh можно читать как [ʃ] – shrimp, shell;
gn – [n] – sign, reign;
mb – в середине слова – remember, в конце слова [m] – thumb;
mn – в середине слова – insomnia, в конце слова [m] – column;
kn – в середине слова – sickness, в начале слова [n] – knock;
wh – [w] – what, wheel;
ng – в середине слова [ŋg] – singer, в конце слова [ŋ] – ring;
ph – [f] – philosopher, photo;
wr – [r] – write, wrong.

Важно обращать внимание на то, как читается th, kn и другие варианты сочетаний, которые имеют два варианта произношения и звучат по-особенному в зависимости от позиции в слове. Правило чтения всех вышеописанных сочетаний должно соблюдаться всегда, иначе ошибки в процессе чтения и, соответственно, произношения будут неизбежны.

Буквосочетания гласные + согласные

Еще один вариант сочетаний – это гласные и согласные. Некоторые буквы в алфавите могут образовывать определенные способы произношения, и данный фонетический вариант также весьма распространен. Вот какие способы встречаются:

er – в безударном положении [ə] – worker, looker;
or — в безударном положении [ə] – doctor, traitor;
an – перед согласными – swan, plant;
al [ɔ:] – chalk, talk. Еще один вариант чтения – – half, calf;
wa – – was, water;
wor – – word, work;
war – – war, ward;
igh – – right, night;
qu – – quiet, sequence;
ild – – wild, mild;
ind – – find, bind.

Все эти варианты, представленные с транскрипцией, обязательно должны учитываться при произношении и чтении соответствующих комбинаций. Для отображения сочетания букв в английском языке таблица может стать элементом, способным сгруппировать все основные варианты и представить информацию в максимально сжатом виде. Вот как это может выглядеть:

Все эти способы сочетаний букв английского алфавита весьма активно используются в языке и учитываются при изучении фонетики и правил чтения. Все возможные варианты должны запоминаться постепенно, но знать их необходимо, так как, судя по примерам, некоторые из них могут читаться по-разному. Ориентируясь во всех способах чтения, получится избежать множества ошибок, и собеседник сможет оценить уровень подготовки говорящего, который, в свою очередь, будет правильно пользоваться правилами буквосочетаний и не допускать вольностей в произношении.

Транскрипция - это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов.

Транскрипция может и не каждому интересна, но, без сомнения, полезна. Зная транскрипцию, вы без посторонней помощи правильно прочитаете незнакомое слово. На занятиях вы сами можете прочитать транскрипцию слова (например с доски), не переспрашивая окружающих, тем самым облегчая себе процесс усваивания лексического материала и т.п.

Поначалу будут ошибки в верном прочтении, т.к. всегда есть некоторые тонкости в произношении. Но это лишь дело практики. Чуть позже, при необходимости, вы сможете сами транскрибировать слова.

Транскрипция напрямую связана с правилами чтения . В английском языке не всё, что видится (буквосочетания), так и читается (как в русском и испанском, например).

Когда в учебниках (преимущественно отечественных) рассказывается о правилах чтения, большое внимание уделяется типу слога. Обычно описывается около пяти подобных типов. Но такое подробное теоретическое изложение правил чтения не очень облегчает участь новичка, и даже может его ввести в заблуждение. Необходимо помнить, что хорошее знание правил чтения - это большая заслуга практики, а не теории.

Вашему вниманию будут представлены основные правила чтения отдельных букв и буквосочетаний. "За кадром" останутся некоторые фонетические моменты, которые трудно передать на письме.

Немного терпения! И транскрипция, и правила чтения легко усваиваются за короткое время. Потом вы будете удивляться: "Как же стало просто читать и писать!"

Однако не забывайте, что, несмотря на своё широчайшее распространение, английский язык не перестаёт быть ЯЗЫКОМ, полным исключений, стилистических и прочих изысков. И на любом этапе изучения языка, а особенно на начальном, почаще заглядывайте в словарь.

Транскрипционные значки и их произношение

Символы
Согласные звуки
Произношение звука
(аналогичное русское)
Символы
Гласные звуки
Произношение звука
(аналогичное русское)
[ b ] [ б ] Одиночные звуки
[ d ] [ д ] [ Λ ] [ а ] — короткое
[ f ] [ ф ] [ a: ] [ а ] — глубокое
[ 3 ] [ ж ] [ i ] [ и ] — короткое
[ d3 ] [ дж ] [ i: ] [ и ] — долгое
[ g ] [ г ] [ o ] [ о ] — короткое
[ h ] [ х ] [ o: ] [ о ] — глубокое
[ k ] [ к ] [ u ] [ у ] — короткое
[ l ] [ л ] [ u: ] [ у ] — долгое
[ m ] [ м ] [ e ] как в слове "пле д"
[ n ] [ н ] [ ε: ] как в слове "мё д"
[ p ] [ п ] Дифтонги
[ s ] [ с ] [ ə u ] [ оу ]
[ t ] [ т ] [ au ] [ ау ]
[ v ] [ в ] [ ei ] [ эй ]
[ z ] [ з ] [ oi ] [ ой ]
[ t∫ ] [ ч ] [ ai ] [ ай ]
[] [ ш ]
[ r ] Мягкое [ р ] как в слове р усский
[ о Знак мягкости как в русской букве Ё (ё лка)
Звуки без аналогий в русском языке
[ θ ] [ æ ]
[ ð ]
[ ŋ ] Носовой, на французский манер, звук [ n ] [ ə ] [нейтральный звук]
[ w ]

Примечания:

    o ]. Но, в современных английских словарях этот звук принято обозначать как показано в таблице.

    Дифтонг - это сложный звук, в состав которого входят два звука. В большинстве случаев дифтонг можно "разбить" на два звука, но не на письме. Так как во многих случаях один из составляющих звуков дифтонга, если он употребляется отдельно, будет иметь иное обозначение. Например дифтонг [ au ]: отдельно такого транскрипционного значка как [ a ] - НЕ существует. Поэтому большинство дифтонгов обозначаются не совокупностью разных транскрипционных значков, а своим собственным знаком.

    Во многих школьных учебниках и в некоторых отечественных словарях этот звук обозначается как [ ou ], что более наглядно. Но, в современных английских словарях этот звук принято обозначать как показано в таблице.

    Этим знаком часто обозначают в транскрипции безударные гласные звуки, независимо от тех букв (сочетаний), которые этот звук дают.

Правила чтения

Английские слова имеют несколько типов слогов. Однако, для понимания всей системы, необходимо запомнить и различать следующие два типа: открытый и закрытый .

Открытый слог оканчивается на гласную: game , like , stone - гласная буква в слове читается так же, как и в алфавите.

Закрытый слог оканчивается на согласную: pen , cat , bus - гласная буква в слоге даёт иной звук.

Ударение в транскрипции и словах обозначается вертикальной чёрточкой перед ударным слогом .

Одиночные гласные звуки

Звук Правила
[ e ] обычно даёт буква e в закрытом слоге: ge t [ ge t ], ve t [ ve t ]
а также буквосочетание ea : dea d [ de d ], plea sure [ ´ple 3 ə ]
Примечание: это же буквосочетание часто даёт звук [ i: ] (см. ниже)
[ i ] обычно даёт буква i в закрытом слоге: hi t [ hi t ], ki ll [ ki l ]
а также буква y в закрытом слоге: gy m [ d3 i m ], cy linder [ ´si lində ]
Примечание: эти же буквы в открытом слоге дают звук [ ai ] (см. ниже)
[ i: ] возникает в следующих буквосочетаниях: e + e (всегда): mee t [ mi: t ], dee p ;
буква e в открытом слоге: tree [ tri: ], Ste ve [ sti: v ];
в буквосочетании e + a : mea t [ mi: t ], bea m [ bi: m ]
Примечание: это же буквосочетание (ea ) часто даёт звук [ e ] (см. выше)
[ o ] обычно даёт буква o в закрытом слоге: po t [ po t ], lo ttery [ ´lo tə ri ],
а также буква a в закрытом слоге после w : wa sp [ wo sp ], swa n [ swo n ]
[ o: ]
  1. o + r : cor n [ ko: n ], for tress [ ´fo: trə s ]; mor e [ mo: ]
  2. почти всегда в a + u : fau na [ ´fo: nə ], tau nt [ to: nt ]; исключение составляют лишь несколько слов, например, au nt
  3. Согласная (кроме w ) + a + w : daw n [ do: n ], haw k [ ho: k ].
  4. всегда в буквосочетании a + ll : tall [ to: l ], small [ smo: l ]
  5. Буквосочетание a + ld (lk ) также даёт этот звук: bald [ bo: ld ], talk [ to: k ]
  6. Нечасто, но можно встретить буквосочетание ou + r , дающее этот звук: pour [ po: ], mour n .
[ æ ] обычно даёт буква a в закрытом слоге: fla g [ flæ g ], ma rried [ ´mæ rid ]
[ Λ ] обычно даёт буква u в закрытом слоге: du st [ dΛ st ], Su nday [ ´sΛ ndei ].
А также:
ouble : double [ dΛ bl ], trouble [ trΛ bl ]
ove : glove [ glΛ v ], dove [ dΛ v ]
Примечание: но встречаются и исключения: move [ mu: v ] - (см. ниже);
floo d [ flΛ d ], bloo d [ blΛ d ] - (см. выше)
[ a: ] возникает в следующих буквосочетаниях:
  1. a + r : dar k [ da: k ], far m [ fa: m ] (см. примечание)
  2. регулярно буква a в закрытом слоге: la st [ la: st ], fa ther [ fa: ðə ] - поэтому необходимо сверяться со словарём, т.к. a в закрытом слоге традиционно даёт звук [ æ ] как в ca t [ kæ t ];
  3. согласная + alm также стабильно даёт этот звук: palm [ pa: m ], calm [ ka: m ] + примечание
Примечание: 1. очень редко a + r даёт звук [ o: ] war m [ wo: m ];
3. Редко: sal mon [ sæ mə n ]
[ u ]
[ u: ]
долгота этого звука в большинстве случаев варьируется по историческим причинам, нежели по орфографическим. То есть для каждого слова она определяется индивидуально. Эта разница в долготе не несёт огромной смыслоразличительной нагрузки, как в других звуках. И в устной речи её не нужно специально подчёркивать.
Данный звук возникает в следующих случаях:
  1. всегда o+o : foo t [ fu t ], boo t [ bu: t ], too k [ tu k ], moo n [ mu: n ]
  2. после pu в закрытом слоге иногда даёт краткий вариант:
    pu t [ pu t ], pu sh [ pu ∫ ] (предыдущая буква всегда p ) - (см. примечание)
  3. ou + согласная: cou ld [ ku: d ], wou nd [ wu: nd ] (но подобные случаи не часты).
  4. r + u + согласная + гласная: pru ne [ pru: n ], ru mour [ ru: mə ]
Примечание: 2. Но в подобных же случаях с другими согласными u почти всегда даёт звук [ Λ ] : cu t [ kΛ t ], plu s [ plΛ s ], pu nch [ pΛ nt∫ ]
[ ε: ] возникает в закрытых слогах при следующих буквосочетаниях:
  1. всегда i /e /u + r (в закрытом слоге): skir t [ skε: t ], per son [ pε: sə n ] tur n [ tε: n ], bur st [ bε: st ] - (см. примечание)
  2. ea + r : pear l [ pε: l ], lear n [ lε: n ]
Примечание: в отдельных случаях сочетание o + r после w даёт этот звук: wor d [ wε: d ], wor k [ wε: k ]
[ ə ] Нейтральный звук дают большинство неударных гласныхсочетаний гласных: famou s [ feimə s ], co mputer [ kə mpju:tə ]

Гласные дифтонги

Звук Правила
[ ei ]
  1. a в открытом слоге: ga me [ gei m], pa le [ pei l ]
  2. ai в закрытом слоге: pai n [ pei n ], rai l [ rei l ]
  3. ay (обычно в конце): pray [ prei ], hay [ hei ]
  4. ey (редко, но метко) обычно в конце: grey [ grei ], survey [ ´sε:vei ]
Примечание: 4. это же буквосочетание иногда даёт звук [ i: ]: key [ ki: ]
[ ai ] обычно возникает в следующих случаях:
  1. буква i в открытом слоге: fi ne [ fai n ], pri ce [ prai s ]
  2. ie на конце слова: pie [ pai ], die [ dai ]
  3. буква y в открытом слоге: rhy me [ rai m ], sy ce [ sai s ] и на конце слова: my [ mai ], cry [ krai ]
  4. ye на конце слова: dye [ dai ], rye [ rai ]
[ oi ] обычно возникает в следующих случаях:
  1. oi (обычно в середине слова) - poi son [ ´poi zə n ], noi se [ noi z ]
  2. oy (обычно в конце) - boy [ boi ], alloy [ ´æloi ]
[ au ] возникает в следующих буквосочетаниях:
  1. o + w : how [ hau ], dow n [ dau n ] - (см. примечание)
  2. o + u : rou nd [ rau nd ], pou t [ pau t ]
Примечание: 1. это же буквосочетание часто даёт звук [ ə u ] (см. ниже)
[ ə u ]
  1. обычно даёт буква o в открытом слоге: sto ne [ stə u n ], lo nely [ ´l ə u nli ]
  2. буквосочетания o + w (обычно в конце слова): blow [ blə u ], crow [ krə u ] - (см. примечание)
  3. ou перед l : sou l [ sə ul ], fou l [ fə u l ]
  4. oa + гласная: coa ch [ kə u t∫ ], toa d [ tə u d ]
  5. old (как в открытом слоге): cold [ kə u ld ], gold [ gə u ld ].
Примечание: 1. слово-исключение: bo th [ bə u θ ];
2. это же буквосочетание часто даёт звук [ au ] (см. выше)
[ ]
  1. ea + r : hear [ h ], near [ n ] - (см. примечание)
  2. e + r + e : here [ h ] , sere [ s ]
  3. ee + r : deer [ d ], peer [ p ]
Примечание: 1. если за этим буквосочетанием идёт согласная, то возникает звук [ ε: ] - dear th [ dε: θ ]. Исключение - bear d [ bd ]
[ ] дают следующие буквосочетания:
  1. a + r + e : dare [ d ], flare [ fl ]
  2. ai + r : hair [ h ], fair [ f ]
[ aiə ] дают следующие буквосочетания:
  1. i + r + e : fire [ faiə ], hire [ haiə ]
  2. y + r + e : tyre [ taiə ], pyre [ paiə ]

Согласные звуки

Звук Правила
[] существует несколько буквосочетаний, которые всегда дают этот звук (помимо других):
  1. tion [∫ə n ]: celebration [ ´seli´brei∫n ], tuition [ tju:´i∫n ]
  2. cious [∫ə s ]: delicious [ dil´∫əs ], vicious [ ´vi∫əs ]
  3. cian [∫ə n ]: musician [ mju:´zi∫ən ], politician [ poli´ti∫ən ]
  4. и, конечно, буквосочетание sh : sh eep [ ∫i:p ], sh oot [ ∫u:t ]
[ t∫ ] всегда возникает в:
  1. ch : ch air [ t∫eə ], ch ild [ t∫aild ]
  2. t + ure : creature [ ´kri:t∫ə ], future [ ´fju:t∫ə ]
[ ð ]
[ θ ]
Эти два звука даются одним и тем же буквосочетанием th .
Обычно, если это буквосочетание стоит в середине слова (между двумя гласными), то возникает звук [ ð ]: with out [ wi´ð aut ]
И, если оно стоит в начале или конце слова, то возникает звук [ θ ]: th anks [ θ ænks ], faith [ feiθ ]
[ ŋ ] носовой звук возникает в буквосочетании гласная + ng :
sing [ siŋ ], hung ry [ ´hΛŋ gri ], wrong [ wroŋ ], hang [ hæŋ ]
[ j ] мягкость в звуке может возникать в одних случаях, и никак не проявляться в других аналогичных случаях, например su per [ ´s u: p ə ] (см. словарь):
  1. u в открытом слоге: mu te [ mj u:t ], hu ge [ hj u:d3 ]
  2. ew : few [ fj u: ], lew d [ lj u:d ]
  3. если слово начинается на y + гласная: ya rd [ j a:d ], yo ung [ j Λŋ ]

А теперь пройди интерактивный урок и закрепи эту тему

Базовые знания английского языка есть практически у каждого человека в нашей стране. Информация вокруг не дает остаться в стороне: реклама, прочно вошедшие в наш язык слова, музыка и фильмы. Все это позволяет привыкнуть к звучанию английской речи, практически не прилагая усилий. Дети с рождения окружены иностранными словами, поэтому их обучение азам языка простое и не требует особых усилий.

Для начала следует определить предполагаемый уровень знаний – технические инструкции или книги стихов; начальный уровень знаний, чтобы просто объясниться и понять написанное, или язык потребуется для работы. Как быстро надо выучиться читать на английском и сколько времени вы сможете уделять непосредственно занятиям. От этого будет зависеть программа обучения.

Самое главное – изучать иностранные языки никогда не поздно! Память сильно подводит в пожилом возрасте, но только если ее не тренировать всю жизнь. В 15 или в 65 лет смело беритесь за учебные материалы и идите к своей мечте.

Весь процесс обучения можно условно поделить на этапы, продолжительность каждого от одного месяца до бесконечности. Лучше всего приступать к новому блоку, тщательно изучив предыдущий, а затем регулярно проверять полученные знания на практике. Лучше всего уделять практике от 30 минут ежедневно - систематичность и методичность занятий принесут больше пользы, чем обучение «набегами».

Первый этап: привыкание к речи, изучение звучания и написания букв

Английская речь схожа во многом с русским звучанием, но и есть несколько существенных различий, например, нелюбимый всеми школьниками межзубный звук «с» при сочетании букв «th». Буква «R» может обозначать звук «ар», или не читаться вообще, например, в слове arm (рука), здесь транскрипция выглядит так – . А сочетание букв «w» и «h» произносится как «уо», если в слове «What»- , или как «х» - в слове «Who»- .

В английском алфавите 26 букв: всего 5 гласных, 21 согласная, и огромное множество различных сочетаний, при которых произношение сильно отличается от написания. Буквы «A», «E», «I», «U» и «O» могут обозначать до 20 звуков, в зависимости от связки.

Согласные буквы звучат по-разному в паре, на начальном этапе все запомнить сложно, но по прошествии времени все уляжется в четкую картинку.

Английский язык, как и вся культура и история англичан четко структурирован и упорядочен. Есть основа, после изучения которой будет очень легко осваивать любой материал. Англичане педантичны, пунктуальны и последовательны, что отразилось и на их речи.

Этот базовый этап можно легко пройти, используя детские фонетические песенки, в том числе и музыкальный вариант алфавита, он отлично ложится на слух и позволяет в кратчайшие сроки освоить последовательность букв. Уже можно начинать слушать музыку, смотреть фильмы с титрами на английском и видеоуроки, слушать аудиоуроки и аудиокниги. Просто, чтобы привыкнуть к звуку речи.

Особенность английского языка в его произношении и эмоциональной окраске, часто люди, знающие его в совершенстве, абсолютно не понимают англичан. И дело тут не в множестве диалектов. Британцы проглатывают часть звуков, смазывая границы между словами. Поэтому книжный и разговорный языки – сильно разные понятия.

На этом этапе можно прибегнуть к помощи профессионалов, а не пытаться научиться читать английские книги самостоятельно. Опытный преподаватель за несколько уроков поставит произношение и поможет с выбором подходящего темпа обучения и методики. Это могут быть индивидуальные занятия с репетитором, групповые уроки в языковых школах, экспресс-курсы.


Второй этап: изучение написания слогов, простых слов

После крепко усвоенного алфавита приступайте к изучению слов и сочетаний букв, иначе можно запутаться. На этом этапе уже понадобится тетрадь для конспектирования, словарь, разговорник и информационные материалы. Можно использовать детские учебники, там подобраны простые для запоминания слова с картинками и несложными заданиями. Изучать можно все, что захочется: от животных до городов, от названий цветов до бытовых повседневных понятий и слов.

Можно изучать слова блоками, по 5-15 штук, записывать их в тетрадочку с транскрипцией и переводом. Вообще, транскрипция – отличная, незаслуженно забытая, форма запоминания слов. Классический вариант – транскрипция английскими буквами, например, his - его. Или вариант записи транскрипции русскими буквами his [хиз].

Последний вариант можно использовать для подписи над сложными словами в книгах или методических материалах. Это облегчает чтение предложения, даже если значение слова вам незнакомо. Чтобы научиться читать английский язык русскими буквами, придется потрудится и подобрать транскрипцию для встречающихся слов.

  • В школьных учебниках на последних страницах находится словарь, адаптированный под уровень знаний ребенка, поэтому туда включены простые слова, они будут хороши в самом начале процесса разбора и запоминания.


Третий этап: изучение непереводимых выражений, идиом и способов построения предложений

Самое интересно в чтении книг на английском – это то что слова могут менять значение, в зависимости от контекста. Так например, слово «way» (путь, способ) по словарю имеет более 50 значений. И нужно понимать, что большую роль в обозначении смысла играет интонация говорящего. Русскому человеку это понятно - идентичная ситуация с многими словами, выражениями и даже предложениями поможет разобраться в этом вопросе. От ударения и подчеркивания разных слов привносится совершенно разный смысл в сказанную фразу.

Отдельно следует отметить обилие идиом или непереводимых словосочетаний в английском языке. Здесь только запоминать, по другому не получится. Например, фраза «Not for all the tea in China» дословно переводится «даже за весь чай Китая», а имеет смысл – «ни за что». Или наш эквивалент – «ни за какие коврижки». Или фраза «Watch your step!» употребляется в контексте «будь осторожен», а дословно звучит, как «Смотри за своим шагом!»

Структура предложений в английском языке похожа на русскую, есть существительные и глаголы, порядок которых можно менять без потери смысла. Есть классические знаки препинания: вопросительный и восклицательный знаки, точки, запятые.

На этом этапе следует запастись терпением и вооружиться словарем. Чтобы быстро научиться читать по-английски, можно брать книги или газеты и подписывать значения знакомых слов над текстом. А затем по словарю искать оставшиеся, чтобы понять общий смысл фразы. На слух можно выделять из песен и речи знакомые слова и пытаться понять общий смысл сказанного.
Для полноты картины нужно заняться грамматикой, так как построение предложения и его смысл зависят от времени глагола.

В английском языка 9 времен: Present Simple, Past Simple, Future Simple (настоящее, прошедшее и будущее, соответственно) и так далее. Структуру и маркеры каждого времени нужно просто запомнить, как и исключения из этой системы – неправильные глаголы. Кроме того есть артикли, предлоги и другие части предложения.


Четвертый этап: методичное подкрепление полученных знаний и повторение пройденного материала

После того как заучены и законспектированы основные правила, наступает самый интересный процесс – углубление знаний о языке, английской культуре, обычаях. Если необходимы специализированные знания, то можно уже приниматься за них, почва уже подготовлена. На этапе закрепления и углубления знаний следует постоянно повторять пройденный материал и практиковаться. Книги, газеты, журналы, фильмы с титрами и песни с распечатанными текстами – все это источник новых знаний.

Отличным вариантом может стать общение с носителями языка. Их много в социальных сетях, на различных форумах и в сообществах. Общаться можно по переписке или в Skype, встречаться с представителями культуры лично для обмена знаниями о языках. Это позволит вам найти грань между книжным и разговорным английским.

Что нужно для чтений книг на английском с нуля

В магазинах и в сети есть вспомогательные материалы, которые просто необходимы вам в процессе изучения языка, особенно, если вы решили сделать это самостоятельно.

Какие помогут ресурсы:

  • Интернет-порталы , где выложены онлайн уроки, видеоматериалы, аудиоматериалы. Социальные сети пестрят объявлениями о различных курсах и предлагают множество информации и для самостоятельного изучения языка. Есть тематические блоги, сообщества, форумы, где люди делятся методиками, понравившимися материалами. Их будет достаточно и они будут актуальны для любого уровня подготовки.

  • Словари и разговорники. Отличный источник слов и выражений на начальных этапах изучения. Обычно информации, представленной в разговорнике достаточно, чтобы объясниться с англичанином и узнать необходимое. Словарный запас в 900-1000 слов поможет поддержать практически любой разговор и понять общий смысл сказанного.

    Книги английских авторов , различные печатные издания в оригинале, сводки новостей и многое другое позволит попрактиковаться в знании языка и расширить кругозор. Следует начинать с детских сказок, переходя постепенно к более сложным произведениям.

    Общение с единомышленниками и носителями языка – отличный мотиватор для систематической работы. Можно почерпнуть правила и особенности разговорной речи, выяснить значение часто используемых идиом и просто весело провести время. А также исправить проблемы с произношением, если они появились.

    Фильмы и музыка на английском языке – интересное увлекательное занятие, совмещающее приятное с полезным. Для усложнения процесса можно делать краткий пересказ просмотренного фильма, даже записывать его.

    Мобильные приложения для обучения , например, Lingua Leo и другие. Это наши помощники в любом деле: в спорте, кулинарии, в красоте, а теперь еще и в изучении языков. Приложений огромное множество, можно попробовать все, что предлагается, и выбрать оптимальное для себя. Они будут напоминать об уроке, ненавязчиво давать задания и материал для изучения, оценивать уровень и отслеживать динамику. Огромным плюсом является то, что их можно применять в любое свободное время: по дороге на работу или учебу, в перерывах между важными делами, перед сном.


Основные правила для желающих научиться читать по-английски

Любой язык, да и любая тема, требующая изучения – это в первую очередь затраченное время и ваше желание. Если есть сильная мотивация, то процесс будет идти легко и непринужденно. Но для достижения результатов, необходимо следовать правилам:

  • Правил первое – «Не пренебрегайте азами». Начните изучение с нуля, даже если вы в школе сдавали английский на пятерку, или ходили на курсы. Повторите азы – алфавит, транскрипцию, произношение.

    Правило второе – «Все записывайте». Не полагайтесь на память, конспектируйте важную информацию, заведите свой словарь и регулярно вписывайте туда новые слова.

    Правило третье – «Систематичность и регулярность». Если заниматься по 30-40 минут ежедневно, то поговорить на самые простые темы вы сможете уже через пару недель. Не пропускайте занятие, заведите будильник, выделите время для занятия.

    Правило четвертое – «Повторение изученного материала». Начинайте новый урок с повторения старого, это поможет держать в памяти основы и не забывать важные детали.

    Правило четвертое - «Практика». Теория без практики не заработает: читайте вслух, пойте, разговаривайте при любой возможности, ищите собеседников. По возможности посетите англоговорящую страну для закрепления полученных знаний.

Высшим пилотажем считается возможность думать на изучаемом языке, тренируйтесь говорить себе простые фразы, обозначать свои действия в течение дня. Устройте себе понедельник английского, посещайте встречи и курсы. Ищите любую возможность попрактиковаться в знании языка и результаты не заставят себя ждать.