Джунгария, восточный туркестан, синьцзян-уйгурский автономный район, и потерявшие независимость уйгуры и ойраты. Исчезающий Туркестан

  • 24.09.2019

Пытаясь ограничить и даже приостановить процесс демократизации общественной жизни Восточного Туркестана, нанести удар по прогрессивным силам, Шэн Шицай прибегает к коварному методу фабрикации всякого рода дел о «политических заговорах», якобы готовившихся в различных районах провинции с целью свержения власти дубаня. Уже в 1937 г. по делу о так называемом «первом преступном заговоре» было брошено в тюрьму более тысячи прогрессивно настроенных общественных деятелей, интеллигентов. В последующие годы провокационная деятельность Шэн Шицая подобного рода продолжалась и расширялась. Выступая в сентябре 1938 г. на III «всесиньцзянском съезде представителей народных масс», Шэн Шицай остановился, в частности, на раскрытии «за последнее полугодие в Урумчи и других округах» большого заговора «с целью свержения власти шести великих принципов и диверсии в тылу антияпонской борьбы», организованного, по его словам, «империалистическими псами», «троцкистскими бандитами», «национальными предателями» и т. п. В числе «заговорщиков» Шэн Шицаем были названы Ходжа Нияз, его соратники и ряд других лиц неханьских национальностей.

За «раскрытием» все новых и новых «заговоров» следовали новые массовые аресты не только в Дихуа, но и в других округах и уездах Восточного Туркестана; «почти в каждый район протянулись чудовищные лапы агентов Шэн Шицая, и к 1941 г. тюрьмы повсюду были переполнены». Много арестованных было просто уничтожено.

С начала 40-х годов укрепившееся сотрудничество Шэн Шицая с гоминьдановским правительством в Чунцине приводит к буквальному наводнению его административного аппарата гоминьдановскими должностными лицами. Это немедленно сказывается на положении уйгурского населения, поскольку в провинции снова возрождаются традиционные великоханьские методы управления. Чрезвычайно распространяются в эти годы среди ханьских чиновников самых различных рангов, беззастенчиво грабивших трудовой люд, коррупция и казнокрадство.

В августе 1942 г. в Дихуа прилетала жена Чан Кайши. Она передала дубаню письмо от супруга, в котором тот «прощал» Шэну все его «грехи» и обещал защиту. За этим последовало (в январе 1943 г.) создание в В Восточном Туркестане провинциальных организаций партии гоминьдан. В Восточном Туркестане стали прибывать все новые и новые контингенты гоминьдановских войск. Начался приток ханьских переселенцев из различных провинций Китая. «Гоминьданизация», несомненно, ухудшила положение коренного населения края. Подвергаемое массовому террору со стороны шэншицаевской охранки, оно становилось к тому же объектом откровенно великоханьской политики гоминьдана, который никогда не одобрял национальной политики Шэн Шицая 30-х годов.

Но что самым пагубным образом отразилось на жизни неханьского населения края - это почти полное прекращение правительством Шэн Шицая торговых связей с СССР. Специальным постановлением от 5 ноября 1942 г. монополизировалась внешняя торговля края, причем, согласно новым правилам, товаропроизводители в лице массы земледельцев и скотоводов ничем не ограждались от явного грабежа со стороны высшего чиновничества и немногих богатеев - купцов. В результате расстроилась вся система товарного обращения в крае, резко снизился жизненный уровень трудящихся масс. Одновременно были значительно повышены налоги: по сравнению с 1936--1937 гг. к 1944 г. общая сумма налогообложения на душу населения увеличилась более чем 7 раз. Повсюду в крае наблюдался быстрый рост цен на обиходные товары и продукты. Попытки гоминьдановцев поправить разваливающуюся экономику края ни к чему не привели. В Восточном Туркестане ширилось глубокое недовольство уйгурского населения.

Смещение Шэн Шицая с поста дубаня, последовавшее 2 сентября 1944 г., и назначение на его место одного из ответственных деятелей гоминьдана - У Чжунсиня - совпало с началом нового мощного подъема национально-освободительного движения в Восточном Туркестане. Он был вызван крайне реакционным курсом политики Шэн Шицая в последние годы его «правления». Проводившаяся У Чжунсинём политика усиления национального, политического и экономического гнета лишь способствовала росту этой новой волны революционной борьбы уйгуров и других неханьских народов Восточного Туркестана.

Очагом наиболее бурных революционных событий стал на этот раз Илийский округ. В Или, по данным 1944 г., проживало более 470 тыс. человек.

В Или, как и в других округах Восточного Туркестана, орудовали шэнщицаевские агенты, арестовывались без суда и следствия сотни людей. Тяжелым было экономическое положение трудящегося населения - земледельцев и особенно скотоводов. Местное кочевое население (главным образом казахи) уже с 1939 г. нередко оказывало вооруженное сопротивление китайским властям. Все это способствовало успеху деятельности подпольных революционных организаций, которые готовили крупное антиправительственное восстание». Так, весной 1043 г. в Алтайском округе была создана подпольная «Антишэнщицаевская организация народа». В Кульдже действовала подпольная молодежная организация «Общество учащихся», а также более массовая организация - «Ассоциация свободы». Имелись и другие нелегальные организации подобного рода. «Общей целью этих организаций была борьба против гоминьдановской реакции, завоевание демократии, свободы и равноправия для всех национальностей. Для осуществления вышеуказанных целей эти организации вели большую пропагандистскую работу и готовили вооруженное восстание».

Китайские власти были весьма встревожены положением на севере края. Летом 1944 г. начальник полиции Ли Инци лично прилетал в административный центр округа Или, г. Кульджу, где по его приказу было арестовано большое число людей. Но это только ускорило начало восстания.

2 сентября 1944 г. восставшие скотоводы из Хоргоса вошли в западную часть уезда Нилка. Повстанцы (первоначально более тысячи человек) выступали против объявленного властями так называемого «движения по поставке лошадей» и против непосильных налогов, которые совершенно разоряли скотоводческое население. 8 октября вооруженные повстанческие отряды вошли в уездный центр Нилка. Встретив сопротивление полицейских сил, они вступили с ними в перестрелку, полицейские были перебиты. Погиб и начальник уезда Нилка. Восстание быстро распространилось на всю территорию округа Или, и 7 ноября выстрелы раздались в окружном центре, «возвестив о начале восстания в Кульдже, имеющего огромное историческое значение.». Благодаря проявленному героизму неханьских вооруженных отрядов к 14 ноября почти все административные учреждения Кульджи были в руках повстанцев. Город становится центром восстания, перекинувшегося также на Тарбагатайский и Алтайский округа.

В отличие от восстаний прошлых лет восстание в Или было довольно хорошо подготовлено, его участники действовали по разработанному плану, хотя и началось оно стихийно. Среди уйгурского и среди других представителей неханьского населения проводилась разъяснительная и пропагандистская работа. Все это обеспечило успех восстанию, несмотря на то что правительство в Дихуа бросило в Или весьма внушительные силы, в том числе авиацию и танки. К февралю 1945 г. почти вся территория Илийского округа была занята повстанцами.

Несколько ранее, 10 ноября 1944 г. в Кульдже был образован Народный комитет Восточно-Туркестанской Республики (ВТР) и учреждены министерства.

Первоначально состав Народного комитета, или Временного правительства ВТР, был неоднороден: наряду с прогрессивными деятелями из интеллигенции в него вошли также помещики, буржуазные элементы, духовенство. По-видимому, именно это обстоятельство сказалось на особенностях тогдашней политической декларации правительства, явившейся первым политическим программным документом ВТР. Данный документ наряду с националистическими формулировками и пунктами, отражавшими интересы и идеологию эксплуататоров, включал и ряд прогрессивных положений. Так, в первом пункте декларации формулировалась задача «навсегда уничтожить господство ханьцев на территории Восточного Туркестана». Во втором пункте указывалось на необходимость «создания подлинно свободной, независимой республики на основе равноправия народов Восточного Туркестана». В третьем пункте говорилось о задаче развития экономики, в том числе частной промышленности и частной торговли. В четвертом пункте указывалось на то, что особой поддержкой должен пользоваться ислам (говорилось также и о свободе вероисповедания). Предусматривалось развитие культуры, просвещения и здравоохранения, установление дружественных отношений «со всеми демократическими правительствами мира», особенно с правительством Советского Союза. Важным моментом было наличие в программе пункта, в котором указывалось на необходимость создания сильной армии, которую предлагалось формировать из представителей «всех национальностей, на-селяющих Восточный Туркестан».

В дальнейшем Временное правительство ВТР подверглось реорганизации. Состоявшийся в январе 1945 г. в Кульдже съезд представителей восставших принял организационный статус, правительства, политическую программу и декларацию. Состоялось и официальное провозглашение Восточно-Туркестанской Республики. Председателем Временного правительства был избран Алихан Торэ. В число членов правительства (в составе 17 человек) вошел Ахметжан Касими, один из наиболее прогрессивных уйгурских деятелей, возглавлявший центральный штаб восстания, созданный еще в ноябре 1944 г. Принятая съездом политическая программа включала следующие девять пунктов: «1) полностью искоренить всякую тиранию ханьцев; 2) установить демократический государственный строй; 3) армия при-надлежит народу; 4) все национальности равноправны; 5) уважать религию; 6) должностные лица всех рангов должны избираться народом; 7) проводить на деле политику дружбы с СССР; 8) развивать образование; 9) утвердить уйгурскую письменность в качестве государственной письменности».

Нетрудно видеть, что данная политическая программа Правительства ВТР носила прогрессивный характер и в ней подчеркивались демократические принципы государственного устройства. Призыв руководителей трех революционных ок¬ругов ликвидировать в Восточном Туркестане «всякую тиранию ханьцев» весьма напоминает известный призыв Сунь Ятсена о необходимости покончить в Китае с господством маньчжуров, узурпировавших власть над всеми остальными национальностями страны.

Территория ВТР, торжественно провозглашенная 12 ноября 1944 года охватывала 3 из 10 округов Восточного Туркестана – Илийский, Тарбагатайский, Алтайский. В апреле 1945 года была сформирована Национальная армия Восточно-Туркестанской Республики.

В течение весны и лета 1945 г. гоминьдановские войска потерпели поражение в Тарбагатайском и Алтайском округах. Развивая успех, повстанцы направили свои вооруженные силы в южные районы Восточного Туркестана. Выход вооруженных сил ВТР осенью 1945 г. к р. Манас поставил под угрозу существование правительства в Дихуа. В этой обстановке Гоминьдан в лице Чан Кайши был вынужден предложить руководству восставших округов мирные переговоры.

Соглашаясь на переговоры с гоминьдановцами, руководители национально-освободительного движения революционных округов вполне учитывали политический курс КПК, которая в августе 1945 г. приступила в Чунцине к мирным переговорам с Гоминьданом. Главой делегации ВТР на переговорах, начавшихся в октябре 1945 г. в Дихуа, был Ахметжан Касими. Гоминьдановскую сторону представлял Чжан Чжичжун. Еще до начала переговоров были прекращены военные действия между армией ВТР и гоминьдановскими войсками.

На переговорах, продолжавшихся до конца 1945 г., представители ВТР упорно отстаивали демократические завоевания народа трех округов, отклоняя гоминьдановские требования о разоружении, роспуске новых учреждений на территории трех округов как условия дальнейшего обсуждения вопросов демократизации. В конце концов, Гоминьдану пришлось пойти на уступки.

Переговоры делегации ВТР с гоминьдановскими представителями в Дихуа завершились подписанием 2 января 1946 г. мирного соглашения, что само по себе явилось значительной победой революционных сил края. Соглашением предусматривалась реорганизация провинциального правительства. В него должны были быть введены представители уйгуров и других неханьских национальностей провинции - всего 15 человек. Последние должны были выдвигаться местным населением с последующим утверждением со стороны Центрального правительства в Нанкине. Остальные десять мест в правительстве оставлялись за лицами, которых непосредственно назначало правительство Нанкина. Соглашением определялась выборность местных органов власти, реорганизация органов юстиции на основе привлечения к участию в их работе представителей неханьского населения. Специальными пунктами соглашения провозглашались свобода развития национальной культуры, национальных языков, свобода слова, собраний, печати, вероисповедания. Подлежала роспуску тайная полиция Гоминьдана в крае, исключались репрессии в отношении прогрессивных национальных деятелей и активистов национального движения трех округов.

Вооруженные силы революционных округов сохранялись, однако их численность сокращалась на одну треть. Летом 1946-года вступило в силу «Соглашение 11 пунктов». В соответствии с этим соглашением в крае было сформировано новое, коалиционное правительство, в котором Чжан Чжи-чжун занял пост председателя. Его заместителем стал Ахметжан Касими. В состав правительства были введены и другие представители трех округов. Полномочия нового правительства вошли в силу с момента утверждения Чан Кайши результатов переговоров (1 июля 1946 г.). Одновременно было объявлено о самороспуске Временного правительства ВТР. Тем самым снимался вопрос и о ВТР как самостоятельном государстве.

Опубликованная политическая программа нового правительства предусматривала соблюдение демократических прав и свобод, в том числе равноправия всех национальностей, а также проведение ряда прогрессивных мероприятий: оказание помощи земледельцам и скотоводам края, наложение ограничений на крупное землевладение, содействие развитию промышленности, коммуникаций, здравоохранения.

Однако, как показал дальнейший ход событий, Гоминьдан, с самого начала переговоров смотрел на все эти декларации лишь как на политическую уловку, с помощью которой он пытался выиграть время для наступления на прогрессивные силы в провинции. В результате активного саботажа гоминьдановцев эта программа так и не проводилась в жизнь. В органах управления (за пределами трех северных округов) продолжала процветать коррупция. Гоминьдановская тайная полиция не только не была распущена, но, напротив, активизировала свою деятельность. Начались кровавые репрессии против неханьского населения. Расквартированные в провинции гоминьдановские войска продолжали вмешиваться в административные дела уездов и округов. Фактически Гоминьдан срывал выполнение всех прогрессивных мероприятий, предусматривавшихся программой деятельности правительства. Данное коалиционное правительство, сформированное 1 июля 1946 года не просуществовав и года, оно распалось. Весной 1947 г. на контролируемой Гоминьданом территории края начинается новая волна преследований и репрессий в отношении прогрессивных элементов из неханьских национальностей, в особенности против тех, кто настаивал на соблюдении мирного соглашения, подписанного в январе 1946 г.

В сложившейся драматической ситуации Ахметжану Касими и его соратникам не осталось ничего, кроме как в знак протеста выйти из коалиционного правительства в Дихуа и возвратиться в г. Кульджу.

Большое общественно-политическое значение в жизни трех округов имело учреждение летом 1948 г. в Кульдже Синьцзянского союза защиты мира и демократии. Председателем этой организации был избран инициатор ее создания - Ахметжан Касими. Союз в качестве массовой организаций типа единого фронта охватывал различные политические и культурные организации всех национальностей, в том числе «Организацию свободы», созданную в Кульдже в 1944 г., «Демократическую революционную партию» и «Революционный союз молодежи», основанные в Или в 1945 г. Союз развернул большую работу среди населения трех округов по разъяснению «задач национально-освободительного движения народов Синьцзяна и преодолению национализма среди некоторой части участников движения». Благодаря усилиям этой организации в национально-освободительном движении «возобладали демократические и прогрессивные тенденции.

Несмотря на всякого рода трудности, революционные власти трех округов пытались улучшить экономическое положение трудящихся. Налоги взимавшиеся с населения трех округов, снизились в 1948 г. на 50% по сравнению с 1944 г. Цены на предметы первой необходимости в Кульдже были гораздо ниже, чем в Дихуа. Посевные площади в 1948 г. увеличились в трех округах по сравнению с 1944 г. в 1,5 раза. Определенные улучшения наблюдались в области культуры, просвещения и здравоохранения.

(северная часть). На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944 - 1949) .

История вопроса

В VI веке возник Тюркский каганат , который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона - Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан , и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат , центр которого находился на территории современной Монголии . К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов - добровольно, а Уйгурское государство Караханидов - путём военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына - Чагатая . С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом , а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825-1828, 1857, Йеттишар 1862-1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931-1937, с 1943-1949 гг. до нашего времени).

См. также

Напишите отзыв о статье "Восточный Туркестан"

Ссылки

  • Грум-Гржимайло Г. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Восточный Туркестан

– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.


Обсудить статью в дискуссионном клубе

Восточно-Туркестанские республики

Владимир Дергачев 17.04.2012

Первая Восточно-Туркестанская республика, которую так же именуют Тюркской Исламской республикой Восточный Туркестан или Республикой Уйгурстан, была провозглашена в Кашгаре 12 ноября 1933 года и просуществовала несколько месяцев. В Китае шла Гражданская война. Поводом для уйгурского восстания в Турфане и Хотане послужило упразднение китайской властью автономных Комульского и Турфанского княжеств.

Местный китайский правитель (дубань) Шэн-Шицай с помощью русского полка из бывших белогвардейцев сдерживал выступления отрядов местных мусульман. В результат конфликта с центральной властью, он обратился за помощью к Советскому Союзу, приславшему отряд Красной Армии, «замаскированный» под белогвардейцев с погонами. И несколько тысяч красноармейцев сражались вместе плечом к плечу с белогвардейцами в «Алтайской добровольческой армии». На стороне местного правителя сражались и интернированные в Советском Союзе маньчжурские войска и партизаны, вытесненные японцами из Маньчжурии. В 1934 году Кашгар был взят отрядами хуэйцзу (китайцами, исповедующими ислам) при поддержке гоминдановских и советских войск, окончательно республика прекратила существование к 1937 году, когда был уничтожен последний уйгурский отряд. После возвращения красноармейцев на родину, в Синьцзяне остались кавалеристский полк и военные советники, среди которых - будущий маршал бронетанковый войск Павел Рыбалко. Было подавлено восстание дунган, притеснявших уйгуров - крупнейшую народность Синьцзяна .

К 1935 году положение китайского правителя и урумчинского правительства существенно укрепилось. Восстанавливается сельское хозяйство и местная торговля. Ослабли межнациональные конфликты, однако начало усиливаться уйгурское национальное движение.

В 1937 году уйгуры при поддержки дунган подняли мятеж против правительства в Урумчи, чья армия терпела поражение. И вновь на помощь пришел Советский Союз. Среднеазиатский военный округ направил в Синьцзян под видом военный учений регулярные части (две группы) Красной Армии. К началу 1938 года мятежные повстанцы были разгромлены. Благодарный дубань Шэн-Шицай направился в Москву, откуда вернулся членом ВКП(б) и с подписанным договором о военно-технической помощи.

Синьцзян номинально подчинялся центральному китайскому правительству Чан Кайши, имел собственную валюту, стабильность которой обеспечивалась Госбанком СССР.

Однако во время Второй Мировой войны в трудные для Москвы годы дубань сменил политическую ориентации, встал на сторону гоминдановской власти Китая и занялся антисоветской пропагандой. Но, несмотря на это, в 1943 году он был смещен центральным правительством Китая. Советские представительства в Урумчи, Кульдже, Хотане и Кашгаре подвергались нападению со стороны населения, подстрекаемого местной властью. Часть красноармейских отрядов вернулась на родину, но в Урумчи остался до 1944 года батальон войск НКВД, переодетый в белогвардейскую форму для охраны авиационного завода в городе Хами, где собирались истребители И-16, и советских геологических партий. Советский Союз начал поддерживать национально-освободительное движение народов Восточного Туркестана. В 1944 году Шэн Шицай бежал, прихватив золото и серебро, в Чунцин, откуда после поражения Гоминьдана эвакуировался на Тайвань.

Советский Союз активно действовал в Восточном Туркестане, особенно в Кульдже, Урумчи, Турфане, Кашгаре, Яркенде и Хотане. Были открыты многочисленные советские консульства и торговые представительства, охраняемые военными частями из русского Туркестана. Вместо коммунизма советскими резидентами проповедовался национализм, и возбуждалось недовольство местного мусульманского населения (дунган) против китайских властей. Пекин запрещал китаянкам селиться в Застенном Китае, чтобы ассимилировать соседние народы. А рожденный от китайца становился китайцем.

В Синьцзяне столкнулись советско-британские геополитические интересы за влияние над стратегическими коммуникациями. Главные караванные дороги оказались фактически под советским контролем. Советские «купцы» монополизировали торговлю пушными товарами. Торговые караваны, шедшие из китайского Туркестана без советских конвоев, грабились местными бандами. Пресекались попытки местных купцов восстановить караванные пути на Карачи через британскую Северную Индию. Из-за ослабления влияния центральной китайской власти северо-западные провинции оказались в зоне геополитических интересов Советского Союза, а в северо-восточных провинциях усиливалось присутствие Японии.

В 40-х годах с помощью Советского Союза создается вторая «Восточно-Туркестанская республика» , которая была «самоликвидирована» во исполнение договоренностей на Крымской конференции и с Китаем. После окончания Гражданской войны и провозглашения в 1949 году коммунистического режима в Китае Советский Союз окончательно отказался от планов создания «Восточно-Туркестанской республики».


«Геополитика сверхдержав»


Воспоминания

Денежная единица Население Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Форма правления республика , светское государство Преемственность ← Китайская республика
Китайская Народная Республика →
К:Появились в 1944 году К:Исчезли в 1949 году

Вторая Восточно-Туркестанская республика , или Восточно-Туркестанская республика (ВТР), была кратковременным просоветским государственным образованием на территории трех (Илийского , Таченского и Алтайского) северных округов провинции Синьцзян Китайской республики (северная часть исторического Восточного Туркестана) в 1944-1949 годах.

Предыстория

Весной 1945 года гоминьдановское командование упустило момент и не заняло выход из ущелья реки Кызыл-Озен , чем воспользовались казахи под руководством Калибека, поднявшие восстание и захватившие этот важный стратегический пункт.

Стараниями Ахметжана Касымова из добровольческих повстанческих отрядов была сформирована армия Восточно-Туркестанской республики, о рождении которой было официально объявлено 8 апреля 1945 года. В армию набирались представители всех национальностей республики, кроме китайцев.

Большинство солдат были уйгурами, казахами и русскими. Существовал также дунганский кавалерийский дивизион и монгольский кавалерийский дивизион, позднее преобразованные в полки и эскадрон из народности сибо .

Национальная армия Восточно-Туркестанской республики состояла из следующих частей:

  1. 1-й Суйдинский пехотный полк
  2. 2-й Кульджинский пехотный полк
  3. 4-й Кульджинский запасной полк
  4. 1-й Текесский конный полк
  5. 2-й Текесский конный полк
  6. 1-й Кульджинский конный полк
  7. 2-й Токкузтаринский конный полк
  8. 3-й Кенсайский конный полк
  1. Отдельный конный дивизион
  2. Отдельный артиллерийский дивизион
  3. Монгольский конный дивизион
  4. Дунганский конный дивизион
  5. Охранный батальон
  6. Сибинский конный эскадрон

По мере освобождения новых уездов и округов из местных партизан формировались новые полки.

Дивизия генерала Исхак-бека перекрыла Музартский перевал, предотвратив угрозу удара по республике со стороны Кашгарии, вторая дивизия генерала И. Г. Полинова держала основной фронт, а отдельный кавалерийский полк под командованием полковника Ф. И. Лескина в мае 1945 года начал наступление через Боро-Тала на Тарбагатайский округ , где в Дурбульджине и Чугучаке действовали казахский и русский партизанские отряды. В Чугучаке Лескин провёл мобилизацию, сформировав полнокровную кавалерийскую бригаду и Отдельный стрелковый батальон, сразу же направленный на помощь 2-й дивизии в район Шихэ.

Бои на Алтае

В середине июля кавалерийская бригада Лескина двинулась на Алтайский округ . Разбив крупный гоминьдановский гарнизон Кобука, бригада переправилась на правый берег Чёрного Иртыша , в начале сентября захватила Бурчун и нацелилась на Шара-Сумэ .

Тем временем партизаны Далельхана Сугурбаева хотя были и не в состоянии выбить гоминьдановские гарнизоны из укреплённых городов, но перерезали их линии снабжения, нарушив связь с Урумчи . Оспан со своим отрядом из 200-300 человек в течение двух лет находился в Чингильском ущелье по соседству с кёктокайским и чингильским гоминьдановскими гарнизонами, но старался их не беспокоить, и не принимал участия в боевых действиях. Однако успехи партизан Сугурбаева обеспокоили Оспана и он вступил в переговоры с гоминьдановцами, которым он предоставил свободный проход в Урумчи, а сам занял Чингиль и Кёктокай без боя.

Весть о капитуляции Бурчуна вызвала панику в осаждённом партизанами Шара-Сумэ. 5 сентября объединённые силы Лескина и Сугурбаева начали бои в предместьях окружного центра, который был блокирован с запада, юга и востока. Осаждающие намеренно оставили проход в сторону МНР , которым и воспользовался гарнизон, предварительно разграбив город. Выйдя из города, гарнизон попал в засаду и сдался в плен. Первыми в город ворвались те части, которые в 1943 году воевали вместе с Оспаном, и начали грабёж; Лескину и Сугурбаеву пришлось применить оружие против недавних союзников ради наведения порядка и установления спокойствия. После этого капитулировали мелкие гоминьдановские гарнизоны других населённых пунктов.

Наступление на Урумчи

В июне 1945 года дивизия генерала Полинова начала наступление на Цзинхэ. В результате затяжного кровопролитного сражения гоминьдановцы были выбиты из города и отступили в Шихэ. Получив подкрепление из Кульджи и чугучакский батальон от Лескина, дивизия начала бои за Шихэ. Тем временем партизаны Калибека перерезали дорогу, связывавшую Шихэ с Урумчи, и вынудили гоминьдановское командование сжечь мост через реку Манас, организовав линию обороны по её правому берегу.

В середине сентября дивизия Полинова выбила гоминьдановскую группировку из Шихэ и сменила партизан на левом берегу Манаса, организовав линию обороны. Партизаны-казахи были распущены по домам, а партизанившие с ними русские - зачислены в армию. В результате образовалась линия фронта от предгорий Тянь-Шаня на юге до Алтая на севере.

Коалиционное правительство

В сентябре 1945 года генералиссимус Чан Кайши выступил по радио и признал за «Революционной базой трёх округов» право на «местную автономию». Он призвал начать переговоры с целью создания единого коалиционного правительства в Синьцзяне. Сознавая, что 12-тысячной армии Восточно-Туркестанской республики противостоит 100-тысячная гоминьдановская группировка в Синьцзяне и что в случае продолжения боевых действий численное и техническое превосходство противника рано или поздно сыграют свою роль, руководство Восточно-Туркестанской республики приняло предложение генералиссимуса. В октябре 1945 года правительственная делегация Восточно-Туркестанской республики прибыла в Урумчи.

Учитывая сложную ситуацию в Синьцзяне, Чан Кайши назначил председателем синьцзянского правительства генерала Чжан Чжичжуна , который возглавил гоминьдановскую делегацию на переговорах; делегацию Восточно-Туркестанской республики возглавлял Ахметжан Касымов. После трёх месяцев переговоров 2 января 1946 года было подписано «Соглашение из 11 пунктов», в соответствии с которым создавалось коалиционное правительство. 15 человек в правительстве должны были представлять местных жителей, 10 - гоминьдановское руководство. Провозглашались равенство языков, свобода слова, печати, собраний, организаций, свободное развитие внутренней и внешней торговли и т. п. Восточно-Туркестанская республика получила право сохранить свою армию.

В июне 1946 года «Соглашение из 11 пунктов» было утверждено Чан Кайши. От Восточно-Туркестанской республики в коалиционное правительство вошли, в частности, Ахметжан Касымов, Абдукерим Аббасов и Далельхан Сугурбаев.

На Алтае руководство Восточно-Туркестанской республики совершило ошибку, назначив Оспан-батыра губернатором округа. Чжан Чжичжун стал тайно поставлять Оспану оружие и военное имущество и уговорил его сменить сторону. Уже в ноябре 1946 года отряды Оспана начали столкновения с войсками Восточно-Туркестанской республики на Алтае. В 1947 году сменил сторону и Калибек.

Грубые нарушения условий «Соглашения из 11 пунктов» привели к тому, что членам коалиционного правительства от Восточно-Туркестанской республики пришлось покинуть Урумчи и в начале августа 1947 года вернуться в Кульджу.

1947-1949

В сентябре 1947 года отряды Оспана (1500 сабель) и Калибека (900 сабель) совершили налёт на Алтайский округ, пройдя его с востока на запад; по пути они разоряли и грабили население. Генерал Далельхан собрал в кулак казахские эскадроны, призвал народ в ополчение и нанёс ответный удар, выбив бандитов за демаркационную линию. В ноябре Оспан попытался повторить набег, но был отбит. Не сумев оправиться от поражения, он с немногочисленными оставшимися сторонниками ушёл на восток; Калибек ушёл на юг, сумев увести за собой всего 50 семей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Восточно-Туркестанская Революционная республика"

Примечания

Источники

  • В. И. Петров. Мятежное «сердце» Азии. Синьцзян: краткая история народных движений и воспоминания. - М.: Крафт+, 2003. - ISBN 5-93675-059-0
  • В. Г. Обухов Потерянное Беловодье. История Русского Синьцзяна. - М.: Центрполиграф, 2012. - ISBN 978-5-227-03445-8

Ссылки

Отрывок, характеризующий Восточно-Туркестанская Революционная республика

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.

– Прости меня, Север, но почему Рыцари Храма не привезли голову Иоанна сюда, в Мэтэору? Ведь, насколько я понимаю, вы все очень любили его! И откуда тебе известны все эти подробности? Тебя ведь не было вместе с ними? Кто рассказал тебе всё это?
– Рассказала нам всю эту печальную историю Ведунья Мария, мать Радана и Радомира...
– А разве Мария вернулась к вам после казни Иисуса?!.. Ведь, насколько известно мне, она была с её сыном во время распятия. Когда же она вернулась к вам? Возможно ли, что она всё ещё жива?.. – затаив дыхание, спросила я.
Мне так хотелось увидеть хотя бы кого-то из тех достойных, мужественных людей!.. Так хотелось «зарядиться» их выдержкой и силой в моей предстоящей последней борьбе!..
– Нет, Изидора. К сожалению, Мария умерла столетия назад. Она не пожелала жить долго, хотя могла. Думаю, её боль была слишком глубокой... Ушедшая к своим сыновьям в незнакомую, далёкую страну (ещё за много лет до их смерти), но так и не сумевшая уберечь ни одного из них, Мария не вернулась в Мэтэору, уйдя вместе с Магдалиной. Уйдя, как мы тогда думали, навсегда... Устав от горечи и потерь, уже после гибели любимой внучки и Магдалины, Мария решила оставить свою жестокую и немилосердную жизнь... Но перед тем, как «уйти» навсегда, она всё же пришла в Мэтэору, чтобы проститься. Чтобы поведать нам истинную историю гибели тех, кого мы все сильно любили...

А ещё, она вернулась для того, чтобы в последний раз увидеть Белого Волхва... Своего супруга и вернейшего друга, которого так и не смогла никогда забыть. В своём сердце она простила его. Но, к его великому сожалению, не смогла принести ему прощение Магдалины.... Так что, как видишь, Изидора, великая христианская басня о «всепрощении» это просто детская ложь для наивных верующих, чтобы разрешить им творить любое Зло, зная, что чего бы они ни сделали, в конечном итоге их простят. Но прощать можно лишь то, что по-настоящему достойно прощения. Человек должен понимать, что за любое свершённое Зло ему приходится отвечать... И не перед каким-то таинственным Богом, а перед собой, заставляя себя же жестоко страдать. Магдалина не простила Владыко, хотя глубоко уважала и искренне любила его. Так же, как она не сумела простить и всех нас за страшную смерть Радомира. Ведь именно ОНА лучше всех понимала – мы могли помочь ему, могли спасти его от жестокой смерти... Но не захотели. Считая вину Белого Волхва слишком жестокой, она оставила его жить с этой виной, ни на минуту не забывая её... Она не захотела даровать ему лёгкого прощения. Мы так больше никогда и не увидели её. Как никогда не увидели и их малышей. Через одного из рыцарей своего Храма – нашего волхва – Магдалина передала ответ Владыке на его просьбу вернуться к нам: «Солнце не восходит в один день дважды... Радость вашего мира (Радомир) уже никогда не вернётся к вам, как не вернусь к вам и я... Я нашла свою ВЕРУ и свою ПРАВДУ, они ЖИВЫЕ, ваша же – МЕРТВА... Оплакивайте своих сыновей – они вас любили. Я же никогда не прощу вам их смерти, пока жива. И пусть вина ваша остаётся с вами. Возможно, когда-нибудь она принесёт вам Свет и Прощение... Но не от меня». Голову же Волхва Иоанна не привезли в Мэтэору по той же самой причине – никто из рыцарей Храма не захотел возвращаться к нам... Мы потеряли их, как теряли не раз многих других, кто не хотел понять и принять наших жертв... Кто так же, как ты – ушли, осуждая нас.
У меня кружилась голова!.. Как жаждущий, утоляя свой вечный голод знания, я жадно впитывала поток удивительной информации, щедро даримой Севером... И мне хотелось намного больше!.. Хотелось знать всё до конца. Это было глотком свежей воды в выжженной болью и бедами пустыне! И я никак не могла вдоволь напиться...
– У меня тысячи вопросов! Но не осталось времени... Что же мне делать, Север?..
– Спрашивай, Изидора!.. Спрашивай, я постараюсь ответить тебе...
– Скажи, Север, почему мне кажется, что в этой истории как бы соединились две истории жизни, оплетённые схожими событиями, и преподносятся они, как жизнь одного лица? Или я не права?
– Ты абсолютно права, Изидора. Как я уже говорил тебе ранее, «сильные мира сего», кто создавал фальшивую историю человечества, «надели» на истинную жизнь Христа чужую жизнь иудейского пророка Джошуа (Joshua), жившего полторы тысячи лет тому назад (со времени рассказа Севера). И не только его самого, но и его семьи, его родных и близких, его друзей и последователей. Ведь именно у жены пророка Джошуа, иудейки Марии, была сестра Марта и брат Лазарь, сестра его матери Мария Якобе, и другие, которых никогда не было рядом с Радомиром и Магдалиной. Так же, как не было рядом с ними и чужих «апостолов» – Павла, Матфея, Петра, Луки и остальных...
Именно семья пророка Джошуа перебралась полторы тысячи лет назад в Прованс (который в те времена назывался Гаул (Transalpine Gaul), в греческий город Массалию (теперешний Марсель), так как Массалия в то время была «воротами» между Европой и Азией, и это было самым лёгким путём для всех «гонимых» во избежание преследований и бед.
Настоящая же Магдалина перебралась в Лангедок через тысячу лет после рождения иудейки Марии, и она-то шла именно Домой, а не убегала от иудеев к другим иудеям, как это сделала иудейка Мария, никогда не бывшая той светлой и чистой Звездой, которой была настоящая Магдалина. Иудейка Мария была доброй, но недалёкой женщиной, выданной замуж очень рано. И она никогда не звалась Магдалиной... Это имя «повесили» на неё, желая соединить в одно этих двух несовместимых женщин. И чтобы доказать подобную нелепую легенду, придумали фальшивую историю про город Магдалу, которого во время жизни иудейки Марии в Галилее ещё не существовало... Вся эта возмутительная «история» двух Иисусов была намеренно так перемешана и перепутана, чтобы простому человеку оказалось слишком сложно доискаться до истины. И только лишь те, которые по-настоящему умели мыслить, видели, какую сплошную ложь несло христианство – самая жестокая и самая кровожадная из всех религий. Но, как я уже говорил тебе ранее, в большинстве своём люди не любят ДУМАТЬ самостоятельно. Поэтому они принимали и принимают на веру всё, чему учит римская церковь. Так было удобно, и так было всегда. Человек не был готов принимать настоящее УЧЕНИЕ Радомира и Магдалины, которое требовало труда и самостоятельного мышления. Но зато людям всегда нравилось и ими одобрялось то, что было предельно просто – что говорило им, во что надо верить, что можно принимать, а что должно отрицаться.

На минуту мне стало очень страшно – слова Севера слишком напоминали изречения Караффы!.. Но в своей «бунтующей» душе я никак не желала согласиться, что кровожадный убийца – Папа – мог оказаться хоть в чём-то по-настоящему прав...
– Эта рабская «вера» нужна была всё тем же Думающим Тёмным, чтобы укрепить своё господство в нашем хрупком, ещё только зарождающемся мире... чтобы никогда уже не позволить ему родиться... – спокойно продолжал Север. – Именно для того, чтобы успешнее поработить нашу Землю, Думающие Тёмные и нашли этот малый, но очень гибкий и тщеславный, им одним понятный еврейский народ. В силу его «гибкости» и подвижности, этот народ легко поддавался чужому влиянию и стал опасным орудием в руках Думающих Тёмных, которые и нашли жившего там когда-то пророка Джошуа, и хитро «переплели» историю его жизни с историей жизни Радомира, уничтожив настоящие жизнеописания и подложив фальшивые, дабы наивные людские умы поверили в такую «историю». Но даже и тот же иудейский Джошуа, так же не имел ничего общего с религией, называемой Христианством... Оно было создано по приказу императора Константина, которому требовалась новая религия, чтобы бросить уходящему из-под контроля народу новую «кость». И народ, даже не задумавшись, с удовольствием проглотил её... Такова пока ещё наша Земля, Изидора. И очень нескоро кому-то удастся изменить её. Очень нескоро люди захотят ДУМАТЬ, к сожалению...
– Пусть они не готовы ещё, Север... Но ты же видишь, люди очень легко открываются «новому»! Так не показывает ли это именно то, что человечество (по-своему) ИЩЕТ пути к настоящему, что люди стремятся к ИСТИНЕ, которую просто некому им показать?..
– Можно тысячу раз показывать самую ценную на свете Книгу Знаний, но это ничего не даст, если человек не умеет читать. Не правда ли, Изидора?..
– Но своих учеников вы ведь УЧИТЕ!.. – с тоской воскликнула я. – Они ведь тоже не знали всего сразу, перед тем, как попали к вам! Так учите же человечество!!! Оно стоит того, чтобы не исчезнуть!..
– Да, Изидора, мы учим наших учеников. Но одарённые, которые попадают к нам, умеют главное – они умеют МЫСЛИТЬ... А остальные пока всего лишь «ведомые». И у нас нет на них ни времени, ни желания, пока не придёт их время, и они не окажутся достойны того, чтобы кто-то из нас их учил.
Север был совершенно уверенным, что прав, и я знала, что никакие доводы не смогут его переубедить. Поэтому решила не настаивать более...
– Скажи, Север, что из жизни Иисуса является настоящим? Можешь ли ты рассказать мне, как он жил? И как же могло случиться, что с такой мощной и верной опорой он всё же проиграл?.. Что стало с его детьми и Магдалиной? Как долго после его смерти ей удалось прожить?
Он улыбнулся своей чудесной улыбкой...
– Ты напомнила мне сейчас юную Магдалину... Она была самой из всех любопытной и без конца задавала вопросы, на которые даже наши волхвы не всегда находили ответы!..
Север снова «ушёл» в свою грустную память, вновь встречаясь там с теми, по кому он всё ещё так глубоко и искренне тосковал.
– Она была и впрямь удивительной женщиной, Изидора! Никогда не сдававшейся и не жалеющей себя, совсем, как ты... Она готова была в любой момент отдать себя за тех, кого любила. За тех, кого считала достойнее. Да и просто – за ЖИЗНЬ... Судьба не пожалела её, обрушив на её хрупкие плечи тяжесть невозвратимых потерь, но она до последнего своего мгновения яростно боролась за своих друзей, за своих детей, и за всех, кто оставался жить на земле после гибели Радомира... Люди называли её Апостолом всех Апостолов. И она истинно была им... Только не в том смысле, в котором показывает её в своих «священных писаниях» чуждый ей по своей сути еврейский язык. Магдалина была сильнейшей Ведуньей... Золотой Марией, как её называли люди, хоть однажды встретившие её. Она несла собою чистый свет Любви и Знания, и была сплошь пропитанной им, отдавая всё без остатка и не жалея себя. Её друзья очень любили её и, не задумываясь, готовы были отдать за неё свои жизни!.. За неё и за то учение, которое она продолжала нести после смерти своего любимого мужа, Иисуса Радомира.
– Прости мою скудную осведомлённость, Север, но почему ты всё время называешь Христа – Радомиром?..
– Всё очень просто, Изидора, Радомиром нарекли его когда-то отец и мать, и оно являлось его настоящим, Родовым именем, которое и впрямь отражало его истинную суть. Это имя имело двойное значение – Радость мира (Радо – мир) и Несущий миру Свет Знания, Свет Ра (Ра – до – мир). А Иисусом Христом его назвали уже Думающие Тёмные, когда полностью изменили историю его жизни. И как видишь, оно накрепко «прижилось» к нему на века. У иудеев всегда было много Иисусов. Это самое что ни на есть обычное и весьма распространённое еврейское имя. Хотя, как ни забавно, пришло оно к ним из Греции... Ну, а Христос (Хristos) – это вообще не имя, и значит оно по-гречески – «мессия» или «просвещённый»... Спрашивается только, если в библии говорится, что Христос – христианин, то как же тогда объяснить эти языческие греческие имена, которые дали ему сами Думающие Тёмные?.. Не правда ли, интересно? И это лишь самая малая из тех многих ошибок, Изидора, которых не хочет (или не может!..) видеть человек.
– Но как же он может их видеть, если слепо верит в то, что ему преподносят?.. Мы должны показать это людям! Они обязаны всё это знать, Север! – опять не выдержала я.
– Мы ничего людям не должны, Изидора... – резко ответил Север. – Они вполне довольны тем, во что они верят. И не хотят ничего менять. Желаешь ли, чтобы я продолжил?
Он снова наглухо отгородился от меня стеной «железной» уверенности в своей правоте, и мне не оставалось ничего более, как лишь кивнуть в ответ, не скрывая проступивших слёз разочарования... Бессмысленно было даже пытаться что-либо доказывать – он жил в своём «правильном» мире, не отвлекаясь на мелкие «земные неполадки»...

– После жестокой смерти Радомира Магдалина решила вернуться туда, где был её настоящий Дом, где когда-то давно она родилась на свет. Наверное, всем нам присуща тяга к нашим «корням», особенно когда по той или иной причине становится плохо... Вот и она, убитая своим глубоким горем, раненая и одинокая, решила наконец-то вернуться ДОМОЙ... Это место находилось в загадочной Окситании (сегодняшняя Франция, Лангедок) и называлось оно Долиной Магов (или также – Долиной Богов), славившейся своей суровой, мистической величавостью и красотой. И не было человека, который однажды побывав там, не полюбил бы Долину Магов на всю свою оставшуюся жизнь...
– Прости, Север, что прерываю тебя, но имя Магдалины... не от Долины Магов ли пришло оно?.. – не в состоянии удержаться от потрясшего меня открытия, воскликнула я.
– Ты совершенно права, Изидора. – улыбнулся Север. – Вот видишь – ты мыслишь!.. Настоящая Магдалина родилась около пятисот лет назад в Окситанской Долине Магов, и поэтому называли её Марией – Магом Долины (Маг-долины).
– Что же это за долина – Долина Магов, Север?.. И почему я никогда не слышала о подобном? Отец никогда не упоминал такое название, и об этом не говорил ни один из моих учителей?
– О, это очень древнее и очень мощное по своей силе место, Изидора! Земля там дарила когда-то необычайную силу... Её называли «Землёю Солнца», или «Чистой землёй». Она была создана рукотворно, много тысячелетий назад... И там когда-то жили двое из тех, кого люди называли Богами. Они берегли эту Чистую Землю от «чёрных сил», так как хранила она в себе Врата Междумирья, которых уже не существует сегодня. Но когда-то, очень давно, это было место прихода иномирных людей и иномирных вестей. Это был один из семи «мостов» Земли... Уничтоженный, к сожалению, глупой ошибкою Человека. Позже, много веков спустя, в этой долине начали рождаться одарённые дети. И для них, сильных, но несмышлёных, мы создали там новую «мэтэору»... Которую назвали – Раведой (Ра-ведать). Это была как бы младшая сестра нашей Мэтэоры, в которой так же учили Знанию, только намного более простому, чем учили этому мы, так как Раведа была открыта без исключения для всех одарённых. Там не давались Сокровенные Знания, а давалось лишь то, что могло помочь им жить со своей ношей, что могло научить их познать и контролировать свой удивительный Дар. Постепенно, в Раведу начали стекаться разные-преразные одарённые люди с самых дальних краёв Земли, жаждущие учиться. И потому, что Раведа была открытой именно для всех, иногда туда приходили так же и «серые» одарённые, которых так же учили Знанию, надеясь, что в один прекрасный день к ним обязательно вернётся их затерявшаяся Светлая Душа.
Так и назвали со временем эту Долину – Долиной Магов, как бы предупреждая непосвящённых о возможности встретить там неожиданные и удивительные чудеса... рождённые мыслью и сердцем одарённых... С Магдалиной и Ведуньей Марией пришли туда шесть рыцарей Храма, которые, с помощью живших там друзей, поселились в их необычных замках-крепостях, стоящих на живых «точках силы», дававших живущим в них природную мощь и защиту.

Магдалина же на время удалилась со своей малолетней дочуркой в пещеры, желая быть вдали от любой суеты, всей своей наболевшей душой ища покоя...

Скорбящая Магдалина в пещерах...

– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.

В середине XVIII века в Восточном Туркестане шла война за чистоту ислама, между мусульманскими группировками, которая в конечном итоге привела враждующих группировок приглашению китайцев для урегулирования споров.

Китайцы быстро урегулировали, а конкретно захватили Восточной Туркестан. В захвате и удержания Восточного Туркестана китайцам помогала правящая элита Туркестана. Таким образом, правящая элита продала свой народ.

Казахский ученый Чокан Валиханов дважды был в Восточном Туркестане, в 1856 г в составе Российской дипломатической миссии и в 1858-1859 гг в качестве купца. Он как ученый и разведчик в своих тщательных исследованиях в дневнике подробно описал причины потери своей независимости Восточного Туркестана.

Читателю предлагается в сокращенном виде записи из книги Чокана Валиханова «Избранные произведения» М. 1986.

XIV и XV столетия особенно замечательны для среднеазиатского мусульманства появлением многих учителей, которые приобрели имя святых и чудотворцев. Самарканд и Бухара были средоточием религиозной учености Востока, и развившийся там казуизм достиг наконец и Кашгара. Один из сеидов, потомков Магомета, происходивший в ближайшем колене от имама Ризы, ходжа Махтуми-Азям, приобрел богословскую известность в Бухаре. Приехавши в Кашгар, он был встречен народным уважением и получил от кашгарских ханов богатые поместья, а после смерти Махтуми-Азяма сыновья его, Имам-Калян и ходжа Исак-Вали, были почтены таким же уважением и сделались религиозными патронами мусульман Восточного Туркестана.

С этого времени ходжи начали пользоваться большим значением. Ханы воздавали им почести, а народ оказывал им глубокое уважение. Каждый из двух сыновей ходжи Махтуми-Азяма был окружен толпой последователей, а также множеством фанатических суфи (наибов), дувана (дервишей) и послушников.

Таким образом, образовались две партии, отличавшиеся не столько существом учения, сколько характером и качествами лиц, стоявших во главе их. Последователи Имама-Каляна назывались и ш к и я, а последователи ходжи Исака-Вали называли себя и с а к и я, а впоследствии усвоены первыми названия белогорцев, а последним — черногорцев, которые и поныне существуют.

Вскоре по зарождении этих партий проявились и враждебные между ними отношения, конечно, сперва религиозного характера, но когда все население Шести городов разделилось на два неприязненных лагеря, тогда к религиозным распрям приоединились и стремления к политическому преобладанию. Такое направление ясно выразилось, когда ходжи Аппак, глава белогорской партии, достиг через посредничество джунгаров светской власти; оно привело Восточный Туркестан к потере своей независимости, потому что как джунгары, так и китайцы умели воспользоваться взаимной ненавистью белогорцев и черногорцев и, поддерживая одну из сторон, успели подчинить всю страну своей власти…

…Пользуясь раздорами в семействе Аппака, другой брат Измаил-хана, Акбаш, утвердился ханом в Яркенде и вызвал черногорского ходжу Даниеля, который находился в Ходженте. Кашгарцы, которые были всегда ревностными белогорцами, призвали Ахмет-ходжу и провозгласили его ханом. Между Кашгаром и Яркендом завязалась кровопролитная война. Кашгарцы, вспомоществуемые дикокаменными киргизами, осадили Яркенд, чтобы схватить Даниель-ходжу; яркендский хан Ашем из киргизских султанов, призванный в этот город после того, как Акбаш-хан, неизвестно почему, вместе с сыном Аппака Мехди уехал в Индустан, разбил с своими кайсаками наголову кашгарцев, но вскоре, по проискам ходжей, должен был уйти в свои степи, и светская власть над городом Яркендом и Хотаном сосредоточилась в руках Даниель-ходжи.

В это самое время калмыки пришли с большим войском в Яркенд. Даниель-ходжа воспользовался этим случаем, чтобы заслужить внимание джунгаров: с своими яркендцами он присоединился к калмыцкому войску, которое направилось в Кашгар. Кашгарцы после нескольких сражений должны были отворить ворота. Калмыки по выбору народа назначили хакимбека, а кашгарского ходжу Ахмеда увезли вместе с союзником и семействами их на Или…

…В 1764 г. Китай захватил Джунгарию. Джунгария, оставшаяся пустой после избиения полумиллиона олотов, была населена китайцами из провинции Гань-су, и для дальнейшей колонизации сделано постановление, по которому эта страна сделана местом постоянной ссылки преступников. Для охранения страны переселены манчжуры, солдаты зеленого знамени и образованы военные поселения в Илийском округе из сибо, солонов, дауров и чахаров. Для обрабатывания земли семь тысяч семейств мусульман записаны в казенные землепашцы (таран), остатки истребленных джунгаров получили определенные места для кочевок. Для управления завоеванным краем назначен был цзян-цзюнь с тремя товарищами, из которых один должен был жить в Тарбагатае, а другой в Малой Бухарии. Затем китайские войска вошли в Восточный Туркестан (Малая Бухария) и захватили ее.

Относительно Малой Бухарии, которая оказала более сопротивления, китайцы были осторожны; внутренне управление оставлено на прежних основаниях. Только для поддержания внутреннего спокойствия в значительных городах расположены гарнизоны, для охранения границ поставлены пикеты (караул) и для быстроты сообщения устроены станции. Столь успешное покорение Джунгари и Малой Бухарии возбудило в китайцах воинственный дух и жажду завоеваний. В правление Цянь-Луна китайцы, по-видимому, хотели повторить времена династии Тан. В 1756, 1758 и 1760 годах китайские отряды вступали в земли киргиз Средней орды.

Падение сильной Джунгарии, бывшей грозой для Средней Азии, и, наконец, завоевание единоверной Малой Бухарии навели на всю Азию панический страх, тем более что по господствовавшему преданию суеверные мусульмане верили, что перед окончанием света китайцы покорят весь мир. Владетели киргизких орд (Средней -Аблай, Малой — Нурали) и бурутские старшины спешили войти в сношения с Поднебесной империей. Аблай в 1766 году признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул. Нурали послал посольство в Пекин. Кокандский владелец Эрдене-бий (у китайцев Одона) в 1758 году, а впоследствии преемник его Норбута-бий (у китайцев Налопота) также признали покровительство Сына неба.

Несмотря на эту видимую покорность, азиатцы были сильно встревожены, особенно когда в 1762 году явились к хану Средней орды Абульмамету и султану Аблаю китайские послы со 130 человек и объявили, что по воле Цянь-Луна они намерены с наступлением весны послать войско в Туркестан и Самарканд и для препровождения войска просили людей, лошадей, быков и баранов. Эрдене-батыр, овладевший в то время Ташкентом, владетель Ходжента и Урятюпа Фазыл-би и киргизские султаны послали письмо к авганскому владетелю Ахметшаху, сильнейшему из азиатских владетелей в это время, и просили его спасти мусульманский мир от нашествия неверных…

…Весной 1763 года пришли авганские войска и стали между Кокандом и Ташкентом. Депутации от Ахмета были посланы во все мусульманские страны, приглашая всех правоверных на газат — «войну за веру». Торговые сношения среднеазиатцев с Китаем были прерваны, к чему убеждали и киргизов.

Посольство, отправленное от Ахмета с требованием отдать обратно Восточный Туркестан ходже, было дурно принято в Пекине. Туркестанцы ожидали своего избавления и клятвенно обещались бороться за независимость, а жители Уш-Турфана, надеясь на помощь мусульман, произвели в 1765 году восстание, вследствие которого город этот был совершенно истреблен. Авганский шах был занят войной с сейками (т.е. сикхами), а другие среднеазиатские владельцы были так слабы, что явно не смели враждовать с Китаем, и, таким образом, эта лига кончилась ничем, но имела, впрочем, то значение, что виды Китая распространить свои пределы до Ташкента, Сайрама, Сузака и Туркестана, пренадлежавших джунгарам, были остановлены…

…На западе распространение владычества Китая ограничилось естественными рубежами Восточного Туркестана и союзом, готовым к сопротивлению. На северо-западе граница Китая примыкала к кочевьям киргизов и бурутов и представляла мало естественных препятствий. Менее фанатичные жители северо-западных границ сами искали покровительства богдыхана. В 1463 году по просьбе киргизского посольства богдыхан дал грамоту, дозволявшую кочевать киргизам на местах, оставшихся пустыми после джунгаров, т.е. в степях между Балхашом и Джунгарским Алатау…

…Официальная перепись, сделанная китайским правительством при покорении этой страны, по которой до сих пор получают подати и налоги, служит единственным фактом для определения численности туземного населения. По ней число семейств в Шести городах определяется таким образом: Кашгар — 16 тыс. домов, или семейств, Янысар — 8 тыс., Яркенд — 32 тыс., Хотан — 18 тыс., Аксу — 12 тыс. и Турфан — 6 тыс.

Главные массы населения сосредоточены в городах; селения хотя занимают и обширное пространство, но мало населены…

…Китайские гарнизоны расположены в Малой Бухари в таком количестве: в Кашгаре — 5500 человек, в Яркенде — 2200, в Хотане 1400, в Аксу — 600 и в Турфане -800. Присоединяя к этому гарнизоны в значительных селениях (Бурчуке — 300 человек, в Сайраме — то же число) и считая команды на пограничных караулах и на станциях, купцов и частных лиц, нужно полагать, что оно не превышает 15 тыс…

…В Восточном Туркестане купечество как сословие не существует, а так как духовенство не имеет влияния, то между дворянством и народом лежит неодолимая преграда. Дворянство отчуждено от народа интересами, привелегиями и происхождением. Следуя китайским церемониям, оно избегает связи с народом, который хотя встречает его поклонами и унижением, но ненавидит бесконечно.

Податной класс народа находится в Восточном Туркестане в самом жалком состоянии. Китайцы (т.е. китайские чиновники), беки и даже азиатские иностранцы, которые в городах Малой Бухарии составляют по независимому своему положению свободный класс, все равно его презирают и все требуют, чтобы им каждый гражданин и земледелец делал поклон. Китайские чиновники и беки, даже манджурские солдаты разделили народ между собой. Каждый из них имеет клиентов. Клиент-горожанин обязан доставлять патрону мясо, сало и другие жизненные припасы, а клиенты из деревень пашут землю и по очереди обязаны являться на службу к своему господину, где исполняют его домашние работы.

Чиновники ничего не делают, получают жалованье от китайцев, поборы с туземцев, а народ трудится, чтобы уплатить законные налоги, насытить корыстолюбие китайцев и беков и чтобы не умереть с голоду. Вследствие этих причин чиновники с правами наследственными (другими словами, туземное дворянство) имеют большие капиталы, собранные с народа в продолжение многих лет путем притеснений и лихоимства, владеют обширными землями, садами, имеют по нескольку домов. Земли и сады разрабатываются бесплатно, дома строятся также бесплатно и из даровых материалов. За получение мест правителей дворяне дают китайцам огромные деньги и в год управления успевают их пополнить, даже с процентами.

Мелкие чиновники обеспечены не менее дворян, хотя родовых имений не имеют. Хлеб, пищу, деньги доставляют им клиенты. Все чиновники, как только достигают до 5 степени (род чина), тотчас приобретают земли, дома и деньги, при помощи которых их потомки получают наследственность.

Народ живет бедно, терпит нужду и трудится вечно. Если бы туркестанцы могли пользоваться плодами своих трудов, то они были бы одним из богатых восточных народов, каким они были прежде. Непомерные налоги, система клиентизма и насилие беков отнимают у них почти все достояние…

Непомерный сбор китайского и туземного правительств и неравномерная раскладка податей делаются еще более тягостными от незаконных поборов, которые налагают туземные чиновники в обществе с китайскими мандаринами…

…Военные силы китайцев в Шести городах простираются до 15000 человек. Туземцы военной службы не несут. Первоначально туркестанцы имели свою милицию, но китайцы, находя это вредным, уничтожили ее и в Западном крае на всем пространстве его границ содержат войска из манджуров, китайцев, тунгусов и чахар, отстраняя совершенно туземцев от военного дела. Олоты обращены в скотоводов, а туркестанцы — в землепашцев…

Китайцы, как известно, дурные солдаты; войска, расположенные в Малой Бухарии, еще менее воинственны. Занимая уединенные посты или же заключенные в своих крепостях, они ведут распутную жизнь и все без исключения курят опиум, отчего между ними бывает сильная смертность, физическая и нравственная слабость. При восстаниях китайцы запираются в свои цитадели и в этом положении остаются до тех пор, пока из Или приходят свежие войска для их освобождения.

Китайцы Западного края до того упали духом, что дозволяют киргизам в двух верстах от своих пикетов безнаказанно грабить свои казенные обозы. В Чугучаке байджигитовцы нападают около самого города на торговые караваны, и когда купцы просят помощи китайцев, то они обыкновенно отвечают: «Драться нехорохо». При таком состоянии китайцев защита страны от внешних нападений и внутренних беспорядков делается более и более трудной, тем более что из Или и из Внутреннего Китая не могут давать значительных подкреплений. Во время Джангира вспомогательные войска шли из Внутреннего Китая и Северной линии. В последнее восстание из внутренних провинций китайцы не имели возможности дать подкрепление; из Или послать войска также нашли неудобным без ослабления Кульджи, оттого и были употреблены в 1847 году ссыльные, а в последнее восстание — калмыки…

…Южная линия есть сомнительное достояние Поднебесной империи. Народ ненавидит китайцев и поддерживает постоянные восстания и упорную борьбу. Только военные силы и строгие меры могут поддерживать спокойствие, и если китайское владычество до сих пор держится и попытки ходжей безуспешны, то причина этого заключается: во-первых, в несогласии, взаимной вражде самих туземцев и, во вторых, во влиянии кокандцев. При отстранении этих причин независимость Малой Бухари, по крайней мере Шести городов, от Китая несомненна. Разберем подробно эти причины.

Обременительные налоги, незаконные поборы, лихоимства и притеснения китайцев и беков, поставленных им, раздражают народонаселение Шести городов, и они от души ненавидят как китайцев, так и своих чиновников. Положение китайцев в настоящее время так критично, что они от души ненавидят как китайцев, так и своих чиновников. Положение китайцев в настоящее время так критично, что они должны бы стараться всеми мерами благорасположить к себе народ, но китайцы мало об этом думают. Окруженные кругом враждебными элементами, они вымещают свою злобу на народе, который выносит все это терпеливо и утешается тем, что, когда явится ходжа, он будет отомщен.

Китайцы, сознавая свое бессилие, сделались подозрительными и злыми. После каждого восстания они неистовствуют: предают все грабежу, насилуют женщин, разрушают мечети и предают казни для внушения страха дервишей и других бедных людей, а лиц же, более или менее влиятельных, несмотря на их участие в мятеже, оставляют при прежних должностях, даже дают высшие шарики… В обыкновенное время хотя явные грабежи оставляются (т.е. прекращаются), но притеснения сильны. Китайцы бьют на улицах всех, которые не сходят с лошадей, отнимают и бесплатно берут товары в лавках и даром обедают в ресторанах. Всякий китайский чиновник получает разные жизненные припасы даром, имеет клиентов из туземцев, которые находятся в их распоряжении как рабы.

Подозрительность китайцев и туземных чиновников не знает пределов. Полиция бдительна и хорошо знает свое дело… Патриотические песни также преследуются, но безуспешно.

Кашгарские чиновники выбираются китайцами. Высшие из них — комульцы и турфанцы; они, будучи чужды народу, которым управляют, заботятся только о собственных выгодах, чтобы составить состояние, и так как власть их зависит от китайцев, то во всем угождают своим покровителям. Усвоив одни дурные стороны китайской цивилизации, они недоступны и важны к своим подчиненным, унижаются перед китайцами и проводят дни свои в пьянстве и обществе женщин сомнительного поведения, доставляя эти же удовольствия китайским чиновникам, которые приезжают к ним в гости. Мелкие чиновники копируют высших, но более их грубы и дерзки.

Беки более китайцев притесняют своих единоверцев, налагают неправильные доходы (т.е. налоги), берут все даром, бьют на улице народ для показания своей власти. Туземцы, не заплатившие подать, подвергаются наказанию до тех пор, пока не найдут средства удовлетворить или бежать: вообще, отговорки не принимаются. С иностранцами чиновники вежливы, но уклончивы и подозрительны. Китайцам хорошо известны злоупотребления туземных чиновников. Автор книги «О Западном крае», долго служивший в Малой Бухари, говорит: «Сильные притесняют слабых, и беки любят наживаться насилием; если бедный скопит сколько-нибудь имущества, то стараются высосать оное». Зная это, китайцы презирают чиновников, обращаются с ними надменно, но тем не менее поощряют их поступки, ибо это в их политике.

Китайцы доверяют только тем, которые притесняют, следовательно, не имеют ничего общего с народом. Они боятся всего более, чтобы чиновники не соединяли своих интересов с интересами народа: тогда они сделались (бы) для них опасными. Жители шести городов редко занимают высшие места, особенно кашгарцы, которые считаются самыми ненадежными подданными. В Кашгаре был из уроженцев его правителем один Кутлубек, и тот не удержался. Вообще, чиновники, поднявшись до шестой степени, не могут служить на родине. Таким образом, китайцы достигают своей цели: чиновники составляют совершенно отдельный класс, отчужденный от народа и совершенно им преданный; только между низкими, особенно в селениях, есть патриоты, каковы были Халыкбек и Таирбек — артышские минбеги.

Итак, народ ненавидит китайцев и беков. При этом возникает вопрос: если китайцы сами слабы и обставлены в самой Малой Бухари враждебными элементами, то что же (является) причиной того, что ходжи не имеют до сих пор успеха? Жители Шести городов по причинам, объясненным выше, разделяются на две религиозно-политические партии: белогорцев и черногорцев, которые имели своих духовных патронов (пиров). Между пирами этих партий происходила борьба за светскую власть над Малой Бухарией., вследствие чего дух партий принял политическое значение, как и права религиозных патронов заменились отношениями светских владетелей. Вражда между ними постепенно так усилилась, что целью их существования сделался антагонизм. Белогорец должен во всем противодействовать черногорцам, а черногорец — белогорцам. В этом заключается религиозный догмат и политические убеждения этих партий.

В то же время когда в Восточном Туркестане восторжествовала черногорская партия и вступила в борьбу за независимость родины с джунгарами и китайцами, белогорцы соединились с китайцами и, изгнав черногорских ходжей, взяли перевес. Когда в 1758 году белогорские ходжи были в свою очередь изгнаны и начали свои набеги для освобождения отечества, значение партии переменилось. Белогорцы сделались патриотами и теперь ревностно борются за независимость. Черногорцы, как следует, сделались их оппонентами, но так как притеснение китайцев равно действует и на них, то они из оппозиции к своим врагам представляют только консервативную партию, поддерживающую современный порядок вещей…

…Из всего вышесказанного очевидно, что состояние Восточного Туркестана в настоящую эпоху самое плачевное и одинаково неблагоприятно как для китайцев, так и для ходжей. Меры, принятые китайским и туземным правительствами весьма слабы, и, вообще, их политика не имеет никаких залогов к восстановлению спокойствию и тишины, а ограничивается строгой экзекуцией после мятежей, стеснительными и подозрительными происками в обыкновенное время, мерами, ведущими опять к мятежам. Для того, чтобы ходжи имели успех, нужно, чтобы изгладилась вражда между черногорцами и белогорцами, а это очень, очень трудно. Кокандцы всегда будут разыгрывать свою двуличную роль, ибо она для них выгодна. Таким образом, беспорядкам в этой стране не предвидится конца. Последнее событие всего лучше выражает это безнадежное положение Малой Бухарии.
С 1857 года года туземными беками были приняты возможные меры к предупреждению внезапных набегов ходжей; китайцы объявили, как говорят, решение, что туземные власти должны защищать свой город от внешних нападений и что все те из них, кои при появлении неприятеля оставят свои посты, будут подвергнуты смертной казни. Если это справедливо, то объявленная мера, без сомнения, будет действительнейшим средством к пробуждению беков от бездействия и беспечности. До сих пор они брали взятки, угнетали народ различными способами и, когда являлись ходжи, беки, не принимая никаких мер, скрывались в китайскую крепость, и только хакимбеки подвергались за нерадение штрафу или временной ссылке в Илю. Вследствие нового решения беки поставлены в весьма неприятное положение: если ходжа возьмет Кашгар, то им грозит неизбежная смерть или под ударами ходжи, или же в китайском суде. Во избежание всего этого они стали служить еще ревностнее…

Китайцы с древнейших времен придерживаются такой доктрины. Захватив чужую землю, китайцы начинают считать ее своей. И если их из оккупированной территории изгоняли, то они готовились к войне, как за возвращение своей утерянной территории. Такое суждение было и к вассальным государствам. Оно сохранилось и по сегодняшний день.

До середины XX века, хотя Китай и считал Восточный Туркестан своей территорией, но распоряжаться по своему усмотрению не мог. Народ Восточного Туркестана не желал терять свою свободу. На территория Восточного Туркестана до последнего времени практически не жили собственно китайцы (ханьцы). Коренное население региона составляли в основном уйгуры, казахи, киргизы, татары, памирцы и некоторые другие народы. Основной религией региона был ислам.

В 1921 году, следуя ленинско-сталинской национальной политике, на общем съезде в Ташкенте по предложению академика В. Бартольда было принято общее название «уйгуры» (кстати, одно из происхождений названия народа от слова «уйгур» — «объединять, сплачивать»). Был провозглашен курс на создание советской республики Восточный Туркестан и присоединение ее к СССР в качестве союзной республики. СССР поставлял уйгурам оружие, обучал военные отряды, призывал бороться за независимость от буржуазного Китая. В общем, поддерживал огонь национально-освободительной борьбы трудящихся Востока и мировой революции. Возникла независимая Уйгурская республика. Но СССР тогда был слишком занят вспыхнувшим в Средней Азии народным религиозным восстанием басмачей и не смог оказать ей достаточную помощь. Уже перед Великой Отечественной войной советские войска прямо вошли в Синцзян, но нападение немцев отвлекло Сталина, к тому же гоминьдановский Китай стал фактически союзником СССР в борьбе с Японией, союзником Германии. Лишь в 1944 Уйгуристан в связи с общей приближающейся победой над Германией и активизацией восточной сталинской политики был провозглашен независимым Восточным Туркестаном. Берия лично направил в Синцзян отряд в 600 человек чекистов, была создана армия республики Восточный Туркестан в 12 тысяч человек. Особенно СССР хотел контролировать добычу урана, и оттуда уран шел в СССР для советской атомной бомбы.

В 1949 году проамериканский гоминьдан потерпел в Китае поражение, и Китай стал коммунистическим, к власти пришел Мао Цзэдун. Все руководство республики Восточный Туркестан в лице президента, премьер-министра, генералов в количестве 10 человек вылетело на самолете в Москву. По бытующим слухам, делегация уйгуров встретилась со Сталиным. Сталин предложил уйгурскому правительству строить Уйгуристан коммунистическим, социалистическим государством. Но правительственная делегация считала, что Уйгуристан должен быть исламским государством. Такое решение решило судьбу Уйгуристана и его правительства. Самолет с правительственной делегацией потерпел авиакатастрофу в горах под Иркутском и все члены правительства в полном составе погибли. Мао Цзэдун обещал Сталину строить в Уйгуристане коммунистическое общество, и такое решение стало в пользу Китая. В 1949 году Уйгуристан был опять поглощен Китаем. Но советские войска окончательно ушли из СУАР лишь в 1959 году.

С тех пор Китай активно стал заселять эту территорию китайскими колонистами, которые быстро превысили численность тюркского населения. Теснимые китайцами тюрки бросают свои земли и уезжают за границу. Сегодня Восточный Туркестан называется Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Правящая элита уйгуров отказалась от своего мировоззрения, от своего бога Тэнри и Тэнри отвернулcя от них, что плачевно сказалось на судьбe уйгурского народа.