Эфиопия. «Creounity Машина Времени» — универсальный конвертер дат

  • 24.09.2019

Абиссиния — это термин, который на протяжении веков, начиная со 150-х годов до нашей эры, широко использовался в качестве географического выражения Аксумитской культуры. Изначально название звучало как Habesha, но языковые особенности иностранных торговцев постепенно латинизировали слово, упростив его для себя.

География

Абиссиния — это одна из границы которой отличаются отсутствием прямого доступа к морю. На небольшой территории, примерно как Франция, живут почти 100 миллионов человек.

Одни из самых низких показателей продолжительности жизни в мире фиксируют именно здесь. По имеющимся данным, женщины могут прожить около 50 лет, а мужчины — около 48 лет.

Местоположение самой низкой точки на Земле, находится на 116 метрах ниже уровня моря, во впадине Данакиль. Далол — одно из единственных лавовых озер в мире, и это самое жаркое место на планете.

Абиссиния — это родина Голубого Нила, который вместе с Белым составляет самую длинную реку в мире Нил.

Религия

Страна Абиссиния — это одна из самых старейших цивилизаций эпохи Древнего мира. Могущество православного государства простиралось далеко за пределы города Аксум. Он сформировал основу христианской культуры Северной Эфиопии и Эритреи.

Теуахедо, или Эфиопская Православная Церковь, является одной из старейших форм христианства в мире, религия пришедшая из Египта. Около 330 года н. э. Фрументий, Апостол Эфиопии, обратился к Аксумитскому царю Эзане, который сделал христианство официальной религией империи. Сегодня 35% эфиопов исповедуют христианство.

Главные языки Эфиопии также указывают на присутствие иудаизма в стране. Наличие ряда слов, связанных с религией, — черт, идол, Пасха, очищение, милостыня, явно не еврейского происхождения. Эти слова должны были прямо вытекать из еврейского церковного источника. В общем, в стране насчитывается более 200 языков.

Примерно в 9-м веке христианская Абиссиния начала приходить в упадок и распадаться на отдельные княжества. Причиной тому стала расцветающая религия ислам, проникающая на территорию Африканского нагорья. Во время первого паломничества сподвижников пророка Мухаммеда царь предоставил им земли для поселения в Аксумитском королевстве. Они были сосредоточены в центральной части современной Эфиопии. Абиссиния в прошлом стала первой страной, принявшей ислам в качестве религии, и укрывала пророка Мухаммеда, его семью и последователей, когда их преследовали и убивали языческие арабы. Сегодня 45% населения - мусульмане.

Политика

На протяжении многих веков политика страны претерпела множество изменений. Абиссиния сейчас называется Эфиопией. После революции, с 1987 года является Народной Демократической Республикой. Это единственная страна в Африке, которая никогда не была официально колонизирована, однако ей пришлось дважды победить итальянцев чтобы остаться независимой.

Императоры правили страной Абиссиния до 1974 года, местные жители утверждают, что они были потомками царя Соломона из Библии и Македы (царицы Савской). стал последним Эфиопским императором.

Первой всемирно признанной женщиной-главой Африканского государства была королева Эфиопии Зевдиту. Императрица правила с 1916 по 1930 год.

Традиции

Абиссиния — это родина особой «кофейной церемонии». Бобы обжаривают на месте, измельчают и заваривают. Подают в нескольких керамическими чашечках без ручек, в которых кофе на один хороший глоток, но по традиции, пьют его медленно, наслаждаясь задушевными разговорами. Когда бобы обжариваются до копчения, их передают по кругу, дым от них становится благословением для посетителей. С кофе предлагают воздушную кукурузу.

Кофе был впервые обнаружен эфиопским пастухом по имени Калди, пасшим коз в регионе Коффа. Сегодня каждый третий человек пьет кофе хотя бы один раз в день.

Инжера — лепешка из зерен Teff, похожая на блин, неотъемлемая часть традиционных блюд из мяса и овощей. Сырое мясо считается деликатесом. Разнообразные острые соусы насыщают его вкус, к тому же специи выступают как отличный маринад.

По традиции родители и дети из Эфиопии не имеют общей фамилии. Большинство детей принимают имя своего отца как фамилию.

Архитектура и сельское хозяйство

Сельские дома построены в основном из камня и грязи, наиболее доступных ресурсов в этой местности. Они легко сочетаются с окружающей природой.

Архитектурные остатки включают в себя резные стелы, обширные дворцы и древние храмы, которые до сих пор используются и сохраняются жителями Эфиопии. В храмах, построенных на холмах, и в наши дни проводят основные праздничные мероприятия, где собираются люди из деревень все вокруг поют, совершая крестный ход.

Самый ранний пример использования инструментов предками людей был прослежен в Эфиопии.

Плодородные почвы северной части Африканского континента и умеренный климат, подходят для выращивания зерновых культур, таких как: тэфф, пшеница, кукуруза и дурро.

В Habesha развито земледелие, вспахивают землю по старинке, на волах. Эфиопы первыми одомашнили диких верблюдов, ослов и овец. Православная церковь является неотъемлемой частью культуры.

Еще несколько фактов

У Эфиопского календаря есть 13 месяцев, и он на 7 или 8 лет отстает от западного календаря. 13-й месяц имеет только пять дней или шесть в високосном году.

Эфиопский дистанционный Бегун Абебе Бикила был первым чернокожим африканцем, завоевавшим золотую медаль в Олимпийском марафоне в 1960 году, и он бежал гонку босыми ногами. Он выиграл гонку снова в Токио четыре года спустя и стал первым человеком, выигравшим гонку дважды, установив мировой рекорд.

Древний скелет, названный Люси - важнейшая археологическая находка. Эта окаменелость человека, который, как полагают, жил более 3 миллионов лет назад, была найдена в 1974 году в Великой Рифтовой долине в Эфиопии. Она была названа в честь песни The Beatles Lucy In The Sky with Diamonds, которая играла на радио в то время, когда ее нашли. Еще более старые останки были найдены в Хадар в 2001 году. Датируется более чем 5 миллионами лет, они являются самыми ранними известными предками современных людей.

Один местный житель придумал опасное развлечение для туристов прямо на заднем дворе своего дома. Почти каждую ночь он кормит сырым мясом диких гиен. Развлечение стало очень популярным и экстремальным. Прямо с рук все желающие могут угостить стаю хищных животных.

Глава шестая

ТАЙНЫ ЭФИОПСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Согласитесь, что помолодеть сразу на восемь лет не так уж плохо, даже если вам идёт только четвёртый десяток...
- В каком году вы родились? - спросил я как-то знакомого журналиста из местной газеты "Аддис Земен" («Новое время»). В отличие от большинства своих коллег он одевался "старомодно": на нём были белые брюки, похожие на галифе, и белая шамма-накидка из тонкой хлопчатобумажной ткани.
- В тысяча девятьсот тридцать четвёртом.
- Значит, мы ровесники. Вы тоже перешагнули возраст Христа…А ваш наряд, кстати заметить, вас очень молодит.
- Наверное, поэтому я и предпочитаю носить национальный костюм, - улыбнулся он. - А насчёт моего возраста вы ошиблись. Мне ещё только двадцать семь.
- Странно... Видимо, у вас в «Новом времени» как-то по-новому считают время…
Однако этот каламбур не прошёл: мой «одногодка» говорил вполне серьёзно. Ему действительно двадцать семь. А во всей этой путанице, как выяснилось, «виноватым» оказался… эфиопский календарь, который в настоящее время отстаёт от европейского на 7 лет 8 месяцев и 11 дней. Как же такое случилось?..

Не мало светил церкви потрудилось над тем, чтобы исчислить время, прошедшее от "сотворения мира". Но несмотря на то, что в своих "изысканиях" они пользовались одним и тем же источником - Библией, к единому мнению теологи так и не пришли. После них осталось не менее двухсот версий.
По мнению византийского духовенства, "сотворение мира" относится, если пользоваться современной хронологией, к 5508 году до н.э. Александрийская (коптская) церковь, которая главенствовала в Эфиопии до I959 года, считает, что Византия, а за ней и вся Европа, видимо, всегда торопилась жить, так как «в действительности» мир был сотворён на восемь лет позже!.. Эта разница осталась и после того, как Эфиопия, вслед за всеми христианскими странами, стала исчислять время от «рождества Христова». А посему наш 1969 год (с 1-го января по 10-е сентября) является частью 1961-го эфиопского. Но… 11-го сентября, или в первый день месяца мескерем, Эфиопия праздновала начало своего нового, 1962-го года.
И снова загадка: почему именно 11 сентября? Хронология и на этот счёт даёт исчерпывающее объяснение. Но пока, чтобы "не оторваться от действительности" и не утратить связей с сегодняшним днём, попросим науку о времени чуть-чуть подождать.

Когда ночь чёрной шаммой окутала город и бегущие по холмам улицы засветились огнями электрических ламп, небо Аддис-Абебы озарилось вспышками фейерверка. Почти до самого утра то там, то здесь они взрывали темноту, вызывая восторг не только у любителей пиротехники... Мохаммед, наш "зэбэння", то есть сторож, при звуке каждого выстрела то причмокивал, то покачивал головой, то поднимал руки вверх, простирая их, видимо, к трону Всевышнего.
Появился дворник Абабуля со связкой длинных эвкалиптовых веток. Ко всеобщему удовольствию, - поскольку весь наш запас бенгальских огней уже истощился, - он поджёг свой "веник" и, словно факелом, стал чертить темноту. Влажный воздух тотчас наполнился приятным запахом.
- В канун Нового года мы жжём «чибо», чтобы праздник был ярче, - объяснил он.
До самого рассвета не смолкали хлопки петард, лай собак и однообразное ритмичное пение, доносившееся, пожалуй, из каждого двора. Это было в ночь на 11-е сентября. Двадцатью одним пушечным залпом встретила Аддис-Абеба свой Новый год, ровно в шесть утра (именно в этот час в Эфиопии наступает новый день и новое число в календаре).
Наверное, город так и не ложился спать: по улицам, ещё не успевшим просохнуть от предрассветного дождя, уже двигались толпы людей, одетых во всё белое. (В Эфиопии любят этот цвет). Звон церковных колоколов звал на торжественную службу.

У входа в храмы - вереницы легковых машин, велосипедов. Поодаль стоят мулы и лошади. На них прибыли в столицу жители деревенских тукулей. Говорю - деревенских, потому что и в самой столице, на окраинах, ещё часто встречаются эти веточные хижины с конусообразной крышей из соломы.
Особенно многолюдно возле храма святого Рагуэла, что находится в районе «марката». Грязные после дождя подъезды к этой ничем не примечательной церквушки охраняются полицией и солдатами. Здесь, по традиции, со всей своей свитой присутствует сам император.
Как только закончилась служба, - она проходила во дворе, - кресло императора подняли вверх и под восторженные возгласы толпы, похожие на наше улюлюканье, понесли вокруг храма. Все, кто мог присоединиться к кортежу, поспешили следом. Процессия замыкает круг. Император, попрощавшись с духовенством, садится в машину и под салют стоящих вдоль церковной ограды солдат выезжает за ворота. Толпа людей в белом, и вместе со всеми - исковерканные проказой нищие, тотчас устремляются в церковь.
На паперти стоит священник. Тесня друг друга, верующие исступленно лезут поцеловать деревянный крест в его руках. Потом - самое неожиданное. Под церковными сводами появляется группа священнослужителей. Один из них - с большим барабаном. Они становятся в круг и под ритмичные глухие удары начинают петь и пританцовывать. И всё это у подножия огромного распятия…

Весь день ликовала Аддис-Абеба. На улицах собирались импровизированные базарчики с обязательными корзинами-клетками для птицы и с небольшими отарами овец.
Покупатель, выбрав барана, хватает его за передние ноги и тащит куда-то. Наверное, прямо на шашлык... Здесь же продаются только что содранные шкуры и свежие туши.
Группы подростков (у кого-то из них обязательно небольшой тамтам) ходят от дома к дому, поют у калитки однообразную песню «Абабайе хойи, Мескерем табайе!..» - и ждут, когда добрый хозяин вынесет им гостинец. «Будьте счастливы, Мескерем пришёл!..»

Говорят, всё на земле боится времени, а время боится... нет, не египетских пирамид. Я бы сказал - "Священного Нила", на берегах которого были воздвигнуты эти каменные стражи истории. Нил породил не только одну из самых древнейших цивилизаций, но и само... Время.
Дело в том, что разлив этой реки, с которым совпадал первый восход звезды Сотис (Сириус) и солнцестояние, предвосхищал начало цикла сельскохозяйственных работ египтян. Период от одного разлива Нила до другого стал у них единицей счёта времени. На протяжении тысячелетий египетский год делился на I2 месяцев по З0 дней в каждом. За двенадцатым месяцем следовал ещё один, состоящий из… 5 дней, посвящённых памяти умерших и покаянию в грехах.
В 25 году н.э. в Александрии календарь древнего Египта был реформирован. Один раз в четыре года к этим 5 добавочным дням, или "тринадцатому месяцу", прибавляли ещё одни сутки. Год начинался 29 августа, или - по Григорианскому стилю – 11 сентября.
Александрийским календарём пользуются копты-христиане современного Египта. Он является также официальным численником Эфиопской церкви и государства. Вот, кстати, почему Эфиопию часто называют «страной тринадцати месяцев». Последний, тринадцатый месяц - «пагумен» в високосный год состоит из 6 дней, поэтому следующий эфиопский год начинается не 11-го, а 12-го сентября; в том и другом случае это всегда 1-е число месяца по названию мескерем, своего рода эфиопского января.
Со стартом мескерема жители Абиссинского нагорья связывают приближающийся конец «больших дождей», питающих воды Нила, и, как в Египте, начало своего сельскохозяйственного года. Разве после этого нельзя сказать, что Нил – прародитель Времени, которое до сих пор таким оригинальным образом связывает современную Эфиопию со «Страной пирамид»?
Новогодний номер газеты «Эфиопиэн геральд» вышел со своеобразным рисунком на первой полосе: в свете лучей заходящего солнца восседает, как указано в подписи, святой Марк - лысый, но с длинной бородой, старец. Вокруг его головы, как и положено, - нимб. В правой руке - перо. На коленях раскрыта "боговдохновенная книга". Улыбаясь, он смотрит в "небеса", туда, откуда пробивается сквозь тучу луч "святого благовествования"...
Оказывается, новый, I962-й эфиопский год считается Годом св. Марка, в честь одного из четырёх авторов Евангелий, включённых в свод "священных писаний" христиан - Новый Завет. Прошедший I96I-й был годом св. Матфея. А 196З-й будет назван в честь св. Луки (годы св. Луки всегда високосные). Потом придёт очередь св. Иоанна. А затем - "всё опять повторится сначала".

Эфиопский Новый Год - сложный праздник ещё и потому, что в его конце, в последний день пагумена – 10-го сентября (11-го - в эфиопский високосный год), христиане отмечают день Кыдуса Иоханнеса, то есть Иоанна Крестителя, которому здесь как бы отводится роль местного "Деда-мороза". Что касается Снегурочки, то эфиопский календарь таковую не предусмотрел. Нет у эфиопов и новогодней ёлки. Вместо неё - длиннолистые веточки зембебы, похожие на пальмовые. Их дарят друг другу в Первый Мескерем.
В свой Новый Год эфиопы говорят "Добро пожаловать, Энкутаташ!" Что же означает это слово?
Легенда рассказывает, что, когда Царица Савская возвратилась из Иерусалима после своего "государственного" визита к царю Соломону, которого, как свидетельствует Библия, она щедро одарила, подданные страны Шебы встретили царицу подарками и возгласами «Энкутаташ!», что по смыслу – «Да умножатся твои богатства!»
Основным богатством Царицы Савской стал её сын Менелик, рождённый от царя Соломона и положивший начало ныне здравствующей императорской династии. А приветственным словом «Энкутаташ!» эфиопы с удовольствием обмениваются, особенно на свой Новый Год, когда и нам хочется пожелать: пусть умножаются твои богатства, Эфиопия! – из года в год, «от Кыдуса Иоханнеса до Кыдуса Иоханнеса», как говорят жители этой библейской страны.

(Продолжение – «Мэскаль – праздник Креста и весны». Гл.7)

Культуры, насчитывающие тысячелетия, исторические памятники, вызывающие восхищение виды природы, удивительная и богатая история - это далеко не полный список того, чем может похвастаться современная Эфиопия.

Это страна, подобных которой больше в Африке нет. Несмотря на то, что общего с другими государствами у Эфиопии много - начиная от низкого уровня жизни и пейзажей и заканчивая традициями и ритуалами, есть и то, что навсегда сделало эту страну особенной.

Эфиопия живёт по старому, Юлианскому календарю. Новый год (Энкутаташ) эфиопы отмечают 11 сентября. А всего в году существует 13 месяцев: 12 из них насчитывают по 30 дней, а тринадцатый - всего 5 или 6 (зависит от того, високосный год или нет). Летоисчисление здесь отстаёт от европейского на 8 (!) лет. Из-за такой разницы в «возрасте» возникли известные туристические лозунги: «Приезжайте в Эфиопию, если хотите помолодеть!» и «Эфиопия - страна 13 месяцев солнца».

Хотя насчёт солнца в течение всего года - явное преувеличение. Зимы со снегом здесь, конечно, нет (его можно увидеть разве что на вершинах гор). Заменяет её сезон дождей, продолжающийся с июня по сентябрь. В этот период в стране существенно (по меркам эфиопов) холодает - до +10С 0 (самый холодный месяц - июль) и стоит пасмурная погода. В то время как в самые жаркие месяцы - с декабря по март - держится температура +25 +35С 0 . Именно в этот период большинство растений начинают цвести и плодоносить.

Бедная Эфиопия богата своей историей. Эфиопы гордятся своей принадлежностью к библейскому роду: так, известный царь Соломон и Царица Савская (Савскому Царству принадлежали территории современной Эфиопии) дали начало новой династии - Соломонидам. Их сын Менелик стал первым эфиопским императором, а сама династия прервалась только на 225 колене в 1974 году.

Не менее горды эфиопы и тем фактом, что в отличие от большинства африканских стран, их родина никогда не была европейской колонией, сохраняя свой язык, календарь и даже летоисчисление.

Туристу, приехавшему в Эфиопию, обязательно стоит посетить Аксум, древнейшую столицу страны, бывшую в период с I по VII столетие центром одного из самых могущественных царств мира. Древние замки, обелиски, надгробия членов правившей династии позволят перенестись на много столетий в прошлое.

Среди других достопримечательностей Эфиопии - современная столица Аддис-Абеба, город-крепость XVII-XVIII вв. Гондэр, священный город христиан Лалибела, священные мусульманские пещеры Соф-Омар, а также многочисленные парки страны: парк Бале с лесами и вересковыми пустошами (Bale Mountains National Park), парк в саванне (Awash National Park and Reserves), Национальный парк Гамбела (Gambela National Park) и др.

Эфиопия сегодня

В сегодняшней Эфиопии сосуществуют рядом удивительные противоположности. Чего стоит хотя бы такая картина: в столице убогие лачуги находятся по соседству с офисными зданиями и отелями, а рядом на лужайке мирно пощипывают траву коровы, бараны, ослы или козы. Но, кажется, присутствие животных ни на улицах, ни в паре десятков метров от пятизвёздочного отеля «Хилтон» не смущает здесь абсолютно никого.

Велика разница и между богатством столицы и бедностью провинции. Если жизнь в столице во многом имеет европейские стандарты, то вдали от неё условия жизни почти не изменились за последнее тысячелетие. Многие племена и сегодня живут в самодельных глинобитных лачугах, занимаются охотой и собирательством и никогда в жизни не обращались за медицинской помощью. Образование (в том числе и начальное) в Эфиопии имеют лишь 50 % мужчин и 35 % женщин.

Гуляя по улицам столицы - Аддис-Абебы, белому туристу нужно выучить на местном - амхарском - языке хотя бы одно слово: «нэгэ» (что значит «завтра»). Попрошайки и торговцы здесь на каждом шагу, а поскольку для них белый человек = богатый человек, только чудесное слово «нэгэ» (обещание прийти за покупкой или подать милостыню в другой раз) способно заставить их отступить и дать возможность пройти.

Осторожными белым туристам нужно быть и на рынках. Как правило, цены на товары здесь нигде не указаны. Чтобы узнать их, приходится спрашивать продавца, который, увидев перед собой белого «богача», увеличит цену в 3, 4, а то и в 5 раз! Чтобы сберечь деньги, покупать товары и продукты лучше в магазинах или супермаркетах.

Днём на улицах крупных городов, к каким относится и сама Аддис-Абеба (здесь насчитывается порядка 3 млн жителей), людно, тесно и шумно. Эфиопские женщины одеваются в длинные цветные платья или рубашки до пят. Мужчин часто можно увидеть в хлопковых свободных штанах и длинной развевающейся рубашке до колена. Голову и мужчины, и женщины заматывают широкой прямоугольной шалью - шаммой.

Эфиопы имеют тонкие европейские черты лица и узкий нос, что отличает их от большинства жителей других стран Африки. Отличен и цвет кожи. Редко здесь встретишь очень тёмного человека: чаще встречаются эфиопы со смуглой, светло-коричневой или молочно-шоколадной кожей.

Новый день в Эфиопии начинается не в полночь, а с восходом солнца - в 6 часов утра. Темнеет здесь рано - в 19 часов уже наступает ночь и улицы пустеют. После семи вечера туристам советуют вообще не выходить из гостиницы. Этому же совету следуют и многие местные жители. Темное время опасно: фонарей здесь немного и нередки случаи, когда даже в города забредают дикие животные из окрестностей, а кроме того, возрастает в разы преступность.

Этим обусловлен и необычный факт, что наземный транспорт в ночное время в стране не работает. Если поездка происходит на автобусе или машине, на ночлег все пассажиры остаются в придорожных гостиницах, а утром продолжают движение.

Железнодорожные перевозки здесь развиты очень слабо - существует всего линия, соединяющая Аддис-Абебу и соседнее государство Джибути. Если нужно добраться куда-либо за ночь, можно воспользоваться самолётом. Именно авиаперевозки получили в Эфиопии наибольшее распространение.

Национальная кухня

Традиции эфиопской кухни близки с кулинарным искусством других стран этого региона - Эритреей и Сомали. Особенность кухни - отсутствие как таковых столовых приборов и тарелок. И первое, и второе заменяет инжера - большая лепёшка из местной зерновой культуры, тефа. На этой ноздристой сероватой лепёшке как на блюде и подаются кушанья.


В гостях хозяйка может собственными руками положить каждому гостю в рот самый вкусный кусочек. Отказаться от этого ритуала, называемого гуршя, нельзя - рискуете обидеть тех, кто вас пригласил!

Перед трапезой каждый едок получает и собственную инжеру - меньшего размера. Отщипнув от неё кусочек, получится «вилка». Кусочком инжеры берут кушанья и накладывают соусы. После еды «прибор» не выбрасывают, а съедают.

Ещё одна особенность местной кухни - огромное количество всевозможных соусов и широкое применение трав и специй. Среди основных блюд особенно в чести у эфиопов тыбс (говядина или баранина, нарезанная длинными полосками и запечённая с зелёным перцем и пряностями), уот (тушёное мясо птицы, подаваемое с варёными яйцами и острым соусом) и кытфо (сырое мясо со специями в виде фарша).

Завершает трапезу традиционная кофейная церемония. Само название напитка происходит именно из этих мест - от названия эфиопской провинции Каффа, где до XIV века кофейные деревья произрастали в диком виде. Только потом они были привезены торговцами на Аравийский полуостров, а уже затем - в 1600-х гг. попали в Европу.

Пьют кофе здесь очень крепким, используя совсем маленькие чашечки. Начинать пить кофе без специальной подготовки нельзя: сначала нужно несколько минут вдыхать аромат ладана, курящегося на одном подносе с чашечками с напитком. А уже затем, добавив в чашку не только сахар, но и масло, соль и веточки растений, смаковать его.

Семейный уклад: жена как роскошь

Сегодняшняя эфиопская семья живёт чаще всего в гражданском браке. На втором месте по популярности - брак церковный (большинство эфиопов относятся к православной или монофизитской церкви). Существует и понятие временного брака - договорного.

Однако в многочисленных племенах Эфиопии сохранилась традиционная процедура заключения брачного союза. Она подразумевает договор жениха с отцом невесты о размере выкупа: чаще всего речь идёт о количестве коров. За десяток этих животных вполне можно договориться о женитьбе. Для эфиопских племен это серьёзное состояние: «обзавестись» женой может далеко не каждый. Показатель материального благосостояния мужчины - количество жён: богатый может иметь три, пять и более!

Если жена вскоре после брака умрёт, молодой муж вправе потребовать вернуть выкуп. Хотя на практике происходит чаще всего по-другому: мужчина женится на младшей сестре умершей.

Каждой жене мужчина должен построить отдельный дом, хотя сам хозяин своего не имеет. Если жён несколько, то он ведёт фактически кочевой образ жизни, периодически проживая у одной из своих жён. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что ходить далеко ему не приходится: все дома стоят близко друг от друга в большом дворе - краале.

Красота требует жертв

У женщины из эфиопских племен своеобразное представление о красоте. Одно из известнейших женских украшений - губные диски, используемые в племенах мурси и сурма. Женщины этих племён знают: чтобы стать завидной невестой, начинать подготовку нужно заранее. В возрасте 18-20 лет девушкам подрезают кожу под нижней губой и в получившийся разрез вставляют пластинку из глины или гладкую палочку. Затем эти предметы меняют, постепенно увеличивая в размере - до той поры, пока сюда не поместится блюдце. Иногда из-за губного диска девушка утрачивает способность говорить вообще!

Истоки такого необычного украшения нужно искать в истории Эфиопии I тысячелетия. Предполагаемая причина - безопасность женской половины племени. Современные учёные утверждают, что племена намеренно уродовали всех девушек, чтобы кочующие торговцы «живым товаром» не могли на них позариться.

Чем большего размера губной диск, тем больше у девушки потенциальных женихов. Статус будущего мужа напрямую связан с величиной губного диска жены: чем он больше, тем более уважаем мужчина!

Позднее губные диски приобрели славу украшения. Такое восприятие сохранилось до сегодняшнего дня. Если же украшение снять, то отвисшая губа достигает груди, а сама владелица может просунуть в отверстие обе руки.

Не менее популярны в некоторых племенах и искусственно созданные шрамы. Так, в племени каро, чтобы обзавестись таким украшением, кожу в некоторых местах приходится надрезать и втереть в рану сок растений, золу или даже личинки насекомых.

Однако следят за своей красотой не только женщины. Юношам в этих племенах заостряют зубы: только такой молодой человек может понравиться девушке. Зубы должны быть настолько остры, чтобы тот без труда мог раскусить бамбуковую ветку.

Неповторимый колорит Эфиопии не позволяет не влюбиться в эту страну с первого посещения. Богатство и бедность, сосуществование возвышенного и мирского, дух народа, сумевшего отстоять свою независимость и не стать колонией - всё это удивляет, приводит европейского туриста в изумление и в восхищение, заставляет задумываться о причинах и покоряет на всю жизнь.



Евгения Сом

Но и во всем ближневосточном регионе. Современное название страны происходит от «Айтьопия», что в переводе с греческого языка означает «страна обожженных солнцем». Полное название государства — Федеративная Демократическая Республика Эфиопия . Находится она на северо-востоке Африки. С севера соседкой Эфиопии является небольшая Эритрея , ранее входившая в состав государства. На западе страна граничит с Суданом , на востоке — с Сомали и Джибути , а южная часть государства соседствует с Кенией.

Эфиопия — вторая по численности страна на африканском континенте после Нигерии. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Большую часть из них составляют оромо (почти 40 %), 32 % от всего населения приходится на представителей племен амхара и тыграйцы, около 9 % ― сидамо и другие народности. В западной части страны преобладает негроидная раса, а также арабы, а в крупных городах можно встретить итальянцев.

Государственным языком считается амхарский (язык семитоязычных племен). Более 50 % жителей страны являются христианами, которые относятся к восточной эфиопской церкви. К слову, Эфиопия является единственной христианской страной на территории Африки. Примерно 40 % населения относят себя к исламской религии. Остальная часть страны придерживается традиционных верований.

Эфиопия не может похвастаться развитой промышленностью. Несмотря на то, что в стране добывают золото, платину, калийную соль, марганец и другие природные ископаемые, это государство считается одним из наименее развитых во всем мире. Эфиопия является родиной кофе. Основную часть ВВП составляет именно экспорт зерен удивительного кофе арабика. Также экспортируются кунжут, табак, фрукты и сахарный тростник.

Сегодня Эфиопия — это великолепное место для экологического туризма. Прекрасные африканские саванны и заснеженные высокогорья вызывают неописуемый восторг у каждого гостя страны.

Столица
Аддис-Абеба

Количество населения

91 195 675 человек (на 2012 год)

1 104 300 км²

Плотность населения

77 чел/км²

амхарский

Вероисповедание

восточное христианство, ислам

Форма правления

парламентская республика

эфиопский быр

Часовой пояс

Международный телефонный код

Доменная зона

Электричество

Климат и погода

Погодные условия Эфиопии носят субэкваториальный характер. На севере страны климат полупустынный и тропический пустынный. Интересно, что климатические условия Эфиопии в основном зависят от высоты местности. Так, в тропической зоне, которая располагается ниже 1800 м над уровнем моря, круглый год температура воздуха превышает +27 °C, а количество осадков составляет 500 мм. На территориях, расположенных на высоте от 1800 м и до 2450 м, среднесуточная температура воздуха составляет +22 °C круглый год. Количество осадков здесь доходит до 1500 мм. Выше 2400 м над уровнем моря располагается зона умеренного климата. Для этой местности характерна среднегодовая температура воздуха более +16 °C. Стоит отметить, что в горных районах нередко отмечаются ночные заморозки. Осадки в основном приходятся на летние месяцы (июль ― сентябрь), хотя в некоторых районах страны отмечается «малый влажный сезон». Незначительное количество осадков приходится на март и апрель. Сухой сезон в Эфиопии длится с сентября по начало февраля.

Наилучшим временем для приезда в эту удивительную страну считается период с сентября по февраль, а также поздняя весна (апрель и май). В это время столбик термометра редко поднимается до очень высокой отметки, а отсутствие сильных осадков позволит вам насладиться всеми красотами Эфиопии.

Природа

Пейзажи Эфиопии поражают своим разнообразием. На территории страны можно встретить и знаменитые африканские саванны, и неповторимой красоты заснеженные горы, и потрясающие вулканические конусы.

Центральную и западную часть Эфиопии занимает невысокое нагорье высотой не более 1800 м над уровнем моря. Над плато возвышаются конусы потухших вулканов. Очень часто в кратерах подобных образований можно увидеть прекраснейшие озера, зачастую окруженные густой тропической зеленью.

От Красного моря и до самой южной части Эфиопии пролегает зона разломов. В знаменитой впадине Афар располагается соленое озеро Ассале, поражающее воображение своими неповторимыми красотами.

Самой крупной рекой Эфиопии является Аббай , или Голубой Нил , который, вытекая из озера Тана , образует самый красивый водопад Африки — Тыс-Исат .

Более трети территории Эфиопии занято пустынями и полупустынями, отличающимися небогатой флорой и фауной. Восток страны покрыт травяными саваннами, густо поросшими зонтиковидными акациями. В долинах рек, как правило, распространены тропические леса с сикоморами, пальмами, молочаями и дикорастущими кофейными деревьями. Животный мир Эфиопии довольно разнообразен. В саваннах встречаются слоны, львы, антилопы, носороги, гиппопотамы, жирафы, зебры, леопарды и другие животные. В полупустынях истинным хозяином принято считать страусов. Также в Эфиопии обитают орлы, соколы, цапли, стервятники, куропатки и другие представители орнифауны.

Достопримечательности

Территория современной Эфиопии богата на исторические, религиозные и культурные достопримечательности. Наиболее посещаемыми считаются города Аддис-Абеба , Гондэр и Лалибэла.

В Гондэре прекрасно сохранились городские стены и многочисленные дворцы, отличающие от традиционных построек африканской культуры. Возле поселения располагается потрясающий дом основателя города Фаселедеса . Здесь находятся прекрасный пруд с уникальной растительностью и огромный павильон «холодных бань». Особое внимание заслуживает церковь Дебре-Бырхан-Селассие , которая расписана удивительными фресками XIII века.

Общественный транспорт представлен автобусами и такси. Стоит отметить, что в Аддис-Абебе имеется два вида такси: желтые и синие. Первые транспортные средства ориентированы на иностранных туристов, другие служат для перевозок местных жителей. Желтые такси, как правило, несколько дороже. Средняя стоимость поездки в пределах центра города не превышает 4 $. А для поездок на такси заг ород стоит подготовить около 60-80 $.

Железнодорожное сообщение в Эфиопии развито очень слабо. Здесь пролегает единственная ветка, на которой организовано пассажирское сообщение Аддис-Абеба — Джибути. Стоит отметить, что железнодорожный подвижной состав значительно устарел и практически не соответствует мировым стандартам. Как правило, путешествие в Джибути на железнодорожном транспорте является более востребованным, чем авиаперевозки ввиду их высокой стоимости. Цена на железнодорожные билеты зависит от класса вагона и составляет примерно 10-40 $. Пассажирские поезда в направлении Джибути постоянно переполнены, поэтому необходимо перед поездкой заранее приобретать билеты.

Связь

В последнее время в Эфиопии стали стремительно развиваться системы связи и телекоммуникации. Так, стационарная телефонная сеть была проведена во все крупные города страны. На городских улицах есть специальные автоматы, с которых можно совершить междугородний звонок. А для разговора по международной связи необходимо обратиться в почтовое отделение. Также аппараты, позволяющие совершить международный звонок, установлены во всех крупных отелях и гостиницах и в аэропорту Боле. Стоимость звонка по стране составляет около 0,25 $, а цена минуты международной связи не превышает 1 $.

Сотовую связь стандарта GSM 900 в Эфиопии обеспечивают сразу несколько операторов. Стоит отметить, что в Эфиопии отлично поддерживаются роуминги ведущих мировых сотовых операторов, в том числе и российских компаний МТС и «Билайн».

Не особо радует иностранных гостей Эфиопии развитие сетевых технологий в стране. В крупных городах работают по несколько десятков интернет-кафе. Правда, зачастую они выглядят как небольшие темные комнатки со старыми компьютерами. Но местному населению и этого вполне хватает. Скорость соединения невероятно низка, а сама связь довольно часто прерывается. Стоимость пользования интернетом в Эфиопии составляет около 2 $ за один час.

Безопасность

Эфиопия считается относительно безопасной страной для путешествий. Однако некоторые регионы не контролируются правительством страны. Крупные преступления в отношении иностранных граждан считаются довольно редким явлением. А вот мелкие кражи, грабежи, мошенничество имеют место в местах большого скопления людей, а особенно на местных рынках.

Как в большинстве тропических стран Африки , в Эфиопии присутствует огромное количество инфекционных и вирусных заболеваний. Не стоит приезжать в эту страну без соответствующих прививок против желтой лихорадки, малярии, трахома, шистосомоза и т.д. Стоит отметить, что в Эфиопии широко распространена ВИЧ-инфекция, более одного миллиона людей заражено этим заболеванием.

Санитарная обстановка в Эфиопии оставляет желать лучшего. В засуху существует определенный риск отсутствия воды даже в крупных городах. Не стоит употреблять воду в сыром виде. Многие специалисты рекомендуют пить только бутилированную воду, хотя и она является большой редкостью в сильную жару. Для предотвращения заражения гельминтами следует тщательно мыть овощи и фрукты, а рыбу и мясо вообще подвергать термической обработке.

Бизнес-климат

Основными видами успешного бизнеса в Эфиопии специалисты называют выращивание и производство кофе, а также туризм. Причем последняя отрасль получила интенсивное развитие совершенно недавно. Для привлечения иностранных туристов власти страны облегчили визовый режим и разрешили доступ в ранее закрытые районы. Заметив увеличивающийся с каждым годом интерес туристов к природным достопримечательностям страны, иностранные инвесторы принимают решения о финансировании туристического бизнеса в пользу Эфиопии.

Недвижимость

Многие эксперты подтверждают, что сегодня покупка недвижимости в Эфиопии является выгодным вариантом вложения денег. Большинство покупателей предпочитает приобретать жилье в крупных городах страны для последующей перепродажи. Некоторые покупатели приобретают большие коттеджи для обустройства в них уютных гостиниц. Стоимость одного квадратного метра жилья в центре города составляет примерно 800 $, а в спальном районе можно приобрести недвижимость по цене 600 $ за квадратный метр.

Часто гости Эфиопии предпочитают проживать в арендованных квартирах. Интересно, что стоимость аренды однокомнатной квартиры в спальном районе Аддис-Абебы обойдется квартиросъемщику всего в 300 $ в месяц.

Хотя Эфиопия считается безопасной страной, не лишним будет выполнение основных правил поведения в эфиопском обществе. Стоит отметить, что для граждан России передвижение по Эфиопии не ограничено. Однако власти страны настоятельно рекомендуют не путешествовать в одиночку по районам, соседствующим с Сомали.

Всем путешественникам стоит помнить, что население Эфиопии крайне религиозно. Многие общественные законы основаны на нормах религии. Так, в стране не принято проявлять нежные чувства по отношению к своим родственникам. Не стоит в общественных местах открыто высказываться о религии. Подобные дискуссии вызывают у жителей Эфиопии не очень дружелюбные эмоции по отношению к туристу.

Приобретая какие-либо сувениры для своих родных, необходимо помнить, что в Эфиопии запрещен вывоз золота и алмазов, слоновой кости, а также любых изделий из нее. Рога носорога и шкуры диких животных также подлежат изъятию на таможне. Кроме этого, строго запрещено вывозить зерна кофе, если у вас при себе нет специальных документов, подтверждающих факт покупки.

Визовый режим

Для посещения Эфиопии необходима виза, которую можно получить как в посольстве страны, так и непосредственно в международном аэропорту Боле в Аддис-Абебе. Для оформления визы в консульском отделе посольства необходимо предъявить копию внутреннего паспорта и заграничный паспорт, действие которого прекратится не ранее чем через три месяца после въезда в страну. Также необходимо заполнить визовую анкету на английском или русском языке, приложить приглашение и одну цветную фотографию. Консульский сбор составляет 60 $.

Граждане России могут оформить въездную визу непосредственно в аэропорту Боле в столице Эфиопии . Для этого необходимо представить две фотографии и заполнить анкету. После этого оплачивается консульский сбор в размере 100 $. Выдается виза на 30 дней.

За подробной консультацией можно обратиться в посольство Федеративной Демократической Республики Эфиопия в Москве по адресу: 120110, г. Москва, пер. Орлово-Давыдовский, д. 6.

Страны, в которых наступающий год не 2018

Какой сейчас год? Вопрос не так прост, как может показаться. Все относительно. Люди создали календари, чтобы измерить ход времени. Но время эфемерно, его нельзя поймать, и точка отсчета не может быть отмечена. Здесь начинается сложность. Как найти начало? С чего рассчитывать? И с какими шагами?

2018 год в России.

Большинство стран мира живут по григорианскому календарю. В том числе и Россия. Он был введен Папой Григорием XIII вместо юлианского календаря. Разница между этими двумя календарями сегодня составляет 13 дней, и она увеличивается на 3 дня каждые 400 лет. Вот почему существует такой праздник, как Старый Новый год: это Новый год по юлианскому календарю, и некоторые страны все еще празднуют его.

Григорианский календарь был введен в 1582 году в католических странах, и он постепенно был распространен среди других стран.

2561 год в Таиланде.

В Таиланде 2018 год станет годом 2561. Официально Таиланд живет согласно буддийскому лунному календарю, в котором хронология начинается с того момента, когда Будда достиг нирваны.

Однако они также используют григорианский календарь.

2011 год в Эфиопии.

Эфиопский календарь на 8 лет младше, чем обычный календарь. Более того, он имеет 13 месяцев в году. 12 месяцев имеют 30 дней, а последний очень короткий, всего 5 или 6 дней в зависимости от того, является ли он високосным годом или нет. Кроме того, их новый день начинается не в полночь, а на рассвете. Эфиопский календарь основан на древнем календаре Александрии.


5778 год в Израиле.

Еврейский календарь официально используется в Израиле вместе с григорианским. Все еврейские праздники, дни памяти и дни рождения родственников отмечаются в соответствии с первым. Месяцы начинаются с новой луны, и в первый день года (Рош-а-Шана) может быть только понедельник, вторник, четверг или суббота. Следовательно, чтобы все это работало, предыдущий год продлевается на один день.

Еврейский календарь берет свою хронологию с самой первой новой луны, которая состоялась 7 октября 3761 г. до н.э.

1439 год в Пакистане.

Исламский календарь используется для определения сроков религиозных праздников и в качестве официального календаря в некоторых мусульманских странах. Хронология начинается с хиджры, первой эмиграции мусульман в Медину (622 г. н.э.).

День здесь начинается на закате, а не в полночь. Начало месяца - это день, когда полумесяц впервые появляется после новолуния. Продолжительность года в исламском календаре на 10-11 дней меньше солнечного года.

1396 год в Иране.

Персидский календарь, или календарь солнечных хиджров, является официальным календарем в Иране и Афганистане. Этот астрономический солнечный календарь был создан группой астрономов, включая известного поэта Омара Хайяма.

Хронология начинается с хиджры точно так же, как исламский календарь, но она также основана на солнечном году, поэтому месяцы остаются в одни и те же сезоны. Неделя начинается с субботы и заканчивается в пятницу.

1939 год в Индии.

Единый национальный календарь Индии был создан не так давно и введен в 1957 году. Он основан на расчетах эры Сака, древней хронологии, широко распространенной в Индии и Камбодже.

В Индии есть и другие календари, используемые разными народами и племенами. Некоторые начинают хронологию со дня смерти Кришны (3102 г. до н.э.); другие датируют от подъема Викрама к власти в 57 году; третья группа, согласно буддийскому календарю, начинает хронологию с даты смерти Гаутамы Будды (543 г. н.э.).

30 год в Японии.

В Японии существует 2 существующих хронологии: одна, которая начинается с рождения Христа и традиционная. Последняя основана на годах правления японских императоров. Каждый император дает название своему периоду: девиз его царствования.

Начиная с 1989 года, была «эпоха мира и спокойствия», а трон принадлежит императору Акихито. Предыдущая эпоха - Просветленный мир - продолжалась 64 года. В большинстве официальных документов используются 2 даты: одна по григорианскому календарю и одна по нынешней эпохе в Японии.

4716 год в Китае.

Китайский календарь используется в Камбодже, Монголии, Вьетнаме и других азиатских странах. Хронология начинается с даты, когда император Хуанди начал свое правление в 2637 году до нашей эры.

Календарь цикличен и основан на астрономических циклах Юпитера. В течение 60 лет Юпитер обходит Солнце 5 раз, и это 5 элементов китайского календаря. Один круг Юпитера вокруг Солнца занимает 12 лет, и эти годы получили свои имена от животных. 2018 (григорианский) станет Годом Собаки.

107 год в Северной Корее.

Календарь чучхе использовался в Северной Корее с 8 июля 1997 года вместе с хронологией рождения Христа. Обратный отсчет - 1912 год, год рождения Ким Ир Сена, основателя Северной Кореи и вечного президента страны. Его год рождения - год 1; в этом календаре нет года 0.

При написании дат используются оба календаря. Грегорианский календарный год написан в круглых скобках рядом с годом в соответствии с календарем чучхе.