Где жил жорж бизе. Жорж Бизе

  • 26.02.2024

Биография Жоржа Бизе – молодые годы.
Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Полное его имя - Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но родные называли его Жоржем. Воспитывался Жорж Бизе в атмосфере любви к музыке: его отец и дядя по материнской линии были учителями пения, а мать играла на фортепиано. Она и стала его первым учителем музыки. Дарование Бизе проявилось в очень раннем возрасте: уже с четырех лет он знал ноты.
В возрасте десяти лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился девять лет. Учителями Бизе были известнейшие музыкальные деятели Франции: А. Мармонтель, П. Циммерман, композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Хотя сам Бизе позже признавался, что его гораздо больше привлекала литература, его музыкальные занятия были очень успешными: уже в годы своей учебы он написал немало музыкальных сочинений. Среди них стала лучшим произведением симфония, созданная им в 17 лет, которая с успехом исполняется по сей день.
В последний год обучения Бизе сочинил кантату на древний легендарный сюжет, с которой принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, и которая получила премию. Также Бизе получал премии на конкурсах по фортепианной и органной игре, а самой большой его наградой за время обучения стала большая Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда", которая давала ему возможность на получение государственной стипендии и четырехлетнее проживание в Италии.
После окончания консерватории Бизе жил в Италии с 1857-го по 1860 годы. Там он много путешествовал и занимался своим образованием, знакомился с местным бытом. В то время молодой композитор находился на перепутье: он не нашел еще своей темы в музыкальном творчестве. Однако он определился с формой подачи своих будущих произведений – для этого он выбрал театральную музыку. Он интересовался парижскими оперными премьерами и музыкальным театром, отчасти из меркантильных соображений, так как в этой области в те времена было легче добиться успеха.
За время пребывания в Италии Бизе написал симфонию-кантату «Васко да Гама» и несколько оркестровых пьес, часть которых впоследствии вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Три года, проведенные в Италии, были довольно беззаботным временем в биографии Жоржа Бизе.
По возвращению в Париж для Бизе начались тяжелые времена. Добиться признания оказалось не так просто, и Бизе зарабатывал частными уроками, писал музыку на заказ в легком жанре и работал с чужими сочинениями. Вскоре после приезда Бизе в Париж скончалась его мать. Постоянное перенапряжение, резкие упадки творческих сил, сопровождающие композитора на протяжении всей жизни, стали причиной непродолжительной жизни гениального композитора.
Но Бизе не искал легких путей к признанию. Хотя он мог стать прекрасным пианистом и более быстро добиться успеха на этом поприще, он полностью отдался композиторской деятельности. «Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь...» - так писал сам Бизе о своем выборе. О разнообразии его творческих замыслов можно судить по найденным неоконченным произведениям, которые за свою непродолжительную жизнь Бизе не успел довести до конца, таким как опера «Иван Грозный», найденная лишь в 30-х годах нашего века.
В 1863 году состоялась премьера оперы Бизе «Искатели жемчуга», которая, хоть и выдержала восемнадцать спектаклей, не имела большого успеха. Еще одна опера Бизе, «Пертская красавица», была написана в 1867 году и также не получила одобрения публики. Сам Бизе был вынужден согласиться с мнением критиков и пережить этот кризисный момент в своей музыкальной карьере. Однако именно в "Пертской красавице" проявились первые черты реализма Бизе, который стремился изменить стиль комической оперы, наделив ее глубокими жизненными конфликтами и чувствами.
Далее следовал тяжелый 1868 год в биографии Жоржа Бизе, когда он помимо серьезных проблем со здоровьем испытывал продолжительный творческий кризис. В 1869 году Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви, а в 1870 году во время Франко-прусской войны Бизе записался в Национальную гвардию, что не могло не отразиться тяжело на молодой семье и творческой работе композитора.
Биография Жоржа Бизе – зрелые годы.
70-е годы были временем расцвета творческой биографии Жоржа Бизе. В 1871 году он снова начинает заниматься музыкой и сочиняет сюиту для фортепиано "Детские игры".
Вскоре Бизе сочиняет одноактную романтическую оперу "Джамиле", а в 1872 году состоялась премьера пьесы Альфонса Доде «Арлезианка». Музыка, написанная Бизе к этой пьесе, вошла в золотой фонд мировых симфонических произведений и стала новой вехой в творческой биографии бизе. Премьеры этих пьес прошли неудачно, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе. Сам же Бизе считал оперу "Джамиле" началом своего нового пути. «Джамиле» стала подтверждением творческой зрелости Бизе. Считается, что именно это произведение привело композитора к его оперному шедевру «Кармен».
Несмотря на то, что "Кармен" была написана для постановки в театре Комической оперы, к этому жанру ее можно отнести только формально, так как «Кармен» является, по сути, музыкальной драмой, в которой композитору удалось ярко прорисовать народные сцены и персонажей.
Премьера «Кармен» состоялась в 1875 году и прошла неудачно, что было очень тяжело воспринято композитором и сильно повлияло на его здоровье. «Кармен» была оценена по достоинству уже после смерти Бизе и была признана вершиной его творчества через год после неудачной премьеры. Петр Чайковский называл "Кармен шедевром, отражающим «в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи» и был убежден в неподвластной времени популярности оперы.
Уникальность творчества Жоржа Бизе выразилась не только в высоких достоинствах его музыки, но и в глубоком понимании им театральной музыки.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

Жорж Бизе. «Кармен».

Жорж БизеОпера «Кармен» – кульминация всего творчества известного французского композитора Жоржа Бизе и одна из самых лучших опер в мире. К тому же «Кармен» была последней оперой, написанной Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, за три месяца до смерти композитора. Даже считается, что преждевременный уход композитора был ускорен невероятным скандалом вокруг оперы: зрители считали сюжет неприличным, а музыку слишком сложной и подражательной. Постановка не просто была не успешной, казалось, это был грандиозный провал.

Главная героиня оперы, Кармен, – одна из самых блистательных оперных героинь. Страстный темперамент, женская привлекательность наряду с независимостью. Эта трактовка выразительного образа Кармен мало напоминает литературную героиню, взятую за основу. Кармен Жоржа Бизе лишена хитрости, вороватости, всего мелкого и обыденного. Бизе добавил Кармен черты трагического величия: ценой собственной жизни она доказывает свое право любить и быть любимой. Вероятно именно эта трагичность героини и делает ее такой привлекательной для зрителей.

Музыка оперы полна изумительных мелодий, а сюжет предельно драматичен. В ней столько жизни и неподдельности, что делает Кармен понятной и близкой зрителю. «Кармен» – неповторимый шедевр оперной музыки.

Cюжет оперы «Кармен»

Главные герои оперы – цыганка Кармен, сержант дон Хосе, его невеста Микаэла и Жорж Бизетореадор Эскамильо. Главная героиня связана с контрабандистами, она соблазняет сержанта, но, со временем чувства к нему охладевают, и Кармен влюбляется в тореадора.

Сложная перипетия взаимоотношений героев, их смешанные чувства создают многолинейный сюжет, но именно в этом хитросплетении проявляется искренность и темпераментность Кармен, ее независимость и неподдельность и обрисовывается вся гамма сложных взаимоотношений героев. И гениальность Жоржа Бизе в том, что музыкальными средствами он так выразительно продемонстрировал внутреннюю целостность, чистоту и искренность выражения чувств Кармен. Созданная композитором Кармен – это воплощение женской самобытности и обаяния, бесстрашия и решительности, стремления оставаться самой собой несмотря ни на что.

Сегодня пожалуй не найдется человека который не знал бы оперу «Кармен». Сюиту №2 и «Марш Тореадоров» знают все. Музыка сделала эту оперу поистине народной. Однако, так было не всегда.

Всем известно, что над оперой «Кармен» работал известный композитор Жорж Бизе. Он начал работу над этой оперой в 1874 году. Сюжет этой оперы взят из романа Проспера Мериме который носит одно название с оперой. Но если быть точнее, то за основу взята именно третья глава этого романа.

Конечно в этой опере далеко не все представлено как в романе. К примеру в самой опере сценаристы несколько сгустили краски. Подчеркнув в персонажах именно те черты которые объясняли их поведение. Но, что самое важное в этой опере, как и во всем, что писал Жорж Бизе «Кармен» не была просто оперой для буржуазии. Взятые сцены из жизни простых людей сделали эту оперу по настоящему любимой народом. Ведь в ней все понятно и так близко и в то же время не лишено романтики.

Однако не все было так как сейчас. И опера «Кармен» не была принята Парижским обществом. Возможно это стало одной из причин по которым умер великий композитор. Жорж Бизе умер через три месяца после премьеры «Кармен». Однако нельзя сказать, что в свое время «Кармен» была безнадежной оперой. Ведь она имела большой успех в странах восточной Европы и в России. А Петр Ильич Чайковский назвал эту оперу Шедевром буквально напророчив ей всеобщую любовь.

Все знают, что опера «Кармен» это повествование о любви. И действие ее происходит в Испании. Но, что больше всего удивляет так это то, что Жорж Бизе создал самую Испанскую оперу ни разу не побывав в Испании. А сама опера «Кармен» стала классикой Испанской музыки. Ведь сюита №2 считается лучшим образцом классического фламенко. Основной ритм этой сюиты до сих пор служит основой многих произведений для фламенко. А «Марш Тореодоров» считается самым лучшим пассадоблем. Так, что и в самом деле «Кармен» - самая Испанская, Французская опера.

Опера Жоржа Бизе Кармен (Carmen) впервые была представлена зрителям в 1875 году. Сюжет оперы взят из произведения Просперо Мериме. В центре событий - цыганка Кармен, поступки и образ жизни которой задевают и меняют судьбы тех, кто оказывается с ней рядом. Исполненная духом свободы и отрицания законов, Кармен наслаждается вниманием мужчин, не задумываясь об их чувствах.

В России первая постановка оперы прошла в Мариинском театре, и в дальнейшем обошла все известные театральные заведения. Все 4 акта постановки наполнены действием, яркими красками и естественными чувствами. Опера полюбилась зрителям именно из-за обилия страстей, без пафоса и высоких форм, ведь на протяжении 2 часов мы наблюдаем историю из жизни простых людей, которые не смогли обуздать свои желания. Хотя 100 лет назад оперу признали вульгарной и безобразной, и крайне не рекомендовали к просмотру все известные печатные издания. Благодаря буре, вызванной в СМИ того времени, оперу посмотрели множество людей хотя бы из любопытства. Лучшей рекламы невозможно и придумать. Зрителю Кармен пришлась по душе, и по сей день история вольной жизни и случайной смерти цыганки притягивает в театр массу людей

Краткое содержание оперы.
Кармен – красивая, вспыльчивая, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Из-за драки, возникшей среди девушек фабриканток, Карменарестовывают и приводят в полицейский участок. Там она томиться в ожидании ордера, и ее стережет сержант Хозе. Цыганка смогла влюбить его и уговорить отпустить на свободу. Хозе на тот момент имел невесту, хорошую должность и одинокую мать, но встреча с Кармен перевернула всю его жизнь. Он отпускает ее, и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.
Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Попутно кокетничает с Эскамильо, известным красавцем тореадором.Хозе, в пылу ссору поднявший руку на своего начальника, не имеет другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и ее друзьями, незаконно перевозящими грузы. Он безумно ее любит, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в ее честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что все кончено. Тогда Хозе убивает свою любимую, чтобы она не досталась никому

Финальная сцена смерти на фоне публичного выступления Эскамильо, который и сам уже охладел к Кармен, является самой запоминающейся сценой всей оперы.

Бизе Жорж (1838-1875), французский композитор.

Родился 25 октября 1838 г. в Париже в семье учителя пения. Заметив музыкальный талант сына, отец отдал его учиться в Парижскую консерваторию. Бизе блестяще окончил её в 1857 г. по классу композиции Ф. Галеви. Уже на выпускном курсе им была написана оперетта «Доктор Миракль».

При окончании консерватории Бизе получил Римскую премию, которая давала право на длительную поездку за казённый счёт в Италию для совершенствования мастерства. В Италии он сочинил свою первую оперу «Дон Прокопио» (1859 г.).

Вернувшись на родину, Бизе дебютировал на парижской сцене оперой «Искатели жемчуга» (1863 г.). Вскоре была создана следующая опера - «Пертская красавица» (1866 г.) по роману В. Скотта.

Несмотря на все музыкальные достоинства, успеха оперы не принесли, и в 1867 г. Бизе вновь обратился к жанру оперетты («Мальбрук в поход собрался»), А в 1871 г. создал новую оперу - «Джамиле» по поэме А. Мюссе «Намуна».

Настоящую известность и славу принесла композитору симфоническая музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 г.); впоследствии из неё были составлены две оркестровые сюиты. После «Арлезианки» Бизе опять обратился к опере - в 1875 г. была написана знаменитая «Кармен» по новелле П. Мериме.

Сейчас трудно поверить, что произведение, признанное вершиной французского оперного реализма, обошедшее все оперные сцены мира и ставшее одним из самых любимых и популярных в истории музыки, при первой постановке в Париже успеха не имело и вскоре было снято с репертуара. Провал любимого детища так подействовал на Бизе, с детства страдавшего пороком сердца, что привёл к трагическому концу - он скончался 3 июня 1875 г. в Париже.

После смерти композитора в его бумагах нашли партитуру оперы «Иван Грозный» (1865 г.), которая впервые была поставлена только в 1946 г. Чайковский первый предсказал бессмертие оперы “Кармен”

«Кармен»

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году.Опера в четырех актах. Либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимен новелле П.Мериме. Первое представ сост 3 марта 1875г а Париже.

Действующие лица:

Кармен, цыганка, работница сигарной фабрики меццо-сопрано

Дон Хозе, бригадир тенор

Эскамильо, тореадор баритон

Данкайро контрабандисты,
Ромендадо баринон

Цунига, капитан бас

Моралес, сержант баритон

Микаэла, невеста Хозе сопрано

Фраскита сопрано,

Мерседес цыганки, подруги Кармен

Лилас-Пастья, содержатель таверны без пения

Проводник без пения

Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ.



Действие происходит в Испании, около 1820 года.

СЮЖЕТ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера - песня свободной любви - звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.



Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо - он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их - впереди.

Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.

«Кармен» - один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» - в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Жорж Бизе. Страницы жизни и творчества

Жорж Бизе (1838-1875)

Жорж Бизе родился в 1838 году в Париже. Отец его, учитель пения, обнаружил у своего девятилетнего сына поразительные музыкальные способности и определил его в Парижскую консерваторию, где тот занимался по классу фортепиано у Мармонтеля, по классу органа у Бенуа, по классу гармонии у Циммермана и по классу композиции у Галеви.

За время своей учебы в консерватории Бизе принял участие в девяти конкурсах и на всех занял первое место.

В 1857 году, по окончании консерватории, он получил Римскую премию и поехал в Италию, чтобы там совершенствовать свое мастерство. Именно там в Италии, помимо музыки появляется еще одно увлечение Бизе.

Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и, конечно же, стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял: «Я не богат, но заработать денег - это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли». Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал, заручившись обещанием Джузеппы приехать, как только его матери станет лучше.


Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег, но на это нужно время, а его нет.

Во время пребывания за границей Бизе сочинил двухактную итальянскую оперу «Дон Прокопио», две части симфонии, увертюру и одноактную комическую оперу «Гузла змира».

В 1863 году он вернулся в Париж, где вскоре на сцене Лирического Teaтpa была поставлена его опера «Искатели жемчуга», которая успеха не имела.

Не снискала признания у публики и следующая опера Бизе «Пертская красавица»


Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!»

Но, несмотря на неудачи, именно в этот период Бизе встретил свою любовь.

Проходя мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец, Жорж сделал предложение. Казалось, в его тяжелую, многострадальную жизнь заглянуло наконец солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружила Бизе нежностью и заботой, композитор снова смог работать.
Семейная идиллия была недолгой. Вскоре жене надоели постоянные отлучки мужа и его вечная занятость.

Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ - комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон…


Неудачи с операми компенсировались той популярностью, которую завоевали у слушателей произведения Бизе из области симфонической музыки, среди них музыка к драме А. Доде «Арлезианка» и увертюра «Родина», симфония «Рим» и сюита«Детские игры».

В 1871 году комическая опера «Джамиле» была завершена, через год он написал «Арлезианки», обе они были поставлены на сцене и шли с большим успехом. Это был подарок судьбы. Но еще больший подарок ему сделала жена, родив сына Жана. Но Бизе необходимо было еще больше работать. Была задумана серьезная опера - «Кармен».

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…



Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил.

Умер Жорж Бизе на 37-м году жизни, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

http://www.muzzal.ru/bize.htm

Жорж Бизе краткая биография французского композитора изложена в этой статье.

Жорж Бизе краткая биография

Александр Сезар Леопольд Бизе родился 25 октября 1838 года в Париж в музыкальной семье. Талант мальчика был рано обнаружен: в возрасте четырех лет он уже знал все ноты, в возрасте девяти - поступил в знаменитую Парижскую консерваторию. Он обладал феноменальным слухом, памятью, блестящими пианистическими и композиторскими данными, это приводили в восхищение всех учителей.

Бизе не раз премировали на консерваторских конкурсах, а по окончании курсов в консерватории в 1857 году, его удостоили права провести целых 3 года в Италии, в целях усовершенствования. Это были годы усиленных творческих поисков. Композитор пробовал собственные силы в различных музыкальных жанрах: он создал симфоническую сюиту, одноактную оперетту, кантату, фортепианные романсы и пьесы. Но подлинным призванием Бизе был музыкальный театр.

По возвращении из Италии он написал оперу «Искатели жемчуга» (1863 год) на экзотический сюжет, рассказывая о любовной драме Лейлы и Надира, а после — «Пертскую красавицу» (1867 год). Оба музыкальных произведения не имели успеха, и композитор продолжал напряженные поиски нового в творчестве. «Я прохожу через кризис», - писал он в те годы.

Опера «Джамиле» (1872 год) ознаменовала наступление его творческой зрелости — психологическая выразительность прекрасно сочетается в ее музыке с яркостью восточного колорита. Тогда была создана музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Опера «Кармен », являлась наибольшем творческим достижением Бизе и одновременно с этим его лебединой песней. Но ее премьера закончилась провалом. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира.

Талантливый ребенок

25.10.1838 в Париже родился будущий всемирно известный композитор Жорж Бизе.

Он рос в музыкальной семье (отец преподавал вокал, мать была профессиональной пианисткой), поэтому с самого раннего детства Жорж был окружен музыкой.

Родители были его первыми учителями. К четырем годам ребенок уже хорошо знал нотную грамоту, играл на фортепьяно. Родители настойчиво занимались музыкальным образованием мальчика, не оставляя ему времени на игры со сверстниками.

Его успехи были настолько значительными, что даже не достигнув десяти лет, Бизе вступил в столичную консерваторию. Первые музыкальные сочинения появились у юного дарования в 13 лет. Утром мама вела Жоржа в консерваторию, а после уроков забирала домой.

Небольшой перерыв на обед – и снова занятия музыкой в отдельной комнате, где его закрывали и где мальчик играл на фортепьяно до полного изнеможения.

Впрочем, учеба не была для Жоржа особо трудным делом. Окончив консерваторию в 19 лет, он написал кантату «Кловис и Клотильда», за которую получил Большую Римскую премию. В таком юном возрасте, кстати, никто еще такую премию не получал.

Первая любовь и первые невзгоды

В Италии Жорж познакомился с веселой девушкой Джузеппой, влюбился в нее до опьянения. Он думал, что написанием пары комических опер, заработает достаточно, чтобы обеспечить с любимой безбедную жизнь. Но тут пришло известие, что заболела мать.

Жорж, уезжая домой, пообещал девушке вернуться, когда мать выздоровеет. На ее лечение юный композитор изо всех сил пытался заработать денег: он перекладывал партитуры опер других сочинителей для фортепьяно, за что ему исправно платили. Но денег все равно не хватало.

Больная мать, так мечтавшая увидеть своего Жоржа богатым и знаменитым, неустанно повторяла, что он должен написать симфонию, которая его прославит и выведет из нищеты. Он писал, росла кипа черновиков, но времени оставалось все меньше, а долги все росли. Мать угасала. Целый год упорного труда ради спасения матери так и не принес ожидаемого результата. Мать умерла, так и не увидев своего сына знаменитым.

Увлечение театром

Музыкальный театр давно привлекал Бизе. Он много писал для сцены. Но критика не особо благоволила молодому композитору. Он написал комическую оперу «Дон Прокопио», несколько оркестровых пьес, но все это не было оценено. Наконец, в 1863 г. произошел некоторый сдвиг: премьера оперы Бизе «Ловцы жемчуга» была замечена критикой, но без особого восторга.

Всего 18 раз опера прошла на сцене, а потом ее исключили из репертуара. И снова все вернулась на круги своя: упорный и безуспешный труд бессонными ночами, чужие партитуры, жалкие уроки музыки.

Безденежье и отчаяние. Оперная дива – Могадор

Знакомство с оперной певицей Могадор подарило Жоржу Бизе бурную страсть, которая не принесла ни счастья, ни даже продвижения в карьере. Она была знаменитостью в Париже. Ее знали не только как оперную диву мадам Лионель, но и как писательницу Селесту Венар и как светскую львицу графиню де Шабрийан.

Она была прелестной 42-летней вдовой и владелицей столичного музыкального театра. 28-летний Бизе был поглощен их взаимной страстью. Но именно эта женщина принесла много душевных мук Жоржу: она оказалась капризной и вздорной, постоянно устраивала скандалы и жуткмие сцены. Да и любовь юноши ей уже была не нужна.

Однажды в порыве гнева Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды. Молодой человек вышел на улицу. Была зима. Он простудился. Заболел надолго и всерьез: работал в постели, практически лишился голоса. Его связь с Могадор закончилась, но душевные страдания, как и физические, еще долго отравляли ему жизнь.

Брак

Весной 1869, в доме своего учителя, Жорж встретил его повзрослевшую дочь Женевьеву. Их роман развивался медленно. Неудача с оперой «Пертская красавица» (1866). Болезнь, потеря веры в себя, безденежье – все это опустошало душу композитора. Но все же однажды Жорж решился сделать предложение Женевьеве.

Поначалу юная жена окружила Бизе любовью и заботой, создавая ему комфортные условия для работы. Жорж работал не покладая рук: сочинял музыку и по-прежнему давал уроки. Вскоре Женевьева устала от такой жизни. Однажды муж застал ее дома с любовником.

Опера «Кармен» (1874)

Лебединой песней Жоржа Бизе стала опера «Кармен», где героиня так похожа на страстную Могадор. На премьере в зале Парижской оперы Бизе леденел от ужаса: неужели и в этот раз позорный провал? Публика реагировала вяло. Жорж понял, что его шедевр снова никто не оценил.

Женевьева уже после первого акта покинула театр. Раздавленный очередной неудачей, композитор в порыве отчаяния бросился в Сену. На этот раз его болезнь оказалась смертельной: жар, глухота, паралич рук и ног, сердечный приступ – и смерть 3.06. 1875. Ему было всего 37 лет.

Ему не суждено было увидеть себя и свою «Кармен» в лучах феерического успеха, который пришел через 4 месяца после его смерти в Венской опере. Все когда-то непризнанные произведения Жоржа Бизе, и в первую очередь его «Кармен», навеки вошли в число самых блистательных творений музыкальной классики.