Митрофанушка недоросль цитаты. Краткая характеристика Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д

  • 13.11.2021

Митрофан Простаков - один из главных героев комедии Фонвизина „Недоросль”. Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно.

Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие.

В конце этого произведения Стародум сказал:« Вот злонравия достойные плоды», а это очень точно описывает ситуацию, происходящую в семье.

Митрофанушка не проявляет никакого желания и интереса к учебе, а хочет только резвиться да голубей гонять. При любой сложной ситуации прячется за мамину спину, но даже её в последней сцене он повергает в шок своим хамским поведением.

Мне кажется, что Фонвизин создал Простакова Митрофана для того, чтобы заострить внимание на проблеме безграмотности молодого дворянства и межклассовых отношений в крепостной Российской Империи.

Обновлено: 2013-09-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки - это действительно образ «маменькиного сынка».

Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.

У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.

Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова "дверь" и "дурак" у него — имена прилагательные. За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.

Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.

В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Уродливое воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным. Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»

Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало того, само слово "недоросль", служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.

Митрофан и Простакова Влияние на Митрофана отца и дяди Обучение Митрофана Почему Митрофан является центральным персонажем?

Денис Фонвизин написал комедию ” Недоросль ” в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную и государственную службу, а также жениться. Молодые люди до этого возраста в данном документе назывались “недорослями” – это определение и легло в основу названия пьесы. В произведении главным героем является

Митрофанушка-недоросль.

Фонвизин изобразил его как глупого, жестокого, жадного и ленивого юношу 16 лет, который ведет себя как маленький ребенок, не желает учиться и капризничает. Митрофан является отрицательным персонажем и самым смешным героем комедии – его несуразные высказывания глупость и невежество вызывают смех не только у читателей и зрителей, но и у других героев пьесы. Персонаж играет важную роль в идейном замысле пьесы, поэтому образ Митрофана-Недоросли требует подробного анализа.

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина “Недоросль” образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт.
Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен “маменькиным сынком” – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения.

Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от “лишнего рта”. Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее “заботливой воспитательницей”, якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее “лучшие” черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии “Недоросль” нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены.
Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами.

Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет.

Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая “свое решение”. Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география.

При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии “Недоросль”. В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян.

Помимо того, в “Недоросле” характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

p>Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему “Характеристика Митрофана в комедии “Недоросль””


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны. Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: “перво-ет”, “голоушка”, “робенка”, “котора” и др. Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы […]...
  2. Митрофан Простаков – один из главных героев комедии Фонвизина “Недоросль”. Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно. Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие. В конце этого произведения […]...
  3. Пьесу “Нелоросль” написал Денис Иванович Фонвизин. Одним из главных героев этой комедии является Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. В образе Митрофанушки драматург показывал несчастные последствия дурного воспитания. Юноша очень ленив, любил лишь есть, бездельничать и гонять голубей, ведь цели в жизни у него не было. Митрофан не хотел учиться, а учитель были наняты только из-за […]...
  4. ­Учителя Митрофана Проблема воспитания и образования всегда остро стояла в обществе 18-19 вв. Еще во времена правления Екатерины II этот вопрос был на пике актуальности. Комедию “Недоросль”, которая сегодня входит в обязательную программу чтения для школьников, Д. И. Фонвизин написал под влиянием сложившейся в социуме ситуации. Многие помещики не считали нужным нагружать своих детей излишними […]...
  5. Верная и беззаветная служба няни была вознаграждена лишь побоями и такими именованиями, как: собачья дочь, бестия, старая хрычовка, старая ведьма. Судьба Еремеевны тяжела и трагична, крепостная вынуждена служить свирепым помещикам, которые не способны оценить ее преданную службу. Правдиво и жизненно изображены в комедии домашние учителя Митрофана: Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина. Цыфиркин – отставной солдат, – […]...
  6. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные принципы. Каковы же они у Митрофана? Прежде всего нужно отметить, что определяются его жиз­ненные принципы окружающей средой и обстановкой, в кото­рой он воспитывается. Его родители – помещики-крепостни­ки. Они живут за […]...
  7. Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, […]...
  8. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом […]...
  9. Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, еще пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу. Поэтому Простакова и наняла учителей сыну Митрофанушке. Но ничего доброго из этого […]...
  10. Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми (“Не хочу учиться, а хочу жениться”, “Зачем география, когда извозчики есть”), а образы приобрели нарицательное значение (“недоросль”, Митрофанушка, “тришкин кафтан”). А. С. Пушкин назвал Фонвизина “друг […]...
  11. Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи. Первая и основная проблема в комедии это – плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: “Недоросль”. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. В самой комедии мать […]...
  12. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ (образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”) Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина “Недоросль” связала слова “недоросль” и “Митрофан” в единое понятие, “так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль – синоним Митрофана, а Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня”. Судьба этого молодого человека, […]...
  13. План Софья и Митрофан Софья и Простакова Произведение Фонвизина ” Недоросль ” написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является […]...
  14. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей. Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития […]...
  15. Вопрос образования и воспитания молодежи был и остается очень актуальным. В силу неопределенных и непонятных до конца причин каждое предыдущее поколение считает следующее поколение менее образованным и воспитанным. Тем не менее, мир как-то существует, более того, достаточно активно и бурно развивается. Впрочем, эта проблема все равно рассматривалась повсеместно, в том числе в произведении Фонвизина под […]...
  16. Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина “Недоросль” связала слова “недоросль” и “Митрофан” в единое понятие, “так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль – синоним Митрофана, а Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня”. Судьба этого молодого человека, искореженная историческими обстоятельствами, сословными пороками, вызывает, как бы это не звучало странно, не […]...
  17. План Судьба Простаковой Неблагодарность Митрофана: кто виноват? Простакова как носитель устаревшей морали Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой Комедия ” Недоросль ” – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету […]...
  18. Свою хлесткую и обличающую комедию “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин пишет в непростое время правления Екатерины II. Как отмечала сама императрица в своих мемуарах перед восшествием на престол: “Законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Из этих слов можно сделать определенные выводы о том, в каком упадническом положении находилась духовная жизнь […]...
  19. Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не […]...
  20. В эпоху просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Основная проблема, которую Д. И. Фонвизин поднимает в своей комедии “Недоросль” – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. У […]...
  21. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своем сыне, Митрофанушке, стараясь во всем ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится. Ей плевать на прислугу и даже на […]...
  22. Комедия ” Недоросль ” Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета (единство времени и места), так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным классицистическим персонажем, является Скотинин. Недоросль Митрофан и госпожа Простакова по сюжету пьесы выступают его родственниками и такими же отрицательными […]...
  23. Одним из самых интересных и сатирически освещенных действующих лиц комедии Фонвизина “Недоросль” является сын Простаковых – Митрофанушка. Именно в его честь названо произведение. Митрофанушка – избалованный недоросль, которому все дозволено. Его мать, жестокая и глупая женщина, не запрещала ему ничего. Митрофану уже исполнилось шестнадцать лет, однако матушка считала его ребенком и до двадцати шести лет […]...
  24. Рассуждая об образах комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина, хочется вспомнить слова известного немецкого писателя и мыслителя И. Гете, который сравнивал поведение с зеркалом, в котором виден лик каждого. Я. Коменский, размышляя о проблеме воспитания, отмечал, что нет ничего более трудного, чем перевоспитать дурно воспитанного человека. Эти слова как нельзя более точно характеризуют образ героини комедии […]...
  25. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в […]...
  26. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Д. Фонвизин. Недоросль Фонвизин жил во времена жестокого угнетения народных масс, в эпоху расцвета крепостничества и привилегированного положения дворян, в век самодержавного произвола российской монархии. Великий драматург был представителем передовых кругов дворянского общества и смело критиковал пороки времени в своих произведениях. В этом плане вершиной творчества Фонвизина стала его […]...
  27. Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он “завсегда без дела лаяться изволит”. Со своей няней Ере-меевной, бесконечно ему преданной, он не только груб, но еще – бессердечен. Он […]...
  28. На тему: Смысл названия комедии Недоросль Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих […]...
  29. План Идейный смысл комедии ” Недоросль ” Суть комедии “Недоросль” Комедия Дениса Фонвизина “Недоросль” – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными […]...
  30. Вральман в “Недоросле” является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца. На обман указывает и […]...
  31. План Тема комедии ” Недоросль ” Идея комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт “отцов и детей” и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности. Тема комедии “Недоросль” […]...
  32. Комедия “Недоросль” была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781году. Одной из центральных проблем было воспитание. В то время в России была идея просвященной монархии. Вторая проблема – это жестокое обращение с крепостными крестьянами. Крепостное право подвергалось резкому осуждению. В то время только смелый человек мог написать такое. Во все времена во всех произведениях основной частью […]...
  33. Свою комедию “Недоросль” Д. И. Фонвизин написал на исходе XVIII века. Несмотря на то, что уже прошло несколько столетий с тех пор, многие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день, а ее образы живы. Среди главных проблем, которые освещены в пьесе, стало раздумье автора о наследии, которое Простаковы и Скотинины готовят России. Ранее […]...
  34. Второй проблемой “Недоросля” является проблема воспитания. В просветительский XVIII век воспитание рассматривалось как важнейший фактор, который определял нравственный облик человека. Фонвизин осветил проблему воспитания с государственной точки зрения, поскольку видел в правильном воспитании единственный путь спасения от зла, грозящего обществу, коим становилась духовная деградация дворянства. На решении проблемы воспитания сосредоточена большая часть драматического действия комедии. […]...
  35. Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”. Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в […]...
  36. Комедия Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” актуальна и по сей день. Одной из доминирующих тем произведения является получение образования. Указом Петра I все дворяне должны были освоить основы наук. И Митрофан не стал исключением. Но его семья не считает, что знания пригодятся в жизни. Поэтому Митрофан учится только для того, чтобы в будущем получать чины. Не […]...
  37. Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал автора комедии “Недоросль” Дениса Ивановича Фонвизина. Он написал много честных, смелых и справедливых произведений, но вершиной его творчества принято считать именно “Недоросль”, в котором автор ставил перед обществом много спорных вопросов. Но главной проблемой, затронутой Фонвизиным в своем знаменитом произведении, стала проблема воспитания нового поколения прогрессивно мыслящих людей. Когда Россией […]...
  38. Смысл названия комедии “Недоросль” рассматривается с двух сторон. В словаре можно найти два толкования слову “недоросль”. В первом варианте слово имеет значение: “молодой дворянин, еще не достигший 18 лет и не поступивший на государственную службу”. Во втором варианте – “недоучка, глуповатый юноша”. Следует отметить, что во времена Фонвизина бытовало только первое значение этого слова, второе […]...
  39. Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе “Недоросль”, является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе. Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу […]...
  40. Свое бессмертное произведение – остросоциальную комедию “Недоросль” – Денис Иванович Фонвизин, известный русский драматург, окончил в 1781 году. В центр своего произведения он поставил проблему воспитания. В XVIII веке в России господствовала идея просвещенной монархии, которая проповедовала становление нового человека, передового и образованного. Второй проблемой произведения стала жестокость по отношению к крепостным крестьянам. Резкому осуждению […]...

Меню статьи:

Комедия Фонвизина «Недоросль» – это одно из самых лучших мотивационных произведений. С помощью образа Митрофана Простакова мы можем проанализировать и осознать всю губительность безграничной слепой родительской любви и вседозволенности.

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.
Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Денис Фонвизин.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.


Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».


Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Детей дворян уже с шести лет приписывали к какому-нибудь полку в качестве нижних чинов: капралов, сержантов и даже рядовых. К совершеннолетию юноши получали за выслугу офицерский чин и должны были «идти в службу» . Подростков, не достигших шестнадцати лет, называли «недорослями», что означало: не дорос до ответственности, взрослой жизни.

Семья будущего офицера была обязана обеспечить недорослю определенный уровень образования, который проверялся на экзамене. Часто подобная проверка была формальной, и молодому человеку позволяли продолжить домашнее обучение до 25 лет. Все это время он получал повышение в чинах, не выходя из дома. Избалованный и недоучившийся, часто уже женатый и имеющий детей офицер сразу занимал высокую должность. Нетрудно догадаться, как это сказывалось на боеспособности армии. Ничуть не лучше обстояло дело и с гражданской службой.

Такую порочную практику домашнего обучения дворян и высмеял Денис Фонвизин в комедии «Недоросль» . Главный герой произведения не случайно назван Митрофаном, что означает – «подобный матери» . Госпожа Простакова воплощает самые неприглядные черты помещицы времен крепостного права: самодурство, жестокость, жадность, чванство, невежество. Ее слабовольный и недалекий супруг слово боится сказать без одобрения жены.

Простакова старается сделать из сына свою копию. Митрофанушка растет эгоистичным, грубым и заносчивым бездельником, все интересы которого сосредоточены вокруг вкусной еды и развлечений. Неумеренный аппетит великовозрастного «дитяти» всячески поощряется матерью, даже во вред здоровью сына. Несмотря на тяжелую ночь после обильного ужина, Митрофанушка съедает на завтрак пять булочек, а Простакова требует, чтобы ему подали шестую. Неудивительно, что недоросль, по словам матери, «деликатного сложения» .

Развлечения у Митрофана самые примитивные. Он любит гонять голубей, проказничать и слушать рассказы скотницы Хавроньи. Мать поощряет такое безделье, ведь сама Простакова безграмотна, как ее родители, муж и брат. Она даже гордится своим невежеством: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» . Но помещица вынуждена пригласить к сыну учителей. Из-за своей патологической жадности она нанимает самых дешевых «специалистов» . Отставной сержант Цыфиркин преподает арифметику, недоучившийся семинарист Кутейкин – грамматику, а бывший кучер Вральман учит «всему прочему» .

Однако тупость и лень не позволяют Митрофану получить даже те примитивные знания, которые пытаются донести до него горе-преподаватели. Цыфиркин признает, что за три года не выучил подопечного «трех перечесть» , а Кутейкин жалуется, что недоросль четыре года «зады мямлит» . Наука Вральмана состоит в том, чтобы постоянно советовать «ребенку» меньше напрягаться и не общаться с умными людьми. Опасения госпожи Простаковой, что любимому чаду не найдется компании, Вральман легко опровергает: «Какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы» .

Поддержка со стороны немца только укрепляет в сознании помещицы презрительное отношение к образованию. И это очень радует Митрофанушку. Он даже не слышал о географии, а слово «дверь» считает прилагательным, поскольку «она приложена к своему месту» .

Следует заметить, что Митрофан хоть и глуп, но хитер, отлично понимает свою выгоду. Он ловко манипулирует чувствами своей матери. Не желая начинать урок, подросток жалуется, что его избил дядюшка, обещает от такой обиды утопиться.

Митрофан ни во что не ставит тех, кто ниже его по званию или положению в обществе, но заискивает перед богатством и властью. Характерны обращения недоросля к слугам и учителям: «старая хрычовка» , «гарнизонная крыса» . Приснившихся родителей он называет «така дрянь» , но лебезит перед богачом Стародумом и готов целовать ему руки.

Митрофан очень труслив. Он грозится гневом матери, которую окружающие боятся, но в стычке со Скотининым прячется за старую няньку. Простакова души не чает в единственном ребенке, оберегает его и старается устроить счастливое будущее. Ради сына она вступает в драку с собственным братом, правдами и неправдами пытается обвенчать его с богатой наследницей Софьей .

Неблагодарный Митрофанушка платит Простаковой за любовь и заботу своим равнодушием. Когда в финальной сцене, потерявшая власть женщина, бросается к сыну за утешением, недоросль с презрением отталкивает Простакову: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась» .

Образ Митрофанушки не потерял своей актуальности и через два с половиной столетия. Проблемы воспитания, слепой материнской любви, невежества и хамства, к сожалению, остаются также важны для современного общества. А ленивых, бездарных учеников легко можно встретить и сегодня.